Израильские заметки в программе «Шалом»

И камни возопиют. Свидетельства священной истории
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

История Кесарии

Сообщение FontCity » 26 окт 2013, 22:16

Кесария:



Содержание ролика: Раскопки в Кесарии. Подземный канал. Римский период. Крепость времен Людовика IX. Рассказ о раби Акиве и его смерти. Продажа еврейских пленников на кесарийском стадионе. Талмуд о противостоянии Иерусалима и Кесарии.

На третьей минуте показа я пропадаю с экрана и больше на нем не появляюсь. Съемки продолжались без меня – а я лежал окровавленный в тенечке и пил холодную колу.

Так и не довелось мне побывать на местном стадионе, где римляне, как передают, продавали евреев в рабство "веревками" (особая мера количества людей: их ставят в затылок друг к другу, и продают согласно эталонной длине, т.е. очень дешево).

Не прошел я и в "тюрьму раби Акивы" (в кино о ней подробный рассказ). Нигде я больше не был. И в будущем не буду. Ибо не нравится мне Кесария.

А что со мной там произошло, об этом я недавно написал целый пост ("Кесарийская лягушка").

Здесь только добавлю, что потом нам звонили из Департамента природы и заповедников (или как они там называются). Сказали, что мы (я!) нанесли непоправимый ущерб археологической, исторической и эстетической экологии Страны, а может быть, даже ее, извините за выражение, культуре. А поэтому за все заплатим.

На что наш менеджер (который отвечал у нас за штативы, микрофон у меня на лацкане и за связь с общественностью: гостиницы, пограничники и пр.) заявил, что мы телевизия русит. И если у них есть претензии – надо обращаться в Москву. Оттуда с удовольствием переведут им чек на любую сумму.

И еще! Дело в том, что у нас было разрешение на съемки (номер бланка такой-то). Мы ходили по позволенной нам площади раскопок. И еще написано в том документе, что администрация археологического парка берет на себя ответственность за нашу безопасность. Т.е. нас должен сопровождать местный гид – который укажет, на какую лягушку можно встать и даже покачаться, а к какой нельзя приближаться.

Но гида нам не дали. И теперь у нас кинодокумент, как один из членов нашей съемочной группы свергнулся по вашей вине в страшную пропасть. Он там долго лежал в крови, без помощи и в полной отключке.

Чиновники перепугались. Если б вы знали, как в Израиле опасаются происшествий с кровью! Это почти суд и даже галеры. Поэтому, если вашу машину задели, перепуганный нарушитель правил движения бежит к вам и первым делом спрашивает: крови нет? – И если нет, то теперь спокойно можете умирать, переходят к обсуждению инцидента и обмену данными страховых компаний.

Сообщение о моей крови им не понравилось. И, судя по всему, в Москву своего иска они не посылали.
Эффективность госчиновников определяют не по их реакции на "заявы трудящих", а по тому как они оперативно линяют, когда видят, что им ничего не светит.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 6 февраля, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

История Баниаса - города на реке Хермон

Сообщение FontCity » 03 ноя 2013, 18:27

Баниас в Галилее:



Содержание. Прогулка по раскопкам местечка Баниас в Галилее. Родина греческого Пана. Отношение между еврейской общиной и ее соседями. Водопад на реке Хермон. Обряды чистоты. Тора об общегражданских законах.

Один из моих самых любимых сюжетов программы "Шалом". И место прекрасное, и съемки шли как по маслу, и было, о чем рассказать в кадре и за кадром. Но главное – острое чувство истории, которое сопровождает любого, кто в те места приезжает.

[Кстати, вот я сижу, сочиняю пост к ролику, а мой сын звонит с Галиля, куда поехал на несколько каникулярных дней с друзьями из ешивы. Побывали они и в Баниасе. Но молодежь ищет острых впечатлений, а не исторических артефактов: говорит, что попрыгали в водопаде, повисели над пропастями, прошли ногами несколько сложных маршрутов по вади и ущельям. Я не к тому, что – ах, как жаль, что мальчики не окунулись в еврейскую историю, как это сделали в свое время мы с моими режиссером и оператором. Уж если жаловаться, то как раз наоборот: ах, как жаль, что я уже разучился прыгать свечой в горное озеро и получать удовольствие от лазанья по вертикальной скальной стенке. А ведь были и в моем юношестве месяцы, прожитые в Карадагском заповеднике. Вы когда-нибудь ходили в дальние Сердоликовы бухты узкой горной тропой над пенным прибоем? То-то и оно.]

