МАТЕРИАЛИЗМ

Это должен знать каждый!

Модератор: Полиграф П

Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

МАТЕРИАЛИЗМ

Сообщение Holy Scripture » 22 сен 2011, 07:52

Материализм утверждает, что всё есть материя или сводится к ней. В отличие от этого пантеизм утверждает, что всё есть разум. Теисты (см. ТЕИЗМ) считают, что Разум породил материю, а материалисты - что материя породила разум. В строгом материализме «разум» в действительности не существует, только материя. Согласно менее строгому материализму, который также называют «эпифеноменализм», разум существует, но соотносится с материей примерно так же, как тень от дерева соотносится с деревом.

Томас Гоббс так определял материю:
«Мир (я имею в виду не то земное существование, удовольствия которого называются «мирскими», а Вселенную, то есть целокупность всего сущего) вещественен, иными словами, представляет собой вещественное тело; и имеет измерения протяжённости, а именно длину, ширину и глубину; также, каждая часть тела подобна телу и имеет те же измерения; и, соответственно, каждая часть Вселенной есть тело, а то, что не есть тело, не является частью Вселенной; а учитывая, что Вселенная есть всё, то, что не является частью Вселенной, есть ничто и, соответственно, нигде не находится» (Hobbes, 269)


Основные положения.

Все материалисты разделяют несколько общих фундаментальных убеждений (например, что всё состоит из материи [энергии]). Большинство материалистов согласны между собой и относительно других тезисов, например, что люди не бессмертны (см. БЕССМЕРТИЕ).

Материя есть всё сущее. Как сказал Карл Саган, космос - это всё, что только есть, всё, что только было, и всё, что когда-либо будет. Всё сущее есть материя или сводится к ней и зависит от неё. Если бы материя прекратила существовать, ничего бы не осталось.

Материя вечна. Большинство материалистов верят, что материя была всегда. Или же, как сказал один атеист, если уж материя была порождена, то она была порождена «из ничего» и «ничем» (Kenny, 66). Материальная Вселенная - это самоподдерживающаяся и самоё себя порождающая система. Вероятно, она вечна, но если она когда-то начала существовать, она начала существовать сама по себе, без посторонней помощи. Согласно рассуждениям Айзека Азимова, имела место равная вероятность: что из ничего и получится ничего, или что из ничего получится нечто. К счастью, как раз получилось нечто (Asimov, 148). Итак, материя либо вечна, либо спонтанно возникла «из ничего».

Традиционные материалисты считали, что существуют бесчисленные неуничтожимые крупицы реальности, которые назвали атомами. После расщепления атома и появления формулы Эйнштейна Е=МС2 (энергия равна массе, умноженной на квадрат скорости света), материалисты стали говорить о неуничтожимой энергии. Они ссылаются на Первое начало термодинамики, гласящее, что «энергия не может ни создаваться, ни уничтожаться». Энергия не прекращает существовать, она просто принимает новые формы. Даже после смерти все составляющие нашего тела переходят в окружающую среду и используются заново. Этот процесс идёт вечно.

Творца не существует. Ещё одной посылкой строгого материализма является атеизм или нонтеизм. То есть либо Бога нет, либо, по крайней мере, нет потребности в Боге. Как это сформулировано в «Гуманистическом манифесте II», «будучи нонтеистами, мы берём в качестве отправной точки человека, а не Бога, природу, а не божественное» (Kurtz, 16). Согласно атеистическим представлениям о творении «из материи», не нужна была никакая причина, чтобы породить существование материи или наделить уже существовавшую материю формой. Нет ни Творца, ни Созидателя (Формирователя) мироздания. Мироздание само себя объясняет.

Люди смертны. Ещё одним следствием из этой позиции становится тот тезис, что не существует бессмертной, неумирающей «души», некоей духовной составляющей человеческого существа (см. БЕССМЕРТИЕ). Как сказано в «Гуманистическом манифесте I», «традиционный дуализм души и тела должен быть отвергнут». По мнению материалистов, существование души или духовной составляющей опровергнуто современной наукой (Kurtz, 8, 16-17). Никакой души нет, есть только химические реакции в мозговой ткани. Менее твёрдые материалисты признают существование души, но отрицают, что она может существовать независимо от материи. С их точки зрения, душа относится к телу так же, как отражение в зеркале к смотрящему в него. Когда тело умирает, умирает и душа. Когда материя разрушается, разум уничтожается вместе с ней.

Люди - не уникальные живые существа. Материалисты расходятся между собой в вопросе о природе человека. Большинство признаёт особый статус человека как венца эволюционного процесса (см. ЭВОЛЮЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ). Таким образом, нельзя говорить о качественном отличии человека от животных. Люди отличаются от низших форм жизни только степенью своего развития, а не своей сущностью. Человек - это высшая и самая поздняя ступенька на лестнице эволюции животных, и его способности развиты лучше, чем у родственных ему приматов


Аргументация в пользу материализма.

