Добрый пастырь

О чём говорят библейские рассказы?
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4654
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Добрый пастырь

Сообщение FontCity » 01 апр 2011, 20:49

Иностранец у кассы аэрофлота:
- Please, give me two tickets to Dublin.
- Куда, блин?



Жизнь за овец


Ой, как возлюбил вдруг наш народ церковь и христианство! После стольких лет советского атеизма и перестроечного бандитизма модно стало крестик носить и в церковь ходить. Теперь вместо «делиться надо», «по понятиям живём», «в сортире мочить», «устанут пыль глотать» в лексиконе политиков новые обороты появились: «слава Богу», «Христа ради»... Президенты в монастыри и соборы стали заходить, по телевизору крестятся, с Патриархом лобызаются. Нынешний премьер в бытность президентства и про синагоги не забывал, и с имамами общался, и к Папе ездил. Религиозную культуру теперь даже в школах преподают. Журналисты полюбили к Богу взывать. Много передач религиозных появилось.

Только о чём они? Исчезла ли совковая идеология, когда за красивыми и правильными словами прятались крах экономики и бездуховность общества? «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1-е Иоанна 4:1).


Как-то слышал я на «Радио России» передачу о притче про овец и пастыря, рассказанной 2000 лет назад Иисусом.

«... входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдёт, и пажить найдёт.
Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наёмник бежит, потому что наёмник, и нерадит об овцах.
Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.»

(© «Евангелие от Иоанна» 10:2-16)



Авторы передачи, исходя из предположения, что мы:
а) современные люди;
б) всё-таки европейской культуры;
не понимаем сути сказанных Иисусом слов, решили разжевать смыл притчи.

Дикторы рассказали, что представляло собой овцеводство в древней Палестине. Баранину тогда почти не ели, овец выращивали в основном для шерсти. Жили овцы десятилетиями, пас их, как правило, один пастух. За долгие годы сотрудничества овцы настолько привыкали к голосу пастыря, что могли отличить его среди тысяч других.

Времена тогда были тяжёлые. Часто на стада нападали дикие звери или разбойники. Ни ПМ, ни АК, ни даже Узи у пастухов тогда не было, МЧС ещё не было организовано, Моссад ещё не работал, о сотовой связи можно было только мечтать. Пастухом в тех условиях мог быть только супер-профессионал.

Особенно тяжело приходилось им ночью. На юге не бывает сумерек. Ночи там тёмные и страшные, опускаются мгновенно. Чтобы выполнить поставленную задачу, пастухи на ночь загоняли овец в пещеры или специально построенные загоны, а сами ложились в дверях, положив меч под подушку. Долг чести пастуха - отдать свою жизнь, но сохранить стадо.

Дикторы привели в сравнение собак. Собаковод запросто может отдать свою собаку на обучение опытному кинологу, а потом, подавая те же команды, управлять поведением собаки. Но овцы - совсем другое дело! Они не слушают команды. Они понимают только тембр голоса и слушаются только своего пастуха.

Дикторы поведали радиослушателям о случае, имевшем место на Востоке. Как-то встретились два пастуха со своими овцами и решили поболтать. Овцы разбрелись в округе и тщательно перемешались. Находившиеся рядом западные туристы были в шоке. «Как же вы теперь определите, где чья овца?» - спросили они пастухов, - «Они же все на одно лицо!» Но стоило пастухам разойтись в разные стороны и забормотать что-то своим овцам, как стадо тут же разделилось на две части, и каждая овца пошла за своим пастырем. Удивлённые иностранцы даже не успели расчехлить видеокамеры.

Теперь, заключили дикторы, вы точно знаете атмосферу и смысл евангельской притчи.


Я не хочу выяснять рацион иудеев начала тысячелетия. Полагаю, не столь важно, зачем было развито овцеводство, сколько баранины поедалось и сколько приносилось в жертву. Я не хочу выяснять, когда и почему появилось название «Палестина». В Библии его точно нет, а я хочу вернуться в библейское русло. Причём оценить глубину библейских текстов, а не только то, что лежит на поверхности.

Очень красиво, легко и изящно звучал рассказ на радио. Так и хотелось бежать в храм поставить свечку под иконку. Только вопрос: «зачем Иисус сравнивает себя с пастухом?» так и остался. Кому Он предлагает «иметь жизнь», как не живым? И куда, блин, ведёт дверь? Почему Иисус не упоминает ни «овчарни», ни «пещеры», ни «загона»? Действительно ли братская дружба овец с пастырем, их взаимная любовь - и есть суть притчи? Почему-то приходят на ум слова из «Песенки про корову» Андрея Макаревича: «Ежели даже кто-то холит и нежит, так это только тот, кто потом зарежет». Может, всё-таки надо задуматься над чем-то другим?


