Христианство и фашизм

Почему Библия одна, а христианских конфессий много?
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4361
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Следствие трусости

Сообщение FontCity » 09 июн 2014, 14:54

Карл Барт в 1938 году писал: "Каждый чех, сражающийся [с немцами], будет бороться этим самым и за церковь Иисуса, которая при Гитлере и Муссолини станет жертвой либо осмеяния, либо истребления". Чехи тогда не стали сражаться, сдали Гитлеру страну без боя, хотя имели одну из лучших армий в Европе с развитой промышленностью. Интересно, насколько бы изменился ход истории, если бы чехи не испугались? Любопытно, что сегодня Чехия - одна из самых пацифистски настроенных стран, и наиболее атеистическая впридачу.

© Пётр Новочехов, автор онлайн-школы «Библейка». Facebook, 9 июня 2014 г. в 17:24
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4361
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Кровавая дружба

Сообщение FontCity » 27 июн 2014, 12:42

В 1979 году областная молодежная газета «Комсомольское знамя» отмечала 40-летие выхода первого номера. Редактор Георгий Ремизов попросил меня подготовить подборку публикаций из первых номеров молодежки. Однако в библиотеке на получения довоенных номеров любых газет требовалось специальное разрешение, о чем я и сообщил редактору. «А ты не парься, - сказал он, - в коридоре стоит шкаф, там должны быть все подшивки прошлых лет».

Жиденький замок, висевший на шкафу, я открыл гвоздем и оттуда в клубах пыли вывалились подшивки газета «Молодой сталинец» - так тогда называлась молодежка. Нашлась там и подшивка за 1939 год. В одном из последних декабрьских номеров наткнулся на официальную информацию – поздравительные телеграммы Гитлеру и Риббентропу, подписанные Сталиным.

Изображение

Я был тогда уже далеко не мальчик, но фраза про «дружбу, скреплённую кровью» взорвала мозг. Прикинув даты, понял, что СССР и Третий рейх скрепили дружбу кровью, когда совместно растерзали несчастную Польшу. И тогда до меня дошло, что СССР вступил во Вторую мировую войну как союзник фашисткой Германии.

© Изображение Евгений Писарев, Facebook, 23 апреля 2014 г. в 11:38
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Не вся Европа стала фашистской

Сообщение Holy Scripture » 09 июл 2014, 22:10

105-летнему "британскому Шиндлеру", спасшему 669 еврейских детей в войну, присуждена высшая награда Чехии

Президент Чешской республики Милош Земан присудил высшую награду страны, Орден Белого льва, сэру Николасу Уинтону, сообщает AP. Этим орденом награждаются иностранные граждане за выдающиеся заслуги перед государством. В 1939 году, в самом начале Второй мировой войны, британец организовал массовую эвакуацию детей из оккупированной нацистами Чехословакии в Великобританию. Восемь поездов вывезли 669 детей, преимущественно евреев, спасая их от уничтожения в концлагерях.

Изображение Изображение Изображение Изображение

19 мая сэр Николас Уинтон отметил свой 105-й день рождения. В поздравительном письме президент Чехии отметил его бескорыстие, личное мужество и скромность и назвал его жизнь примером подлинного гуманизма. Он также сообщил о присуждении ему высшей государственной награды Чехии, Ордена Белого льва, и пригласил сэра Уинтона в Прагу для участия в торжественной церемонии вручения награды.

Сэр Николас Уинтон, которого многие называют "британским Шиндлером", в отличие от последнего, гораздо менее известен широкой публике. Он практически никогда не упоминал о своем поступке и не считает его героическим. Большинство узнало о нем только в 1988 году, когда в очередной серии передачи That’s Life! на BBC показали встречу сэра Уинтона с несколькими спасенными им людьми, которые называют себя "детьми Ники". В 2002 году королева Елизавета II посвятила его в рыцари.

В декабре 1939 года 29-летний британский биржевой брокер Николас Уинтон по предложению своего товарища приехал в Прагу. За два месяца до этого нацистская Германия оккупировала Судеты, положив начало полной оккупации Чехословакии. Уинтон серьезно интересовался политикой и хотел стать свидетелем событий в стране, которая в одночасье стала небезопасной для евреев.

В отличие от Австрии и Германии, в Чехословакии не было организованной массовой эвакуации детей. Молодой Уинтон встречался с семьями, которые хотели во что бы то ни стало спасти детей, и начал составлять списки фамилий, пишет The Guardian.

Первый поезд с детьми отправился из Праги 14 марта, за день до того, как немецкие войска вошли в Чехословакию. Николас вернулся в Британию и разработал план спасательной операции, подыскал детям приемные семьи, собрал необходимые средства и поборол все бюрократические препоны, включая разрешения на выезд из Чехословакии и въезд в Великобританию. Его стараниями каждому ребенку была гарантирована сумма в 50 фунтов стерлингов (2500 современных фунтов, или 4220 долларов), которая должна была обеспечить последующее возвращение на родину.

В ряде случаев он был вынужден подделать документы Хоум-офиса, которые задерживались и без которых детей не выпускали из Чехословакии.

Всего из Праги в Великобританию прибыли 8 поездов. Девятый, который должен был выехать 1 сентября с 250 детьми, не успел: в этот день Германия вторглась в Польшу и все границы были мгновенно закрыты. Началась Вторая мировая война.

Немецкие солдаты не дали тем, кто прибыл на вокзал, сесть в поезд. Почти все эти дети погибли в концлагерях. У многих из них были братья и сестры, которым удалось уехать и спастись благодаря сэру Уинтону и его соратникам.

По приблизительным подсчетам, сейчас во всем мире живут около 6 000 тысяч потомков "детей Ники".

После войны Николас Уинтон работал в Международной организации по делам беженцев, созданной при ООН, пишет The Telegraph. Он занимался имуществом, которое было присвоено нацистами. Союзники обнаружили многочисленные ящики с очками, золотыми зубными протезами и пломбами, вырванными у людей, уничтоженных в газовых камерах.

В задачу Уинтона входила сортировка и фотографирование этих ужасных находок. Какие-то можно было продать с аукциона и отдать деньги в пользу пострадавших в ходе войны, другие же материальной ценности не имели. Последние решено было захоронить в море. Памятная церемония проходила под руководством Уинтона: это была его дань памяти и уважения погибшим. Каждая "бесполезная" вещь была частью чьей-то истории, однако установить владельцев было невозможно.

В более поздние годы Николас Уинтон занимался благотворительностью, в том числе фондом, который оказывает помощь престарелым.

До 1988 года его участие в спасении детей из Чехословакии было никому не известно, сообщает The Prague Post. Его жена обнаружила альбом с фотографиями и некоторыми документами, связанными с эвакуацией. Позже друг семьи передал альбом телекомпании BBC, которая в том же году сняла о нем документальный фильм.

Благодаря этой передаче Уинтон смог встретиться со спасенными им детьми и их потомками, а о его подвиге узнали рядовые британцы. Среди спасенных Уинтоном - известный британский режиссер Карел Рейш, снявший в том числе экранизацию Фаулза "Женщина французского лейтенанта", и барон Альфред Дабс, бывший член парламента, пожизненный пэр.

Сэру Николасу Уинтону установлено несколько памятников и памятных табличек в Чехии, Великобритании и США. Его именем названа малая планета, открытая чешскими астрономами, а с 2008 года Чехия выдвигает его кандидатуру на Нобелевскую премию мира.

Как ни странно, при всех своих заслугах сэр Уинтон не получил звание Праведника мира. Дело в том, что у него, несмотря на то, что он исповедует христианство, есть еврейские корни, а звание присуждается только неевреям, которые в годы войны спасали евреев, рискуя собственной жизнью.

Свой 105-й день рождения сэр Уинтон отметил в чешском посольстве в Лондоне в присутствии спасенных им детей и их потомков, которые преподнесли ему торт со 105 свечами.

Несмотря на солидный возраст, сэр Уинтон пребывает в здравом уме и твердой памяти. Два года назад, когда 103-летнему сэру Николасу делали операцию по замене сустава, врачи, следуя обычной процедуре, спросили его, что делать, если во время операции его сердце остановится: реанимировать его или нет. "Конечно, реанимировать! - воскликнул он. - Жизнь, знаете, чертовски хорошая штука, я хочу жить!"

