«А кто мой ближний?»

О чём говорят библейские рассказы?

«А кто мой ближний?»

Сообщение FontCity » 14 апр 2011, 22:21

Как-то один из законников решил искусить Иисуса. Он очень вежливо и уважительно обратился к нему: «Учитель!» и задал вопрос: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лука 10:25). Он сам же и ответил, причём Иисус, обычно жёстко критиковавший книжников и законников, высоко оценил его ответ: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лука 10:28). Законник задал ещё один вопрос: «а кто мой ближний?» (Лука 10:28). В ответ Иисус рассказал притчу о милосердном самарянине.

Кто-нибудь задумывался, в чём же подвох? Почему Лука назвал эту беседу искушением (Лука 10:25)? В теме «Дело законничества» мы видели скрытый смысл поведения законника. К новозаветному времени книжники и законники выделились в отдельную, достаточно многочисленную и очень влиятельную группу - фарисеи. Они учили народ Закону, выступали экспертами в судах, многие из них состояли членами синедриона и других органов власти. Фарисеи пользовались большим доверием и уважением, их приглашали на семейные торжества и общественные собрания. Фарисеи любили «ходить в длинных одеждах и [принимать] приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом [месте] на пиршествах» (Марк 12 :38-39), и «чтобы прославляли их люди» (Матфей 6:2).

В данном эпизоде Лука указал истинный смысл вопроса законника: он действовал, «желая оправдать себя» (Лука 10:29). Скорее всего законник хотел услышать от Иисуса, что именно фарисеи являются самыми ближними для людей, самыми достойными их любви.

Притча о милосердном самарянине, рассказанная Иисусом в ответ на хитрый вопрос законника, тоже не проста.
Последний раз редактировалось FontCity 14 апр 2011, 22:29, всего редактировалось 1 раз.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4108
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Кто мой ближний?

Сообщение FontCity » 14 апр 2011, 22:22

Кто мой ближний?

Евангелие от Луки содержит притчу о милосердном самарянине (Лука 10:25-37). В ней присутствуют два второстепенных персонажа: священник (10:31) и левит (10:32). Оба они прошли мимо израненного человека, обречённого в условиях притчи на верную гибель. Большинство людей, в том числе и множество христианских авторов, считают эти персонажи отрицательными. А уж противники Библии изъязвили себе языки, доказывая ханжество и бесчеловечность иудейских священнослужителей.

А теперь давайте посмотрим на них глазами собеседников Христа, которым в первую очередь предназначалась эта притча.

Каждый из них с детства знал, какие требования предъявляет Моисеев Закон к служителям Бога:
«И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя [прикосновением] к умершему из народа своего ...» (Левит 21:1);
«А священники ... К мёртвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери, брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя нечистыми. По очищении же такого, ещё семь дней надлежит отсчитать ему ...» (Иезекииль 44:15-26);
«Великий же священник ... на голову которого возлит елей помазания, и который освящён, чтобы облачаться в [священные] одежды, ... ни к какому умершему не должен он приступать: даже [прикосновением к умершему] отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя» (Левит 21:10-11);
«Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мёртвому телу: [прикосновением] к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут ...» (Числа 6:6);
«Кто прикоснётся к мёртвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист; всякий, прикоснувшийся к мёртвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа ...» (Числа 19:11-13).

Если священник и левит шли в Иерусалим на службу, то они не могли себе позволить соприкосновения с умершим. Вероятность же смерти раненого человека у них на руках была высока. Служба Богу в этом случае была бы сорвана. Не имея возможности очиститься по предписанным правилам, священник и левит осквернили бы Храм. Если героем притчи был первосвященник, то тяжким грехом был бы сам контакт с умершим, даже если это не повлияло бы на храмовую службу. А ещё и Иисус, и все его собеседники знали, что грех священника делает виновным весь народ (Левит 4:3).

Что мы можем сказать теперь? Были ли герои Иисусовой притчи отрицательными? Да они оба, может быть, слезами горючими обливались! Может, их сердца разрывались от боли! Но у них был долг перед Богом и народом, и не исполнить его они не могли.

О таких мелочах, как отсутствие у левитов и священников собственной земли, имущества и возможности заработка, о том, что питались и одевались они за счёт десятины, что место жительства им должен был предоставлять народ (Числа 18:1-32), уже можно было бы и не говорить. Всё же отметим: собеседники Иисуса прекрасно понимали, что у героев его притчи, в отличие от самарянина, скорее всего, не было при себе ни денег, ни каких-либо средств, чтобы помочь раненому. И шли они пешком, тогда как самарянин «проезжал», имея с собой как минимум одного осла, а также масло, вино, деньги... И, надо полагать, охрану. Левит, как менее ответственный, подошёл к умирающему и «посмотрел» (Лука 10:32). Если бы у него был хоть один шанс из тысячи помочь несчастному, думаю, притча звучала бы по-другому.

Никто из героев этого эпизода Евангелия от Луки, даже законник, не возразил Иисусу, не затребовал более уважительного тона в отношении служителей Бога, как это часто бывало в других эпизодах новозаветных книг. Думаю, это неспроста. Притча, рассказанная Иисусом, абсолютно правдива. Никто из слушателей даже представить себе не мог, что что-либо могло быть иначе. И левит, и священник в этой притче - люди высокой ответственности и чувства долга.

