Страница 2 из 2

История небиблейского праздника

Добавлено: 15 фев 2018, 09:53
FontCity
РОЖДЕСТВО ХРИСТА.

ЭТОТ ПРАЗДНИК БЫЛ УСТАНОВЛЕН РИМСКИМ ЕПИСКОПОМ ЮЛИЕМ, который жил между 337 - 352 г.г. по р. Христа. В Антиохии начали праздновать этот праздник в 375 г. по р. Христа. В конце 4 столетия почти все церкви приняли его, причём, с принуждением. Но перед 3 столетием одни христиане праздновали его в мае, другие - в апреле, а третьи - в июне, летом, так как они думали, что Христос тогда и родился, - говорит Климент. Но для того, чтобы приобрести большое количество язычников и построить великолепные храмы, епископы постепенно внедрили праздники и божества языческие в среду христиан. Поэтому и Рождество Христово начали праздновать среди зимы, именно тогда, когда начинает увеличиваться день.

Когда народ спрашивал, почему они должны праздновать день Рождества Христова среди зимы, что нет никакого указания ни в истории, ни в Писании, что Христос родился в это время, притом, что зимой женщина не может родить дитя в хлеву и пастухи не могут быть со стадами в поле, епископы на этот вопрос отвечали так: «Иоанн говорил о Христе: Ему должно расти, а мне умаляться». (Иоан. 3:30). Потому день Рождества Христова следует установить в такое время, когда день начинает увеличиваться, а праздник Иоанну Крестителю - и такое время, когда дни начинают уменьшаться. Это свидетельствует о том, что епископы не смотрели на факты, а хотели христианизировать языческий праздник и чтобы народу ослепить глаза, они привели слова Иоанна из Св. Писанин, сказанные выше и постановили, что надо праздновать тогда, когда день начинает увеличиваться, не смотря на то, родился ли Христос и это время, или нет.

У язычников был праздник 25 декабря за много лет до рождения Христа. Вавилоняне начали праздновать его ещё во время окончания строительства Вавилонской башни, около 300 - 400 лет после потопа. Праздник был в честь богини Астарты и её сына Таммуза, которого она родила им, и который считался господином и богом этому народу. Пержане праздновали этот праздник под именем Митры. Финикийцы посвящали этот день Астарте и Диане. Даже иудеи посвящали этот праздник богам Молоху и Ваалу, мать которого обожествили, как богиню неба и пекли ей всякого рода пирожки, что делают и до сего дня. (Иер. 7:18). Древние славяне праздновали в этот день праздник своей богине Ляде, они сходились и пели ей родильные песни. Когда встречались на пути и спрашивали друг друга но - славянски: "Камо грядешь? то отвечали друг другу: «Ко Ляде». Отсюда слово «колядовать», - петь песни Ляде.

Астарта, в честь которой праздновался тот праздник, говорила о своём муже, когда он умер, что он не умер, а вознёсся на небо. Будучи вдовой, она родила ребёнка, и, чтобы избегнуть позора, она говорила, что её муж Нимрод, который был их господином всей земли, пришёл с неба и она родила сына. Она дала рождённому ребёнку имя Таммуз - Адонис, «сын бога воплотившегося», или «бог воплотился». После своей смерти она стала родительницей бога. Её жрецы говорили, что она ушла па солнце и оттуда смотрит на своих последователей. Позже ей была установлена жертва: в её честь резали свиней. С тех пор день Рождества Христова христиане не могут праздновать без свинины.

Священник Нестор Болонский, будучи духовным управителем Л.Р.Вестника, писал в одно время, что и Великдень, и Рождество Христово имеют одинаковое отношение к языческим праздникам, когда на столе как богатого, так и бедного обязательно должна быть свинина и колбаса. Государи имели обычай в этот праздник посылать один другому рождественский подарок: мясо дикой свиньи. Английский король Эдвард и 1001 г. послал германскому императору голову дикой свиньи, а тот повторил то же и послал ему другую. Ясно видим, что языческий праздник празднуют до сего дня со всеми его обычаями и что он прикрыт именем Рождества Христового.

