Притча о богаче и Лазаре

О чём говорят библейские рассказы?
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Притча о богаче и Лазаре

Сообщение Holy Scripture » 19 мар 2015, 15:00

Притча о Богаче и Лазаре. Истолкование

Одним из интересных и часто встречающихся вопросов является следующий: «Как понимать притчу о богаче и Лазаре»? Поскольку актуальность этого вопроса для наших читателей весьма высока, мы решили опубликовать истолкование притчи о Богаче и Лазаре не в рубрике «Вопрос-ответ», а в разделе «Исследования» и поместить истолкование на главной странице. Итак, Богач и Лазарь. Редакция «Борух».

Приведём вначале саму притчу.
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лук.16:19-31).
Читая традиционные христианские истолкования притчи о Богаче и Лазаре, мы можем очень явно заметить, как происходит подмена понятий и как библейские тексты подгоняются под традиционные представления.

Согласно традиции, особенно сильной в восточном христианстве, после смерти человека его тело разлагается в могиле, а его душа отправляется либо в адские муки, либо в рай. Содержание притчи о богаче и Лазаре не соответствует этим представлениям. Так, в частности, богач, находящийся в огне, просит Авраама, чтобы тот послал Лазаря омочить перст в воде и помазать ему язык. Если по традиционным представлениям в раю душа Лазаря, а в аду – душа богача, то откуда у Лазаря палец, а у богача язык?!

Явно видно, что богач страдает как душой, так и телом. Это соответствует описанному в Мф 10:28: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28).

Явно также, что телесные и душевные страдания описаны и в другом месте Евангелия: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну» (Матф.5:29,30).

Согласно записанному в Евангелии от Матфея мы видим, что наказания в геенне огненной не могут происходить сразу же после смерти человека, ибо мы знаем, что тело всякого умершего находится в могиле. Соответственно для того, чтобы тело вместе с душой попали в геенну огненную, необходимо воскресение, о чём говорит Евангелие от Иоанна, 6 глава и Даниил, 12 глава:

• «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день» (Иоан.6:39).
• «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звёзды, вовеки, навсегда» (Дан.12:2,3).

Точно такая же картина представляется нам Иисусом в Евангелии от Матфея, 25 глава, где Сын человеческий, придя с ангелами на землю, вершит суд и разделяет человечество на две категории: одних приглашает наследовать царство, других отправляет в огонь. Читая эти библейские тексты, мы однозначно можем говорить о том, что воздаяние человеку совершается не после его смерти, а когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся». Тогда будут отправлены не только души грешников, но и их тела в геенну огненную – «другие на вечное поругание и посрамление». Читая рассказ о богаче и Лазаре, мы однозначно можем заключить, что богач страдал телом, соответственно это могло происходить только после события, которое Евангелия называют как Второе пришествие.

Именно поэтому Авраам говорит богачу о том, что уже невозможно отправлять Лазаря благовествовать братьям. И по-другому быть не может. В Евангелии от Луки, 16 глава, Авраам отказывается сообщить родственникам богача о том, какая судьба была уготована их брату. Если муки богача имели бы место после его смерти, то отказ Авраама выглядел бы абсолютно нелогично. Получается, что, осознав своё положение, богач хочет сделать всё, чтобы его братья покаялись, а Авраам не даёт им никакого шанса и никакой альтернативы. Получается, что Бог не желает, чтобы грешники каялись. Если же, как мы это обосновали, богач страдает в геенне огненной, имеющей место после «пробуждения спящих», то становится ясно, что в этой ситуации каяться поздно. И тогда Авраам прав: если кто-то всю жизнь читал закон и пророков и не покаялся, то в «конце времени», о котором пишет Даниил, сделать это уже будет поздно.

Но история о богаче и Лазаре не зря называется притчей. В частности, имя Лазарь выбрано абсолютно не случайно. В Евангелии от Иоанна описано, как Иисус воскресил своего друга Лазаря, после чего первосвященники сначала приняли решение устранить Иисуса; а в 12 главе сказано, что они решили убить и Лазаря. Как и в традиционных раввинских притчах, герои и образы притчи Иисуса являются символом какой-то реальности. На основании 11 и 12 глав Иоанна мы видим, кого символизируют богач и братья. Они символизируют саддукеев и храмовую элиту, на которых увиденное воскресенье Лазаря никак не повлияло.

Религиозная элита Иудеи, изображённая в образе богача, всегда говорила о том, что им уготована участь в мире грядущем. Бедняк-трудяга, не имеющий возможности посвятить всю свою жизнь изучению Торы, по их пониманию должен непременно сгореть в Гехиноме (геенне). Однако же, Иисус изображает участь своего безвременно погибшего друга, явно не из богатой семьи, лежащим на груди отца Авраама. Тогда же, как всю эту гордую самоуверенную элиту ожидает наказание в геенне огненной. Обращаясь к Синедриону и к первосвященнику Каиафе, судившему его, Иисус говорит об этом абсолютно прямо. «Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мар.14:61,62).

