Страница 1 из 1

Туринская плащаница: библейский взгляд

Добавлено: 08 мар 2012, 16:51
FontCity
А. Платунова, Т. Славецкая

«Туринская плащаница: библейский взгляд»

Таинственная реликвия
Изображение

Туринская плащаница на протяжении многих веков волнует умы людей - как верующих, так и неверующих. Это великая детективная история, истоки которой восходят к рубежу II и III в. н.э., а главные события, связанные с Туринской плащаницей, относятся к XIV в. н.э.

Осенью 1978 году в итальянском городе Турине на всеобщее обозрение в кафедральном соборе Джованни Баттиста была выставлена реликвия - плащаница, в которую, как считают, был завёрнут Иисус Христос после снятия Его с креста. Демонстрация этой реликвии, известной в мире как Туринская плащаница, была приурочена к 400-летию её появления в Турине. Она хранится высоко над алтарём, защищённая пуленепробиваемым стеклом и системой сигнализации. Запечатанная в драгоценном ковчеге, плащаница таинственным образом несёт на себе, как принято считать, изображение распятого тела Христа. Копия плащаницы хранится в Москве, в храме Сретенского монастыря. В Москве создан специальный Российский центр Туринской плащаницы.

История плащаницы (как свидетельствуют средства массовой информации) пунктирно прослеживается с рубежа II и III в. н.э. - со времени правления царя Авгаря VIII в государстве Асраена в Месопотамии, которое было в ту эпоху частью Римской империи. Тогда плащаницу перенесли в его столицу Эдессу и спрятали в нише городских ворот. Там она была обнаружена в VI в., и с неё были сняты копии, в основном лика Христа. Первое письменное свидетельство о плащанице появляется в греческом тексте, где описывается так называемый монгилиум - сложенная «ликом» вверх плащаница. В 844 году плащаницу (монгилиум) переносят в Константинополь, где её не раз разворачивали. В 1204 году плащаница исчезает из Константинополя, и дальнейшая её история начинается в XIV в., когда она оказалась во Франции в г. Лире у рыцаря Жофрэ де Шарни.

Туринская плащаница представляет собой единый кусок льняного полотна размером 4,36 на 1,1 метра, на котором отпечатались два неискажённые отображения обнаженного мужского тела во весь рост: на одной половине со сложенными на груди руками (правая рука покойного перекрывает левую), а на другой стороне - со спины (следует отметить, что на отображении отсутствуют боковые поверхности тела). Невооружённым глазом можно различить черты лица - нос (сломанный), губы, бороду, волосы, пальцы. На плащанице имеются следы крови, которые, как считают, оставили многочисленные раны на теле распятого: следы кровоподтёков на голове от шипов тернового венца, от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку.

По преданиям Католической церкви, в которые верит и Православная церковь, именно в это полотно был завёрнут Христос после снятия с креста.

Наука для религии

Изображение

Прежде всего возникает естественный вопрос о возрасте плащаницы. В 1988 году от неё был отрезан лоскуток размером около 7 кв.см. Образец был разделён на три части и передан в лаборатории углеродного анализа в США (Аризонский университет), Англию (Оксфордский университет) и Швейцарию. Независимые определения возраста радиоуглеродным методом показали близкие результаты, позволяющие полагать, что её возраст находится в интервале 1260 - 1390 годов. Однако проведённые позднее исследования с использованием тонкой методики и с учётом последствий пожара в 1532 году, в котором плащаница пострадала, показывают её возраст около 2000 лет. В процессе изучения плащаницы выявилось много необычных особенностей, которые подогревали интерес к ней. Так, 28 мая 1898 года итальянский фотограф Секондо Пиа впервые сфотографировал Туринскую плащаницу. Сенсация заключалась в том, что лицо человека на негативе видится в реальном (позитивном) свете, и чётче, чем на самой плащанице и в её позитивном изображении.

Компьютер восстановил лицо человека по отпечатку на плащанице, художник воссоздал изображение тела по отпечатку.

Исследование Туринской плащаницы привлекло к себе внимание и широкой общественности, в том числе учёных самых разных профилей (от физиков до богословов). Вся совокупность полученных в процессе исследования плащаницы фактов как будто свидетельствует о том, что отображение на ней могло возникнуть тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную камеру.

Подобного рода изображение невозможно получить ни одним из известных науке способов - с этим согласны и учёные, которые проводили многочисленные исследования плащаницы - как атеисты, так и верующие. Таким образом, не вызывает сомнения, что это изображение появилось сверхъестественным путём, т.е. практически все исследователи согласны, что эта реликвия представляет собой чудо! По своей значимости Туринская плащаница поистине стала для многих пятым Евангелием: её так и называют сейчас во всём мире. Для Католической церкви она, по выражению папы Иоанна Павла II, является важнейшей из всех реликвий в истории христианства.

Что говорит Библия?

Однако детальное изучение соответствующих евангельских текстов и иудейских погребальных ритуалов раскрывает ряд важных моментов, которые позволяют с уверенностью утверждать, что Туринская плащаница не может быть подлинной реликвией.

Естественно, необходимо ответить на самые главные вопросы в этой связи: о едином куске ткани, её типе, пропитке благовониями, о характере самого отпечатка и др. Но важно понять, что мы будем руководствоваться в своих исследованиях библейским установлением. Ведь, согласно ему (см. Исаия 8:20; Деяния 17:11 и другие), единственным критерием истины для понимания и толкования Библии, который был известен со времён первоапостольской Церкви, а затем утерян на многие столетия и восстановлен Реформацией, является само Слово Божие, Священное Писание, а не человеческие предания.

Напомним, что протестантские принципы изучения Священного Писания звучат следующим образом: Sola Scriptura (только Библия) - Tota Scriptura (вся Библия). Для протестантов не должно быть сомнений в том, что Туринская плащаница, представляющая собой реликвию, не могла появиться как «послание» от Бога, Его пятое Евангелие, поскольку это противоречит второй заповеди: не делай себе кумира (Исход 20:4-5, Второзаконие 4:15).

Бог дал нам свидетельство о воскресении Христа с описанием его деталей только в Евангелиях (мы рассмотрим их далее). Католическая церковь рассматривает предание наравне (и даже выше) со Священным Писанием. Такой подход противоречит учению Библии (Исаия 29:13; Марк 7:7-9, 13; Матфея 15:3,6; Колоссянам 2:8 и др).

Разнообразные реликвии (плащаницы, мощи, иконы и др.) особенно широко распространились в мире после IX в., когда официально было разрешено иконопочитание. Возникает вопрос: для чего нужна эта плащаница? Кто её «создал»?

Обратимся к библейским свидетельствам. Прежде всего, скажем о значении слова «плащаница»: в греческом языке первое значение этого слова - «ткань (льняная)». В Евангелиях (у Матфея, Марка и Луки) для обозначения плащаницы используется греческое слово «синдон» (которое происходит от еврейского слова, обозначающего «полотно»). В Евангелии от Иоанна и у Луки 24:12 для понятия «пелены» используется другое греческое слово - «отонион», происходящее от «отоне» - тонкое полотно или тонкая ткань - и иногда обозначает кусок полотна для перевязки или просто перевязку. Кроме того, и это очень важно, в Иоанна 11:44 использовано и третье слово для «пелён» - «кейриа» - полоска ткани, обвязка.

Все эти три слова в греческом означают прежде всего «ткань», «полотно» (льняное, а не хлопковое или какое-либо другое), а затем и всё сделанное из этой ткани, в том числе погребальные пелены или полотнище, т.е. эти слова являются практически синонимами, а отсюда вытекает важнейший вывод: «плащаница» и «пелены» представляют собой одно и то же.

Теперь обратимся к свидетельству Евангелий. Изучение текстов Евангелий (Матфей 27:59; Марк 15:46; Лука 23:53 и Лука 24:12) и истории христианства показывает, что эти евангелисты писали со слов других для разных категорий читателей: Матфей - для евреев; Марк - для римлян; Лука - для греков. Они сообщали им общие сведения, в данном случае о погребении Христа. В их повествованиях есть некоторые разночтения. Например: Марк 16:1 - женщины купили ароматы для помазания «по прошествии субботы»; Лука 23:56 - женщины приготовили благовония в пятницу и др. Хотя эти разночтения несущественны, поскольку связаны с определением времени Пасхи (совпадение или несовпадение с церемониальной или недельной субботой), в целом ясно, что сами евангелисты не были очевидцами захоронения тела Христа!

Из евангелистов свидетелем, очевидцем событий был только апостол Иоанн, который в своём богословском Евангелии не случайно уделил столь много внимания фактам погребения Христа - но во имя того, чтобы дать чрезвычайно важные свидетельства, связанные с самой сердцевиной христианской вести - с чудом воскресения Христа. Иоанн говорит о самом себе: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (Иоанн 19:35). Если три евангелиста упоминают в качестве участников погребения Иисуса трёх свидетелей - Иосифа, Марию и Марию, то у Иоанна говорится ещё об одном очевидце - Никодиме, а позднее появляется и Пётр.

«Развяжите его!»

Вот как описывает Иоанн (19:38 - 40) погребение Иисуса: «Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный - из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял Тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. (32,7 килограмм - примечание автора) Итак, они взяли Иисуса и обвили Его пеленами (множественное число от «отонион» - примечание автора) с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.»