И Св. Писание, и история, и сама природа опровергают теорию о рождестве Христа и декабре. Например, мы читаем, что Христос родился в хлеву, потому что не было им места в гостинице (Лук. 2 гл.). Даже само место рождения подсказывает, что невозможно родить ребёнка в поле, среди зимы, некоторые, правда, говорят, что в Палестине никогда не бывает зимы. Но то только те могут так говорить, которые никогда не были в Палестине. Если в Палестине и нет такой холодной зимы, какая бывает и северных странах, то и география, и Св. Писание говорят, что там с декабря и до конца февраля идут зимние дожди со снегом. Таким образом, даже овцы не ходят в полях зимой.

Ещё одно убедительное свидетельство, что там также есть зима описывает нам Иоанн в Евангелии, в 10 гл.: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления и была зима.» Если бы в Иерусалиме не было зимы, го Иоанн не писал бы о ней. И ещё, когда взяли Господа нашего Иисуса Христа и осудили на смерть, то развели огонь и Пётр стоял у огня и грелся. По историческим очеркам, это было около 26 - 27 марта. Если зимы нет в Палестине, то зачем Пётр грелся у огня? Ведь и в северных странах невозможно стоять у огня и теплое время года, а если была потребность и огне, то это свидетельствует о том, что и в Палестине временами бывает холодно, хотя долгой зимы нет. Гора Айван находится в Палестине и пророк Иеремия пишет, что её покрывает снег. Он также вспоминает о царе Иоакиме, что в то время, когда принёс Варух документы, написанные со слов Иеремии, царь сидел тогда в зимнем дворе, и перед ним горела жаровня, он грелся. (См. Иер. 18:14, 36:22, Иоан. 10:22).

Но убедительнее всего пишет нам евангелист Лука о времени, в которое Мария должна была зачать Иисуса. Он пишет, что в шестой месяц послан был ангел Гавриил к деве Марии в город галилейский Назарет благовестить ей зачатие. (Лук. 1:26). Первый месяц по повелению Господа, которое Он объявил Моисею в пустыне, должен быть месяц Нисан или Анин, в нашем исчислении это время с 15 марта до 15 апреля. (См. 12 гл. Исход). Таким образом, шестой месяц наступит между августом и сентябрём, когда ангел благовестил деве зачатие. Могла ли она родить и декабре, через 4 месяца после зачатия? Нет! Она родила Иисуса в положенное время и это время наступило в середине лета, или в начале лета, в июне. Отсюда и первые христиане праздновали Рождество Христово в мае или в июне.

Некоторые оправдываются тем, что иудеи начинали новый год в сентябре, который они установили себе в 312 г. перед рождением Христа, когда уже не было пророков у Израиля. Но это есть политический новый год у иудеев. А религиозный и теперь они празднуют в середине марта, это тот новый год, который установил Господь. Мы уверены, что Лука имеет в виду Господом установленный новый год. Но, считает первым месяцем нового года то время, которое заповедал Господь Моисею.

Некоторые, чтобы оправдать и сохранить языческий зимний праздник, предполагают, что это был шестой месяц зачатия Елизаветой, когда ангел пришёл возвестить Марии, потому что Он сказал, что ей уже шестой месяц. Но мы не думаем, что ангел считал женскую утробу календарём. Только несведущие люди так понимают и считают по праздникам и зачатиям жён своих от того до того сколько недель и т.д. А Лука исчисляет время тех событий по разумному Божьему установлению. Когда он говорит «шестой месяц», то имеет в виду шестой месяц года, так же и все прочие Божьи люди исчисляли. Например, мы везде в пророчествах находим, что такого - то месяца и такого - то дня было Слово Божье пророку. Так и Лука пишет о том, что являло собой месяц года, а не время зачатия жены. Поэтому нельзя поддерживать дату языческого празднования 25 декабря, но всем должно быть известно, что этот праздник пришёл от язычников и папской силой христианизирован. Служба Венеры, Дианы и Ляды обращена к Христу и к Марии.

© Г.Котубия и И.Е.Бора: "Историческая комета или раскрытие христианизирования язычества тёмных веков"
Опубликовано: Ира Колодезная, 7 января 2018

От иудаизма через христианство к антисемитизму

Добавлено: 11 фев 2019, 12:27
Holy Scripture
РАЗВИТИЕ АНТИСЕМИТИЗМА В ЦЕРКВИ

"Антипатия христиан к евреям и иудаизму возникла только тогда, когда христианские еврейские эллинистические тексты вроде писем Павла или евангелий стали распространяться среди чуждых элементов, то есть, среди язычников, не имевших связей с синагогой или еврейскими традиционными практиками и интерпретациями. С этого момента полемика между евреями в этих текстах стала восприниматься как осуждение иудаизма как такового.

