ЛОГИКА

Это должен знать каждый!

Модератор: Полиграф П

Ответить
Аватара пользователя
Полиграф П
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:12

ЛОГИКА

Сообщение Полиграф П » 16 май 2011, 12:36

Логика занимается методами валидного мышления. Она указывает, как выводить правильные заключения из посылок, и является необходимым предусловием всякого мышления. По сути дела, она основана на фундаментальных законах реальности и истины, на тех принципах, которые делают рациональное мышление возможным. Логика оказывается столь необходимой и неизбежной в качестве инструмента всякого мышления, что даже те, кто отмежевывается от нее, вынуждены, тем не менее, прибегать к логическим формам, чтобы обосновать свой отказ от логики.

Три фундаментальных закона всякого рационального мышления таковы:
1) Закон непротиворечивости (А не есть не-А).
2) Закон тождества (А есть А).
3) Закон исключенного третьего (либо А, либо не-А).

Каждый из них выполняет важную функцию. Без закона непротиворечивости мы могли бы говорить, что Бог есть Бог и что Бог есть диавол. Если не будет обязателен закон тождества, то не останется ни единства, ни тождественности. Без него не было бы разницы, что говорить - «я есть я» или «я есть кресло». Если же не действует закон исключенного третьего, то противоположности могут быть верны одновременно.

Кроме этих основополагающих принципов, существуют принципы правильного построения умозаключений. Такие умозаключения традиционно относят к дедуктивной или индуктивной логике или к трансцендентальной аргументации. Все это, однако, опирается на три основополагающих закона в той или иной их форме.

Логика и Бог.

Коль скоро логика есть основа всякого мышления, она есть и основа всякого мышления о Боге (богословия).
Кое-кто возражает, что при этом происходит подчинение Бога логике. Но Бог в силу Своего верховного владычества не подчиняется ничему, кроме Себя. Так как же мышление о Боге может подчиняться логике?
В каком-то смысле Бог не подчиняется логике; это наши высказывания о Боге подчиняются логике. Все рациональные утверждения должны быть логическими. Поскольку богословие призвано делать рациональные утверждения, богословские утверждения, как и все прочие, подчиняются законам рационального мышления.

В другом же смысле, Бог действительно подчиняется логике, но не потому, что существует нечто высшее, нежели Он. Поскольку логика выражает принципы рационального мышления, и поскольку Бог есть рациональное существо, Он подчиняется лишь Своей рациональной сущности. Постольку, поскольку логика разумна, она вытекает из самой сущности Бога, а Бог подчиняется Своей сущности. В самом деле, Он не мог бы действовать вопреки ей, как в этическом аспекте, так и в логическом. Например, «невозможно Богу солгать» (Евр. 6:18). Точно так же Богу невозможно войти в противоречие с Собой. Ни то, ни другое не соответствовало бы Его фундаментальной сущности (см. БОГ: СУЩНОСТЬ).

Бог не только подчиняется Своей рациональной самосогласованности; Он также подчиняется логике, которая из нее вытекает. Ведь мы не смогли бы даже начать думать или говорить о Боге, не будь закона непротиворечивости. В этом смысле логика первична по отношению к Богу тем, что мы должны обратиться к логике, прежде чем сможем даже начать думать о Нем рационально. Логика первична по отношению к Богу в аспекте познания, но Бог первичен по отношению к логике в аспекте бытия. Логика первична по отношению к Богу гносеологически; но Бог первичен по отношению к логике онтологически.
Возражать, что тем самым мы подчиняем Бога своей логике, - означает устанавливать ложную дихотомию. Логика есть логика; нет «нашей» логики в противоположность «Его» логике. Наша логика основана на Его логике. Рациональная сущность Бога есть основа нашей рациональной сущности. Он соделал ее такой, чтобы мы могли нечто понимать относительно Него. Закон непротиворечивости применим к мышлению Бога точно так же, как к нашему. Люди не изобрели его; они его открыли.

Рациональность в противопоставлении рационализму.