Как же «обыкновенно» погребали иудеи? Обратимся к описанию воскрешения Лазаря (Иоанн 11:44), которое выступает в этом Евангелии в качестве прообраза погребения Иисуса: «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, (множественное число от «кейриа» - повязка для оборачивания покойного, полосы ткани, напоминающие широкие бинты - примечание автора) и лицо его обвязано было платком. (греч. «сударион» - платок, который клали на лицо и одновременно обвязывали всю голову покойного - примечание автора) Иисус говорит им: развяжите его. Пусть идёт.»

Тот факт, что благовония для пропитывания пелён были в жидком виде (хотя приводится их вес в фунтах и литрах - римский фунт равен 327 граммам, а греческий литр равен римскому фунту), косвенно удостоверяется свидетельством самого Иисуса о помазании Его ног Марией, которое описывается в Иоанна 12:3 и 7: «Мария же, взявши фунт чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса... Иисус же сказал:... она сберегла это на день погребения Моего.» Для погребения же Иисуса было использовано, как сказано, около 32,7 килограмм. Многие современные иудеи сохранили эти обычаи и тоже пропитывают пелены (полосы ткани) благовонным маслом, оборачивая их вокруг тела усопшего и обвязывая его голову платком.

Обратимся к ключевым текстам - Иоанн 20:4-8. По воскресении Иисуса Пётр и Иоанн приходят к Его гробнице. «Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый, и, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит в гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, (греч. "сударион" - примечание автора) который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.»

Иоанн и Пётр видят в гробнице, что «пелены лежали нетронутыми». И платок лежал сложенный отдельно. Таким образом, речь идёт не о едином полотнище ткани, в отличие от Туринской плащаницы! Здесь интересно попутно отметить также, насколько глубоким было проникновение Иоанна («другой» ученик, это, конечно, сам Иоанн) в суть произошедшего, что в греческом оригинале переводится одним глаголом «видеть». Если Пётр просто «видит» (глагол теамай - зреть, смотреть; от этого корня происходит слово «театр»), то Иоанн стих 8 - увидел (блелей), т.е. узрел, открыл, окинул взором и понял; в стих 8 - увидел (эйден, от глагола хорао - постигать более глубоко). Таким образом, он посмотрел, понял, поверил и написал нам, чтобы и мы подключили свой разум, поняли, запомнили и передали его свидетельство другим.

Омыт и умащен

Итак, евангельское повествование обращает наше внимание на важные особенности, которые не позволяют рассматривать Туринскую плащаницу как подлинное погребальное полотно, в которое было завёрнуто тело Иисуса: там присутствуют пелены и платок, пропитанные жидкими благовониями. Предположение о сухих благовониях в данном случае не соответствует библейским свидетельствам об обилии использованных при погребении Христа благовоний, отсутствию их следов на Туринской плащанице, на которой, однако, сохранилась пыльца местных растений, не входивших в состав благовоний.

Доводы некоторых исследователей о том, что при погребении Иисуса не было возможности обмыть тело и исполнить обряд полностью в связи с тем, что Иосиф мог многое поручить своим слугам. Кстати говоря, обмывание тела могло бы и должно было способствовать тому, что следы крови на плащанице не сохранились, тогда как, вопреки всему, изображение отпечаталось на ней со следами крови (и даже не несёт на себе никаких искажений пропорций, что, несомненно, исключается самой процедурой погребения). Об обмывании тела Иисуса как неотъемлемом элементе погребального обряда содержится информация в апокрифическом Евангелии Петра (Новозаветные апокрифы, СПб, Амфора, пункт 6): «Иудеи же радовались и отдали тело Его Иосифу для погребения... Он же взял [тело], обмыл и обвил полотняным покровом и положил в гробницу.»

Важно отметить и некоторые другие моменты. В ткань Туринской плащаницы, по свидетельству ряда исследователей, вплетены и хлопковые нити, что не соответствует библейскому принципу изготовления торжественных одежд (к числу которых относились и плащаницы). Как в Ветхом, так и в Новом Завете (например, Левит 16:32; Иезекииль 44:17, 18; Откровение 15:6; 19:48) они делались исключительно из одного материала - льна (виссона).

Опасная подделка

И снова возвратимся к вопросу о реликвиях. Кому нужно само существование Туринской плащаницы? Апостолы её не видели, они видели живого Христа. Религиозным противникам Христа она тоже была некстати. Несомненно, она имеет сверхъестественное происхождение, это явное чудо. Но кем это чудо сотворено? Мог ли Бог оставить нам её в качестве «пятого Евангелия»? Конечно, нет. Зачем Богу творить чудо, которое противоречит Его второй заповеди? Бог свои законы не меняет: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.» (Матфей 5:18) А что касается изображения нагого Мессии, то это кощунственно и немыслимо с библейских позиций (Бытие 9:22, Левит 18:7-17).

Итак, если не Бог, то кто? Сатана?! Дьявол хочет обмануть как можно больше людей. О его способности творить чудеса читаем в Библии следующее: 2 Коринфянам 11:14; Матфей 24:24; 2 Фессалоникийцам 2:9; Откровение 13:13 и др., особенно в последнее для земной истории время, перед вторым пришествием Христа. Сатана выбрал для этого самую сердцевину христианской истины: чудо Воскресения Христова, попытавшись подменить его своим чудом. И ему уже удалось прельстить тех, кто полагается не на библейскую истину, а на человеческие предания. Но верить в ложь - губительно, это может повлиять на судьбу человека в вечности, как написано: «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения» (Осия 4:6), «Ибо я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжения.» (Ос. 6:6)

Возникает вопрос, не сотворено ли это чудо сатаной для обмана интеллигенции, атеистов и прельщения, в том числе глубоко верующих («чтобы прельстить, если возможно, и избранных» - Матфей 24:24), всех тех, кто не опирается на Слово Божье как на единственный критерий истины и, вместо того, чтобы исследовать истинные Евангелия, тратит силы своего интеллекта и драгоценное время на исследование «реликвий» (см. 1 Ионна 2:18; Ефесянам 5:16; 1 Коринфянам 7:29; Галатам 6:10), претендующих на роль пятого Евангелия, которое на деле является антиевангелием.

© А. Платунова, Т. Славецкая. «Туринская плащаница: библейский взгляд»
Источник: Сайт «Армагеддон» со ссылкой на «Теперь время», №3 (33) 2002

В фокусе Туринской плащаницы

Добавлено: 13 мар 2012, 22:13
FontCity
В фокусе Туринской плащаницы

Многие годы мы слышали о Туринской плащанице, но мало кто представлял себе грандиозный масштаб развернувшейся вокруг нее дискуссии. Теперь эта проблема живо обсуждается и в нашей стране: организован Российский центр Туринской плащаницы, только за последние месяцы опубликовано несколько пространных статей в серьезных и несерьезных изданиях, телевидение посвящает этой теме свои программы. В фокусе Туринской плащаницы скрестились многие научные, исторические и богословские проблемы. Однако среди них пока нет проблем астрономических. Кто же дал право вступать в дискуссию мне, астроному? Это право дает мне любовь к науке и желание поддержать у моих сограждан чувство здравого смысла.

Изображение

Мне странно слышать от авторов некоторых выступлений о стремлении ученых отмахнуться от проблемы Туринской плащаницы, о неспособности науки разгадать природу этого исторического памятника. Разумеется, все это не так: любой документ XIV века (и уж тем более I века!) бесконечно ценен для науки, для истории культуры. Именно поэтому так придирчиво стремятся ученые установить его подлинность. Установить истинную, а не мифическую историю Туринской плащаницы - цель научного исследования. К сожалению, этот памятник культуры в полной мере так и не попал в руки ученых. Но и то немногое, что уже удалось сделать квалифицированным исследователям, некоторые «комментаторы» упоминают вскользь или с явными искажениями.

Поэтому я хочу представить на суд читателей некоторые материалы, опубликованные в изданиях Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах (Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal = CSICOP). Это весьма уважаемая международная организация ученых-скептиков (а существуют ли иные ученые?), имеющая целью объективную проверку сообщений о необычных явлениях - от НЛО и телекинеза до хиромантии и астрологии. В нашей стране существует и дружественная CSICOP организация - Российское гуманистическое общество (РГО) со своим журналом «Здравый смысл». Осенью 2001 года в Москве по инициативе РАН и МГУ силами РГО и CSICOP был организован международный симпозиум «Наука, антинаука и паранормальные верования». На нем обсуждалась и Туринская плащаница. Здесь я привожу наиболее интересные, на мой взгляд, данные научных исследований плащаницы, собранные экспертами CSICOP. Надеюсь, это даст читателям журнала дополнительный материал для размышлений над интереснейшей исторической загадкой.

Отношение католической церкви к Туринской плащанице

Научный интерес к этой реликвии пробудился в 1898 году. До того времени господствовало убеждение, что изображение на плащанице нарисовано красками. Но первые фотосъемки полотна показали, что изображение на нем выглядит, как фотографический негатив. Это побудило некоторых исследователей заявить, что изображение является нерукотворным, что ни один художник не смог бы добиться такого жизнеподобия, которое проявилось на фотографических негативах. Однако все попытки получить изображение человеческого тела на холсте иными, нехудожественными средствами оказались безуспешными.

Католическая церковь никогда не делала официального заявления по поводу подлинности плащаницы. В XX веке плащаница несколько раз выставлялась для публичного обозрения; последние ее показы проводились в 1978, 1998 и 2000 годах. После выставки 1978 года к плащанице был разрешен ограниченный доступ исследователей. Тогда группа ученых, в основном из США, провела первое всестороннее обследование реликвии. Полученные результаты были представлены в 1981 году на выставке, организованной в Коннектикутском университете в Гротоне. Был сделан вывод, что на плащанице изображена реальная фигура человека, подвергнутого избиению плетьми и распятию на кресте. Отмечалось, что пятна крови содержат гемоглобин.

