Страница 2 из 2

Версия Александра Блэнда

Добавлено: 16 апр 2018, 13:58
FontCity

Вечная жестокость?

Добавлено: 10 май 2019, 14:32
FontCity
Богач и Лазарь в зеркале Закона

Притча о богаче и Лазаре является достаточным доказательством для большинства христиан, что Бог будет мучить и сжигать грешников в аду. Слова кажутся простыми и ясными, а притчу произносит Сам Иисус.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.(23) и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.(24) и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.(25) Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. Луки 16:22-25

Когда эта история добавляется к ряду других текстов из Писания, следует абсолютно неизбежный вывод: Бог будет сжигать и мучить людей в аду – в зависимости от степени их греховности.

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Матфея 10:28

Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный. Матфея 18:8

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: Матфея 25:41

Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;(11) и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Откровение 14:10-11

Слушатель Слова Божьего прочтёт эти стихи и, естественно, сделает вывод, что Бог накажет грешников длительным и неописуемым страданием. Но в человеке, который тщательно изучает Евангелие, исследуя жизнь Иисуса, возникнет много вопросов, которые побудят его копать глубже, чтобы найти объяснение этих отрывков в Библии.

Те, кто в своём сердце гневаются на кого-то или хотят причинить вред какому-либо человеку, найдут удовлетворение в стихах, приведённых выше, чтобы оправдать свой собственный дух мести, потому что, как им представляется, Бог также мстит Своим врагам. Кроме того, тот, кто склонен к самоосуждению и убеждён, что он просто-таки достоин умереть за свои грехи, равным образом будет убежден в правоте этих текстов. Но мы должны взглянуть глубже. Вместо того, чтобы признавать полное прощение греха и открывать любовь Божью, эти тексты внешне выражены в благоговейном тоне, однако поддерживают внутреннюю веру в то, что Бог является жестоким тираном. И это напоминает нам, что можно отдавать своё тело на сожжение, но при этом не иметь любви.

Одной из основных причин, по которой большинство людей приводят эти тексты в пользу того, что Бог якобы мстит Своим врагам и сурово наказывает их, является склонностью человека искать козлов отпущения. Эта практика началась с Адама, когда он обвинил Еву в том, что она съела запретный плод. Это несправедливое действие можно объяснить попыткой обвинить кого-то другого, желая достичь мира и согласия для отдельного человека или сообщества в условиях кризиса. Первосвященник Каиафа сделал это со Христом.

И не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Иоанна 11:50

У религиозных лидеров Израиля был кризис. Их грехи были разоблачены, и им нужно было отвлечь внимание людей, переведя их внимание на «незаконные» действия Христа; поэтому они представили Его как находящегося в состоянии войны с Моисей, то есть грешником, достойным смерти. В завистливых умах фарисеев Христос совершил смехотворное искупление, не в смысле Евангелия, но через податливого Пилата, чтобы сделать Христа козлом отпущения для них. Oни пытались заставить замолчать голос совести не путём самоотречения, а стремясь убрать живого свидетеля, который беспокоил их. Их гнев и ненависть ко Христу были оправданы тем, что они представляли Его как поражаемого и сокрушаемого Богом, и эти представления являлись следствием их проецирования собственной злобы и ненависти на характер Бога.

Когда христиане восстают в праведном гневе и объявляют миру, что Бог намерен уничтожить бунтующих грешников, тогда очень вероятно, что за торжественным тоном разразившегося «святого гнева» скрывается такая форма личного искупления, которая похожа на издевательские представления Каиафы. И они находят себе оправдание в том, что самодовольно смотрят на других людей, как на менее достойных искупления, чем они сами – и как на более достойных ужасных наказаний и мучительной смерти, чем они сами.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

© Алексей Герасимов, 10 апреля в 18:45

Аллегория

Добавлено: 04 июн 2019, 14:33
Holy Scripture
Притча о богаче и Лазаре это не описание ада, а аллегория о смерти человека

Выше мы увидели, как много существует текстов в Ветхом Завете однозначно называющих ад (преисподнюю) могилой, а смерть сном. Теперь мы рассмотрим абсолютно все тексты Нового Завета (их всего несколько), на которых строят свою доктрину о бессмертии души, муках в аду и блаженстве в раю многие церкви, но которые при внимательном их рассмотрении говорят совсем о другом.

Начнем мы с притчи о богаче и Лазаре. Многие христиане уверены, что Лазарь после смерти попал в рай, а богач – в ад. Однако данная теологическая концепция полностью противоречит тексту Библии. Выше в главе «Ад, преисподняя. Понятие смерти» мы увидели, что, согласно ветхозаветному Писанию, все люди, включая даже героев веры, после смерти попадали в ад и «там» спали. Что касается понятия «небесный» рай, то в Ветхом Завете оно отсутствует как таковое. В связи с этим многие представители популярных конфессий считают, что небесный рай в ветхозаветное время был закрыт, доколе Иисус Своей жертвенной смертью и воскресением не отверз в него ворота. Согласно такой богословской теории, ад в ветхозаветное время имел два отделения – «мягкое», куда попал Лазарь, и «суровое», где мучился богач. Иисус якобы после смерти сошел в ад, тех, кто там спал, разбудил и затем всем проповедовал. Потом праведников Он забрал в открывшийся благодаря Его смерти небесный рай, а грешники остались гореть в «суровом» отделении ада. С помощью этой теологической концепции ищущие истину верующие пытаются хоть как-то связать доктрины своей церкви с Библией. Однако и такая теория оставляет много вопросов, на которые невозможно найти аргументированные ответы, согласующиеся со всеми другими текстами Священного Писания.

