В христианском вероучении центральное место занимает исповедание того, что Иисус Христос есть Сын Божий, иными словами, Бог, воплотившийся в человека. Эта вера обосновывается следующим свидетельством:
1) Истина о реальности познаваема.
2) Противоположности не могут быть верны одновременно.
3) Бог существует (см. БОГ: СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ).
4) Чудеса возможны.
5) Чудо есть деяние Бога для подтверждения Божией истины, провозглашённой посланником Бога.
6) Новозаветные документы достоверны.
7) Согласно Новому Завету, Иисус провозглашал Себя Богом.
8) То, что Иисус есть Бог, доказано беспрецедентным стечением чудесных явлений.
9) Следовательно, Иисус был Богом в человеческом воплощении.
Поскольку первые шесть утверждений рассматриваются или будут рассматриваться в последующих темах, в данной статье я сосредоточусь на седьмом и девятом.
Иисус провозглашал Себя Богом.
Иисус провозглашал Себя Богом, как прямо, так и косвенно, в качестве необходимо следующего вывода из Его слов и дел.
Иисус провозглашал Себя Яхве. Яхве (YHWH; в переводах иногда передается как слово «Иегова» или как слово «Господь») - это особое имя, которое Бог даёт Себе в Ветхом Завете. Это имя, раскрытое Моисею, согласно Исх. 3:14, где Бог говорит: «Я ЕСМЬ СУЩИЙ». Люди иногда используют и другие имена Бога, например, Адонай («Господь») в Быт. 18:12 или - такое же, как для ложных богов - elohim («боги»), Вт. 6:14. Однако только имя Яхве указывает на единственно истинного Бога. Никакому другому существу и никакой вещи нельзя поклоняться и служить (Исх. 20:5), и Его имя и славу нельзя переносить на иной объект. Исайя пишет: «так говорит Господь [...] Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (44:6), и еще: «Я Господь, это - Моё имя, и не дам славы Моей иному» (42:8).
Иисус провозглашал Себя Яхве. Он молился: «и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Но в Ветхом Завете Яхве сказал: «не дам славы Моей иному» (Ис. 42:8). Иисус также провозглашает: «Я есмь первый и последний» (Отк. 1:17) - именно это говорит Господь Бог в Ис. 42:8. Иисус сказал: «Я есмь пастырь добрый», а в Ветхом Завете сказано: «Господь - пастырь мой» (Пс. 22:1). Кроме того, Иисус провозглашает, что будет судить всех людей (Мф. 25:31 и далее; Ин. 5:27 и далее), однако Иоиль приводит слова Господа: «ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (Иоиль 3:12). Точно так же, Иисус сравнивает Себя с «женихом» (Мф. 25:1), а в Ветхом Завете такое сравнение относится к Яхве (Ис. 62:5; Ос. 2:16). Тогда как псалмопевец восклицает: «Господь - свет мой» (Пс. 26:1), Иисус говорит: «Я свет миру» (Ин. 8:12).
Самое, возможно, сильное утверждение Иисуса о том, что Он - Яхве, мы находим в Ин. 8:58, где Он говорит: «прежде нежели был Авраам, Я есмь». Это утверждение подразумевает не только существование до Авраама, но и равенство с «Я ЕСМЬ» из Исх. 3:14. Присутствовавшие при этом иудеи ясно поняли, о чём идёт речь, и взяли каменья, чтобы побить Иисуса за богохульство (ср. Ин. 8:59 с Ин. 10:31-33). Такие же утверждения высказываются в Мк. 14:62 и Ин. 18:5-6 {«Я» и «это Я»}.
Иисус провозглашал Себя равным Богу.
Иисус и другими способами провозглашал Себя равным Богу. Один из них - осуществление того, что является прерогативой Бога. Иисус сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5-11). Книжники тут же задали справедливый вопрос: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Тогда, чтобы показать, что Его слова не были пустой похвальбой, Иисус исцелил этого человека, дав прямое доказательство того, что сказанное о прощении грехов тоже есть истина.
Ещё одна прерогатива, осуществляемая Иисусом, связана с властью воскрешать и судить мёртвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут [...] и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:25,29). Он не оставил возможности сомневаться, о чём идёт речь, когда сказал: «Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21). Но ведь Ветхий Завет ясно учит, что только Бог даёт жизнь (Вт. 32:39; 1 Цар. 2:6), только Он воскрешает мёртвых (Пс. 2:7), и только Он может судить (Вт. 32:35-36; Иоиль 3:12). Иисус открыто принимает властные прерогативы, которые по праву принадлежат только Богу.
Иисус провозглашал также, что Его следует почитать как Бога. Он указал, чтобы все люди «чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:23). Слушавшие Его иудеи знали, что никто не смеет таким образом делать себя равным Богу, и снова тянулись за камнями (Ин. 5:18).
Иисус провозгласил Себя Мессией-Богом.
