Израильские заметки в программе «Шалом»

И камни возопиют. Свидетельства священной истории
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Озеро Кинерет

Сообщение FontCity » 23 июл 2013, 06:14

Кинерет - Галилейское, Тивериадское, Генисаретское море:



Содержание ролика. Поездка вокруг озера Кинерет. Город Тверия. Эпизод истории: евреи и Диоклетиан. Значение озера для Страны. Рассказ о реке Иордан. Талмуд о плодородии прикенеретских земель.

** **

Снято ровно 10 лет назад. Впрочем, слова за кадром и картинка в кадре, да и зрители перед кадром - всё осталось практически прежним. Кроме навязчивого персонажа в кадре. Ибо прошло ровно 10 лет.

** **

Лента снималась в классическом жанре учебно-доходчивого, популярного, "кирувного" и почти документального фильма - но на любительском уровне - хотя и в профессиональном формате, что было отмечено дружелюбными редакторами телеканала "Культура" - но я им не очень верю, поскольку режиссёр регулярно привозил им из Израиля по огромной коробке конфет. Чистый подкуп и кража чувства объективности.

Что касается канвы жанра, то она выстроена по такой, кажется, схеме: сначала завязка - академический голос диктора, ненавязчивая музычка (в данном случае "от Карлибаха"), потом пара историй (неважно откуда), затем что-нибудь современное (например, про уровень воды в озере), а затем - бабах! - кусок из Торы-Талмуда-Мидрашей, чтобы евреи, буде такие окажутся рядом, ахнули и впились в экран глазами. Не уверен, что окажутся.

Наша онлайная поездка заняла час-полтора. Купаться было холодно. По солнцу ходить - жарко. Я, впрочем, почти искупался. Подошёл близко к глиняному берегу и, оступившись, угодил ногами в тину. И поехал вперёд - прямо в воду. Схватился руками за берег, но, оказалось, что это ошибка, руки ушли в глину по локоть. Я заорал. Оператор попросил меня повторить крик - он сделает крупный план. Я заорал на оператора, он сказал, что это шедевр, - и двинулся в мою сторону. Выдернув руку из глины, я предупредил его, что тут опасно, для чего пришлось кинуть в него глиной, ибо слов он уже не понимал. И почти попал! Но он, ловко уклонившись от летящего ошмётка глины (камера не дрогнула), продолжал тянуться вперёд - словно мотылёк, пикирующий на гребень пламени. Отмечено, что операторы во время съёмок всегда становятся мотыльками - их привлекает моя беда. Они спешат её запечатлеть [1].

Но тут и оператору воздалось! Он решил укрупнить план - подошёл слишком близко - и заскользил по упомянутой глине в то же самое озеро пресной воды. Я его не снимал - и не потому что у меня не было камеры - а потому, что, даже будь у меня камера, не стал бы снимать. Но дал бы спокойно утонуть.

Звали его Семён Кацыв. Работал на телевидении в Тель-Авиве. Т.е. и сейчас работает, передайте ему от меня привет. А больше о неприятностях на работе - ни слова.

Ах, Кинерет - моя молодость.))

[1] Так было, например, когда я падал в кромешную пропасть с морды каменной греческой химеры в Кейсарии. Или когда меня били зонтиком в Кракове. Или когда я купил акций на пару миллионов долларов в самом центре брокерной тусовки Тель-Авива, а денег у меня не было ни шекеля. Или вот ещё - когда я начисто охрип во время съёмок в Петре. Ах, какое классное было место: природа, горные скалы цвета киновари или даже скарлет; храмины, вырубленные в породе под кармин; люди-немцы, ходящие у подножия храмин, как муравьи вокруг ножек стола, и я, стоящий внутри толпы людей-немцов, ждущих, когда этот странный человечек в шляпе откроет рот и скажет своё вступление в режиме стенд-ап. Ага, как же, я таки открыл рот - а оттуда не вышло ни звука. Мы же им не докладывали, что озвучивание будет происходить в Москве, в студии на Факельном переулке. Им слово Факельный, скорее всего, незнакомо.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 19 декабря, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Праздник со слезами на глазах