Другие возражают в том плане, что подчинение истин о Боге человеческому рассуждению представляет собой разновидность рационализма. Однако при таком возражении упускается из виду несколько важных моментов. Во-первых, Бог не подчиняется нашему рассуждению. Бог есть источник рассудочности, и Он создал нас подобными Себе, Таким образом, основополагающие принципы рассуждения не переносятся на Бога по нашему произволу; напротив, они сами исходят от Бога.
Во-вторых, основополагающие законы разума не противоречат Божиему откровению; они составляют существенный элемент в общем Божием откровении. Человеческая рациональность с ее основополагающими законами есть проявление рациональности Бога. Бог рационален, а люди созданы по Его подобию. Таким образом, применение логики не противоречит откровению; оно входит в него составной частью.
В-третьих, даже частное откровение не может быть ни понято, ни передано вне логики. Мы даже не смогли бы отличить Божие откровение от откровения диавола, если бы не действовал закон непротиворечивости. Далее, когда в Библии говорится, что «так возлюбил Бог мир», мы не могли бы даже узнать, что любовь не есть ненависть, если бы не закон непротиворечивости. Таким образом, логика существенна как для общего, так и для частного откровения.
И наконец, существует разница между тем, чтобы обращаться к рассудку и быть рационалистом. Рационалист стремится установить все истины через человеческий разум. Рассуждающий христианин просто обращается к разуму для того, чтобы выявить истины, раскрытые Богом в общем откровении или в откровении частном, через Библию.

Логика и Аристотель.

Некоторые критики традиционной логики возражают, что логику изобрел "Аристотель, и у нас нет причин предпочитать его западную форму логики логике «восточного» типа, где закон непротиворечивости не применяется. Однако Аристотель не изобретал логику; он ее открыл. Законы рационального мышления извечно были действительны в Боге, а у рациональных существ — с самого их сотворения. Аристотель только сформулировал эти законы.
Подобная критика подразумевает также, будто бы «восточное» мышление может избежать обращения к логике. Но как мы видели, основополагающие законы мышления неизбежны для всех рациональных существ, в какой бы культуре они ни жили и какого бы мировоззрения ни придерживались. Ни один «восточный» философ не может даже подумать или заговорить, не обращаясь к закону непротиворечивости. Само отрицание этого закона в своем выражении опирается на его существование. Он в буквальном смысле слова неопровержим.

Множество типов логики.

Еще возражают, что существует много типов логики. С какой стати мы должны выделять только один тип и делать его эталоном для всех остальных типов? В ответ достаточно указать, что, хотя типов логики существует много (дедуктивная, индуктивная, символическая и так далее), все формы логики, тем не менее, основаны на фундаментальных принципах рационального мышления, изложенных выше. Например, ни одна валидная форма логики не может быть построена без принципа непротиворечивости. Если противоположности могут быть верны одновременно, то невозможным окажется само мышление. Но мы не можем отрицать мышления, не мысля при этом. Поэтому отрицание законов мышления в буквальном смысле слова немыслимо.

Логика и всемогущество.

В Библии сказано, что «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Он всемогущ, а всемогущее Существо может сделать все. Поэтому, казалось бы, Бог может нарушать, если пожелает, закон непротиворечивости. Однако такой вывод основан на неверных представлениях. Когда Библия учит, что Бог может сделать невозможное, речь идет не о том, что актуально невозможно, а лишь о том, что невозможно для людей.
Далее, всемогущество не подразумевает, будто бы Бог может сделать то, что противоречиво. Иначе Бог мог бы перестать быть Богом. Но для Несотворенного невозможно решить, что Он хочет стать сотворенным. Для Необходимого Существа (Которое не может не быть) невозможно решить, что Его больше не будет. Бог не может вступать в противоречие со Своей сущностью. Поэтому всемогущество не означает, что Бог может в буквальном смысле сделать все. В Библии сказано, что «невозможно Богу солгать» (Евр. 6:18; ср. 2 Тим. 2:13). И точно так же, как Бог не может вступать в противоречие со Своей нравственной сущностью, Он не может вступать в противоречие со Своей рациональной сущностью. В самом деле, всемогущество означает лишь, что Бог может сделать все то, что не является актуально противоречивым или невозможным. Например, Бог не может сделать квадратный круг. Не в состоянии Он и сделать камень, настолько тяжелый, что не сможет его поднять. Ибо если Он может сделать его, Он может его и передвинуть. Богу даже не понадобится «двигать» камень. Достаточно будет уничтожить его и создать заново в любом нужном месте.

Логика и чудеса.