© Новости России, 22 мая 2014 г., 15:15

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Причины лояльности фашизму

Сообщение Holy Scripture » 25 июл 2014, 21:21

КОГДА ЦЕРКОВЬ ПРИСЯГАЕТ НА ВЕРНОСТЬ ФЮРЕРУ

Размышления над книгой Эрика Метаксаса «Дитрих Бонхёффер. Праведник мира против Третьего Рейха»

Размышление-1

Труд Эрика Метаксаса предваряется вводным словом Тимоти Келлера. Это теолог, автор книги с примечательным названием «Разум за Бога: Почему среди умных так много верующих» (М: Эксмо, 2012). Он пишет: «Наследие Бонхёффера невозможно справедливо оценить, не зная о чудовищной капитуляции немецкой Церкви перед Гитлером. Как могли «преемники Лютера», величайшего проповедника Евангелия, дойти до такого позора?». И здесь же называет несколько предпосылок совершившегося падения. Если их сгруппировать и прописать с графической отчетливостью, то вырисовываются следующие факторы:

• нежелание жертвовать собственной безопасностью и противиться наступлению нацизма.
• выработка фарисейской системы хитроумной аргументации, позволяющей во всём поддерживать позицию фюрера, осуждать другие народы, превозносить немцев, уклоняться от прямых обвинений а измене делу Христа.
• чрезмерно легковесное, профанированное толкование Божьей любви и благодати: мол, Бог прощает всех, такая у Него работа; и нас Он примет такими, какие мы есть, никуда не денется.
• формализм, в котором погрязла церковная жизнь.
• готовность подчиняться идеям легализма и морализма, убеждающим, будто Бог особо благоволит к тем, кто законопослушен, дисциплинирован и активен в совершении малых добрых дел социального служения.

Наспех сконструированный блок этих защитных сооружений позволял забыть о христианском долге «стояния в проломе», требующем духовной отваги, о принципах бескомпромиссной духовной войны. Он обеспечивал атмосферу попустительства злу, наступавшему по всем направлениям, становившемуся всё сильнее и наглее.

Катастрофическое расширение пространства роковых перемен уже почти не беспокоило большую часть немецких протестантов. Они, как будто, оглохли и ослепли, замуровав наглухо все дверные и оконные проёмы, запечатав все воздуховоды, соединявшие их с миром библейских истин, Божьих Откровений. Приняв в себя яд агрессивной нацистской пропаганды, они убили внутри себя зародыши чувств вины, стыда, ответственности, заглушили в себе голос совести. Страх Божий почти исчез из их душ, вытесненный животным ужасом перед угрозами насилия со стороны циничного и беспощадного режима.

© Владислав Аркадьевич Бачинин, 18 июля 2014 г. в 13:53

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4361
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

История одного антифашиста

Сообщение FontCity » 16 авг 2014, 15:32

Геринг, брат Геринга. Незамеченная история праведника

Альберт Геринг, брат рейхсмаршала Германа Геринга, был убежденным антифашистом. Всю войну, рискуя жизнью, он спасал от нацистов евреев и славян, участников Сопротивления и диссидентов, вызволял их из лагерей смерти, переправлял за границу, снабжал деньгами. Однако об этом человеке и его подвиге почти ничего неизвестно. Уильям Хастингс Берк решил исправить эту несправедливость. Несколько лет он колесил по Европе, встречаясь с потомками тех, кому когда-то помог Альберт, разыскивая архивные документы, сопоставляя факты. «Сноб» публикует отрывок из его книги «Геринг, брат Геринга», которая выходит в издательстве CORPUS
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4361
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Уроки истории

Сообщение FontCity » 23 сен 2014, 17:05

Издательство «НАРД» выложило для бесплатного скачивания книгу Эрвина Люцера «Крест Гитлера: Церковь времен III Рейха»

«В эти дни мы, команда «НАРДа», как и многие верующие, серьезно обеспокоены усиливающимися тенденциями поляризации внутри церковных общин по политическим убеждениям и симпатиям прихожан, а также политизацией самой церкви как отклик на события последних недель и месяцев, и возникающим от этого напряжению и разногласиям, — рассказал директор издательства «НАРД» Алексей Ефетов. - История не раз показывала, насколько опасным является увлечение церкви происходящими в обществе социально-политическими процессами, что неизбежно приводит к смещению ее главного фокуса - сосредоточения на Кресте Христовом, с которым связаны все ее чаяния, надежды и устремления. Одним из ярких примеров подобных явлений и их трагических последствий является история церкви Третьего Рейха, которой посвящена книга «Крест Гитлера»».

«Книга содержит немало параллелей с днем сегодняшним и предлагает читателю усвоить многие уроки, которые верующие изрядно подзабыли за прошедшие десятилетия. Нам кажется, что она может быть хорошим подспорьем в решении многих духовных проблем в наших церквях и обществе, которые породила ситуация в Украине и России. Поэтому мы приняли решение сделать книгу доступной для бесплатного скачивания на несколько недель (до 1 ноября), чтобы как можно больше людей, независимо от их местонахождения и возможностей, смогли прочитать эту книгу. Пользуясь случаем, хотел бы искренне поблагодарить издательство Moody Publishers за содействие в этом проекте», - добавил Алексей Ефетов.

Скачать книгу можно на сайте издательства по ссылке.

Справка

Эрвин Люцер, автор книги, с 1980 года несет служение старшего пастора церкви «Муди» в Чикаго, постоянный участник программ национальной Библейской вещательной сети в США и Трансмирового радио. Родился и вырос на юге Канады. Автор более двадцати книг, издающихся многотысячными тиражами во всем мире. Известен русскоязычному читателю по книге «За порогом смерти» и другим публикациям.

Ниже публикуются некоторые цитаты Эрвина Люцера из книги «Крест Гитлера»:

• «История нацистской Германии - это рассказ о реальном конфликте между двумя спасителями и двумя крестами… Крест напоминает нам о том, что сражение ведется не столько между церковью и государством, сколько внутри наших собственных сердец»;

• «Могущественное государство всегда было угрозой существованию и влиянию церкви. Какой бы ни была эта угроза - нацистской, коммунистической или гуманистической - государство, враждебное по отношению к религии, всегда будет пытаться подтолкнуть церковь к вынужденной бесполезности», - Эрвин Люцер, из книги «Крест Гитлера»;

• «Для современной церкви продолжает существовать угроза обернуть крест Христов чуждым ему флагом, как это случилось с церковью в нацистской Германии. Но что, если только крест Христов хранит нас от могущественных и жестоких сил, которые, если высвободятся, то приведут в изумление весь мир?».


© Христианский медиа-блог Греху.нет, 23.09.2014 со ссылкой на invictory.com
Изображение
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4361
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

ВМВ и ВОВ

Сообщение FontCity » 27 окт 2014, 10:49

Пять главных советских мифов о Великой Войне


• Миф 1

Величайшая Битва Добра со Злом в Истории называется «Великая Отечественная Война Советского Народа против Немецко-Фашистских Захватчиков» и продолжалась 4 года - с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945.

Реальность

Вторая Мировая Война – именно под этим названием великую битву знает весь остальной мир – продолжалась (основная часть) с 1 сентября 1939 года (нападение Третьего Рейха и последовавшее за ним 17 сентября нападение СССР на Польшу) до 2 сентября 1945 (капитуляция Японской Империи). Во многих странах локальные военные конфликты в рамках Второй Мировой имеют свои названия. Однако нигде, кроме Советского Союза, название ЧАСТИ войны не подменяло собой название ВСЕЙ войны.

Причиной, заставившей советское руководство создать собственную историографию на этот счёт, стал тот факт, что Советский Союз де факто принимал участие во Второй Мировой Войне с 17 сентября 1939 года на стороне Третьего Рейха (подробнее – см. Миф №2) (17 сентября 1939 года CCСР, по предварительному сговору с Германией, напал на Польшу. Совместную победу красно-коричневые отпраздновали в Бресте. – ЭР)

Именно поэтому исчисление войны с 22 июня 1941 года – момента, когда Советский Союз вынужденно начал сражаться ПРОТИВ Третьего Рейха, являлось для советской историографии принципиальным.

Сухопутная война между Советским Союзом и Третьим Рейхом на территории Восточной Европы является крупнейшим, но всё же эпизодом (т.е. – одним из ряда эпизодов) глобального конфликта, происходившего между Союзниками (позже – Антигитлеровской коалицией) с одной стороны и Странами Оси – с другой (подробнее – см. Миф № 5).

Изображение

Причём на планете есть всего 1 (одна) страна, которая участвовала во Второй Мировой Войне с самого её начала до самого конца, то есть отбарабанила всю войну от звонка до звонка. Эта страна – Британская Империя (автор забыл о СССР, который начал барабанить еще с Халхин-Гола и Испании - ЭР).


• Миф 2

Советская Идеология была принципиальным противником фашизма, а Советский Союз – принципиальным врагом фашистской Германии. Все пособники фашистов – наши враги, все коллаборационисты – предатели.

Реальность

Советская идеология стала принципиальным противников фашизма преимущественно с 1938 года, а полноценно – лишь с 1941 года. Пропаганда до этого времени (1933-1939) рисует германский режим и вообще жизнь в Германии примерно так же, как социальное устройство и жизнь в США, Франции или Британской Империи. То есть, в этой стране правят буржуазные силы, которые принципиально противоположны истинно народной власти – власти рабочих и крестьян.

Сейчас этот факт кажется удивительным, но сначала фашизм (если мы говорим о немецком фашизме, то более правильным термином является «нацизм», потому что в узком смысле понятие «фашизм» применяется только по отношению к итальянской фашистской партии) никому не казался злом. Вся история глобальной борьбы с фашизмом – это история постепенных прозрений и постепенного перехода к антифашизму стран, народов и отдельных групп. Даже Британская Империя, которая может похвастаться наиболее приципиальной и последовательной антифашистской позицией, длительное время исповедовала тактику умиротворения.