Сообщение FontCity » 09 авг 2013, 09:10

День Победы в Москве. Синагога на Поклонной:



Не входило в мои планы вывешивать на youtube этот ролик. Во-первых, сюжет - мой только текстуально, выбор темы полностью не мой, а заказчика (в то время общины на Архипова). Во-вторых, меня там нет ни в кадре, ни за кадром, поскольку все было снято без меня и задолго до того, как я узнал вообще о такой теме. Но пришлось написать текст, озвучить, а потом принимать поздравления за якобы хороший фильм. Т.е. хороший он или не очень, не мне судить. Но то, что не мой, это точно.

И тем не менее.

Вывешиваю, т.к. считаю на самом деле, что тема важная. Не о роли России в войне (я про государство, а не народ), не о смелости и доблести нашего с вами племени. Нет, совсем о другом, как мне кажется, говорит, кричит и вопит тема войны. Она кричит о боли и трагедии. И не знаю, как сказать об этом без пафоса, но я горжусь, что мой отец воевал в той войне.

Была сметена целая цивилизация. Идишкайт Восточной Европы. Ничего не осталось. Доживали жизнь уже островки и осколки - в виде каких-то непонятных песенок на задорный или печальный мотив, в виде отдельных семей или просто саднящей памяти у случайно выживших. Да еще случались редкие свадьбы "по-еврейски", ну и ежегодные встречи у синагог, потерявших свое лицо, куда же без них, без встреч-то?

Евреи бесповоротно стали русскими, оставив себе еврейские фамилии, а иногда зачем-то имена и форму носа. И ни одной точки пересечения с еврейской культурой!

Именно в этом, как мне кажется, особенность той войны. Она финальная. После нее мы стали космополитами разных версий: кто русским космополитом, кто украинским и т.д. [Определение космополита: так зовется русский человек с еврейской фамилией или украинский человек с еврейской фамилией, или американец с ней же и т.д.]

И даже возврат к Торе ничему не поможет. Ибо это всего лишь переход от русского космополита к израильскому или чисто европейскому - даже если вы всей семьей соблюдаете кашрут в центре Цюриха.

Ни запаха, ни тени, ни вкуса от тех местечек не осталось. А ведь жили в них ярчайшие люди и общины, те самые, энергии которых хватило потом на полмира: в искусстве и науке, политике и литературе, - во всем, вплоть до умения говорить и смеяться. Песни их звучат в шуршащей записи, книги уже никем не читаются - ничего не осталось, ничего.

По одной этой причине мне трудно ездить в Германию. Как и многим из вас.

** **

С другой стороны.

Моего отца тяжело ранили. В центре Тегерана, во время сталинской конференции, или как ее там называют. Он был офицером-связистом, их команда обеспечивала связь на этом вселенском сборе. Шел вечером по улице, сзади напали иранцы, ударили ножом в спину. Пролежал в беспамятстве несколько дней, потом отправили в Тифлис, где лечился два-три месяца в госпитале. Там познакомился с моей мамой, так появился я. Не будь войны и иранца с ножом – не появился бы. Ну, так каждый про себя может сказать, что он – счастливое стечение невероятных обстоятельств. Не гимны же петь этим обстоятельствам.

Папа мой был ч.н. жгучим брюнетом. При этом лицо, украшенное тонким и ровным носом, под стать тем, что ваялись в Древней Греции, слепило необыкновенной белизной. Плюс голубого разлива глаза. Неудивительно, что автохтоны сочли его таким же как они – персом, но коллаборационистом, продавшимся русским собакам и надевшим мундир ненавистной армии. А потому и напали - по своему обычаю, со спины.