Бог создал законы природы, однако переступает их границы, творя чудеса. Бог установил законы тяготения и текучести жидкостей, однако Иисус ходил по воде. Разве не могут законы логики нарушаться подобно законам физики?
Во-первых, это ложная аналогия. Законы природы являются описательными, а законы логики, как и законы этики, — законы предписывающие. То есть законы логики указывают нам, как мы должны рассуждать, чтобы наше мышление соответствовало реальному положению дел. Как и законы нравственности, эти законы представляют собой универсальные предписания. Каждый должен приходить к выводу, что коль скоро все треугольники имеют три угла и данная фигура есть треугольник, то она имеет три угла. Исключения не допускаются; прийти к этому выводу обязан каждый.
Законы же физики — это описательные обобщения. Они просто сообщают нам, как обстоят дела; они не наставляют нас о том, что должно быть. В качестве описаний обычного положения дел они допускают исключения. Чудо есть исключение. Как таковое, оно не противоречит общему закону. Сравнение законов физики с законами мышления неправомерно.
Далее, Бог не создавал законов логики. Они выражают Его несотворенную сущность. Бог рационален, и существуют определенные фундаментальные принципы рациональности, которые не могут изменяться точно так же, как Бог не в состоянии изменить Свою сущность.
Не таковы законы физики. Предположительно, Бог мог бы сотворить другие миры, с иными законами в них. Закон тяготения, например, действует в материальной Вселенной. Он недействителен для ангелов, не имеющих физического тела.

Логика и тайны веры.

Кое-кто возражает, что величайшие тайны христианской веры, такие как Троица, Воплощение, не соответствуют законам человеческого разума.
Существует разница между утверждениями, которые выходят за пределы человеческого разумения, такими как истины веры, и утверждениями, которые идут вразрез с разумом. Те, которые выходят за пределы человеческой способности рассуждать, не идут вразрез с разумом. Человеческое разумение без помощи в виде частного откровения не в состоянии постичь их. Они могут быть познаны только через частное откровение. Коль скоро эти истины познаны, их посылки не противоречат другим раскрытым в откровении истинам.

Логика и Троица.

Доктрина Троицы говорит о трёх лицах одной Сущности. В ней не утверждается, будто бы существуют три лица в одном лице, или три сущности в одной Сущности. Это было бы логическим противоречием.

Логика и Воплощение.

Воплощение не означает, будто бы Бог превратился в человека. Инфинитное Существо не может превратиться в финитное, а Необходимое — в лишь возможное. Утверждается лишь, что второе лицо Троицы стало человеком. Иисус принял человеческую природу, не расставаясь со Своей божественной природой. Таким образом, Воплощение было не вычитанием божественного, а добавлением человеческого. Две природы одного лица не есть противоречие. Противоречием были бы две природы одной природы или два лица одного лица, но не две природы, существующие у одного лица. Это тайна; это не противоречие.

Логика и предопределение.

Не создает логического противоречия и сочетание предопределения со свободой воли. Нет противоречия в утверждении, что Бог предопределил, кто будет спасен, постольку, поскольку Он предопределил, что это будет осуществляться через свободный выбор людей. Противоречием же было бы утверждать, будто бы Вог принуждает людей свободно принять Его, поскольку принудительная свобода логически абсурдна. Но утверждение о том, что Бог в Своем всеведении предопределил, как Он будет осуществлять спасение через Свою благодать и через наш свободный выбор, не содержит логического противоречия. Это тайна, а не логическое противоречие.

Аватара пользователя
Северянка
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 29 мар 2011, 16:47
Откуда: Север России
Контактная информация:

Re: ЛОГИКА

Сообщение Северянка » 16 май 2011, 12:56

Извините уважаемый Полиграф, я не читала полностью Ваше сообщение. Но хочу привести слова Апостола Павла по поводу логики и человеческой "мудрости".
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. (1Коринфянам 1:17-25)
Извините, в дискуссии больше не вступаю (с 15-00 26.07.12).
МОЕ МОЛЧАНИЕ ПРОШУ ЗА ЗНАК СОГЛАСИЯ НЕ ПРИНИМАТЬ.
Пишите в личку, если что.

Аватара пользователя
Полиграф П
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:12

Re: ЛОГИКА

Сообщение Полиграф П » 16 май 2011, 13:28

Северянка писал(а):Извините уважаемый Полиграф, я не читала полностью Ваше сообщение. Но хочу привести слова Апостола Павла по поводу логики и человеческой "мудрости".
Все же лучше прочитать статью. Ибо речь в ней идет вовсе не о мудрости, а о логике. А это разные вещи.