30 сентября 1938 года в Мюнхене премьер-министр Британской Империи Невилл Чемберлен и премьер-министр Франции Эдуар Даладье подписали соглашение с рейхсканцлером Третьего Рейха Адольфом Гитлером и премьер-министром Италии Бенито Муссолини, по которому де факто было признано право Германии оккупировать часть Чехословакии. Этот факт, получивший название «Мюнхенского сговора», считается позорным пятном на репутации Британии и Франции, пытавшихся в этот момент договориться с Гитлером и не доводить дело до конфликта.

Изображение

Что касается Советского Союза, то его сотрудничество с Германией с 1922 года по 1939 (преимущественно, правда - 1922-1933) было чрезвычайно масштабным. До прихода к власти нацистской партии в СССР рассматривали Германию как ближайшего кандидата на совершение социалистической революции, а после – как стратегического союзника в борьбе с западным капитализмом. СССР и Германия много обильно торговали, обменивались технологиями, активно сотрудничали в военной сфере (в 1920-30 годах в СССР было по меньшей мере три центра подготовки немецких военных кадров и разработки военных технологий, безусловно нарушавших условия Версальского мирного договора). Отчасти в СССР были заложены основы железной машины Вермахта, захватившей большую часть Европы и обрушившейся на сам СССР 22 июня 1941.

Изображение
Изображение
Братья по оружию

Изображение
Изображение
Изображение

В соответствии с секретным протоколом к договору о ненападении между Третьим Рейхом и СССР (пактом Молотова-Рибентропа) после начала второй мировой войны СССР де факто вступил в войну на стороне Третьего Рейха, вторгнувшись 17 сентября 1939 года в Польшу. 22 сентября 1939 года в Бресте прошёл совместный парад Вермахта и РККА, посвящённый подписанию договора о демаркационной линии.

Изображение

В СССР все знали, что Брест – это крепость-герой, но далеко не все знали, почему все остальные населённые пункты, отличившиеся в первые дни войны, назывались «Городами-Героями», и только Брест – «Крепостью-Героем». Ответ довольно банален: жители Бреста при нападении Третьего Рейха на СССР не проявили себя никак. Они вообще не считали себя гражданами страны, на которую только что было совершено нападение, потому что ещё два года назад были гражданами Польши, которую СССР разделил с Третьим Рейхом, совместно отпраздновав это событие торжественным парадом. Сопротивление немецкому нападению оказал военный гарнизон, базировавшийся под Брестом – в старой крепости. Естественно, полностью состоящий из советских войск, приехавших сюда совсем недавно. Именно поэтому героем является лишь крепость – а не город (кстати, до этого, в 1939 году Брестскую крепость оброняли от гитлеровских войск поляки и нужно отдать им должное, обороняли они достойно - ЭР).

Также мало кто знает о героической обороне некоторых городов (например, Львова) от немецко-фашистских захватчиков в сентябре 1939 года. Оборона Львова не отличалось кровавостью, но была предельно драматичной – немцы вошли на окраину города (как и позже на окраину Москвы) ещё 12 сентября, и далее десять дней их выбивали оттуда польские войска, пока с другой стороны не подошла РККА и не предложила гарнизону сдать город. Впрочем, надо признать, что вояками поляки были отвратительными. С солдатами, которым даже ружей не выдали, они слили сентябрьскую войну полностью.

Изображение

Лишь 22 июня 1941 года, с нападения Третьего Рейха на СССР начинается Вечная Принципиальная Вражда рабочих и крестьян с фашистами, которую мы так хорошо знаем по советским учебникам. Как писал по этому поводу Оруэлл, Океания всегда воевала с Остазией.


• Миф 3

Советский народ в едином порыве сражался против немецко-фашистских захватчиков, кто – в рядах Красной Армии, кто – в рядах партизан, а кто – просто вредил по мелочи. Не сражались только предатели и прочие коллаборационисты.

Реальность

Начнём с того, что значительная часть людей, которые впоследствии являлись частью «советского народа», в то время как минимум не идентифицировали себя с ним.

Я уже написал выше о брестской крепости, однако большинство людей не представляет себе масштабов явления. В результате польского похода РККА 1939 года Советским Союзом была оккупирована территория почти в 200 тысяч квадратных километров, включавшую в себя Западную Украину, Западную Беларусь, Восточную Польшу и Юго-Западную Литву. В общей сложности на этой территории проживало 13 миллионов человек. За считанные месяцы советские органы власти организовали на этой территории «народное волеизъявление» и присоединили их к соответствующим советским республикам. В июне-июле 1940 РККА фактически без боя заняла Бессарабию и Западную Буковину - территорию в 50 тысяч квадратных километров, на которой проживало 3 миллиона 776 тысяч человек (с 2 августа 1940 – Молдавская ССР). В июне 1940 года СССР оккупирует Эстонию, Латвию и часть Литвы, которые после проведённых «выборов» превратились 21-22 июля в соответствующие советские республики. В общей сложности оккупированные СССР к этому моменту территории по прощади и населению были приблизительно равны такой, например, стране, как Италия.

При этом на оккупированных терристориях советская власть проводит массовые репрессии, зачищая их от неблагонадёжных и классово чуждых рабочим и крестьянам элементов. Эти элементы без суда арестовывали, сажали в тюрьмы, ссылали в Сибирь, в крайних ситуациях – расстреливали. Самыми известными являются операции по депортации жителей прибалтийских государств (операция 1940 года, в ходе которой были выселены до 50.000 человек, и операция «Прибой» 1949, в ходе которой было выселено больше 100.000) и массовые расстрелы польских военных (в Катынском лесу, в Старобельском лагере, в Осташковском лагере и других местах, в общей сложности 22.000 человек).

Изображение

Несложно представить себе, что население всех этих территорий не горело желанием защищать СССР от кого бы то ни было, хоть от чёрта лысого. Но даже на той части Советского Союза, которая была советской до 39-го года, мягко говоря, далеко не все поддерживали советскую власть.

В Белоруси и на Украине были сильны националистические настроения, потому что с составе Советского Союза (так же, как ранее в составе Российской Империи) обеим нациям фактически предложили забыть их культуру, полностью заменив её русской. Вдобавок, на Украине была ещё слишком свежа память о голоде 1933-го года. 1941 год от голодомора отделяют какие-то 8 лет – это столько, сколько отделяет нас от Оранжевой Революции, и на 5 лет меньше, чем отделяет нас от ухода Ельцина, то есть в 1941 ВСЁ взрослое население Украины хорошо помнило – не по рассказам, а из собственного опыта – величайшую трагедию, постигшую эту страну за всю её историю. В 1933 на Украине умерло число украинцев, сравнимое с числом погибших затем за все 6 лет Второй Мировой Войны. Поэтому слова «пусть будут немцы, только бы не советы – ХУЖЕ ВСЁ РАВНО НЕ БУДЕТ» для украинцев не только звучали психологически убедительно, но и являются (как мы видим сейчас) объективной истиной. Повторюсь ещё раз, для тех, кто медленно догоняет, это важно: ФАШИСТСКАЯ ВЛАСТЬ НА УКРАИНЕ УБИЛА МЕНЬШЕ ЛЮДЕЙ, ЧЕМ СОВЕТСКАЯ.

Начало Великой Отечественной Войны – сюрреалистическое действо, в ходе которого РККА преимущественно ... даже не отступает, а, скорее, рассыпается в пыль. Позже немцы будут вспоминать июнь-июль 1941 словами «впереди нет врага, а позади нет тыла» (потому что обоз не успевает за стремительно продвигающимися вглубь советской территории и встречающими бессистемное сопротивлениt немецкими частями). Значительная часть советских солдат не хочет сражаться, не понимает, за что они сражаются, и массово дезертирует. В войсках невероятный недостаток организации, никто не знает, куда бежать и что делать. Отдельные случаи геройства в эти дни выглядят так же сюрреалистично, как и массовое бегство солдат РККА. Книга Константина Симонова «100 суток войны», посвящённая хаосу первых дней Великой Отечественной, так и не вышла в СССР (её издали лишь в 1982 году в сильно переработанном виде под названием «Разные дни войны»). Дисциплина в войсках и «единый порыв», в ходе которого советский народ ... (ну и так далее) были достигнуты далеко не сразу, и не последнюю роль здесь сыграли штрафбаты, заградотряды, да и поведение самих фашистских оккупантов, которые оказались хуже самых пессимистичных оценок.


• Миф 4

Все немцы во время войны были фашистами, каждый немецкий солдат был ЭсЭсовцем.

Реальность

Это не самая большая проблема, связанная с войной (я бы назвал её «малый миф»), но чувство справедливости во мне требует замолвить словечко за немцев. Они не заслужили того места в истории, которое сегодня занимают. Из всей великой истории и грандиозной по масштабам тысячелетней культуры (подарившей нам современную структуру городов и принципы торговли, множество ремёсел и религиозную реформацию, значительную часть классической музыки и философии, и многое-многое другое) мы помним сегодня «Хенде хох» и «Гитлер – капут». Ну правда, ребята, это просто нечестно.