Основная ошибка интерпретаторов истории о богаче и Лазаре заключается в том, что богач попадает в огонь сразу после своей смерти.

Иисус же уподобляет смерть сну. «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Иоан.11:11). Человек, спящий смертным сном, не имеет ощущения времени. Богач, попавший в огонь возмездия, не знает, сколько времени он находился в могиле. Для него промежуток времени между его смертью и возмездием является мгновением. Поэтому, очутившись в огне, он думает, что его братья живы.

Многие читатели истории о богаче и Лазаре не желают признать её притчей. Однако элемент притчи здесь явно присутствует.

• Во-первых место, куда попадает Лазарь, не называется раем или новой землей, а называется лоном Авраама.
• Во-вторых, нигде не сказано, что, оказавшись в огне возмездия, грешник будет иметь возможность вести разговор с Авраамом. И вообще, на каком основании Аврааму дано право воскрешать из мёртвых и разговаривать с грешниками, горящими в огне?!

Всё это указывает на то, что история о богаче и Лазаре является притчей, символизм которой объяснен выше.

© Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия
Альманах "Борух"


Изображение

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4339
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Анализ текста и культурных традиций

Сообщение FontCity » 06 апр 2015, 09:06

РАЗРУШЕНИЕ МИФА: (О БОГАЧЕ, ЛАЗАРЕ И ЛОНЕ АВРААМОВОМ)

По представлению многих христиан, души умерших после смерти находятся в двух местах. В одном мучаются грешники, а во втором утешаются праведные. В качестве довода о таком представлении, часто приводят рассказ о богаче и Лазаре, описанный в Лук.16:19-31. Большинство христиан убеждены, что это реальная история, произошедшая с реальными людьми.

Аргументом того, что это реальность, чаще всего служит мысль, что нигде не написано, что это притча. А раз так, значит, это - реальный факт. Также можно услышать мнение, что в притчах никогда не упоминаются имена, а здесь упоминаются!

НО ТАК ЛИ ЭТО?

Начнём с того, что не существует правила, где притча обязательно должна быть названа притчей. Например в 12 главе Луки, начиная со стиха 22 и до конца Иисус не называет ни один сказанный эпизод притчей, но при этом Пётр спрашивает, кому он говорит эту притчу? Иисус приводил притчи одна за другой, при этом не обмолвившись в том, что он сейчас говорит именно притчу. Притча «о блудном сыне» начинается так: «у некоторого человека было два сына» (Луки 15:11). Или притча «о неверном управителе»: «один человек был богат и имел управителя…»

Что касается отсутствия имён, то тут также не существует определённых правил. Тем более, упоминания имён в притчах есть. Например в книге Иезекииль, 23-ей главе, Господь говорит притчу о двух дочерях, представляющих Самарию и Иерусалим, по имени «Огола» и «Оголива». Это притча, и в ней присутствуют имена.

Исходя из этого ничто не мешает называть этот рассказ притчей.

НО ЕСЛИ ЭТО РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ, ТО ВОЗНИКАЕТ МНОГО ВОПРОСОВ

ВО-ПЕРВЫХ
Если есть реальное место под названием «лоно Авраама», то на какое «лоно» попал сам Авраам? А также все остальные люди, жившие до него?

ВО-ВТОРЫХ
Подобная история не упоминается ни в ТаНаХе (Ветхом Завете), ни в Новом завете. О ней молчат как пророки, так и апостолы. Нигде не сказано, что грешники из ада имеют возможность разговаривать с Авраамом, который на другой стороне. А также то, что Авраам может воскрешать людей и посылать их обратно на землю.

В-ТРЕТЬИХ
Эта история также не соответствует другим словам Иисуса о жизни после смерти. Во всех случаях, где Иисус декларировал важную истину о вечных воздаяниях, он говорил, что это ждёт людей ТОЛЬКО в конце дней, при воскресении мёртвых (Ин. 5:25,28,29). А также после второго пришествия (Ин.12:48; Мф. 16:27; Мф. 25:31,32,41). То есть, нет нигде упоминания о частном суде сразу после смерти.

НО ЕСЛИ ЭТО ПРИТЧА:
Как мог Иисус привести притчу, которая основана на ложных представлениях? Неужели Он говорил о чём-то вымышленном и оторванном от действительности?

Всё дело в том, что Иисус говорил на понятном для иудеев языке. В данном случае - на языке фарисеев. Сам термин «лоно Авраамово» отсутствует в Писании, но зато есть в устной традиции, которая была хорошо знакома фарисеям (см. Эрубин, 19а; Берешит рабба, 48; 4Маккавеев 13:16,17). Также Иисус применяет известный фольклорный материал того времени - Агаду, в которой имели место разные, порой и фантастические истории. Фарисеи были подготовленными к такому стилю изложения. Он был им близок и понятен. В подобном стиле может быть всё, что угодно, совсем не нужно передавать точность и даже последовательность, главное - передать саму суть!

