Аутодафе по-русски: главное - без пролития крови
Добавлено: 14 сен 2013, 12:53
2 из 2
Выводы:
Статистика сожжённых в России включает, по разным данным, от нескольких сотен до нескольких тысяч, в основном старообрядцев.
Сожжения производились светской властью в союзе с церковной, как и у католической инквизиции.
Литература
[1] Бердников И.С. «Краткий курс церковного права». Т. 2. - Казань, 1913. - С. 973, 981; там же ссылки на конкретные документы - РИБ. Т. 12, № 233
[2] Тальберг Н. «История христианской церкви». - М., 1991. - С. 140, 306
[3] ПСРЛ. Т. 10. - С. 94
[4] Памятники литературы древней Руси: XIII век. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 83
[5] Православное Обозрение. - 1876. - Кн. 3. - С. 88‑89
[6] Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI‑XV вв. - С. 145‑146
[7] ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 91; ПСРЛ. Т. 8. - С. 109
[8] ПСРЛ. Т. 40. - С. 134
[9] ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. - С. 36; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306
[10] Древнерусские княжеские уставы: XI‑XV вв. - М.: Наука, 1979. - С. 15
[11] Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель
[12] Библиотека православного христианина
[13] ПСРЛ. Т 28. - С. 337
[14] Скрынников Р. «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный»: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 56, 224, 313, 418, 428
[15] А. Богданов. «Перо и крест: Русские писатели под церковным судом». - М., 1990. - С. 55
[16] ПСРЛ. Т. 6. Ч. 2. - С. 244
[17] Петрей П. «История о великом княжестве Московском» // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 269
[18] Афанасьев А. «Поэтические воззрения славян на природу». Т. 3. - М., 1869. - С. 611
[19] ПСРЛ. Т. 14. - С. 9, 39, 58
[20] Флетчер Д. «О государстве Российском» // Накануне смуты. - М., 1990. - С. 586
[21] Соловьёв С. «История». Т. 8, гл. 2; История. Т. 11; История. Т. 13
[22] ПСРЛ. Т. 34. - С. 204
[23] История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 204, 255‑256
[24] Новомбергский Н. «О волхвах впервые упоминается» // Русские заговоры. - М.: Пресса, 1993. - С. 299, 302, 303, 377
[25] Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2000. - С. 52, 143
[26] Буганов В. «Мир истории: Россия в XVII столетии». - М., 1989. - С. 112‑113
[27] Богданов А. «Русские патриархи». Т. 1. - М.: Терра, 1999. - С. 417‑418; Т. 2. - М., 2001. - С. 36
[28] Котошихин Г.К. «О России в царствование Алексея Михайловича» // Подгот. публикации проф. Г.А. Леонтьевой. - М., 2000. - С. 140, 141, 146‑147
[29] История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 197
[30] Мейерберг А. «Путешествие в Московию России» // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 75
[31] Коллинс С. «Нынешнее состояние России» // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 196; автор жил в России в 1659‑1666 гг.
[32] Рейтенфельс Я. «Сказания о Московии» // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 327, 370; автор жил в России в 1671‑1673 гг.
[33] Замалеев А., Овчинникова Е. «Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности». - Л., 1991. - С. 207
[34] Зеньковский С. «Русское старообрядчество». - М.: Церковь, 1995. - С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403
[35] Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 35
[36] Брюховецкий Иван Мартынович // Энциклопедический словарь: Брокгауз-Ефрон. Т. 2. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - С. 611
[37] Материалы по истории СССР. Вып. 3. Народные движения XVII в. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 291‑292; 317
[38] Афанасьев А. «Поэтические воззрения славян на природу». Т. 3. - М., 1869. - С. 627
[39] Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676‑1700. - Спб., 1842. - № 75
[40] Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. - М., 1997. - С. 391
[41] Ключевский В.О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве 1872‑1875. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 601
[42] Костомаров Н. «Царевна Софья» // Исторические монографии и исследования: в 2 кн. - М., Книга, 1988
[43] Повесть о страдавших в России за древлецерковные благочестивые предания // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. - М.: Терра, 2001. - С. 287
[44] Мельников Ф.Е. «Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви» // сайт «Староверие в документах» http://starover.boom.ru/melnikov2.html
[45] Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV‑XVII вв. - М., 1985. - С. 239‑240
[46] Сельский С. «Ссылка в Восточную Сибирь замечательных лиц» // Русское слово. - 1861. - № 8. - С. 4
[47] Хьюз Л. «Царевна Софья». - СПб.: Гранд, 2001. - С. 161, 162
[48] Викторовский С. «История смертной казни в России и современное её состояние». - М., 1912. - С. 202; ПСЗ. Т. 2. - Спб., 1830. - С. 647‑650
[49] Михайлова Н. «О старообрядчестве» // Сайт журнала «Москва» http://www.moskvam.ru/blessed_fire/04_2 ... ailova.htm
[50] ААЭ. Т. 4. - СПб., 1836. - С. 420‑421
[51] Лилеев М.И. «Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв». - Казань, 1895. - С. 8
[52] Татищев В. «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 356‑357. - (написано в 1733 г.)
