Страница 1 из 1

Учил народ в притчах

Добавлено: 26 июн 2016, 01:48
Alex_R
«Учил народ в притчах».

Иисус часто в своих проповедях использует иносказательный язык и притчи. В притчах раскрывается та или иная сюжетная линия, посвященная божьим истинам. Однако, некоторые сравнения, рассказанные Христом, могут показаться несколько отталкивающими тот народ, который слушает Его, например:

«Ваши праотцы ели манну в пустыне, однако они умерли … Я - живой хлеб, пришедший с небес. Кто ест этот хлеб, тот будет жить вечно. Этот хлеб - тело Мое, которое Я отдаю ради жизни мира. Тогда между иудеями начался спор: - Как это Он может дать нам свое тело, чтобы мы его ели?! … Каждый, кто ест тело Мое и пьет кровь Мою, имеет жизнь вечную, …. Иисус сказал это, когда учил в синагоге в Капернауме. Многие из Его учеников, услышав это, говорили: - Это какое-то непонятное учение, и кто только может его слушать?» (Ин.6:49-60;IBS).

Действительно, есть человеческую плоть и пить кровь было невозможно для иудеев, это запрещалось законом и было преступлением (напр.Лев.17:14). Смысл сказанного стал понятен только в последствие, но никак не тогда. Такие слова могли даже оттолкнуть и самых верных и преданных учеников: «Тогда многие из Его учеников оставили Его и больше не ходили с Ним. Не хотите ли и вы Меня оставить? - спросил Он двенадцать. Симон Петр ответил: - Господи, к кому нам еще идти? У Тебя слова вечной жизни. Мы верим и знаем, что Ты - Святой Божий» (Ин.6:66-69;IBS).

Петру непонятен смысл сказанного, но он не сомневается только в одном, что Иисус – это Мессия.
Можно предположить, что притчи и образы, используемые Иисусом направлены на сокрытие истин от тех, кто не принимает Его. Но зачем это делать? Ведь всего через несколько лет ученики Иисуса будут раскрывать эти же сказанные им в притчах истины всё тем же людям. Вспомним хотя бы еще ап.Павла и его обращение. Цель такого поведения Иисуса заключается совсем в другом. Обратим внимание на контекст приведенного места Писания. Вокруг Иисуса собралось множество народа, более 5 тысяч человек. Он накормил всех, чудесным образом, хлебом и рыбой. Народ в восторге от этого чуда и желает провозгласить Его своим царём, при том даже без Его согласия. Это не входит в планы Спасителя, Он переходит озеро по воде и скрывается от них. После того, как часть народа сумевшего перебраться на другой берег, находит Его, и состоялся приведённый диалог.

Огромные толпы народа, находившиеся возле Иисуса, затрудняли Его деятельность и мешали собирать тех, кто впоследствии и составит костяк Его последователей, т.е. христианства. Как говорит сам Спаситель: «Говорю вам истину, вы ищете Меня не потому, что видели знамения, а потому, что ели хлеб и наелись досыта» (Ин.6:26;IBS). Проделанное чудо отвечало чаяниям иудеев о Мессии и увидев один только намёк на это – большой пир для всех (см.Лк.13:28-30;14:15), они реагируют немедленно. Основная масса людей не хотела воспринимать что-то новое или иное, менять то, что было знакомо с детства каждому иудею о Мессии, где Его приход был связан только с одним – наступлением царства блаженства, счастья и материального благополучия, где манна просто сыплется с неба (о чём и идёт разговор). Однако поняв, что такое чудо не будет происходить каждый день и встретив что-то трудно воспринимаемое в словах Иисуса, не отвечающие их представлениям, народ довольно быстро и с легкостью оставляет Спасителя. Тем более, что сам Иисус постоянно перемещается и следовать за ним довольно сложно таким массам людей, это могут позволить себе немногие. Да и Он не стремиться постоянно обслуживать людей в их собственных представлениях и надеждах. Своей цели Иисус достиг – те, кто даже и не пытался воспринять Его весть и прибывал в своих убеждениях, были рассеяны и перестали мешать в осуществлении основных планов. Некий отдалённый намёк на именно такое отношение народа к Помазаннику можно встретить и в других текстах:

«Смотрите, Я предсказал вам все наперед, поэтому, если кто скажет вам: "Он там, в пустыне", - не ходите, или: "Он там, в потайной комнате", - не верьте, потому что как молния, которая, сверкая с востока, бывает видна и на западе, так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:25-27;IBS).