Даже Коран признаёт, что Иисус был Мессией (Коран, сура 5:19/17, 79/75). Однако Ветхий Завет учит, что грядущим Мессией будет Сам Бог. Поэтому, когда Иисус провозгласил Себя таким Мессией, Он одновременно провозгласил Себя Богом. Например, пророк Исайя (Ис. 9:6) называет Мессию: «Бог крепкий». Псалмопевец взывает к Мессии: «престол Твой, Боже, вовек» (Пс. 44:6; ср. Евр. 1:8). В Пс. 109:1 приведены слова Отца, обращённые к Сыну: «Сказал Господь [Яхве] Господу [Adonаi] Моему: седи одесную Меня». В Мф. 22:43-44 Иисус относит эти слова к Себе. В великом мессианском пророчестве главы Дан. 7 Сын Человеческий назван так: «Ветхий днями» (Дан. 7:22); и в этой же главе так дважды назван Бог Отец (Дан. 7:9,13). Далее, представ перед первосвященником, Иисус сказал, что Он - Мессия. На вопрос: «Ты ли Христос ("Мессия" по-гречески), Сын Благословенного?» Иисус отвечал: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» . На это первосвященник, разодрав свои одежды, воскликнул: «на что ещё нам свидетелей? Вы слышали богохульство» (Мк. 14:61-64). Ни у кого не возникло сомнений, что Иисус, провозгласив Себя Мессией, одновременно провозгласил Себя Богом (см. также Мф. 26:54; Лк. 22:70).
Иисус провозглашал Себя Богом, принимая поклонение.
Ветхий Завет запрещает поклоняться кому бы то ни было, кроме Бога (Исх. 20:1-4; Вт. 5:6-9). Новый Завет подтверждает это, приводя в пример, как запрещают поклоняться себе люди (Деян. 14:15) и ангелы (Отк. 22:8-9). Однако Иисус много раз разрешал такое поклонение, тем самым показывая, что приравнивает Себя к Богу. Ему поклонился исцелившийся прокажённый (Мф. 8:2), а один из начальников излагал Ему свою просьбу, кланяясь (Мф. 9:18). После того, как Он усмирил бурю, те, кто были с Ним в лодке, «подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33). Несколько хананеянок (Мф. 15:25), мать Иакова и Иоанна (Мф. 20:20), Гергесинский прокажённый (Мк. 5:6) - все они поклонялись Иисусу, не встретив ни единого упрёка. Ученики поклонялись Ему после Его воскресения (Мф. 28:17). Фома, узрев воскресшего Христа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Позволить такое мог только Тот, Кто действительно приравнивал Себя к Богу. Иисус не только принимал поклонение, предназначенное исключительно для Бога, без единого упрёка тем, кто это делал, но даже заповедовал делать это всем, признающим Его божественную сущность (Ин. 20:29; Мф. 16:17).
Иисус провозглашал, что Его авторитетность равна Божией.
Иисус также ставил свои слова наравне со словами Бога. Оборот «вы слышали, что сказано древним (...) а Я говорю вам (...)» (Мф. 5:21-22 и другие) повторяется снова и снова. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы (...)» (Мф. 28:18-19). Бог дал Моисею Десять заповедей, но Иисус сказал: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). Иисус также сказал: «доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона» (Мф. 5:18), однако позже сказал о Своих словах: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). О том, кто отвергает Его, Иисус сказал: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). Не может быть сомнений, что Иисус предполагал для Своих слов такую же авторитетность, как для откровений Бога в Ветхом Завете.
Иисус провозглашал Себя Богом, требуя молиться во имя Своё.
Иисус не только наставлял людей верить в Него и выполнять Его заповеди, но и учил их молиться во имя Его. «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю (...) Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю» (Ин. 14:13-14). «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7). Иисус даже утверждал: «никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6). В ответ на эти слова ученики не только молились во имя Иисуса (1 Кор. 5:4), но молились и Христу (Деян. 7:59). Определенно, Иисус предусматривал, чтобы Его имя упоминалось в молитвах как при обращении к Богу, так и в качестве самого этого обращения к Богу.
Учитывая эти недвусмысленные способы, которыми Иисус указывал на Свою божественную сущность, любой непредвзятый читатель Евангелия должен будет признать, что Иисус из Назарета провозглашал Себя Богом в человеческом воплощении. Он провозглашал, что тождественен ветхозаветному Яхве.
Предполагаемые противоположные высказывания Христа.
Несмотря на эти Его многократные провозглашения Себя Богом, некоторые критики расценивают определённые высказывания Христа как отрицание Его Божественной сущности. Обычно приводят два таких примера. В первом из них богатый юноша из начальствующих подошёл к Иисусу, обратившись к Нему: «Учитель благий». Но Иисус упрекнул его, говоря: «что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк. 10:17-18; см. Мк. 10:17-27; ср. параллельные Мф. 19:16-30; Лк. 18:18-30).
Отметим, однако, - Иисус не стал отрицать, что Он есть Бог; Он переспросил юношу, чтобы удостовериться, понимает ли тот, что подразумевают его слова. Иисус как бы говорит: «Понимаешь ли ты, что это значит, когда ты называешь Меня благим? Ты действительно хочешь сказать, что Я есть Бог?» Разумеется, этот юноша не понимал ни того, что следует из его собственных слов, ни того, что подразумевают известные положения закона, и Иисус заставил его решать весьма затруднительную дилемму. Либо Иисус благ и имеет божественную сущность, либо, как человек, полон зла, ибо всякий человек несёт в себе зло и не заслуживает вечной жизни.