[53] Иоаким. Духовное завещание // А. Богданов. Российские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 309, 313
[54] Цветаев. «Дело Кульмана» // ЧОИДР. - 1883. - Кн. 3. - С. 144, 149
[55] Тихонравов Н.С. «Квирин Кульман» // Русский вестник. - 1867. - № 12. - С. 592‑593
[56] Гаврилов А. «Проповедники немецкой веры в Москве и отношение к ним патриарха Иоакима» // Странник. 1873. Т. 1. - С. 140
[57] Доброклонский А.П. «Руководство по истории русской церкви». - М., 2001. - С. 348, 674. (автор - профессор церковной истории, его труд написан в конце XIX в.)
[58] Тихонравов А. «Квирин Кульман» // Русский вестник. - 1867. - № 11. - С. 183; Богданов А. Российские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 230
[59] Богданов А. «Российские патриархи». Т. 2. - М., 1999. - С. 227; ЧОИДР. - 1871. - кн. 3. - С. 187
[60] Афанасьев А. «Поэтические воззрения славян на природу». Т. 3. - М., 1869. - С. 652; Желябужский И. Дневные записки. - М., 1997. - С. 269
[61] Буганов В., Богданов А. «Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви». - М., 1991. - С. 454, 455
[62] Дело о дьячке Василии Ефимове, казнённом в Новгороде сожжением за ложное чудо в 1721 // Русский архив. - 1867. - № 12. - С. 1708‑1720
[63] Семевский М. «Слово и дело: 1700‑1725». - М., 1991. - С. 86
[64] Берхгольц Ф. «Дневник камер-юнкера» // Неистовый реформатор. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. - С. 457‑458; 509‑511
[65] Смилянская Е.Б. «Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в.» - М.: Индрик, 2003. - С. 207, 218, 221
[66] Смилянская Е.Б. «Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII в. ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ» // Сайт «Kennan Alumni» http://www.kennan.yar.ru/seminars/smili ... scuss.html
[67] Богомяков В. «Запрещённое и отречённое чтение для крысоватых женщин и хомяковатых мужчин среднего возраста» // Сайт «Топос: Литературно-философский журнал». - (автор - доктор философских наук, профессор. Зав. кафедрой Политологии в Тюм.ГУ). http://www.topos.ru/cgi-bin/article.pl?id=899
[68] ПСЗ. Т. 8. № 5761. - С. 446
[69] Дело Якова Ярова хранится в архивном фонде Синода РГИА - ф. 796, Оп. 21, Д. 328, 1740 г.
[70] Цит. по Викторовский С. «История смертной казни в России и современное её состояние». - М., 1912. - С. 204
[71] Пыляев М. «Старый Петербург». - СПб., 1889. - С. 155
[72] Русская старина. - 1878. - Т. 23. - С. 309
[73] Костомаров Н. «Анна Иоанновна» http://www.sedmitza.ru/index.html?did=5436
[74] В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII века. - М.: Мысль, 1988. - С. 81; в качестве примеров Е. Анисимов ссылается на проповеди архимандритов Дмитрия Сеченова и Кирилла Флоринского
[75] Павленко Н. «Анна Иоанновна». - М., 2002. - С. 225
[76] Дело хранится в архивном фонде Синода РГИА - ф. 796, Оп. 19, Д. 323, 1738 г.
[77] Гернет Н. «Смертная казнь». - М., 1913. - С. 1
[78] Колчин М. «Ссыльные и заточённые в острог Соловецкого монастыря в XVI‑XIX вв.: Исторический очерк» // С пред. А. С. Пругавина. - М., 1908. - С. 77
[79] Ломоносов М.. «Гимн о бороде» // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 406
[80] Записки Штейнгеля В. И. // Общественные движения в России в первую половину XIX века. Т. 1. - Спб., 1905
81] Русский архив. - 1865. - С. 818
© Е.О. Шацкий
℗ ОУМ - здравый образ жизни со ссылкой на Black Fire Pandemonium и Uznaipravdu.ru
Выводы:
Статистика сожжённых в России включает, по разным данным, от нескольких сотен до нескольких тысяч, в основном старообрядцев.