На следующем этапе процесс ускорился из-за смещения этой чуждой иудаизму перспективы на текст Септуагинты. К началу II в. участие интеллектуалов усилило эти противоречия, перенеся их на философскую основу и превратив, таким образом, весьма вторичную полемику в цельные, полномасштабные и рациональные мировоззрения. Именно так и появилось множество разнообразных христианских теологий".

© Paula Fredriksen. The Birth of Christianity and the Origins of Christian Anti-Judaism.

От иудаизма через христианство и антсемитизм к язычеству

Добавлено: 03 окт 2019, 09:49
FontCity
СВИДЕТЕЛЬСТВО ПОЛИКАРПА СМИРНСКОГО

Поликарп был одним из т.н. мужей апостольских, который жил на рубеже (внимание!) I - II веков [69-155 гг.].

До нас дошел его спор с римским епископом Аникитой, в котором Поликарп настаивал на праздновании Пасхи 14 Нисана, как того и требовал Закон Бога.

Об этом споре сообщает Ириней Лионский, который, как уже мы ниже рассматривали, полностью поддерживал соблюдение Декалога.

Собственно само свидетельство Иринея:

«Ибо Аникита не смог убедить Поликарпа прекратить празднование [пасхи в 14-й день нисана], благо таковые вещи всегда соблюдал и Иоанн ученик Господа, и прочие апостолы, с которыми он [Поликарп] общался».

Любопытен здесь и тот факт, что император Константин I Великий привёл на Первом Никейском соборе (325 год) следующий аргумент против практики празднования христианской Пасхи одновременно с иудейским Песахом:

«Да не будет у нас ничего общего с ненавистным (τοΰ έχθίστου) иудейским народом: мы приняли от Спасителя другой путь»

Т.е. мы в очередной раз убедились, что вопреки словам некоторых столпов христианской общины того времени, а главное, вопреки самому постановлению Закона Божьего, последующие поколения христиан приняли кощунственные постановления властьимущих, дабы избежать сопротивления в лице Рима. Печально, но эта модель поведения прослеживается в большинстве своём и по сей день.

© Сергей Кирюшатов‎

Поворотный момент

Добавлено: 11 апр 2020, 17:42
FontCity
"Никейский Собор, 325 по Р.Х. стал отчетливым поворотным пунктом в истории Церкви. С тех пор вся принятая Церковью теология строилась на анти-Иудейском основании. Теологические изменения, принятые в Никее, лишили Церковь возможности быть верной своей Богом данной миссии.
Эти установленные изменения были фундаментальными и долговечными. Они состояли из семи частей:

1. Отвержение буквального значения Писания в его контексте.
2. Подчинение Писания авторитету Церковной иерархии.
3. Решительность в том, что Церковные доктрины и практика будут противостоять Иудеям.
4. Установление обязательного единообразия в практике.
5. Принятие государства и меча как средств сохранения чистоты в Церкви. [Крест превратился из средства победы над грехом для индивидуума в средство победы над грешниками для общества.]
6. Принятие меча государства вместо меча Духа, крови Агнца и крови верующих как средств триумфа в мире.
7. Принятие государственной поддержки Церкви в обмен на церковную поддержку государства. [Церковь покорила свое пророческое служение государству.]

Эти изменения нельзя назвать незначительными. Это основательные фальсификации. Церковь стала Церковью Константина"

Даниил Грубер «Церковь и Иудеи: библейские взаимоотношения»

© Сергей Вавилов · 21 марта в 19:59

Не тот подход

Добавлено: 30 ноя 2021, 12:10
FontCity
Когда христианство пришло в Грецию, оно адаптировало древнегреческих идолов, преобразив их в христианских святых. Таким образом, поклонение идолам продолжается, только под другой вывеской.

Мы изменили то, что предписывает нам Тора. И самым значительным изменением стала замена субботы.

Этот разрыв произошёл спустя 200 лет после апостолов, когда христиане отмежевались от религии евреев и стали самостоятельной религией. Для этого были изменены священные дни: из субботы сделали воскресенье, из Песаха - Пасху (Истер). Но Бог ничего из этого нам не заповедовал, поэтому, в сущности, это является идолопоклонством.