Верующие в подлинность плащаницы утверждают, что на ней изобразилось тело Иисуса под действием энергии, исходящей из него во время воскресения. Однако в 1989 году после радиоуглеродных исследований (используемых для определения возраста предметов органического происхождения), независимо проведенных учеными трех различных лабораторий, было доказано, что плащаница изготовлена не ранее XIII века. Допуская истинность этого вердикта, католическая церковь призвала своих членов почитать плащаницу как живописное изображение Христа.

Католическая церковь не признает Туринскую плащаницу как реликвию и официально считает ее иконой. «Плащаница является отображением, рассказом в иносказательной форме о страданиях Христовых, описанных в Евангелии», - поясняет вице-президент комиссии по плащанице, толкователь библейских текстов Дон Джузеппе Гиберти.

Во время публичного показа плащаницы в Турине 24 мая 1998 года папа Иоанн Павел II в своей приветственной речи сказал: «Плащаница бросает вызов нашему интеллекту. Она открывает свой сокровенный посыл только тем, кто наиболее близок ей своим смиренным и в то же время живым умом. Ее таинственное свечение ставит вопросы о происхождении и жизни исторического лица - Иисуса из Назарета. И так как это не имеет никакого отношения к вопросам веры, то церковь не может взять на себя смелость и ответить на них. Она доверяет науке задачу исследования того, что же случилось с полотном, в которое, по преданию, было завернуто тело нашего Спасителя. И церковь при этом настаивает, чтобы результаты исследования плащаницы были представлены общественности. Она предлагает ученым работать с чувством внутренней независимости и в то же время с вниманием к чувствам верующих.

Для нас, христиан, Туринская плащаница прежде всего является зеркалом евангелизма. И когда мы при этом рассматриваем изображение, мы чувствуем глубочайшее успокоение, видя очевидную связь с тем, что сообщает нам Евангелие о страданиях и смерти нашего Господа Бога. Каждый приближающийся к покрывалу замечает, что плащаница не вызывает почтения к себе, а указывает на того, чье доброе провиденье доставило оно нам. И мы должны всегда осознавать это драгоценное значение изображения Иисуса, которое мы видим здесь перед собой. Таким образом, плащаница является единственным в своем роде знаком, указывающим на Иисуса Христа, воплощенное слово Создателя, и призывает нас сверять нашу жизнь с ним, который пожертвовал собой ради нас».

Кто изображен на полотне?

Несмотря на официальное мнение католической церкви, многие верующие считают Туринскую плащаницу святой реликвией. К выставке 1998 года появились книги по данной теме, и все они старались доказать «подлинность» покрывала в смысле его причастности к биографии Христа. Такие исследователи плащаницы называют ее словом «синдон», а себя - «синдонологами». Это слово имеет греческое происхождение и изначально относилось к куску ткани, который можно использовать и как плащаницу (это отличает ее от лицевого платка для вытирания пота). Среди сторонников подлинности плащаницы основную роль играет группа STURP (Shroud of Turin Research Project) из США.

Основным тезисом синдонологов служит утверждение, что после снятия с креста Иисуса положили на покрывало, в которое затем и завернули тело. Поэтому контур тела отпечатался на холсте. Другие утверждают, что Христос «оставил своей церкви образ: поскольку тогда не существовало фоторепортеров, он сотворил чудо. В момент своего воскрешения в пасхальное утро он произвел вспышку света, вспышку огромной энергии. Иначе, как установлено современной атомной теорией, сохранение его изображения на полотняном покрывале было бы невозможно». Для доказательства того, что это именно Иисус Христос, синдонологи ссылаются на большое количество признаков изображения на покрывале, которые согласуются с библейскими данными. (подробнее об этом можно узнать на официальном сайте «выставки синдона» 1998 года)

Поклонники плащаницы также указывают на другие предметы с изображением Христа, которые существовали до XIV века: монеты, медальоны и прочее. Они убеждены: сходство изображенных на них ликов Христа доказывает, что еще до XIV века Туринская плащаница использовалась как оригинал для изготовления монет и других произведений искусства.

Однако скептики с этим не согласны. Если внимательно приглядеться, говорят они, то можно заметить, что сходство старинных изображений Христа с изображением на плащанице не так уж велико. Единственное совпадение только в том, что везде это изображение длинноволосого, бородатого мужчины. Даже если эти изображения имеют сходство с изображением на Туринской плащанице, нужно ответить на вопрос о том, а не было ли само покрывало создано по какому-либо художественному оригиналу. Иными словами, все совпадения можно объяснить общностью традиций и стремлением к их сохранению. И для того чтобы проследить это возможно дольше, нужно совершить экскурс в теорию искусств. Еще великий теолог Августин жаловался, что нет никакой возможности узнать, как выглядел Иисус. С течением времени менялось и представление художников об облике Христа. До III века Иисуса изображали с короткими волосами и без бороды. И только позже появились изображения бородатого, длинноволосого Христа. Изображение на Туринской плащанице довольно точно соответствует традициям искусства XIV века. Тот факт, что в то время были модны одноцветные изображения, усиливает предположение о том, что здесь мы имеем дело с работой художника.

Историки отмечают, что в библейские времена евреи хоронили своих покойников со скрещенными на груди руками. Руки, сложенные на гениталиях, как изображено на плащанице, впервые появились на картинах с XI века и были уступкой стыдливости того времени. Покойников во времена Христа хоронили голыми и бритыми, что тоже не соответствует изображению на плащанице, считает руководитель германского общества скептиков Амардео Сарма.

Техника изображения

Что касается предположения о «чудесном негативе», то изображение на Туринской плащанице не является подлинным негативом, поскольку волосы и кровь на нем выглядят темными, тогда как должны были бы казаться светлыми, разумеется, если Иисус не был блондином или седым, что маловероятно.

Изображение
Туринская плащаница в развернутом виде

Если принять гипотезу, что Туринская плащаница действительно зафиксировала подлинное тело Христа, то в глаза бросается ряд нелепостей:

- когда покрывало лежит на теле, оно прилегает к поверхности этого тела. Следовательно, отпечаток на той части, которая обволакивает, скажем, лицо, должен быть больше изображения лица, когда мы смотрим на него спереди. Даже при наличии идеальных условий и использовании еще не известного способа получения изображения, например, такого, как «выпаривание», покрывало должно быть жестко закреплено над телом на каком-то каркасе, чтобы получилось неискаженное двумерное изображение. Иначе, когда мы снимем и разложим покрывало, привычные пропорции тела будут на изображении искажены. Но на плащанице нет таких искажений;
- совершенно отсутствуют пустые места, которые должны появляться из-за складок. Изображение слишком гладкое для того, чтобы быть подлинным;
- отпечаток окровавленных ступней на покрывале геометрически не соответствует положению ног. Ступни лежащего человека обычно направлены пальцами вверх, а здесь ступни подошвами стоят на покрывале и тогда колени должны быть согнуты;
- волосы человека, изображенного на Туринской плащанице, не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на плохих картинах;
- руки и пальцы различной длины; так, одна рука на 10 сантиметров длиннее другой;
- кровь течет так, как это бывает на какой-нибудь мазне, по небольшой канавке и не сворачивается, что было бы естественно. Тот, кому хоть раз попадала кровь на одежду, знает, какие безобразные пятна образуются при этом. Со временем они чернеют. А кровь на покрывале все еще красная.

В своей книге «Иисус умер не на кресте» Грубер и Керстен (1998) пытаются привести экспериментальные доказательства использования метода «выпаривания». После того как Керстен побывал в сауне и намазался маслом, он лег под полотняное покрывало. Появился отпечаток одной стороны его тела, однако без черт лица. Судя по фотографиям, приведенным в его книге, отпечаток тела совершенно четко расширен в области бедер. В отличие от плащаницы, не заметно «удлинения» обеих рук. Даже при контролируемых, идеальных условиях четко проявляются определенные признаки отпечатка трехмерного оригинала, а на Туринской плащанице они не заметны.

Кровь или краска?

Этот вопрос многие считают важнейшим, однако он же и наиболее запутанный. Два химических анализа ткани и вещества на ней были предприняты с согласия католической церкви еще в 1970-е годы. Первый анализ провела итальянская комиссия в 1973 году. Профессора Джиорджио Фраке, Эуджения Ридзатти и Эмилио Мари обнаружили на ткани красноватое гранулированное вещество. Все специальные тесты на кровь дали отрицательный результат. Профессора Гуидо Филогамо и Альберто Дзина обнаружили красноватые овальные частицы диаметром 0,5-0,7 микрона.

Во время проведения второго анализа в 1978 году основную роль играла группа STURP. Эксперты наложили 32 клеевые полоски на покрывало и затем осторожно их содрали. Полоски разрезали на две части и отдали Уолтеру МакКрону и Рею Роджерсу. Эти микроаналитики исследовали частички вещества и волокна покрывала, прилипшие к клеевым полоскам. В частности, МакКрон не обнаружил следов жидкости или каких-либо других признаков трупа. Ему удалось найти всего лишь неорганические компоненты, прежде всего окись железа (ржавчину). Поскольку МакКрон считал возможным античное происхождение покрывала, он сделал вывод, что краска была использована дополнительно для более выразительной реставрации пожелтевших пятен, оставленных телом на покрывале.