Иисус обличал несправедливое отношение фарисеев к мытарям и грешникам. В данном случае эта притча показывает, что те, кто по их мнению, недостойны были вообще появляться перед их глазами, могут оказаться более оправданными, чем они. Быть на лоне Авраама - значит быть в отцовских его объятиях. То есть, это не название какого-то места, а его образное описание! Там, где Авраам принимает своих детей. Авторитет Авраама очень ценится в еврейском народе. И очевидно Иисус употребил это, зная насколько дорого это для них. Но это лишь народное верование, которое относилось только к еврейскому народу! Оно не относилось ко всем остальным людям. Важно уметь разделять учение от народных верований, ведь они время от времени меняются и в итоге оказываются всего лишь мифами. Истина же не меняется.

Поэтому не верьте мифам, всё испытывайте, хорошего держитесь (1Фесс.5:21).

© Сергей Хазак, 5 Апрель 2015 г. в 12:48

Изображение
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
Alex_R
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 14 сен 2015, 18:10

Re: Притча о богаче и Лазаре

Сообщение Alex_R » 14 сен 2015, 18:23

Есть буквальное толкование притчи. Из него следует, что даже простой народ мог легко понять сказанное Иисусом.

http://bibleschatol.umi.ru/filemanager/download/197/

Истолковать её можно если предположить как народ представлял приход Мессии, а также воскресение.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4339
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Сомнительно

Сообщение FontCity » 15 сен 2015, 00:18

Спасибо, Алекс! С любопытством прочитал предложенную Вами статью.
Несомненно, то, что Иисус рассказал в притче о Богаче и Лазаре, хорошо понимали Его слушатели.
Не факт. Иисуса часто не понимали: Лука 2:50, 9:45, 18:34, Марк 9:32, Иоанн 8:27, 10:6, 12:16 и мн. др. Его учению "дивились": Матфей 7:28-29, 13:54, 22:33, Марк 1:22 и т.д.
Все что Он говорил им, вписывалось в те представления, какие имели иудеи того времени о смерти и воскресении.
У "иудеев того времени" не было единого взгляда на воскресение: Деяния 23:6-8, а также Матфей 22:23, Марк 12:18, Лука 20:27.
Да и сами евангелия писались для широкой аудитории и в те времена, когда нецелесообразно было распространять второстепенные и незначительные детали ...
Странная мысль. Действительно, христианство с первых дней своего существования ширило свои ряды за счёт "широкой аудитории" язычников. Пётр и Павел часто выступали среди еллинов и представителей других народов Римской империи. Между обращёнными из иудеев и обращёнными из язычников постоянно вспыхивали споры. Иудеохристиане требовали от языкохристиан точного следования Закону, который те просто не знали. Для разрешения этого вопроса даже был созван первый собор в Иерусалиме. Почему же "широкой аудитории" не надо было рязъяснять детали?
... при всём при этом сохранялись кости в их первозданном виде. Именно на них должна была нарасти плоть при воскресении, как об этом говорится в Иез.37:1-6 ...
Это - тоже притча. В ней кости означают людей, причём в том числе и живущих: Иезекииль 37:11.
В то же время Библия говорит о восстановлении плоти из праха: Иов 19:25-27, Псалтирь 118:25, 29:4-10, Исаия 26:19.
Иудеи ожидали, что в их времена появится Миссия и воскресит всех праведников, это должно было случиться, по их мнению, именно в ближайшее время (Мф. 3:15, Деян. 1:6).
Ни из одного из этих стихов не следует, что иудеи ждали Мессию немедленно. Логичнее было бы сослаться на 1-е Фессалоникийцам 4:17, Лука 19:11, 19:9, Откровение 22:12-20 и др.
Понятно, что все хотели бы, чтобы Царствие Небесное наступило как можно быстрее. Но это всего лишь желание. Это не "ожидание".
Авраам, в притче, указывает на необходимость слушаться Моисея и пророков, что имеет смысл только в тот момент, если воскресение происходит при жизни тех людей, кому говорил притчу Иисус. Это имеет смысл в тот период, пока царство пришедшего Мессии не установило новые законы.
Ещё это имеет смысл, если Закон Моисея вечен и непреложен. И с чего вдруг "царство Мессии" должно установить "новые законы"? Где-нибудь в Библии есть такое понятие "новый закон"?
... воскресение может начаться в некоторый переходный период.
Что это за период?
В тысячелетнем же Царстве Бога, то есть после прихода Христа, через некоторое время, уже не нужно будет исполнять Моисеев закон, так как он уже исполнит свою цель и упраздниться.
Для меня законы Бога круче, чем законы физики. Когда закон всемирного тяготения исполнит свою цель и упразднится? Цель закона - быть мерилом греха, дать людям понимание: что есть хорошо, а что плохо. Пока есть люди, им нужен будет Закон.
Как это было предсказано пророком и достаточно хорошо разработано впоследствии в христианстве (Иер. 31:31; Евр. 8:7-12).
Иеремия пишет не о законе, а о завете. В указанном фрагменте послания Евреям речь тоже идёт о завете, а не о законе. Если кто-то берётся писать умные статьи, он должен предварительно уяснить для себя библейскую терминологию.
Часто, говоря об упразднении или изменении Закона, ссылаются на другой стих: Евреям 7:12. Но тоже невпопад. В этом послании Павел пишет о переходе священства от левитов к Иисусу. Конкретнее: о жертвоприношении. Это не совсем Закон. Как пишет сам Павел, Закон лишь сопряжён с левитским священством (Евреям 7:11). Изменения касаются лишь той части установлений, "которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти" (Евреям 9:10). И заметьте: которые "установлены были только до времени исправления" (Евреям 9:10).
Христиане существенно "переработали" Библию. Но значит ли это, что всем разработанным ими учениям надо доверять больше, чем самой Библии (Деяния 5:29)?
... в таких ключевых вопросах любого религиозного учения как: смерть, воскресение, воздаяние от Бога за праведную жизнь на земле и т.д. христианство, выросшее из иудаизма, существенно трансформировало их.
Увы, да. Но я бы не стал этим хвалиться.
Получение надежды на воскресение зависит не от внешних проявлений человека, а от Божьей благости.
Бог, как известно, благ. Бог желает, чтобы каждый пришёл к покаянию и не погиб. Тут нет вариантов. Зависит всё исключительно от человеков: примет он Бога, начнёт бороться с грехом - непременно спасётся. Не начнёт - увы.
"Внешние проявления" ну никак нельзя отрицать. Вера без дел, как известно, мертва. Другой вопрос, что одних только "внешних проявлений" недостаточно. Требования Закона значительно жёстче.
Даже бедные человек не могущий выполнять все предписания закона и не имеющий средств для правильного захоронения может надеяться на получение от Бога награды после смерти.
А в Библии есть предписания по "правильному захоронению"? Любопытно было бы взглянуть. И действительно, где-то утверждается, что, если на правильные похороны не скопишь, в Царствие Небесное не попадёшь? Где об этом говорится?
Кстати, а если скопил, но родственники деньги спёрли, а умершего захоронили неправильно, как в этом случае Бог рассудит? И наоборот - денег не собрал, но в силу каких-то обстоятельств был захоронен по всем правилам?
То есть, воздаяние зависит не от положения занимаемого человеком в обществе, а от того, как в этом положении он себя проявляет.
Разве не этому же учат Иов, Екклесиаст и все остальные книги Библии?