Второй из предполагаемых опровергающих примеров встречаем в Ин. 14:28, где Иисус говорит: «Отец Мой более Меня». Как Отец может быть больше, если Иисус равен Богу? Ответ состоит в том, что Иисус, как человек, подчиняет Себя Отцу и принимает ограничения, присущие человеческой природе. Таким образом, по сравнению с Иисусом как человеком Отец больше. Далее, в промысле спасения Отец занимает более высокое положение, нежели Сын. Иисус действует от имени Отца как пророк, несущий слово Божие людям, и как первосвященник, ходатайствующий за Его народ. По Своей божественной сущности Иисус и Отец равны (Ин. 1:1; 8:58; 10:30). Так и земной отец имеет равную человеческую сущность со своим сыном, однако занимает более высокое положение. Следовательно, Отец и Сын в Троице равны по сущности, но различаются по роли. Сходным образом мы говорим, что президент страны выше других по своему служебному положению, но не по своей сущности.
Об Иисусе нельзя сказать, что Он считал Себя в аспекте божественной сущности меньше Отца. Следующая таблица поможет нам понять, в чем здесь разница:
Отец и Иисус как Бог.
Иисус равен Отцу: по Своей божественной природе, по Своей божественной сущности, по Своим божественным атрибутам, по Cвоему божественному характеру.
Иисус подчинён Отцу: по Своей человеческой природе, по Своим человеческим функциям, по Своему человеческому служению, по Своему человеческому положению.
Другие люди провозглашали Иисуса Богом.
Кроме того, что Иисус провозглашал Себя Богом, Его ученики тоже признавали Его божественную сущность. Они это проявляли многими способами, в том числе следующими:
Ученики наделяли Иисуса божественными титулами. В полном согласии со своим Наставником, апостолы Иисуса называли Его «первый и последний» (Отк. 1:17; 2:8; 22:13), «Свет истинный» (Ин. 1:9), сравнивали с «камнем» или «скалой» (1 Кор. 10:4; 1 Пет. 2:6-8; ср. Пс. 17:2; 94:1), «женихом» (Еф. 5:28-33; Отк. 21:2), именовали «Пастыреначальником» (1 Пет. 5:4) и «пастырем овец великим» (Евр. 13:20). Ветхозаветные упования на «Искупителя» (ср. Пс. 129:7; Ос. 13:14) в Новом Завете переносятся на Иисуса (Тит. 2:13; Отк. 5:9). В Нём видят Того, Кто прощает грехи (Деян. 5:31; Кол. 3:13; ср. Пс. 129:4; Иер. 31:34), и «Спасителя мира» (Ин. 4:42; ср. Ис. 43:3). Апостолы учат о Нём так: это Иисус Христос, «Который будет судить живых и мёртвых» (2 Тим. 4:1). Все эти титулы в Ветхом Завете указывают исключительно на Иегову, однако в Новом Завете они относятся к Иисусу.
Ученики считали Иисуса Мессией-Богом. Новый Завет начинается с текста, приходящего к выводу, что Иисус есть «Еммануил» («с нами Бог») - это ссылка на мессианское пророчество Ис. 7:14. Само слово «Христос» несёт тот же самый смысл, что и еврейское обращение «Мессия» («помазанный»). В Зах. 12:10 Иегова говорит, что «они воззрят на (Него), Которого пронзили». Однако новозаветные священнописатели относят эти слова к распятию Иисуса (Ин. 19:37; Отк. 1:7). Павел понимает слова из Ис. 45:22-23 («ибо Я Бог, и нет иного (...) предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык») как относящиеся к Иисусу: «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисодних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10-11). Павел говорит, что все сотворённые существа будут звать Иисуса и Мессией («Христом»), и Яхве («Господом»).
Ученики признавали за Христом силу Божию. Дела и власть, которые могут принадлежать только Богу, ученики соотносили с Иисусом. О Нём говорили, что Он воскрешает мёртвых (Ин. 5:21; 11:38-44) и прощает грехи (Деян. 5:31; 13:38). Он назван первоначалом в сотворении (Ин. 1:2; Кол. 1:16) и существовании (Кол. 1:17) мироздания.
Ученики связывали имена Иисуса и Бога. Его последователи обращались к имени Иисуса не только как посредника при ответе на молитвы, но и как их воспреемника (Деян. 7:59; 1 Кор. 5:4). Нередко в молитвах или благословениях имя Иисуса упоминается наряду с именем Бога, например: «благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 1:3; Еф. 1:2). Имя Иисуса появляется в равной позиции с именем Бога в так называемых тройственных формулах: Иисус заповедал крестить «во имя (в единственном числе) Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Эта же связь устанавливается в конце 2 Коринфянам: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).
Ученики называли Иисуса Богом. Фома, увидев раны Иисуса, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Павел считает Иисуса Тем, в Ком «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). В Послании к Титу Иисус назван: «великий Бог и Спаситель» (Тит. 2:13), а священнописатель Послания к евреям говорит о Нём: «престол Твой, Боже, в век века» (Евр. 1:8). Павел подтверждает, что Христос, прежде чем существовал в образе человека, существовал в «образе Божием» (Флп. 2:5-8). Параллельность конструкций подразумевает, что Иисус, коль скоро был полностью человеком, то был и полностью Божеством. Аналогичная фраза «образ Бога» в Кол. 1:15 обозначает проявления Бога. Такое представление Иисуса усилено в Послании к евреям, где сказано: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей (...)» (Евр. 1:3).
В прологе к Евангелию от Иоанна сказано категорично: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово (Иисус) было Бог (Ин. 1:1).
