Страница 2 из 3

Аутодафе по-русски: главное - без пролития крови

Добавлено: 14 сен 2013, 12:53
FontCity
2 из 2


Выводы:

Статистика сожжённых в России включает, по разным данным, от нескольких сотен до нескольких тысяч, в основном старообрядцев.

Сожжения производились светской властью в союзе с церковной, как и у католической инквизиции.

Литература

[1] Бердников И.С. «Краткий курс церковного права». Т. 2. - Казань, 1913. - С. 973, 981; там же ссылки на конкретные документы - РИБ. Т. 12, № 233
[2] Тальберг Н. «История христианской церкви». - М., 1991. - С. 140, 306
[3] ПСРЛ. Т. 10. - С. 94
[4] Памятники литературы древней Руси: XIII век. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 83
[5] Православное Обозрение. - 1876. - Кн. 3. - С. 88‑89
[6] Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI‑XV вв. - С. 145‑146
[7] ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 91; ПСРЛ. Т. 8. - С. 109
[8] ПСРЛ. Т. 40. - С. 134
[9] ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. - С. 36; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306
[10] Древнерусские княжеские уставы: XI‑XV вв. - М.: Наука, 1979. - С. 15
[11] Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель
[12] Библиотека православного христианина
[13] ПСРЛ. Т 28. - С. 337
[14] Скрынников Р. «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный»: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 56, 224, 313, 418, 428
[15] А. Богданов. «Перо и крест: Русские писатели под церковным судом». - М., 1990. - С. 55
[16] ПСРЛ. Т. 6. Ч. 2. - С. 244
[17] Петрей П. «История о великом княжестве Московском» // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 269
[18] Афанасьев А. «Поэтические воззрения славян на природу». Т. 3. - М., 1869. - С. 611
[19] ПСРЛ. Т. 14. - С. 9, 39, 58
[20] Флетчер Д. «О государстве Российском» // Накануне смуты. - М., 1990. - С. 586
[21] Соловьёв С. «История». Т. 8, гл. 2; История. Т. 11; История. Т. 13
[22] ПСРЛ. Т. 34. - С. 204
[23] История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 204, 255‑256
[24] Новомбергский Н. «О волхвах впервые упоминается» // Русские заговоры. - М.: Пресса, 1993. - С. 299, 302, 303, 377
[25] Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2000. - С. 52, 143
[26] Буганов В. «Мир истории: Россия в XVII столетии». - М., 1989. - С. 112‑113
[27] Богданов А. «Русские патриархи». Т. 1. - М.: Терра, 1999. - С. 417‑418; Т. 2. - М., 2001. - С. 36
[28] Котошихин Г.К. «О России в царствование Алексея Михайловича» // Подгот. публикации проф. Г.А. Леонтьевой. - М., 2000. - С. 140, 141, 146‑147
[29] История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 197
[30] Мейерберг А. «Путешествие в Московию России» // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 75
[31] Коллинс С. «Нынешнее состояние России» // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 196; автор жил в России в 1659‑1666 гг.
[32] Рейтенфельс Я. «Сказания о Московии» // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 327, 370; автор жил в России в 1671‑1673 гг.
[33] Замалеев А., Овчинникова Е. «Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности». - Л., 1991. - С. 207
[34] Зеньковский С. «Русское старообрядчество». - М.: Церковь, 1995. - С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403
[35] Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 35
[36] Брюховецкий Иван Мартынович // Энциклопедический словарь: Брокгауз-Ефрон. Т. 2. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - С. 611
[37] Материалы по истории СССР. Вып. 3. Народные движения XVII в. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 291‑292; 317
[38] Афанасьев А. «Поэтические воззрения славян на природу». Т. 3. - М., 1869. - С. 627
[39] Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676‑1700. - Спб., 1842. - № 75
[40] Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. - М., 1997. - С. 391
[41] Ключевский В.О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве 1872‑1875. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 601
[42] Костомаров Н. «Царевна Софья» // Исторические монографии и исследования: в 2 кн. - М., Книга, 1988
[43] Повесть о страдавших в России за древлецерковные благочестивые предания // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. - М.: Терра, 2001. - С. 287
[44] Мельников Ф.Е. «Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви» // сайт «Староверие в документах» http://starover.boom.ru/melnikov2.html
[45] Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV‑XVII вв. - М., 1985. - С. 239‑240
[46] Сельский С. «Ссылка в Восточную Сибирь замечательных лиц» // Русское слово. - 1861. - № 8. - С. 4
[47] Хьюз Л. «Царевна Софья». - СПб.: Гранд, 2001. - С. 161, 162
[48] Викторовский С. «История смертной казни в России и современное её состояние». - М., 1912. - С. 202; ПСЗ. Т. 2. - Спб., 1830. - С. 647‑650
[49] Михайлова Н. «О старообрядчестве» // Сайт журнала «Москва» http://www.moskvam.ru/blessed_fire/04_2 ... ailova.htm
[50] ААЭ. Т. 4. - СПб., 1836. - С. 420‑421
[51] Лилеев М.И. «Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв». - Казань, 1895. - С. 8
[52] Татищев В. «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 356‑357. - (написано в 1733 г.)
[53] Иоаким. Духовное завещание // А. Богданов. Российские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 309, 313
[54] Цветаев. «Дело Кульмана» // ЧОИДР. - 1883. - Кн. 3. - С. 144, 149
[55] Тихонравов Н.С. «Квирин Кульман» // Русский вестник. - 1867. - № 12. - С. 592‑593
[56] Гаврилов А. «Проповедники немецкой веры в Москве и отношение к ним патриарха Иоакима» // Странник. 1873. Т. 1. - С. 140
[57] Доброклонский А.П. «Руководство по истории русской церкви». - М., 2001. - С. 348, 674. (автор - профессор церковной истории, его труд написан в конце XIX в.)
[58] Тихонравов А. «Квирин Кульман» // Русский вестник. - 1867. - № 11. - С. 183; Богданов А. Российские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 230
[59] Богданов А. «Российские патриархи». Т. 2. - М., 1999. - С. 227; ЧОИДР. - 1871. - кн. 3. - С. 187
[60] Афанасьев А. «Поэтические воззрения славян на природу». Т. 3. - М., 1869. - С. 652; Желябужский И. Дневные записки. - М., 1997. - С. 269
[61] Буганов В., Богданов А. «Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви». - М., 1991. - С. 454, 455
[62] Дело о дьячке Василии Ефимове, казнённом в Новгороде сожжением за ложное чудо в 1721 // Русский архив. - 1867. - № 12. - С. 1708‑1720
[63] Семевский М. «Слово и дело: 1700‑1725». - М., 1991. - С. 86
[64] Берхгольц Ф. «Дневник камер-юнкера» // Неистовый реформатор. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. - С. 457‑458; 509‑511
[65] Смилянская Е.Б. «Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в.» - М.: Индрик, 2003. - С. 207, 218, 221
[66] Смилянская Е.Б. «Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII в. ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ» // Сайт «Kennan Alumni» http://www.kennan.yar.ru/seminars/smili ... scuss.html
[67] Богомяков В. «Запрещённое и отречённое чтение для крысоватых женщин и хомяковатых мужчин среднего возраста» // Сайт «Топос: Литературно-философский журнал». - (автор - доктор философских наук, профессор. Зав. кафедрой Политологии в Тюм.ГУ). http://www.topos.ru/cgi-bin/article.pl?id=899
[68] ПСЗ. Т. 8. № 5761. - С. 446
[69] Дело Якова Ярова хранится в архивном фонде Синода РГИА - ф. 796, Оп. 21, Д. 328, 1740 г.
[70] Цит. по Викторовский С. «История смертной казни в России и современное её состояние». - М., 1912. - С. 204
[71] Пыляев М. «Старый Петербург». - СПб., 1889. - С. 155
[72] Русская старина. - 1878. - Т. 23. - С. 309
[73] Костомаров Н. «Анна Иоанновна» http://www.sedmitza.ru/index.html?did=5436
[74] В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII века. - М.: Мысль, 1988. - С. 81; в качестве примеров Е. Анисимов ссылается на проповеди архимандритов Дмитрия Сеченова и Кирилла Флоринского
[75] Павленко Н. «Анна Иоанновна». - М., 2002. - С. 225
[76] Дело хранится в архивном фонде Синода РГИА - ф. 796, Оп. 19, Д. 323, 1738 г.
[77] Гернет Н. «Смертная казнь». - М., 1913. - С. 1
[78] Колчин М. «Ссыльные и заточённые в острог Соловецкого монастыря в XVI‑XIX вв.: Исторический очерк» // С пред. А. С. Пругавина. - М., 1908. - С. 77
[79] Ломоносов М.. «Гимн о бороде» // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 406
[80] Записки Штейнгеля В. И. // Общественные движения в России в первую половину XIX века. Т. 1. - Спб., 1905
81] Русский архив. - 1865. - С. 818