Сожжения производились светской властью в союзе с церковной, как и у католической инквизиции.
Литература
[1] Бердников И.С. «Краткий курс церковного права». Т. 2. - Казань, 1913. - С. 973, 981; там же ссылки на конкретные документы - РИБ. Т. 12, № 233
[2] Тальберг Н. «История христианской церкви». - М., 1991. - С. 140, 306
[3] ПСРЛ. Т. 10. - С. 94
[4] Памятники литературы древней Руси: XIII век. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 83
[5] Православное Обозрение. - 1876. - Кн. 3. - С. 88‑89
[6] Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI‑XV вв. - С. 145‑146
[7] ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 91; ПСРЛ. Т. 8. - С. 109
[8] ПСРЛ. Т. 40. - С. 134
[9] ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. - С. 36; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306
[10] Древнерусские княжеские уставы: XI‑XV вв. - М.: Наука, 1979. - С. 15
[11] Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель
[12] Библиотека православного христианина
[13] ПСРЛ. Т 28. - С. 337
[14] Скрынников Р. «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный»: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 56, 224, 313, 418, 428
[15] А. Богданов. «Перо и крест: Русские писатели под церковным судом». - М., 1990. - С. 55
[16] ПСРЛ. Т. 6. Ч. 2. - С. 244
[17] Петрей П. «История о великом княжестве Московском» // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 269
[18] Афанасьев А. «Поэтические воззрения славян на природу». Т. 3. - М., 1869. - С. 611
[19] ПСРЛ. Т. 14. - С. 9, 39, 58
[20] Флетчер Д. «О государстве Российском» // Накануне смуты. - М., 1990. - С. 586
[21] Соловьёв С. «История». Т. 8, гл. 2; История. Т. 11; История. Т. 13
[22] ПСРЛ. Т. 34. - С. 204
[23] История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 204, 255‑256
[24] Новомбергский Н. «О волхвах впервые упоминается» // Русские заговоры. - М.: Пресса, 1993. - С. 299, 302, 303, 377
[25] Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2000. - С. 52, 143
[26] Буганов В. «Мир истории: Россия в XVII столетии». - М., 1989. - С. 112‑113
[27] Богданов А. «Русские патриархи». Т. 1. - М.: Терра, 1999. - С. 417‑418; Т. 2. - М., 2001. - С. 36
[28] Котошихин Г.К. «О России в царствование Алексея Михайловича» // Подгот. публикации проф. Г.А. Леонтьевой. - М., 2000. - С. 140, 141, 146‑147
[29] История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 197
[30] Мейерберг А. «Путешествие в Московию России» // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 75
[31] Коллинс С. «Нынешнее состояние России» // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 196; автор жил в России в 1659‑1666 гг.
[32] Рейтенфельс Я. «Сказания о Московии» // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 327, 370; автор жил в России в 1671‑1673 гг.
[33] Замалеев А., Овчинникова Е. «Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности». - Л., 1991. - С. 207
[34] Зеньковский С. «Русское старообрядчество». - М.: Церковь, 1995. - С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403
[35] Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 35
[36] Брюховецкий Иван Мартынович // Энциклопедический словарь: Брокгауз-Ефрон. Т. 2. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - С. 611
[37] Материалы по истории СССР. Вып. 3. Народные движения XVII в. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 291‑292; 317
[38] Афанасьев А. «Поэтические воззрения славян на природу». Т. 3. - М., 1869. - С. 627
[39] Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676‑1700. - Спб., 1842. - № 75
[40] Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. - М., 1997. - С. 391
[41] Ключевский В.О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве 1872‑1875. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 601
[42] Костомаров Н. «Царевна Софья» // Исторические монографии и исследования: в 2 кн. - М., Книга, 1988
[43] Повесть о страдавших в России за древлецерковные благочестивые предания // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. - М.: Терра, 2001. - С. 287
[44] Мельников Ф.Е. «Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви» // сайт «Староверие в документах» http://starover.boom.ru/melnikov2.html
[45] Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV‑XVII вв. - М., 1985. - С. 239‑240
[46] Сельский С. «Ссылка в Восточную Сибирь замечательных лиц» // Русское слово. - 1861. - № 8. - С. 4
[47] Хьюз Л. «Царевна Софья». - СПб.: Гранд, 2001. - С. 161, 162
[48] Викторовский С. «История смертной казни в России и современное её состояние». - М., 1912. - С. 202; ПСЗ. Т. 2. - Спб., 1830. - С. 647‑650
[49] Михайлова Н. «О старообрядчестве» // Сайт журнала «Москва» http://www.moskvam.ru/blessed_fire/04_2 ... ailova.htm
[50] ААЭ. Т. 4. - СПб., 1836. - С. 420‑421
[51] Лилеев М.И. «Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв». - Казань, 1895. - С. 8
[52] Татищев В. «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 356‑357. - (написано в 1733 г.)