Начиная размышление об истории про богача и Лазаря, давайте вспомним, что все конфессии именуют этот рассказ Иисуса притчей. И это верно. Христос здесь использовал литературный прием с применением иносказания (фигуры речи, аллегории, метафоры), называемый притчей. К сожалению, далеко не все богословы относятся к этому рассказу, как к притче, а толкуют часть его текста буквально. Они говорят: «Посмотрите, Иисус нам описывает мучение в аду богача, значит, в аду люди страдают. Мы будем Христу верить». С первого взгляда все кажется логичным. Между тем такой поверхностный подход к анализу библейского текста не может быть правильным. Ведь если рассказ о богаче и Лазаре реальность, то тогда абсолютно все описанное в нем должно быть явью. А если это притча, то в ней Бог желает в виде несуществующих образов донести до слушателей какую-то важную весть. Однако реальности в рассказе Иисуса нет вовсе. Я надеюсь, сейчас вы в этом убедитесь.

В этой книге я стараюсь приводить более важные стихи Священного Писания, понимая, что не у каждого человека, читающего мой скромный исследовательский труд, может оказаться под рукой Библия. Несмотря на то, что притча о богаче и Лазаре не мала по объему, ее я решил привести полностью, так как в первую очередь на этих текстах базируется догматика многих конфессий о жизни после смерти:

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук. 16:19-31).

Ниже мы перечислим вопросы, на которые нет ответов, согласующихся с теорией посмертных мук. На примере этой притчи я хочу заодно продемонстрировать, чем чреват поверхностный анализ текстов Библии.

1. Где находится лоно Авраамово - на небе или под землей в аду? Напомним, что по верованию представителей многих конфессий до Своей смерти и воскресения врата в небесный рай Иисус еще не открыл. То есть все умершие люди по ветхозаветному учению, с которым согласны многие христианские богословы, были в аду (см. главу «Ад, преисподняя. Понятие смерти»). Значит, и лоно Авраама до смерти Христа должно быть под землей в аду. Именно поэтому небо и рай в тексте притчи не упоминаются. Получается, лоно Авраама - это одно из отделений ада, немного повыше того, где был богач, раз он поднял глаза вверх и свободно общался с Лазарем. Однако сложно себе представить под землей два рядом находящихся пространства, где в одном мучаются умершие, а во втором – повыше, но не далеко, чтобы можно было общаться, утешаются праведные, видя на страдания первых. Причем одним жарко от пекла, а у других под землей текут прохладные реки…

Даже если представить, что Лазарь был в небесном раю (который, напомним, по мнению самих представителей популярных конфессий, еще не был открыт до смерти и воскресения Иисуса), а богач - в аду, получается, что эти два вместилища миллиардов человеческих душ находятся совсем рядом, раз герои притчи видели друг друга и свободно общались между собой.

В любом случае здесь мы имеем нереальную картину… А значит, это аллегория - притча.

2. Почему нищий был отнесен Ангелами на лоно Авраама, а богач похоронен в ад? Вновь вспомним, что по ветхозаветному учению абсолютно все мертвые, даже герои веры (Иаков, Иов, Иезекия…), попадали в ад – могилу, а небесный рай еще не мог быть открыт (см. выше). Значит, Ангелы и нищего отнесли в ад, то есть его «дух» и тело они закопали в земную могилу. И труп богача также кто-то похоронил в могилу. Сложно представить себе картину, как Ангелы закапывают Лазаря. Здесь мы вновь видим образность. А значит, это не реальность, а аллегория – притча.

3. Мы видим, что люди в аду разговаривают. Но в соответствии с многими другими библейскими текстами мертвые спят. Давид, Иов, Екклесиаст были уверены, что после смерти они будут покоиться бессознательным сном, не смогут размышлять и даже восхищаться Богом и благодарить Его. Это хорошо видно из цитат Священного Писания, приведенных в главе «Ад, преисподняя. Понятие смерти». Библия вообще не описывает общение между мертвыми и живых с покойниками, не считая спиритического сеанса между царем Саулом и образом пророка Самуила через волшебницу (см. 1 Цар. 28:4-28) и явления Моисея Иисусу (см. Мф. 17:3), о которых мы поразмышляем чуть позже. Получается, что кто-то из умерших в «прежнем» аду спал, а другие общались? Тогда почему Писание не содержит критериев, по которым Бог определял, кому надлежало покоиться после смерти, а кому бодрствовать, ведь это было архиважно для всех живших тогда людей? Согласитесь, как минимум странно, что в таком огромном по объему Священном Писании нет ни условий достижения посмертного покоя или бодрствования, ни примеров общения с мертвецами, но зато множество текстов, говорящих о беспамятственном сне умерших. Налицо несоответствие этой части рассказа о богаче и Лазаре с учением Писания. А значит, перед нами аллегория – притча.

Напомним, что и Новый Завет смерть называет сном:

«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14).

4. Как видно из рассказа, некоторые люди в аду после смерти сразу получают воздаяние за свои грехи – мучаются в пламени. По распространенной богословской теории, по примеру богача, это происходит с умершими грешниками вплоть до сего дня. Однако, согласно учению Библии, наказание ждет людей лишь после Второго Пришествия Христа и Великого Суда. Об этом неоднократно говорили Иисус, пророки и апостолы:

«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5:25,28,29).

«Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27).

«Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48).

«Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2 Тим. 4:1).

«Если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Пет. 2:4,6,9).

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Тогда скажет … тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:31,32,41).

«И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков … и пришел гнев Твой и время судить мертвых» (Откр. 11:15,18).

«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).

«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5, см. также Деян. 17:31, Деян. 24:15,25, Иуд. 5,6,15, Рим. 2:5-8,13-16, 1 Пет. 4:5, 2 Пет. 3:7, 1 Фес. 1:10, 2 Фес. 1:6-10, Откр. 14:7, Откр. 18:8, Мф. 11:22, Мф. 12:36, Лук. 11:31,32, Дан. 12:1,2,13, Еккл. 8:11,12, Евр. 10:25-27, Иоил. 2:31, Мал. 4:1, Пс. 9:3,4, Пс. 95:10,13, Пс. 109:5,6).

То есть, согласно многочисленным текстам Священного Писания, суд над людьми и наказание грешников еще только впереди – после Второго Пришествия Христа. Получается, если верить в посмертные страдания душ, как учат популярные церкви, то мы окажемся перед выбором: либо признаться в том, что Библия себе противоречит, либо принять теорию о двух судах, что и сделали некоторые церкви. «Первый» суд - «частный» после смерти для определения места пребывания души человека - в преисподней или в раю, до Великого Суда, который состоится при Втором Пришествии Христа; «второй» – «всеобщий», непосредственно Великий Суд.

Однако не понятно, почему о «первом» суде совсем не говорится в Библии, а только о «втором». Также не ясно, зачем вообще нужен «второй» Суд, если якобы есть «первый». Выходит, грешные люди по решению одного суда будут немного страдать в преисподней до Второго Пришествия Христа. А затем их по постановлению «второго» Суда либо оставят далее вечно гореть в геенне в более мучительных условиях, либо переведут в прекрасную жизнь вечную? Получается, больше пострадают те обитатели преисподней-ада, которые умерли раньше, ведь им до Второго Пришествия Иисуса придется страдать дольше.

А как быть с теми, кто находится после смерти в раю? Сложно представить себе ситуацию, когда человек наслаждается раем и ему там нравится, но тут при Втором Пришествии Господь без спроса забирает дух человека из блаженной неги и воскрешает «заслужившего» в жизнь вечную. Может, тому человеку этого не хочется, ведь в раю и так хорошо, без тела – одно наслаждение. У каждого свои вкусы…

Налицо противоречие буквального толкования рассказа о богаче и Лазаре с другими текстами Библии. Но это не возможно. А значит, перед нами аллегория - притча.

Стоит отметить, что Символ веры православной и католической конфессий, принятый в IV веке, также связывает суд над живыми и мертвыми со Вторым Пришествием Христа:

«Верую … во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия…, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых».

Хотя до сих пор Символ в этих церквях не оспаривается, тем не менее к его учению за столетия было прибавлено множество доктрин, в том числе о «двойном» суде.

5. Стоит также отметить, что в рассказе о богаче и Лазаре утрированы причины попадания одного в «суровый» ад, а другого в «мягкий» - на лоно Авраамово. Как сейчас, так и раньше само по себе богатство не считалось зазорным. Например, огромное состояние имели знаменитые герои веры Авраам, Давид, Соломон и другие. И пиры были приняты в дни праздников. О богаче лишь известно, что он каждый день пиршествовал блистательно и не отличался благотворительной душой, так как не кормил Лазаря у себя за столом, хотя видел того постоянно у своих ворот. Я думаю, и сегодня далеко не многие люди всех бедняков, сидящих у их ворот, будут усаживать за собственный стол. В целом же богач описан знатным человеком, чтущим отца Авраама, любящим своих братьев и заботящимся о них. Отметим, что, возможно, богач даже принимал какое-то участие в жизни бедняка Лазаря, раз он знал его по имени.

В свою очередь, бедность, как таковая, тоже не является критерием, обладание которым необходимо для получения вечной жизни. О добродетелях же Лазаря в притче ничего не сказано, как и о причинах его прижизненных мучений. Итак, в рассказе о богаче и Лазаре мы не видим причин такого сурового наказания одного и повода для вознаграждения второго. Значит, рассказ о богаче и Лазаре - не реальность, а аллегория – притча, имеющая целью научить людей чему-то большему, чем одной благотворительности.

6. Странной выглядит просьба богача. Он, мучаясь в пламени, просит Авраама послать к нему Лазаря, чтобы тот прохладил ему язык концом перста, смоченным в воде. Почему он не обратился напрямую к доброму Аврааму, чтобы тот напоил его? Почему он просит воды на кончике пальцев, а не чашу, например, ведь капля воды явно не облегчит ему страдания? Попробуйте хотя бы в сауне попросить кого-нибудь мокрым пальцем провести по своему языку и увидите, что вам от этого не станет легче. Налицо ситуация, далекая от реальности, а значит это притча.

7. В притче упомянуты три героя – Авраам, Лазарь и богач. Из них лишь один богач не имеет имени. Если перед нами повествование, описывающее реальность, то такого быть не должно. Не мог ведь Иисус забыть имя богача. Но мы знаем, что в древности имена имели большое значение. Имя Лазарь происходит от распространенного древнееврейского имени Эль-азар (см. Исх. 6:23), которое обозначает «Бог помог». Итак, мы вновь в повествовании видим элементы, не похожие на реальность, но применимые для притчи.