Грузины принимали его за грузина, армяне за армянина, греки тоже за своего. Я к этому привык с детства. Вот только говорил он всего на двух языках - по-русски с идишским акцентом и на идиш - с русским.

И еще вот вспомнилось. За три дня конференции советские солдаты украли несколько супер-ковров, которые там стелились на полу. Сталин приказал всю роту связи (или полк?) расстрелять. Не валяйся мой отец в это время в лазарете, его тоже расстреляли бы (ндБ)… А может, их потом амнистировали – отец об этом так никогда и не узнал…

** **

Для меня та война связана с отцом. Вся наша родня убита в Киеве. И помню, всем говорил, когда был маленький: мой папа убил еще больше немцев. Типа, мы отомстили. Никого он, конечно, не убил на фронте. Я и сам не знаю, смог бы я застрелить хоть одного из тех, кто уничтожал евреев. Была бы необходимость - скажем, чтобы спасти или спастись - застрелил бы, скорее всего. А так, в отместку - скорее всего, нет. Да точно, не стал бы. Может, эта слабость нас и подводит.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 3 мая, 2012
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Гора Хермон (Израиль)

Сообщение FontCity » 17 авг 2013, 19:14

Гора Хермон на севере Израиля:



Содержание. Поездка на Хермон. Тора о снеге и духовной чистоте.

** **

Пишут, что ныне полно снега на Хермоне. Ну, значит, самое время вывесить ролик о нашей поездке на эту гору. Прошло 11 лет, но не думаю, что там что-нибудь изменилось - а поэтому считайте, что снято вчера. Кстати, цитаты из Торы про снег, уж точно, не потеряли ни слова в своей актуальности: снег всегда - символ чистоты.

О самой съемке помню только, что нисколько не тянуло встать на лыжи. Снег там не тот! В том смысле, что был он слишком рыхл, мокр, нескользок (!) и не звал. Наверное, на всю жизнь остался я черкизовским. Это такой район в Москве - Черкизово. Никакого рынка под этим названием тогда не было. Мы с Преображенки. А для местных - Богородские. Снега же у нас было в рост человека по всему склону у ж/д моста через Яузу, а по ту сторону - Оленьи пруды и парк Сокольники. Мы туда бегали эстафетой по 5 км, я всегда шел первым - из-за нелюбви к драматизму, когда у финиша тебе кричат "давай-давай", а мне им дать нечего.

** **

Тем не менее, на съемках предполагалось - по первоначальному сценарию, который я сам же и составил, - что вот, я стою на лыжах и вещаю в микрофон прямо с палками в руках, при этом плавно пролетая по экрану справа налево, как положено в иврите.
Палки я примерил. Не понравились. От кадра пришлось отказаться.
Оператор (он собирал оборудование, готовился к съемкам) стал подначивать: мол, я испугался.
Режиссер встал на мою защиту: мол, раввин на лыжах это перебор.
Я ответил, что не раввин, потому что спаси нас Б. от чужой зависти.
Директор картины переспросил: от какой такой зависти?
Ему ответил оператор (он как раз расчехлил свой бета-кам), что, мол, фильм пойдет по России, увидят функционеры других конфессий-вер-язычеств, захотят тоже - и все испоганят.
Директор не понял: почему это?
Режиссер сказал: ну как же, Россия - родина снега, а тамошние попы все еще не догадались кататься на лыжах в кадре для пропаганды. И замолчал.
Оператор снова не понял: какой такой пропаганды?
Ну как же, снялся с ходу директор, пропаганды православного снега.

Я молчал и раздумывал: приведу ли я эту беседу в своем жж через 11 лет? Решил не приводить. А теперь передумал - и вот, привожу. Все-таки зря я тогда не встал на лыжи. И на винном заводе зря не выпил бокал старого, коллекционного вина. И жаль, что в Амане отказался брать в подарок инкрустированный кальян от нашего гида, бывшего студента Саратовского университета, а по совместительству прямого потомка пророка Мухаммеда. Много таких сожалений я мог бы собрать за два года съемок нашего сериала. Хотя, с другой стороны, о чем жалеть-то? Живем не для собирания разбитых черепков, верно?