Германия после развала «второго рейха» представляла собой руины огромного государства с богатейшими культурными, и, что немаловажно, военными традициями. Вермахт изначало создавался, как организация, лишённая какого бы то ни было политического окраса – такой окрас имели оппоненты вермахта, «штурмовые отряды» («штурмовики» или «коричневорубашечники»). После «ночи длинных ножей» штурмовики (как и другие немецкие военизированные организации) вошли в состав вермахта, но они не играли там ведущих ролей. Почти всё руководство вермахта оставалось вне политики до 1939 года, и значительная часть руководства оставалась беспартийным до самого 20 июля 1944 года, когда после знаменитого покушения на Гитлера, организованного высокопоставленными военными, противниками нацизма, Гитлер фактически заставил всех генералов вступить в партию под угрозой расправы. По приговору суда за заговор 20 июля были расстреляны один фельдмаршал, 19 генералов, 26 полковников, 2 посла, 7 дипломатов другого уровня, 1 министр, 3 государственных секретаря и шеф криминальной полиции рейха (всего – 200 человек по приговору и около 5.000 без суда, ещё около 7.000 были арестованы и заключены в концлагеря). Среди прочих погибли выдающийся разведчик Канарис (повешен в стальном ошейнике) и Роммель - один из величайших полководцев 20-го века (вынужденно покончил с собой).

Среди рядовых военных Вермахта до самого конца войны членов НСДАП почти не было: они встречались чаще среди офицеров и их численность не превышала 5% от общей численности Вермахта. «Партийные» призывники и добровольцы старались попасть в Войска СС, которые с одной стороны считались более привилегированными, с другой – были гораздо более политизированными и выполняли почти все задания по зачистке мирного населения, расстрелам комиссаров, евреев и т.д. Но даже войска СС зачастую сопротивлялись особенно людоедским партийным приказам.

Для рядовых же немцев приход к власти нацистов был стихийным явлением: почти таким же, как приход к власти в России малочисленной и непопулярной партии большевиков. Стремление немцев очиститься от нацистского прошлого после поражения в войне (денацификация, запрет националистических политических сил, и т.д.) безусловно залуживают уважения, и служат примером для других наций, прошедший через подобные этапы в своей истории.


• Миф 5

Фашистскую Германию победил Советский Союз.

Реальность

Говорить о победе СТРАНЫ над СТРАНОЙ в глобальном военном конфликте между крупными коалициями государств, вообще говоря, некорректно. Некорректно не только терминологически, но и чисто по-человечески: делить такой апельсин, как «Победа» между теми, кто внёс «бОльший» вклад и теми, кто с нашей точки зрения внёс «меньший» вклад, попросту некрасиво: все солдаты коалиции – боевые товарищи, и вклад каждого был бесценен. Умирали солдаты одинаково: на земле, на море и в воздухе, и победа у них была, как пелось в известной песне, «одна на всех».

Однако поскольку эта тема в последние годы интенсивно муссируется, я не могу пройти мимо.

Как я уже написал в разборе Мифа № , единственной страной, отпахавшей всю войну от звонка до звонка, является Британская Империя. Сегодня большинство людей при слове «Британия» представляет себе одноимённый остров, однако в 1939 году Британия была крупнейшим из всех когда-либо существовавших государств в истории человечества, занимала четверть земной суши, и была домом 480 миллионов человек (четверти всего населения Земли). В состав Британской Империи входили собственно Британия, а также Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Канада, Индия (современные Индия, Пакистан, Бангладеш, Бирма и Шри-Ланка), Гайана (Британская Гвиана), около четверти Африканского континента (вертикальная полоса от Египта до Южной Африки плюс территории центрального атлантического побережья) и значительная часть Ближнего Востока (современные Израиль, Иордания, Ирак, Кувейт, Оман, Йемен и ОАЭ). Над Британской Империей действительно никогда не заходило солнце. Экономическая и военная мощь этого государства значительно превосходила силы Третьего Рейха. Однако то обстоятельство, что оно было «разбросано» по всему миру, а основные боевые действия шли в Европе, существенно ухудшало возможности британцев в борьбе с полностью находящейся в Европе Германией.

После блистательного немецкого блиц-крига в Польше, а затем в странах Бенилюкса и во Франции начинается длительная позиционная война между немцами и англичанами, происходящая преимущественно на море, и получившая название «битва за Атлантику». Эта битва продолжалась почти все 6 лет войны и стоила жизни приблизительно 100.000 человек, превратив Атлантический океан в один из главных театров боевых действий. Другие значительные театры боевых действий: Северная Африка, где немецкие войска сражались с британскими на суше; Китай (и юго-восточная Азия), где Японская Империя сражалась с длинным перечнем стран, бОльшую часть которых она захватила; затем – Тихий океан, где Японская Империя и США вели в 1941-1945 морскую войну; и, конечно, «Восточный фронт» - сухопутный театр военных действий на территории Восточной Европы, на котором сражались Третий Рейх и СССР.

Последний театр был самым значительным по объёму военных усилий и числу потерь и самым важным для всех без исключения союзников. Поэтому начиная с 22 июня 1941 года США включили СССР в программу «ленд-лиза» - передачи вооружений, материалов и припасов воюющей стороне «в долг», по которой они уже поставляли вооружение в Британию. В общей сложности в СССР по ленд-лизу было поставлено товаров на 11 миллиардов долларов (140 миллиардов в современных ценах), около 17 с половиной миллионов тонн различных грузов. Это было вооружение (стрелковое оружие, танки, взрывчатка, боеприпасы), самолёты, паровозы, автомобили, корабли, машины и оборудование, продукты питания, цветные и чёрные металлы, одежда, материалы, химические реактивы и так далее. Особо хочется отметить 330 тысяч литров спирта.

По ряду направлений ленд-лиз составлял значительную долю от общего объёма товаров, использованных в СССР за время войны: например, по ленд-лизу было поставлено около трети всех взрывчатых веществ, использованых в СССР в 1941-1945, около 40% меди и больше 50% алюминия, кобальта, олова, шерсти, железнодорожных рельсов и т.д. Локомотивов в СССР по ленд-лизу было поставлено в 2 с половиной раза больше, чем было выпущего за годы войны советской промышленностью, большинство «Катюш» стояло на шасси Студебеккера. Почти все мясные консервы, попадавшие на фронт, были американского производства. (Кстати, поставки по ленд-лизу были оплачены в итоге всего на 7%, то есть практически всё это американцы подарили СССР).

Фразы вроде «мы бы победили и без этого» или «они бы проиграли, если б не мы» грешат фантастическим дилетантизмом. Но поскольку разговор часто и целенаправленно уводят в эту сторону, я должен высказать своё частное мнение: «С моей (скромной) точки зрения, без шестилетних героических усилий британцев в Битве за Атлантику, без четырёхлетних колоссальных вливаний американских денег в ленд-лиз, спасший сотни тысяч жизней советских граждан, без множества прочих мелких и средних жертв и очагов сопротивления других стран и народов, у Советского Союза были слишком призрачные шансы выиграть войну у Третьего Рейха; с высокой степенью вероятности, Советский Союз бы её проиграл». Ещё раз: это моё скромное частное мнение.

И, кстати, высока вероятность того, что после поражения Советского Союза войну всё равно выиграли бы Союзники – мощь Британской Империи и богатство Соединённых Штатов всё равно сделали бы своё дело.

© Дядька Димка, Живой Журнал, May. 8th, 2013 | 10:27 pm



Что касается официальной советской пропаганды, то она предпочитала всячески преуменьшать значение американкой помощи, а то и вовсе её замалчивать. В марте 1943 года американский посол в Москве, не скрывая обиды, позволил себе недипломатичное заявление: "Российские власти, по-видимому, хотят скрыть, что получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ в том, что Красная Армия сражается в этой войне одна". И во время Ялтинской конференции 1945 года Сталин вынужден был признать, что ленд-лиз - замечательный и самый плодотворный вклад Рузвельта в создание антигитлеровской коалиции.

Изображение
Подготовка P-63 к отправке в СССР

Изображение
Bell P-39 Airacobra перед отправкой из Эдмонтона в СССР

Граждане западных стран от всего сердца пытались использовать поставки в СССР, чтобы поддержать советских воинов хоть какой-то приятной мелочью, подарком от души. Советская же пропаганда это хамски высмеивала, она старалась не допускать дружбы и взаимопонимания между людьми в частном порядке - только через государство и только так, как решит государство. Как в тюрьме - только в присутствии надзирателя.