© Е.О. Шацкий
ОУМ - здравый образ жизни со ссылкой на Black Fire Pandemonium и Uznaipravdu.ru

След в искусстве

Добавлено: 15 сен 2013, 08:16
FontCity
Изображение

П.Е. Мясоедов (1867-1913). Сожжение протопопа Аввакума.
Холст, масло.
Размер: 67.5 × 103.5 вершков.
1897.

Раскол

Добавлено: 25 сен 2013, 20:24
Holy Scripture
347 лет Расколу на Руси

23 мая 1666 года по решению Собора святой православной церкви был расстрижен и предан анафеме протопоп Аввакум Петров. Это событие считается началом церковного раскола на Руси.


Предыстория события

Церковная реформа XVII века, авторство которой традиционно приписывается патриарху Никону, имела своей целью изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. По сути, реформа не затрагивала ничего, кроме обрядовой стороны богослужения и первоначально встретила одобрение, как самого государя, так и высшей церковной иерархии.

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

• Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям в формулировках Символа Веры. Был убран союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святого исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом«Ic») была добавлена ещё одна буква - «Іисус».

• Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов.

• Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

• Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды, а трижды.

• Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Однако присущая характеру Никона резкость, а также процедурная некорректность проведения реформы вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян. Это недовольство в значительной мере подпитывалось и личной неприязнью к патриарху, отличавшемуся нетерпимостью и амбициозностью.

Изображение
Никон. Изображение из царского Титулярника, 1672

Говоря об особенностях религиозности самого Никона историк Николай Костомаров замечал: «Пробывши десять лет приходским священником, Никон, поневоле, усвоил себе всю грубость окружавшей его среды и перенёс её с собою даже на патриарший престол. В этом отношении он был вполне русский человек своего времени, и если был истинно благочестив, то в старом русском смысле. Благочестие русского человека состояло в возможно точном исполнении внешних приёмов, которым приписывалась символическая сила, дарующая Божью благодать; и у Никона благочестие не шло далеко за пределы обрядности. Буква богослужения приводит к спасению; следовательно, необходимо, чтобы эта буква была выражена как можно правильнее.»

Имея поддержку царя, даровавшего ему титул «великого государя», Никон вёл дело торопливо, самовластно и круто, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Старорусские обряды предавались осмеянию с неуместной запальчивостью и резкостью; грекофильство Никона не знало предела. Но оно имело в основе своей вовсе не преклонение перед эллинистической культурой и византийским наследием, а провинциализм патриарха, неожиданно выбившегося из простых людей («из грязи в князи») и претендовавшего на роль главы вселенской греческой церкви.

Более того, Никон проявлял возмутительное невежество, отвергая научные знания, ненавидел «еллинскую мудрость». Например, патриарх писал государю: «Христос не учил нас ни диалектике ни красноречию, потому что ритор и философ не может быть христианином. Аще кто от христиан не истощит от своего помышления всяку премудрость внешнюю и всяку память еллинских философов, не может спастися. Премудрость еллинская мати всем лукавым догматам».

Ещё во время своей интронизации (вступления в должность патриарха) Никон вынудил царя Алексея Михайловича дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».

И в дальнейшем Никон совершенно не стеснялся в методах борьбы со своими оппонентами. На соборе 1654 года он публично избил, сорвал мантию, а затем без соборного решения единолично лишил кафедры и сослал противника богослужебной реформы епископа Павла Коломенского. Впоследствии тот был убит при невыясненных обстоятельствах. Современники не без основания полагали, что именно Никон подослал к Павлу наёмных убийц.

Во всё время своего патриаршества Никон постоянно выражал неудовольствие вмешательством светского правительства в церковное управление. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Это нарушало Симфонию властей - принцип сотрудничества светской и духовной власти, описанный еще византийским императором Юстинианом I, который поначалу стремились осуществить царь и патриарх. Например, доходы от монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу, т.е. поступали уже не на нужды Церкви, а в государственную казну.