Ученики считали, что Иисус превосходит ангелов. Ученики не просто верили, что Иисус больше, чем человек; они верили, что Он больше любого сотворённого существа, в том числе ангелов. Павел говорит, что Иисус «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем» (Еф. 1:21). Бесы подчиняются Его повелениям (Мф. 8:32). Ангелы, отказывающиеся от поклонения человека, изображены поклоняющимися Ему (Отк. 22:8-9). Священнописатель Послания к евреям приводит полное обоснование превосходства Христа над ангелами, указывая: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"? (...) Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: "и да поклонятся Ему все Ангелы Божий"» (Евр. 1:5-6).
Предполагаемые опровергающие высказывания учеников о божественной сущности Иисуса.
Критики ссылаются на определённые тексты в доказательство того, что ученики Иисуса не считали Его Богом. Эти тексты необходимо вкратце проанализировать с учётом контекста. Свидетели Иеговы указывают на Ин. 1:1 как подтверждение того, что Иисус был «некий» бог, а не «именно» Бог, поскольку в греческом тексте не стоит определённого артикля. Это неправильное понимание как особенностей языка, так и данного стиха. В греческом языке определённый артикль в норме употребляется, когда хотят подчеркнуть «индивидуальность», а если его нет, это подразумевает, что речь идёт о «природе» существительного. Таким образом, данный стих можно было бы перевести как «и Слово имело божественную сущность». В контексте следующих стихов и всего остального текста Евангелия от Иоанна (например, 1:3; 8:58; 10:30; 20:28) представляется невозможным, чтобы стих Ин. 1:1 подразумевал что-то меньшее, нежели божественность Иисуса. Остальные книги Нового Завета присоединяются к Евангелию от Иоанна в прямом провозглашении того, что Иисус есть Бог (например, Кол. 1:15-16 и Тит. 2:13).
Далее, в некоторых новозаветных текстах определённый артикль всё же употребляется и присутствует явное указание на Христа именно как на Бога. Не имеет значения, употребил ли Иоанн определенный артикль в Ин. 1:1. Он и другие новозаветные священнописатели считали Иисуса именно Богом, а отнюдь не «неким богом» (см. Евр. 1:8).
Критики также упоминают стих Кол. 1:15, где Павел определяет Христа как «рождённого прежде всякой твари». Как может показаться, это подразумевает, что Христос сотворён, причём сотворён первым, когда создавалось мироздание. Но подобное толкование точно так же противоречит контексту, ведь в Кол. 1:16 Павел сразу говорит, что Христом «создано всё», и готовится далее сказать, что «в Нём обитает вся полнота Божества» (Кол. 2:9). Слово перворожденный (рождённый прежде) зачастую употребляется для обозначения статуса первенца в семье, что, очевидно, и имеет место в данном контексте (ср. Кол. 1:18). Христос есть наследник всего творения, его творец и владелец. Он предшествует всей твари.
То же самое можно сказать в связи с Отк. 3:14, ещё одним стихом, упоминаемым при отрицании божественной сущности Христа. Здесь Иоанн называет Христа: «начало создания Божия». Это звучит так, как если бы Христос был первым сотворённым существом. Смысл, однако, таков, что Христос есть первоначало созидания, а не начало при творении. То же самое греческое слово, обозначающее «начало», употребляется по отношению к Богу Отцу в Отк. 21:7: «Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой; побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном».
Сила свидетельства.
Мы располагаем многогранным свидетельством со стороны Иисуса и тех, кто лучше других знал Его, о том, что Иисус провозглашал Себя Богом, и его последователи твёрдо в это верили. Имелись ли у них обоснования или нет - не может быть сомнений в том, что они верили именно в это. Как отметил К.С. Льюис, с учётом прямоты и определённости высказываний Христа перед нами встаёт выбор из двух противоположностей.
Здесь я хотел бы предостеречь всех - насколько же, в сущности, неумно то высказывание, которое часто можно услышать о Нём: «Я готов признать Иисуса как великого учителя нравственности, но я не признаю Его притязаний на божественную сущность». Это именно то, что нам не следует говорить. Человек, который был бы просто человеком и говорил бы такие вещи, какие говорил Иисус, не был бы великим учителем нравственности. Скорее его можно было бы счесть душевнобольным - на той стадии помешательства, когда человек думает, что он чайник, - или диаволом из преисподней (ewis, 55-56).
Свидетельства того, что Иисус есть Бог.
Тот факт, что Иисус провозглашал Себя - и Его ученики провозглашали Его - Богом, воплотившимся в человека, ещё не доказывает, что Он действительно Бог. Вопрос состоит как раз в том, существует ли достаточно оснований для веры в эти утверждения. В доказательство Своей божественной сущности Иисус продемонстрировал сверхъестественные могущество и власть, уникальные в человеческой истории.
Исполнившиеся мессианские пророчества.