Изображение
Американский и советские пилоты рядом с истребителем P-39 «Аэрокобра», поставлявшимся в СССР по ленд-лизу

Изображение
Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне

Изображение
Цех по сборке самолетов Bell P-39 «Аэрокобра» в США для СССР

Изображение
Mk II «Matilda II», Mk III «Valentine» и Mk IV «Valentine»

Изображение
M4 «General Sherman» в составе Красной Армии

Изображение
Студебекеры в Иране по пути в СССР. Если бы не страны Запада, то Красная Армия въехала бы в Берлин на лошадях (если бы въехала). До поставок ленд-лиза вся Красная Армия была на коннкой тяге.

Изображение

Однако, официальная точка зрения СССР на ленд-лиз выразилась в таких строках: "Советский Союз был предоставлен самому себе, не получал помощи от Запада, в частности от США, именно в ту пору, которая была для него самая отчаянная, когда решался вопрос, быть или не быть советскому государству". Политическое и гражданское свинство всегда было нашей отличительной чертой.

Неудивительно, когда по кинотеатрам страны в 80-х годах пошёл американский фильм "Неизвестная война", многие испытали шок: ас Покрышкин рассказывал, как он всю войну летал на американском истребителе "Аэрокобра". О северных караванах с грузами помощи. О многом другом, что переворачивало всё, а потому не воспринималось - такого не может быть, "мы же со школы знаем правду". Правду ли?

Поскольку без содействия Англии и США СССР не мог бы вести войну против Германии, то утверждения советской пропаганды об экономической победе социализма в Великой Отечественной войне и о способности СССР самостоятельно победить Германию - не более чем миф. В отличие от Германии в СССР обозначившаяся еще сначала 30-х годов цель создать антарктическую экономику, способную обеспечить армию в военное время всем необходимым для ведения современной войны, так и не была достигнута. Гитлер и его советники просчитались не столько в определении военно-экономической мощи СССР, сколько в оценке способности советской экономической и политической системы функционировать в условиях тяжёлого военного поражения, а также возможностей советской экономики достаточно эффективно и быстро использовать западные поставки, а Великобритании и США - осуществить такие поставки в необходимом количестве и своевременно.

«Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Он перестал иметь большое значение много позднее. Но осенью 1941 года мы всё потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, тёплые вещи для армии и другое снабжение, ещё вопрос, как обернулось бы дело.» (© Бережков В.М.: «Как я стал переводчиком Сталина». М., 1993. С. 337)

Изображение
Три фотографии, показывающие реакцию 16-летнего немецкого солдата, когда его взяли в плен американцы. Германия, 1945 год

Изображение
Вид с крыши дрезденской ратуши после бомбардировки города авиацией Союзников с 13 по 15 февраля 1945 года. Около 3600 самолетов сбросили на город 3900 тонн обычных и зажигательных бомб. Пожар уничтожил около 25 квадратных километров в центре города, погибло более 22000 человек
(© Walter Hahn/AFP/Getty Images)


Изображение
Американские солдаты на десантной лодке пересекают Рейн под огнем немецких войск

Изображение
Американский солдат из 12-й бронетанковой дивизии рядом с группой пленных немцев где-то в лесу в Германии

Изображение
Советские офицеры и американские солдаты во время встречи на Эльбе в апреле 1945 года

Изображение
Советские солдаты ведут бой в пригороде Кенигсберга, Восточная Пруссия, апрель 1945 года

Изображение
Чешская женщина целует советского солдата-освободителя, Прага, 5 мая 1945 года. Эта женщина ещё не знает о 1968 годе

Изображение
Метро Нью-Йорка в час-пик 1 мая 1945 года застыло: были получены новости о смерти Гитлера. Лидер нацистской Германии застрелился в бункере в Берлине 30 апреля 1945 года. Его преемник, Карл Дениц, объявил по радио, что Гитлер погиб смертью храбрых и что война против Союзников должна продолжиться

Изображение
Британский фельдмаршал Бернард Монтгомери (справа) читает пакт о капитуляции в присутствии немецких офицеров (слева направо): майора Фриделя, адмирала Вагнера, адмирала Ганса-Георга фон Фридебурга в штабной палатке 21-й группы армий, Люнебургская пустошь, 4 мая 1945 года. Пакт предусматривал прекращение боевых действий на фронтах на севере Германии, Дании и Голландии с 8 утра 5 мая. Немецкие силы в Италии сдались раньше, 29 апреля, а остатки армии в Западной Европе – 7-го мая, на Восточном фронте – 8-го. Пятилетняя война на просторах Европы была окончена

Изображение
Огромная толпа людей в центре Лондона 8-го мая, в день победы в Европе, слушает объявление премьера о безоговорочной капитуляции Германии. На улицы Лондона в тот день вышло около миллиона человек

Изображение
Таймс Сквер в Нью-Йорке заполнен людьми, празднующими победу над Германией, 7 мая 1945 года

В Европе в этот момент 8 мая и там празднуют тоже, за исключением СССР, который избрал для себя отдельную дату своей собственной войны. Для оправдания этого факта многие советские историки трясут с пеной на губах аргументы, притянутые за уши, но правда предельно проста - за многие десятилетия мы так и не удосужились отмечать день победы вместе со всем миром. Уже даже бывшие враги давно стали друзьями, но только мы, последыши советской пропаганды, до сих пор не смогли примириться ... нет, не с врагами, а со своими бывшими союзниками, которые нам очень сильно помогли в трудное время и бок о бок сражались вместе с нами против общего врага.

Мы как жлобы поставили себя особняком и празднуем какую-то свою собственную отдельную войну, извращённую пропагандистскими мифами, откровенной ложью и патриотическим пафосом. В ней мы ВЕЛИКИЕ герои, одержавшие ВЕЛИКУЮ победу в ВЕЛИКОЙ войне но так и не получившие её. Нас этой победой каждый год по губам мажут с трибуны мавзолея те, кто её себе присвоил, и мы восторженно чмокаем губами - мы же герои.

Изображение
Москва. В День Победы на Красной площади. Снимок сделан: 9 мая 1945 г.

Слова выступавшего на Поклонной горе в год 50-летия Победы Б.Н. Ельцина: «в истории войны есть ещё ненаписанные и вырванные страницы». Многие из них недописаны до сегодняшнего дня.

Для тех, кому эта и похожие темы интересны, рекомендуем посмотреть фильм Владимира Синельникова Последний миф. Это 18-серийный фильм, долгий, но посмотреть стоит.

© Эхо России, 9 мая, 2013 - 22:18
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Христианство и фашизм

Сообщение Holy Scripture » 22 мар 2015, 12:58

Бонхёффер против Гитлера

• Сопротивление и покорность

При размышлениях о бонхёфферовском трехтомнике, выпущенном издательством московского Библейско-богословского института, и о биографическом фолианте Эрика Метаксаса так и рвётся с кончика пера замшелый трюизм, памятный со школьных лет и тяготящий своей совковой генеалогией: «Очень своевременные книги!» Впечатляет темпоральный парадокс непреходящей своевременности вечной темы: беспощадная и смертоносная коллизия экзистенциального выбора между сопротивлением и покорностью[1], кажется, не собирается нас покидать.

70 лет тому назад, весной 1945 года гитлеровский режим убил бесстрашного борца с тоталитаризмом Дитриха Бонхёффера. И по сей день колокол этого имени продолжает звонить. И не стоит спрашивать, по ком он звонит. Особенно сегодня…

В нашем восприятии имя Дитриха Бонхёффера, этой знаковой фигуры антифашистского сопротивления, неотрывно от образа молодого, полного сил, цветущего мужчины, который встал на путь бескомпромиссной борьбы с преступной властью, выказал готовность не только к духовному, но и к политическому сопротивлению гитлеризму, вступил в ряды заговорщиков, замысливших физическую ликвидацию фюрера, и сложил голову, взойдя на эшафот, достойно встретив смерть на виселице.

Понять глубинный личный, экзистенциальный подтекст этики Бонхеффера, его богословских текстов и проповедей невозможно если изъять их из того социально-исторического и политического контекста, внутри которого существовало авторское «я». А контекст этот был чудовищным. Жить, мыслить, трудиться, писать приходилось под гнётом тяжелейших глыб нацистской режимности, придавливавших к земле живую человеческую душу.

Из фундаментального, прекрасно написанного биографического исследования Э. Метаксаса мы узнаём, что Дитрих Бонхёффер решил стать богословом в тринадцать лет. В конце 1920-х он защитил свою первую диссертацию, дебютировав как теолог-социолог. Работа называлась «Sanctorum Communios: Догматическое исследование социологии Церкви». Уже тогда обозначилась отчётливая социальная ориентированность его религиозного мышления. Исследуя пограничные проблемы церковно-общественной жизни, он не подозревал, какие испытания ожидают в будущем церковь и общество, весь народ, всех немецких христиан и его самого в том числе. Он не мог и помыслить, что в его собственной судьбе теология самым трагическим образом пересечётся с политикой, и что ему придётся расплатиться за это пересечение своей жизнью.