Ещё раз спасибо за ссылку.
Успехов!
Игорь.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
Alex_R
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 14 сен 2015, 18:10

Re: Притча о богаче и Лазаре

Сообщение Alex_R » 15 сен 2015, 21:34

Игорь, приветствую!

Твой скептицизм понятен, во многом я его не разделяю, но спорить здесь не буду.
Мне самому понравился здесь "ход конем".
Это объясняет почему хоронили в пещерах, используя благовония.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4339
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Мнение религиоведа

Сообщение FontCity » 30 май 2016, 10:14

«Некоторые разумные теологи указывают, что в Библии по поводу загробных страданий сказано вполне определенно: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния {…}, потому что в могиле,[823] куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Екк.9:5,10; ср. Пс.145:4). Что же касается притчи о богаче и Лазаре (Лк.16:19–31), то необходимо помнить, что это - притча, а не буквальное описание событий. Ведь не могут, в самом деле, рай и ад находиться друг от друга на расстоянии, позволяющем переговариваться, ведь не могут мертвые еще до Второго пришествия и воскресения мертвых направиться за своим вознаграждением как реальные люди, имеющие такие части тела, как глаза, язык, пальцы. Ведь не могут люди получить свою мзду сразу же после смерти, ибо это, согласно Библии, произойдет лишь по Втором пришествии Христа (Мф.25:31–41; 1 Кор.15:20–23).»

© Руслан Хазарзар: «Сын человеческий»
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4339
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Мнение православного богослова

Сообщение FontCity » 30 май 2016, 10:18

От Луки святое благовествование

19 В следующей далее притче о богаче и нищем Лазаре Господь показывает, к каким ужасным последствиям ведет неправильное пользование богатством (ср. стих 14). Притча эта направлена не прямо против фарисеев, потому что их нельзя было уподобить беззаботному о своем спасении богачу, но против их взгляда на богатство, как на что-то совершенно безвредное для дела спасения, даже как на свидетельство о праведности имеющего его человека. Господь показывает, что оно вовсе не является доказательством праведности и что оно часто приносит величайший вред его обладателю и низводит его после смерти в адскую бездну.

Порфира - это шерстяная ткань, окрашенная в дорогую пурпурную краску, употреблявшаяся для приготовления верхней одежды (красного цвета).