Трудно сказать, что именно стало основным «камнем преткновения» в ссоре царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Сегодня все известные причины выглядят смешными и более напоминают конфликт двух детишек в детском садике – «не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок!» Но не следует забывать, что Алексей Михайлович, по оценкам многих историков, был довольно прогрессивным правителем. Для своего времени он слыл человеком образованным, кроме того, недурно воспитанным. Возможно, повзрослевшему государю просто надоели капризы и выходки мужлана-патриарха. В своём стремлении к управлению государством Никон утратил всякое чувство меры: оспаривал решения царя и Боярской Думы, любил устраивать публичные скандалы, выказывал открытое неповиновение Алексею Михайловичу и его приближённым боярам.

«Видишь ли, государь, - обращались к Алексею Михайловичу недовольные самовластием патриарха, - что он возлюбил стоять высоко и ездить широко. Управляет этот патриарх вместо Евангелия бердышами, вместо креста – топорками…»

По одной из версий, после очередной ссоры с патриархом, Алексей Михайлович запретил ему «писаться великим государем». Никон смертельно обиделся. 10 июля 1658 года, не отказавшись от предстоятельства Русской Православной церкви, он снял с себя патриарший клобук и самовольно удалился пешком в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности. Патриарх надеялся, что царь быстро раскается в своём поведении и призовёт его обратно, но этого не случилось. В 1666 году Никон был официально лишён патриаршества и монашества, осуждён и сослан под строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. Светская власть одержала победу над духовной. Староверы подумали, что возвращается их время, но ошиблись - поскольку реформа полностью отвечала интересам государства, она стала проводиться и дальше, только под руководством царя.

Собор 1666-1667 годов завершил торжество никониан и грекофилов. Собор отменил решения Стоглавого собора 1551 года, признав, что Макарий с иными московскими иерархами «мудрствовал невежеством своим безрассудно». Именно собор 1666-1667 годов, на котором были преданы анафеме ревнители старого московского благочестия, положил начало русскому расколу. Отныне все несогласные с введением новых деталей исполнения обрядов подлежали отлучению от церкви. Они получили название раскольников, или староверов и подверглись жестоким репрессиям со стороны властей.


Раскол

Между тем, движение за «старую веру» (старообрядчество) началось задолго до Собора. Оно зародилось ещё при патриаршестве Никона, сразу после начала «справы» церковных книг и представляло собой, прежде всего, сопротивление тем методам, которыми патриарх насаждал «сверху» греческую учёность. Как отмечали многие известные историки и исследователи (Н. Костомаров, В. Ключевский, А. Карташев и др.), раскол в русском обществе XVII века фактически являл собой противопоставление «духа» и «интеллекта», истинной веры и книжной учёности, народного самосознания и государственного произвола.

Сознание русского человека не было подготовлено к тем крутым переменам в обрядности, которые проводились церковью под руководством Никона. Для абсолютного большинства населения страны долгие века христианская вера заключалась, прежде всего, в обрядовой стороне и верности церковным традициям. Священники подчас и сами не понимали сущности и коренных причин проводимой реформы, а объяснить им, конечно, никто ничего не удосужился. Да и возможно ли было объяснение сути перемен широким массам, когда и сами священнослужители в деревнях не обладали большой грамотностью, являясь плоть от плоти и кровь от крови такими же крестьянами? Целенаправленная пропаганда новых идей отсутствовала вовсе.

Поэтому низы встретили нововведения «в штыки». Старые книги частенько не отдавали, прятали их. Крестьяне бежали с семьями в леса, скрываясь, от никоновых «новин». Иногда старые книги местные прихожане не отдавали, поэтому кое-где применяли силу, происходили драки, заканчивавшиеся не только увечьями или ушибами, но и убийствами. Усугублению ситуации способствовали ученые «справщики», порой прекрасно знавшие греческий язык, но в недостаточной степени владевшие русским. Вместо грамматического исправления старого текста, они давали новые переводы с греческого языка, незначительно отличавшиеся от старых, усиливая и без того сильное раздражение у крестьянской массы.

Константинопольский патриарх Паисий обратился к Никону со специальным посланием, где, одобряя реформу, проводившуюся на Руси, призывал московского патриарха смягчить меры по отношению к людям, не желающим принимать сейчас «новины».

Даже Паисий соглашался на существование в некоторых областях и регионах местных особенностей богослужения, лишь бы вера была одна и та же. Однако в Константинополе не понимали главную из характерных черт русского человека: если запрещать (либо разрешать) – обязательно всё и вся. Принцип «золотой середины» правители судеб в истории нашей страны находили очень и очень редко.

Первоначальная оппозиция Никону и его «нововведениям» сложилась в среде церковных иерархов и близкого ко двору боярства. «Старообрядцев» возглавил епископ Павел Коломенский и Каширский. Он был избит Никоном публично на соборе 1654 года и сослан в Палеостровский монастырь. После ссылки и гибели епископа Коломенского движение за «старую веру» возглавили несколько клириков: протопопы Аввакум, Логгин Муромский и Даниил Костромской, поп Лазарь Романовский, поп Никита Добрынин по прозвищу Пустосвят и др. В светской среде несомненными лидерами старообрядцев можно считать боярыню Феодосью Морозову и её сестру Евдокию Урусову – близких родственниц самой государыни.

Изображение
Боярыня Морозова. Василий Суриков, 1887


Аввакум Петров

Одним из самых ярких «вождей» раскольнического движения по праву считается протопоп Аввакум Петров (Аввакум Петрович Кондратьев), некогда бывший приятелем будущего патриарха Никона. Так же как и Никон, Аввакум вышел из народных «низов». Он сперва был приходским священником села Лопатицы Макарьевского уезда Нижегородской губернии, затем протопопом в Юрьевце-Повольском. Уже здесь Аввакум проявлял свой не знающий ни малейших уступок ригоризм, который впоследствии сделал всю его жизнь цепью сплошных мучений и гонений. Активная нетерпимость священника к любым уклонениям от канонов православной веры не раз приводила его к конфликтам с местной светской властью и паствой. Она же вынуждала Аввакума спасаться бегством, бросив приход, искать защиты в Москве, у своих приятелей, которые были близки ко двору: протопопа Казанского собора Ивана Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева и самого патриарха Никона. В 1653 году Аввакум, принимавший участие в работе по сверке духовных книг, рассорился с Никоном и стал одной из первых жертв никонианской реформы. Патриарх, применяя насилие, пытался заставить протопопа принять его обрядовые нововведения, но тот отказался. Характеры Никона и его противника Аввакума были во многом схожими. Та резкость и нетерпимость, с которой патриарх боролся за свои реформаторские начинания, столкнулись с такой же нетерпимостью ко всему «новому» в лице его оппонента. Патриарх хотел расстричь непокорного священнослужителя, но за Аввакума вступилась царица. Дело кончилось ссылкой протопопа в Тобольск.