Главным героем притчи, несомненно, является самарянин. И это тоже неспроста. Ознакомившись с ветхозаветными книгами, зная историю самарян и их отношения с иудеями, мы сможем понять, почему самаряне так часто становятся героями книг Нового Завета. Копаясь глубже, можно выяснить и почему местом действия притчи Иисус избрал трассу Иерусалим-Иерихон, и другие детали.

© Игорь Шиповский, декабрь 2009


Все, кто имеет хоть какое-то отношение к Библии, будь то убеждённые христиане или критики, должны прежде всего научиться понимать её. Буду рад, если данная публикация поможет кому-нибудь понять переживания и движущие силы библейских персонажей. С удовольствием прочитаю Ваши соображения на этот счёт. С уважением, Игорь.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4108
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Синодальный подвох

Сообщение FontCity » 14 апр 2011, 22:28

На одном из форумов мне подсказали, что синодальный перевод в этом месте содержит очередную лажу. В греческом тексте говорится, что священник не просто «шёл» по дороге, а «спускался». Действительно, в оригинале стоит глагол «καταβαίνω» (индекс Стронга 2597) - «сходить (вниз), нисходить, спускаться». Можно было бы поспорить по поводу того, что он мог означать в данном контексте. Дорога горная, спусков и подъёмов там немало. Но любой житель Израиля или кто-либо, хоть раз побывавший на экскурсии в Иерусалиме, скажет, что «спускаться» по трассе Иерусалим-Иерихон означает движение из Иерусалима. Стало быть, священник не спешил на службу. Я, честно признаюсь, такого подвоха от синодалов не ожидал и нужды обращаться к оригиналу не видел.

Что же это меняет? Как это смещает акценты в нашем исследовании?

Заповеди о ритуальной чистоте, в том числе категорический запрет священникам прикасаться к умершим остаются в силе. Не так ли? Переверните назад всего лишь одну страницу Евангелия от Луки - и Вы увидите, как сам Иисус запретил Своему ученику похоронить отца (Лука 9:59-60, Матфей 8:21-22). Священник Бога должен служить живым. Хотя бы, потому что сам Бог «не есть Бог мёртвых, но живых» (Матфей 22:32, Марк 12:27, Лука 20:38).

Далее. Глагол «καταβαίνω» («спускаться») использован только в отношении священника. Про левита Лука сказал иначе: «левит, быв на том месте ...» (Лука (10:32). В оригинале употреблён глагол «γίνομαι» (индекс Стронга 1096) - «быть, становиться; рождаться; происходить, совершаться; наступать, приходить». Вряд ли Иисус хотел сказать, что левит там родился. В данном контексте это слово надо понимать как «ему случилось там быть». О целях и направлении его путешествия остаётся только догадываться. Предположение, что он шёл в Храм на службу, вполне допустимо.

Зато в отношении обоих священнослужителей Лука использовал глагол «είδώ» (индекс Стронга 1492) - «видеть, созерцать, смотреть, глядеть; знать, познавать; иногда употр. со знач.: принимать во внимание, заботиться». В синодальном переводе использованы слова «увидев» (Лука 10:31) и «посмотрел» (Лука 10:32). Я специально подчеркнул одно из допустимых значений этого глагола. И священник, и левит не были безучастными к пострадавшему! Оба были озабочены увиденным, приняли во внимание все обстоятельства и только после этого приняли решение. Не имея при себе средств ни для оказания помощи, ни для транспортировки раненого, они вынуждены были продолжить свой путь. Нисколько не сомневаюсь в том, что оба поторопились, намереваясь сообщить о несчастье и организовать спасательную экспедицию в ближайшем населённом пункте.

Этот же глагол использован и для описания действия самарянина. Его решение оказалось другим потому, что:
а) он сумел побороть межнациональную рознь и «сжалился» (Лука 10:33) - это, собственно, главное, то, ради чего и была рассказана притча;
и
б) у него при себе были средства, необходимые для оказания помощи пострадавшему.

Давайте вспомним, что послужило поводом для рассказа этой притчи. «... один законник, ... желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лука 10:25-29). Во времена земного служения Иисуса фарисеи были очень влиятельной и уважаемой в народе группой. Их слушали, им беспрекословно подчинялись, с ними стремились дружить, их любили приглашать на семейные торжества и общественные мероприятия. Скорее всего, законник ожидал от Иисуса очередных заверений в почтении. Всё это говорит о том, что законоучители любили свой народ и всегда с готовностью шли на помощь. Да, Иисус вскрыл их заблуждения, критиковал их за формализм и обрядовость. Но не это сейчас важно. Я утверждаю, что с точки зрения царившей тогда системы моральных ценностей и фарисеи, и священники, и левиты пользовались глубоким уважением и любовью народа вполне заслуженно. Законник не побоялся принародно провоцировать Иисуса, поскольку нисколько не сомневался в том, что именно священнослужителей Христос и назовёт «главными ближними». Люди ценили священнослужителей так, что в возникшем конфликте между ними и Иисусом даже позволили им распять Его как преступника.