В Израиле холодно. За окнами темнота и дождь моросит. Завтра мне не надо на работу.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 14 января, 2012
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Тель Хацор в Верхней Галилее

Сообщение FontCity » 25 авг 2013, 08:00

Раскопки в местечке Хацор:



Содержание. Древняя цивилизация Хацора. История и археология. Завоевание Святой земли евреями.

** **

Три замечания к ролику

1. Личное.

Только что просмотрел весь материал. Ужас! Помню, заявил протест еще во время съемок. Мол, так нельзя: весь фильм я один в кадре, расхаживаю туда-сюда, можно разнообразить кадрами живой природы - птички там разные, ящерки - или просто показом развала камней, если эдак художественно снять их с какого-нибудь лихого ракурса. Но нельзя же, чтобы один человек все время маячил перед зрителем, просто передвигаясь, как тень. Да и личность-то не из самых фотогеничных, что уж там говорить - серая черная получилась личность. И что вы думаете? Оператор наснимал камней и птичек - а режиссер все это жестоко выкинул во время монтажа. Сказал, что без меня еще скучнее и серее.

[А других персонажей там никого не было. И не потому, что мы приехали поздно, на уходящую натуру. А потому что там всегда так. Три козы на горизонте и следы от пикников (жанр "аль-аэш").]

Я вздохнул и перестал протестовать, надеясь на чудо, которое всегда сопровождает наш народ в истории, тем более, что фильм и был задуман как исторический ликбез, без скидок на исполнителя. (Что за чудо? А самое простое: авось проскочим - и никто не заметит. Так что, если вы не заметили, я вам донес.)

Короче говоря, прошу прощения у всех ценителей изящного за свое мельтешение на экране. По принципу: не нравится - не смотрите, войдите в положение.

2. Историческое замечание, в смысле - на тему истории.

Про Хацор можно прочесть в Йеошуа 11:10-13 и Шофтим 4:1-3. Не знаю, удалось ли мне передать на экране то, что было задумано сценаристом. А задумано было - уж я-то точно знаю - перепугать зрителя заявлением, что евреи не хотели воевать, убивать и жечь. Но пришлось. И это "пришлось" вечно нас преследует. Вплоть до ныне, которое никогда не кончается (сБ).

Что имею в виду? Про сделку Шалита я написал. Так вот, это пазл из той же панорамы - как мы разрываемся меж двух полюсов: задачей собственного выживания и нашими же моральными установками. Если просто читать хроники Танаха, то за живое не задевает. Дескать, старина и жестокость нравов бронзового периода. А если читать не только глазами, но и сердцем - то это все про нас с вами!

Смотрите. Нам с вами - ага, сегодня и сейчас (ну ладно, допустим) - приказано уничтожить кенаанские города. Дотла, вместе с женщинами и детьми. Вырезать подчистую. - Кто не содрогнется от ужаса! А ведь альтернатива проста и ясна как тень под ногами в израильский полдень: если не вырежем - они нас вырежут. Уж к кому-кому, а к нам-то мир безжалостен. И правы те левые, что кричат: одумайтесь. И правы те правые, что орут: режем, братцы, режем!

Впрочем, есть и различие между прошлым и нынешним: там нам приказали с неба - четко и без вариантов. И мы всегда можем "отмазаться": мы наши праотцы стояли перед простой дилеммой - или мы, или нас, а вопросы задавайте небесам. Сегодня такого приказа вроде бы нет. А дилемма та же: или мы, или нас. Потому и жесток выбор. Потому и отдаем за одного своего тысячу чужих…

3. Замечание про художественную ценность сюжета: художественной ценности у сюжета нет!