Будучи выходцем из старинного аристократического рода, протестантским пастором, христианским интеллектуалом, серьёзным богословом, духовным лидером, неустрашимым борцом с диктаторским режимом, Бонхёффер отчетливо сознавал безмерную чудовищность политического режима Третьего Рейха. Для него не существовало проблемы выбора модели отношения к нацизму. Вопрос «принимать Гитлера или не принимать» для него не стоял. Он ясно видел, что при фюрере практически всё, в чём сохранялся хотя бы малейший проблеск человечности, нравственности и подлинной одухотворённости, подвергалось растлению и растаптыванию. Он слышал, как из-под глыб диктатуры раздавались стоны и вопли полураздавленных душ, жаловавшихся на то, как им плохо, страшно, невыносимо. Они вопили в пустоте богооставленности и, не получая ни ответа, ни утешения, изнемогали и тихо гасли, подобно искрам, тающим в ночном мраке. От них оставались тени былых личностей, человеческие оболочки, антропологические остовы, послушно отправляющие свои социальные и политические функции, но для духовной жизни умершие.

И вот, среди этого, почти дантовского, гнетущего хорала мёртвых и полумёртвых душ, раздавленных своей потерянностью, раздаётся звук совсем другого голоса. То не крик в темноту и пустоту, то обращение души прямо к Богу. Это душа Дитриха Бонхёффера, который просит у Господа мужества и стойкости, Ему очень нужны духовные, нравственные силы, и он знает, где их искать. Для него протестантская этика, ищущая опоры в евангельском учении Христа, апеллирующая к личной нравственности, совести, ответственности, - лучшее пособие при формулировке принципов собственной поведенческой стратегии в экстремальных обстоятельствах тоталитарного режима. Он находит силы в постоянных молитвах, неустанных размышлениях, проповеднической деятельности, общении с верующими, работе над текстами статей, книг, проповедей. Он копит силы, которые вскоре ему очень понадобятся.

• «Мерзейшая мощь»: внутри катастрофы

31 января 1933 г. Гитлер стал рейхсканцлером. Спустя несколько дней после этого Геббельс записал в своём дневнике: «Теперь будет легко продолжать борьбу, потому что мы можем использовать все государственные ресурсы. Радио и пресса в нашем распоряжении. Мы осуществим шедевр пропаганды. И на этот раз, естественно, не будет недостатка в деньгах»[2].

Государство готовилось стать демонизированным монстром, эффективной машиной по уничтожению всего лучшего, что выработал немецкий дух за свою историю. Многим высоким ценностям и смыслам было уготовано оказаться перемолотыми и безжалостно брошенными в огненную топку. В воздухе запахло тотальным насилием, серой и смертью. В этих условиях становятся понятны те чувства и мысли, которые привели Бонхёффера к признанию: "По правде говоря, я молюсь о поражении моего народа в войне, ибо это единственный путь расплатиться за страдания, причинённые моей страной миру!"

Среди немцев всё шире распространялась уверенность в том, что Гитлер принесёт германской нации спасение. Когда же возглас «Хайль!», то есть «Свят!», стал общеобязательным официальным приветствием, эта уверенность превратилась в краеугольный идеологический догмат абсолютной покорности новоявленному идолу.

Циничный вождь Третьего рейха неоднократно сокрушался по поводу исторического невезения немцев, которым досталась, как он утверждал, самая несуразная из всех религий - христианство. Оно с его мистическим бредом, кротостью и бессилием не шло ни в какое сравнение ни с воинственным исламом, ни с героической верой японцев, прославляющих самопожертвование. И с этой, ни на что не годной религией надо было что-то делать.

К этому времени своё решение данной проблемы уже нашли большевики в СССР, вынесшие христианству смертный приговор и принявшиеся нещадно искоренять его. Однако нацистский вождь, будучи макиавеллистом и ницшеанцем, избрал другой путь, более коварный и прагматичный. Это был путь, как сегодня сказали бы, деконструкции христианского учения. Решено было приспособить христианскую религию к эпохе великих преобразований. Гитлер причислил Иисуса к «арийским героям» и надеялся заставить церковь идти в ногу со временем, сделать её несентиментальной, сильной и беспощадной, превратить в союзника национал-социализма, в проводника его идей.

У Бонхёффера не оставалось сомнений, что не только государство, но и народ вошли в историческую полосу торжества зла. Отныне все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, вместе с аппаратом пропаганды стали с удесятеренной силой осуществлять растление масс, лишать их духовного иммунитета против пандемии зла. И они добились своего: миллионы людей не захотели оставаться людьми и действительно перестали ими быть. Подобно доктору Фаустусу, Германия заложила свою душу дьяволу, оказалась в полной власти тёмной силы, а это не обещало ей ничего хорошего. Под брутальным напором демонической мегаструктуры тоталитарного государства совершилось вхождение в мефистофелевскую эпоху «апокалипсиса немецкой души» (Г.У. фон Бальтазар).

Бонхёффер понял, что родина становится для него духовной чужбиной, что борьба неизбежна, что ни о каком непротивлении и смирении не может быть и речи, что нерассуждающая покорность злу сама есть зло. В том же 1933 году он записал: «Чудовищная опасность нашего времени заключается в том, что повсеместно раздаётся призыв к авторитету вождя или должности, и мы забываем о человеке, одиноко предстоящем высшей власти, и о том, что каждый, кто налагает насильственно руки на другого человека, попирает вечные законы и берёт на себя сверхчеловеческую власть, которая в итоге сокрушит его»[3]. Германскому народу не следует ожидать спасения от Гитлера. И надо во что бы то ни стало помогать людям избавляться от гибельных заблуждений.

Разумеется, такие полярные личностные типы, как Дитрих Бонхёффер и Адольф Гитлер, не могли оставаться на положении отдалённых, индифферентных относительно друг друга полюсов. Провидение вело борца-праведника, взявшего на себя тяжкий крест, к его Голгофе. Бог готовил его к скорбному поприщу мученика. Рано или поздно духовный свет и духовная тьма, самоотверженное благородство и чудовищная подлость, праведность и дьявольская одержимость должны были столкнуться.

• Великая христианская депрессия

Тексты Бонхёффера свидетельствуют о том, что он не питал иллюзий относительно качества религиозности и уровня духовности своего народа. Секуляризм уже несколько веков разгуливал по немецкой земле, и бытовым безверием уже давно никого нельзя было удивить. Фаустовско-мефистофелевский дух прочно обосновался в Германии и не собирался её покидать. Энергетический импульс Реформации, заданный в XVI веке Мартином Лютером, успел заметно ослабеть. Повседневная жизнь лютеранских церквей свидетельствовала о серьёзных деформациях религиозного сознания как священнослужителей, так и прихожан. Радикальные формы безрелигиозности доминировали в социальных, моральных, культурных, художественных и прочих сферах духовно-практической жизни. Богословская мысль занималась целенаправленным обмирщением образа Христа. А те, кто хотел высвободить Сына Божьего из чужеродного секулярного контекста, пребывали в меньшинстве и не могли переломить общую ситуацию.

Бонхёффер не мог смириться с тем, что во многих церквах под маской внешней благопристойности Благая Весть провозглашалась нечистыми устами и лукавым языком. Он понимал, что христианский мир находится в острой фазе общей духовной депрессии и подступил к той черте, за которой располагалась уже полная безрелигиозность. Понимал он и то, что Германия, а с нею и другие страны, имеющие те же духовные проблемы, пребывают более под гневом Божиим, чем под Его благодатью, то есть должны будут поплатиться за своё богоотступничество.

На его глазах совершалась духовная катастрофа: церковь, покорная злу, капитулировала перед циничным режимом. Многим казалось, что христианский крест побеждён нацистской свастикой. Появился и всё шире распространялся оксюморонный тип христианина-фашиста. Всё больше церковных служителей, епископов и пасторов выказывали готовность пойти в услужение режиму. Союз с нацистским государством, подчинённость фюреру представлялись им неизбежными и даже целесообразными.

Теолог Тимоти Келлер, автор книги с примечательным названием «Разум за Бога: Почему среди умных так много верующих» (русский перевод - М: Эксмо, 2012), пишет: «Наследие Бонхёффера невозможно справедливо оценить, не зная о чудовищной капитуляции немецкой Церкви перед Гитлером. Как могли «преемники Лютера», величайшего проповедника Евангелия, дойти до такого позора?»[4]. И здесь же называются несколько предпосылок совершившегося падения. Если их сгруппировать и прописать с графической отчётливостью, то вырисовываются следующие факторы:

• нежелание жертвовать собственной безопасностью и противиться наступлению нацизма.
• выработка фарисейской системы хитроумной аргументации, позволяющей во всём поддерживать позицию фюрера, осуждать другие народы, превозносить немцев и одновременно уклоняться от прямых обвинений в измене делу Христа.
• чрезмерно легковесное, профанированное толкование Божьей любви и благодати: мол, Бог прощает всех, такая у Него работа; и нас Он примет такими, какие мы есть, никуда не денется; спасение нам всё равно гарантировано.
• формализм, в котором погрязла церковная жизнь, изобилующая социальными мероприятиями, общественными акциями, внешне благопристойными, но внутренне выхолощенными.
• непропорционально большая роль идей легализма и морализма, убеждающих, будто Бог особо благоволит к тем, кто законопослушен, не перечит властям, дисциплинирован и активен в совершении малых добрых дел скромного социального служения.

