Каждый ешь свой хлеб!
Добавлено: 26 июн 2012, 12:13
Иосиф, сын Иакова, попав в рабство к царедворцу египетского фараона, сумел доказать свою состоятельность. Потифар доверил ему управление всем своим имуществом. Но есть в этой истории небольшая странность. «И оставил он всё, что имел, в руках Иосифа и не знал при нём ничего, кроме хлеба, который он ел» (Бытие 39:6).
Не правда ли, странно: царедворец фараонов, начальник телохранителей «знает» только хлеб. Как будто он посажен на домашний арест. Наверняка и питание у него было обильным, и развлечений предостаточно, и с фараоном вряд ли общался раб Иосиф, скорее всего к правителю Потифар ездил сам. Тогда что же это значит? Может быть, Потифар не полностью доверял Иосифу, боялся, что он может его отравить, и поэтому своим питанием занимался лично?
Средневековый еврейский раввин, толкователь Танаха и других иудейских книг, рабби Шломо Ицхаки (более известный по акрониму Раши) ещё в XI веке высказал предположение, что Моисей использовал выражение «знать хлеб» в качестве эвфемизма - для сохранения целомудренности текста. А на самом деле Моисей имел в виду «быть с женщиной».
Действительно, сразу за рассказом о возвеличивании Иосифа следует сюжет о страсти, вспыхнувшей у жены царедворца к Иосифу. Отвергая сексуальные домогательства жены своего господина, Иосиф сказал: «он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему» (Бытие 39:8). Эту фразу вполне можно расценивать как разъяснение, что же именно Потифар оставил исключительно за собой: жену. Вполне вероятно, что выражения типа «найти хлеб», «иметь хлеб», «отнять хлеб» и им подобные были идиомами и означали соответственно «жениться», «быть с женщиной», «отбить жену».
Есть и ещё одно косвенное подтверждение этой мысли. Не добившись от Иосифа любовных утех, жена царедворца решила насолить ему и обвинила его в сексуальном домогательстве. Иосиф был посажен в тюрьму. Многим читателям Библии, вероятно, кажется, что это - очень жестокое и несправедливое наказание. Но на самом деле всё наоборот. Представьте себе: раб попытался изнасиловать жену высокопоставленного государственного деятеля! За предъявленное обвинение Иосифу полагалась смерть. Но Потифар ограничился тюремным заключением. Более того, Иосиф был размещён в «элитной» тюрьме, предназначенной для VIP-персон. И он не просто отбывал свой срок, он «был распорядителем» (Бытие 39:22) тюрьмы. Это определённо говорит о том, что Потифар больше верил Иосифу, чем своей жене. Наше первое предположение о недоверии Иосифу практически невероятно.
В пользу версии Раши говорит ещё один эпизод Священного Писания.
Моисей, убив египтянина, был вынужден сбежать из Египта. Он добрался до земли Мадиамской и там тоже ввязался в драку. Он защитил девушек от местных пастухов. Девушки оказались дочерьми священника Рагуила (он же Иофор). Узнав о благородном поступке Моисея, Рагуил пригласил его в свой дом со словами: «позовите его, и пусть он ест хлеб» (Исход 2:20).
Вспомним о гостеприимстве Авраама. Как-то, увидев трёх мужей, «он побежал навстречу им от входа в шатёр и поклонился до земли» (Бытие 18:2), позвал их отдохнуть в своём пристанище, приказал слугам омыть им ноги, своей жене Сарре сказал: «поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы» (Бытие 18:6), сам тем временем «взял масла и молока и телёнка приготовленного» (Бытие 18:8), «нежного и хорошего» (Бытие 18:7) и всё это предоставил своим гостям.
На фоне такой встречи приём Моисея священником Рагуилом кажется не просто холодным, а даже пренебрежительным. Восприятие этого эпизода поменяется в корне, если фразу «пусть он ест хлеб» (Исход 2:20) воспринимать как готовность отдать в жёны свою дочь. Это действительно было бы свидетельством огромного уважения. Моисей принял приглашение Рагуила, «и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору» (Исход 2:21). Уже в следующей строчке этого повествования.