Сплошной урок истории - на скупом обеспечении (слабом изобразительном ряду и тухлом звуковом треке). Ну, так и просмотрело нашу передачу всего ничего - каких-то восемь миллионов зрителей, живущих 11 лет назад к востоку от Москвы - и до Западной Сибири. Наверное, в тот час больше ничего не показывали.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 25 октября, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

История Галилеи

Сообщение FontCity » 02 сен 2013, 20:28

Раскопки в местечке Хацор:



Поездка по краю. О климате в Израиле. Образ древнего галилейца. Водопады и озера. Самый старый дуб в cтране. Пророчество Исаии. Поселение художников.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 3 мая, 2013
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Еврейская ешива в Подмосковье

Сообщение FontCity » 08 сен 2013, 08:11

Ешива "Торат-Хаим":



Историческая лента! Так выглядела легендарная ешива ровно 10 лет назад, когда располагалась в Удельной, это на подъезде к Быково. Рассказ в кадре идет о самой ешиве. А также об Устной Торе. Главным образом, о Вавилонском Талмуде.

** **

Был такой период в моей жизни, когда часто приходилось посещать Москву. Хотя после отъезда в Израиль постоянной работы у меня в ней не было. Так, по мелочам: участие в общих семинарах центра "Эш-Атора"; монтаж и озвучивание материала, снятого для телепередачи "Шалом"; семинары Джойнта, просто заехать по приглашению рава Юшуваева провести Шавуот на Архипова (или как она там). Вот еще причина: у рава Гольдшмидта за столом посидеть. Много разных дел бывало у меня в Москве по нескольку раз в году. Но, оказавшись в ней, при первой возможности всегда старался провести субботу именно в ешиве "Торат-Хаим".

Для меня она была - как для уставшего пловца остров в теплом, заросшем саргассами море. Сосны, густая тишина, атмосфера удивительного покоя. Внутри здания даже уроки проходили, как мне тогда казалось, в пол-голоса. (Ну, конечно, если учитель не был дипломированным актером театра мимики и еврейского жеста. Тогда шума, понятно, не оберешься.)

И еще субботние нескончаемые застолья, сопровождаемые раблезианским изобилием, - ну и песнями, ну и драшой какой-нибудь на ночь, чтобы сквозь сон вздрагивалось и мерещилось.

А главное - прогулки вокруг знаменитого озера. Знаете ли вы, как отменно усваивается талмудический спор между Ровой и Абае на прогулке по периметру озера, расположенного в самом центре Средне-Русской возвышенности (или Валдайской? я их с детства путаю.)

Кстати, о возвышенности. Вы как предпочитаете гулять - по часовой стрелке или против? Например, еврейские часы в Праге предпочитают против. А все повороты в Храме коаним совершали вокруг правого плеча. Вам что больше по нраву?

Интересно, что, независимо от личных предпочтений, рано или поздно все группы гуляющих вокруг воды в Удельной начинают идти в одном направлении, а поскольку вы движетесь им всем навстречу, то, встречаясь с вами, они будут учтиво желать вам гут-шабес, как если бы впервые вас увидят, – и так до следующей встречи, пока вы, устав от раскланиваний, не поменяете градиент обхода.

Чтобы закончить тему, отмечу лишь, что обычно после вечерней трапезы еврей совершает вокруг водоема в компании с друзьями три круга. А после утренней - два, ибо дневной сон - великая субботняя заповедь. Но, ох и ах! назовите мне еще одно такое место в Подмосковье, где на берегу обычного проточного пруда в прогулочном режиме было выучено так много Вавилонского Талмуда!

[Говорят, когда учеников ешивы "Мир" в качестве интуристов привезли в Москву - в их историческом проезде из Литвы на Дальний Восток - они, я сам об этом читал, ходили по залам Третьяковки и тоже вели споры на темы Гемары. Тициану бы об этом рассказали!]

