«После того ... Иисус пошел в Галилею»

О чём говорят библейские рассказы?
Ответить
Аватара пользователя
Alex_R
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 14 сен 2015, 18:10

«После того ... Иисус пошел в Галилею»

Сообщение Alex_R » 27 дек 2017, 04:05

Данное событие, а именно, переход Иисуса в Галилею, после своего крещения у Иоанна Крестителя, евангелия представляют нам немного по-разному (все цитаты далее, если не указано отдельно взяты из IBS):

«Когда Иисус услышал о том, что Иоанн заключен в тюрьму, Он возвратился в Галилею» (Мф.4:12).
«Иисус возвратился в Галилею исполненный силой Духа» (Лк.4:14).
«После того, как Иоанн был арестован, Иисус пошел в Галилею» (Мк.1:14).

Если Лука просто указывает о возвращении Иисуса в Галилею, где Он и начал свою деятельность, и не сосредотачивает наше внимание на подробностях. То Матфей и Марк дополняют это тем, что всё это случилось после определённого события – ареста и заключение в тюрьму Иоанна. Они знаменуют как бы тот поворотный пункт или хорошо известное событие во времени, с которого и началось служение Иисуса. Однако ап.Иаонн дополняет этот момент следующим:

«Фарисеи услышали о том, что Иисус приобретал и крестил больше учеников, чем Иоанн, хотя на самом деле крестил не Иисус, а Его ученики. Когда Иисус узнал, что о Нем говорят, Он покинул Иудею и направился обратно в Галилею» (Ин.4:1-3).

Два события: 1) заключение в тюрьму Иоанна Крестителя и 2) споры о неком статусе и положении, сливаются как бы воедино. Здесь нет противоречия между повествованиями разных евангелий. Одни ссылаются на хорошо известное событие*, которое, скорее всего, запомнилось иудеям. Другое упоминает событие накануне или немного до того, как Иисус стал проповедовать в Иудее. Действительно в Галилею Иисус пришел, по крайней мере, через несколько дней, как об этом упоминает ап.Иоанн (Ин.4:40,43). В этот период и мог произойти арест Иоанна Крестителя, после чего, если рассматривать последовательность событий во времени, и началось служение Иисуса.

*Примечание. То, что Иоанн Креститель имел большую известность, а его проповедь оказала влияние на иудеев видно из слов Иисуса: «Иоанн был горящим и сияющим светильником, и вы некоторое время радовались при его свете» Ин.5:35. Смотри также Мф.21:26; вокруг него даже собираются ученики, что трудно представить, если бы он не был так близок к народу, и его проповедь не отвечала бы тем потребностям (Мф.11:1-3). Так, что его арест был, скорее всего, широко известен и на него можно было сослаться, как на некое отправное событие: «Во времена таких то царей, явился пророк, … когда его заключили в тюрьму, стало происходить следующее…».

Конечно, ап.Иоанн в момент написания своего евангелия не акцентирует внимание на внутри иудейских проблемах, противоречиях, особенностях, внутренних связях, и т.д., которые могли быть уже не так интересны по прошествии времени, тем более язычникам. Однако, упомянутое им обстоятельство весьма интересно. Оно не только указывает на некоторую прозорливость Спасителя и имевшуюся у Него способность заранее предвидеть весь ход предстоящих событий, но и наводит на некоторые рассуждения.

Можно предположить, что эти два события никак или почти никак не связаны между собой: 1) спор с фарисеями о статусе того, на кого указал Иоанн Креститель, т.е. Иисуса (Ин.3:25-27 и далее) 2) уход Иисуса в Галилею, после произошедшего спора (Ин.4:1). Удаление Иисуса от тех мест, где крестили Его ученики, был связан только с тем, что, по мнению фарисеев, Иисус занял место Иоанна Крестителя. Это могло негативно сказаться на дальнейшей проповеди Иисуса. В связи с этим ап.Иоанн упоминает, что: «на самом деле крестил не Иисус, а Его ученики» (Ин.4:2), как бы ретроспективно давая разъяснения и ответ на возникший тогда вопрос. А Иисус с учениками благоразумно удаляются, после возникшего спора и дошедших до фарисеев слухов. Эти два события имеют поверхностную связь: «возник спор, ну и ладно, что спорить о пустом? Нужно дело делать».