8. Если внимательно читать рассказ Иисуса о богаче и Лазаре, то очевидно, что его герои описаны в реальной плоти, а не в виде бестелесных духов. Они друг друга видят, общаются, у них есть глаза, персты, язык. То есть если воспринимать рассказ буквально, то он никак не вписывается в теорию многих конфессий, в соответствии с которой в преисподней и раю пребывает лишь дух («души») умерших.

Упоминание в притче элементов физических тел некоторые сторонники посмертного бодрствования душ объясняют просто: «Когда человек потерял руку, то она иногда продолжает у него болеть. Так и в аду. У пребывающих там духов нет тел, но они продолжают их как бы чувствовать». Однако это объяснение не логично. Ведь боль как таковая и воспоминание о ней - это чисто физиологические процессы, для которых нужен реальный мозг и нервная система, то есть физическое тело. Именно мозг «сообщает» нам о боли и хранит в памяти ощущения тела.

Кроме этого, если бы богач и Лазарь были духами, то Авраам на просьбу богача должен был ответить ему примерно так: «Богач, ты бредишь! Ты в аду. У тебя нет языка, а у Лазаря нет ног, чтобы ходить, и рук, чтобы принести тебе воду. При этом никакая влага тебе не поможет, так как у тебя нет тела и охлаждать тебе уже нечего. Это мучается твой дух». Но вместо такого или подобного ему объяснения мы видим разумный ответ Авраама внимающему адекватному богачу, смысл которого в том, что Лазарь воды не принесет и к братьям не пойдет по таким-то и таким причинам.

Получается интересная ситуация. Многие христиане закрывают глаза на то, что Иисус в рассказе о богаче и Лазаре упоминал элементы физических тел его героев, а другую часть притчи, описывающую их бодрствование после смерти, принимают за реальную картину. Мол, Христос немного «приукрасил» рассказ об аде… Там хоть и показаны тела, но на самом деле это лишь «души». Очень удобная, но необъективная позиция.

Что же произошло на самом деле? Просто после соединения христианства с язычеством новохристианские богословы, не слишком глубоко знающие учение Священного Писания, но знакомые с широко распространенными языческими верованиями о загробной жизни, увидели в притче знакомую картину – мифическое царство мертвых Гадес (Аид, Тартар), и сразу приняли ее за чистую монету, не утруждаясь анализом текста. Возможно, кто-то из представителей государственной церкви позже увидел несоответствие принятой богословской теории с другими текстами Библии, однако было уже поздно давать обратный ход, ведь тогда пришлось бы поставить под сомнение и все остальные догматы своей конфессии. Вот так получилось, что доктрина огромнейшей церкви была построена на притче, то есть аллегории.

В целом вся вероучительная система православия предрасполагает к заблуждениям. Если ошибался один уважаемый христианин и находил поддержку своих современников, то введенная им теологическая коцепция, прижившаяся в церкви, воспринималась последующими поколениями уже как канон «святой» церкви, который нельзя было поставить под сомнение. Ведь это означало бы подвержение сомнению учение о непогрешимости церкви. То есть заблуждение, однажды войдя в церковь, уже не могло покинуть ее лоно. Поэтому ошибки церкви со временем могли только множиться.

Стоит отметить, что в Библии есть и другие притчи, которые нельзя понимать буквально. Например, о деревьях, которые «пошли … помазать над собою царя» (см. Суд. 9:7-15, см. также 4 Цар. 14:9). Здесь маслины и смоковницы разговаривают между собой. Почему бы, используя эту притчу, не построить доктрину о том, что деревья на самом деле общаются и выбирают себе царей? Также можно вспомнить о притче Иисуса про брачный пир (см. Мф. 22:1-14). Сложно этот рассказ представить в реалии. Трудно вообразить, что подавляюще большинство подданных царя отказались идти на свадьбу его сына, будучи заранее приглашенными, и даже не удосужились при этом придумать убедительного аргумента для отказа. Более того, некоторые убили посланников своего правителя, открыто объявляя ему войну, не боясь возмездия и наказания от войск царя. Зато как притча эта история имеет глубокий смысл, описывая людей, которые в большинстве своем отказываются от приглашения Бога в Царствие небесное, не желая изменять свою жизнь и даже порой проявляя неуважение и агрессию к обличающим их и призывающим «посланникам» Господа.

Я надеюсь, дорогой читатель, вы убедились, что рассказ о богаче и Лазаре является аллегорией - притчей. Как и у любых метафор, задача притчи ярко осветить, проиллюстрировать какую-то конкретную мысль. Значит, верующим важно понять, какой же истинный смысл был заложен Господом в притчу о богаче и Лазаре. Из этого урока Иисуса можно сделать сразу несколько выводов, необходимых для спасения:

1. В своей жизни нужно на практике исполнять заповедь «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» (Втор. 15:7) и подобные ей о любви и помощи людям (см. Мф. 6:3, Мф. 25:34-40, Евр. 13:16, Гал. 6:9,10, 1 Ин. 3:17).

2. После смерти человека уже не изменить его будущее. То есть на Великом Суде рассматриваться будут только дела, совершенные в теле: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Об этом в притче четко и однозначно заявил Иисус устами Авраама: «Хотящие перейти отсюда … не могут» (Лук. 16:26). Данное утверждение Христа сегодня многие игнорируют, полагая, что оно относилось лишь к «прежнему» аду. А теперь, мол, за обитателей «обновленного» ада можно и нужно молиться. Подумайте, стал бы Иисус изрекать такое серьезнейшее предупреждение, которому действовать оставалось совсем немного времени до Его распятия. На самом деле Господь через эту притчу хотел предупредить всех людей о необходимости сегодня и сейчас изменять свою жизнь, расставаться с грехами, ведь потом будет поздно - «Кровь Моя за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28).