Природа самосознания.

Чтобы существовало нечто большее, нежели материя, разум должен сохранять самосознание после смерти. Однако разум не может функционировать без мозга. Следовательно, когда мозг умирает, сознательная деятельность прекращается. Этот довод предполагает, что сознание есть функция физического, что «разум» - это функция материи. Разум есть лишь процесс внутри мозга. Такое допущение не имеет обоснований.

Необоснованно и то допущение, что разум и мозг, поскольку функционируют совместно, должны быть идентичны. Отсюда вытекает следствие, что я - не что иное, как мой мозг. Это логическая ошибка упрощения. Не всё, что существует совместно, обязательно должно быть тождественно, точно так же, как идеи, выраженные словами, не есть то же самое, что эти слова. Разум и мозг могут взаимодействовать, не будучи тождественны друг другу.

Зависимость сознания.

В модифицированной разновидности материализма, которая называется «эпифеноменализм», разум не тождественен мозгу, но соотносится с материальностью мозга так же, как тень от дерева соотносится с деревом. Эта аргументация снова предполагает, хотя и не доказывает, зависимость разума от мозга. Определённые психические функции могут быть объяснены через физические процессы, но это ещё не означает, что они зависимы от этих физических процессов. Коль скоро реальность имеет духовное, а не только физическое измерение, разум демонстрирует все признаки своей способности функционировать и в том, и в другом. Нейробиология - это эмпирическая наука, однако её представители с готовностью признают, что и близко не подошли к тому, чтобы выявить «я» человека. Они могут количественно исследовать взаимодействия «разум - мозг», но не имеют доступа к изучению таких качественных аспектов, как эмоциональные или личностные реакции.

Доступ к миру.

Материалисты утверждают, что разум (личность) получает доступ к миру через мозг. Смерть разрушает мозг и таким образом закрывает эту дверь. Мозг человека, безусловно, является для него одним из средств доступа к миру, но мы не можем знать, единственное ли это средство. Может быть, единственное, а может быть, и нет. Важнее то, что возможно существование иного мира или даже множества иных измерений с совершенно другими способами доступа. И может существовать другой путь к сознанию, отличающийся от взаимодействия мозга с физическим миром. Коль скоро существуют духовные существа, Бог и ангелы, а мы располагаем весомыми свидетельствами их существования (см. БОГ: СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ), они, безусловно, имеют сознание, не располагая такой дверью доступа к миру, как физическое тело. Разумеется, материалисты стараются исключить возможность существования таких духовных измерений реальности, однако оснований для этого нет.

Необходимость воплощения.

Как рассуждают материалисты, личность человека не может существовать без тела, а смерть уничтожает тело. Поэтому она уничтожает и личность человека. Это построение порочного круга, так как понятие «личности» определяется произвольно, не имеющим научного подтверждения способом. По изложенным ранее причинам, у нас не может быть уверенности в том, что смерть разрушает личность. В лучшем случае мы можем сказать, что смерть обрывает лишь одно измерение сознания - осознание этого мира. Но мы можем сохранить самосознание, осознание Бога и осознание иного мира.


Оценка.

Многие воззрения материалистов совпадают с воззрениями других атеистов и агностиков. Отрицание материалистами всего сверхъестественного лишено философских оснований. Точно так же не имеет научного обоснования постулируемая ими теория эволюции (см. ЭВОЛЮЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ; ЭВОЛЮЦИЯ КОСМИЧЕСКАЯ).

Аргументация материалистов внутренне противоречива. Утверждения вида «не более чем» предполагают знание «более чем». Откуда я могу знать, что моя личность - не более чем мой мозг, если только я не есть нечто большее? Я не могу исследовать свой мозг под микроскопом, если только сам не буду смотреть в этот микроскоп извне.

В основе материализма лежит отрицание того, что разум или дух существует как самостоятельное начало, живущее и после разрушения материальной составляющей человека. Разум считается чем-то материальным или, по крайней мере, чем-то зависящим от материи.

Строгий материализм внутренне противоречив. То, что чистый материализм внутренне противоречив, очевидно. Ведь само собой разумеется, что материалистическая теория не состоит из материи. То есть, теория материи не содержит в себе материи. Идея о том, что всё состоит из молекул, сама из молекул не состоит. Ведь мысль о всей материи сама должна быть вне материи и выше её. Если мысль о материи есть часть материи, то она не может быть мыслью о всей материи, так как, будучи частью материи, она не может превзойти самоё себя, чтобы содержать истину о всей материи.