При подробном изучении волокон МакКрон нашел на них два компонента: растворимая в воде краска темпера с окисью железа (железистая охра) и с киноварью. Этот второй компонент использовался старыми мастерами как алый цвет, и получали они его из сернистой ртути. Частицы этих двух компонентов отождествляются вполне уверенно. МакКрону удалось показать, что обнаружить железистую охру можно только в области самого изображения, и ее нет в контрольных областях покрывала. А краска из сернистой ртути встречается исключительно в «кровавых» областях. Тот факт, что в живописи XIII и XIV веков киноварь часто использовалась для изображения крови, только усиливает предположение о покрывале как о произведении искусства. Наряду с этим МакКрон нашел и следы других частиц, причем многие из них типичны для малярных красок. Все это укрепило МакКрона во мнении, что покрывало могло время от времени попадать в мастерскую художника.

Факты постепенно склонили МакКрона к мысли, что плащаница - искусственное изделие. Но когда он поделился своими выводами с другими членами группы STURP, то встретил сопротивление. У него отобрали клеевые полоски, и он не смог продолжить исследование. Ему было запрещено сообщать о своих результатах без согласия группы. Со временем МакКрон потерял надежду переубедить своих прежних соратников и приостановил свое членство в STURP. И наконец, он начал публиковаться в различных журналах, в результате чего смог найти согласие с непредубежденными учеными.

Усилия по химическому анализу плащаницы продолжаются, однако на ткани не удалось найти никаких других существенных составляющих крови, например калия, которого в крови в три раза больше, чем железа. Правда, позже появились сообщения, что на покрывале найдены следы ДНК. Наличие ДНК может, конечно, свидетельствовать в пользу наличия крови, но это очень слабый свидетель. После того как столько людей на протяжении столетий имели дело с покрывалом, было бы чудом, если бы на нем не было найдено никаких человеческих следов.

Возраст ткани

Исследователи Туринской плащаницы пытались разгадать ее тайну многими изощренными методами, скажем, исследуя застрявшие в ткани частицы пыльцы растений, которые могли бы поведать о географии ее перемещений. Но самым простым и надежным методом, очевидно, является радиоуглеродное измерение возраста ткани. Напомним, что радиоуглеродный метод - это способ определения возраста органического вещества, в котором используется распад радиоактивного изотопа углерода С-14. В археологии это один из важнейших методов датировки.

Изображение
Фрагмент плащаницы с человеческим ликом

В 1970-е и 1980-е годы исследователи часто требовали разрешения на проведение точной, радиоуглеродной датировки плащаницы. Однако в 1970-е годы для проведения исследования нужно было использовать большое количество ткани покрывала, и разрешение не было получено. Но позже техника усовершенствовалась, и сейчас можно определить возраст, обладая малым количеством ткани. Это обстоятельство и облегчило католической церкви в 1988 году принятие решения об определении возраста плащаницы.

Первоначально для исследований было выбрано семь лабораторий. Это было зафиксировано в так называемом Туринском протоколе специалистами по датировке под руководством председателя научного совета Ватикана. К тому же были намечены детали взятия образцов, чтобы потом не было повода для критики. Однако позже число лабораторий было сокращено до трех, что вызвало недовольство ученых: они опасались, что небольшие отклонения из-за случайных ошибок при исследовании одного из трех образцов дадут повод сомневаться в надежности исследований. Семь образцов, разумеется, значительно уменьшили бы риск. Оказалось также, что была изменена методика отбора образцов. Ученым из лабораторий не разрешалось больше непосредственно присутствовать при взятии тканевых образцов. В конце концов, покрывало было исследовано тремя научными коллективами: в лаборатории геофизики Аризонского университета (Тусон, США), в лаборатории археологии и истории искусства Оксфордского университета совместно с лабораторией Британского музея (Англия), а также в Институте физики Цюриха (Швейцария). Результат оказался однозначным: с учетом всех возможных неопределенностей исследователи заключили, что ткань покрывала возникла в период между 1260 и 1390 годами. Этот результат убедительно подтверждает гипотезу о том, что Туринская плащаница является работой художника XIV века.

Все еще только начинается…

Казалось бы, радиоуглеродное датирование должно было поставить точку в истории с плащаницей. Как бы не так! Сразу же после публикации этих результатов появились сомнения, связанные с отклонением от Туринского протокола при процедуре взятия пробы; напомню - на отклонениях настояла церковь. Действительно, непрерывная и документированная идентификация образцов не была проведена. Упаковки образцов осматривались только тремя представителями церкви, и, к сожалению, все это не фиксировалось фотокамерой.

В среде журналистов это неизбежно привело к возникновению теории о заговоре.

Однако независимые эксперты считают, что образцы взяты честно и исследование выполнено на высоком уровне. У всех трех лабораторий в пределах ошибок совпал не только возраст плащаницы, но и возраст контрольных образцов двух других исторических тканей, даты рождения которых историкам точно известны. И все же этот случай показывает, что может произойти, когда исходя из политических или церковных интересов происходит отклонение от установленной процедуры. Опасение, что случайное отклонение, полученное в одной из трех лабораторий, поставит под вопрос общий результат, не оправдалось. Но отсутствие безукоризненно выполненного протокола исследования все же дало повод для различных спекуляций.

В России серьезных публикаций о Туринской плащанице и тем более о связанных с ней исследованиях было немного: ведь никто из нас не держал ее в руках, да и мало кто видел. Поэтому мой интерес привлекла статья в «Вестнике Российской академии наук» (Фесенко и др.; 2001), в которой ответственные сотрудники Института криминалистики и Министерства юстиции РФ поставили под сомнение радиоуглеродный возраст плащаницы. Как говорится, за дело взялись профессионалы! Они отметили, что пострадавшая от пожара 1532 года плащаница по историческим данным подверглась реставрации, в процессе которой ее могли пропитывать растительными маслами и таким образом привнести в ее состав свежий органический материал, способный существенно изменить соотношение изотопов углерода (С-14/C-12). Авторы статьи экспериментально показали, что методика подготовки образцов плащаницы к радиоуглеродному исследованию, использованная, в частности, специалистами Оксфорда, не обеспечивает полного удаления из ткани плащаницы высохшего растительного масла. Встает вопрос: насколько это могло «омолодить» плащаницу?

И вот тут авторы статьи допустили промах: они сделали расчет, исходя из предположения, что неотмытое растительное масло привнесло в ткань лишь радиоактивный изотоп углерода (С-14), тогда как, на самом деле, ткань в результате загрязнения свежим природным углеводородом могла обогатиться только природной смесью изотопов углерода. Эта ошибка обошлась авторам статьи дорого: их вывод гласит - ткань, изготовленная 2000 лет назад, в результате указанного загрязнения вполне может дать средневековый радиоуглеродный возраст. Но аккуратный расчет показывает, что это не так: загрязнение маслом могло сдвинуть возраст плащаницы лишь на несколько десятков лет. Жаль, что нашим криминалистам не удалось сказать своего слова в «плащаницелогии». По правде сказать, мне трудно понять причину их столь элементарного промаха. Ведь решалась школьная задача!

Впрочем, промахи и даже подвохи допускались и раньше. Например, в 1989 году физик из лаборатории высоких энергий Гарвардского университета Томас Филлипс предположил, что в момент воскресения Христа его тело испустило мощный импульс тепловых нейтронов (а почему бы и нет - что мы знаем о физике воскресения?). При этом некоторые ядра изотопа С-13, захватывая нейтроны, могли превратиться в ядра С-14, «омолодив» таким образом ткань плащаницы с точки зрения радиоуглеродных исследований. Хотя всем было ясно, что эта идея относится к разряду «Физики шутят», она была тщательно проанализирована специалистами. Были найдены аргументы, например, нормальный изотопный состав других элементов, полностью отвергающие эту гипотезу. Так закончилась нормальная научная дискуссия.

В качестве курьеза отмечу, что неверное решение задачи про «омоложение» плащаницы, полученное в работе Фесенко и др., совершенно верно описывает ситуацию, рассмотренную Филлипсом. Так в «деле о плащанице» добавилась еще одна загадка. Думаю, их будет еще много. Ведь Туринская плащаница - не столько объект научного исследования, сколько фокус идеологических и социальных проблем.

© Владимир Сурдин. Научно-просветительский журнал «Скепсис» со ссылкой на «Знание - сила», №1, 2003 г.

Загадочная икона

Добавлено: 21 мар 2012, 22:21
FontCity
В 2000 г. в Туринcком cоборе был возобновлен показ овеянной легендами плащаницы, которой якобы был накрыт Иисус после снятия с креста. Действительно ли тело Христа отпечаталось на холсте, или речь идет о средневековой фальсификации? Дискуссия о наиболее известной иконе христианского мира вспыхнула вновь. Спор ведется вокруг пожелтевшего куска материи длиной 4.36 м и шириной 1.09 м, на котором виден 1.8-метровый красноватого цвета отпечаток тела бородатого человека с ранами на голове, руках и ногах. Для одних это полотняное покрывало - святыня, а для других - художественное произведение. Уже несколько столетий Туринская плащаница будоражит воображение как верующих, так и скептиков. Нет сомнения, что речь идет об интересном памятнике культуры, в фокусе которого скрестились научные, исторические и богословские проблемы. Дискуссия о возрасте и происхождении этого памятника, безусловно, полезна, если она ведется в рамках научной этики и на профессиональном уровне *. Поэтому мы предлагаем нашим читателям краткий перевод статьи Амардео Сарма (Amardeo Sarma) с изложением основных фактов о Туринской плащанице. Статья опубликована на страницах немецкого журнала “Skeptiker” (2000. №2. S.76-85). Автор - специалист в области телекоммуникации и активный участник ряда международных объединений ученых-скептиков, которые имеют целью объективную проверку сообщений о необычных явлениях - от НЛО и телекинеза до хиромантии и астрологии. Мы надеемся, что приведенные ниже факты помогут нашим читателям прояснить для себя суть проблем, связанных с Туринской плащаницей.