В Ветхом Завете записаны десятки пророчеств относительно грядущего Мессии. Рассмотрим следующие предсказания, сделанные за целые столетия, о том, что Иисус:
1) будет рождён от жены (Быт. 3:15; ср. Гал. 4:4);
2) будет рождён от Девы (Ис. 7:14; ср. Мф. 1:21 и далее);
3) будет предан смерти спустя 483 года после повеления о восстановлении храма в 444 г. до Р.Х. (Дан. 9:24 и далее; это исполнилось с точностью до года);
4) будет от семени Авраама (Быт. 12:1-3; 22:18; ср. Мф. 1:1; Гал. 3:16);
5) будет из колена Иудина (Быт. 49:10; ср. Лк. 3:23,33; Евр. 7:14);
6) будет потомком Давида (2 Цар. 7:12 и далее; ср. Мф. 1:1);
7) родится в Вифлееме (Мих. 5:2; ср. Мф. 2:1; Лк. 2:4-7); .
8) будет помазан Святым Духом (Ис. 11:2; ср. Мф. 3:16-17);
9) будет предварён вестником о Нём (Ис. 40:3; Мал. 3:1; ср. Мф. 3:1-2);
10) сотворит чудеса (Ис. 35:5-6; ср. Мф. 9:35;
11) очистит храм (Мал. 3:1; ср. Мф. 21:12 и далее);
12) будет отвергнут иудеями (Пс. 117:22; ср. 1 Пет. 2:7);
13) умрёт презренной смертью (Пс. 21; Ис. 53; ср. Мф. 27:31 и далее). При этом в обстоятельства Его смерти входит следующее:
- окончательное отвержение Его со стороны Его народа, евреев (Ис. 53:3; ср. Ин. 1:10-11; 7:5,48);
- молчание перед лицом обвинителей (Ис. 53:7; ср. Мф. 27:12-19);
- насмешки (Пс. 21:8-9; ср. Мф. 27:31);
- Его руки и ноги пронзены (Пс. 21:17; ср. Лк. 23:33);
- Он распят вместе со злодеями (Ис. 53:12; ср. Мк. 15:27-28);
- Он молится за Своих преследователей (Ис. 53:12; ср. Лк. 23:34);
- Он пронзён копьём (Зах. 12:10; ср. Ин. 19:34);
- Он погребён в гробе у богатого человека (Ис. 53:9; ср. Мф. 27:57-60);
- Его одежды делят по жребию (Пс. 21:19; ср. Ин. 19:23-24);
14) воскреснет из мёртвых (Пс. 2:7; 15:10; ср. Деян. 2:31; Мк. 16:6);
15) будет вознесён на небеса (Пс. 67:19; ср. Деян. 1:9);
16) воссядет одесную Бога (Пс. 109:1; ср. Евр. 1:3).
Эти пророчества были записаны за сотни лет до рождения Христа. Они слишком точны, чтобы основываться на предугадывании веяний времени или просто на разумных допущениях, как «пророчества» в бульварных таблоидах.
Они также намного точнее так называемых пророчеств Мухаммеда в Коране. Даже самые ярые либералисты среди критиков признают, что создание пророческих книг завершилось по меньшей мере за 400 лет до Христа, а Книга Даниила окончена не позднее 165 г. до Р. X. Существуют веские основания для гораздо более ранней датировки этих книг (некоторые псалмы и ранние пророки относятся к восьмому и девятому векам до Р.X.). Но любая разумная датировка относит эти произведения к периоду задолго до времени жизни Иисуса. Для человека невозможно сделать ясные, неоднократные и точные предсказания на 200 лет вперёд. Исполнение этих пророчеств в теистической Вселенной представляет собой чудо и указывает на божественное подтверждение того, что Иисус есть Мессия.
Кое-кто предполагает, что в данном случае существуют естественные объяснения для того, что только кажется сверхъестественными пророчествами. Одно из таких объяснений сводится к тому, что эти пророчества случайно исполнились в Иисусе. Просто Он в нужное время оказался в нужном месте. Но что мы должны сказать о пророчествах, предполагающих совершение чудес? «Ему просто посчастливилось сделать слепого человека зрячим?» «По чистому везению Ему удалось воскреснуть из мёртвых?» Эти события вряд ли можно счесть случайными. Если мирозданием правит Бог, то случайности исключаются. Далее, маловероятно, чтобы все эти события сошлись в жизни одного человека. Вероятность того, что шестнадцать пророчеств исполнятся в одном человеке, оценивается как 1 шанс из 104. Если речь пойдёт о сорока восьми предсказаниях, вероятность упадет до 1 из 10157. Такое огромное число почти невозможно себе представить.
Но отказаться от этой теории заставляет не просто ничтожно малая математическая вероятность; дело в нравственной невозможности того, чтобы всемогущий и всеведущий Бог выпустил ход событий из-под контроля, так что все Его замыслы об исполнении пророчеств могли быть разрушены из-за кого-то, кому просто посчастливилось оказаться в нужное время в нужном месте. Бог не может лгать, не может Он и нарушить обетование (Евр. 6:18).
Итак, мы должны прийти к выводу, что Бог не допустил бы, чтобы Его пророческие обетования нарушились из-за игры случая. Все свидетельства указывают на Иисуса в качестве божественно предопределённого исполнения мессианских пророчеств. Он был от Бога, что подтверждалось Божиими знамениями. Коль скоро Бог сделал предсказания, которые должны были исполниться в жизни Христа, Он не допустил бы, чтобы они исполнились в жизни кого-то другого. Бог истины не позволил бы, чтобы ложь получила подтверждения, как истина.
Ознаменованная чудесами, безгрешная жизнь.