В поисках ответов хочу вспомнить другой фрагмент Библии. За семь веков до рождения Иисуса за многочисленные отступления от Закона Бог решил наказать евреев.

«Священники её нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них. Князья у неё как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть. А пророки её всё замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им ложное, говоря: ”так говорит Господь Бог”, тогда как не говорил Господь. А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо.
Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил её, но не нашёл»
(© Иезекииль 22:26-30)


Наверное, во все времена и во всех странах люди, читая Иезекииля и других библейских пророков, говорили: это про нас, про наше время, сбылось пророчество. Иезекииль написал и об инструменте, который Бог избрал для наказания - это Вавилонский царь, который должен был поработить Иудею. Это пророчество давно исполнилось. Но сколько в Библии других текстов, обличающих человечество, и которые можно отнести к любой эпохе и к любой цивилизации! Сколько же раз Господь должен уничтожать народы? Найдётся ли хоть один человек, который встал бы «за сию землю»?

Много раз просил за народ Моисей. И Бог сохранил народ, привёл его «в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд» (Исход 3:8).

Когда-то выступал заступником перед Богом Авраам. «... вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:» ... «не может быть, чтобы Ты поступил так, … чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] всё место сие» (Бытие 18:27, 25-26). Как известно, Господь вывел всех (!) праведников из Содома, прежде чем истребить этот город.

Взывали к Богу еврейские пророки, судьи, цари. А что же сейчас? На кого надеяться нам?

«Дети мои! ... мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника», «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1-е Иоанна 2:1, 4:9);
«Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. ... Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоанн 10:9-11, притча об овцах и пастыре);
«Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Римлянам 8:34);
«... а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:24-25);


Сам собой возникает вопрос: не предусмотрел ли часом Господь «чёрный ход»? Может, в овчарне есть другая дверь? Может, на лестничной клетке есть лифт? Может, давно с Байконура на небо ходят шаттлы? Увы, нет. Библия отвечает на этот вопрос однозначно: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн 14:6). Никакими деяниями невозможно купить индульгенцию в рай. Ни один человек, ни одна организация не уполномочена Богом на посредничество между Ним и людьми, «ибо один у вас Учитель - Христос, ... ибо один у вас Наставник - Христос» (Матфей 23:8-10). Невозможно придти к Богу, записавшись в какую бы то ни было религиозную организацию, обрезавшись или покрестившись, исполняя все предписанные ею ритуалы. Равно как невозможно привести человека к Богу насильно - ни огнём и мечом, ни административными мерами. Надежду на спасение даёт только Христос. Именно Ему нужно отдать своё сердце.


Надо вспомнить ещё один момент, важный для понимания притчи о пастыре. В трёх Евангелиях из четырёх описан интересный факт - в момент смерти Иисуса на кресте в иерусалимском храме разорвалась завеса:
«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Матфей 27:50-51);
«Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Марк 15:37-38);
«Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лука 23:44-46);

Действительно, почему от землетрясения не крышу снесло, не деревья повалило, не стёкла повышибало, не утварь какую-нибудь разбросало, а именно внутри храма разорвалась завеса? Не странно ли?

Несколько глав второй книги Библии - «Исход» - описывают в подробностях устройство скинии, разборного переносного святилища, каждая деталь которого должна была быть выполнена из драгоценных материалов искусными мастерами. Важнейшая часть скинии - «Святое», собственно святилище, а внутри него - отделённое завесой «из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона» (Исход, 26:31-36) с вышитыми на ней херувимами «Святое Святых». В Святом Святых размещался ковчег завета со скрижалями Закона. «И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всём, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» (Исход 25:21-23).

В Святое Святых мог входить только первосвященник и только один раз в году. «... и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку [очистилище], что на ковчеге [откровения], дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке. ... в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним» (Левит 16:2, 29-30). В иудаизме этот день называется «יום כּפר» («Судный день») - день избавления (очищения) от греха.

Павел в послании «К Евреям» напоминает об устройстве «святилища земного». И вот что говорит Павел о том месте, где являлся Бог и где происходила аннигилляция (от латинского annihilatio, ad nihil) грехов: «... имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою ...» (Евреям 10:19-20). Стоп! Единственный вход в место обитания Бога, во Святое Святых, завеса, отделяющая его от остального мира - есть плоть Христа.

Своей смертью на кресте Иисус разорвал эту завесу. Не об этой ли двери и говорил он незадолго до того? Может, туда-то и должны ломануться овцы, чтобы «пажить найти»? К Богу, во Святое Святых?


Мало кто задумывается, почему Иисус сравнивает себя именно с пастырем. Почему, скажем, не с виноградарем? Чем забота пастуха о своём стаде выше возделывания земли и ухаживания за виноградником его владельцем? Ещё логичнее было бы сравнение с плотником, кем Иисус и был до начала Своего служения. Почему Он не говорит о «семейном бизнесе» Иосифа? По-моему, ссылка на плотничество была бы гораздо понятнее Его слушателям и вызвала бы намного больше уважения.

