Страница 1 из 1

Кто был богатым юношей, обратившимся к Иисусу?

Добавлено: 30 авг 2016, 11:20
Holy Scripture
БОГАТЫЙ ЮНОША И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ

В Новом Завете есть история о том, как загадочный «некто», задавши Иисусу вопрос, остался неудовлетворен ответом:

«Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (От Матфея 19:16-22).

А печалиться было о чем. Ведь по установленной в равинистической культуре традиции отношений ученик сам выбирал, у ног какого учителя сидеть.В любой момент он мог перейти к другому наставнику, но – за одним исключением. Если ученик спрашивал учителя, как ему надлежит поступить в соответствии с Галахой (Торой и прочими предписаниями), он тем самым признавал его авторитет и брал на себя обязанность исполнить рекомендацию. В этом случае, он уже не имел права задавать тот же самый вопрос другому учителю, надеясь на другой ответ – это считалось лукавством.

Кем же был этот загадочный «некто»? Навсегда ли он отошел от Учителя, или вернулся к Нему впоследствии? Как сложилась его дальнейшая жизнь? Два тысячелетия исследователи Писания задаются этим вопросом, привлекая к его решению все доступные средства – от скудных исторических данных до несметных богатств вольного полета фантазии. Можем ли мы с некой долей вероятности ответить на него, исходя из того, что нам известно об этом человеке из Писания.

Приведенный выше фрагмент сообщает нам, что (1) это был юноша (От Матфея 19:20,22), у которого (2) было большое имение (От Матфея 19:22). Лука уточняет последнее утверждение, указывая, что (2а) он был очень богат (От Луки 18:23), а также добавляет, что (3) он был из начальствующих (От Луки 18:18). Трое евангелистов утверждают, что юноша этот (4) заповеди сохранил от юности своей (От Матфея 19:20, От Марка 10:20, От Луки 18:21). Кроме того, Марк добавляет, что (5) Иисус, взглянув на него, полюбил его (От Марка 10:21).

Итак, нам известно пять относительно независимых признаков, которыми обладал этот загадочный «некто». Конечно, признак «из начальствующих» может быть связан с признаком «очень богат». Но между признаками «юноша» и «из начальствующих» корреляция обратная. Так что в среднем мы можем с определенной долей допущения считать все эти признаки относительно случайными.

Разные авторы предлагают различные варианты решения этой шарады. Однако у каждого - свои проблемы. К примеру, богатый юноша Иоанн Марк не соответствует критерию «из начальствующих», а богатый из начальствующих Иосиф Аримафейский – критерию «юноша».

Но не встречаем ли мы на страницах Нового Завета еще кого-нибудь, к кому подходили бы все эти характеристики? Ответ – да! Мы знаем как минимум еще одного героя новозаветной истории, вполне вписывающегося в заданные параметры. Это – Савл Тарсянин, будущий Апостол Павел. Судите сами: Писание сообщает нам, что это был юноша (Деяния 7:58), наделенный властью и обладавший правом голоса в Синедрионе – высшем духовно-политическом совете Израиля (Деяния 26:10).

Нам не известно, каковы именно были доходы родителей Савла, но мы знаем, что его отец был римским гражданином и занимался пошивом палаток. Римская армия постоянно нуждалась в этом товаре, и недостатка в госзаказах, по-видимому, не было. Этот бизнес впоследствии позволял Павлу не только не умереть с голоду на протяжении восемнадцати месяцев, проведенных в Коринфе (Деяния 18:3), но и три года содержать всю миссионерскую команду в Эфесе (Деяния 20:34). Родители Савла были способны как дать ему престижное светское образование в Тарсе Киликийском, так и послать его для духовного воспитания в Иерусалим к Гамалиилу (Деяния 22:3), самому почитаемому из учителей Израиля.

В любом случае, фраза «я от всего отказался, и все почитаю за сор» (Филиппийцам 3:8) относится к известным «крепким высказываниям» Апостола, благоговейно смягченным переводчиком. Если бы Савлу не было от чего отказываться, это высказывание было пустой демагогией. Судя же по драматизму этого заявления, отказаться ему пришлось от немалого. И, кстати, не к этому ли призывал подошедшего к Нему юношу Иисус? Отказ ото всего мог, таким образом, быть исполнением указания Спасителя.

Кроме того, Павел сообщает о себе, что он «по правде законной – непорочный» (Филиппийцам 3:6). Это значит, что будущий Апостол не нарушил ни одной из заповедей от юности, то есть ото дня своей Бар-Мицвы (буквально название этого обряда означает «сын заповеди»), после которого еврейский мальчик считается юношей и сам несет ответственность за свои поступки, ранее лежавшую на его родителях.

Наконец, Иисус Сам свидетельствует о Савле: «он есть Мой избранный сосуд» (Деяния 9:15).

Итак, все пять признаков совпали! Неужели мы раскрыли тайну этого загадочного «некто»? Неужели евангелист и дееписатель Лука намекает нам о самой первой личной встрече Спасителя с будущим Апостолом язычников? Ведь не мог же Савл, обучаясь у Гамалиила в Иерусалиме, не встретиться с Иисусом?! Ведь он же сам потом скажет о евангельских событиях царю Агриппе, что не может быть от него «что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило» (Деяния 26:26)?!

...

© Сергей Головин, 2016-08-29 17:04:00