Горе луковое
Добавлено: 14 апр 2011, 22:05
Горе луковое
4-я глава Бытия содержит рассказ о том, как два брата - Каин и Авель - принесли жертвы Богу. Бог на дары Авеля призрел, а на дары Каина - нет. Почему? Ссылок на этот эпизод в Библии крайне мало. Это, на мой взгляд, может свидетельствовать либо об отсутствии к нему интереса у авторов Библии, либо о том, что этот эпизод прост, понятен, прозрачен, в каких-либо комментариях просто не нуждается. А как воспринимали эту историю в древности? И понимаем ли мудрость библейского повествования мы, сегодняшние читатели Библии?
По словам Христа, Авель был праведником (Матфей 23:35) и пророком (Лука 11:50-51). Павел в «Послании к Евреям» говорит о том, что праведник - это тот, кто имеет веру, т.е. «уверенность в невидимом» (Евреям 10:38-11:39). Все праведники, которых Павел привёл в пример, не обладали эмпирическим опытом, чтобы оценить необходимость и последствия своих поступков. И не могли им обладать. Тем не менее, они делали своё дело, доверившись Богу. Жертва Авеля лучше потому, что его жертва - праведные дела (1-е Иоанна 3:12). Очевидно, он любил брата своего, не делал греха, а делал правду (1-е Иоанна 3:7-12). Думаю, не случайно он был «назначен» пастырем (Бытие 4:2).
Дела же Каина, наоборот, «были злы», он был «от лукавого» (1-е Иоанна 3:12), не противостоял греху, зависть довела его до братоубийства. Когда все его грехи вскрылись, Каин не продемонстрировал ни тени раскаяния, пытался обмануть Бога, затребовал у Него смягчения наказания и гарантий на сохранность жизни (Бытие 4:5-15). «Невидимой» добродетели Каин предпочёл вполне осязаемые блага: он отвернулся от Господа, завёл себе жену, детей, построил город (Бытие 4:16-17). Такая жертва Богу не нужна (Исаия 1:11-18, Псалтирь 49:8-15, Иеремия 14:12-16:12, Амос 5:21-23 и мн. др.).
Моисей счёл нужным обратить наше внимание на то, что Каин назвал свой город именем сына (Бытие 4:17). Хотя его собственное имя означает «приобретение от Господа» (Бытие 4:1). Этот маленький штрих говорит о гордыне и себялюбии Каина. А имя Авель может означать «дыхание, дуновение, печаль, скорбь, страдание, боль, сожаление, раскаяние». Это - явный намёк на скромность и бескорыстие библейского персонажа.
Именно так, в полном согласии с новозаветными пророками и совершенно независимо от них, понимал этот эпизод их современник, иудейский первосвященник, богослов, историк Иосиф Флавий (Иосиф Бен Маттафий). Думаю, нам стоит ознакомиться с мнением первосвященника Бога Всевышнего.
”У них родились двое детей мужского пола: первый был назван Каином (в переводе это имя означает «приобретение»), второй же - Авелем (что значит «печаль»). ... Братья находили удовольствие в различных друг от друга образе жизни и занятиях. Младший, Авель, старался быть справедливым и стремился к добродетели, так как был уверен, что Господь видит все дела его. По занятию своему он был пастухом. Каин же был во всех делах своих весьма порочен и имел в виду одну только цель - получать выгоды; он первый изобрел землепашество, а [затем] убил брата своего по следующей причине. Однажды они решили принести жертвы Господу Богу. Каин возложил [на алтарь] произведения своего земледелия и плоды деревьев, Авель же молоко и перворожденное из стад своих. Господу же последняя жертва понравилась более, так как Он отдавал предпочтение тому, что возникло самостоятельно сообразно самой природе, перед тем, что было насильно вызвано из земли по расчету корыстолюбивого человека. Тогда Каин, разгневанный предпочтением, которое Господь Бог оказал Авелю, убил брата своего и, скрыв труп его, предполагал, что это останется незамеченным. Бог же, зная об этом поступке, явился к Каину и стал спрашивать о том, где его брат, которого Он не видит уже много дней, тогда как раньше видел его постоянно в его обществе. Не зная в смущении своем, что сказать Господу Богу, Каин сперва ответил, что он и сам удивляется отсутствию брата; но когда Господь настоятельно стал всяческим образом допытываться от него объяснения, он гневно возразил, что он не воспитатель и не соглядатай ни его, ни его поступков. Тогда Господь Бог изобличил Каина в убийстве брата.”