© Амардео Сарма

* Даже Российская академия наук вступила в дискуссию: “Вестник РАН” (2001. №10. С.915-918) опубликовал статью, критикующую выводы американских и европейских ученых о средневековом возрасте плащаницы и указывающую на возможность ее физической связи с Христом. Позднее, в другой публикации, журнал признал, что в статье допущены серьезные промахи (2002. №6. С.543), но это лишь усиливает интригу.


ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА

Амардео Сарма


Первым скептиком был епископ

Загадочное полотно вызвало к себе недоверие уже тогда, когда его впервые предъявили общественности. В 1357 г. владелец плащаницы Жофрей де Шарни (Geoffrey de Charny) передал ее французскому приходу Лирей, к юго-востоку от Парижа, для показа публике. Вскоре это местечко наводнили паломники. Согласно автору нескольких книг о плащанице Джо Никелю, неизвестно достоверных исторических документов старше XIII в., сообщавших о существовании этой иконы [1, 2, 3].

Тот факт, что и Новый Завет не дает никаких сведений о покрывале с отпечатком тела Христа, послужил отправной точкой для его первого исследования 600 лет назад. Французский священник Улис Шевалье (Ulysse Chevalier) тщательно изучил более 50 документов, имеющих отношение к интересующему нас предмету. Свои выводы он сформулировал в сочинении “Критическое исследование происхождения святой плащаницы из Лирей-Шамбери-Турина” [4]. Он сообщает, что якобы был даже найден художник, имевший отношение к портрету, а хозяин покрывала не смог правдоподобно объяснить, откуда оно взялось. В 1389 г. французский епископ Пьер Дарси (Pierre d’Arcis) докладывал Папе, что, исходя из корыстных побуждений, церковь наживается на покрывале, нарисованном “хитрым способом”. Изображение мастерски нанесено на обе стороны ткани, в чем признался художник. Далее Дарси упрекает устроителей выставки в том, что они разрекламировали покрывало далеко за пределами Франции и наняли фокусников и артистов, чтобы имитировать удивление и перекачивать деньги из карманов верующих в копилку церкви. Владельцу плащаницы Жофрею де Шарни удавалось в течение длительного времени прятаться от епископа и неоднократно получать от властей разрешение на организацию выставки. Так, например, авиньонский анти-Папа Клемен VII запретил епископу Дарси препятствовать выставке. И только благодаря упорству последнего критику не удалось задавить. Дарси сумел переубедить Клемена VII, и тот стал говорить о покрывале как об “изображении”. Общественные выставки впредь разрешались только в особых случаях.

фото
Туринская плащаница в развернутом виде. Слева - позитив. Справа - негатив.
На длинном полотнище запечатлены передняя и задняя части фигуры.


В 1453 г. внучка Жофрея де Шарни, Маргарет де Шарни, продала покрывало Луи и Анне Савойским, которые сначала держали его в Шамбери, а затем, при переносе столицы своего герцогства, забрали с собой в Пьемонт. В 1532 г. при пожаре покрывало было повреждено расплавленным серебром, что и сейчас хорошо заметно. В 1578 г. его перевезли туда, где оно хранится и поныне, - в Турин, и впоследствии плащаница перешла во владение церкви.


Мнение церкви

Католическая церковь не признает Туринскую плащаницу как реликвию и официально считает ее иконой, предметом, приводящим людей к вере.

Как сказал Папа Иоанн Павел II на выставке плащаницы в Турине 24 мая 1998 г., она бросает вызов нашему интеллекту. Она открывает свой сокровенный посыл только тем, кто наиболее близок ей своим смиренным и в то же время живым умом. Ее таинственное свечение ставит вопросы о происхождении и жизни исторического лица - Иисуса из Назарета. И так как это не имеет непосредственного отношения к вопросам веры, то церковь не может взять на себя смелость и ответить на них. Она доверяет науке задачу исследования того, что же случилось с полотном, в которое, по преданию, было завернуто тело нашего Спасителя. И церковь при этом настаивает, чтобы результаты исследования плащаницы были представлены общественности. Она предлагает ученым работать с чувством внутренней независимости и в то же время с вниманием к чувствам верующих.

фото
Собор в Турине, где хранится знаменитая христианская реликвия

«Когда мы, христиане, - замечает папа Иоанн Павел II, - рассматриваем Туринскую плащаницу, мы чувствуем глубочайшее успокоение, видя очевидную связь с тем, что сообщает нам Евангелие о страданиях и смерти нашего Господа Бога. Каждый приближающийся к плащанице чувствует, что она вызывает почтение не сама по себе, но лишь указывает на того, чье доброе послание она нам доставила. Этот единственный в своем роде знак, указывающий на Иисуса Христа, воплощенное слово Создателя, призывает нас сверять нашу жизнь с ним, который пожертвовал собой ради нас.» (Полный текст на сайте vatican.va)


Историческая канва

До юбилейной выставки 2000 г. плащаницу в последний раз показывали в 1998 г. Тогда же появились книги, авторы которых старались доказать подлинность покрывала [5, 6, 7]. Эти исследователи называют плащаницу словом “синдон”, а себя - “синдонологами”. Слово “синдон” греческого происхождения; когда-то так называли кусок ткани, который можно использовать и как плащаницу (в отличие от лицевого платка для вытирания пота).

Среди поклонников подлинности плащаницы основную роль играет группа STURP (Shroud of Turin Research Project - Проект по исследованию Туринской плащаницы) из США. Эта группа была создана в 1970-х годах учеными Джоном Джексоном (John Jackson) и Эриком Джампером (Eric Jumper), но вскоре в ней остались только верующие. Первоначально в группу входил и микроаналитик Уолтер Мак-Крон, позже ставший критиком плащаницы. Одним из наиболее ярых поборников идеи подлинности был туринский патер П. Ринальди (Peter M. Rinaldi), который сохранял свои убеждения до самой смерти в 1993 г. В англосаксонском мире известен Ян Вильсон, который в своих книгах [8, 9] описывает предполагаемый маршрут передвижения полотна от Иерусалима до Турина.

Синдонологи уверены: на холсте отпечатался контур тела Иисуса. Но некоторые из них, в том числе профессор теологии из Зальцбурга Вольфганг Вальдштейн (Wolfgang Waldstein), утверждают, что Христос оставил своей церкви образ: поскольку тогда не существовало фоторепортеров, он сотворил чудо. Пасхальным утром, в момент своего воскрешения, он произвел вспышку света огромной энергии. Иначе сохранение его изображения на полотняном покрывале было бы невозможно.

Для доказательства того, что это именно Иисус Христос, синдонологи ссылаются на большое количество признаков изображения, которые согласуются с библейскими данными. Однако скептики обращают внимание на следующие строки в Евангелии от Иоанна (19, 40): “Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обычно погребают иудеи”. И далее (20, 6 и 7): “Вслед за ним приходит Симон Петр и входит во гроб и видит одни пелены лежащие и плат, который был во главе Его не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте”. Итак, Иоанн указывает на иудейскую традицию: голова Христа была закрыта платком. В этом случае лик Христа должен был отпечататься очень бледно.

Известно, что во времена Христа евреи хоронили покойников обнаженными, с руками, скрещенными на груди. Руки, сложенные на гениталиях, как изображено на плащанице, впервые появились на картинах с XI в. - уступка стыдливости того времени.
Скептики напоминают: еще великий теолог Августин (IV-V вв.) жаловался, что нет никаких сведений относительно облика Христа. Представления художников о внешности Иисуса с течением времени менялись. До III в. его изображали с короткими волосами и без бороды. И только позже стали изображать с бородой и длинными волосами. Отпечаток на Туринской плащанице довольно точно соответствует традициям XIV в.

фото
Псковская икона XVI в. Жёны-мироносицы у гроба Христа


Техника изображения

В 1898 г. в Турине фотограф-любитель Секондо Пиа (Secondo Pia) сфотографировал плащаницу и, проявив пластинку, заметил ошеломляющий эффект: на негативе все детали были видны гораздо отчетливее, чем на полотне. К тому же фотонегатив выглядел как позитив, настоящий, уже напечатанный снимок. Возникла идея, что изображение на плащанице - действительно негатив. Многие современники не доверяли Пиа, считая молодое фотоискусство шарлатанством. Но сегодня открытие Пиа служит у синдонологов одним из основных аргументов сверхъестественности плащаницы.

Однако техника рисования, известная как “негативное изображение”, в средние века отнюдь не составляла секрета, она широко использовалась и в античные времена. Даже ребенок знает: если к монете прижать бумагу и потереть ее карандашом, то можно получить негатив монеты.

Впрочем, изображение на Туринской плащанице нельзя считать настоящим негативом, на котором волосы и кровь должны были выглядеть светлыми, что на позитиве дало бы темный цвет. В противном случае Иисус должен был быть блондином или седым, что маловероятно. К тому же тот, кому попадала кровь на одежду, знает, что эти пятна со временем чернеют. А кровь на покрывале все еще красная.