Но данные события можно рассмотреть и по-другому: именно возникший спор и послужил сигналом к тому, чтобы покинуть место крещения и удалиться оттуда вскорости и подальше в Галилею, где власть иудеев не была такой всеобъемлющей (ср.Ин.7:1). Другими словами эти два события имеют непосредственную связь. Спор служил неким спусковым механизмом или сигналом о неизбежности наступлении драматических событий после него. Если это так, то какие могут быть для этого основания и что из этого вытекает?

Что обращает на себя внимание, так это то, что Спаситель, практически в самом начале Своего служения проповедует среди самарян и называет Себя Мессией в их среде (Ин.4:26). Не вдаваясь в подробности можно отметить следующее: т. к. самаряне не сообщались с иудеями, то после того как Иисус явит себя, его будет окружать большое количество народа и доступ самарян к Спасителю будет затруднён. К тому же сами самаряне не имели настолько разработанного по Писаниям представления о Мессии, как это было у иудеев (ср.Ин.4:25), поэтому с радостью и непосредственно могли принять Иисуса, в противоположность придирчивым иудеям. Возможно, именно эти обстоятельства и сыграли основную роль в проповеди Спасителя среди самарян. Действительно, нигде далее мы не встречаем, чтобы Иисус проповедовал среди самарян, да и сам факт этого мог оттолкнуть иудеев после того, как Он начал Своё служение. Но с другой стороны, пребывание среди самарян, которых избегали иудеи, могло выглядеть в тот момент и как укрытие от преследования. Вряд ли стоило искать иудея в поселении самарян.

Действительно, деятельность Иоанна Крестителя поначалу вызвала большой ажиотаж и подъём и не встречала каких-либо препятствий. Но, обнаружив некоторую нестыковку, фарисеи перестают считать Иоанна за некоего пророка, а иудейская элита перестает видеть в Нём посланника от Бога. Это хорошо видно из оправдательных слов самого Иоанна, где Он не приводит каких-либо аргументов из пророчеств, что так и надлежит делать Мессии, указав только, что его «радость… исполнилась» (Ин.3:29). А также из вопроса Иисуса и их ответа:

«Иоанн ответил: - Человек может делать только то, что ему поручено с неба. Вы сами свидетели тому, что я говорил: "Я не Мессия, но я послан, чтобы идти впереди Него"» (Ин.3:27,28).
«…к Нему подошли первосвященники, учителя закона и старейшины … Иоанн получил право крестить с небес или от людей? … Сказать: "От людей", - они боялись народа, потому что все считали, что Иоанн был пророком» (Мк.11:27-32).

Для фарисеев Иоанн Креститель всего лишь человек, каких множество и как любой человек он может ошибаться и именно эта аргументация используется ими, на что и обращает внимание Спаситель (см.Ин.5:31-37). В Его словах можно проследить как бы заочный спор об Иоанне Крестителе и о Нём самом. На это указывает и явный диссонанс между мнением элиты и мнением простого народа, который не до конца понимает происходящее (см.Ин.7:19,20). Другими словами, как только элита обнаруживает какие-либо не стыковки с учением или поведением тех, кто претендует на роль Мессии с тем, что, по их мнению, написано в Писании (ср.Ин.7:42), так сразу против этого человека выдвигаются обвинения, и судьба его практически предрешена. И действительно, это же не «истина», а всего лишь мнение какого-то полуграмотного человека (ср.Ин.7:15). Из этого следует, что Тот на кого указал Иоанн, также перестает быть Мессией в глазах элит и чтобы не возмущать народ, Его деятельность, как и деятельность Иоанна Крестителя, необходимо пресечь*.

