МОНОТЕИЗМ

Это должен знать каждый!

Модератор: Полиграф П

Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

МОНОТЕИЗМ

Сообщение Holy Scripture » 18 сен 2011, 06:15

Библия учит, что монотеизм был древнейшей концепцией Бога. Самый первый стих Книги Бытие имеет монотеистический характер: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Патриархи Авраам, Исаак и Иаков были представителями древнего единобожия. В Книге Иова, единственной из остальных библейских книг, появившейся в древний период до Моисея, явно выражены монотеистические представления о Боге (см.? например, Иов 1:1, 6, 21). В Рим. 1:19-25 указано, что монотеизм предшествовал анимизму и политеизму и что эти виды религий возникли после того, как люди греховно изменили славу Божию «в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся».


Монотеизм - древний или поздний?

Поздний монотеизм Фрейзера. С тех пор как Джеймс Фрейзер опубликовал свою «Золотую ветвь» («The Golden Bough», 1912), широко распространилось убеждение, будто бы религия эволюционирует от анимизма через политеизм к энотеизму и, наконец, к монотеизму. Ещё до того, как Чарлз Дарвин подготовил почву для такой эволюционной схемы, Фрейзер предполагал, что христианство копирует языческие мифы. Несмотря на тенденциозность и фрагментарность в подборе источников и материалов, которые, как показали дальнейшие исследования, безнадежно устарели, эта книга до сих пор сохранила влияние в самых широких кругах, и её идеи считаются верными. Эволюционные представления Фрейзера о религии фактически лишены оснований.


Аргументация в пользу древности монотеизма.

Имеются веские свидетельства, подтверждающие, что монотеизм выступает в качестве первичной веры в Бога. Данные о примитивном единобожии обнаруживаются в древнейших из сохранившихся источников и традиций. В число свидетельств входит не только Библия, но также таблички из Эблы и результаты изучения не имеющих письменности племён. В Книге Бытие представлены древнейшие сведения о роде человеческом, описывающие первых мужчину и женщину. Археолог Уильям Ф. Олбрайт доказал, что патриархальные материалы Книги Бытие историчны. «Благодаря современным исследованиям, - пишет он, - мы теперь признаём его [Писания] историческую достоверность в целом. Повествования о патриархах, о Моисее и исходе, о завоевании Ханаана, о судьях, монархии, о плене и возвращении находят себе подтверждения и иллюстрации с такой полнотой, что ещё сорок лет назад я не считал бы это возможным» (Albright: «From the Stone Age to Christianity», 1).

Книга Бытие - это одновременно литературные и родословные материалы, связанные воедино перечислением потомков рода (Быт. 5; 10) и литературным оборотом «вот родословие [происхождение, житие]...». Эта формула встречается на протяжении всей книги (Быт. 2:4; 5:1; 6:9; 10:1; 11:10, 27; 25:12,19; 36:1, 9; 37:2). Более того, события каждой из обсуждаемых первых 11 глав Книги Бытие упоминаются Иисусом и новозаветными священнописателями в качестве исторических. К таким фактам относится существование Адама и Евы (см. Мф. 19:4-5), искушение (1 Тим. 2:14) и грехопадение (Рим. 5:12), жертвоприношения Каина и Авеля (Евр. 11:4), убийство Каином Авеля (1 Ин. 3:12), рождение Сифа (Лк. 3:38), переселение Еноха к Богу (Евр. 11:5), свадьбы перед потопом, потоп и уничтожение человечества (Мф. 24:39), сохранение Ноя и его семейства (2 Пет. 2:5), родословие Сима (Лк. 3:35-36) и рождение Авраама (Лк. 3:34).

Особо весомое свидетельство существует в пользу исторического существования Адама и Евы. Причём, материалы показывают, что уже эти первые люди были монотеистами (Быт. 1:1,27; 2:16-17; 4:26; 38:6-7).

После Книги Бытие древнейшей из библейских книг является Книга Иова, и она тоже раскрывает монотеистические представления о Боге. Это Бог личностный (Иов 1:6, 21), нравственный (Иов 1:1; 8:3-4) и притом суверенный (Иов 42:1-2) и всемогущий (Иов 5:17; 6:14; 8:3; 13:3) Творец (Иов 4:17; 9:8-9; 26:7; 38:6-7).

Помимо Библии, древнейшие письменные материалы на эту тему содержатся в табличках из сирийской Эблы. Текст, ясно указывающий на монотеистические представления, гласит: «Господь неба и земли: земли не было, Ты сотворил её; дневного света не было, Ты сотворил его; утренний свет Ты не сотворил» (Pettinato: «The Archives of Ebla», 259).

В примитивных религиях Африки неизменно выражается явный монотеизм. Джон Мбити изучил 300 традиционных религий. «Во всех этих сообществах, без единого исключения, люди имеют представление о Боге, как Высшем Существе» (см. Mbiti: «African Religions and Philosophy»). Это же верно в отношении примитивных религий по всему миру. Даже у политеистических сообществ в культе верховного бога или бога неба отражается скрытый монотеизм.

Идея о позднем, эволюционном появлении монотеизма сама появилась довольно поздно, приобретя популярность после того, как Чарлз Дарвин выдвинул свою теорию биологической эволюции. Эта идея была сформулирована самим Дарвином в «Происхождении человека» («The Descent of Man», 1871). Эволюционная модель Фрейзера для религии основана на нескольких недоказанных предположениях. Среди прочего предполагается, что теория биологической эволюции верна, хотя в действительности она не имеет достаточно подтверждений (см. ЭВОЛЮЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ). И даже если бы теория биологической эволюции была верна, нет никаких оснований считать, что эволюция распространяется и на сферу религии.

Кроме того, тезис Фрейзера об эволюционном происхождении монотеизма основан на фрагментарных, эпизодических данных, а не на серьёзном историческом и хронологическом анализе происхождения монотеизма. Свидетельства специально подбираются под эволюционную модель. Но имеющиеся данные объясняются ничуть не хуже, а то и лучше, если принять, что политеизм стал деградацией изначального монотеизма. Язычество появляется как отпадение от исконного единобожия. Олбрайт отмечает, что «высшим богам свойственно быть всемогущими и считаться творцами мира; обычно это космические божества, которые чаще всего, и даже, как правило, обитают на небесах» (Albright: «From the Stone Age», 170). Это явно несовместимо с анимистическими и политеистическими концепциями.


Заключение.

Нет реальных причин отрицать библейские данные о древнейшем монотеизме. Напротив, есть все основания полагать, что единобожие было первой религией, которую затем превратили в другие верования, как и указано в Рим. 1:19 25. Это наилучшим образом соответствует свидетельству о существовании монотеистического Бога (см. БОГ: СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ) и хорошо известной склонности человеческих существ искажать истину, раскрытую им Богом.

Ответить
 

Вернуться в «Справочник теиста»