Если принять, что Туринская плащаница действительно зафиксировала изображение Христа, то это было сделано либо сверхъестественным способом (тело каким-то образом дало вспышку излучения), либо естественным - испарением масла или пота. Последняя гипотеза - предположение о “выпаривании” - вполне заслуживает внимания. Однако даже при беглом осмотре покрывала в глаза бросается ряд нелепостей:

• когда покрывало облегает тело, оно прикасается к нему с разных сторон. Если мы снимем и разложим такое покрывало, то изображение будет выглядеть искаженным. Скажем, отпечаток лица окажется шире лица, наблюдаемого спереди. Но на плащанице этого нет;
• совершенно отсутствуют искажения и пустые места, которые должны появляться из-за складок. Изображение слишком гладкое, чтобы быть подлинным;
• отсутствуют пятна от рельефа задней части тела. Все выглядит так, как если бы тело было плоским и жестким, как доска;
• отпечаток окровавленных ступней на покрывале геометрически не соответствует положению ног. Ступни лежащего человека обычно направлены пальцами вверх, а здесь подошвы прижаты к покрывалу, что возможно лишь в том случае, если колени согнуты;
• волосы не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах;
• руки и пальцы различной длины. То, что одна рука на 10 см длиннее другой, было бы отмечено, как нечто необычное;
• кровь течет тонкой струйкой и не сворачивается.


Кровь или краска?

Следующий вопрос: чем нанесено изображение? Убедительный ответ можно получить лишь с помощью химического анализа окрашивающего вещества. С согласия католической церкви такой анализ был проведен дважды.

Первый раз это было сделано в 1973 г. итальянской комиссией, в которую входили Джиорджио Фраке (Giorgio Frache), Эуджения Ридзатти (Eugenia Rizzatti) и Эмилио Мари (Emilio Mari). Она пришла к заключению, что перед ней “работа художника”. Все специальные тесты на кровь дали отрицательный результат.

Второй анализ, в 1978 г., был проведен в основном группой STURP. Эксперты наложили на покрывало 32 клеевые полоски и затем осторожно их сняли: 14 полосок были взяты из областей плащаницы, расположенных вокруг изображения Иисуса, 12 полосок были наклеены на само изображение, а шесть - на “кровавые” пятна. Полоски разрезали на две части и один набор отдали Уолтеру Мак-Крону, а второй - Рею Роджерсу (Rey Rodgers) для исследования частичек с поверхности и волокон покрывала, прилипших к полоскам.

Мак-Крон искал какие-либо признаки трупа, но ничего не нашел. Он выявил лишь неорганические компоненты, прежде всего - окись железа (ржавчину). Однако исходя из своей многолетней убежденности в подлинности плащаницы и не желая разочаровать своих коллег из STURP, он попытался мягко обойти противоречия, с которыми ему пришлось столкнуться. Он считал возможным античное происхождение покрывала и предположил, что краска была использована позже, для реставрации пожелтевших пятен, оставленных телом на покрывале.

Вначале Мак-Крон думал, что пигмент, который он обнаружил, впервые стали использовать лишь в XVIII в. Но позже узнал, что такой же пигмент встречается и на рисунках каменного века. Осторожные попытки указать на это были проигнорированы группой STURP и отцом Ринальди; тогда Мак-Крон начал сомневаться.

После подробного изучения волокон он нашел на них растворимую в воде темперу с окисью железа (железистая охра) и с киноварью. Этот второй компонент использовался старыми мастерами как алый цвет; получали они его из сернистой ртути. Частицы этих двух компонентов отождествляются вполне уверенно. Мак-Крону удалось показать, что обнаружить железистую охру можно только в области самого изображения. А краска из сернистой ртути встречается исключительно в “кровавых” областях. Тот факт, что в живописи XIII и XIV вв. киноварь часто использовалась для изображения крови, только усиливает предположение о подделке. Мак-Крон нашел следы и других частиц, многие из которых типичны для малярных красок.

Разумеется, члены группы STURP и отец Ринальди очень обиделись на Мак-Крона. У него отобрали клеевые полоски, и он не смог продолжить свои исследования. Как члену STURP ему было запрещено сообщать о своих результатах без согласия группы. Потеряв надежду переубедить соратников, Мак-Крон приостановил свое членство в STURP и начал публиковаться.

В позднее написанной книге [10] он приводит следующий курьезный случай: его жена, тоже исследователь, изучала клеевую полоску с одной старой французской картины. Результаты ее анализа оказались так похожи на результат анализа плащаницы, что Мак-Крон подумал, будто жена перепутала свои и его полоски. Но выяснилось, что исследуемая женой картина была как раз из той области, где в XIV в. появилась Туринская плащаница. Мак-Крон заключает: все говорит в пользу искусственного происхождения плащаницы.

История на этом не завершается: Виктор Трион (Victor Tryon) из Техасского университета в 1998 г. заявил, что обнаружил кровь на Туринской плащанице. Еще раньше то же самое заявляли члены группы STURP - Алан Адлер и Джон Геллер [11, 12]. Они указывали на присутствие железа, белка и других субстанций, встречающихся и в человеческой крови. Но эти же субстанции можно найти при химическом анализе темперы. Важнее то, что на ткани не удалось отождествить никаких других существенных составляющих крови, например калия, которого в крови в три раза больше, чем железа.

Правда, в последнее время появились утверждения, что на покрывале обнаружены следы ДНК. Конечно, наличие ДНК может свидетельствовать в пользу наличия крови, но это очень слабый аргумент. После того как столько людей на протяжении столетий прикасались к покрывалу, было бы чудом, если бы на нем не было найдено соответствующих следов.


Сколько же в действительности лет плащанице?

В 70-80-е годы ученые неоднократно просили разрешения на проведение точной датировки плащаницы радиоуглеродным методом. Основан он на том, что в живых организмах доля радиоактивного изотопа углерода С-14 такая же, как в атмосфере Земли (где она поддерживается почти постоянной под влиянием космических лучей). После смерти организма концентрация этого изотопа в нем постепенно снижается с периодом полураспада 5730 лет, что и служит показателем возраста. В 1970-е годы для проведения такого исследования требовалось большая площадь ткани, но позже стало возможным определить возраст по микроскопическому кусочку. Это обстоятельство позволило католической церкви в 1988 г. удовлетворить просьбу ученых.

Первоначально для исследований были выбраны семь лабораторий [13]. Это было зафиксировано в так называемом туринском протоколе специалистами по датировке под руководством председателя научного совета Ватикана. Были также намечены методы получения образцов, чтобы потом не возникло сомнений. Но позже, по настоянию Луиджи Гонелла (Luigi Gonella) - советника туринского епископа Баллестреро (Ballestrero), - число лабораторий было сокращено до трех, что увеличило риск случайных ошибок и в дальнейшем дало повод для критики. К тому же ученым не позволили присутствовать при получении образцов ткани.

В конце концов фрагменты покрывала были исследованы в трех местах: в лаборатории геофизики Аризонского университета (США), в лаборатории археологии и истории искусств Оксфордского университета и исследовательской лаборатории Британского музея, а также в Институте физики в Цюрихе. Результаты оказались сходными: радиоуглеродный возраст плащаницы составил 691±31 год. С учетом всех возможных погрешностей специалисты называют период рождения ткани плащаницы - 1260-1390 гг. [14]. Это убедительно подтверждает гипотезу о том, что Туринская плащаница - работа художника XIV в.

Нужно упомянуть и о недостатках этого исследования. Из-за отклонений от протокола, на которых настояла церковь, при получении образцов не проводилась непрерывная документация. Правда, специалисты исключают подмену ткани. И все же этот случай показывает, что может произойти, когда, исходя из политических или церковных интересов, нарушается установленная процедура. Например, на этой почве возникла якобы разоблачительная книга любителей сенсаций, журналистов Грубера и Керстена.

Ошиблись те, кто считал, что определение возраста плащаницы, проведенное в 1988 г., положит конец дебатам. Вскоре начались поиски предлогов для новых споров. Почитатели плащаницы допускали даже, что три избранные лаборатории могли договориться и давать согласованные показания, что исследуемый фрагмент ткани взят из места, которое подверглось штопке или было залатано. Но в докладе группы четко указано, откуда этот кусок.

Высказывалось мнение, что ткань загрязнена чуть ли не бактериями. В действительности же все образцы были очищены различными методами, включая ультразвук, и при этом во всех лабораториях получились практически одинаковые результаты. Кроме того, чтобы бактерии стали источником такой большой ошибки в возрасте, они должны быть в два раза тяжелее самого покрывала. Физик Томас Пиккет (Thomas Pickett) писал по этому поводу: “Правильнее было бы сказать, что нужно очистить бактерии от небольшого полотна”.

фото фото
Фрагменты плащаницы, снятые такими способами, которые позволяют лучше разглядеть контуры тела и лица. Справа - “портрет” Иисуса Христа. Изображение, взятое с плащаницы, обработано при помощи компьютера для усиления контраста и удаления “грязи”. Негатив.