Сюда же примешался дух соревнования. Греки, будучи атлетами, любили спортивные состязания и поклонялись святости красоты, в то время как евреи поклонялись красоте святости. В греческой культуре царил дух соревнования, воспевалась красота человеческого тела, процветали гимназии. И всё это мы привнесли в Церковь. Дух соревнования сейчас является большой проблемой в Церкви. И это часть греческого образа мысли и образа жизни. Мышление, которое представляет Церковь, придерживается понимания, которое мы называем «апокалипсисом», «огнём апокалипсиса». И 99,9% христианских проповедей и учений демонстрируют именно этот подход.

Между тем, Йешуа, не отрицая реальность такого исхода, три с половиной года посвящает вовсе не этому! Он учит и обращает наше внимание главным образом на аспект Царства, присутствующего здесь и сейчас.

На протяжении долгого времени вы приводили людей к Христу, чтобы, когда дойдёт до катаклизма космических масштабов под названием «апокалипсис», в ходе которого Бог будет судить землю, законно изливая на неё Свой гнев, эти люди по вашим молитвам были найдены в Книге жизни и пережили эту катастрофу, и чтобы благодаря крови Иисуса Бог забыл все их грехи и предоставил им почётное место в Своём грядущем Царстве. Таким образом, ваша цель - пережить апокалипсис, когда Бог будет судить землю, низвергая на неё Свой огонь, а потом полностью преобразит землю. При этом, следуя логике греческого подхода, вы попадаете на небеса и каким-то образом занимаете там достаточно высокую позицию. Согласитесь, что это является главным мотивом Тела Христова. Вот почему вам нужна кровь Иисуса: чтобы она шла перед вами, когда вы предстанете перед Богом.

И тем не менее, не этому учил Иисус!

Отрывок из учения раввина Ральфа Мессера. СТБМ. Симхат ТОРА бейт мидраш.

© Aivars Justovics · 24 November, 13:24

Антисемитские мотивы

Добавлено: 02 янв 2022, 17:00
FontCity
FontCity писал(а):
06 апр 2011, 08:53
... В первые века н.э. как никогда были сильны антисемитские настроения. Как это ни удивительно, сам факт распространения еврейской религии, религии порабощённого, почти уничтоженного народа вызывал жуткое раздражение даже у новоиспечённых адептов.
Одним из главных мотивов извращения Писания был принцип - лишь бы не так, как у евреев. ...
Свою историю церковь ведёт примерно от двухсотых годов после рождества Христова. Именно в этот период было принято принципиальное решение отделиться от еврейских корней: от всего еврейского, иудейского. Для многих это был вопрос выживания, поскольку тогда евреев убивали, и безопасней было не ассоциировать себя с ними. В общем, причин для такого отделения было предостаточно.

В результате, как учит равви, на протяжении следующих 1800 лет церковь пребывала в этом состоянии отделения - практически по другую сторону бездны. Мы были разделены Тихим океаном. Это разделение было очень чётким. Так жили мы, так жили наши отцы - в мире, где верующие в Иисуса выступали в роли некоего «духовного Израиля». Вы все слышали наименование «духовный Иерусалим». Мы присвоили себе кучу имён. Мы стали духовным явлением, связанным с Новым Заветом по вере в Йешуа.

Был выработан принцип двойственности Божества. Большинство церквей сделали его своим догматом, хотя прямо и не освещали его в форме учения. Подразумевается,что в Ветхом Завете нам показан Бог, жаждущий возмездия, а в Новом Завете Иисус освободил нас от Него. Большего разделения и представить трудно!

Наша культура пропитана этим. Нам последовательно внушали это понимание. Мы унаследовали его. Мы впитали его от отцов-основателей. И вдруг мы прочитали Писание под другим углом. Мы прочли и поняли: «Я имею наследие в Иакове. Меня влекут Господни заветы. Авраамов завет относится ко мне. Согласно Авраамову завету, верой я становлюсь семенем». Это полностью чужеродное понимание для любой ветви христианства. И все мы вышли из этого".

Пастор Дик ... Отрывок из учения раввина Ральфа Мессера. СТБМ.

От иудейского Песаха до языческого Ester

Добавлено: 26 апр 2022, 09:53
FontCity
Печальная история возникновения "христианской пасхи" с квасными куличами и крашенными яйцами.

