АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП (греч. ἄνθρωπος - человек) - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.).
Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов - ядер, атомов и т. д. (например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной). Осмысление этих зависимостей и привело к выдвижению в науке и философии А.П.
Существуют различные формулировки А.П., но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых в 1973 специалистом по теории гравитации Б. Картером. "Слабый" А.П. гласит: "То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей". "Сильный" А.П. говорит о том, что "Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей". Иными словами, наш мир оказался "устроенным" так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться.
Очевидно, что в мировоззренческом плане А.П. воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума, выдвинутую еще в античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей (Протагор, Анаксагор, Бруно, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Тейяр де Шарден, Ф. Крик, Ф. Дайсон, Ф. Хойл и др.). А.П. допускает как религиозную, так и научную интерпретацию. Согласно первой, антропные характеристики Вселенной выглядят как "подтверждение веры в Творца, спроектировавшего мир так, чтобы удовлетворить в точности нашим требованиям" (Хойл). Научная позиция основана на тезисе о принципиальной возможности естественного существования множества миров, в которых воплощаются самые различные комбинации физических параметров и законов. При этом в одних мирах реализуются самые простые стационарные физические состояния, в других же возможно формирование сложных физических систем - в том числе и жизни в ее многообразных формах.
Значение А.П. возрастает в наше время, для которого характерны космическая активность человека и все более серьезный поворот современной науки к гуманистической проблематике.
© Новейший философский словарь
Антропный принцип
-
- Администратор
- Сообщения: 1236
- Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51
Земля - чудесная планета
Всё на планете Земля приспособлено для жизни. Нигде в космосе больше нет таких условий. Вся Вселенная создана так, чтобы обеспечить жизнь на Земле. Все законы, все обнаруженные взаимодействия, все действующие силы направлены на поддержание жизни. И всё это чудесным образом создаёт условия, необходимые для жизни человека. Разве это не свидетельствует о Творении Вселенной, Земли и жизни на ней Богом во имя человека?
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Не антропный принцип, а проблемы доказывают Творение
НЕУЮТНОСТЬ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОЖИЯ
Михаил Аркадьев поднял тему математики как идеального языка для описания природы. В связи с этим опять всплыла и тема спасения науки от сциентизма: идеальность математики указывает на наличие Верховного Разума. Alexey Burov в связи с этим опять напомнил, что уже молодому поколению надо напоминать, что сциентизм одно, а наука другое, что Высший Разум не опровергнут биологами, эволюционистами и т.п.
У меня настороженное отношение к этой тематике, потому что критика эволюционизма идёт обычно в комплексе и с ксенофобией (против чёрных и против палестинцев), и с требованием признать аборт и эвтаназию убийствами (но смертную казнь и армию убийством не признавать). Этот комплекс один у верующих и неверующих - комплекс доминирования (надо в школах предъявлять детям два варианта - религиозный и нерелигиозный, говорить и о Дарвине, и о Высшем Разуме).
По сути же скажу так.
В течение тысячелетий бытие Бога доказывали указанием на благость творения. Хорошо человеку в этом мире! Идеально вписаны мы в него! "Вся премудростию сотворил еси".
Есть, однако, два возражения.
Во-первых, если человек идеально вписан в творение, то это может быть не потому, что Бог вписал, а потому что в творении только и может выжить тот, кто этому творению соответствует.
Нет "антропного принципа", а есть просто принятие следствия за причину. Что выжило, то выжило, и в силу выжистости и существует. Двуглавые орлы не выжили, поэтому их нет, а не потому, что Бог не любит двуглавых орлов (хотя, надеюсь, не любит).
То же с математикой. Она идеально описывает материальный мир не потому, что Бог создал материальный мир, глядя в Бурбаки, а потому что математика это сигнальная система, созданная внутри данного материального мира. Систем таких создавалось множество, одна из них оптимальна. Оптимальна - точнее, чем "идеальна", потому что никто не может гарантировать, что люди не создадут какой-то другой способ описания материального мира. Идеальной она тоже не является, иначе бы мир давно уже был понят и использован, а чего нет, того нет.