[53] Иоаким. Духовное завещание // А. Богданов. Российские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 309, 313
[54] Цветаев. «Дело Кульмана» // ЧОИДР. - 1883. - Кн. 3. - С. 144, 149
[55] Тихонравов Н.С. «Квирин Кульман» // Русский вестник. - 1867. - № 12. - С. 592‑593
[56] Гаврилов А. «Проповедники немецкой веры в Москве и отношение к ним патриарха Иоакима» // Странник. 1873. Т. 1. - С. 140
[57] Доброклонский А.П. «Руководство по истории русской церкви». - М., 2001. - С. 348, 674. (автор - профессор церковной истории, его труд написан в конце XIX в.)
[58] Тихонравов А. «Квирин Кульман» // Русский вестник. - 1867. - № 11. - С. 183; Богданов А. Российские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 230
[59] Богданов А. «Российские патриархи». Т. 2. - М., 1999. - С. 227; ЧОИДР. - 1871. - кн. 3. - С. 187
[60] Афанасьев А. «Поэтические воззрения славян на природу». Т. 3. - М., 1869. - С. 652; Желябужский И. Дневные записки. - М., 1997. - С. 269
[61] Буганов В., Богданов А. «Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви». - М., 1991. - С. 454, 455
[62] Дело о дьячке Василии Ефимове, казнённом в Новгороде сожжением за ложное чудо в 1721 // Русский архив. - 1867. - № 12. - С. 1708‑1720
[63] Семевский М. «Слово и дело: 1700‑1725». - М., 1991. - С. 86
[64] Берхгольц Ф. «Дневник камер-юнкера» // Неистовый реформатор. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. - С. 457‑458; 509‑511
[65] Смилянская Е.Б. «Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в.» - М.: Индрик, 2003. - С. 207, 218, 221
[66] Смилянская Е.Б. «Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII в. ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ» // Сайт «Kennan Alumni» http://www.kennan.yar.ru/seminars/smili ... scuss.html
[67] Богомяков В. «Запрещённое и отречённое чтение для крысоватых женщин и хомяковатых мужчин среднего возраста» // Сайт «Топос: Литературно-философский журнал». - (автор - доктор философских наук, профессор. Зав. кафедрой Политологии в Тюм.ГУ). http://www.topos.ru/cgi-bin/article.pl?id=899
[68] ПСЗ. Т. 8. № 5761. - С. 446
[69] Дело Якова Ярова хранится в архивном фонде Синода РГИА - ф. 796, Оп. 21, Д. 328, 1740 г.
[70] Цит. по Викторовский С. «История смертной казни в России и современное её состояние». - М., 1912. - С. 204
[71] Пыляев М. «Старый Петербург». - СПб., 1889. - С. 155
[72] Русская старина. - 1878. - Т. 23. - С. 309
[73] Костомаров Н. «Анна Иоанновна» http://www.sedmitza.ru/index.html?did=5436
[74] В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII века. - М.: Мысль, 1988. - С. 81; в качестве примеров Е. Анисимов ссылается на проповеди архимандритов Дмитрия Сеченова и Кирилла Флоринского
[75] Павленко Н. «Анна Иоанновна». - М., 2002. - С. 225
[76] Дело хранится в архивном фонде Синода РГИА - ф. 796, Оп. 19, Д. 323, 1738 г.
[77] Гернет Н. «Смертная казнь». - М., 1913. - С. 1
[78] Колчин М. «Ссыльные и заточённые в острог Соловецкого монастыря в XVI‑XIX вв.: Исторический очерк» // С пред. А. С. Пругавина. - М., 1908. - С. 77
[79] Ломоносов М.. «Гимн о бороде» // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 406
[80] Записки Штейнгеля В. И. // Общественные движения в России в первую половину XIX века. Т. 1. - Спб., 1905
81] Русский архив. - 1865. - С. 818
© Е.О. Шацкий
℗ ОУМ - здравый образ жизни со ссылкой на Black Fire Pandemonium и Uznaipravdu.ru