К сожалению, «пасхальные дни» до сих пор напоминают нам о столетиях взаимной ненависти между иудеями и христианами. Однажды на улицах Красноярска и некоторых других городов Сибири и даже в некоторых местных газетах появились устрашающие обращения к родителям. "Ревностные христиане" предупреждали о том, что во время "еврейской Пасхи" иудеям нужна кровь христианских младенцев для приготовления мацы. К большому сожалению, приходится признать, что в некотором смысле на протяжении последних семнадцати столетий Пасха стала днем христианско-иудейского противостояния.
Так в своем обращении к Первому Вселенскому Собору христианской церкви римский император Константин Великий написал такие слова: «И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев, которые, о скверные негодяи! замарав руки свои гнусным преступлением, заслуженно ослеплены в своем уме. Посему подобает, отвергнувши практику сего народа, увековечить на все грядущие века празднование этого обычая в более законном порядке, коий мы хранили с первого дня страстей Господних до сего дня. И да не будем иметь ничего общего с наивраждебнейшим иудейским сбродом. Мы приняли иной способ от нашего Спасителя. Для нашей святейшей религии открыт более законный и подобающий путь. Следуя по сему пути в единодушном согласии, давайте же избегать, мои достопочтенные братья, этого наигнуснейшего сообщества».
Именно с этого императорского обращения начинается период, когда христиане ввели свой расчет даты празднования Пасхи, чтобы она никаким образом не попала на 14 Нисана, как об этом записано в книге Левит 23 главе. Интересно, что введение новой Пасхи в христианской церкви, которую Константин легализовал в Римской империи, произошло в те же годы, когда церковь официально сделала Первый День недели, воскресение, всеобщим днем поклонения Господу. И точно так же, как небиблейская идея о Христе, который воскрес подобно восходящему солнцу, стала для отцов церкви богословской основой для празднования языческого дня Солнца вместо заповеданной Богом субботы, день весеннего солнцестояния стал начальной точкой отсчета при вычислении даты "новой христианской пасхи".

К началу восьмого века в западном христианстве слово "пасха" вообще вышло из употребления. Английское слово Easter происходит от имени древней Англо-Саксонской богини Остара, богини утренней зори, которая берет верх над тьмой после весеннего равноденствия. Когда в 16-м веке папа Григорий повелел провести изменения в старом Юлианском календаре, в связи с тем, что он был недостаточно точным, Православная церковь категорически отказалась переходить на новый календарь. Главной причиной отказа послужило то, что в новом календаре нарушался принцип расчета Пасхи, и получалось, что иногда еврейская и христианская пасхи совпадали. Для русской православной церкви этот факт оказался абсолютно неприемлемым.
Традиционные же "пасхальные куличи и яйца были введены в «христианство» с подачи Феодоры, жены императора, которая до того была проституткой. Она приказала на Пасху, под страхом смертной казни, всем есть квасное, а не пресное. И это укоренилось. До Феодоры эти "вещи" (куличи и яйца) выставлялись лишь в публичных домах, по чем и узнавались эти дома: кулич, который заливался "кремом" похожим на семяизвержение и украшалось яйцами. Таким образом она части публичного дома сделала частью церкви. В 843 г. императрица Феодора "мечом" отсекла все реформы. Казнили множество христиан, которые отказывались целовать иконы. Эта императрица в Православии официально считается святой. И большей частью потому, что восстановила иконопочитание".