Любопытно, не правда ли? А сколько ещё сюрпризов готовит нам чтение Священного Писания?
© Игорь Шиповский, июнь 2012
Не правда ли, странно: царедворец фараонов, начальник телохранителей «знает» только хлеб. Как будто он посажен на домашний арест. Наверняка и питание у него было обильным, и развлечений предостаточно, и с фараоном вряд ли общался раб Иосиф, скорее всего к правителю Потифар ездил сам. Тогда что же это значит? Может быть, Потифар не полностью доверял Иосифу, боялся, что он может его отравить, и поэтому своим питанием занимался лично?
Средневековый еврейский раввин, толкователь Танаха и других иудейских книг, рабби Шломо Ицхаки (более известный по акрониму Раши) ещё в XI веке высказал предположение, что Моисей использовал выражение «знать хлеб» в качестве эвфемизма - для сохранения целомудренности текста. А на самом деле Моисей имел в виду «быть с женщиной».
Действительно, сразу за рассказом о возвеличивании Иосифа следует сюжет о страсти, вспыхнувшей у жены царедворца к Иосифу. Отвергая сексуальные домогательства жены своего господина, Иосиф сказал: «он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему» (Бытие 39:8). Эту фразу вполне можно расценивать как разъяснение, что же именно Потифар оставил исключительно за собой: жену. Вполне вероятно, что выражения типа «найти хлеб», «иметь хлеб», «отнять хлеб» и им подобные были идиомами и означали соответственно «жениться», «быть с женщиной», «отбить жену».
Есть и ещё одно косвенное подтверждение этой мысли. Не добившись от Иосифа любовных утех, жена царедворца решила насолить ему и обвинила его в сексуальном домогательстве. Иосиф был посажен в тюрьму. Многим читателям Библии, вероятно, кажется, что это - очень жестокое и несправедливое наказание. Но на самом деле всё наоборот. Представьте себе: раб попытался изнасиловать жену высокопоставленного государственного деятеля! За предъявленное обвинение Иосифу полагалась смерть. Но Потифар ограничился тюремным заключением. Более того, Иосиф был размещён в «элитной» тюрьме, предназначенной для VIP-персон. И он не просто отбывал свой срок, он «был распорядителем» (Бытие 39:22) тюрьмы. Это определённо говорит о том, что Потифар больше верил Иосифу, чем своей жене. Наше первое предположение о недоверии Иосифу практически невероятно.
В пользу версии Раши говорит ещё один эпизод Священного Писания.
Моисей, убив египтянина, был вынужден сбежать из Египта. Он добрался до земли Мадиамской и там тоже ввязался в драку. Он защитил девушек от местных пастухов. Девушки оказались дочерьми священника Рагуила (он же Иофор). Узнав о благородном поступке Моисея, Рагуил пригласил его в свой дом со словами: «позовите его, и пусть он ест хлеб» (Исход 2:20).
Вспомним о гостеприимстве Авраама. Как-то, увидев трёх мужей, «он побежал навстречу им от входа в шатёр и поклонился до земли» (Бытие 18:2), позвал их отдохнуть в своём пристанище, приказал слугам омыть им ноги, своей жене Сарре сказал: «поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы» (Бытие 18:6), сам тем временем «взял масла и молока и телёнка приготовленного» (Бытие 18:8), «нежного и хорошего» (Бытие 18:7) и всё это предоставил своим гостям.
На фоне такой встречи приём Моисея священником Рагуилом кажется не просто холодным, а даже пренебрежительным. Восприятие этого эпизода поменяется в корне, если фразу «пусть он ест хлеб» (Исход 2:20) воспринимать как готовность отдать в жёны свою дочь. Это действительно было бы свидетельством огромного уважения. Моисей принял приглашение Рагуила, «и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору» (Исход 2:21). Уже в следующей строчке этого повествования.
Любопытно, не правда ли? А сколько ещё сюрпризов готовит нам чтение Священного Писания?
© Игорь Шиповский, июнь 2012