Сконструированный блок этих защитных сооружений позволял забыть о христианском долге «стояния в проломе», требующем духовной отваги, о принципах бескомпромиссной духовной войны со злом. Он обеспечивал атмосферу попустительства злу, наступавшему по всем направлениям, становившемуся всё сильнее и наглее.

Катастрофическое расширение пространства роковых перемен уже почти не беспокоило большую часть немецких протестантов. Они, как будто, оглохли и ослепли, замуровав наглухо все дверные и оконные проёмы, запечатав все воздуховоды, соединявшие их с миром библейских истин. Приняв в себя яд агрессивной пропаганды, они убили внутри себя зародыши чувств вины, стыда, ответственности, заглушили в себе голос совести. Выступая с проповедями, Бонхёффер видел и понимал, что страх Божий почти исчез из душ многих прихожан, вытесненный животным ужасом перед угрозами насилия со стороны циничного и беспощадного режима.

• Протестантская этика и дух тоталитаризма

Неутешительные констатации ставили перед Бонхёффером как пастырем и проповедником неотвратимый вопрос: что же делать тем христианам и христианским церквам, которые не желают плыть в общем депрессивном потоке? Ответ, который он сформулировал для себя, звучал так: «Не только перевязывать раны попавшим под колёса, но и вставлять палки в эти колёса». Церковь должна быть с теми, кто страждет. И она ни в коем случае не должна быть заодно с агрессорами и насильниками.

Ещё в ранней юности Бонхёффер, услышав, как отец критикует немецкую церковь, называя её ограниченной, жалкой и слабой, заявил: «В таком случае я возьмусь реформировать её».

Спустя годы возмужавший Дитрих, получивший теологическое образование и ставший пастором немецкой Лютеранской церкви, повёл себя не так, как большинство церковных лидеров. Наступил час, когда он сознательно пошёл на разрыв с этой духовно жалкой и морально слабой церковью. То было опасное решение, обрекавшее его не только на отчуждение от очень многих собратьев по вере, но и на противостояние беспощадному врагу – нацистскому государству.

Ещё в преддверие 1933 года, накануне прихода Гитлера к власти, в осенний праздник Реформации Бонхёффер выступил с мрачной проповедью. Как интеллектуал-аналитик, он на церковной кафедре не витийствовал, не заклинал, а исследовал и доказывал. Выстраиваемая им цепочка рациональных умозрений не утешала, не умиротворяла прихожан, а заставляла задуматься над смыслами происходящих перемен.

Бонхёффер заявил, что Немецкая Лютеранская церковь находится при смерти, что «эта Церковь уже не является Церковью Лютера», что в приготовлениях к торжественному празднованию ему видятся признаки обряда пышных похорон, что слова отца Реформации «На том стою и не могу иначе» перестали иметь какое-либо отношение к современным лютеранам, ибо те стали совсем другими.

Будучи по характеру нонконформистом, обладая сильным и независимым умом, Бонхёффер оставался практически одинок в своих умонастроениях и публичных выступлениях. Единомышленников, которые бы полностью поддерживали его, было очень мало.

В глазах Бонхёффера церковь непременно должна существовать отдельно от государственных, властных структур. Даже её собственные организационные структуры нередко оказываются холодными, безличными конструкциями, тяжёлыми веригами, пригибающими христианский дух к земле и препятствующими развитию личных отношений христианина с Богом. Эти структуры могут костенеть, ветшать, корёжиться, разрушаться под напором различных обстоятельств. В предельных случаях они становятся совершенно чужеродными евангельскому духу, начинают угашать его, уничтожать его свободу, вставать препятствием на пути индивидуального духа к Божьему Духу. Сакральное становится не мостом к трансцендентному, а стеной, которую мало кому удаётся преодолеть.

Чтобы этого не случалось, церковь никогда, ни при каких обстоятельствах не должна находиться под идейно-политическим патронажем государства. Институциональная обособленность, финансово-экономическая независимость – вот базовые социальные условия её духовной свободы от идеологических ангажементов и режимных требований политических узурпаторов.

Эта евангельская истина стоила Дитриху Бонхёфферу вначале свободы, а затем и жизни. Краткий, протяжённостью всего лишь в 39 лет, жизненный путь был насильственно прерван. Но остались замечательные тексты, которые читают во всём мире, и которые постепенно доходят и до российского читателя.

[1] См.: Д. Бонхёффер. Сопротивление и покорность. М., Пер. с нем. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.
[2] Цит. по: Метаксас Э. Дитрих Бохёффер. Праведник мира против Третьего Рейха. М.: Эксмо, 2012.С.173.
[3] Метаксас Э. Дитрих Бохёффер. Праведник мира против Третьего Рейха. М.: Эксмо, 2012.С.165.
[4]Там же. С. 15.

© В.А. Бачинин, профессор, доктор социологических наук (Санкт-Петербург)
ΕΣΧΑΤΟΣ, 21/03/2015

Изображение

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4361
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

«Обрубки»

Сообщение FontCity » 27 апр 2015, 08:45

СТАЛИНСКИЕ САМОВАРЫ

В 1949 году, перед празднованием 70-летия юбилея Великого Сталина, в СССР были расстреляны фронтовики - инвалиды Второй мировой войны.

Часть их расстреляли, часть вывезли на далекие острова Севера и в глухие углы Сибири с целью дальнейшей утилизации. Валаам - концентрационный лагерь для инвалидов второй мировой войны расположенный на острове Валаам (северная часть Ладожского озера), куда после второй мировой войны в 1950-1984 свозили инвалидов войны. Основан по указанию советского руководства в 1950 году. Находился в старых монастырских зданиях. Закрыт в 1984 году.

Окончательное решение инвалидского вопроса в СССР было проведено за одну ночь силами специальных отрядов советской народной милиции. В одну ночь органы провели облаву, собрали бездомных инвалидов и централизованно отвезли на вокзал, погрузили в вагоны-теплушки типа ЗК и эшелонами отправили на Соловки. Без вины и суда. Чтобы они неприятным видом своих фронтовых обрубков не смущали граждан и не портили идиллическую картину всеобщего социалистического благоденствия советских городов. Существует мнение, что беспризорные инвалиды ВОВ, коих было после войны десятки тысяч, прежде всего вызывали злость у тех, кто действительно просидел войну в штабах.

Ходили слухи, что эту акцию организовал лично Жуков. Инвалидов, например, вывезли не только из Киева, их вывезли из всех крупных городов СССР.

Изображение

«Зачистили» страну за одну ночь. Это была беспрецедентная по своим масштабам спецоперация. Рассказывали, что инвалиды пытались сопротивляться, бросались на рельсы, но их поднимали и всё равно везли. «Вывезли» даже так называемых «самоваров» - людей без рук и ног. На Соловках их иногда выносили подышать свежим воздухом и подвешивали на верёвках на деревьях. Иногда забывали и они замерзали. Это были обычно 20-летние ребята, покалеченные войной и списанные Родиной как отработанный и больше не приносящий пользу Родине человеческий материал.

Многие из них калечились во время штурма Берлина в марте-апреле 1945-го, когда маршал Жуков в целях экономии танков посылал солдат-пехотинцев в атаку на минные поля. Таким образом, наступая на мины и подрываясь, солдаты своими телами разминировали минные поля, создавая коридор для войск, тем самым приближая Великую Победу. Об этом факте товарищ Жуков с гордостью хвастался Эйзенхауэру, что зафиксировано в личном дневнике американского военачальника, который просто впал в ступор от таких откровений советского коллеги.

Со всего Киева в тот раз вывезли несколько тысяч инвалидов. Инвалидов, которые жили в семьях, не трогали. «Зачистка инвалидов» проводилась в конце 40-х годов. Но тогда инвалидов отправляли в интернаты. Они тоже напоминали тюрьмы, да и были эти интернаты в ведомстве НКВД. С тех пор на парадах ветеранов уже не было инвалидов. Их просто убрали, как неприятное упоминание. Таким образом Родина больше никогда не вспоминала об этой неприятной проблеме инвалидов, а советский народ мог дальше продолжать беззаботно наслаждаться советской благодатной действительностью без необходимости лицезреть неприятное зрелище тысяч просящих милостыню, спивающихся инвалидов-обрубков. В небытие ушли даже их имена. Уже гораздо позже те инвалиды, оставшиеся в живых, начали получать льготы и прочие блага. А те - одинокие безногие и безрукие мальчики - были просто заживо похоронены на Соловках, и сегодня уже никто не знает их имён и их страданий. Так было проведено окончательное решение инвалидского вопроса в СССР.

