Искушение Христа

О чём говорят библейские рассказы?
Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1015
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Искушение Христа

Сообщение Holy Scripture » 17 фев 2013, 23:01

ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА В ПУСТЫНЕ

Суть диавольского искушения – это попытка сатаны вклиниться в отношения человека с Богом, прервать их и переключить на отношения Я-Он. Иисус этому искушению противостал, однако, как нам рассказывает евангелист Лука, сатана от своих намерений не отказался: отступил от Него до времени.

Изображение

Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. (Лк. 4:1–13)

Описание, которое оставил нам Лука (Лк. 4:1–13), не оставляет сомнений в том, что в пустыне Иисус противостоял диаволу как вполне конкретной личности, а не просто абстрактному злу. В тексте Евангелия использовано слово diabolos, означающее «противник, обвинитель, лжец», а не еврейское слово śatan, указывающее на искусителя первых людей или Иова.

Почему искушение происходит в пустыне? Здесь важна символика самой пустыни и числа 40. Число 40 – это символ достаточно длительного времени, зрелости и терпения человека, готовности слушать. Три цитаты из книги Второзаконие, на которую ссылается Иисус, отвечая диаволу (Вт. 6:13; 6:16; 8:3) – это голос Израиля в конце перехода через пустыню, когда израильтяне были искушаемы многократно. Но они соблазнились, а Иисус – нет.

Существенное значение имеет также и то, что еврейское слово midbār, означающее пустыню, по сути является составным словом, в котором предлог min/mi означает, в том числе, направление – «от, из», а слово dābār, будучи существительным, означает «слово», а как глагол – «говорить». Поэтому, по-еврейски пустыня – это место-из-которого-говорит-Бог. Поэтому можно понимать это и как место, где человек встречается, разговаривает с Богом, что в случае Иисуса имело более глубокий смысл. В пустыне Иисус пребывает один на один с Отцом, беседует с Ним в молитве.

В чем же суть диавольского искушения? В нем есть подобие разговора змия с Евой в саду Эдема (Быт.3:1–7). Отношения Я-Ты, в которых прародители непосредственно видели Бога и общались с Ним напрямую, изменились в отношения Я-Он – то есть на разговор о Боге в третьем лице. Суть диавольского искушения – это попытка сатаны вклиниться в отношения человека с Богом, прервать их и переключить на отношения Я-Он. Чем еще, как не попыткой втянуть Иисуса в разговор о Боге как о Нем, было со стороны диавола упоминание о Боге так, чтобы Иисус начал задавать себе вопрос: действительно ли не одним только хлебом человек живет, правда, что Его нельзя искушать и Ему одному служить. Иисус этому искушению противостал, однако, как нам рассказывает евангелист Лука, сатана от своих намерений не отказался: отступил от Него до времени.

© Роберт Рынковский, перевод Братство святой Биргитты

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4548
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Еврейские вопросы

Сообщение FontCity » 14 июл 2020, 19:49

ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА В ПУСТЫНЕ

Приняв «крещение» и «исполнившись Духом Святым», Иисус «возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола». Видимо, мало было того, что сам Всевышний публично провозгласил Иисуса своим сыном и наполнил его Духом Святым, нужен был еще некий испытательный срок перед началом миссии спасителя человечества. Евангелист не находит лучшего способа, как поручить роль воспитателя Мессии самому дьяволу. Мне бы не хотелось начинать дискуссии с богословами, защитниками христианства, но есть принципиальный вопрос, мимо которого не пройти.
В соответствии с иудаизмом (и другими монотеистическими религиями) миром правит Бог. Именно Он сотворил наш мир, населил его «всякими тварями» и постоянно поддерживает его своим творящим началом. Без этой поддержки мир немедленно разрушится. По Танаху (Библии), материальный мир реально существует. Мир реален, ибо Бог сотворил его в том числе и человека. С другой стороны, существование мира не обязательно, оно зависит от воли Бога, оно — проявление божественной Милости. Эта концепция означает, что мир ни мгновения не может существовать без Бога. Эта идея формулируется как «постоянное Творение» — Бог каждое мгновение обновляет сотворение мира. Факт его существования — результат Божественной воли.
Вместе с верой в сотворение мира, иудаизм утверждает, что в сотворенном мире ничто не является Богом, и поэтому ничему в мире нельзя поклоняться. Более того, Бог хочет, чтобы сотворенный им человек вел себя в этом мире так, а не иначе. В сотворенном мире наличествует божественное волевое начало. Персональность Бога позволяет строить свои взаимоотношения с Ним на межличностном уровне, на уровне я — Ты. То есть, человек может вступать с Богом в прямой диалог без посредников. Человек в Танахе выступает как индивид, наделенный свободой воли. Именно наличие свободы порождает возможность грехопадения.
Классическое представление о грехе дает Танах в книге пророка Исайи. Пророк, представ перед Господом, преисполняется ощущением собственной нечистоты и ничтожества и восклицает:
«Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна Славы Его! И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами».
Таким образом, только представление о святости и чистоте вызывает у человека понимание греховности и нечистоты перед Всевышним. Человек сам волен в выборе пути.
Тора, давая понятие Единого Бога, который создает мир и все сущее в нем, дает и понятие добра и зла. Господь творит в нашем мире все: и добро и то, что мы воспринимаем как зло. Сатана выступает в иудаизме как служитель Господа, а не равноценная, противопоставленная Богу сила, как это пытаются представить евангелисты, нарушая тем самым идею трансцендентности Господа. Так же, как тьма в сотворенном мире не выступает как самостоятельный объект, а является лишь следствием отсутствия света, так и зло не является силой самостоятельной, оно означает лишь отсутствие добра. Не может сатана «приступить» к человеку праведному, преисполненному добра и воспринимающему божественный свет, наполняющий весь сотворенный мир. Так учит иудаизм.

По Евангелию, зло выше добра. Именно его верховному представителю — сатане дана власть не только над землей, но и над «всеми царствами вселенной». Сатана, по Евангелию, может не только искушать Сына Божьего, но и переносить его с места на место и «возводить» на высочайшие горы. Более того, сам Дух Святой ведет Иисуса в пустыню для «искушения диаволом» (во всяком случае, так утверждает Матфей). Сатана, искушая Иисуса, сначала предлагает ему превратить камни в хлеб, а потом…
5. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыло храма,
6. И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею».
7. Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего».
8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их,
9. И говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне (глава 4).
У Луки сатана еще более всесилен, он властвует не только на нашей Земле, но ему подчиняются и все царства вселенной!
5. И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6. И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, кому хочу, даю ее;
7. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.

Странная получается картина! Всесильный сатана имеет власть над Сыном самого Господа, переносит его, как игрушку, с места на место, искушает его, да еще и сопровождает свои искушения словами: «если ты Сын Божий»! Если Иисус на самом деле Мессия и Сын Божий, то ни у сатаны, ни у Иисуса не может быть в этом сомнений. Иисус изначально должен знать обо всем, и вся эта игра с искушениями - комедия.
Заканчивается эпизод еще более многозначительно:
12. И окончив все искушения, диавол отошел от Него до времени.
Отошел, оставив за собой право прийти еще раз… Итак, только пройдя психологический тест у «диавола», Иисус приступает к самостоятельной проповеднической деятельности.

© Марк Абрамович: Иисус, еврей из Галилеи
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Библейские истории»