Времена Лютера
Добавлено: 21 авг 2014, 18:24
ЗАМЕТКИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ЛЮТЕРОВСКОГО ПОВОРОТА
НРАВСТВЕННОЕ ПАДЕНИЕ ЦЕРКВИ
(Ещё одно дежа-вю)
Нравственное падение папского Рима началось задолго до Реформации. Двумя веками ранее, у Данте (1265-1321) уже имелись все основания назвать римскую церковь «помойной ямой крови и грязи, на радость сатане». Те стратегии, которых придерживалась римская курия накануне Реформации, выглядели как открытое возвышение сакрального над трансцендентным. Игнорируя исходный принцип онтологического приоритета трансцендентного над сакральным, она фактически ставила папу, который был всего лишь обычным человеком из плоти и крови, выше Господа Иисуса Христа. И потому не удивительно, что всё отчетливее обнаруживалась депрессивная динамика общего духовного оскудения. Распространялось равнодушие к евангельским ценностям. Неуёмное властолюбие и непомерная алчность вели церковь в тупик невиданного духовного омертвения. Множество людей переживали экзистенциальные катастрофы, оказывались на краю голодной духовной смерти.
На волне этого первого этапа великой христианской депрессии, в условиях нарастающего духовного голода на культурно-историческую авансцену стали выдвигаться образы «нового человека» - символические фигуры вроде доктора Фауста, расторгшего завет с Богом и заключившего договор с дьяволом, чтобы отдать тому в полное владение свою земную и посмертную судьбу.
Подобный богоборческий бунт мрака против света требовал энергичного противодействия. Чтобы приостановить отдаление человека от Бога, оставался единственный путь спасения - развернуться и устремиться прочь от бездны, двинуться по направлению к Богу, к исполнению Его заветов. И Лютер решился на такой разворот, понимая, что простой критики церковных нравов в духе Савонаролы уже явно недостаточно. Следовало отыскать богословские основания и обозначить библейские пути духовного возрождения и укрепления ослабевшей веры миллионов христиан.
Лютер приходит к убеждению, что только опора на Библию как средоточие абсолютных истин и безусловных императивов, только доказательства того, что церковь нуждается не столько в патронате папы, сколько в путеводительской помощи Христа, создадут необходимые предпосылки для духовного возрождения.
© Владислав Аркадьевич Бачинин, профессор
НРАВСТВЕННОЕ ПАДЕНИЕ ЦЕРКВИ
(Ещё одно дежа-вю)
Нравственное падение папского Рима началось задолго до Реформации. Двумя веками ранее, у Данте (1265-1321) уже имелись все основания назвать римскую церковь «помойной ямой крови и грязи, на радость сатане». Те стратегии, которых придерживалась римская курия накануне Реформации, выглядели как открытое возвышение сакрального над трансцендентным. Игнорируя исходный принцип онтологического приоритета трансцендентного над сакральным, она фактически ставила папу, который был всего лишь обычным человеком из плоти и крови, выше Господа Иисуса Христа. И потому не удивительно, что всё отчетливее обнаруживалась депрессивная динамика общего духовного оскудения. Распространялось равнодушие к евангельским ценностям. Неуёмное властолюбие и непомерная алчность вели церковь в тупик невиданного духовного омертвения. Множество людей переживали экзистенциальные катастрофы, оказывались на краю голодной духовной смерти.
На волне этого первого этапа великой христианской депрессии, в условиях нарастающего духовного голода на культурно-историческую авансцену стали выдвигаться образы «нового человека» - символические фигуры вроде доктора Фауста, расторгшего завет с Богом и заключившего договор с дьяволом, чтобы отдать тому в полное владение свою земную и посмертную судьбу.
Подобный богоборческий бунт мрака против света требовал энергичного противодействия. Чтобы приостановить отдаление человека от Бога, оставался единственный путь спасения - развернуться и устремиться прочь от бездны, двинуться по направлению к Богу, к исполнению Его заветов. И Лютер решился на такой разворот, понимая, что простой критики церковных нравов в духе Савонаролы уже явно недостаточно. Следовало отыскать богословские основания и обозначить библейские пути духовного возрождения и укрепления ослабевшей веры миллионов христиан.
Лютер приходит к убеждению, что только опора на Библию как средоточие абсолютных истин и безусловных императивов, только доказательства того, что церковь нуждается не столько в патронате папы, сколько в путеводительской помощи Христа, создадут необходимые предпосылки для духовного возрождения.
© Владислав Аркадьевич Бачинин, профессор