Сам характер жизни Христа доказывает Его божественную сущность. Жить подлинно безгрешной жизнью уже было бы великим достижением, но провозглашать Себя Богом и приводить в качестве свидетельства жизнь без греха - это другое дело. Мухаммеду это не удавалось. Как и Будде, и другим религиозным учителям. Кое-кто из врагов Иисуса выдвигал против Него ложные обвинения, однако приговор Пилата после его разбирательства равносилен приговору истории: «я не нахожу никакой вины в Этом Человеке» (Лк. 23:4). Воин у креста подтвердил это, сказав: «истинно Человек Этот был праведник» (Лк. 23:47), и распятый рядом с Иисусом злодей тоже говорил: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41).
Но настоящей проверкой являются отзывы об Иисусе тех, кто был к Нему ближе всего. Его ученики жили рядом с Ним и были Его ближайшими сотоварищами на протяжении трёх лет, однако их мнение о Нём от этого не пострадало. Пётр сравнил Христа с «непорочным и чистым агнцем» (1 Пет. 1:19) и добавил: «не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22). Иоанн называет Его «Иисусом Христом, Праведником» (1 Ин. 2:1; ср. 1 Ин. 3:7). Павел выражает единодушную веру земной Церкви в то, что Христос - «не знавший греха» (2 Кор. 5:21), а священнописатель Послания к евреям говорит, что Иисус как человек был «искушен во всём, кроме греха» (Евр. 4:15). Сам Иисус однажды упрекнул Своих обвинителей: «кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46), но никто не смог найти Его вину в чём-либо. Он запрещал мстить (Мф. 5:38-42). В отличие от Мухаммеда, Он никогда не прибегал к мечу для распространения Своей проповеди (Мф. 26:52). С учётом всех этих фактов безупречная нравственность Христа служит двойным свидетельством истины Его слов о Его божественной сущности. Она выступает, как и предполагалось, в роли косвенного подтверждения, но она также заставляет нас искренне поверить, что Иисус не лгал, когда говорил, что Он есть Бог.
Помимо нравственных аспектов жизни Иисуса, ещё одним божественным подтверждением являются чудеса в Его служении. Совокупность чудес Иисуса не имеет себе равных. Он превращал воду в вино (Ин. 2:7 и далее), ходил по воде (Мф. 14:25), умножал хлебы (Ин. 6:11 и далее), вернул слепому зрение (Ин. 9:7 и далее) и паралитику - возможность ходить (Мк. 2:3 и далее), изгонял бесов (Мк. 3:11 и далее), исцелил множество самых разных болезней (Мф. 9:35), в том числе проказу (Мк. 1:40-42), и даже в нескольких случаях воскрешал мертвых (Ин. 11:43-44; Лк. 7:11-15; Мк. 5:35 и далее). На вопрос, Мессия ли Он, Иисус указал на чудеса в качестве свидетельства, подтверждающего Его слова: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают» (Мф. 11:4-5). Это особое сочетание чудес есть особый знак пришествия Мессии (см. Ис. 35:5-6). Один из начальников иудейских, Никодим, даже сказал: «Равви! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Для иудеев в первом столетии такие чудеса, какие творил Иисус, были ясным указанием на Божие одобрение проповеди чудотворца.
Однако в случае Иисуса составной частью Его проповеди была та истина, что Он - Бог, воплотившийся в человека. Таким образом, Его чудеса подтверждали истинность Его слов о Своей божественной сущности.
Воскресение.
Ничего подобного воскресению Христа не встречается в притязаниях любых других религий, и ни одно другое чудо не имеет столько исторических подтверждений. Иисус Христос воскрес на третий день из мёртвых в том же самом физическом теле, хотя и преображённом, в котором умер. В этом воскресшем физическом теле Он явился более чем 500 ученикам сразу - в одном, по крайней мере, случае из тех двенадцати различных Его явлений, которые происходили на протяжении сорока дней - и беседовал с ними (Деян. 1:3; 1 Кор. 15:3-6). Характер, масштабность и время этих явлений Христа не оставляют возможности сомневаться в том, что Он действительно воскрес из мёртвых в точности в том же самом теле из плоти и крови, в котором умер. Во время каждого Его явления присутствующие видели и слышали Его посредством своих природных органов чувств. По меньшей мере в четырёх случаях к Нему прикасались или Он предлагал прикоснуться к Нему. По меньшей мере дважды к Нему фактически прикасались - в физическом смысле, руками. Четыре раза Иисус ел со Своими учениками настоящую, материальную пищу. Четыре раза они видели Его пустой гроб и дважды Он показывал им Свои раны от распятия. Он в полном смысле слова исчерпал все возможные способы доказать, что Он телесно воскрес из мёртвых. Ни одно событие в древнем мире не имело больше подтверждений со стороны очевидцев, чем воскресение Иисуса.
Ещё более удивителен в данном событии тот факт, что и Ветхий Завет, и Иисус предсказывали это воскресение из мёртвых. Благодаря таким предсказаниям значение воскресения Христа для христианской апологетики становится уникальным.
Ветхозаветные пророчества о Воскресении.
Иудейские пророки предсказывали Воскресение как посредством прямого указания, так и косвенно, в качестве следствия в методе логического исключения. Апостолы соотносили определённые ветхозаветные тексты с воскресением Христа (Пс. 2:7; ср. Евр. 1:5; Деян. 13:33). Как указывает Пётр, мы, поскольку знаем, что Давид умер и был похоронен, должны прийти к выводу, что он подразумевает Христа, когда говорит: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:8-11; цитируется в Деян. 2:25-31). Не вызывает сомнений, что Павел, проповедуя евреям в синагогах, обращался к этому и к аналогичным текстам, когда «говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых» (Деян. 17:2-3).
