«Как же … Илии надлежит придти прежде?»

О чём говорят библейские рассказы?
Ответить
Аватара пользователя
Alex_R
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 14 сен 2015, 18:10

«Как же … Илии надлежит придти прежде?»

Сообщение Alex_R » 13 июн 2017, 14:00

Разговоры и упоминание о пророке Илии мы встречаем на протяжении всего евангельского повествования, практически от самого начала служения Иисуса, до завершающих дней Его пребывания. Интересен не только сам факт упоминания этого пророка Бога, но и контекст, а также обстоятельства.
После появления Иоанна, который «крестил крещением покаяния» (Деян.19:4) и имел при этом успех «жители Иерусалима послали к Иоанну священников и левитов, чтобы спросить его, кто он такой. Иоанн сказал им: - Я не Мессия. Он говорил об этом прямо, не скрывая. Они спросили его: - Тогда кто же ты? Илия?» (Ин.1:19-21;IBS). Успех Иоанна был обусловлен не только его пламенной проповедью, но и тем, что «народ был в напряженном ожидании, и всех интересовало, не Мессия ли Иоанн»*, поэтому его проповедь была как нельзя кстати. Она привлекала внимание, и люди воспринимали её как «…Радостную весть» (Лк.3:15-18;IBS). По всем Писаниям время подходило к своему пророческому апогею, поэтому и была такая уверенность в иудеях.
Второй вопрос, который задают Иоанну – является ли он Илией. Действительно, если он не Мессия, то не является тогда пророком Илией? Упоминание пророка Илии в таком порядке, указывает на большую роль, которая отводилась Божьему посланнику – второй по значимости, после самого Мессии. Его появление, как и появление Мессии, также ожидалось, иначе не задавался бы этот вопрос и в такой последовательности.

*Примечание. Может показаться, что из слов Иоанна не совсем понятно, осознаёт ли он до конца свою роль, если судить по его вопросу Иисусу: «Ты ли тот, кто должен прийти, или нам ожидать кого-то другого?» (Лк.7:20;IBS), а также по его ответам: «Они спросили его: - Тогда кто же ты? Илия? Он ответил: - Нет. - Так ты пророк? - Нет, - отвечал Иоанн» (Ин.1:20;IBS).
В первом случае вопрос больше был связан с желанием Иоанна узнать нечто о себе и о своём освобождении, ведь он, на тот момент уже некоторое время находился в тюрьме (Мф.11:2). А время прихода Мессии, по представлениям иудеев было временем установления Божьего царства. С приходом этого царства можно было ждать и освобождения.
Во втором, Иоанн, скорее всего, не желая идти на открытое противостояние с иудейскими религиозными властями и элитами, даёт более просторный ответ: «Иоанн ответил им словами пророка Исайи: - "Я голос, взывающий в пустыне: выпрямите путь для Господа" … - Я крещу водой. Но среди вас стоит тот, кого вы не знаете. Он придет после меня, и я не достоин даже развязать ремни Его сандалий» (Ин.1:23-27;IBS). К тому же, одна из целей проповеди Иоанна призвать народ к покаянию и к размышлениям, побудить всё проверить и задуматься, а не обратить внимание только на свою личность, скорее наоборот. Именно поэтому он продолжает свою деятельность, даже после того как он указал на Иисуса, как на Мессию (Ин.1:35,36; 3:22-24).
В той или иной степени Иоанн осознаёт свою роль, так как: «Бог обратился с особой вестью к сыну Захарии Иоанну» (Лк.3:2;IBS). Это следует также из слов самого Иоанна: «Я бы не узнал Его, если бы пославший меня крестить водой не сказал мне: "На кого опустится и на ком останется Дух, тот и будет крестить людей Святым Духом". Я видел это и свидетельствую, что Он - Божий Сын!» (Ин.1:33,34;IBS). И он как никто другой знал слова ангела (Лк.1:13-17). Иисус указал на Иоанна как на того, кто больше пророка (Мф.11:10,11). Имея от Бога такой дар, Иоанн в словах и выражениях обращается к иудейскому обществу практически так же, как это делал и сам Иисус (ср.Лк.3:7,8; Мф.23:33; Ин.8:39).


В пророчествах, до исполнения всех этих событий, говорится: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:5,6). Поэтому вполне закономерно, что ожидалось появление пророка от Бога в тот момент, когда подходило время исполнения пророчеств.