А сейчас ешива "Торат-Хаим" переехала в Хрипань. (На старых картах с ятями в том месте четко прописано – Подмосковный полюсъ комаровъ.) Тоже многие считают красивым местом. Согласен. Хотя пруда все-таки жалко…

** **

И последнее.

Я там жил, в районе Быкова. В свое время стояла у нас в тех местах дача. А еще провел несколько лет в Жуковском. Называется, факультет аэромеханики Физтеха. Для вас там просто моторы гудят по ночам, а я в ту пору по звуку знал, что сейчас "в трубе" продувают и зачем. Ерунда, конечно, сплошной эвель-эвелим, или, как издревле переводят в России: томление духа и видимость дела. Понты, одним словом. Это я про испытание авиационных моторов. Да и физтех тоже.))

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 28 ноября, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Синагога в Отрадном

Сообщение FontCity » 16 сен 2013, 19:42

Синагога рава Карпова в Отрадном:



Чисто ностальгическая лента. Ей самой десять лет с гаком. А значит, реба Довида я знаю три десятилетия. Ужас, как бежит время. И что ему на месте не стоится?

Содержание видео: сначала рав Довид Карпов, потом на его фоне хасидская история про адмора из Коврина.

Если безвольно предаться воспоминаниям, многое что выползет из сумерек неоперационной памяти. И как на уроки съезжались (мы встретились на подпольном уроке иврита), боясь привести хвост. И как пришел к нам первый бородатый человек и сходу взялся за Раши, а мы тогда таких странных букв сроду не видели. И как субботу провели в нашем доме - это уже через год-два - споря о Достоевском (я исполнил роль катигора, а Дима Довид санигора, теперь не возьмусь ни за ту, ни за другую), а у нас в квартире шабес-гой сработал и стало по-настоящему темно. Ах да, это приключилось на русский новый год, точно-точно, жена мне подсказала только что, стоит за моей спиной, смотрит на экран и подсказывает.

Много чего можно было бы припомнить. Но, не поверите, времени нет. На рабочем столе последний этап подготовки к выпуску в свет Песен народов мира о еврейской субботе. Не до ностальгии тут.))

А Карпову от нас передавайте привет. Если еще помнит.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 3 июля, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Гидропарк на севере озера Кинерет

Сообщение FontCity » 25 сен 2013, 20:39

Парк реки Иордан:



Содержание ролика. Северный берег озера Кинерет, река Иордан. Праздник на воде. Еврейские законы семейной чистоты и раздельное купание. Тора о воде: очищение и благословение.

** **
Единственная сложность, которая у нас была на съемках, это оператор. Хороший, компанейский, вполне профессионально работающий человек - но абсолютно светский. Сколько, помню, ни говорили ему, не наставляй камеру на нескромно одетых женщин, именно туда и наставлял - причем молча, пока никто из нас не видит. После съемок объяснял, когда мы делали предварительный просмотр материала, в машине, при возвращении домой (а монтировалась лента много позже, уже в Москве): "Да разве ж они нескромные? Какие ж они нескромные! Полюбуйтесь, они ж просто красавицы на все тело". Кишинёвец, что взять?

Хорошо, наш режиссер был ориентирован "в правильную сторону". Т.е. снимать голых не велел, но и голову смущенно не отворачивал. Герой, победивший свои страсти!)) Монтаж все исправил, ура.

** **
Было жарко. В моей одежде тем более. Как однажды сказал на своей лекции рав Мордехай Нойгершл: "Вы спрашиваете, не жарко ли мне? Отвечаю: жарко, очень жарко. Но я и не собираюсь делать вид, будто мне приятно и прохладно ходить в жару, вырядившись в шерстяной костюм, с фетровой шляпой на голове. Я хожу так, не потому что мне удобно, а потому что так принято в нашем народе. Это одежда верующих евреев, которые в первую очередь боятся Б., а уже потом смотрят на то, что им приятно и что удобно" [1].