О чем рассказала пыльца

Несколько лет назад израильские ботаники Авиноам Данин и Ури Барух выступили перед прессой с заявлением, что дополнительный анализ пыльцы и кровавых пятен на плащанице свидетельствуют о ее подлинности [15, 16]. Эти будто бы новые доказательства оказались по сути старой сказкой. Еще в 1970-х годах швейцарский криминолог Макс Фрей [17] писал, что нашел на ткани пыльцу как раз из тех районов, по которым Ян Вильсон проложил маршрут передвижения Туринской плащаницы. Но результаты Макса Фрея, который, впрочем, и фальшивый дневник Гитлера без всяких сомнений объявил подлинным, настолько неубедительны, что даже члены STURP воздерживаются от поддержки его выводов. И все же, раз эта пыльца остается предметом дискуссии, мы вынуждены привести контраргументы:

• другие исследования покрывала, даже те, что проводились сторонниками его подлинности, обнаружили так мало пыльцы, что ее не хватает ни для датировки, ни для определения маршрута передвижения покрывала по миру;
• пыльца, представленная в работе Фрея, выглядит вполне свежей, и очевидно, что ей не 2000 лет;
• видовой состав пыльцы не соответствут тому, что можно было бы предполагать. Исходя из истории плащаницы, можно ожидать преобладания европейских растений; 32 из 57 ее видов переносятся не ветром, а насекомыми. Микропалеонтолог Стивен Шаферсман [18] из Университета Майами считает, что эта пыльца не могла попасть на плащаницу без человеческого участия;
• пыльца обнаружена только на нескольких клеевых полосках. Здесь нужно вспомнить, что Фрей собирал пыльцу в Средиземноморье для сравнения, и похоже, что пыльца с клеевых полос как раз и есть часть его коллекции.

Но вернемся к Данину и Баруху. Существует предыстория их “сенсационного открытия”. В 1985 г. фотографы-любители Алан и Мэри Рэнглер (Alan and Mary Wrangler) увидели на старой фотографии плащаницы 1931 г. рядом с телом Христа отпечаток цветов, которые они бойко причислили к виду Chrysanthemum coronarium [7]. После этого они изучили и другие фотографии плащаницы и нашли на них сотни цветов, которые классифицировали и распределили по 28 видам растений. Кроме того, Рэнглеры разглядели изображение гвоздя, молотка, каната, колючки и губки. Они не долго были одиноки: вскоре и другие “исследователи” увидели на покрывале изображение римских надписей и римской монеты [6].

В число эпигонов Рэнглеров попал и Авиноам Данин. Он смог распознать на плащанице изображения Chrysanthemum coronarium и Cistus creticus [15]. Наиболее значимым растением Данин считает Zygophyllum dumosum, отпечаток листьев которого свидетельствует, что растение было сорвано весной. Во время выставки 1998 г. Данин совершенно серьезно, “собственными глазами”, вооруженными лупой, смог увидеть на покрывале большой лист. По предложению Рэнглеров он собрал пыльцу тех цветов, которые были найдены, и попросил своего коллегу Ури Баруха сравнить ее с пыльцой, собранной Максом Фрейем. Им было точно установлено, что некоторые виды пыльцы можно обнаружить только на Ближнем Востоке.

Похоже, мы столкнулись с явлением, хорошо известным в психологии: человек видит то, что хочет видеть, - цветы, молоток, римские монеты или надписи. Точно так же другие люди видят в облаке НЛО, в узоре обоев - лицо или в чернильном пятне - Дональда Дака. Не надо такое явление путать с научными доказательствами. Наше восприятие не должно окрашиваться нашими ожиданиями.


Заговоры и заговорщики

Естественно, обсуждаются различные варианты заговора. Один них описан в книге “Иисус умер не на кресте” (Керстен и Грубер вновь опубликовали свою старую книгу “Сговор против Иисуса”, немного изменив ее и дав ей новое название). В ней говорится о сговоре между католической церквью и Британским музеем в Лондоне. Якобы плащаница свидетельствует о том, что Иисус пережил распятие, и эту “истину” пытаются скрыть. Другие подозревают масонов в заговоре против Ватикана.

Почитатели плащаницы рассматривают факты, заранее зная, какой результат они должны получить. Они страстно верят, что покрывало подлинное, и не боятся призвать Бога в свидетели и соучастники. Поэтому на сайте очень консервативного христианского издательства “Christiania” можно прочитать, что в ночь 12 апреля 1997 г. Бог дал знак о подлинности плащаницы. Во время большого пожара в кафедральном соборе Св. Джовани Батисты один храбрый пожарный в последнюю минуту смог спасти от огня плащаницу. “Какой же вывод можно сделать?” - спрашивает автор, и сам же дает ответ: “Можно ли поверить, что Бог сотворил бы такое зрелищное чудо, если бы плащаница была фальшивой или была бы мошенничеством?” Если результаты научного исследования не согласуются с догмами почитателей, эти результаты объявляются фальшивыми. И только немногие нашли в себе силы изменить свое мнение, когда обнаружили, что результаты исследований указывают на обратное.

Перспективу, что общества поклонников плащаницы распадутся, я считаю иллюзорной. Они будут существовать и дальше, до тех пор, пока полотно не будет изучено до мельчайших подробностей и пока результаты, что вполне вероятно, не станут более четкими, чем сегодня. А решение вопроса, почему, давая возможность исследовать плащаницу, верующие тут же начинают сопротивляться и, несмотря на однозначные и повторяющиеся доказательства, не принимают их, является задачей психологов и социологов. Конечно, не исключено, что настанет день, когда скептики убедятся в своем заблуждении и изменят свою позицию. Но на сегодняшний день я должен согласиться со Стивеном Шаферсманом, когда он пишет: “Все эмпирические свидетельства и логические аргументы, касающиеся Туринской плащаницы, при объективном и рациональном рассмотрении приводят к очевидному заключению, что плащаница - дело рук человека и создана она в XIV в.” [18].


Литература

1. Nickell J. Inquest on the Shroud of Turin. N.Y., 1987.
2. Nickell J. Inquest on the Shroud of Turin - Latest Scientific Findings. N.Y., 1987.
3. Nickell J. // Skeptical Inquirer. 1998, Juli/Aug. P.20-22.
4. Chevalier C.U. Etude Critique sur l’origine du Saint Suaire de Lirey-Chambery-Turin. Paris, 1900.
5. Gruber E.R., Kersten H. Das Jesus-Komplott. Muenchen, 1992.
6. Siliato M.G. Und das Grabtuch ist doch echt. Augsburg, 1998.
7. Wrangler A., Wrangler M. The Shroud of Turin: An AdvenTURe of Discovery. TN. 1998.
8. Wilson I. The Shroud of Turin. N.Y., 1979.
9. Wilson I. The Blood and the Shroud: New Evidence That the World’s Most Sacred Relic Is Real. N.Y., 1998.
10. McCrone W.C. Judgement Day for the Shroud of Turin. N.Y., 1999.
11. Heller J.H., Adler A.D. // Can. Soc. of Forens. Sci. 1981. V.14(3). P.81-103.
12. Jumper E.J., Adler A.D., Jackson J.P. et al. A Comprehensive Examination of the Various Stains and Images on the Shroud of Turin // American Chemical Society, Adv. Chem. Ser. 1984. P.447-476.
13. Sarma A. // Skeptiker. 1989. №1. S.19.
14. Damon P.E., Donahue D.J., Gore B.H. et al. // NaTURe. V.337. P.611-615.
15. Danin A. Pressed Flowers - Where did the Shroud of Turin Originale? A Botanical Quest // Eretz Magazine. 1997, Nov./Dez.
16. Danin A., Baruch U. Floristic Indicators for the Origin of the Shroud of Turin // 3rd International Congress of the Shroud of Turin. Turin, 1998.
17. Frei-Sulzer M. Wissenschaftliche Probleme um das Grabtuch von Turin // NaTURwissenschaftliche Rundschau, 32. Jg. 1979. S.133-135.
18. Schafersman S.D. Unravelling the Shroud of Turin // Approfondimento Sindone. Year II. 1998. V.2.
Danin A. (1998): The origin of the Shroud of Turin from the Near East as Evidenced by Plant Images and Pollen Grains //www.shroud.com/danin2.htm.


© Амардео Сарма, «Природа» №11, 2002 г.
© Сокращенный перевод с немецкого А.Г. Тоточава

Журналистское расследование

Добавлено: 25 мар 2012, 09:45
FontCity
Ещё одно любопытное расследование истории туринской плащаницы провёл журналист, автор серии телевизионных передач «Хочу верить!» Борис Корчевников.

Мнение американских экспертов

Добавлено: 04 апр 2012, 22:57
FontCity
Туринскую плащаницу сфабриковал да Винчи

Туринская плащаница - средневековая христианская реликвия - сфабрикована Леонардо да Винчи, утверждают американские ученые. По их словам, да Винчи перенес на ткань плащаницы собственное изображение при помощи техники, предвосхитившей фотопечать

Изображение

Леонардо да Винчи перенес изображение самого себя на Туринскую плащаницу. Данное заявление сделал ряд американских экспертов в эфире британского телеканала Channel Five, пишет Telegraph. По преданию, плащаница - это полотно, в которое было завернуто тело Христа после смерти. На ткани отпечатались его лик и тело.

Американка Лилиан Шварц - сотрудник Школы визуальных искусств Нью-Йорка - заявляет, что да Винчи, используя камеру обскура (предшественник фотоаппарата), перенес собственное изображение на ткань.

Изображение нанесено в темной комнате, сверху оно было покрыто сульфатом серебра. Это химическое вещество было известно в Центральной Италии уже в XV веке. В результате этого изображение стало светочувствительным. Далее солнечные лучи, пропущенные через линзы, установленные на одной из стен комнаты, попадали на материал, в результате чего и проступало изображение.

Ряд экспертов поддержал предположение Шварц. «Если смотреть на плащаницу невооруженным взглядом, то виден негатив портрета человека», - высказывает мнение историк искусства, профессор из ЮАР Николас Аллен. Другие историки замечают, что если кто и был способен работать с камерой обскура, то это был да Винчи. Кроме этого, создатель плащаницы должен быть еретиком, человеком, не боящимся подделать изображение Христа.