Вспомним, какие дела совершал пророк Илия: затворял небо от дождя (управлял погодой), воскресил мёртвого сына вдовы, мог сделать так, чтобы съестные припасы не истощались (3-Цар.17гл.), низводил огонь с неба на жертвенник (3-Цар.18гл.) и на врагов (4-Цар.1:10-12), перед ним расступались речные воды (4-Цар.2:8). Чудеса, которые совершал пророк, были сравнимы с тем, что делал Моисей. Его жизнь и служение приходится на период, когда в самом Израиле утверждался языческий культ Ваала. Илия принимает активное участи в борьбе с этим культом и утверждает правильное поклонение. В такие периоды смуты и неясности цель пророка заключается в помазанье на царство истинного царя. Т.е. однозначно и непосредственно указать на правителя от Бога. Хотя завершить начатое, предстоит не Илии, а его приемнику, который совершит более значимые чудеса (3-Цар.19:15-18).

Нечто подобное ожидалось и перед приходом Мессии. Деятельность пророка оказала значительное влияние на иудеев.* Поэтому, будучи накормлены Иисусом, народ реагирует однозначно и ожидаемо – «Когда люди увидели это чудо, совершенное Иисусом, они начали говорить: - Он точно тот пророк, который должен прийти в мир. Иисус понял, что они хотят насильно заставить Его стать царем и поэтому ушел один на гору» (Ин.6:14,15; IBS). Нет также ничего удивительного и в словах: «за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же [говорят], что один из древних пророков воскрес» (Лк.9:18-20).

*Примечание. В видении преображения, ученики не задают вопросов относительно, что за люди и пророки перед ними, Пётр сразу и однозначно говорит: «…сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Образ и вид пророка был узнаваем и хранился традицией (ср.4-Цар.1:8). В те времена отсутствовала фотокопировальная техника. По «невероятному» стечению обстоятельств Иоанн Креститель имел подобный вид, но всё равно не был узнан соплеменниками (ср.Мф.3:4).

Что обращает на себя внимание, в ожиданиях иудеев тех времён, так это то, что они ждали буквального воскресения и появления пророков подобного Илии. Так царь Ирод: «… услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу … И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф.14:1-5).
Трудно себе представить, чтобы какой-либо правитель стал бы так переживать из-за убийства простолюдина, хотя и праведника, и это трудно списать на некоторую причудливость правителя. Страх Ирода понятен, ведь если произойдёт воскресение, то скоро должен был совершиться и Божий суд. Реакция Ирода основана на ожидании воскресения пророков в те времена и именно такому воскресению приписываются сила и чудеса, какие совершал Иисус. Да и самого Его принимают за одного из воскресших пророков (Лк.9:7,8). На это косвенно указывают и слова: «Многие же из толпы поверили в Него. Они говорили: - Неужели Мессия, когда придет, будет совершать больше знамений, чем этот человек?» (Ин.7:31;IBS ср.Мф.12:23). Если это не Мессия, то тот, кто явился перед его приходом. Только довод, что невозможно совершить более значимых чудес заставляет поверить некоторых и принять Иисуса как Мессию.

Другая особенность, на которую обращает внимание Спаситель, также указывает на ожидание воскресения праведников: «Вы строите гробницы пророкам, украшаете надгробные памятники праведникам» (Мф.23:29;IBS см. также Лк.11:47). Такое строительство и украшение не похоже на простое ухаживание за могилами, оно указывает на нечто большее, особенно в преддверие наступления события, когда труд и затраты имеют какой-либо смыл и будут оценены.
Именно с точки зрения ожидания воскресение пророков и праведников в некоторый переходный период времени, необходимо рассматривать контекст притчи о богаче и Лазаре (Лк:16:19-31).

Поэтому ответ Иоанна Крестителя: «- Тогда кто же ты? Илия? Он ответил: - Нет» (Ин.1:21;IBS), мог подразумевать, что сам Иоанн указывает, что он не является воскресшим Илией или одним из пророков, как этого ожидало иудейское общество того времени.
Появление в видении преображения пророка Илии заставило задуматься учеников. Хотя они не сомневались, что Иисус это Мессия, но Илия, в том представлении, какое было у них как иудеев, так и не явился. Поэтому, вполне понятен и закономерен их вопрос: «как же … Илии надлежит придти прежде?» (Мф.17:1-13).

Ответить
 

Вернуться в «Библейские истории»