Кроме того, Ветхий Завет учит о Воскресении косвенно, в качестве следствия в методе логического исключения. Здесь мы встречаем ясные указания на то, что Мессии предстоит умереть (ср. Пс. 21; Ис. 53), и не менее ясные указания на то, что Мессию ждёт непреходящая политическая власть в Иерусалиме (Ис. 9:6; Дан. 2:44; Зах. 13:1). Невозможно по-настоящему согласовать два эти утверждения, если только не предположить, что Мессия, умерев, воскреснет из мёртвых для вечного царствования. В Ветхом Завете нет никаких указаний на то, что могут прийти два Мессии - один для страданий, другой для царствования - как предполагают некоторые иудейские богословы. Мессия всегда упоминается в единственном числе (ср. Ис. 9:6; 53:1 и далее; Дан. 9:26). Ни о каком втором Мессии нет и речи.
Однако Иисус ещё не начал царствовать, когда умер. Только благодаря Его воскресению смогло бы исполниться пророчество о мессианском Царстве.
Предсказание Своего воскресения Иисусом.
В нескольких случаях Иисус тоже предсказывал Своё воскресение из мёртвых. В самом начале Своего служения Он сказал: «разрушьте храм сей [Тело], и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19,21). Согласно Мф. 12:40, он сказал: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». А тем, кто видел Его чудеса и упрямо не веровал, Он сказал: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39; 16:4). После исповедания Петра Он «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать [...] и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31). С тех пор и до самой Его смерти это стало центральной темой в Его учении (Мф. 27:63; Мк. 14:58). Далее, Иисус учил, что воскресит Себя из мёртвых, говоря о Своей жизни: «имею власть отдать её и власть имею опять принять её» (Ин. 10:18).
Как утверждает в своей философии науки Карл Поппер (Popper), всякий раз, когда исполняется «рискованное предсказание», это становится подтверждением теории, в рамках которой данное предсказание сделано. В таком случае исполнение пророчеств Иисуса о Его воскресении подтверждает истинность Его слов о том, что Он есть Бог. Ибо какое предсказание может быть рискованней, чем предсказание собственного воскресения? Если кто-то не признает эти линии свидетельства как подтверждение истинности учения Христа, значит, его философия страдает неким уклоном, который не позволит признать в качестве свидетельства что бы то ни было.
Заключение.
Иисус провозглашал Себя Богом и доказал это благодаря сочетанию трёх видов сверхъестественного подтверждения Его слов: исполнившиеся пророчества, ознаменованная чудесами жизнь и Его воскресение из мёртвых. Эта уникальная совокупность сверхъестественных событий свидетельствует, что Он был Богом, воплотившимся в человека. Тем самым также опровергается тот довод Дэвида Юма, что, поскольку на всех чудесах основаны одинаковые притязания, их доказательства взаимоуничтожаются. Не во всех религиях высказываются сходные притязания на основе чудес. Только в христианстве его Основатель указывал на доказательство того, что Он есть Бог, в виде такой совокупности уникальных сверхъестественных событий, которая связана с Иисусом. Следовательно, только Христос имеет свидетельство чудесных знамений о Своей божественной сущности и, благодаря этому, достоин веры в то, что всё, чему Он учит, есть истина.
Библиография.
F.F. Bruce and W.J. Martin: «Two Laymen on Christ's Deity», CT.
Buell, et al.: «Jesus: God. Ghost or Guru?».
N.L. Geisler: «Christian Apologetics».
A. Saleeb: «Answering Islam».
C. Hodge: «Systematic Theology», Vol. 1, chapter 8.
H.W. Hoehner: «Chronological Aspects of the Life of Christ».
С.S. Lewis: «Mere Christianity».
J. McDowell and B. Larson: «Jesus: A Biblical Defense of His Deity».
R. Rhoads: «Christ Before the Manger».
P.W. Stoner: «Science Speaks».
В.В. Warfield: «The Person and Work of Christ».
ХРИСТОС: БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ
Модератор: Полиграф П
-
- Администратор
- Сообщения: 1236
- Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51
Re: ХРИСТОС: БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ
Мир вам! Принимая Библию,как Священное Писание,исходящее от Всевышнего Бога,и Его Сына Иисуса Христа как Мессию Израиля и нашего Искупителя,хочу внести некоторое уточнение ,связанное с Божественностью Иисуса Христа,с которым сам я согласен(по рассуждению человеческому),но эта формулировка "Божественность",нуждается в уточнении.
Эта тема внешне проста(для внимательно изучающих Писания),а с другой стороны - в этом вопросе нам понятно только то,что открыто и что мы в состоянии вместить." Сокрытое - это Господу, Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова закона этого.(Втор.29:28)
Если в математическом исчислении использовать один из элементов как не совсем точный.то результат будет,но понятно,что так же неточный.И это вот к чему:
Начнем с того,что,как ни странно это звучит,но слова Бог в Священном Писании НЕТ ! А значит и все понятия связанные с этим словом надо переосмысливать. Конечно же говоря это,я адресуюсь к Писанию на языке оригинала. Для этого не надо знать библейский язык,на котором оно написано(хотя очень желательно),но надо иметь рядом тех,кто его знает.