В Тобольске повторилась та же история, что в Лопатицах и Юрьевце-Повольском: у Аввакума вновь произошёл конфликт с местными властями и паствой. Публично отвергая церковную реформу Никона, Аввакум обрёл славу «непримиримого борца» и духовного лидера всех несогласных с никонианскими нововведениями.

После утраты Никоном своего влияния, Аввакум был возвращён в Москву, приближен ко двору и всячески обласкан самим государем. Но вскоре Алексей Михайлович понял, что протопоп вовсе не личный враг низложенного патриарха. Аввакум был принципиальным противником церковной реформы, а, следовательно – противником власти и государства в этом вопросе. В 1664 году протопоп подал царю резкую по форме челобитную, в которой настойчиво требовал свернуть реформу церкви и вернуться к старой обрядовой традиции. За это он был сослан в Мизень, где пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России. В своих посланиях Аввакум именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосингелом российской церкви».

Изображение
Сожжение протопопа Аввакума. Cтарообрядческая икона
В отличие от Западной Европы, на Руси приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах, что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища.


В 1666 году Аввакума привезли в Москву, где 13 (23) мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и «опроклинали» в Успенском соборе за обедней. В ответ на это протопоп тут же заявил, что сам налагает анафему на всех архиереев - приверженцев никонианского обряда. После этого расстриженного протопопа отвезли в Пафнутьев монастырь и там, «заперши в темную палатку, скованна, держали год без мала».

Расстрижение Аввакума было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за него царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём.

Аввакума вновь уговаривали уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре («ты упрям; вся-де наша Палестина, и Серби, и Албансы, и Валахи, и Римляне, и Ляхи, все-де тремя персты крестятся; один-де ты стоишь на своем упорстве и крестишься двема персты; так не подобает»), но он твёрдо стоял на своём.

В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печоре. При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в Пустозёрске.

В большинстве старообрядческих церквей и общин Аввакум почитается как священномученник и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.


Соловецкое сидение

На церковном соборе 1666-1667 годов один из предводителей соловецких раскольников Никандр избрал иную, чем Аввакум, линию поведения. Он притворно выразил согласие с постановлениями собора и получил разрешение вернуться в обитель. Однако по возвращению скинул греческий клобук, опять надел русский и стал во главе монастырской братии. Царю была отправлена знаменитая «Соловецкая челобитная», излагавшая кредо старой веры. В другой челобитной монахи бросили прямой вызов светской власти: "Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие".

Изображение
Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. С. Милорадович, 1885

С.М. Соловьев писал: "Монахи вызывали мирскую власть на тяжелую борьбу, выставляя себя беззащитными жертвами, без сопротивления подклоняющими головы под меч царский. Но когда в 1668 году под стенами монастыря явился стряпчий Игнатий Волохов с сотнею стрельцов, то вместо покорного подклонения голов под меч встречен был выстрелами. Такому ничтожному отряду, какой был у Волохова, нельзя было одолеть осажденных, у которых были крепкие стены, множество запасов, 90 пушек."

«Соловецкое сидение» (осада монастыря правительственными войсками) затянулась на восемь лет (1668 - 1676 гг.) В первое время власти не могли послать больших сил на Белое море из-за движения Стеньки Разина. После подавления бунта под стенами Соловецкого монастыря появился большой стрелецкий отряд, начался обстрел обители. Осажденные отвечали меткими выстрелами, а игумен Никандр кропил пушки святой водой и приговаривал: «Матушки мои галаночки! надежда у нас на вас, вы нас обороните!»

Но в осажденном монастыре вскоре начались разногласия между умеренными и сторонниками решительных действий. Большинство монахов надеялось на примирение с царской властью. Меньшинство во главе с Никандром и миряне - "бельцы" во главе с сотниками Ворониным и Самко требовали "за великого государя богомолие отставить", а про самого царя говорили такие слова, что "не только написать, но и помыслить страшно". В монастыре перестали исповедоваться, причащаться, отказались признавать священников. Эти разногласия предопределили падение Соловецкого монастыря. Стрельцам никак не удавалось взять его штурмом, но перебежчик монах Феоктист указал им отверстие в стене, заложенное камнями. В ночь на 22 января 1676 года, в сильную метель, стрельцы разобрали камни и проникли в монастырь. Защитники обители погибли в неравном бою. Одних зачинщиков восстания казнили, других отправили в ссылку.


Итоги

Непосредственным поводом для Раскола послужила книжная реформа и незначительные изменения некоторых обрядов. Однако настоящие, серьезные причины лежали гораздо глубже, коренясь в основах русского религиозного самосознания, а также в основах формирующихся отношений между обществом, государством и православной церковью.

В отечественной историографии, посвящённой российским событиям второй половины XVII века, так и не сложилось чёткого мнения ни о причинах, ни о результатах и последствиях такого явления, как Раскол. Историки церкви (А. Карташев и др.) склонны видеть основную причину этого явления в политике и действиях самого патриарха Никона. То, что Никон использовал церковную реформу, в первую очередь, для усиления собственной власти, по их мнению, привело к конфликту церкви и государства. Этот конфликт сперва вылился в противостояние патриарха с монархом, а затем, после устранения Никона, расколол всё общество на два враждующих лагеря.

Методы, которыми проводилась церковная реформа, вызвали открытое неприятие со стороны народных масс и большей части священнослужителей.

Для устранения поднявшейся в стране смуты, был созван Собор 1666-1667 годов. Этот собор осудил самого Никона, но признал его реформы, т.к. они на тот момент соответствовали государственным целям и задачам. Тот же Собор 1666-1667 года вызвал на свои заседания главных распространителей Раскола и проклял их верования как «чуждые духовного разума и здравого смысла». Некоторые раскольники подчинились увещеваниям Церкви и принесли покаяние в своих заблуждениях. Другие - остались непримиримыми. Определение собора, в 1667 году положившего клятву на тех, кто из-за приверженности неисправленным книгам и мнимо-старым обычаям является противником церкви, решительно отделило последователей этих заблуждений от церковной паствы, фактически поставив этих людей вне закона.