«Вы думаете, Я пришел, чтобы принести мир земле? Нет, говорю вам, не мир, а разделение» (Лк.12:51;IBS).

Здесь выражается мысль, что для спасения достаточно просто найти Мессию и пребывать с ним, ничего другого как бы и не нужно. В следующем месте опровергается взгляд, что приход Мессии будет связан только с радостью. Нет, как указывает Иисус необходимо пройти годину испытаний перед наступлением времени благополучия. Приход Мессии не означает автоматическое наступление времени всеобщего благоденствия.

Такие представления, скорее всего, были естественными, ведь иудеи с детства исполняли закон данный свыше самим Богом, отличались от других народов, имели храм, священство и ожидали воздаяние от Бога за свою праведность. Более праведные, т.е. исполняющие более тщательно закон, могли занять место поближе к патриархам, другие просто надеялись на благополучие и облегчение своей участи, когда придёт Христос (см.Лк.13:28-30;14:10).

С другой стороны, при таких ожиданиях иудеев просто впрямую объявить себя Мессией и Помазанником было невозможно без значительных последствий. Ведь тогда не только народ, но и религиозная власть предъявила бы свои требования. Если не осуществить такие требования, то можно было получить ярлык шарлатана и обманщика и вообще быть побитым камнями, т.е. претерпеть казнь, что и случилось впоследствии, только сделано это было руками римлян, т.е. язычников. Необходимо было исполнить все пророчества и собрать учеников, для дальнейших дел, а на это необходимо время. Именно поэтому Иисус обращается к народу в притчах и иносказательно – это, скорее всего и является основной и главной причиной такой проповеди Спасителя. Мы встречаем в текстах евангелий, что Христос не дает очевидного и прямого ответа на, казалось бы, простой вопрос:

«Иисус ходил по храму в колоннаде Соломона. Вокруг Него собрались иудеи. - Сколько Ты еще будешь держать нас в недоумении? - говорили они. - Если Ты Мессия, то так и скажи нам. Иисус ответил: - Я уже говорил вам, но вы не поверили. Обо Мне свидетельствуют дела, которые Я совершаю во имя Моего Отца. Вы же не верите Мне потому, что вы не Мои овцы. Мои овцы слышат Мой голос, Я знаю их, и они идут за Мной … Я и Отец - одно. Тогда иудеи опять схватили камни, чтобы побить Его, но Иисус сказал им: - Я показал вам много добрых дел от Отца. За какое из них вы хотите побить Меня камнями? Иудеи ответили: - Мы Тебя не за это хотим побить камнями, а за богохульство, потому что Ты, обыкновенный человек, выдаешь себя за Бога» (Ин.10:23-33;IBS).

Данный текст отражает идею сбора учеников, несоответствие ожиданий религиозной элиты с тем, что говорит Иисус и того, что самым главным свидетельством являются дела Христа. Другими словами, даже если человек и не понимает всего происходящего, но по делам уверен, что Иисус является посланником Бога, ему необходимо следовать за Ним до полного понимания и раскрытия божественных истин и замыслов. Ведь это дано свыше от Бога и от Него следует знать разъяснений, а не выставлять свои желания и волю на первый план. Религиозная элита, однако, была поражена «болезнью праведности» и ожидала награды в виде власти и постов при Помазаннике, а не каких-то обещаний или чудес, они и так знали закон и истину, как им казалось. Это и является причиной того, что немногие из них последовали за Иисусом, а кто все же уверовал, делали это в основном тайно.

Можно отметить также, что скажи Иисус прямо, что Он Мессия, люди, которые были настроены на другое, всё равно бы не поверили, и это было бы пустой и бессмысленной тратой времени. Слыша притчи и иносказания, люди примеряли их на те шаблоны, какие имели, и сказанное могло даже отдалённо напоминать, что притчи и слова Христа в чём-то соответствуют их представлениям: «Ученики же спросили Иисуса: - Почему Ты говоришь с людьми притчами? Иисус ответил: - Вам дано узнать тайны Небесного Царства, а им не дано. Тому, кто имеет, будет еще дано, и у него будет в изобилии; а у кого ничего нет, будет отнято и то, что у него есть. Я говорю им притчами потому, что "они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают" … Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без иносказаний» (Мф.13:10-13,34;IBS).

Поэтому народ слушает притчи и ожидает действий со стороны Иисуса, оставаясь в относительно пассивном состоянии достаточно долгое время, которое используется для дел.