«Виссон» - тончайшая белая ткань, приготовлявшаяся из хлопка (следовательно, не льняная) и употреблявшаяся на приготовление нижней одежды.

«Каждый день пиршествовал блистательно». Отсюда ясно, что у богача не было никаких забот ни об общественных делах и нуждах ближних, ни о спасении своей собственной души. Он не был насильником, притеснителем бедных, не совершал и других каких-либо преступлений, но уже это одно постоянное беспечное пирование было большим грехом пред Богом.

20 «Лазарь» - имя, сокращенное из Елеазар, - Бог помощь. Можно согласиться с некоторыми толкователями, что имя нищего Христос упоминает с той целью, чтобы показать, что у нищего была только надежда на помощь Божию: люди его бросили у ворот богача (ἐβέβλητο - был выброшен, в русском переводе - «лежал»).

«У ворот» (πρὸς τὸν πυλῶνα) - у входа, который из переднего двора вел в дом (ср. Мф 26.71).

21 «Крошками, падающими со стола богача». В восточных городах обыкновенно все объедки выбрасываются прямо на улицу, где их и подбирают бродящие во множестве по улицам собаки. В настоящем случае больному Лазарю приходилось делить эти объедки с собаками. Собаки, грязные, нечистые, с точки зрения еврея, животные, лизали его струпья - они обращались с несчастным, который не в силах был их отогнать, как с себе подобным. Намека на жалость, какую будто бы они проявляли этим к нищему, здесь не заключается...

22 «Отнесен был Ангелами». Конечно, отнесена была душа нищего Ангелами, которые, по иудейскому представлению, относят в рай души праведных.

«Лоно Авраамово». Так у евреев обозначалось райское блаженство праведных. Праведники пребывают после смерти в теснейшем общении с патриархом Авраамом, покоясь головой на груди его. Однако лоно Авраамово не то же, что рай, - это, так сказать, избранное и лучшее положение, какое в раю занял нищий Лазарь, нашедший здесь себе тихое убежище в объятиях своего предка (образ здесь взят не от вечери или трапезы, о которой, например, упоминается у Мф 8.11 и Лк 13.29-30, а от обычая родителей согревать в своих объятиях детей; ср. Ин 1.18). Конечно, рай здесь берется не в смысле царства славы (как в 2Кор 12.2 и сл.), а только как обозначение беспечального состояния праведников, отшедших из земной жизни. Это состояние - временное, в нем праведники будут находиться до второго пришествия Христова.

23 «В аде». Еврейское слово «шеол», переведенное здесь словом «ад», как и у Семидесяти, обозначает общее местопребывание отшедших душ до воскресения и разделяется на рай для благочестивых (Лк 23.43) и на геенну - для нечестивых. Кроме того, Талмуд говорит, что рай и геенна так расположены, что из одного места можно видеть, что делается в другом. Но выводить отсюда и из следующей беседы богача с Авраамом какие-либо догматические мысли о загробной жизни вряд ли нужно, потому что, несомненно, мы в этом отделе притчи имеем перед собой чисто поэтическое изображение известной, развиваемой в притче мысли, подобное тому, какое находится, например, в 3Цар 22.1, где пророк Михей описывает бывшее ему откровение о судьбе войска Ахава. Разве можно, например, в самом деле буквально понимать то, что богач говорит о мучающей его жажде? Ведь он в аду тела не имеет...

«Увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его». Это, конечно, еще больше увеличило его муки, так как ему было чрезвычайно досадно, что презренный нищий пользуется такой близостью к патриарху.

24-26 Увидев Лазаря на лоне Авраама, страдающий богач просит, чтобы Авраам послал к нему Лазаря помочь ему хоть каплей воды. Авраам, называя богача ласково своим «чадом», отказывает ему, однако, в исполнении его просьбы: он уже достаточно получил того, что считал добром («доброе твое»), а Лазарь в жизни видел только злое (прибавления «свое» здесь нет, что указывает на то, что страдания вовсе не являются необходимым уделом праведника). Из противоположения Лазаря богачу, который, несомненно, сам был виноват в своей горькой участи, потому что жил нечестиво, видно, что Лазарь был человек благочестивый. Далее Авраам указывает на волю Божию, по которой нельзя переходить из рая в геенну и обратно. Образно выражая эту мысль, Авраам говорит, что между геенной и раем тянется большая пропасть (согласно раввинскому представлению - только пядь), так что Лазарь, если и захотел бы пойти к богачу, то не мог бы того сделать.

27-31 В этом отделе указывается, что имеется только один путь для того, чтобы избегнуть участи богача, томящегося в аду, - это покаяние, изменение праздной, проводимой в одних наслаждениях жизни, и что средствами, какие указаны всем ищущим вразумления, служат закон и пророки. Даже возвращение умершего не может принести столько пользы для ведущих такую беспечную жизнь, как эти постоянно имеющиеся средства вразумления.