Раскол долго ещё тревожил государственную жизнь Руси. Восемь лет (1668–1676 гг.) тянулась осада Соловецкого монастыря. Через шесть лет возник раскольнический бунт в самой Москве, где сторону старообрядцев приняли, было, стрельцы под начальством князя Хованского. Прения о вере, по требованию восставших, проводились прямо в Кремле в присутствии правительницы Софии Алексеевны и патриарха. Стрельцы, однако, стояли на стороне раскольников всего один день. Уже на следующее утро они принесли царевне повинную и выдали зачинщиков. Казнены были предводитель старообрядцев поп-расстрига Никита Пустосвят и князь Хованский, замышлявшие поднять новый раскольничий мятеж.

На этом прямые политические следствия Раскола заканчиваются, хотя раскольничьи смуты долго еще вспыхивают то тут, то там - по всем необъятным просторам русской земли. Раскол перестает быть фактором политической жизни страны, но как душевная незаживающая рана - накладывает свой отпечаток на всё дальнейшее течение русской жизни.

Противостояние «духа» и «здравого смысла» заканчивается в пользу последнего уже в начале нового XVIII века. Изгнание раскольников в глухие леса, преклонение церкви перед государством, нивелирование её роли в эпоху петровских преобразований привели в конечном итоге к тому, что церковь при Петре I стала всего-навсего государственным учреждением (одной из коллегий). В XIX веке она и вовсе утратила своё влияние на образованное общество, одновременно дискредитировав себя в глазах широких народных масс. Раскол между церковью и обществом всё более углублялся, вызывая появление многочисленных сект и религиозных течений, призывающих к отказу от традиционного православия. Л.Н. Толстой – один из наиболее прогрессивных мыслителей своего времени – создаёт своё учение, снискавшее множество последователей («толстовцев»), отвергающих церковь и всю обрядовую сторону богослужения. В XX веке полная перестройка общественного сознания и слом старой государственной машины, к которой так или иначе принадлежала православная церковь, привели к репрессиям и гонениям на священнослужителей, повсеместному разрушению храмов, сделали возможной кровавую вакханалию воинствующего «атеизма» советской эпохи…


© Елена Широкова для Muzeum.Me

Ответы на незаданные вопросы

Добавлено: 07 ноя 2014, 11:12
FontCity
Внешняя Политика

Изображение

Огромной проблемой России было то, что большинству её правителей было скучно заниматься своей страной. А величие правителя оценивалось в тысячах квадратных километров завоёванной земли и в миллионах жертв. Мы воевали за чьи угодно интересы вместо того, чтобы строить дома, мосты и дороги. Строить на века, а не на года.

Когда Пруссия захотела отнять у Австрии Силезию, Россия, разумеется, не смогла стерпеть этого и ввязалась с Семилетнюю войну. Мы послали сто тысяч русских солдат, чтобы разобраться с Пруссией. Взяли Берлин. Потом возникла угроза Ганноверу - владению английского короля в центре Европы. И ещё 30 000 солдат прошли пешком через всю Европу воевать за Ганновер.

Изображение

Вы никогда не задумывались - за что гибли русские чудо-богатыри Суворова в Альпах? Зачем мы громили французов в Италии? А как Наполеон оказался в России? Александр отчаянно завидовал его славе и боялся бациллы революции. А Франция ничем не угрожала России. Он участвовал в трёх коалициях против Наполеона и всякий раз был бит - и под Фридландом и под Аустерлицем. И каждый раз Наполеон не ставил никаких условий для России - всегда с почётом отпускал пленных. А Александр торжественно обнимал Наполеона, называл его своим братом и тут же собирал народное ополчение для новой войны.

Мы разорили свою страну, потеряли сотни тысяч солдат ради маниакальных амбиций Александра I. Но больше всего он боялся, что Наполеон, войдя в Россию, отменит крепостное право. Последствия были бы непредсказуемыми.

Изображение

И с чужими революциями мы всегда расправлялись. Россия спасла Австро-Венгрию от распада, подавив венгерскую революцию. А всего спустя четыре года после этого Франц Иосиф отказался поддержать Николая I в Крымской войне.

Изображение

А сама причина начала Крымской войны была просто смехотворной: кому будут принадлежать ключи от церкви Рождества Христова в Вифлееме - православным или католикам? И когда после долгих колебаний турки передали ключи французам, Николай счёл себя оскорблённым и ввёл войска в Молдавию и Валахию. Мы потерпели тяжелейшее поражение в Крыму, потеряли флот и почти 150 000 солдат из-за оскорблённых чувств императора.

Изображение

А сколько стоила России идея панславизма? Патриарх Никон задумал унифицировать церковные обряды на греческий манер, чтобы быть ближе к южным славянам и взять их под крыло православной церкви. И царю Алексею Михайловичу понравилась идея распространить власть православного царя «от моря и до моря, и от рек до конца вселенной». В результате - раскол, смута и тысячи сожжённых раскольников в России. Даже при Петре I, по сведениям Сената, находилось в бегах более 900 тысяч душ – почти 10% всего населения страны.

Изображение

Мы положили десятки тысяч наших солдат за свободу и независимость Болгарии. Во время Первой Мировой Болгария - союзник Германии, во время Второй Мировой Болгария - союзник Германии. Сегодня Болгария - член НАТО.

Изображение

После революции все пошло еще хуже. Мы поддерживаем коммунистические партии во всех странах мира. Финансируем революции за рубежом и жестоко расправляемся с революционерами внутри соцлагеря. В 1953 наши войска танками подавляют восстание в ГДР, в 1956 - в Венгрии. Маршал Жуков «за подавление венгерского контрреволюционного мятежа» получает четвёртую звезду Героя Советского Союза. Наша пресса, разумеется, называет народные восстания «фашистскими вылазками».

Изображение

В 1968 году наши танки входят в Чехословакию. В 1979 - в Афганистан. Мы положили там 15 000 наших солдат. Убили около миллиона афганцев. Наша пресса, разумеется, объясняет, что если бы этого не сделали мы - и в ЧССР и в ДРА вошли бы американцы.