© Ларри Гримм
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4361
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Современный фашизм

Сообщение FontCity » 17 июл 2015, 10:59

Лет чуть ли не десять назад я обидел своего дядюшку. Он поставил мне кассету с Жанной Бичевской, а я отказался её слушать. Сказал, что её участие в фашистском проекте меня отвратило от неё раз и навсегда. Дядюшка купил кассету в церкви. В Русской Православной. Он на меня жутко обиделся: как я посмел эту наиправославнейшую наипатриотку к фашистам примазать?! Я, когда вернулся домой, счёл своим долгом составить для дядюшки обстоятельный ответ. Вырезал из фильма фрагмент, где Бичевская поёт гимн русскому великодержавному шовинизму, призывая к захватнической войне, и выслал ему вместе с письмом.
Больше мы с моим дядюшкой про Бичевскую не разговаривали.
Но тема, по-моему, всё ещё актуальна.



Здравствуй, дядя!

Чрезвычайно рад возможности общения с эрудированным и интеллигентным собеседником. Здоровья тебе, любви и счастья!


Начать объяснение своей позиции я хочу с дефиниций. Под фашизмом я понимаю национальную нетерпимость - деление людей на расы и национальности и объявление некоторых из них высшими, элитными, благородными и т.п., а других - низшими, второсортными, грязными и недостойными. Увы, такое деление всегда ведёт к неравенству в правах, запретам на профессии, чертам оседлости, вандализму, погромам и прочим холокостам.
Понимаю, что моё определение фашизма может отличаться от твоего, а также от принятого и употребимого в обществе. Поэтому предлагаю иметь в виду те описания, которые даёт этому понятию словарь Ожегова (он у тебя вроде как есть?) и БСЭ:


ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм - феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. 20 в. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии т.н. новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет "вождя", "фюрера". Тотальный, в т.ч. идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к "чужим" национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации - непременные элементы идеологии и политики фашизма. Фашистские режимы и движения фашистского типа широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка. При видимой противоположности идеологических установок (напр., "класс" или "нация"), по способам политической мобилизации общества, приемам террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные движения и режимы большевизма, сталинизма, маоизма, "красных кхмеров" и др. В условиях слабости демократических институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьезную угрозу.
(© Энциклопедический словарь)

ФАШИЗМ, -а, м. Идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма, опирающиеся на неё политические течения, а также открытая террористическая диктатура одной господствующей партии, созданный ею репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии и развязывание войны. Победа над фашизмом. II прил. фашистский, -ая, -ое. Фашистская оккупация. Ф. режим.
ФАШИСТВУЮЩИЙ, -ая, -ее. Ведущий политику фашизма, насаждающий фашизм, действующий подобно фашистам. Фашиствующие молодчики.
РАСИЗМ, -а, м. Реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой. Проповедники расизма. II прил. расистский, -ая, -ое. Р. режим.
АНТИСЕМИТИЗМ, -а, м. Одна из форм национальной нетерпимости - враждебное отношение к евреям. II прил. антисемитский, -ая, -ое.
(© Толковый словарь С.И. Ожегова и М. Шведовой)


Я не приемлю фашистскую идеологию, фашизм считаю отвратительнейшим явлением, и всячески стараюсь избегать каких бы то ни было контактов с фашистами. Увы, сталкиваться с фашиствующими ребятками мне всё-таки иногда приходится, ещё чаще попадаются фашиствующие газетки, брошюрки, фильмы и проч.

Например, недавно попался мне двухчасовой фильм «Россия с ножом в спине», снятый неизвестной мне ранее студией «Поле Куликово». Чтобы меня потом не обвинили в распространении фашистских материалов, и чтобы в первую очередь не мучила потом угрызениями собственная совесть, этот фильм я тебе отправлять не стану. Ограничусь краткой аннотацией: авторы фильма поделили граждан России на несколько групп по национальному признаку и объявили одну из них - евреев - преступной нацией, виновной во всех бедах русского народа: от разрухи в ещё советской экономике до тотального русского пьянства. Ну и, естественно, каждого еврея, живущего сейчас в России, лично обвинили в распятии Христа.

Если захочешь, думаю, сможешь найти этот фильм сам. Авторы посвятили его 10-летию со дня «блаженной кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна», в титрах фильма обозначено, что он снят по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина. Перечислять всех иерархов РПЦ, участвующих в фильме, не стану - слишком их там много, листов на пять потянет. Так что, если захочешь - можешь спросить этот фильм в ближайшей православной церкви.


Одним из участников этого фильма выступила Жанна Бичевская. На мой взгляд, само участие в таком проекте для воспитанного, образованного, интеллигентного человека (какой я и считал Жанну Бичевскую) невозможно ни за какие деньги. Некоторые деятели участвовали в фильме только для обозначения позиции, дескать, я тоже с вами, но на самом деле говорили либо просто пустые фразы, либо вполне нейтральный текст. Роль же Бичевской не ограничилась демонстрацией своей поддержки фашизма. Она спела песни, претендующие на роль гимнов для фашиствующих молодчиков.

Помнят наши предки, помнят наши деды,
Помнит наша церковь, Господа моля:
Куликово поле - русская победа,
Куликово поле - русская земля.

Движутся хоругви в утреннем тумане.
Скоро содрогнётся от сраженья твердь.
Поле русской славы, поле русской брани,
Поле русской жизни, победившей смерть.

Мы врага настигнем по его же следу
И порвём на клочья, Господа хваля.
Куликово поле - русская победа,
Куликово поле - русская земля.

Возвратит Россия русский Севастополь.
Станет снова русским полуостров Крым,
Наш Босфор державный, наш Константинополь
И святыня мира - Иерусалим.


И назло масонам и иным злодеям,
Всем, кто к христианам злобою кипит,
Куликово поле вспомним и прозреем.
И святыня эта нас соединит.

И куда б ни шёл я, и куда ни еду -
В сердце православном родины поля.
Куликово поле - русская победа,
Куликово поле - русская земля.


Автор песни - Александр Пономарёв


«Скажи-ка, дядя», чем отличается эта песня от призывов Жириновского вымыть сапоги русских солдат в Индийском океане? Уверен, что, распевая именно такие «державные» песни, русские нацисты и маршируют с лозунгами «Россия - для русских», оскверняют памятники и кладбища, устраивают погромы, убивают негров, индусов, тадкжикских девочек и режут верующих в синагогах.

И как, слыша с той стороны границы такие песни, должны себя чувствовать украинцы? А турки? А израильтяне? «Иные злодеи»? Должны воспылать к православным русским уважением и любовью?

Я полагаю, что у них возникнут желания другого рода - относиться к русским как к потенциальным захватчикам, усилить границы и позаботиться о хорошей, крепкой армии. Не помешают и участие в НАТО, и американская ПРО. Что мы и наблюдаем сейчас практически по всему миру - от Грузии и Прибалтики через Финляндию, Польшу, Чехию, Венгрию и т.д. аж до самой Аляски. И, увы, никакие былые заслуги русского оружия перед болгарами, армянами и прочими народами Европы не помогут их потомкам избавиться от страха перед современными русскими фашистами.

Позволь, пожалуйста, ещё одно замечание: Господь, как я читал в Библии, призывал любить врагов, а не рвать их на клочья. Или православным Библия - не указ?


Авторы фильма прекрасно понимают, что их деятельность противоречит не только нормам морали, но и действующему законодательству. Разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, призывы к войне, к свержению власти насильственным путём в России - слава Богу! - запрещены. Прекрасно понимая, что никакое благословение ортодоксальной церкви не спасёт их от тюрьмы, ребятки пытаются откреститься от навязываемой ими идеологии: «Искренне веруя в благодатную силу архиерейского благословения, авторы фильма всё же считают необходимым сказать, что за конкретное содержание тех или иных сцен в фильме ответственность несут лишь их создатели и участники», - таким титром они завершают созданный ими же ушат помоев. На воре, как водится, и шапка горит. А попытка предпринять «превентивный удар»: «Мы просим рассматривать фильм “Россия с ножом в спине” в качестве официального обращения в Генеральную Прокуратуру РФ...» - полностью обнажает авторов, демонстрирует всю их низость, трусость и безответственность.

Впрочем, вернёмся к дефиниции фашизма. В этимологии этого слова лежит латинское «фашио» - пучок, связка, объединение. Один фашист - это абсурд. Фашист по определению не может быть ни личностью, ни гражданином, он ни за что не пойдёт ни в суд, ни в прокуратуру. Задача фашизма - используя демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны, оболванить массы, а затем руками этих оболваненных создать режим тоталитарной власти.

Вот почему авторы фильма обращаются к массам, а не к правоохранительным органам. Вот почему они привлекают к участию в своих проектах как можно большее количество участников, при этом открещиваясь от их действий и высказываний.


Самое поразительное в этой грустной истории - активное в ней участие уважаемой мною когда-то Жанны Бичевской.

Ещё раз тебе здоровья и всяческих благ! Желаю тебе всё, что ты читаешь, смотришь и слушаешь, читать, смотреть и слушать внимательно, критически и с пристрастием. А ещё желаю тебе побольше красивых песен о любви, о семейном счастье, о доме, надежде, о дружбе и гостеприимстве, ну и о прочих человеческих радостях.

Успехов! 21.02.2007. Игорь.

• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «История христианства»