Однако, сжигая мосты с иудаизмом, христианство фактически разрушило свою библейскую основу. Пытаясь отвергнуть законы Ветхого Завета, церковь фактически пошла наперекор принципам Евангелия, и традиции, которую установил сам Иисус. Евангельские повествования очень четко документируют нам то, как Иисус праздновал Песах: «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе Песах? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу Песах с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили Песах» (Мф. 26:17-19). Во время Песах необходимо было не сидеть за столом, а возлежать, а точнее, скрестив по-восточному ноги опереться правым локтем о левое бедро соседа. Именно таким образом, как описывает евангелист Иоанн "один из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса" (Иоанн. 13:23). Находясь слева от Иисуса, и опираясь о его бедро, сам Иоанн головой своей оказался на уровне груди своего любимого Равви.
Евангельское описание позволяет нам с точностью до мелочей воссоздать картину традиционного Пасхального Сэдэра, на котором каждый год иудеи вспоминали великую милость Всевышнего и Его чудеса и знамения которыми Он вывел Свой народ из Египетского рабства. На сэдэре традиционно выпивались четыре чаши вина: Чаша Завета, Чаша Избавления, Чаша Спасения и Чаша Принятия. После выпивания Чаши Избавления необходимо было вкусить мацу (пресный хлеб) с горькими травами, о которых говорится в книге Исход 12 гл., после чего по традиции подавался ужин (шульхан орэх). Еще в самом начале сэдэра ведущий откладывал один лист мацы и прятал его под покрывало. Этот кусок мацы назывался афикоман, что по-гречески означает "десерт". Вкус афикомана должен был остаться на языке и напоминать о прошедшей вечере. Именно поэтому после шульхан орэха ведущий сэдэра доставал афикоман и перед вкушением третьей чаши, Чаши Искупления разламывал его на мелкие кусочки и раздавал всем участвующим в сэдэре. Именно эти детали передает евангелист Матфей: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу (спасения) и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28). Иными словами, Иисус использует элементы иудейской традиции, которая выработалась на протяжении многих столетий, когда евреи собирались для того, чтобы вспомнить о Песах.
Арамейское слово «пасха» - аналог еврейского «песах» происходит от глагола лапасох, что означает "обойти". Именно это сделал Ангел-Губитель, когда прошел мимо тех домов, где был заклан агнец, кровью которого были помазаны косяки дверей. Этот агнец и называется Песах (Исход 12:11). Апостол Павел в Новом Завете также дает очень конкретное определение Песах: "Ибо Песах наш, Машиах (Христос), заклан за нас" (1Кор. 5:7). Это определение никак не вяжется с современным христианским представлением о Пасхе, как о «празднике воскресения Христова». Согласно евангельскому учению, Иисус является агнцем Божьим, который принес себя в жертву на Голгофе, подарив тем самым вечную жизнь всем, кто принимает его спасительную кровь. Нечто похожее произошло за 1400 лет до этого. Кровь агнца была знаком для Ангела Губителя не трогать первенцев в тех семьях, которые вняли повелению Всевышнего и закололи агнца. А потому Павел говорит о Песах, как о символе смерти Иисуса, а не о дне его воскресения.