Суть рассказанной Иисусом притчи вовсе не в том, чтобы опорочить священников. Они действовали абсолютно правильно, в полном соответствии с Божьими заповедями. Оба сделали в условиях притчи всё, что было в их силах. У нас нет ни малейшего повода сомневаться в этом. Иисус хотел показать другое. Служить людям, помогать им, искренне любить и заботиться, получая взамен почёт и уважение - этого мало. «... ходить в длинных одеждах и [принимать] приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом [месте] на пиршествах» (Марк 12 :38-39) - это просто. Совершенно другое дело - придти на помощь безо всякой надежды на вознаграждение, лишь из сочувствия и сострадания. Да ещё и к представителю народа, с которым идёт многовековая вражда.

Для того, чтобы войти в Царство Небесное, надо превзойти праведность книжников и фарисеев (Матфей 5:20), надо научиться творить добро не под страхом Закона и не во имя получения каких-либо преференций, а по велению совести.

Ещё раз спасибо! Игорь.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4108
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Своя рубашка ближе к телу

Сообщение FontCity » 14 авг 2014, 09:14

ПОХОРОНИЛИ ЛЬ РАСПЯТЫХ С ИИСУСОМ?

В храме в Вормсе редкий сюжет: снятие с креста и при этом показаны двое разбойников на крестах. Точно в тех же страдающих позах, в которых они изображались тогда по сторонам ещё живого Христа.

Изображение

В таком визуальном контексте забота об Иисусе получает несколько эгоистический оттенок: над своим поплачем, а эти - ну что делать, всех не похоронишь. Да один из них нашего ругал вообще...

Было ли так в действительности? Важно, что оно так сегодня. Свои болячки ближе к телу. Хотя весь смысл Евангелия в том, что болячки дальнего ближе к телу, чем собственные и ближних своих. Потому что какое иначе дело нормальному человеку до Христа со всеми Его мучениями и даже, допустим, воскресениями? Кто может быть дальше Иисуса? Ну даже Иуда и тот ближе - чего уж греха таить, человек, ставший предателем, нам всё-таки ближе Бога, ставшего человеком. Вера и есть изменение линейки внутри нашего ума, так что дальнее становится ближним, а ближнее не то чтобы дальним, но немножко чужим.

© Священник Яков Кротов
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4108
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Понимают ли современные священники своих предшественников?

Сообщение FontCity » 18 апр 2016, 14:55

Только что выложил в теме «Самаритяне» статью из энциклопедии Брокгауза. И обратил внимание на любопытную деталь:

«Милосердный самарянин в притче Иисуса (Лк 10:33-35) смог исполнить заповедь любви (Лев 19:18), т.к. не был, подобно иуд. священнику или левиту, скован заповедями о культовой чистоте (Лев 21:1) и предписаниями об их исполнении.»

© Фритц Ринекер, Герхард Майер: «Библейская энциклопедия Брокгауза».
Издательство «Християтска Зоря», г. Кременчуг (Украина), 1999 г., стр. 856


То есть, богословы давно прекрасно осведомлены о мотивах поведения иудейских священнослужителей. Никакой Америки я не открыл. И священник, и левит не имели права прикасаться к мёртвому телу и строго следовали предписаниям Бога. Моё предположение, что это давалось им непросто, что они испытывали моральные страдания, имеет право на существование. Любой слушатель любой семинарии должен это знать. Почему же тогда среди верующих так популярна идея о жестокосердии еврейских священников?
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4108
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Суровый закон гор

Сообщение FontCity » 28 апр 2016, 09:47

Чуть ли не в каждом фильме про войну есть такой эпизод: боец пытается вытащить раненого друга, а тот просит товарища бросить его и спасаться самому. Излюбленный приём литераторов и кинематографистов. Таким образом перед читателем / зрителем ставят извечную дилемму: что лучше - спастись одному или погибнуть обоим?

Я прагматик. Я решаю для себя этот вопрос с точки зрения здравого смысла. Один спасшийся гораздо лучше двух погибших.

Хочу привести ещё один пример. Из реальной жизни. В горах, на большой высоте воздух разреженный. Плюс холод. Там тяжело просто дышать, совершать какие-то физические упражнения и вовсе невозможно. Альпинисты минимизируют нагрузку: избавляются от всех грузов, передвигаются еле-еле. Вытащить товарища из какой-нибудь ямы не представляется возможным. Доходит до немыслимого. Если альпинист на высоте 8 километров потерял силы и не может больше передвигаться, товарищи не станут ему помогать. С ним попрощаются, может быть, заберут заранее заготовленную записку, спросят, кому и что надо от него напоследок передать, и оставят его там умирать. Даже дожидаться его смерти не станут, чтобы не погибнуть самим от переохлаждения и недостатка кислорода.

Альпинисты - тоже прагматики. Не путать с цинизмом! Следует ли нам обвинить их в неоказании помощи?
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4108
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Вернуться в Библейские истории

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Яндекс.Метрика