Изображение

Наши солдаты воевали в Корее, Китае, Бангладеш, Лаосе, Йемене, Египте, Ливане, Сирии, Алжире, Анголе, Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре, Боливии, Гренаде, на Кубе... Мы поддерживали любого людоеда, стоило ему заявить, что он строит социализм. На XXVIII (последнем) съезде КПСС было объявлено, что наша помощь составила 700 миллиардов рублей за 20 лет. По 35 миллиардов тех ещё рублей - официально 1 доллар был равен 63 копейкам.

Изображение

Мы высасывали все соки из своей страны. Знаете, в каком году все колхозники в СССР получили паспорта? В 1974. А до этого их старались не принимать на работу в городе. А какая средняя пенсия была у колхозника в 1980 году - знаете? 34 рубля 80 копеек. В этом году обещали построить коммунизм.

Изображение

И вот опять наш президент говорит, что Россия не потерпит чего-то там и что Россия заставит себя уважать. Может быть, уже хватит играть в геополитику? Может быть, пора заняться своей страной? Скучной и неинтересной работой - жкх, дорогами, строительством, налогами, созданием в стране нормального климата?

А уважать нашу страну начнут, когда у нас будет лучшее в мире образование и здравоохранение, когда учёные всего мира будут стремиться работать в России и когда у наших пенсионеров будут самые большие пенсии в мире.

Изображение

И личная просьба - Владимир Владимирович, перестаньте, пожалуйста, острить. Вы этого никогда не умели делать.

© mi3ch, Живой Журнал, October 27th, 21:52

Новый взгляд на историю

Добавлено: 17 июл 2015, 10:24
FontCity
Святая Земля до евреев принадлежала России

Изображение

Маразм бывает различной степени. Лёгкий маразм, средний маразм, так же как маразмы полусредней, полулёгкой, легчайшей, наилегчайшей,полутяжёлой и даже тяжёлой весовых категорий могут крепчать - ибо им есть куда тяжелеть, оставаясь маразмом. Но когда маразм из тяжёлого переходит в абсолютно тяжёлую весовую категорию, это уже не маразм. Это другая категория состояния психики. Это бери выше маразма. Это болезнь. Клиника. При которой, если на пациентов не надеты смирительные рубашки, они могут натворить что угодно.

Если же болезнь поражает учебник истории для школ, который контролируется властью, решившей создать «Единый Учебник Истории, свободный от двойных толкований и выверенный стилистически», то это хуже даже, чем паранойя конкретного индивидуума, о котором сказать, что он в маразме - значит сделать большой комплимент. Это тяжёлое заболевание Власти, начиная с самого её Верха. А значит, и всего населения, активно поддерживающего эту Власть.
Единый учебник истории - инициатива создания линейки учебников истории для средней школы, предложенная президентом России В.В. Путиным. По мнению президента, учебники должны быть свободны от двойных толкований и выверенyый стилистически. Также планируется создать единый учебник русского языка и единый учебник литературы.
© Википедия
Ниже воспроизводится страница нового российского учебника истории для 4-5 классов. В котором в качестве исторической истины сказано: «1250 год до нашей эры. Завоевание иудеями древнерусского города «Русска Оселя» (основанного воеводой Кияном). И переименование его в Иерусалим. Переименование Сиян-горы и храма Яви в храм Ягве на горе Сион.»

Не верите? Так убедитесь! Цитата, приведённая выше, обведена красным фломастером:

Изображение

Давайте осмыслим написанные в учебнике для российских детей слова, которые, согласно русской пословице, не вырубишь топором. «Свободные от двойных толкований и выверенные стилистически» - во исполнение указаний и инцициативы Российского Президента. Казалось бы: всего-лишь три с половинй строки - а как переворачивают представление о всей истории человечества!

1) «1250 год до нашей эры. Завоевание иудеями древнерусского города «Русска Оселя» (основанного воеводой Кияном). И переименование его в Иерусалим». Таким образом, русские древнее евреев и древнее Древнего Рима! Ну а о том, что русские древнее украинцев и поляков, и говорить нечего. Это само собой. Так что пускай ляхи с хохлами заткнутся и слушают Старшего Брата в братской семье славянских народов. Который старше кичливых ляхов и малороссиков ни много ни мало на две тысячи лет!

2) «евреи переименовали русский храм Яви в храм Ягве». А значит Россия - Родина не только слонов и не только родина Владимира Владимировича Путина, но также и родина монотеизма. Именно из России пришли в мир иудаизм, христианство и ислам. Россия подарила всему человечеству Веру в Единого Бога! Русские люди были народом Божьим до тех пор, пока Святую Землю у России не отвоевали евреи. Скрижали Завета (данные до завоевания Иерусалима), в действительности были даны не евреям, а русским, и хранились в русском храме русского бога Яви русского города Оселя. Русские - предтечи всемирных религий ислама и христианства. А также иудаизма и Библии, которую евреи в русском храме русского бога Яви после завоевания русского Оселя нашли и украли. Русский народ - старший брат всех народов на свете, и только Китаю, Ирану и Индии - брат-близнец.

3) «переименование Сиян-горы в гору Сион» означает, что не только Иерусалим, но вся Святая Земля изначально принадлежала Русским. Подлинные первопалестинцы - не евреи и не арабы, а русские. Это - согласно российскому учебнику истории для детей - бесспорная истина, «свободная от двойных толкований». В полном соответствии с указаниями Президента России и генерального направления Русской Истории. И даже бери выше: Де Генерального!

Согласно бесспорным историческим доказательствам, каковыми являются «линейки учебников российской истории», права русских на Иерусалим не могут оспариваться. НАШЕ Исконное Суверенное Право на Святую Землю бесспорнее и несомненнее даже, чем право на Крым, в котором Владимир Святой (не путать с Владимиром Путиным, причисление которого к лику Русских Святых ещё впереди) всего лишь крестился. А тут - основание и создание города, избранного Богом в качестве места хранения Скрижалей Завета, который евреи у русских всего лишь отвоевали, да и то временно. А значит, слова ставшей после воссоединения с Крымом сверхпопулярной суперпатриотической песни в исполнении Жанны Бичевской «Возвратит Россия Русский Севастополь, Станет снова Русским полуостров Крым, Наш Босфор державный, наш Константинополь И святыня мира Иерусалим» после помещения в школьный учебник в качестве «свободной от двойных толкований Единой Исторической Правды» факта, что Иерусалим - Русский Город, приобретают стопроцентное историческое обоснование. С коей свободной от двойных толкований исторической истиной, сеемой в души подрастающего поколения, для которых она станет само собой разумеющейся и сигналом для превращения в явь с автоматами Калашникова в десницах, как только достигнут призывного в армию возраста - Великую Сверхдержавную Родину от души поздравляю!