Нормальная позиция. Откровенная. Я сам, переехав в Израиль, отказался от джинсов и прочей молодежной атрибутики. Что называется: взялся за гуж… А о том, как наши женщины относятся к своему "нескромному", а еще точнее полностью закрытому виду, есть много текстов и объяснений. Но здесь расскажу только об одном старинном эпизоде в моей собственной семье. Почему-то я тогда решил сказать что-нибудь резкое в адрес одной из своих дочерей (лет 11-12). Чтобы не ругаться, только попугал: вот, будешь себя так вести, отдам замуж за хилони (неверующего еврея), будешь ходить без чулок.

И она заплакала: папа меня не любит.

Оказалось, ее расстроила не перспектива стать женой несоблюдающего еврея, а угроза ходить по миру, щеголяя голыми ногами. Какой ужас!

Я понимаю, внушение с детства, тлетворное влияние среды и все такое прочее. Но хотим мы или не хотим, а как одевались ортодоксы на свой манер, так и будут одеваться и впредь. Хоть им камень на голове теши [2].

[1] Откуда я про это его высказывание знаю? Редактировал в молодости его лекцию. Все забыл, а этот отрывок помню.
[2] Про еврейские "каменные головы" см. в моей заметке "Откуда пошло слово жид". Так, маленькая этнографическая деталь.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 2 сентября, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Иудаизм о роженицах и родах

Сообщение FontCity » 08 окт 2013, 08:54

Роддом в городе Цфат, Израиль:



Темы. Отношение Торы к родам, роженице, плоду и новорожденному. Многодетные мамы. Когда появляется душа у плода?

** **

Перед съемками мы опасались, что нас туда не пустят. Когда пустили, думали, что нас там будут стесняться. Пришли три мужика с одной большущей камерой, везде расхаживают, всюду суют свой нос-штатив. Оказалось, зря беспокоились. Нас не только не стеснялись – к нам стремились, шли из палат – чтобы с гордостью продемонстрировать своих только что рожденных детишек. На второй день они, действительно, славно выглядят.

Пришла молодая мамаша и, краснея от счастья, попросила, чтобы мы сняли и ее ребеночка. Говорим: мы с русского TV, здесь показывать не будут. А она: все равно, пусть и там полюбуются на красавчика (хатих).

Мы засняли всех. У нас кинодокументы на 20-30 новорожденных. Поверьте, ничем не отличаются от рожденных в Нижнем Новгороде или Сент-Луисе. Хотя, извините, там и там могут родиться афроамериканцы или русоазиаты. Но это неважно, в профиль и на крик все одинаковы.

Короче, все красавцы и заслуживают того, чтобы по маминым просьбам их снимали и фотографировали во всех видах. Лежащими в кроватках и поднятыми на руки. Голышом или завернутыми в одеяльца - так что только носик и виден. Все - сплошная прелесть! Это вам заявляю я, папа и дедушка со стажем.

Вот интересно, мама рожает, а папа или сидит рядом, или нервно и устало ходит вдоль коридора рядом. Я тоже сидел - ну, кроме тех случаев, когда рожать пришлось в Москве (один роддом на Хорошёвке, другой на Вешняковской). В ту пору в тех северных краях пап в родильное отделение - и вообще в больницу - не впускали. С ними боролись как с вирусами (обратите внимание, написал без запятой). Я на сына впервые со двора посмотрел, с трехэтажного расстояния, в перевернутой перспективе. Он мне показался похожим на свою маму, что потом, как выяснилось, было чистой зрительной иллюзией.

А дочь мы вообще на третий день увидели - даже моя жена. Сначала сомневались в подлинности: кто их знает, что они нам вынесли. Объясняют, что водами захлебнулась, потому задержка. Откачивали, что ли? Теперь-то она сама профессионал новых рождений, - да и по характеру, ну, чистая Полина Иосифовна Зак, так что какие сомнения?

