История проникновения мистицизма в христианство

Почему Библия одна, а христианских конфессий много?

История проникновения мистицизма в христианство

Сообщение FontCity » 18 май 2011, 19:48

Всего 150 лет назад мистикой считалось придание вере таинственности и обрядовости, а «мистерией» назывались языческие обряды или зрелища по мотивам Ветхого Завета:

«МИСТИКА ж. - ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, -чный - сокровенный, скрытый, таинственный, тёмно-иносказательный. Мистицизм м. - ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости. Мистик м. - предавшийся мистике, мистицизму. Мистифировать кого - дурачить, тешиться обманом, вводить в длительное заблуждение, для одной забавы. Мистификация ж. - шуточный обман или содержание человека в забавной и длительной ошибке. Мистерия ж. - таинственный обряд языческой веры; || зрелище, представление из Ветхого Завета, духовная драма.»
В.И. Даль: «Толковый словарь живого великорусского языка». 1863-1866)


Чуть больше века назад в Германии была издана энциклопедия Брокгауза и Ефрона. В ней описана история проникновения мистицизма в христианство, причём очень любопытно:

«Мистика, -цизм – ...

1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть М. реальная или опытная, которая разделяется на: а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре – сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология, и b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализировать духовные сущности и дематериализировать телесные и т.п.; сюда относятся так назыв. животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромания, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений. ...

2) В другом смысле М. называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. ... Древнейший дошедший до нас памятник мистической философии – Упанишады, умозрительная часть ведийских священных сборников; мистический элемент преобладает также и в главных школах позднейшей индийской философии ... У других культурных народов древнего Востока также были тайные учения, но от них не осталось никаких письменных памятников, за исключением книги китайца Лаоцзы ... В древнейшей греческой философии мистический элемент, вызванный первоначально восточными влияниями, получил оригинальное развитие особенно у Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла и занимает преобладающее место в учении Платона, в еврейско-эллинском учении Филона, в египетско-эллинском умозрении так наз. герметических книг, а ещё более у новоплатоников и гностиков.

Новоплатонические влияния на почве христианского богословия обнаружились у Оригена, а затем породили религиозно-философскую систему, изложенную в книгах, приписанных Дионисию Ареопагиту и получивших большое значение с VI в. ... Впоследствии, сосредоточившись в афонских монастырях, отшельническая теософия всё теснее связывалась с особым психо-физическим методом для произведения экстатических состояний (так назыв. «умное делание»), переходя таким образом из умозрительной в опытную или реальную М. Писания, посвященные этому предмету, были соединяемы впоследствии в особые сборники, получившие название Добротолюбие ...

Теософические идеи ... были в XIV в. предметом ожесточённых споров в византийской церкви и, наконец, объявлены согласными с православием, благодаря в особенности стараниям архиепископа фессалоникийского Григория Паламы.


Отличительные черты правоверия в этой области состоят: 1) в признании нравственных условий для соединения человеческого духа с Богом, 2) в представлении самого соединения как процесса постепенного, причём обыкновенно различаются три главные степени, называемые М. очистительной (purgativa), М. просветительной или озарительной (ilinminativa) и М. соединительной в тесном смысле (unitiva), – и, наконец, 3) отличительная черта правоверного мистического богословия есть тот принцип, что внутреннее общение с Богом не исключает внешних форм благочестия и что высшее духовное совершенство не отменяет низших заповедей.

В противоположность этому, еретическая теософия Средних веков унаследовала от древних гностиков тот принцип, что для чистого всё чисто, духовному все позволено, и для совершенного ведения необходимо все испытать. В этом смысле развилось с ХIII в. движение так назыв. братьев свободного духа или спиритуалов, куда были вовлечены многие члены францисканского ордена. ...

Вне христианства развились в Средние века два великих мистических движения – каббализм у евреев и суфизм у персов-мусульман. С началом возрождения классицизма в Италии, наряду с другими учётами древности, воскресла и мистическая философия новоплатоников. Оригинальным и всеобъемлющим мистиком был знаменитый Парацельс ...»

«Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона». Санкт-Петербург, 1890-1907)


Самое интересное в этой истории то, что Библия к этому процессу не имеет ни малейшего отношения. Даже не упоминается. Проникновение мистицизма в христианство происходило под влиянием других сил. Тем не менее, современные словари считают мистику уже не отношением к вере, а самой верой в Бога:


«МИСТИКА и, мн. нет, ж. [от греч. mystikos - таинственный]. 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т. наз. потусторонним миром (книжн.). Средневековая м. М. гностиков. М. хлыстовства. 2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. ирон.). Это уж м. какая-то! Мистику разводить.»
Д.Н. Ушаков: «Толковый словарь русского языка». Издательство ОГИЗ, Москва, 1935-1940)

«МИСТИКА и, ж. 1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м. 2. Нечто загадочное, необъяснимое (разг.). Все события последних дней - какая-то м.»
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка». Издательство «Азбуковник», Москва, 1999)


Слово «мистерия» в середине прошлого века всё ещё имело несколько значений, в том числе «языческие обряды» и «средневековый драматургический жанр» (уже по мотивам и Ветхого, и Нового Заветов):

«МИСТЕРИЯ и, ж. [греч. mysterion - тайна] (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (истор.). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии. 2. Средневековая религиозная драма с сюжетом, заимствованным из ветхого или нового завета (истор. лит.). || Религиозно-мистическая символическая драма, рассматривавшаяся символистами, как высшая форма синкретического искусства (истор. искус.). Незаконченная м. Скрябина.»
Д.Н. Ушаков: «Толковый словарь русского языка». Издательство ОГИЗ, Москва, 1935-1940)

Но словарь конца века представляет «мистерию» уже исключительно христианским явлением:

«МИСТЕРИЯ, -и, ж. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями.»
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка». Издательство «Азбуковник», Москва, 1999)


Вот так язычество всего мира проникает в христианство и становится его неотъемлемой частью.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4108
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь

Вернуться в История христианства

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Яндекс.Метрика