В Писаниях есть Слово ,которое мы,русскоязычные, читаем и произносим,как Иегова,а иудеи как Яхве.Так же есть и другие слова,которые характеризуют Всевышнего,Отца ,как Элогим,Адонай. Т.е. это то,что нам открыто. Но эти Имена Всевышнего только ПЕРЕВЕДЕНЫ словом "БОГ." Но значение их иное. Бог - слово индокритского происхождения,а не древнееврейское, и оно означало у языческих народов сверхъестественное существо,обладающее и сверхъестественными способностями и возможностямии требовавшее поклонения. От этого слова образованы слова "богатый","богатырь" ит.д. Всевышний позволил использовать его(это слово) как форму обращения к Нему и рассуждения о Нем,иначе людям из язычников(возможно) было бы непонятно о ком идет речь.Но согласитесь,что называть Творца и Создателя тем-же именем,что и языческих "богов",по меньшей мере неэтично!
В Священном Писании,которое на иврите называется ТАНАХ(надеюсь вам это известно),и означающее: Тора,Невиим,Кетувим,-соответственно:Пятикнижие,Пророки,Писания,по нашему "Ветхий Завет" -(почему то?!..) Имя ИЕГОВА,-означает "Тот,Который Есть,Был и Пребудет вечно",для нас переведено как СУЩИЙ.
ЭЛОГИМ - ВСЕСИЛЬНЫЙ ,совокупность сил.
АДОНАЙ - от слова Адон,Господин. По-нашему принято - Господь.
Вот пример:"
В канонической Библии написано:" И Сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова.
(Исх.3:6
А вот буквальный перевод :"И СКАЗАЛ ЕЩЕ: Я ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦА ТВОЕГО.ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЦХАКА,ВСЕСИЛЬНЫЙ ЯАКОВА.
Согласитесь,что в связи с этим меняется и значение слова "Божественный" и "Божественность",относящиеся к Богу Отцу и Иисусу Христу.
У моего собрата (хорошо знающего иврит)есть исследование на эту тему,но не знаю есть ли в эл.варианте. Попробую выяснить и представить здесь.
Эта тема внешне проста(для внимательно изучающих Писания),а с другой стороны - в этом вопросе нам понятно только то,что открыто и что мы в состоянии вместить." Сокрытое - это Господу, Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова закона этого.(Втор.29:28)
Если в математическом исчислении использовать один из элементов как не совсем точный.то результат будет,но понятно,что так же неточный.И это вот к чему:
Начнем с того,что,как ни странно это звучит,но слова Бог в Священном Писании НЕТ ! А значит и все понятия связанные с этим словом надо переосмысливать. Конечно же говоря это,я адресуюсь к Писанию на языке оригинала. Для этого не надо знать библейский язык,на котором оно написано(хотя очень желательно),но надо иметь рядом тех,кто его знает.
В Писаниях есть Слово ,которое мы,русскоязычные, читаем и произносим,как Иегова,а иудеи как Яхве.Так же есть и другие слова,которые характеризуют Всевышнего,Отца ,как Элогим,Адонай. Т.е. это то,что нам открыто. Но эти Имена Всевышнего только ПЕРЕВЕДЕНЫ словом "БОГ." Но значение их иное. Бог - слово индокритского происхождения,а не древнееврейское, и оно означало у языческих народов сверхъестественное существо,обладающее и сверхъестественными способностями и возможностямии требовавшее поклонения. От этого слова образованы слова "богатый","богатырь" ит.д. Всевышний позволил использовать его(это слово) как форму обращения к Нему и рассуждения о Нем,иначе людям из язычников(возможно) было бы непонятно о ком идет речь.Но согласитесь,что называть Творца и Создателя тем-же именем,что и языческих "богов",по меньшей мере неэтично!
В Священном Писании,которое на иврите называется ТАНАХ(надеюсь вам это известно),и означающее: Тора,Невиим,Кетувим,-соответственно:Пятикнижие,Пророки,Писания,по нашему "Ветхий Завет" -(почему то?!..) Имя ИЕГОВА,-означает "Тот,Который Есть,Был и Пребудет вечно",для нас переведено как СУЩИЙ.
ЭЛОГИМ - ВСЕСИЛЬНЫЙ ,совокупность сил.
АДОНАЙ - от слова Адон,Господин. По-нашему принято - Господь.
Вот пример:"
В канонической Библии написано:" И Сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова.
(Исх.3:6
А вот буквальный перевод :"И СКАЗАЛ ЕЩЕ: Я ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦА ТВОЕГО.ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЦХАКА,ВСЕСИЛЬНЫЙ ЯАКОВА.
Согласитесь,что в связи с этим меняется и значение слова "Божественный" и "Божественность",относящиеся к Богу Отцу и Иисусу Христу.
У моего собрата (хорошо знающего иврит)есть исследование на эту тему,но не знаю есть ли в эл.варианте. Попробую выяснить и представить здесь.
Re: ХРИСТОС: БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ
Вот интересный источник:http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/a ... -all.shtml
Может быть надо было сделать это отдельной темой? Распорядитесь на ваше усмотрение.
Может быть надо было сделать это отдельной темой? Распорядитесь на ваше усмотрение.