3. Для того чтобы не погибнуть, как богач, необходимо слушать Моисея и пророков (см. Лук. 16:29). То есть нужно изучать Слово Божее, так как в нем даны ответы на все вопросы, в том числе и главный – условие спасения для жизни вечной.

4. Кто не вникает в учение Писания (Моисея и пророков), тот и воскресшего из мертвых (см. Лук. 16:31) не будет слушать. Мало кто из богословов сомневается, что Иисус здесь имел в виду собственное воскресение. Так впоследствии и произошло. Иудеи, плохо знакомые с пророчествами о Мессии, изложенными в Писании, не узнали в Иисусе Христа. Многие не хотели поверить в Него даже тогда, когда Он воскрес из мертвых. Данное предупреждение акутально и сегодня: верующие, плохо знающие Библию, не видят в истории и окружающей жизни исполнения изложенных в ней пророчеств, указывающих на приближение Второго Пришествия Христа.

Согласитесь, в исследуемой притче изложена очень важная весть и она донесена до людей Господом в доступной и наглядной форме.

© Апологетика: «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

Исторический контекст

Добавлено: 01 авг 2019, 13:31
FontCity
Может ли Авраам воскресить из мертвых?

Христианство и Новый Завет Исследования

Изображение

«Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук.16:16)

Рассмотрим притчу о богаче и Лазаре, значение которой вызывает немалые споры в христианском мире.

Противостояние Иисуса и фарисеев - контекст притчи о богаче и Лазаре

В предыдущей статье мы узнали о том, что притча о богаче и Лазаре завершает цикл притч в Евангелии от Луки, с помощью которых Иисус отвечает фарисеям на их претензии о том, почему Он ест с мытарями и грешниками. Эта цепочка притч последовательно включает в себя притчу о блудном сыне, о потерянных овце и драхме и о неверном управителе. Если первые три притчи по своему литературному типу являются притчами-иллюстрациями, то притча о неверном управителе является уже притчей-сравнением. Важно отметить, что в процессе изложения этих притч Иисус увеличивает градус Своей критики в адрес фарисеев. Так, притча о неверном управителе содержит сарказм в отношении двойного стандарта, с которым фарисеи подходили к Его учению. Таким образом, чтобы правильно понять смысл притчи о богаче и Лазаре, необходимо видеть ее в контексте общей тематики притч, записанных в 15-й и 16-й главах Евангелия от Луки.

Нужно отметить, что притча о блудном сыне и притча о неверном управителе следуют одна за другой, а между притчей о неверном управителе и притчей о богаче и Лазаре есть небольшая вставка, их связывающая. Прежде чем перейти к изучению притчи о богаче и Лазаре, важно разобраться в смысле этих несколько стихов, чтобы понять логическую взаимосвязь между ними.

«Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует» (Лук.16:14-18).

Иоанн Креститель, Царство Божие и фарисеи

Из текста можно понять, что фарисеи определенно поняли притчу о неверном управителе и то, кого она подразумевает, но, считая себя правыми, только посмеялись над Иисусом. Поэтому Он ответил им: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук.16:15-16).

Однозначно, речь идёт об Иоанне Крестителе. В Евангелии от Марка говорится о том, Иисус после крещения начал Свою проповедь словами: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар.1:15). От термина «Царство Небесное», о котором мы говорили в предыдущих лекциях, означающего школу (иешиву), где учителем был равви Иисус, выражение «Царство Божие», отличается тем, что имеет более широкий смысл. И если термин «Царство Небесное» употребляется только в Евангелии от Матфея, то «Царство Божие» присутствует во всех трёх «Синоптических Евангелиях».

Самое подробное объяснение понятия «Царство Божие» представлено в 17-й главе Евангелия от Луки: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21). Эти слова Иисус говорит, отвечая на вопрос фарисеев о том, «когда придёт Царствие Божие» (20-й стих). По контексту видно, что фарисеи задают ему вопрос о пришествии мессии и наступлении мессианского века. Иисус даёт на это Свой развёрнутый ответ: «не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (20-21 стихи). Иисус продолжает объяснять: «придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим» (21-25 стихи).

Ключевой фразой всего отрывка являются слова «пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого». То есть Царство Божие — это то место или состояние, когда человек видит Иисуса и может общаться с Ним. Вот почему Иисус, предупреждая Своих учеников о времени, когда Его с ними не будет, говорит, что тогда Царство Божие будет внутри них. То есть физическое отсутствие Спасителя будет компенсировано присутствием Святого Духа, который заменит живого Иисуса в нашем общении с Ним.

Исходя из этого, мы можем заключить, что Царство Божие наступило после того, как Иисус, будучи крещён от Иоанна, в течение трёх с половиной лет совершал служение на этой земле. После Его вознесения Царство Божие находится внутри верующих посредством Святого Духа. И когда Он вернётся на облаках вторично, то Царство Божие установится повсеместно.

В Библии существуют три разных понятия: «Царство Небесное», «Царство Божие» и «Царство».

Термин «царство» впервые встречается в книге Даниила 2:44: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».

Термин «Царство Небесное» встречается в только в Евангелии от Матфея и подробно объяснён в притче о пшенице и плевелах в 13-й главе Евангелия. Под царством небесным подразумевается процесс духовного становления тех, кто сделался учениками Иисуса.

