ТЕИЗМ

Это должен знать каждый!

Модератор: Полиграф П

Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1236
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

ТЕИЗМ

Сообщение Holy Scripture » 15 сен 2011, 19:14

Теизм - это мировоззрение, основанное на вере в то, что инфинитный, личностный Бог сотворил Вселенную и время от времени чудесным образом вмешивается в её дела. Бог одновременно трансцендентен Вселенной и имманентен ей. Три великих теистических религии - это иудаизм, христианство и ислам.

Ограниченный теизм, деизм и, в некоторой мере, даже западный панентеизм возникли на основе теистического мировоззрения. Главное отличие теизма от ограниченного теизма сводится к вопросу о том, финитен Бог или инфинитен. Деизм состоит, главным образом, из теистических убеждений, за вычетом концепции сверхъестественного вмешательства в дела мира. В панентеизме теизм модифицируется так, что появляется финитный Бог, имеющий два «полюса», один из которых - Его потенциальная инфинитность. Иногда это называют также «неоклассическим теизмом».


Разновидности теизма.

Один из лучших способов различать теистические системы - указывать, с каких позиций каждая из них подходит к Богу. Существуют рационалистические теисты, такие как Рене Декарт и Готфрид Лейбниц; экзистенциалистические теисты, такие как Серен Кьеркегор; феноменологические теисты, такие как Петер; аналитические теисты, такие как Алвин Плантинга; эмпирические теисты, такие как Томас Рид; идеалистические теисты, такие как Джордж Беркли; и прагматические теисты, такие как Чарлз Сандерс Пирс. Каждый из них применяет несколько иной философский метод, чтобы прийти к своей вере в Бога.

Теистов можно также различать по их результирующим представлениям о Боге и Его соотношении с миром. Большинство считает, что материальный мир реален, но кое-кто полагает, что он существует только в разуме и в идеях (Беркли). Большинство теистов верит, что Бог неизменен, хотя некоторые (как правило, под влиянием панентеизма) считают, что Бог может изменяться и изменяется. Одни теисты считают вполне возможным, что сотворенная Вселенная вечна (Фома Аквинский), тогда как другие, находящиеся в большинстве, убеждены, что она должна быть лишь временной (Бонавентура). Самое, возможно, важное различие между теистами состоит в том, что, как верят многие, у единого Бога (это монотеизм) есть только одна ипостась, например, так считают в иудаизме и исламе. Другие же, в особенности ортодоксальные христиане, исповедуют тринитарную (триипостасную) форму монотеизма: у Бога есть три центра личности, три ипостаси в одном совершенном монотеистическом единстве.

К числу ведущих апологетов классического теизма относятся Августин (354-430), Ансельм (1033-1109) и Фома Аквинский (1224-1274). В новое время Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Уильям Пэйли (1743-1805) стали одними из самых известных сторонников теизма. Вероятно, самым популярным пропагандистом теизма в двадцатом столетии можно назвать К.С. Льюиса (1898-1963).


Основы теистического мировоззрения.

У тех, кто придерживается теистического мировоззрения, есть общее для всех ядро убеждений. В той мере, в какой теисты последовательны, их мышления и действия обусловлены этим ядром.

Бог существует вне мира и в мире. В теизме приняты одновременно трансцендентность и имманентность Бога. Бог существует вне мира и независимо от него и всё же управляет всеми частями мира как его поддерживающая Причина. Мир был порожден Богом и сохраняется Им.

Мир был сотворён ex nihilо («из ничего»). Мир не вечен. Он начал существовать по желанию Бога. Бытие мира лишь возможно (хотя в нём нет никакой необходимости) и полностью зависимо. Вселенная не была создана из предсуществовавшего материала (ex materia), как в дуализме или материализме, и не состоит из субстанции Бога (ex deo), как в пантеизме. Она была сотворена Богом, но сотворена «из ничего» (ex nihilo).

Чудеса возможны. Хотя Бог действует в Своей Вселенной регулярным и упорядоченным образом, через законы природы, Он, тем не менее, стоит выше этих законов. Природа - это еще не «всё, что есть». Существует сфера сверхъестественного. Сверхъестественное может вторгаться в сферу естественного. Суверенно владычествующего Творца нельзя изолировать от Его творения. Хотя Бог обычно действует через регулярный ход вещей, иногда Он вмешивается напрямую. Такое эпизодическое вторжение сверхъестественного в природу называется «чудом».

В большинстве случаев теисты верят не только в то, что чудеса могут происходить; они верят и в то, что некоторые чудеса действительно происходили. Иудейские теисты указывают на чудесные события, сопровождавшие Исход, мусульмане - на Божье откровение Мухаммеду, а христианские теисты указывают на рождение и смерть Христа в качестве главных примеров чуда.

Люди созданы по образу Божию. Теисты верят в сотворение человека по образу Божию. Это означает, что человек обладает и свободой, и достоинством, которое требует к себе полного уважения. Люди - представители Бога на земле. Человеческая жизнь священна. Человека нужно любить как личность, а не использовать как вещь.

Как создания Божии, люди не могут распоряжаться собственной жизнью. Никто не имеет права ни прекратить свою жизнь, ни отнять жизнь у другого, за исключением случаев, когда лишение жизни прямо санкционировано. Только Бог даёт жизнь, и только Бог может её взять или повелеть, чтобы её отняли.

Род человеческий имел своё начало во времени. Предсуществования души нет, поэтому она не вечна, но создана так, чтобы быть бессмертной. Нет и уничтожения души, в которое верят атеисты и некоторые теисты. Каждый человек бессмертен, но не по своей сущности, а потому, что Бог будет поддерживать наше существование вечно.

Существует нравственный закон. Поскольку теистический Бог есть существо нравственное, а человек создан по образу Божию, мораль теизма такова, что высшая обязанность человека - подчиняться нравственному закону. Этот закон абсолютно обязателен, потому что исходит от Бога. Он выше и главнее любого человеческого закона. Это закон предписывающий, а не просто описательный, как законы природы.

Грядущее воздаяние и возмездие. Жизнь каждого человека, как и вся история, подчинена определённому предназначению, цели. Дела людей в области этики будут вознаграждены или наказаны. Не будет ни реинкарнации, ни посмертного второго шанса. Каждый человек будет вознаграждён или наказан в соответствии с тем, какими были его отношения с Богом на протяжении жизни. Всё обусловлено тем, что человек сделал, или же Божией благодатью. Некоторые современные теисты минимизируют (или отрицают) аспект наказания в участи человека, надеясь, что все смогут спастись (УНИВЕРСАЛИЗМ) или, по крайней мере, неспасённые будут просто уничтожены. Но традиционные теисты считают, что тем самым желаемое выдаётся за действительное. Как бы то ни было, все теисты признают, что грядёт день, когда настанет справедливость.

Ответить
 

Вернуться в «Справочник теиста»