Продолжаю. По ходу сюжета я рассказываю, что у местной еврейской общины сложились относительно мирные отношения с неевреями.

А ведь на самом деле мир был далеко не всегда. И причина не в национальных характерах разных кварталов одного и то го же города, а в том, чья власть. Поскольку евреи в своей Стране большую часть ее истории у власти не стояли – то и неудивительно, что именно они и были, главным образом, потерпевшей стороной в большинстве конфликтов. Впрочем, потерпевший – не обязательно правый, верно?

Так или иначе, но помню, мне тут, в Баниасе, подумалось: а вот интересно, какое чувство к этой земле испытывали тогдашние евреи? Ныне мы стоим, как кремни: это наша Страна! И всегда была нашей! А 15 столетий назад, а тысячу лет назад – то же самое? Мы тоже считали себя ее единственными владельцами? Когда находишься под чужим правлением поколениями и поколениями – знаете ли, чувство собственности как-то притупляется. Или все-таки не притупляется?

** **

ПС. Вы заметили в кадре очаровательного рака, как он водил своими глазами из стороны в сторону? Глаза на столбиках, и каждый движется независимо от другого. Мне кажется, он смотрел на меня с явным любопытством. Интересно, сколько раки живут? Уж не с греческих ли он тут времен?

"В полном молчанье иди. Я дорогу указывать буду.
Ты же на встречных людей не гляди и не делай вопросов.
Очень не любят у нас иноземных людей и враждебно,
Холодно их принимают…"
(Од., п.7, ст. 30-34.)

Греки эпохи Пана, что с них взять!))

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 3 мая, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Тора и старость

Сообщение FontCity » 13 ноя 2013, 07:01

"Бейт-Авот" (дом престарелых) в Цфате, Израиль.:



Помощь старым людям - по Торе и в наши дни. Традиции еврейской семьи

** **

В фильме сказал в самом начале и здесь предупреждаю - тяжелая лента. Не для всех, но многим. Ибо там - лица стариков!

Хотя я почему-то вошел в этот бейт-авот легко. И чувствовал себя там нормально - как обычно чувствую себя во время съемок. Старики меня не пугают, а иногда и наоборот [1].

Но вот наш режиссер и "менеджер" (он же носитель штатива и переговорщик по пропускам) наотрез отказались войти. Так и проторчали два битых часа в скверу, дрейфуя по скамейкам за плывущей тенью от дома.

"Дом для престарелых". Значит, так - давайте выбирайте: кем вам хочется раньше стать - старыми или мертвыми? Понятно, что ни теми, ни другими. А если так, то будем стариками, выхода нет. Главное, здоровье. Согласны?))

** **

Заставку мне youtube выдал лучшую из возможных. Откуда они знают, чего мы хотим? На ней я стою с женщиной, которую помню уже больше 10 лет. Поговорил минут 15, а потом отошел - и вдруг чувствую, словно она со мной осталась. Есть такие люди.

Еще подумал: надо будет оператора попросить, чтобы оставил весь эпизод, запись всего разговора, - но потом оказалось, что там ракурс был не тот, угол съемки неудобный и прочий технический бред. На монтаже я было начал настаивать - а потом пригляделся и понял, что не надо. Потому что более глупого лица у себя никогда не видел. Сидел весь разговор и улыбался, будто в дом невесты прибыл с родней знакомиться. А мог бы и сказать что-нибудь умное. Например: и как вас тут кормят? А я все о любви да о любви. В конце же совсем распустился: дайте, говорю, мой психологический портрет. Ну, бывший психиатр и выдала! С любовью, щадя, но в бровь.

** **

Все, что можно сообщить об этом фильме, сказано в нем самом. Кстати, я его ни разу не смотрел. Ну, разве что на монтаже, по кусочкам. Такая у меня привычка - своих фильмов не смотрю, своих книг не читаю, - иначе от расстройства изойдусь. И тут можно подправить, и здесь хорошо бы переснять.