Хотя, помню, каждого из своих израильских я при получении надкусывал. Чтобы потом по надкусу идентифицировать. Одного не проидентифицировал - теперь все удивляются, почему он лучший в хейдере, в то время как я ни в каких хейдерах не учился. А все потому (я про отсутствие моего надкуса), что в момент рождения Йисроэля его папа, т.е. я, был за границей. Чему несказанно удивились все работники родотделения иерусалимской больницы Шаарей-Цэдек.

А кроме этого мне нечего добавить к рассказу о том, как мы снимали в роддоме города Цфат. Рожайте - и рожаемы будете.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 3 апреля, 2012
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Раскопки в Кацрине

Сообщение FontCity » 18 окт 2013, 13:30

Раскопки в Кацрине (Израиль):



Содержание. Древнее поселение. Еврейский дом и хозяйство - реставрация в согласии с Талмудом. Что такое еврейский городской совет?

** **

В ленте ни слова не сказано о современном Кацрине. Это и не входило в наши планы. В то время как современный Кацрин (город, а не полигон археологов) для меня по сей день - саднящая рана. Потому что в нем убили моего друга Моисея Винокура.

Шломо Салитан рассказал мне, а до него дошло кругами, что приехали отморозки, а Зямыч, надо сказать, никого никогда не боялся, вот и вышел - один на всех. Бандиты говорили по-русски. Оставили лежать его полуумершим, доумер уже по дороге в цфатскую больницу. Вечно кого-то защищал - и вечно голыми руками.

Пришел он к нам на урок в Реховоте, как и было ему свойственно во всем, вполне неожиданно. Просто появился - и занял все пространство. Рассказывать при нем о Торе - это уже не урок, а проигранное соревнование. У всех на любую тему Торы есть свое мнение, и многие его озвучивают не стесняясь. Но Моисей Винокур не высказывал своего мнения - он его наносил в виде апперкотов. И если ты вовремя не успевал прикрыть подбородок или стянуть энергию в солнечное сплетение - то схватка кончалась, не начавшись.

Он был тренером по боксу. В спортзале, расположенном неподалеку от нашего колеля, тренировал "пацанов".

И параллельно он был русскоязычным писателем, если термин русскоязычный наделить максимально широкими полномочиями. Ибо писал на русите, - по крайней мере, так его сам называл. Не буду даже перечислять, что в этот русит входило, из каких языковых напластований он был слеплен. Говорят, Александр Бовин прочел его вещь и оценил по-своему: "Книга о любви - написана матом? но без единого грубого слова".

От себя скажу, что Винокур писал шоковую прозу. (Он вручил мне свой сборник. Причем настоял на том, что подарок не столько мне, сколько моей жене. Они часто разговаривали по телефону, а виделись, наверное, пару раз и оценили друг друга вполне на пять с плюсом.)

Являлся он к нам на урок регулярно - и в разных состояниях. Мешал отчаянно. Догадываюсь, что своим "пацанам", которых иногда зазывал с собой, рассказывал, что я-де крутой учитель и стоит меня послушать. Наверное, видел, что я его люблю.

Потом Винокур переехал в Кацрин, это когда сожгли его сарай в Реховоте. Обитая на Голанах, ходил исключительно в черной шляпе. Однажды пригласил меня дать вечерний урок для тамошних русских стариков. Дал, а потом мы с ним пили всю ночь. Я чай, он не только.

На уроках рассказывать ему о том, что нельзя обижать других людей, было бесполезно. Он только улыбался и поддакивал: правильно, пусть они меня обижают, им разрешено.

** **

Согласно Александру Гольдштейну, с которым я в свое время часто общался, литературе в нашу эпоху можно отвести только одну нишу - монолог боли. Все остальное - не литература. Так вот! Проза Винокура - всегда сплошная боль. Потому, наверное, и приходил к нам на урок - оттаять.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 16 февраля, 2012
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Живые свидетельства»