«Пусть он засвидетельствует им», а именно, расскажет, как я страдаю за то, что не хотел изменить свою беспечную жизнь.

«Не поверят». Когда евангелист писал это, его уму могло преподноситься то неверие, с каким иудеи встретили воскрешение Лазаря (Ин 12.10) и воскресение Самого Христа. Кроме того, Христос и апостолы уже давно совершали воскрешение мертвых, а подействовало ли это на неверующих фарисеев? Конечно, они постарались объяснить эти чудеса какими-либо естественными причинами или же, как действительно они объясняли, помощью темной силы.

© Толковая Библия Лопухина (1904-1913, С.-Петербург)
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
Alex_R
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 14 сен 2015, 18:10

Re: Притча о богаче и Лазаре

Сообщение Alex_R » 30 май 2016, 20:22

http://media.wix.com/ugd/0345ae_941a196 ... 3ce13c.pdf
Старая ссылка уже не действует, надеюсь эта еще работает.

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Чтобы не зависеть от ссылок, лучше опубликовать статью здесь

Сообщение Holy Scripture » 03 июн 2016, 13:05

Притча «Богач и Лазарь»


Несомненно то, что Иисус рассказал в притче о Богаче и Лазаре, хорошо понимали Его слушатели. Иначе бы они не смогли понять смыслы из рассказа Иисуса. Всё, что Он говорил им, вписывалось в те представления, какие имели иудеи того времени о смерти и воскресении. По крайней мере, с этой иудейской позиции, а не христианской, которая была наслоена в последствии, можно попытаться объяснить эту притчу. Да и сами евангелия писались для широкой аудитории и в те времена, когда нецелесообразно было распространять второстепенные и незначительные детали, занимавшие большой объём повествования.

В описании Иисуса персонажей этой притчи прослеживается явное представление иудейского общества о получении награды от Бога, богатстве, исполнении закона и Божьем благорасположении и благословении. Сами действия в притче описываются так:

«Жил один богатый человек. Он одевался в пурпурные одежды и тонкий лён, и каждый день устраивал великолепные пиры.
A у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами и был бы рад даже объедкам, падающим со стола богача. Собаки подходили и лизали его язвы.
Но вот нищий умер, и ангелы отнесли его к Aврааму.
Умер и богач, и его похоронили. В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Aвраама, а рядом с ним Лазаря. Он позвал: "Отец мой Aвраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы тот обмакнул в воду кончик пальца и охладил мой язык, потому что я ужасно мучаюсь в этом огне".
Но Aвраам ответил: "Дитя, вспомни, что ты получил в своей жизни доброе, а Лазарь получал только плохое. Сейчас же он здесь получает утешение, а ты страдаешь. И кроме того, между нами и вами - огромная пропасть, так что даже если бы кто и захотел отсюда пойти к вам, он не смог бы, и никто оттуда не может перейти к нам".
Богач сказал: "Тогда прошу тебя, отец, пошли Лазаря в дом моего отца. Ведь у меня пятеро братьев, пусть он предупредит их, чтобы и они не попали в это место мучений".
Aвраам ответил: "У них есть Моисей и пророки, пусть их слушают".
"Нет, отец Aвраам, - сказал богач, - вот если бы кто-то из мёртвых пришёл к ним, тогда бы они покаялись".
На это Aвраам ему ответил: "Если они Моисея и пророков не слушают, то даже если кто-то воскреснет из мёртвых, их и это не убедит"» (Лк. 16:19-31, IBSNT).


Иудейская элита того времени связывала богатство с расположением Бога, а значит, и с праведностью человека, владеющего им. В притче всё меняется местами. Так, богач был якобы благословлён Богом и имел большое богатство. Нищий же, наоборот, питался тем, что упало со стола богача, то есть нечистым по представлению фарисеев, и водился с псами, также нечистыми по закону Моисея животными («Почему Твои ученики нарушают обычай наших предков? Они не моют рук перед едой!» Мф.15:1,2). Необычным в этой притче является то, что после смерти не богач, а именно нищий был воскрешён вместе с Авраамом. Такие люди, как нищий Лазарь, возможно, вообще не были достойны воскресения, так как их состояние (нищета и болезни) оценивалось как плата за грехи. «Ученики Его спросили: - Учитель, почему этот человек родился слепым, кто согрешил, он сам или его родители?» (Ин.9:2, IBSNT).

Сам факт пребывания Лазаря с Авраамом говорит, что Иисус отнёс нищего к другой категории, противоположной от ожиданий слушающих, т.е. к праведникам. Фарисеи почитали Авраама как своего праотца (см. Ин.8:33,53), основоположника их религиозных взглядов. Высшей наградой было возлежание с ним в буквальном земном царстве праведников: «… вы увидите Aвраама, Исаака, Иакова и всех пророков в Божьем Царстве … Придут люди с востока и с запада, с севера и с юга и займут свои места на пиру в Божьем Царстве» (Лк.13:28,29; IBSNT; см. также Лк.14:15). Царство здесь описывается как буквальный пир. Чем ближе место к Аврааму, тем почётнее. Однако, из притчи следует, что нищета Лазаря никак не была связана с его отношениями с Богом. Само воскресение и место пребывания на пиру зависело не от богатства, на которое надеялись многие (и прикрывались им как защитой от Бога) и не от обряда погребения, а от расположения Бога. Мы видим, что именно ангелы отнесли Лазаря к Аврааму.