P.S. Другие утверждения учебника истории для 4-5 классов российских школ на той же странице не менее потрясают. Например, то, что русские основали Рим. А затем - Венецию и Верону и Вену. Каждое из этих сногсшибательных исторических откровений заслуживает романов, конференций и кинофильмов. В суверенном патриотичном ключе их следует рассматривать как развитие идеи председателя комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова, переопределившего руссский народ: «Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, самую холодную часть планеты, дошла до Тихого океана, основала Форт-Росс, впитала в себя соки богатейших культур Византии, Европы, Азии, разгромила страшнейшего врага человечества - нацизм, проложила дорогу в космос» в русле генерального указания Президента России о создании линейки учебников для российских школ. О том, что последует за Суверенной Историей при дальнейшем движении по линейке: Суверенная Литература, Суверенная Физика, Суверенная Арифметика, суверенная Биология - можно только мечтать.

Стал ли учебник истории, цитируемый выше, частью единой линейки учебников, как требует Путин, или же он всего лишь один из учебников, поскольку в российских школах, в отличие от советских, в том, по каким учебникам детям учиться, пока что имеется не линейка, а разнобой? В любом случае не вызывает сомнения, что он патриотичен и суверенен, следуя генеральной линии Суверенной Истории, начертанной председателем комитета Госдумы по образованию Никоновым. Двигаясь в том же русле, «Учебник патриотической истории России предложил создать научный руководитель Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН, профессор Олег Ржешевский», передаёт ИТАР-ТАСС. А о патриотичной истории Фоменко, занимающей в книжных магазинах целые полки и говорить нечего: уж она-то точно соответствует требованиям линейки учебников, создать которую приказал Президент Федерации. А значит, вперёд в прошлое! В котором

• генетика осуждалась как «реакционная лженаука»,
• электролампочку изобрел не Эдисон, а Ладыгин,
• психоанализ - «реакционная идеалистическая теория»,
• квантовая механика - «проявление космополитических шатаний некоторой прослойки советских физиков с нарушением принципа партийности в науке под влиянием реакционных воззрений Бора»
«Соединенный Штаты Америки вмешиваются во внутренние дела Советской Страны на всех континентах»
«кибернетика - буржуазная лжетеория, выдвинутая группой реакционных американских учёных»

По линейке равнять умы и по ней же стричь головы, как газоны. Вперёд к суверенным истинам под знаменем суверенных правд! МЫ главные были и есть! Ура НАМ!

© Юрий Магаршак, Новости России, 16.07.2015

Путиниздат представляет: от Адама до Путина

Добавлено: 21 июл 2015, 08:21
FontCity
Изображение

А мужики-то не знают!

Добавлено: 02 окт 2015, 21:33
FontCity

Креститель всея Руси

Добавлено: 06 ноя 2016, 09:40
FontCity
Наш, русский, Джек-Потрошитель

Изображение

Москва. 4 ноября. INTERFAX.RU - В центре Москвы на Боровицкой площади прошла церемония открытия памятника князю Владимиру. На ней присутствовали президент Владимир Путин, председатель правительства Дмитрий Медведев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культуры Владимир Мединский и мэр Москвы Сергей Собянин.
Выступая на мероприятии, Владимир Путин заявил, что российское общество должно противостоять современным вызовам и угрозам, следуя духовным заветам, оставленным князем Владимиром.

ОТСЮДА


Духовное наследие, которое оставил после себя князь Владимир:

12-летнюю Рогнеду Владимир насиловал в присутствии её родителей и родственников. Разумеется, крепко связанных. Вероятно, в какой-то момент ситуация показалась князю недостаточно пикантной, и он распорядился тут же, на глазах насилуемой девочки зарезать её отца и братьев. Что и было исполнено.

Не менее живописно было обставлено крестителем Руси и изнасилование беременной жены своего брата Ярополка. Оно тоже производилось на глазах у её мужа и тоже сопровождалось зарезыванием наблюдателя. Вообще, Владимир умел и любил создавать причудливые смеси из деяний, прямо подпадающих под 131, 105, 134 и 132 статьи УК РФ, совмещая изнасилования, «совершённые с особой жестокостью по отношению к потерпевшей и другим лицам», с убийствами, «сопряжёнными с разбоем, вымогательством и бандитизмом».

Примерно по такому же принципу князь формировал и свои «похотные дворы». Туда силой и побоями сгонялись «жены и девицы» с окрестных городков и сел. По подсчетам летописцев, только в Вышгороде, Белгороде и Берестове, в сексуальном рабстве у крестителя единовременно содержалось не менее 800 лиц женского пола. Разумеется, в «похотных дворах» Владимир имел возможность насиловать чужих жён и дочерей вдумчиво и почти «без всякой помехи», так как униженные и избитые мужья и отцы рыдали «за тыном», т.е. за оградой.

Отметим, что весь этот компромат никогда не вымарывался, а исправно и гордо кочевал из одного летописного списка в другой. Вероятно, по той причине, что именно эти свойства Владимира были наиболее симпатичны народу-богоносцу.

Как бы то ни было, но сегодняшняя правовая система РФ могла бы предложить Владимиру Святославичу только пожизненное заключение, а также титул особо опасного рецидивиста, сексуального маньяка и серийного убийцы, место которого рядом с Гейси, Чикатило и Джеком-Потрошителем.

ОТСЮДА


Кстати, Великий князь Киевский Владимир, которому сегодня открыли памятник в Москве, никогда не бывал в Москве. Москву начали строить спустя сто с лишним лет после его смерти.

© Пишет Андрей Мальгин (avmalgin), 2016-11-04 12:38:00

Вольнодумство

Добавлено: 22 ноя 2018, 09:34
FontCity
МАТВЕЙ БАШКИН

Русский религиозный вольнодумец XVI века, осужденный как еретик и по некоторым данным сожженный за ересь в опричнину. Никаких сочинений Башкина не сохранилось, судить о его учении можно лишь по репликам противников. Так, из посланий митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаём, в чём состояла ересь Башкина и его последователей:

1) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают;
2) честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют;
3) святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор — сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть;
4) божественныя плоти Христовы воображение и Пречистыя Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы наричют;
5) покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха;
6) отеческое предание и их жития баснословие вменяют;
7) вся божественная писания баснословие наричют, апостол же и евангелие не истинно излагают.