«Он хотел оставить что-то в будущем, внести свой вклад, и не просто ради искусства и науки, а ради самого себя», - заявляет в эфире исследовательница Линн Пикнет.

Предположительно, подделка да Винчи предназначалась для того, чтобы заменить более раннюю версию плащаницы, оказавшуюся «грубой подделкой». Она была куплена в 1452 году Людовиком Савойским, после чего исчезла на 50 лет. Когда она таинственным образом вновь «нашлась», то представляла собой вполне правдоподобную реликвию, потому что ее выполнил Леонардо, утверждает Шварц.

В то же время радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году, выявил, что реликвия сделана в период с 1260 по 1390 годы.

Шварц стала известна еще в 1980-е годы, когда заявила, что лицо Моны Лизы - это портрет самого да Винчи. Для доказательств она использовала компьютерное сканирование, которое выявило одинаковые пропорции лица.

© Елена Ледяева, Infox.ru

Туриннская плащаница - Новые факты

Добавлено: 02 май 2012, 15:01
FontCity
Священная реликвия, обнаруженная в имении недалеко от Парижа в XIV веке, ставла одной из главных святынь христианского мира. Ее владелец рыцарь ДеШарни объявил собравшимся, что перед ними Плащаница, в которой было погребено тело распятого Ииуса Христа... Сколько лет этой загадочной материи? Где она была до появления в средневековой Франции? Почему при первой фотосъемке в 1898 году на стеклянном негативе проявился четкий лик? Как произошла первая фотосъемка и кто, наконец, на ней? На эти и другие вопросы попытаются ответить авторы документального фильма

Вечный Человек или Повесть Туринской Плащаницы

Полная версия (40 минут):


Краткая версия (11 минут):


Фильм снят компанией ООО Продюсерский центр «НЕОФИТ» по заказу ФГУП ГТК «Телеканал Россия»
© ФГУП ГТК «Телеканал Россия», 2005

Новости науки

Добавлено: 17 апр 2013, 20:37
FontCity
В Туринскую плащаницу действительно было завернуто тело Христа

Это утверждает итальянский профессор, который исследовал ее последним

Профессор Джулио Фанти, руководивший очередными исследованиями Туринской плащаницы в университете Падуи, написал книгу «Тайна плащаницы» о происхождении этой удивительной ткани. Он утверждает вместе с соавтором, журналистом Саверио Гаэтой, что инфракрасный и другие высокотехнологичные виды анализа волокон ткани плащаницы показал, что она действительно могла быть использована при погребении Иисуса Христа. Джулио Фанти уверяет, что ткань Туринской плащаницы была соткана между 300-ми годами до нашей эры и 400-ми годами нашей эры.

Анализ Фанти, напоминает Sun, противоречит радиоуглеродному анализу, сделанному в конце прошлого века, согласно которого Туринская плащаница была сделана в 1260-1390 гг. нашей эры.

Происхождение куска льняной ткани длиной свыше 4 метров, на котором якобы запечатлелся лик Иисуса, давно интересовал ученых и историков религии. Она хранится в Туринском соборе в специальном помещении, в котором поддерживаются необходимые для лучшей сохранности климатические условия, и привлекает каждый год многие тысячи туристов и паломников изо всех уголков света.

© Захар РАДОВ, «Комсомольская правда», 29 Марта, 12:50

Частное мнение

Добавлено: 02 июн 2013, 11:44
FontCity
О Туринской плащанице и определении ее возраста.


Sergey A. Pogozhikh пишет: "Как лично Вы (интересна и позиция официальной церкви по этому вопросу) относитесь к радиоуглеродной датировке Туринской плащиницы? Правда ли, что таких плащаниц по разным храмам хранится около тридцати? Туринской просто больше повезло, в силу наличия изображения."


Туринская плащаница уже долгое время привлекает внимание многих людей, как ученых, так и простых. Высказываются самые противоречивые мнения, да и результаты исследований не всегда согласуются друг с другом, так что приходится довольствоваться собственным субъективным мнением. Ни одна церковь еще не решилась высказать своего официального мнения по тому или иному вопросу, связанному с плащаницей. Боюсь, что и не выскажет никогда. Я внимательно перечитал выступление папы Иоанна Павла II относительно Туринской плащаницы, и он недвусмысленно говорит, что выводы в отношении нее - это дело науки, а не церкви. Также и многие ученые высказывались по этому поводу, и самые честные говорили, что остается множество загадок, но даже если это и подлинная погребальная ткань распятого человека, то вопрос, звали ли этого человека Иисус сын Иосифа из Назарета, или же это был кто-либо иной - это уже дело веры, а не науки. То есть, абсолютно никто в мире не может гарантированно утверждать, что Туринская плащаница является или не является подлинной погребальной тканью Иисуса Христа.

Разных плащаниц действительно много, равно как и других "реликвий". Некто в Ватикане подсчитал, что если собрать по всему миру все куски "настоящего" Голгофского креста, то наберется целый товарный состав древесины. Однако изображение на Туринской плащанице действительно поставило ученых в тупик. Однозначно - это не творение умелого художника. Такую фальшивку не сотворить средствами даже 12 века (по крайней мере можно гарантировать, что Туринская плащаница не моложе этого возраста). Да и сегодня, нашими современными средствами было бы чрезвычайно непросто создать подобие Туринской плащаницы. Так что, другие куски ткани, выдаваемые за плащаницу Господню, можно не воспринимать всерьез.

В отношении радиоуглеродного анализа плащаницы, и этого метода определения возраста вообще. Изучая в свое время апологетику, я хорошо ознакомился с недостатками радиоактивных методов определения возраста. Практически, это подобно решению задачи с множеством неизвестных, при котором большую часть этих неизвестных заменяют фиксированными значениями, установленными на основании "научной традиции". Считать верными результаты подобных исследований действительно глупо. Но так как у науки ничего умнее нет, то приходится делать умное лицо и выдавать весьма приблизительное значение за абсолютно точное. Пример радиоактивного анализа возраста Туринской плащаницы прекрасно показывает, насколько тот же радиоуглеродный метод несовершенен. Три независимых исследовательких центра, однако потзующихся одной и той же "научной традицией", примерно одинаково высчитали возраст плащаницы, оценив ее появление 12-м веком, то есть гораздо позже времени Христа. Однако исторические сведения об этой плащанице просматриваются до восьмого века. В чем причина? А причина в том, что исследователи забыли о внешних факторах, таких как два пожара, которые сильно повлияли на химический состав ткани. Начали пересчитывать и пришли к цифре "не менее 2000 лет" а почему не менее 5000 лет? А что, если помимо двух пожаров в истории этой плащаницы были еще какие-то события, так или иначе повлиявшие на число изотопов в ткани? Ведь известно, что изотопы могут передаваться при контакте с другими вещами, а также их количество может меняться в ту или иную сторону в зависимости от окружающей среды. А если еще учесть, что не поставлена точка в спорах над тем, постоянен ли период полураспада, или в разных условиях эта скорость различна, то у нас вообще не может идти речь о радиоактивном методе как измерительном средстве. И история знает немало случае огромнейших ошибок в датировке из-за несовершенства этого метода. Причем, ошибки такие, что вчера умершее существо оценивалось в тысячи лет! Так что, лично я напрочь игнорирую все данные о возрасте, полученные при помощи радиоактивных измерений.

Что же касается самой плащаницы, то я не вижу причины считать ее подделкой, и я склонен считать ее подлинной (хотя сам папа римский официально называет ее просто иконой), но это уже, как я отмечал, вопрос веры, а не науки. И моя вера в то, что Туринская плащаница является подлинной погребальной тканью Христа, вовсе не делает ее объектом моего поклонения, восхищения или иного освящения. Она для меня является всего-лишь историческим свидетельством того, что описанные в Библии события верны.


P.S. для российских адвентистов: недавно вышел очередной номер журнала "Теперь время", издаваемый Западно-Российским унионом (союзом) АСД, в котором помещена статья "Туринская плащаница: библейский взгляд". Рискну высказать свое частное мнение, что авторы этой статьи не имели никакого права выставлять свое мнение как библейский взгляд, и тем более нельзя рассматривать эту статью как официальную позицию Церкви АСД по поводу Туринской плащаницы. Авторы не являются официальными лицами церкви, они никем не уполномочены на подобные заявления, а тем более их богословские "исследования" абсолютно неграмотны. Я уже представил в редакцию журнала опровержение основных утверждений статьи, хотя мало надежды на то, что мое мнение будет опубликована полностью.


© Василий Юнак, Твоя Библия, 11.06.2007

Новости из мира 3D-технологий

Добавлено: 13 апр 2018, 16:38
FontCity
УЧЁНЫЕ СОЗДАЛИ ТРЕХМЕРНУЮ РЕКОНСТРУКЦИЮ ВНЕШНОСТИ ХРИСТА

Как заявляют исследователи, благодаря новому открытию им удалось получить точную реконструкцию внешности Христа Иисуса, когда Он жил на земле, на основе Туринской плащаницы.



Считается, что именно в Туринскую плащаницу - четырёхметровое льняное полотно завернули тело Иисуса Христа после Его распятия. Теперь учёные из Рима представили трёхмерную реконструкцию возможной внешности Иисуса, сделанную на основе изображения на плащанице.

Изображение

ВНЕШНОСТИ ХРИСТА

По их словам, Иисус имел длинные конечности, Его рост составлял почти 180 см, а Его лицу было присуще величественное выражение. Кроме того, в августе исследователи обнаружили на саване следы настоящей крови.

Изображение

© Мировые христианские новости, 11.04.2018