Очевидно, Иисус не зря героем Своей притчи делает пастуха. Возможно, Он хочет указать на общего предка Иосифа и Марии - на царя Давида (Откровение 22:16). Из рода Давида должен был произойти מַשִיחַ (Мессия), по-гречески - Χριστός (Христос). Легендарный псалмопевец, бесстрашный победитель Голиафа, успешный полководец, сильный царь, приведший Израиль к независимости и экономическому процветанию, Давид научился доверять Богу и во всём на Него полагаться ещё в детстве, когда пас стада овец своего отца.


Почитаемые еврейские пророки издревле сравнивали божий народ с овцами, а заботящегося о нём Бога - с пастырем. «Господь - Пастырь мой,» - говорил Давид (Псалтирь 22:1). Пастыря обещали Израилю Исаия, Иеремия, Иезекииль и другие пророки.


Люди погрязли в своих корыстях, мало кто знает библейские заповеди и уж тем менее кто руководствуется ими в повседневной жизни. Каждое общество и каждая личность выработали свои собственные представления о справедливости, никто не мыслит библейскими категориями добра и зла, понятия «грех» и «праведность» определяют, исходя из собственного житейского опыта. Человеческие суждения, увы, слишком часто противоречат положениям Священного Писания. И чем дальше - тем больше эта пропасть. По-моему, именно об этом и говорит Христос, предлагая единственно возможный путь возвращения к библейским истинам.

Он, потомок Давида, обещанный Мессия, Начальник жизни (Деяния 3:15) имеет полномочия и силу помогать грешникам бороться с грехом, родиться заново, обрести новую, угодную Богу жизнь, и ходатайствовать за них перед Небесным Отцом. Чтобы воспользоваться Eго офертой, нужно, во-первых, осознать себя Его паствой, искренне раскаяться во всех грехах, включая неосознанные, и, во-вторых, попросить о помощи в этой новой жизни - о духовной поддержке, руководстве, наставничестве.

В Библии много параллельных мест. Пророки часто пишут об одном и том же, но с разных точек зрения и разными словами. Очень много взаимных ссылок: пророчества Ветхого Завета говорят о событиях времён Христа, авторы Нового Завета ссылаются на «написанное». К каждой, казалось бы, загадке или «неудобовразумительности», есть ключи. Увы, не всегда они очевидны. Надо много чего держать в голове, чтобы понимать смысл слов и поступков библейских персонажей, следить за ходом их рассуждений, принимать библейскую логику и аргументацию, осознавать причинно-следственные связи между событиями, иногда отделёнными между собой тысячелетиями.

Гораздо проще вкладывать в библейские тексты свой, современный, понятный смысл. Так часто поступают журналисты, священнослужители и даже богословы: своё понимание, как правило, упрощённое и адаптированное к сегодняшней светской жизни, выдают за библейское, «говоря: ”так говорит Господь Бог”, тогда как не говорил Господь» (Иезекииль 22:28). Увы, такой подход не только не приближает нас к Богу, наоборот - отдаляет. Более того, отдаляет нас друг от друга, разбивает христиан на конфессии, каждую со своим удобным ей пониманием.

Уверен, всё-таки надо брать себя за волосы и от вопроса «что я думаю по этому поводу?» тянуть себя к вопросу «что Бог хочет сказать мне об этом?».

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Исаия 5:20-21).


© Игорь Шиповский. Июль 2006 - март 2010.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4654
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Добрый пастырь

Сообщение FontCity » 12 июн 2013, 22:26

"Я есмь пастырь добрый..." (Иоан.10:11)

Палестинский пастух исполнял свое дело не так, как пастухи в наше время и в нашей стране. И для того, чтобы получить полное представление об этом образе, мы должны посмотреть на этого древнего пастуха и на то, как он исполнял свое служение.

Его снаряжение было очень простым. У него была пастушеская сумка из шкуры животного в которой он носил провизию: хлеб, сушеные фрукты, маслины и сыр. Он всегда носил с собой пращу. Большим искусством у многих мужчин тогда считалась способность "запустить камень из пращи в волос и не промахнуться" (Суд. 20,16). Пастух пользовался пращей как оружием нападения и защиты и еще для одного интересного дела. В те дни не было овчарок или специальных собак для присмотра за стадом, и потому когда пасту хотел вернуть обратно забежавшую далеко овцу, он закладывал камень в пращу и запускал его так, что он падал прямо перед носом заблудшей овцы в знак того, что пора поворачивать. У него был жезл - коротенькая деревянная дубинка с шишкой на конце, и часто усеянная гвоздями. На рукоятке было отверстие для ремня, на котором дубинка висела у пояса пастуха. Жезлом пастух защищал себя и стадо от хищных зверей и разбойников. У него был посох - длинная пастушеская палка с большим крюком на верхнем конце, которым он мог ловить и притягивать на ногу овцу, делающую поползновение удрать. В конце дня, когда овцы возвращались в загон, пастух держал свой жезл поперек входа низко над землей и каждая овца должна была пройти под ним (Иез. 20,37; Лев. 27,32). И пока овца проходила под жезлом, пастух бегло осматривал, не поранилась ли она за день.