Изображение

© Сергей Кирюшатов · 21.11.2018 20:06

Православненько!

Добавлено: 25 июн 2019, 11:13
FontCity
Православная церковь первой придумала концлагеря для баптистов

В нашем православном предании, как и в нашей истории, есть много черных страниц. Вот одна из них.

КАЗАНСКИЙ СЪЕЗД 1897 ГОДА. Страшное знамение последнего времени – концентрационные лагеря смерти – плод миссионерского творчества «святителя Мелетия» и других православных иерархов злополучного Казанского съезда

Особенной отличительной чертой этого Съезда была ярко выраженная «антиштундистская», антиевангельская направленность, т.к. главным образом все решения Съезда были направлены против проповедников Евангелия из простого народа и против всякого духовного пробуждения. Если Первый и Второй Миссионерские Съезды разрабатывали методики преследований старообрядческих христиан, то на Третьем велся разговор главным образом о необходимости широкомасштабных общероссийских гонениях на евангельских верующих.


С. Маргаритов пишет: «На настоящем съезде больше внимания было обращено не на раскол, а на сектантство. Первый съезд (1887г.) мы назвали бы противораскольническим, второй (1891г.) – противораскольническим главным образом и отчасти противосектантским, а третий главным образом противосектантским и только отчасти противораскольническим». (Маргаритов С. Третий Всероссийский миссионерский съезд, стр. 2.)

Одним из главных докладчиков на Третьем Съезде был митрополит Мелетий, управляющий Рязанской епархией. Именно он предложил вниманию участников Съезда свой чудовищный проект создания специальных концлагерей за полярным кругом для евангельских штундо-баптистов.

Мелетием Рязанским были продуманы условия содержания евангельских христиан в специальных бараках. Был им продуман и минимальный рацион питания, позволяющий с одной стороны верующему не умереть от голода, но с другой не жить нормальной жизнью. Этот убеленный сединой «святитель» позаботился и о пулеметных вышках и о рядах колючей проволоки вокруг деревянных бараков для мужчин и женщин. Христиан евангельских общин разных деноминаций предполагалось в этих местах заключения загружать непосильным трудом.

К великому ужасу и к позору для нас, православных священнослужителей и мирян, этот чудовищный проект фашиствующего митрополита, лет на тридцать-сорок опередившего время коммунистических и фашистских застенков, был не только внимательно рассмотрен тогдашними священнослужителями, элитой тогдашней Российской Церкви, но и ЕДИНОГЛАСНО одобрен. Не нашлось НИ ОДНОГО порядочного человека на том «совете нечестивых», прячущемся за ширмой казенного, «казарменного православия».

Князь Мещерский, издатель довольно консервативного журнала «Гражданин», так и писал в те дни: «неужели не нашлось ни единого православного человека на казанском съезде, чтобы во имя Христа протестовать против предложения, столь полного отрицания Его заветов любви и милосердия?»

Трагические события того инквизиторского Третьего Миссионерского Съезда 1897 года явились увертюрой общероссийской трагедии XX века. Они также были логичным завершением более чем четырехсотлетней отступнической политики Российского Православия, отвергнувшей Христов призыв евангельской чистоты.

В 1490 и 1504 годах Российская Церковь избрала путь апостасии, на которой ее толкал «главный инквизитор» православной Церкви «святой» Иосиф Волоцкий и ему подобные изверги в рясах.

Среди 196-и епископов, священников и церковнослужителей, участвовавших в работе Казанского Съезда, не нашлось даже одного голоса воздержавшегося. Это наш общеправославный российский позор, продолжающийся до сего дня.

Этот страшный Съезд, при выработке соответствующих предложений о широкомасштабных гонениях на Евангельское движение, перешел всякие границы здравого смысла. Причем это была вынуждена констатировать даже официальная православная печать по всей Российской Империи, забившая тревогу после того, как мировая общественность подняла голос в защиту русских и украинских евангельских верующих. В «Богословском Вестнике» было помещено письмо, посвященное итогам съезда, в котором говорилось: «До чего мы дожили, о россияне! До предложения преосвященного Мелетия рязанского посадить сектантов в сибирскую тундру; до предложения отбирать детей и сажать их в приюты, т.е. до второго вифлеемского избиения младенцев…» (Мельгунов С. Церковь и государство в России в переходное время, с. 136).

Третий Миссионерский Съезд стал одной из самых грязных страниц истории нашей Православной Матери-Церкви. Грязь эта, к великому стыду и сожалению, до сих пор не омыта слезами покаяния всей полнотой Российской Церкви.

Проект митрополита Мелетия не был воплощен в жизнь при царе. Николай II не поставил свою «высочайшую» подпись на нем не потому, что сочувствовал гонимым братьям, христианам евангельских общин, но потому, что баптисты Франции и США забросали телеграммами протеста весь официальный Петербург. На самом высоком уровне было заявлено русскому императору, что в случае подписания этого проекта, Россия окажется в полной экономической блокаде и должна будет выйти из военно-политического блока Антанты.

Последний российский царь, император Николай II понимал, что в таком случае Россия окажется в самом не выгодном для нее положении. Он пошел на конфликт со своими епископами, «миссионерами» и не подписал этот православно-фашистский проект.
Николай II больше всего боялся в своей стране даже не революционеров и анархистов, за которыми, как он наивно полагал, народ не пойдет, а евангельских христиан. За время своего бесславного царствования этот последний русский император объявлял несколько больших амнистий, по которым на свободу выпускались даже опаснейшие для общества уголовные и политические преступники-террористы, но не по одной из этих амнистий не выпустили на свободу ни одного евангельского проповедника.

«Все эти преступления, – писал Лев Толстой, -превышающие в сотни раз то, что делается простыми ворами, разбойниками и всеми революционерами вместе, совершается под видом чего-то нужного, хорошего, необходимого, не только оправдываемого, но поддерживаемого разными, нераздельными в понятиях народа со справедливостью учреждениями: сенат, синод, дума, церковь, царь».

© Сергий Журавлев, суббота, 5 марта 2011 г.