Да, "вся премудростию сотворил еси". Но премудрость не в том, чтобы создать мир по мерке человека как брюки - Бог не может и не хочет конкурировать с папскими портными - а в том, чтобы создать мир, в котором наилучшим образом каждый человек может осуществить свой путь к свободе, любви, творчеству. Путь, который лишь отчасти лежит внутри известной нам формы материального мира. Эта форма - результат изгнания из рая. Это не ад, но это и не изначальное и не идеальное состояние бытия. Человеку в этом мире неуютно - и слава Богу! Поэтому мы живые люди, а не овощи в коме. Неуютность бытия - лучшее послеобеденной отрыжки указывает на Бога. Дорога к Богу - бедорожье с точки зрения мира сего.
То же относится к математике. Её можно сравнить с Библией. Библия не доказывает бытия Божия. Но если человеку открылся Бог, он может научиться понимать Библию. Всего лишь может - но неверующий и этого лишён. Так и с математикой - она может стать способом познания мира, наилучшего познания. А может остаться способом подсчитывать, сколько евреев нужно ещё обратить в пепел. Высший Разум за Шоа не отвечает, и за вторжение России в Крым не отвечает. Сами, сами... Ну, конечно, лучше с Богом каяться, чем без. Него. Покаяние без Бога - сопли на ветер...
© Священник Яков Кротов · 2 November 2021, 17:47
Михаил Аркадьев поднял тему математики как идеального языка для описания природы. В связи с этим опять всплыла и тема спасения науки от сциентизма: идеальность математики указывает на наличие Верховного Разума. Alexey Burov в связи с этим опять напомнил, что уже молодому поколению надо напоминать, что сциентизм одно, а наука другое, что Высший Разум не опровергнут биологами, эволюционистами и т.п.
У меня настороженное отношение к этой тематике, потому что критика эволюционизма идёт обычно в комплексе и с ксенофобией (против чёрных и против палестинцев), и с требованием признать аборт и эвтаназию убийствами (но смертную казнь и армию убийством не признавать). Этот комплекс один у верующих и неверующих - комплекс доминирования (надо в школах предъявлять детям два варианта - религиозный и нерелигиозный, говорить и о Дарвине, и о Высшем Разуме).
По сути же скажу так.
В течение тысячелетий бытие Бога доказывали указанием на благость творения. Хорошо человеку в этом мире! Идеально вписаны мы в него! "Вся премудростию сотворил еси".
Есть, однако, два возражения.
Во-первых, если человек идеально вписан в творение, то это может быть не потому, что Бог вписал, а потому что в творении только и может выжить тот, кто этому творению соответствует.
Нет "антропного принципа", а есть просто принятие следствия за причину. Что выжило, то выжило, и в силу выжистости и существует. Двуглавые орлы не выжили, поэтому их нет, а не потому, что Бог не любит двуглавых орлов (хотя, надеюсь, не любит).
То же с математикой. Она идеально описывает материальный мир не потому, что Бог создал материальный мир, глядя в Бурбаки, а потому что математика это сигнальная система, созданная внутри данного материального мира. Систем таких создавалось множество, одна из них оптимальна. Оптимальна - точнее, чем "идеальна", потому что никто не может гарантировать, что люди не создадут какой-то другой способ описания материального мира. Идеальной она тоже не является, иначе бы мир давно уже был понят и использован, а чего нет, того нет.
Да, "вся премудростию сотворил еси". Но премудрость не в том, чтобы создать мир по мерке человека как брюки - Бог не может и не хочет конкурировать с папскими портными - а в том, чтобы создать мир, в котором наилучшим образом каждый человек может осуществить свой путь к свободе, любви, творчеству. Путь, который лишь отчасти лежит внутри известной нам формы материального мира. Эта форма - результат изгнания из рая. Это не ад, но это и не изначальное и не идеальное состояние бытия. Человеку в этом мире неуютно - и слава Богу! Поэтому мы живые люди, а не овощи в коме. Неуютность бытия - лучшее послеобеденной отрыжки указывает на Бога. Дорога к Богу - бедорожье с точки зрения мира сего.
То же относится к математике. Её можно сравнить с Библией. Библия не доказывает бытия Божия. Но если человеку открылся Бог, он может научиться понимать Библию. Всего лишь может - но неверующий и этого лишён. Так и с математикой - она может стать способом познания мира, наилучшего познания. А может остаться способом подсчитывать, сколько евреев нужно ещё обратить в пепел. Высший Разум за Шоа не отвечает, и за вторжение России в Крым не отвечает. Сами, сами... Ну, конечно, лучше с Богом каяться, чем без. Него. Покаяние без Бога - сопли на ветер...
© Священник Яков Кротов · 2 November 2021, 17:47
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»