*Примечание. Это понятно и нам, ведь такое часто можно встретить и в нашей современной и повседневной жизни, так устроено религиозное мышление, где нет места мнениям и предпочтениям. Вы можете быть согласны с религ. учениями, того или иного чел. церкви, деноминации и т.д. на 99%, но стоит только не согласиться в чём-то даже второстепенном, как вас тут же предадут анафеме. «Ведь это не истина, а значит такой чел. не спасётся» – единственный и самый весомый аргумент, без разбирательства и рассмотрения о мнениях и вариациях, без передачи права на вынесение конечного решения Богу. Ведь им доступна «истина», они её носители и обладатели, а вы не соответствуете их требованиям… со всеми вытекающими…
Нападки на Спасителя начинаются практически сразу (ср.Ин.5:19), в самом начале служения Иисуса, несмотря на все чудеса творимые Им. Сразу, как только иудейская элита обнаруживает несоответствие их представлений с тем, что делает Спаситель.


Ситуация по видимому несколько «усугублялась» еще и тем, что Иоанн Креститель не имел возможности совершать какие-либо чудеса (см.Ин.10:41), что могло склонять элиты к однозначному решению*. Иначе ситуация носила бы весьма не однозначный характер, подобно той, что была с Иисусом: «Никто еще никогда не слышал, чтобы у слепого с рождения открылись глаза. Если бы этот человек не был от Бога, то Он не смог бы сделать ничего такого» (Ин.9:32,33; ср. с Ин.7:31; 10:24).

*Примечание. Необходимо отметить, что действия элиты в какой-то степени также были предопределены. В Иудее всегда было множество самозванцев, которые сосредотачивали всё внимание на себе и отвлекали людей от Божьего (ср.Деян.5:36,37 с Ин.7:4,16,17; 8:13,14). Для элиты, которая была сосредоточена на храме, священстве и исполнении закона такое отвлечение было неприемлемым и даже могло расцениваться как предательство и измена. Она просто обязана была реагировать как хранительница Божьего завета. Вина элит состояла в том, что эти люди не желали принять очевидное, настаивая прежде всего на своём, хотя многие из них весьма трезво оценивали ситуацию (ср.Деян.5:38,39; Ин.7:51).
Только ап.Иоанн приводит слова самого Иоанна Крестителя: «Ему предстоит возрастать и возвеличиваться, а мое время подходит к концу» (Ин.3:30). Подчеркивая тем самым некий пророческий план известный Ему, а возможно и предчувствие пророка относительно дальнейшего развития событий. Ап.Иоанн, по прошествии времени вспоминая эти слова, показывает как бы, что так и должно было произойти. Другими словами, Иудеи в большинстве своём не приняли Сына Божия, что уж говорить о пророке возвестившего Его появление.


С течением времени и приобретя огромный опыт, иудеи выработали определённые формальные правила. Все, кто не соответствовал формальной стороне вопроса, не считался достойным общественного внимания, и пребывание с ним далее могло рассматриваться чуть ли не как нарушение закона или праведности (ср.Ин.6:60,66)*1. Сами иудеи, воспитанные в таких традициях, старались не поддерживать что-то подобное, а элиты вообще, стремились прервать деятельность таких людей и реагировали однозначно и где-то даже резко. Сделать такое, можно или в самом начале деятельности человека, когда он еще не стал широко известен в народе, и пока вокруг него не собралось много последователей и учеников (ср.Ин.7:32). Или позже чьими-либо руками, чтобы не навести подозрение на себя (ср.Мк.3:6), и похоже, что это было обычной практикой в подобных вопросах. Поэтому, как только возник спор, так исход предстоящих событий можно было предсказать довольно точно*2.