Разум (мысль) может превзойти материю, только если сам есть нечто большее, нежели материя. Если же он есть нечто большее, чем материя, то материя - это не всё, что существует. Всё материальное ограничено пространством и временем. Если материя движется, то она движется в пространстве и времени. Но для разума таких ограничений нет. Разум странствует по Вселенной, не покидая комнаты. Даже материалист говорит о своих личных мыслях. Но если строгий материализм верен, мыслей, как таковых, не существует. Это просто потоки электронов или иных материальных частиц. Только сознающее себя существо может действительно иметь мысли. Материалисты хотят, чтобы другие люди приняли их доктрину и соглашались с их воззрениями. Однако, если материалистические воззрения верны, это невозможно. Коль скоро сознание - это просто следствие движения электронов, люди есть материальные процессы, а не свободные существа.

Модифицированный материализм внутренне противоречив. Некоторые материалисты признают, что разум есть нечто большее, нежели материя, но отрицают, что он может существовать независимо от материи. Они утверждают, что разум больше материи точно таким же образом, как целое больше суммы своих частей. И всё же целое прекращает существовать, когда прекращают существовать его составные части. Например, автомобильный мотор, как целое, есть нечто большее, чем сумма его составных частей, рассыпанных по полу в гараже. Несмотря на это, если разрушить составные части, «целый» мотор тоже исчезнет. Точно так же, разум есть нечто большее, нежели материя, но он зависит от материи и прекращает существовать, когда материальная составляющая человека разрушается.

Хотя противоречивость такой материалистической аргументации менее очевидна, чем в первом случае, она точно так же ошибочна. В ней утверждается, что разум в конечном счёте зависит от материи. Однако само утверждение «разум зависит от материи» не предполагает, что его истинность зависит от материи. Фактически, оно предполагает, что оно истинно по отношению ко всякому разуму и ко всей материи. Но никакое высказывание относительно всей материи не может ставить свою истинность в зависимость от материи. Нельзя выйти за пределы всей материи, чтобы сделать утверждение относительно всей материи, и одновременно заявлять, что разум находится внутри материи, так как зависит от неё. Если мой разум полностью зависит от материи, то он не в состоянии делать утверждений с точки зрения, находящейся вне материи. А если эти утверждения не высказаны с точки зрения, независимой от материи, то они, по сути, не являются утверждениями относительно всей материи. Ибо нужно выйти за пределы сущности, чтобы обозревать её целиком. Целое нельзя увидеть изнутри. Это была бы претензия на трансцендентное знание при опоре на лишь имманентный операционный базис.


Разум трансцендентен материи.

Хотя материалисты стремятся свести всё к материи, а не разуму, представляется, по крайней мере, с гносеологической точки зрения, что верно как раз обратное. Ибо, каким бы способом я ни анализировал материю, всегда есть это моё «я», которое остаётся вне объекта моего анализа. В самом деле, даже когда я анализирую самого себя, существует некое «я», трансцендентное «мне» как объекту. Я никак не в состоянии постичь своё трансцендентное «я» (свое «эго»). Я мог бы только заметить его как таковое «краешком глаза». Даже если я попытаюсь поместить мое «я» под микроскоп для анализа, оно уже станет «мной», на которое и смотрит моё вечно ускользающее «я». Всегда есть нечто большее «меня»; это моё «я», которое не является просто «мной». Следовательно, вопреки материализму, всё сводится (то есть в конечном счёте зависит) к этому «я».


Разум первичен и не зависит от материи.

Материя не вечна. Имеются веские свидетельства в пользу той теории происхождения Вселенной, которую учёные стали называть «моделью Большого взрыва», предполагающей, что материя имела свое начало во времени. Космологическое доказательство типа калам указывает, что Вселенная имеет свою причину. Однако причина существования всей материи сама не может быть материей; поэтому существует нечто большее, нежели материя. Как сформулировал Карл Маркс, либо материя породила разум, либо разум породил материю. Поскольку материя была порождена, породить её должен был Разум.

Нравственный Законодатель был нематериальным. Ещё один способ показать, что не всё сущее есть материя, сводится к так называемому «нравственному доказательству» бытия Бога. Его можно изложить так:
1) Существует объективный нравственный закон.
2) Нравственный закон является предписывающим законом, а не описывающим (констатирующим) законом.
3) Предписательное не является составной частью описательного (констатированного), то есть материального мира.
4) Таким образом, существует нематериальная объективная реальность. Существует нечто большее, нежели материя (Lewis, Mere Christianity, 17-19).


Заключение.

Всякая аргументация в пользу материализма является по своей сути внутренне противоречивой. Любая попытка отрицать существование некоей реальности вне материи уже подразумевает, что нематериальная реальность, например, разум, существует. Материализм как философская позиция несостоятелен.

Ответить
 

Вернуться в «Справочник теиста»