Горе луковое

О чём говорят библейские рассказы?

Горе луковое

Сообщение FontCity » 14 апр 2011, 22:05

Горе луковое

4-я глава Бытия содержит рассказ о том, как два брата - Каин и Авель - принесли жертвы Богу. Бог на дары Авеля призрел, а на дары Каина - нет. Почему? Ссылок на этот эпизод в Библии крайне мало. Это, на мой взгляд, может свидетельствовать либо об отсутствии к нему интереса у авторов Библии, либо о том, что этот эпизод прост, понятен, прозрачен, в каких-либо комментариях просто не нуждается. А как воспринимали эту историю в древности? И понимаем ли мудрость библейского повествования мы, сегодняшние читатели Библии?

По словам Христа, Авель был праведником (Матфей 23:35) и пророком (Лука 11:50-51). Павел в «Послании к Евреям» говорит о том, что праведник - это тот, кто имеет веру, т.е. «уверенность в невидимом» (Евреям 10:38-11:39). Все праведники, которых Павел привёл в пример, не обладали эмпирическим опытом, чтобы оценить необходимость и последствия своих поступков. И не могли им обладать. Тем не менее, они делали своё дело, доверившись Богу. Жертва Авеля лучше потому, что его жертва - праведные дела (1-е Иоанна 3:12). Очевидно, он любил брата своего, не делал греха, а делал правду (1-е Иоанна 3:7-12). Думаю, не случайно он был «назначен» пастырем (Бытие 4:2).

Дела же Каина, наоборот, «были злы», он был «от лукавого» (1-е Иоанна 3:12), не противостоял греху, зависть довела его до братоубийства. Когда все его грехи вскрылись, Каин не продемонстрировал ни тени раскаяния, пытался обмануть Бога, затребовал у Него смягчения наказания и гарантий на сохранность жизни (Бытие 4:5-15). «Невидимой» добродетели Каин предпочёл вполне осязаемые блага: он отвернулся от Господа, завёл себе жену, детей, построил город (Бытие 4:16-17). Такая жертва Богу не нужна (Исаия 1:11-18, Псалтирь 49:8-15, Иеремия 14:12-16:12, Амос 5:21-23 и мн. др.).

Моисей счёл нужным обратить наше внимание на то, что Каин назвал свой город именем сына (Бытие 4:17). Хотя его собственное имя означает «приобретение от Господа» (Бытие 4:1). Этот маленький штрих говорит о гордыне и себялюбии Каина. А имя Авель может означать «дыхание, дуновение, печаль, скорбь, страдание, боль, сожаление, раскаяние». Это - явный намёк на скромность и бескорыстие библейского персонажа.

Именно так, в полном согласии с новозаветными пророками и совершенно независимо от них, понимал этот эпизод их современник, иудейский первосвященник, богослов, историк Иосиф Флавий (Иосиф Бен Маттафий). Думаю, нам стоит ознакомиться с мнением первосвященника Бога Всевышнего.

”У них родились двое детей мужского пола: первый был назван Каином (в переводе это имя означает «приобретение»), второй же - Авелем (что значит «печаль»). ... Братья находили удовольствие в различных друг от друга образе жизни и занятиях. Младший, Авель, старался быть справедливым и стремился к добродетели, так как был уверен, что Господь видит все дела его. По занятию своему он был пастухом. Каин же был во всех делах своих весьма порочен и имел в виду одну только цель - получать выгоды; он первый изобрел землепашество, а [затем] убил брата своего по следующей причине. Однажды они решили принести жертвы Господу Богу. Каин возложил [на алтарь] произведения своего земледелия и плоды деревьев, Авель же молоко и перворожденное из стад своих. Господу же последняя жертва понравилась более, так как Он отдавал предпочтение тому, что возникло самостоятельно сообразно самой природе, перед тем, что было насильно вызвано из земли по расчету корыстолюбивого человека. Тогда Каин, разгневанный предпочтением, которое Господь Бог оказал Авелю, убил брата своего и, скрыв труп его, предполагал, что это останется незамеченным. Бог же, зная об этом поступке, явился к Каину и стал спрашивать о том, где его брат, которого Он не видит уже много дней, тогда как раньше видел его постоянно в его обществе. Не зная в смущении своем, что сказать Господу Богу, Каин сперва ответил, что он и сам удивляется отсутствию брата; но когда Господь настоятельно стал всяческим образом допытываться от него объяснения, он гневно возразил, что он не воспитатель и не соглядатай ни его, ни его поступков. Тогда Господь Бог изобличил Каина в убийстве брата.”
(© Иосиф Флавий (ок. 38 г. - ок. 100 г. н.э.): «Иудейские древности», книга 1, глава 2, §1)