Хотя богача похоронили, скорее всего, по всем правилам с применением благовоний (что и подразумевалось при наличии богатства, если сравнить эпизод при погребении самого Христа в гробе Иосифа, богатого человека (см. Лк. 23:50-53)), он всё-таки оказался в «вечном огне». То есть местоположение после воскресения зависело от Бога, а не от усилий и богатства богача. Скорее всего, именно эту цель преследовал Иисус в этой притче: «Как бы ни был богат человек, его жизнь не зависит от этого» (Лк.12:15; IBSNT).

Притча действительно привлекала внимание слушающих, так как ломала все стереотипы, шаблоны и все представления тогдашнего иудейского общества о справедливости и воздаянии. Однако, спустя многие века она не перестаёт ставить перед нами вопросы, такие как: Как понимала рассказ Иисуса иудейская аудитория первого века? Могло ли такое произойти более или менее достоверно? И т.д.


Необходимо отметить, что воскресение тех, кто умер, иудеями мыслилось буквально. По этой причине погребение осуществлялось в пещерах, при всём при этом сохранялись кости в их первозданном виде. Именно на них должна была нарасти плоть при воскресении, как об этом говорится в Иез.37:1-6:
«… поставил меня среди поля, и оно было полно костей, … и вот они весьма сухи. … оживут ли кости сии? … Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживёте. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживёте, и узнаете, что Я Господь».


То, что могло препятствовать сохранению костей в целости и сохранности, должно было быть устранено, как препятствие процессу воскресения. «Ибо, Господь, Ты мою душу не оставишь в месте смерти, и сгнить в могиле верующему Ты не дашь» (Пс.15:10; СоП). Сгнить костям в могиле приравнивалось к потере надежды. Сам Бог следил за сохранностью костей - «Он (Бог) хранит все кости его, ни одна из них не сокрушится» (Пс.33:21). Символами полного уничтожения без возможности когда-либо воскреснуть стали – «червь их не умрёт, и огонь их не угаснет» (Ис.66:24). Червь и огонь при этом не могут буквально сосуществовать одновременно.

Во времена Иисуса в долине сыновей Енномовых (откуда и происходит НЗ понятие - геенна) за стенами Иерусалима скапливали, а затем и сжигали многочисленный мусор и городские отходы. Оказаться костям там, в вечно тлеющей свалке означало потерять возможность воскреснуть. И если воскресение понимать также буквально, как в это верили иудеи времён Христа, то притча о богаче и Лазаре предстаёт в ином свете.


События в притче происходят буквально в тот момент, когда происходит воскресение и воздаяние за прежние дела. Иудеи ожидали, что в их времена появится Мессия и воскресит всех праведников. Это должно было случиться, по их мнению, именно в ближайшее время (Мф. 3:15, Деян. 1:6). Скорее всего, богач воскрес в одной из вечно горящих свалок и по представлениям иудеев, будучи живым, испытывал муки. Сам Иисус говорил о том, что подобные богачу люди будут осуждены в геенну огненную (Мф. 23:33). При воскресении все люди получат возможность вернуться снова к жизни (при наличии и сохранности их костей). Но, оказавшись в момент воскресения в разных условиях, у них будет разный исход. Те кости, которые окажутся в огне, оживут и сразу огонь снова поглотит их.

Поэтому воскресение в притче Иисуса происходит в тот момент, когда ещё живы братья богача. Он просит Авраама послать одного из воскресших к ним (возможно, подразумевается сам Лазарь, так как братья богача точно знали, что он умер), чтобы его братья могли спастись, исправиться и не быть осуждёнными уже самим Богом (Лк. 16:27-31).

Авраам в притче указывает на необходимость слушаться Моисея и пророков, что имеет смысл только в тот момент, если воскресение происходит при жизни тех людей, кому говорил притчу Иисус. Это имеет смысл в тот период, пока царство пришедшего Мессии не установило новые законы. То есть ещё при жизни братьев богача, если учесть ожидания иудеев о быстром приходе Мессии в ближайшее время. Другими словами, воскресение может начаться в некоторый переходный период. В тысячелетнем же Царстве Бога, то есть после прихода Христа, через некоторое время, уже не нужно будет исполнять Моисеев закон, так как он уже исполнит свою цель и упразднится. Как это было предсказано пророком и достаточно хорошо разработано впоследствии в христианстве (Иер. 31:31; Евр. 8:7-12).