*Примечание. 1. Именно формальной стороне вопроса, по большей части, и посвящены первые евангелия с указанием: места рождения, родословной, исполнением пророчеств и т.д. Утверждая как бы - всё, что было предсказано, исполнилось, хотя первоначально иудеи ожидали другого исполнения.
2. О самом споре и то, как он шёл, нет никаких упоминаний. Одно можно сказать точно, что спор начался между учениками Иоанна Крестителя и фарисеями, сам Иоанн принял в нём участи только после того как его ученики не смогли что-то обосновать и обратились к своему наставнику (Ин.3:25,26). Т.е. спор первоначально вёлся не между теми, кого избрал Бог для особой роли, а между одними иудеями, которые признали Иоанна за пророка и другими, кто с этим не соглашался, по тем или иным причинам. Как те, так и другие могли иметь свои представления. Как начался этот спор, и какие доводы использовали стороны не известно. Аргументация Иоанна, скорее всего также не устроила иудеев, т.к. она сводилась или к тому, что видел сам Иоанн или к тому, что стоит некоторое время подождать и Сын Божий проявит Себя должным образом (см.Ин.3:34).


Если эти рассуждения верны, то вполне вероятно, что имело место следующие. Деятельность Иоанна Крестителя продолжалась ровно до того момента*1, пока кем-то не была обнаружена некоторая нестыковка с предполагаемым течением пророческих событий (тем, как это представляли себе иудеи). Найдя это не соответствие, его ученикам и самому Иоанну Крестителю был задан вопрос. Не получив ответа, который бы их удовлетворил, иудеи начинаю предпринимать действия направленные на пресечение деятельности Иоанна, к тому же формальных поводов для этого можно было бы найти предостаточно*2.

*Примечание. 1. В своих проповедях и речах Иоанн Креститель обличает не только простой народ (ср.Лк.3:10-14), но и представителей высших сословий (Мф.3:7). И делает Он это, как кажется, не подбирая мягких слов и выражений, а затрагивает самые сокровенные чувства и ожидания (Мф.3:9,10). Однако, при этом его проповедь продолжается, хотя и не все из элит пожелали придти к Нему для крещения (Лк.7:30). Т.е. элита терпела проповедь Иоанна, до поры до времени, выжидая исхода всех событий, и чем всё закончится, даже, несмотря на обличительный тон Его речи в их адрес.
2. Иоанн говорил о хорошо известных всем делах Ирода, т.к. тот нарушал иудейский закон утверждая, что он его соблюдает. Так что, повод для ареста Иоанна Крестителя можно рассматривать, в какой-то степени, как формальный (Мк.6:17-19). Сам же Ирод «боялся народа» (Мф.14:5; Мк.6:20) и похоже, что арест был произведён им под действиями тех или иных обстоятельств (ср.Мк.6:19 с 26), на которые Ирод не мог не реагировать. Это может косвенно указывать на то, что арест был спровоцирован в какой-то момент времени.


Понимая, что иудеи теперь не будут препятствовать Ироду, чтобы тот арестовал Иоанна, а возможно даже будут способствовать этому, Спаситель удаляется от этих мест и скрывается от преследователей, совершая по пути важное дело. На это косвенно может указывать и то обстоятельство, что ученики Иисуса сначала пребывают с Ним, но потом покидают Его, начав заниматься привычными делами, и только затем Спаситель призывает их вновь следовать за Ним (ср.Ин.1:40-45; 2:12 с Мк.1:14-16). Отсутствие группы учеников и последователей возле Спасителя (да и вообще скопления людей), позволяло Ему более мобильно перемещаться по населённым пунктам, не привлекая лишнего внимания, на тот момент.

Подытожим. Начало спора с Иоанном Крестителем служил сигналом, что сам Иоанн будет скоро арестован и его деятельность будет прервана. Он больше не является в глазах элиты пророком, посланным от Бога. И вся его деятельность, и идентификация Иисуса как Сына Божьего не имеет какой-либо ценности. Поэтому иудейская элита постарается схватить не только его, но и Иисуса. В этом случае следует удалиться от этого места и вести спокойный образ жизни и проповеди, не привлекая лишнее внимания до поры до времени.

Остаётся только удивляться глубине и продуманности имевшегося плана пребывания Спасителя и тому, как Он совершал дела, совершить которые невозможно без поддержки свыше. И это не меньшее чудо, чем исцеления и кормление пятью хлебами тысяч людей.

Ответить
 

Вернуться в «Библейские истории»