© Александр Кира Пархоменко · 23 April, 18:08

Смена традиций

Добавлено: 26 июн 2023, 10:57
FontCity
"Вечеря Господня" в ранних христианских общинах
"Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание»."
(1-е Коринфянам 11:23-25)
Для начала обсуждения темы стоит обратить внимание на ту существенную деталь, что нет однозначного мнения насчет того, был ли последний ужин Иисуса с учениками канонической еврейской Пасхой. Прежде всего это касается даты его проведения, поскольку из текста синоптических Евангелий вырисовывается некоторое противоречие.
Вот как это описано в труде "БОЛЬШОЙ БИБЛЕЙСКИЙ СЛОВАРЬ" под редакцией Уолтера Элуэлла и Филипа Камфорта":
Все четыре евангелия рассказывают, в данном контексте, об обращении Иисуса к ученикам, предательстве Иуды и о том, как Иисус сказал Петру, что тот отречется от своего Учителя. Матфей (Мф 26:17-20), Марк (Мк 14:12-17) и Лука (Лк 22:7-14) ясно сообщают, что вечерю Господню приготовили ученики в качестве пасхального ужина. Иоанн говорит, что все происходило «перед праздником Пасхи», а позже утверждает, что во время суда Пилата над Иисусом иудейские вожди «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин 13:1; 18:28)
Кроме даты самого ужина, которая по Иоанну опережала время Пасхи, в этой трапезе также отсутствуют существенные детали, присущие привычному обряду проведения одного из главных еврейских праздников. Так, в описании евангелистов нет упоминания о мясе ягнёнка, традиционно съедаемого каждой еврейской семьёй, наряду с пресными лепешками (мацой), горькими травами и вином. Также количество выпиваемых пасхальных чаш должно было быть четыре, но мы читаем только об одной. Пасха - праздник семейный, и на нём должны были присутствовать все близкие члены семей: отцы, матери, братья и сестры, но ничего этого в тексте Евангелий мы не видим.
Есть также ещё одна, весьма забавная в контексте темы деталь. В еврейской пасхальной традиции было заведено, что в момент отмечания праздника Песах дверь в дом держалась открытой, чтобы Машиах (Мессия), а также предваряющий его приход пророк Илия могли войти в дом и присоединиться к семье в праздновании. Традицию эту помнили долго, так что даже в мировоззрении ранней христианской церкви бытовало мнение, что паруссия Христа состоится именно на иудейскую Пасху (Мф 26:29; Мк 14:25; Луки 22:18; Откр 3:20).
В целом, идею о праздновании Иисуса с учениками (накануне его ареста) именно иудейской Пасхи, можно считать весьма условной, и с рядом оговорок.
Как часто проводилась "Вечеря", или как она стала позднее называться в христианской традиции "Евхаристия"?
Несмотря на существование отдельных христианских групп, считавших правильным следовать прецеденту еврейской Пасхи, т.е. отмечать Вечерю раз в год, в целом складывается картина практики еженедельной Евхаристии в большинстве христианских общин.
Первым таким намёком служит текст Луки в Деян 20:7. Несмотря на полярность мнений исследователей, что имелось в виду под "преломлением хлеба", из большинства доступных комментариев можно увидеть уверенное мнение, что это было самое раннее упоминание о проведении "Вечери" в христианских общинах.
"В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи."
(Деяния 20:7)
"Cовременный перевод" даёт более конкретный перевод этого стиха:
"В воскресенье, когда мы собрались вместе, чтобы совершить вечерю Господню, Павел беседовал с нами. Намереваясь отплыть на следующий день, он говорил до полуночи."
(Деяния 20:7, Cовременный перевод библейских текстов. Всемирный Библейский Переводческий Центр, 1993.)
Здесь обращает на себя внимание тот нюанс, что Павел прибыл в собрание Троады после опресночной недели, которая шла сразу после празднования еврейской Пасхи (Деян 20:5). Следовательно, проведённая Евхаристия в общине Троады никак не могла совпасть с еврейским Песахом. Упомянутый "первый день недели" был следующим днем после субботы, которая была последним, седьмым днем недели. Неделя начиналась с "дня солнца", эта традиция сохраняется по сей день в западной культуре. Неделя начинается с воскресения, а само название "Sunday" ("день солнца") служит напоминанием об этом.
О практике христиан собираться в церквах (собраниях) один раз в неделю, в первый день недели, с обязательным вкушением от хлеба и вина, упоминают ранние апологеты христианства вроде Юстина Философа (100-160 г.), который мог пересекаться с поколением христиан, знавших апостолов лично.
В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать там прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом - аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов. Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают. что хотят, и собранное хранится у предстоятеля: а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, вообще печется о всех находящихся в нужде. В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. Распяли Его накануне Сатурнова дня, а в день после Сатурнова дня, т.е. в день солнца, Он явился апостолам Своим и ученикам и преподал им то, что представили мы и на ваше усмотрите.
(Философ Иустин- "Апология I")
Приобщиться к таинству Евхаристии (как и присутствовать на ней), могли лишь крещенные члены общины с хорошей репутацией. Закоренелые и некающиеся грешники не допускались к Вечере, чтобы не нарушить святость обряда (1Кор 5:11).

Библеист Уильям Баркли упоминает об этих ограничениях в своём комментарии к НЗ:
Особенно осторожно Церковь относилась к вопросу о тех, кто может быть допущен к Вечере Господней, и этот текст стали связывать с Вечерей Господней. Вечеря Господня начиналось словами: «Святое для святых». Феодорит Киррский приводит, по его словам, незаписанное высказывание Иисуса: «Мои таинства - для Меня и для Моих, людей». В «Апостольских постановлениях» сказано, что перед началом Вечери Господней диакон должен сказать: «Да не останется здесь никто из катехуменов (т.е, еще проходящих обучение), никто из слушающих (т. е, тех, кто пришел на богослужение, потому что их интересовало христианство), никто из неверующих, никто из еретиков». Вечерю Господню отгораживали стеной от всех, кто действительно не исповедовал христианство. В Дидахе, «Учение двенадцати апостолов», которая относится к первому столетию и является первым молитвенником христианской Церкви, сказано: «Никто же да не ест и не пьет от вашей Евхаристии, кроме крещеных во имя Господне, ибо об этом сказал Господь: «Не давайте святыни псам». Христианский богослов и писатель, один из латинских отцов Церкви Тертуллиан жаловался на то, что еретики допускают разных людей, даже язычников, к причастию и, тем самым, «бросают святыню псам, а жемчуг (но, конечно же, не настоящий) свиньям».
(Уильям Баркли-"Комментарии к Новому Завету")
© Магнум Опус. Христианский монотеизм · 3.4.2023