(© Иосиф Флавий (ок. 38 г. - ок. 100 г. н.э.): «Иудейские древности», книга 1, глава 2, §1)
Позвольте привести ещё один пример понимания Писания его несомненным знатоком. Богослов, философ, политик I века н.э., оказавший значительное влияние на Апостола Иоанна и таким образом ставший опосредованно его соавтором, Филон Александрийский своим цепким умом увидел в, казалось бы, сухих строчках косноязычного (Исход 4:10) Моисея два обстоятельства, суперважных для понимания рассматриваемого нами эпизода.
”«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу» (Быт. 4:3). В этих словах - два обвинения себялюбцу. Во-первых, «спустя несколько времени», а не тотчас принес он благодарность Богу, и во-вторых, «от плодов», а не от первых плодов, иначе называемых первинами. Обдумаем каждое из обвинений. Прекрасные поступки должно совершать тотчас, не дожидаясь призывов, не медля и не сомневаясь. А лучший поступок - без отсрочек и отлагательств ублажить Высшее Благо. Потому и предписано: «Если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его» (Втор. 23:21). Обет - это просьба о благах, обращенная к Богу, и одновременно - обязательство перед Ним, ибо проситель, получив желаемое, должен увенчать победным венком не себя, но Бога, и по возможности без промедлений и отсрочек.
...
О первом обвинении против Каина довольно. А второе таково: зачем приносит он жертву Богу не от первин, а просто «от плодов»? Возможно, по той же причине: он хочет дать первую награду миру тварному, а божеству - вторую. Ведь есть же люди, для которых тело - раб - превыше госпожи его, души. И вовсе не странно, что есть такие, для которых тварное выше Бога, хотя Законодатель объявил: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19), - а не оставляй их себе, ибо первые - по порядку или по значимости - движения нашей души по праву принадлежат Богу.”
(© Филон Александрийский (25 г. до н.э. - 50 г. н.э.): «О рождении Авеля и о том, как приносили жертвы Богу он и брат его Каин», глава XIII, §§52-53, глава XX, §72)
Сейчас можно услышать много различных трактовок истории жертвоприношений Каина и Авеля. Но мне кажется, что именно эти два обвинения, выявленные Филоном, и определили решение Бога о непринятии даров Каина, а также отношение новозаветных авторов к этим персонажам.
(© Игорь Шиповский, декабрь 2009)
4-я глава Бытия содержит рассказ о том, как два брата - Каин и Авель - принесли жертвы Богу. Бог на дары Авеля призрел, а на дары Каина - нет. Почему? Ссылок на этот эпизод в Библии крайне мало. Это, на мой взгляд, может свидетельствовать либо об отсутствии к нему интереса у авторов Библии, либо о том, что этот эпизод прост, понятен, прозрачен, в каких-либо комментариях просто не нуждается. А как воспринимали эту историю в древности? И понимаем ли мудрость библейского повествования мы, сегодняшние читатели Библии?
По словам Христа, Авель был праведником (Матфей 23:35) и пророком (Лука 11:50-51). Павел в «Послании к Евреям» говорит о том, что праведник - это тот, кто имеет веру, т.е. «уверенность в невидимом» (Евреям 10:38-11:39). Все праведники, которых Павел привёл в пример, не обладали эмпирическим опытом, чтобы оценить необходимость и последствия своих поступков. И не могли им обладать. Тем не менее, они делали своё дело, доверившись Богу. Жертва Авеля лучше потому, что его жертва - праведные дела (1-е Иоанна 3:12). Очевидно, он любил брата своего, не делал греха, а делал правду (1-е Иоанна 3:7-12). Думаю, не случайно он был «назначен» пастырем (Бытие 4:2).
Дела же Каина, наоборот, «были злы», он был «от лукавого» (1-е Иоанна 3:12), не противостоял греху, зависть довела его до братоубийства. Когда все его грехи вскрылись, Каин не продемонстрировал ни тени раскаяния, пытался обмануть Бога, затребовал у Него смягчения наказания и гарантий на сохранность жизни (Бытие 4:5-15). «Невидимой» добродетели Каин предпочёл вполне осязаемые блага: он отвернулся от Господа, завёл себе жену, детей, построил город (Бытие 4:16-17). Такая жертва Богу не нужна (Исаия 1:11-18, Псалтирь 49:8-15, Иеремия 14:12-16:12, Амос 5:21-23 и мн. др.).