Позвольте привести ещё один пример понимания Писания его несомненным знатоком. Богослов, философ, политик I века н.э., оказавший значительное влияние на Апостола Иоанна и таким образом ставший опосредованно его соавтором, Филон Александрийский своим цепким умом увидел в, казалось бы, сухих строчках косноязычного (Исход 4:10) Моисея два обстоятельства, суперважных для понимания рассматриваемого нами эпизода.

”«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу» (Быт. 4:3). В этих словах - два обвинения себялюбцу. Во-первых, «спустя несколько времени», а не тотчас принес он благодарность Богу, и во-вторых, «от плодов», а не от первых плодов, иначе называемых первинами. Обдумаем каждое из обвинений. Прекрасные поступки должно совершать тотчас, не дожидаясь призывов, не медля и не сомневаясь. А лучший поступок - без отсрочек и отлагательств ублажить Высшее Благо. Потому и предписано: «Если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его» (Втор. 23:21). Обет - это просьба о благах, обращенная к Богу, и одновременно - обязательство перед Ним, ибо проситель, получив желаемое, должен увенчать победным венком не себя, но Бога, и по возможности без промедлений и отсрочек.
...
О первом обвинении против Каина довольно. А второе таково: зачем приносит он жертву Богу не от первин, а просто «от плодов»? Возможно, по той же причине: он хочет дать первую награду миру тварному, а божеству - вторую. Ведь есть же люди, для которых тело - раб - превыше госпожи его, души. И вовсе не странно, что есть такие, для которых тварное выше Бога, хотя Законодатель объявил: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19), - а не оставляй их себе, ибо первые - по порядку или по значимости - движения нашей души по праву принадлежат Богу.”
(© Филон Александрийский (25 г. до н.э. - 50 г. н.э.): «О рождении Авеля и о том, как приносили жертвы Богу он и брат его Каин», глава XIII, §§52-53, глава XX, §72)

Сейчас можно услышать много различных трактовок истории жертвоприношений Каина и Авеля. Но мне кажется, что именно эти два обвинения, выявленные Филоном, и определили решение Бога о непринятии даров Каина, а также отношение новозаветных авторов к этим персонажам.

(© Игорь Шиповский, декабрь 2009)
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4133
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Ветхозаветное святилище

Сообщение Holy Scripture » 10 ноя 2012, 21:17

«Я знаю, что многих несколько смущает эта история: почему Бог не принял жертву Каина? Зачем Он вверг Каина в столь сильное огорчение? Ответы на эти вопросы становятся ясны при внимательном рассмотрении.
Каин принес "дар", и Авель принес – читаем мы в на шей Библии. Но мы видим, что это два совершенно разных дара. Дар Каина – от плодов, дар Авеля – от животных.
Жертва Каина в оригинале названа словом «минха». Где еще в Библии встречается это слово? В Книге Левит читаем: «Если какая душа хочет принести Господу «минха» («жертву приношения хлебного» – в русском пере воде) ...» (Лев. 2:1) Из всех указаний, данных левитам, мы узнаем, что слово «минха» всегда означает жертву бескровную, хлебную. Именно такую жертву – «минха» – и принес Каин. В чем же его вина? Сравним его жертву с жертвой Авеля.
Авель принес дар «от первородных, от тука их». Книга Левит предписывает приносить в жертву тук животных в том случае, когда совершается жертва за грех. Такое жертвоприношение названо словом «хатат». И слово грех, кстати, тоже «хатат». В данном случае речь идет именно о "жертве за грех". Принести ее – значит признать себя грешником, признать свою вину перед Богом.
Каин не делает этого. Он не считает себя грешником. Вот почему он ограничивается хлебным приношением.
Что же отвечает Господь Каину? «Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех («хатат») лежит» (4:7) Как–то не совсем ясно, что за грех лежит у дверей и у каких дверей? Грамматический анализ текста оригинала показывает, что в данном случае возможен другой перевод: не «грех», а «жертва за грех». Иными словами, если не делаешь доброго, надлежит тебе принести «хатат» – жертву за грех, – вот что советует Бог Каину.»