Термин «Царство Божье» объясняется в Евангелии от Луки и означает присутствие Христа. В некоторых случаях значения понятий «Царство Небесное» и «Царство Божье» пересекаются, но между ними есть и явные отличия.


Из ответа Иисуса на вопрос фарисеев о наступлении Царства Божьего (Лук.17:19-25) следует, что Царство Божие до Иоанна Крестителя еще не существовало. А потому, как говорит Иисус в 16-й главе Евангелия от Луки, «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется» (Лук.16:16). Фактически Иисус говорит фарисеям, что они были управителями Закона до Иоанна Крестителя. То есть им было поручено преподавание Торы.

Согласно трактату «Поучения Отцов» (Пиркей Авот), который является частью фарисейской традиции, кодифицированной в Мишне, «Моисей получил Тору на Синае, и передал ее Иисусу Навину. Иисус Навин передал ее судьям, а судьи - пророкам. Пророки передали ее мужам Великого Собрания, Синедриона». Как было сказано выше, священник Ездра вовлекал в служение преподавания Закона как левитов, так и евреев из других колен Израиля. Это стало началом нового этапа в развитии иудаизма. Так появляются ученые люди, знатоки Торы, которые не принадлежат к колену Левия, не являются левитами. Они становятся «народными учителями», фарисеями.

Задача фарисеев состояла в том, чтобы правильно разделить древнееврейский текст, «лэфэреш». Поскольку в те времена Тора выглядела как сплошной текст (ни точек, ни запятых, ни абзацев, ни глав), необходимо было правильно разделить слова, абзацы и главы, чтобы прочитать текст правильно. Фарисеи доносили Слово до аудитории и передавали его смысл также и с помощью интонации. Такую деятельность передает термин «внятно», членораздельно в Неем.8:8.

Школа Ездры просуществовала в том или ином виде практически 400 лет. Фарисеи были достаточно подготовленными толкователями и учителями Торы, имея за плечами многовековой опыт в этой сфере. Таким образом, на раввинах и фарисеях держалась система образования Израиля периода Второго Храма. Иисус подтверждает это, говоря, что у фарисеев «были Закон и Пророки».

Закон и Пророки - Тора (Пятикнижие Моисеево) и книги пророков. Вместе с «Писаниями» составляют канон Еврейской Библии - Танаха.

Однако после Его пришествия наступает новый исторический период. Благовествуется Царство Божие, Иисус является главным учителем Торы по праву Законодателя, а потому «всякий усилием входит в него» (Лук.16:16).

В контексте притчи о неверном управителе эти слова обращены к фарисеям, которые не желают признать в Иисусе божественного учителя Торы. На протяжении всего служения Иисуса с их стороны в Его адрес постоянно бросаются упрёки: «каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать» (Ин.2:18); «как Он знает Писания, не учившись?» (Ин.7:15); «какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?» (Ин.6:30).

Фарисеи постоянно подвергали сомнению авторитет Иисуса как учителя Торы и раввина, ставя Ему в вину тот факт, что Он не учился и не получил благословения ни от одного из раввинистических авторитетов того времени. А потому словами о вхождении в Царство Божие с усилием, Иисус противопоставляет Себя этой системе фарисейских авторитетов, заявляя, что Он является Царём Божьего Царства, в котором право учительствовать не дастся автоматически никому.

Неверное толкование Торы - причина обличения фарисеев Иисусом

Однако, несмотря на то, что с приходом Иисуса установилось Царство Божие, значение это никак не должно умалять значение Торы в нашей жизни: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадёт» (Лук.16:17). Подобные слова встречаются в Нагорной проповеди: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18). Закон и пророки были и до Иоанна Крестителя, но с пришествием Царства Божьего они ни в коем случае не отменяются «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (17-й стих).

Иисус продолжает Свою мысль словами: «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует» (Лук.16:18), которые так же присутствуют в Нагорной проповеди. Как было замечено в предыдущих лекциях, Нагорная проповедь фактически представляет собой мастер-класс рабби Иисуса, в котором Он демонстрирует Свой подход к преподаванию Торы. Вопрос интерпретации отрывка из книги Второзаконие 24:1-4, в котором говорится о разводном письме, является ключевым в Нагорной проповеди. В вопросе развода Иисус по сравнению с фарисеями занимает диаметрально противоположную позицию. В отличие от Иисуса фарисеи учили, что инициатива развода является прерогативой мужа, который по любой причине может в любой момент написать жене разводное письмо.

Однако следует заметить, что взгляды Иисуса и фарисеев на Тору в большинстве случаев совпадают. Проблема заключается в том, что там, где эти взгляды различались, фарисеи не желали принимать авторитет Иисуса как учителя Торы и раввина. Они упрекали Его в том, что Он незаконно рождённый и не учился ни у кого из авторитетных раввинов. Следуя традиции своих раввинов, фарисеи утверждали, что Бог полностью делегировал им полномочия в вопросах Торы, а потому Иисус не должен вмешиваться в процесс. Поэтому они игнорировали Его Божественный авторитет.

Вот почему Иисус идёт с ними на конфронтацию. Приводя пример с их пониманием разводного письма, Иисус упрекает фарисеев, как бы говоря им: «Если вы по вопросу развода учите неверно, то как же вы можете верно преподать такой фундаментальный вопрос, как отношение Бога к грешнику?!» Притча о богаче и Лазаре является заключительным аккордом этой конфронтации. По своему типу она является иллюстративной. Цель притчи - раскрыть смысл слов «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук.16:16).