Моисей счёл нужным обратить наше внимание на то, что Каин назвал свой город именем сына (Бытие 4:17). Хотя его собственное имя означает «приобретение от Господа» (Бытие 4:1). Этот маленький штрих говорит о гордыне и себялюбии Каина. А имя Авель может означать «дыхание, дуновение, печаль, скорбь, страдание, боль, сожаление, раскаяние». Это - явный намёк на скромность и бескорыстие библейского персонажа.
Именно так, в полном согласии с новозаветными пророками и совершенно независимо от них, понимал этот эпизод их современник, иудейский первосвященник, богослов, историк Иосиф Флавий (Иосиф Бен Маттафий). Думаю, нам стоит ознакомиться с мнением первосвященника Бога Всевышнего.
”У них родились двое детей мужского пола: первый был назван Каином (в переводе это имя означает «приобретение»), второй же - Авелем (что значит «печаль»). ... Братья находили удовольствие в различных друг от друга образе жизни и занятиях. Младший, Авель, старался быть справедливым и стремился к добродетели, так как был уверен, что Господь видит все дела его. По занятию своему он был пастухом. Каин же был во всех делах своих весьма порочен и имел в виду одну только цель - получать выгоды; он первый изобрел землепашество, а [затем] убил брата своего по следующей причине. Однажды они решили принести жертвы Господу Богу. Каин возложил [на алтарь] произведения своего земледелия и плоды деревьев, Авель же молоко и перворожденное из стад своих. Господу же последняя жертва понравилась более, так как Он отдавал предпочтение тому, что возникло самостоятельно сообразно самой природе, перед тем, что было насильно вызвано из земли по расчету корыстолюбивого человека. Тогда Каин, разгневанный предпочтением, которое Господь Бог оказал Авелю, убил брата своего и, скрыв труп его, предполагал, что это останется незамеченным. Бог же, зная об этом поступке, явился к Каину и стал спрашивать о том, где его брат, которого Он не видит уже много дней, тогда как раньше видел его постоянно в его обществе. Не зная в смущении своем, что сказать Господу Богу, Каин сперва ответил, что он и сам удивляется отсутствию брата; но когда Господь настоятельно стал всяческим образом допытываться от него объяснения, он гневно возразил, что он не воспитатель и не соглядатай ни его, ни его поступков. Тогда Господь Бог изобличил Каина в убийстве брата.”
(© Иосиф Флавий (ок. 38 г. - ок. 100 г. н.э.): «Иудейские древности», книга 1, глава 2, §1)
Позвольте привести ещё один пример понимания Писания его несомненным знатоком. Богослов, философ, политик I века н.э., оказавший значительное влияние на Апостола Иоанна и таким образом ставший опосредованно его соавтором, Филон Александрийский своим цепким умом увидел в, казалось бы, сухих строчках косноязычного (Исход 4:10) Моисея два обстоятельства, суперважных для понимания рассматриваемого нами эпизода.
”«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу» (Быт. 4:3). В этих словах - два обвинения себялюбцу. Во-первых, «спустя несколько времени», а не тотчас принес он благодарность Богу, и во-вторых, «от плодов», а не от первых плодов, иначе называемых первинами. Обдумаем каждое из обвинений. Прекрасные поступки должно совершать тотчас, не дожидаясь призывов, не медля и не сомневаясь. А лучший поступок - без отсрочек и отлагательств ублажить Высшее Благо. Потому и предписано: «Если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его» (Втор. 23:21). Обет - это просьба о благах, обращенная к Богу, и одновременно - обязательство перед Ним, ибо проситель, получив желаемое, должен увенчать победным венком не себя, но Бога, и по возможности без промедлений и отсрочек.
...
О первом обвинении против Каина довольно. А второе таково: зачем приносит он жертву Богу не от первин, а просто «от плодов»? Возможно, по той же причине: он хочет дать первую награду миру тварному, а божеству - вторую. Ведь есть же люди, для которых тело - раб - превыше госпожи его, души. И вовсе не странно, что есть такие, для которых тварное выше Бога, хотя Законодатель объявил: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19), - а не оставляй их себе, ибо первые - по порядку или по значимости - движения нашей души по праву принадлежат Богу.”
(© Филон Александрийский (25 г. до н.э. - 50 г. н.э.): «О рождении Авеля и о том, как приносили жертвы Богу он и брат его Каин», глава XIII, §§52-53, глава XX, §72)
Сейчас можно услышать много различных трактовок истории жертвоприношений Каина и Авеля. Но мне кажется, что именно эти два обвинения, выявленные Филоном, и определили решение Бога о непринятии даров Каина, а также отношение новозаветных авторов к этим персонажам.
(© Игорь Шиповский, декабрь 2009)