Таким образом, мы видим, что даже эту притчу можно истолковать вполне в духе иудейских представлений того времени, опираясь на ожидания иудеев о скором приходе Мессии. Если эти рассуждения являются правильными, то становятся более понятными и другие места Писания, вернее, почему они вообще появились в посланиях. Так, например в 1 Кор. 15:12-42, говорится:
«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения из мёртвых? … Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мёртвые? И в каком теле придут? … Есть тело душевное (материальное; пер. Кузнецовой), есть тело и духовное».

Как показывает текст, некоторые не верили в воскресение даже Христа, потому что не могли представить воскресение без материального тела. Возможно, на этих христиан оказало влияние именно иудейское представление о воскресении. Также буквальное понимание природы воскресения приводило некоторых в тупик. Ведь по представлению иудеев воскресение не могло произойти без тела. Поэтому ученики, а также иудеи, к кому обращались евангелия, не поверили бы в воскресение Иисуса, если бы Его тело оставалось лежать в гробе, а Сам он благополучно ходил и являлся бы им. Если нет тела, то значит, его либо унесли в другое место, либо человек воскрес:
«… Иисус встал посреди них… Они же, поражённые и исполненные страха, думали, что видят духа. Но Он сказал: «… почему сомневаетесь в том, что видите? … Прикоснитесь ко Мне и посмотрите: Я - живая Плоть, у духа же нет костей, ни плоти, какие видите у Меня». … ученики от радости и удивления не могли поверить своим глазам» (Луки 24:36-44;СоП).

Ученикам было трудно поверить, что они видят не духа (или возможно видение, др. переводы), выдававшего себя за умершего Христа. Только пощупав «материальное» тело, они стали верить в Его воскресение.


Итак, подведём итог. Даже если у читателя интерпретация притчи о богаче и Лазаре, представленная здесь в иудаистических мотивах того времени, выглядит не совсем убедительно, всё же можно сказать следующее:

• Последовательность событий, описанная в евангелиях, показывает, что в таких ключевых вопросах любого религиозного учения как: смерть, воскресение, воздаяние от Бога за праведную жизнь на земле и т.д. христианство, выросшее из иудаизма, существенно трансформировало их. Произошёл поворот от буквального и непосредственного понимания смерти и воскресения в сторону переноса воздаяния за дела в духовную сферу, то есть во власть Бога.

• Получение надежды на воскресение зависит не от внешних проявлений человека, а от Божьей благости. Даже бедный человек, не могущий выполнять все предписания закона и не имеющий средств для правильного захоронения, может надеяться на получение от Бога награды после смерти. Не все, те, кто беден, являются «преступниками» и «беззаконниками», как о таких людях отзывались фарисеи времён Иисуса Христа, от которых отвернулся даже Бог (судя по притче о богаче и Лазаре). То есть воздаяние зависит не от положения, занимаемого человеком в обществе, а от того, как в этом положении он себя проявляет.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4339
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Версия Александра Болотникова

Сообщение FontCity » 28 дек 2017, 12:31

Я тут случайно обнаружил ещё одну любопытную иллюстрацию к вопросу о том, понимают ли читатели Синодального перевода Библии, о чём там идёт речь.

Притча о богаче и Лазаре давно стала камнем разделения христиан. Одни считают, что это лишь притча. Весь её сюжет построен ради одной цели - привести слушателя / читателя к правильному выводу. Мораль же сей басни, как известно, такова: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Другие считают, что Иисус привёл в пример реальный случай. Назвал даже имя персоны, что нехарактерно для притчи. И вывод делают такой: сразу после смерти (задолго до второго пришествия и суда) грешники попадают в ад. Выстраивают теории о посмертных мытарствах души. И т.д.

Александр Болотников - адвентист. Магистр богословия. Автор полутора миллиона статей, выступлений, книг, радио- и видеопрограмм. Его мысль по поводу этой притчи мне показалась очень даже заслуживающей внимания.

В те времена среди иудеев была популярна версия, что все евреи в любом случае спасены. Даже если еврей попадает в геенну огненную, то за ним придёт Авраам и вытащит его оттуда, перенесёт к себе в райские кущи. Притчей о богаче и Лазаре Иисус не говорит о необходимости соблюдения Закона Моисея. Это тогда не было и не могло быть предметом спора. Он также не говорит об устройстве рая и ада, находятся ли они настолько близко, что их обитатели могут переговариваться друг с другом. Он ничего не говорит о времени действия притчи. Иисус говорит своим слушателям, что евреи также нуждаются в спасении, они также будут судимы по делам своим. И никакой Авраам не вытащит из ада ни одного грешника, даже еврея.

Впрочем, лучше услышать автора:



Объяснение притчи о богаче и Лазаре начинается на 11-й минуте.
Для просмотра ролика именно с этого момента можно воспользоваться ссылкой:
https://www.youtube.com/watch?v=wNVAwf80yH8#t=600
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Библейские истории»