Знаю одно, стану стариком (сБп), открою файл и посмотрю - что там было у меня в жизни со стариками? Сравню, что тогда думал про старость и что сейчас думаю. Много ли во мне осталось оптимизма или весь выдохся, как дух духов из старого флакона? Хочется ли умереть (ндБ)? Осталось ли что сказать? Или никогда по-настоящему не хотелось?

** **

А закончу этот пост стандартно, как в последнее время все привык заканчивать - ссылкой на "Евр. поведение". В этот раз "У нас гости", про заповедь гостеприимства. Там, посреди урока я вдруг начал рассказывать такой эпизод. Прямая связь с нашей темой.

У раби Шломо Залмана Ойербаха, зацаль, был обычай в десять дней месяца тишрей (ямим нораим) посещать больницы и батей-авот - чтобы поздравить людей с праздниками. Обычно он заходил в ближайший к дому бейт-авот - "Навэ-Симха". Это в Мэа-Шаарим. Там он обязательно посещал старого друга-талмудиста, раби Элиэзера Коэна. Однажды он вошел к нему в комнату в сопровождении своего сына, раби Шмуэля [2]. Рав Коэн, очень и очень старый человек, крепко спал. Посмотрел на него рав Ойербах и, вместо того чтобы тихо выйти, сказал сыну: "Разбуди-ка его". Тот испугался: "Как можно будить спящего человека, да еще старика?!" Рав Ойербах заметил безапелляционным голосом: "Он спит не потому, что ему хочется спасть, или потому что устал, а потому что его никто не навестил. День в разгаре, а тут нет народу". Подошел и со словами "надо его обрадовать" – потряс за плечо: "Эй, раби Лейзер, поднимайся, к тебе гости пришли, встречай".
Старик раскрыл глаза и увидел, что над ним стоит глава поколения, который пришел его навестить. Они потом проговорили о Торе долгий час, после чего рав поздравил старика с Новым годом и ушел.
К ужину пришел к раву Коэну его внук. И он ему сказал: "Смотри, насколько праведен и мудр раби Шломо Залман. Прочие важные гости, когда заходят ко мне и застают спящим, уходят, оставив одну записку - дескать, были и ушли. И меня это расстраивает еще больше, чем если бы они вовсе не приходили. Ведь мне надо поговорить с людьми - а не просто узнать, что они были и ушли. Но раби Шломо Залман знает, чем обрадовать мое сердце! Он меня разбудил и обрадовал".

** **

Стариков надо радовать. Ухаживать за ними и радовать.

[1] В смысле радуют, а не в смысле "я их пугаю", ндБ.
[2] Ныне рав моего зятя, Ишаяу Элицура, у которого в семье, кстати, пидьон-абен завтра. Т.е. выкуп нашего внука Итамара.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 31 июля, 2012
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Могилы еврейских мудрецов в Цфате

Сообщение FontCity » 02 дек 2013, 09:48

Могилы четырёх еврейских мудрецов под Цфатом (Галилея):



© Источник: аккаунт Реувена Пятигорского в Ютьюбе, 12 Окт 2013 г.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Могилы раби Акивы и Рахели

Сообщение FontCity » 09 дек 2013, 06:14

Могилы раби Акивы и Рахели:



Содержание. Рассказ о раби Акиве и его жене Рахели: история любви. Биография великого ученого. Гробница раби Луцато, знаменитого кабалиста.

** **

В начале произносимого текста я говорю о том, что о смерти раби Акивы (его казнили в Кесари) мы говорили "только что". Имеется в виду первый сюжет 20-го выпуска, который так и называется - "Кесария".

Ничего особенного с нами на съемках этого ролика не произошло. Не то что в Кесарии. Но готовился я к этим съемкам основательно - зная, что почти ничего из мной узнанного про раби Акиву в ленту не войдет. Ибо у нас "ликбез" еврейских знаний, а не академия, типа той, что была у раби Акивы. Кстати, из подготовленных материалов через некоторое время появилась статья про учеников раби Акивы, которых было много тысяч и все они умерли, как известно, в течение одного страшного месяца.

А еще возник пост на тему агады (сказания), в которой говорится о том, что однажды на уроке великого раби Акивы заснули ученики. Но он им сказал пару слов за Сару и Эстер - и они сразу проснулись. Почему люди спали на его уроке и что это за способ подъема людей из сна - об этом написаны книги - а у меня короткий пост.

© Источник: личный блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 6 января 2013, 15:57
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Живые свидетельства»