продолжение следует

© Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

Притча или реальность?

Добавлено: 27 окт 2022, 13:56
Holy Scripture
Почему эта известная библейская история может и не быть притчей


Библия говорит о богатом человеке, который оказался в аду. Многие думают, что эта евангельская история была просто притчей. Говорят, что это был не настоящий человек, оказавшийся в реальном месте, а просто метафора чего-то другого. Эта знакомая история происходит в 16-й главе Евангелия от Луки и часто вызывает разногласия даже среди христиан.

Мы можем взглянуть на некоторые аспекты Луки 16 и легко решить, соответствуют ли они характеристикам притчи.

Во-первых, Луки 16 называет конкретных людей. Ни одна притча никогда не называла человека по имени. В этом стихе упоминаются Авраам, Лазарь и Моисей.

Еще один момент, который следует упомянуть, это то, что в стихах 25 и 29 Иисус говорит богачу: «Авраам сказал...». Если бы это была просто притча, то Авраам ничего бы не сказал богачу. Его слова нельзя было цитировать, и Иисус солгал бы, сказав это. Но Иисус цитировал Авраама.

Этот богатый человек в 16-й главе Луки был обеспокоен тем, что его пятеро братьев попадают в одно и то же место мучений. Он хотел, чтобы Авраам отослал Лазаря (который находился на лоне Авраама, в месте утешения) обратно, чтобы свидетельствовать перед своей семьей. Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки. Пусть они их слушают». Богач говорит (ст. 30): «Но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Авраам ответил: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (ст. 31). Иисус пересказывает реальный разговор.

Мы также знаем, что притчи использовались для сопоставления с реальными событиями или для предоставления аналогии, чтобы передать истину. Если бы ада не было, тогда Иисус привел бы бесполезную, ненужную притчу, которой не было бы смысла рассказывать. В каждую весть, которую Иисус доносил до людей, Он вкладывал определенную цель.

Иисус также говорил об аде в 45 других стихах. Многие авторы Библии также предупреждали об аде, в том числе Павел, Петр, Иаков, Матфей, ​​Марк, Лука, Иоанн, Иуда, Моисей, Исайя, Даниил, Иезекииль, Иона, Иов, Амос, Давид, Соломон и Малахия.

То, чем Иисус поделился в Луки 16, не было притчей, и оно должно убедить каждого: тех, кто не спасен, ждет (в буквальном смысле) горящий ад.

Единственный способ избежать ада и попасть на небеса – принять Иисуса Христа как нашего Господа и Спасителя.

© Автор — Билл Визе / charismamag.com
© Перевод — Татьяна Корниенко для ieshua.org, 27.10.2022

Лоно Авраамово

Добавлено: 07 июн 2023, 17:57
Holy Scripture
КУДА ОТНЕСЛИ ЛАЗАРЯ?

«Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово» (От Луки 16:22). Куда именно препроводили ангелы настрадавшегося Лазаря? Непонимание значения данного эвфемизма порождает экзотические толкования притчи о богаче и Лазаре как пособия по топографии загробного мира.

На самом же деле оказаться на чьем-либо лоне (т.е. на груди) значило быть самым почётным гостем у него на пиру, возлежать по правую руку от главы застолья.
На пирах не сидели, а возлежали, опираясь на левую руку и принимая пищу правой. При этом три самых почётных позиции были во главе триклиния (покрывал, выложенных тремя линиями в форме буквы «П»). На них возлежали хозяин пира и двое наиболее дорогих гостей, располагавшиеся по правую и по левую руку от него. Их на почётные места, как правило, препровождал сам хозяин или же его слуги согласно хозяйскому указанию. (Помните? «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почётнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» – От Луки 14:8,9)
Поскольку же возлежали на левой руке, то голова того, кто был по правую сторону от главенствующего на пиру, оказывалась на его лоне, на уровне груди. Так, Иоанн находился на самом почётном месте во время Вечери Господней, а Иуда, соответственно, – на втором, по левую руку.

В притче о богаче и Лазаре поначалу нищий был отделён от пира пропастью – воротами, которые считались местом сакральным, никто не мог войти ими без приглашения. Богач же «каждый день пиршествовал блистательно». После смерти происходит рокировочка: богач оказывается навечно отделённым от пира пропастью, а Лазаря ангелы, Божьи слуги, препровождают на лоно Авраамово, т.е. сажают по правую руку от праотца, возглавляющего пир.

Что же это за пир, во главе которого находится сам Авраам? Это – символический образ Царства Небесного, о котором сказано: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (От Матфея 8:11,12). Возлягут – значит, не прилягут отдохнуть, а присоединятся к торжеству. Не этот ли самый образ представлен данной притчей?

Сама же притча – ответ Иисуса на вопрос о Законе. Она начинается со слов «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт» (От Луки 16:17), и заканчивается словами о том же: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (От Луки 16:31).
А по ходу дела величайший учитель Иисус решает ещё две назидательные задачи. Во-первых, Он использует фабулу, обличающую спросивших Его фарисеев, «которые были сребролюбивы» (От Луки 16:14), а во-вторых, наделяет главного персонажа притчи, упоминающей воскресение, именем Лазарь. Вскоре Иисус воскресит из мертвых человека именно с таким именем, что наверняка должно будет напомнить фарисеям и о Моисее, и о пророках.