Изображение

Отношения между овцами и пастырем в Палестине тоже отличаются от отношений в других странах. Во многих странах овец разводят главным образом на мясо, а в Палестине в основном ради шерсти. Поэтому там овцы проводят много лет со своим пастухом, получают от него имена, на которые и откликаются, когда он их зовет. Имена эти обычно наглядные, соответствующие виду животного названия, как например: "Коричневая нога", "Черное ухо", и т.д. В Палестине пастух идет впереди, а овцы следуют за ним. Он идет впереди, чтобы увидеть безопасна ли дорога, по которой он поведет овец.

Пастух громко выкрикивает время от времени, чтобы напомнить овцам или козам о своем присутствии. Они знают его по голосу и идут за ним, но если позовет кто чужой, они настораживаются, смотрят тревожно по сторонам, и если повторится, поворачиваются и пускаются в бегство, потому что они не знают чужого голоса.

Каждая подробность жизни пастухов освещает образ Доброго Пастыря, овцы Которого слышат голос Его и чья постоянная забота только о Его стаде.

© Комментарии Баркли
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4654
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Овцы

Сообщение FontCity » 10 фев 2021, 11:30

Мы, люди, названы более 400 раз овцами в Библии, а Бог назван пастухом или пастором более чем 100 раз. Эта одна из важнейших метафор, позволяющих понять Кто такой Бог и лучше понять себя. Мы, современные, городские люди, услышав эту метафору, где Бог сравнивает нас с овцами а Себя с Пастухом, представляем себе зеленые луга, яркое солнышко, голубое, чистое озерцо и белых пушистых овечек.

Но реальность, на самом деле, совершенно другая. Смотрите, что люди, которые близко знают, что такое овцы, говорят о них. В Шотландии достаточно много людей, которые были настоящими пастухами и стали пасторами. Douglas MacMillan пишет, что «овца это самое тупое животное. Овцы постоянно сбиваются с пути, в то время как ни коты ни собаки и ни одно другое животное так себя не ведут. В дополнение - овцы очень упрямые животные. Даже если вы найдете затерявшуюся овцу, то очень сложно развернуть ее и направить домой. В основном это удается с помощью собак, которые пугают их и разворачивают таким образом в нужном направлении. Или же вам нужно догнать ее, связать, бросить через плече, и таким образов доставить до дома. И последнее - овцы не такие аккуратные и чистые животные, как может показаться издали. Они прекрасная мишень для различного рода мерзких паразитов, их постоянно нужно подвергать обработке сильными химическими препаратами для удаления блох, клещей и червей.»

Пастырь должен найти овцу, почему? Да потому, что овцы пропадают постоянно. Их постоянно нужно водить на новые пастбища, почему? Потому, что они не могут найти пропитание для себя самостоятельно. Овец надо постоянно лечить и перевязывать, почему? Потому, что они постоянно болеют и получают раны. Другими словами овцы это верх беспомощности и верх глупости. Беспомощность в первую очередь заключается в том, что овца не может найти себе пищу. Большинство животных могут, а овцы нет. И они не могут защитить себя ни от каких хищников. От совершенно любых - даже самая мелкая птичка может стать хищником для овцы.

С другой стороны они совершенно глупые. Они постоянно лезут в небезопасные места. Пастор Тим Келлер вспоминает как он ехал со своей женой по диким местам в Шотландии, где выращивают множество овец. И когда они приближались к горе, то увидели стадо овец вдалеке. «Ой, как здорово» - сказала его жена. «Смотри маленькие, пушистые, симпатичные овечки пасутся под горой.» Когда мы подъехали ближе, то обнаружили, что это были овечьи трупы. Это были мертвые овцы, которые просто попадали со скалы одна за одной, потому что были слишком тупые и следовали одна за другой. Овцы лезут в небезопасные места, овцы норовят наестся всякой гадости. И все знают, что овца никогда не найдет дорогу домой, даже если загон в нескольких десятках метров.

Подытоживая, овцы - это полная беспомощность и универсальная глупость. И это портрет человеческой расы.

© נצרים בהר אפרים со ссылкой на Влад Кусакин · 10.02.2021
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Библейские истории»