Аватара пользователя
Северянка
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 29 мар 2011, 16:47
Откуда: Север России
Контактная информация:

Re: ЛОГИКА

Сообщение Северянка » 16 май 2011, 13:49

Полиграф П писал(а):
Северянка писал(а):Извините уважаемый Полиграф, я не читала полностью Ваше сообщение. Но хочу привести слова Апостола Павла по поводу логики и человеческой "мудрости".
Все же лучше прочитать статью. Ибо речь в ней идет вовсе не о мудрости, а о логике. А это разные вещи.
Простите, не могу себя заставить. Да, там идет речь о логике, а это одна из сторон человеческой мудрости. Когда-то ученые спорили, является свет потоком частиц или волнами. Свет вел себя как частица в одних экспериментах и как волна в других. Казалось бы логично что свет это либо поток частиц либо волны, но человеческая логика мешала ученым понять, что свет гораздо сложней, чем они предполагали и обладает двойственной природой (волны и частицы). Так же человеческой логикой Троицу не постичь.это принимается верою.
Извините, в дискуссии больше не вступаю (с 15-00 26.07.12).
МОЕ МОЛЧАНИЕ ПРОШУ ЗА ЗНАК СОГЛАСИЯ НЕ ПРИНИМАТЬ.
Пишите в личку, если что.

Аватара пользователя
Полиграф П
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 май 2011, 09:12

Re: ЛОГИКА

Сообщение Полиграф П » 18 май 2011, 11:54

Северянка писал(а):Простите, не могу себя заставить.
В таком случае ничем не могу помочь. Трудно спорить с тем, с чем даже не можешь заставить себя ознакомиться. :P

Harmonic
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 ноя 2020, 10:14

Re: ЛОГИКА

Сообщение Harmonic » 24 ноя 2020, 13:21

1 Кор. 2:4-5 убедительно повествует о том что разглагольствования, насколько бы они логичны ни были о высоких вещах, и о Царствии Божьем, не столько важны, все таки Евангелие это СИЛА для спасения, а не набор заученных фраз по виду напоминающий некий вид философствования. И раз уж логика происходит от понятия "Логос", и суть ее о слове и мышлении, то вот вам еще фраза ап. Павла о том, что Царствие Божье не в слове, а в силе.
Плюс к этому: о базисе, на основе которого можно вообще говорить о вере, Иоанна 10:37, в котором Иисус говорит "Если не творю дела Отца - не верьте мне". То есть, почему сегодня кто-либо в мире должен верить что тот или иной человек верующий по его словам, если такой человек не творит дел Иисуса или дел Отца на основании Иоанна 10:37, Иоанна 14:12, на основании заключительных стихов Марка 16 главы, и на основании утверждения Иисуса "Вы не уверуете если не увидите знамений и чудес"?
Думаю что пора многим прекратить связывать богословские философствования с понятием знания Бога и служения миру через знание Его личным опытом. И это согласуется даже в принципах сотрудничества между мирскими организациями, когда люди подписывают договора после выяснения кто из них кто имеет авторитет и респектабельность НА САМОМ ДЕЛЕ.
Я не постесняюсь даже большинство современного христианство рассматривать как ведомые Библейской идеей, а не живым Богом.

Аватара пользователя
_oleg
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 20 май 2022, 08:02

Re: ЛОГИКА

Сообщение _oleg » 22 май 2022, 05:11

В любой науке есть аксиоматический аппарат и теоретический аппарат. Все, кто учились в школе, проходили евклидову геометрию, изучение которой начинается с заучивания аксиом(истинностей), которые недоказуемы. В них надо поверить, тогда может быть доказан теоретический аппарат и впоследствии может быть использован на практике.

Неверный аксиоматический аппарат приводит к противоречиям внутри теоретического аппарата. Поскольку такого не встречается(что само по себе свидетельствует об истинности теории), то и истинность веры(аксиоматического аппарата) не вызывает сомнений.

Если вы возьмёте последнюю ересь(повреждение аксиоматического аппарата) римскую, то внеся изменения в аксиоматический аппарат(символ веры) они получили в результате противоречивый теоретический аппарат, неприменимый на практике для спасения души.

Если вы возьмёте лютеранские(евангелические) многочисленные группы людей, то у них символа веры(аксиоматики) не существует вообще. Их теоретический аппарат сумбурен и не поможет спасению души.

Так вы можете проанализировать истинность любой науки: и "науки о мире видимом"(науки) и "науки о мире невидимом"(религии). Здесь в скобках я дал привычное название, а вне скобок истинное.

Ответить
 

Вернуться в «Справочник теиста»