© Александр Болотников: «Евангелие в ветхозаветном святилище»
Holy Scripture
Администратор
 
Сообщения: 938
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51


Филон Александрийский и Новый Завет

Сообщение FontCity » 22 ноя 2015, 13:05

"... учение стоиков о двойственном бытии человеческого логоса: внутреннем и внешнем впоследствии оказало влияние на философию Филона Александрийского и через нее - на раннее богословие святых отцов Церкви первых трех веков христианской эры.
Последним логическим звеном в древней философии, стоящим на грани между ветхозаветными представлениями иудеев о Божестве и учением греков о Логосе и максимально приближающимся к Евангельскому Откровению Бога Слова о Самом Себе является религиозная философия Филона Александрийского. Филон считал, что и богооткровенная религия иудеев, и умозрение философов являются отражением одной высшей истины и ведут к одному и тому же - к единому Богу. Поэтому он пытался создать такую религиозно-философскую систему, которая примирила бы и соединила в себе эти два пути: путь откровения и путь умозрения. Во многом ему это удалось. Владея всем лучшим, что было у дохристианского человечества, Филон в своей философии достигает такой близости к новозаветному Евангельскому Откровению, какой до него, не достигал ни один философ древности. Многие положения его учения имеют, по крайней мере с чисто внешней стороны, черты поразительного сходства с христианством."

© "Семинарская и святоотеческая православные библиотеки"



"Философия Филона Александрийского во многом влияла на становление философии неоплатонизма и, в особенности, христианства. Для христианских авторов творчество Филона Александрийского служило основополагающим образцом синтеза еврейской и греко-римской мысли, а его концепция Логоса легла в основу христианского учения об Иисусе как посреднике между Богом и человеком. Об авторитете, которым Филон Александрийский пользовался у христиан, свидетельствует легенда о его встрече с апостолами Петром и Иоанном. Хотя вопрос о влиянии идей Филона Александрийского на Евангелие от Иоанна недостаточно изучен, послания апостола Павла (см. Павел из Тарса), в первую очередь, его «Послание к евреям», обнаруживают стилистическое и идейное сходство с трудами Филона Александрийского. Особенно глубоко влияние Филона Александрийского на отцов церкви, в первую очередь, Климента Александрийского, Оригена и Амвросия Медиоланского, которые заимствовали многие его идеи и его аллегорический метод библейской экзегезы."

© "Электронная еврейская энциклопедия"
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4133
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Мотив святилища

Сообщение FontCity » 07 июл 2016, 09:19

«КАИН И АВЕЛЬ»

Изображение

В книге Бытие, 4 главе мы читаем всем хорошо знакомую историю о том, как Каин и Авель принесли Богу жертвы.

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и от чего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»

В этом отрывке мы уже можем проследить мотив святилища, потому что принесение жертвы - это именно то, что впоследствии будет совершаться во святилище.

Я знаю, что многих несколько смущает эта история: почему Бог не принял жертву Каина? Зачем Он вверг Каина в столь сильное огорчение?

Ответы на эти вопросы становятся ясны при внимательном рассмотрении.

Каин принес «дар», и Авель принес - читаем мы в нашей Библии. Но мы видим, что это два совершенно разных дара. Дар Каина - от плодов, дар Авеля - от животных. Жертва Каина в оригинале названа словом «минха». Где еще в Библии встречается это слово?

В Книге Левит 2 читаем:

«Если какая душа хочет принести Господу «минха» («жертву приношения хлебного» - в русском переводе)»...(Лев. 2:1)
וְנֶפֶשׁ כִּי-תַקְרִיב קָרְבַּן מִנְחָה לַיהוָה סֹלֶת יִהְיֶה קָרְבָּנוֹ וְיָצַק עָלֶיהָ שֶׁמֶן וְנָתַן עָלֶיהָ לְבֹנָה

Из всех указаний, данных левитам, мы узнаем, что слово «минха» всегда означает жертву бескровную, хлебную. Именно такую жертву - «минха» - и принес Каин.

В чем же его вина?

Сравним его жертву с жертвой Авеля. Авель принес дар «от первородных, от тука их». Книга Левит предписывает приносить в жертву тук животных в том случае, когда совершается жертва за грех. Такое жертвоприношение названо словом «хатат». И слово грех, кстати, тоже «хатат».

В данном случае речь идет именно о "жертве за грех". Принести ее - значит признать себя грешником, признать свою вину перед Богом. Каин не делает этого. Он не считает себя грешником. Вот почему он ограничивается хлебным приношением. Что же отвечает Господь Каину?

«Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех («хатат») лежит».(4:7)
הֲלוֹא אִם תֵּיטִיב שְׂאֵת וְאִם לֹא תֵיטִיב לַפֶּתַח חַטָּאת רֹבֵץ וְאֵלֶיךָ תְּשׁוּקָתוֹ וְאַתָּה תִּמְשָׁל בּוֹ

Как-то не совсем ясно: что за грех лежит у дверей и у каких дверей? Грамматический анализ текста оригинала показывает, что в данном случае возможен другой перевод: не «грех», а «жертва за грех». Иными словами, если не делаешь доброго, надлежит тебе принести «хатат» - жертву за грех, - вот что советует Бог Каину.

Сложность вызывает вторая часть текста: «он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Проблема в том, что слово грех в еврейском языке «хатат» - женского рода. Если бы текст говорил о грехе и о господстве над грехом, то было бы в оригинале «он<u>а</u> влечет тебя к себе, но ты господствуй над н<u>ей</u>». Но в еврейском тексте стоит «он» и «ним» и эти местоимения никакого отношения к предыдущей фразе не имеют. Некоторые комментаторы усматривают здесь связь с Быт. 3:16 в свете буквального перевода отрывка «у него влечение к тебе, а ты будешь господствовать над ним».

В 3:16 текст говорит о главенстве мужа над женой. Возможно, что Бог этими словами хочет сказать Каину, что если он выполнит все требования относительно жертвоприношения, то будет главенствовать, господствовать над Авелем по праву первородства.

Интересно заметить, что словосочетание «у дверей лежит» - это явный мотив Святилища. В Книге Левит 1:5

וְשָׁחַט אֶת-בֶּן הַבָּקָר לִפְנֵי יְהוָה וְהִקְרִיבוּ בְּנֵי אַהֲרֹן הַכֹּהֲנִים אֶת-הַדָּם וְזָרְקוּ אֶת-הַדָּם עַל-הַמִּזְבֵּחַ סָבִיב אֲשֶׁר - פֶּתַח אֹהֶל מוֹעֵד

Всевышний дает повеление положить жертву «у входа в скинию». Употребляется одно и то же еврейское слово «петах» - вход, или дверь, как переведено в Бытие 4:7

הֲלוֹא אִם תֵּיטִיב שְׂאֵת וְאִם לֹא תֵיטִיב לַפֶּתַח חַטָּאת רֹבֵץ וְאֵלֶיךָ תְּשׁוּקָתוֹ וְאַתָּה תִּמְשָׁל בּוֹ

Даже такая, казалось бы, незначительная деталь здесь очень важна. Но давайте вернемся к Авелю. Прочитаем еще раз 4 стих 4-й главы:
«И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их».
וְהֶבֶל הֵבִיא גַם הוּא מִבְּכֹרוֹת צֹאנוֹ וּמֵחֶלְבֵהֶן וַיִּשַׁע יְהוָה אֶל הֶבֶל וְאֶל מִנְחָתוֹ

А теперь давайте сравним это со следующим отрывком из книги Левит 4:19:
«И весь тук его вынет из него, и сожжет на жертвеннике».
וְאֵת כָּל-חֶלְבּוֹ יָרִים מִמֶּנּוּ וְהִקְטִיר הַמִּזְבֵּחָה

Что мы видим?

Авель не просто закалывает и сжигает жертвенное животное, он действует согласно определенному ритуалу, принося жертву «от первородных стада», «от тука их». Этот ритуал подробно описан в Книге Левит. Значит, первым людям, вероятно, было известно содержание ритуалов жертвоприношения. Они прекрасно знали когда и как приносить жертвы Богу.

И хотя святилище еще не было построено, служение, подобное служению в нем, разнообразие служения принесения жертв, служения, описанного в Библии уже совершалось.

© Александр Болотников ⇒ Тайны древних пророков ⇒ КАИН И АВЕЛЬ
liveinternet.ru, Воскресенье, 03 Июля 2016 г. 13:32
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4133
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Размышляем

Сообщение Holy Scripture » 28 фев 2018, 13:54

АВЕЛЬ И КАИН: ПОЧЕМУ БОГ ПРИНЯЛ ДАР АВЕЛЯ, А КАИНА НЕТ?



© Владислав Нагирнер
Holy Scripture
Администратор
 
Сообщения: 938
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51


Вернуться в Библейские истории

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Яндекс.Метрика