© Sergei Golovin · 28.03.2023

Re: Лоно Авраамово

Добавлено: 20 июн 2023, 18:19
Константин
Holy Scripture писал(а):
07 июн 2023, 17:57
КУДА ОТНЕСЛИ ЛАЗАРЯ?


Сама же притча – ответ Иисуса на вопрос о Законе. Она начинается со слов «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт» (От Луки 16:17), и заканчивается словами о том же: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (От Луки 16:31).

© Sergei Golovin · 28.03.2023
В Богодухновенном тексте Библии есть разделение не только на книги, главы, но и на контексты в главах. Контексты отделяются знаком параграфа ¶ . Автор этого опуса не знает даже где начало притчи. Она начинается с 19-го стиха, а не с 17-го, как утверждает автор этого опуса. Этот опус можно отнести к разряду "басен" (1Тим.4:7).

Притча о законе

Добавлено: 15 фев 2024, 17:02
FontCity
О БОГАЧЕ, ЛАЗАРЕ И ЗАКОНЕ МОИСЕЕВОМ

Спросили как-то фарисеи Иисуса: «Насколько серьезно стоит относиться к Закону Моисееву?» «Оно вам надо?, – отвечал Тот, – давайте-ка я вам лучше про устройство загробного мира расскажу».
Не помните такого из Библии? Я тоже не помню. Но добрая половина толкующих повествование Иисуса о богаче и Лазаре делает это, будто контекст данной притчи именно таков. Порой даже топографическую карту царства мертвых рисуют: вот здесь, мол, ад, а поодаль и несколько выше – «лоно авраамово», место пребывания усопших праведников. Далее могут даже быть приведены извлеченные, якобы, из рассказа абсолютно достоверные сведения о температурном режиме адского пламени и о параметрах разделительной пропасти – достаточно широкой, чтобы невозможно было преодолеть ее в том или ином направлении, но при этом позволяющей поддерживать диалог.
Для пущей убедительности стало традицией добавлять, что, мол, и не притча это вовсе, а реальные события. Иисус же не предупреждает, что эта история – притча? И, к тому же, одному из действующих лиц присвоено имя – Лазарь. Что ж, звучит впечатляюще – есть о чем подумать лингвистам. Ведь в дошедшей до нас поздней версии «Сказки про репку» у одного из ее персонажей тоже имя появилось – Жучка. А значит и не сказка это более, а сельскохозяйственная хроника. Что же до определения жанра, то в Писании есть и другие притчи, рассказанные «без предупреждения» (в частности – притча о неверном управителе, предшествующая данной). Иисус был достаточно высокого мнения о Своих учениках – считал, что они в состоянии догадаться, что для них важнее – осведомленность в сюжете истории или практические выводы, из нее извлекаемые.

Для правильного истолкования притчи в первую очередь следует обратить внимание на то, по какому поводу она была приведена, и какой вывод из нее извлекается. Для понимания деталей немаловажно принимать в расчет, как они соотносятся с контекстом, в котором она была рассказана. Ну и, наконец, если мы сталкиваемся с чем-то непонятным, следует посмотреть – не говорится ли где-либо в Писании о том же более ясным образом?
Пожалуй, самая загадочная для незнакомого с культурой того времени читателя деталь притчи – «лоно авраамово», на которое отнесен был нищий ангелами после смерти. «Лоно» значит грудь, и если грудь Авраама – место пребывания всех праведников, праотцу не позавидуешь. Чтобы понять, что же означало это выражение, оказаться на чьем-либо лоне, стоит вспомнить, как устраивались в те времена пиры. Наиболее почетными были места по левую и по правую руку от хозяина, устраивающего пир. Пирующие ели не сидя, а лежа – возлежали, опираясь на левую руку, а пищу брали правой. Таким образом, голова того, кто находился на самом почетном месте, по правую руку от хозяина, оказывалась на уровне его груди – он возлежал на лоне (у груди) главенствующего. Именно такую формулировку мы и находим в описании Тайной вечери, когда один из учеников возлежал у груди Иисуса (От Иоанна 13:23). Что же это за пир, возглавляемый самим Авраамом?

Иисус рассказывает историю о богаче и нищем фарисеям, «которые были сребролюбивы» (От Луки 16:14), и фабула ее проста: участь человека в вечности не зависит от изобилия имения его. Тот, кто на земле почитал за удачу напитаться крошками, падающими со стола богача, после смерти попадает на пир – образ Царства Небесного. Причем, на самое почетное место – по правую руку от Авраама, главы этого пира. Тот же, кто «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» оказывается в месте вечного мучения.

Но это – побочная деталь, «бонус» вопрошающим. Суть же притчи в ином. В связи с чем Иисус рассказывает ее? Дискуссия с фарисеями возникла по поводу Закона и, в частности, развода (см. От Луки 16:18, подробнее суть этой дискуссии приводится у Матфея в 19:3-9). И потому Он начинает ее с предвосхищения ответа: «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (От Луки 16:17). И вывод из притчи вполне соответствует заданному вопросу. Он ясен и однозначен: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (От Луки 16:31). Так что спросили о Законе – о Законе же и ответ получили. А наделение одного из персонажей личным именем «Лазарь» служит вполне конкретной задаче – через неделю после того, как притча была рассказана, по молитве Иисуса воскреснет из мертвых человек как раз с таким именем! И это не сможет не напомнить смеявшимся над учением Иисуса фарисеям о Законе и пророках!

© Sergei Golovin · 7.2.2016