• известный писатель из Германии Лион Фейхтвангер считал, что христианство выросло из иудаизма. Он представляет христиан как одну из иудейских сект, выделившуюся в I веке нашей эры:
«... евреи посылали к нему в его дворец все новые делегации из ученых и юристов, доказывавших в длинных речах, уснащенных многословными цитатами, что они и не думают совращать неевреев в свою веру. Однако факт оставался фактом, - множество нищенствующих философов продолжали бродить по его провинции, они произносили пламенные проповеди перед сирийцами и греками и громогласно восхваляли свое еврейское царство небесное. Когда он указал на это еврейским богословам, они объяснили ему, что эти нищенствующие философы и циники - крошечная кучка отщепенцев, называемых минеями (*29), или христианами, незначительная секта с ложным, безответственным учением. Однако губернатор был не такой человек, которого можно было обмануть дешевыми уловками. Что? Как? Но ведь
эти так называемые христиане ничем не отличаются от остальных евреев, они делают то же самое, учат тому же самому, признают то же Священное писание, те же праздники, говорят так же плохо по-латыни и так же капризны. В глубине души Флавий Сильва считал всех евреев варварами, а их религию - диким суеверием. Насколько он мог понять из запутанных объяснений богословов,
речь шла о секте так называемых минеев, или христиан, считавших, что мессия уже появился сорок или пятьдесят лет назад, тогда как остальные евреи утверждали, что он придет только через двадцать или тридцать лет.
...
29. Минеи (от евр. «миним» - отщепенцы, раскольники) - так называются в истории религии иудео-христиане, то есть раннехристианские общины, которые состояли из евреев, принявших веру в мессию Иисуса, но сохранивших иудейский обряд обрезания.»
«
Мы считаем себя иудеями. Мы верим в то, во что веруют богословы, мы выполняем обряды, как нам предписывают богословы, но мы веруем в нечто большее, и мы подчиняем свою жизнь более строгим принципам. Мы веруем не только в священников, мы веруем в пророков. Мы отдаём кесарево кесарю, но мы не думаем, чтобы запрещение кесаря освободило нас от обязанности исполнять заповеди Ягве. И мы считаем, что мы не только дети иудейского Бога, а Бога вообще. Мы никого не хотим выманить из его границ, если ему хорошо в их тесноте, но на нас возложена задача прославить широту Ягве. Мы не против богословия, но превыше всего хотим мы религии. Мы не против иудейской церкви, но
превыше всего хотим мы иудейского духа.»
«Последователи нового учения теперь уже решительно приступили к выполнению той миссии, которую раньше иудеи считали для себя основной: распространению веры в Ягве среди язычников. Правда, в иных минейских книгах ещё попадалось старое изречение: «Не ходите по дороге язычников, не входите в города самарян, но идите только к заблудшим овцам Израиля», однако основой пропаганды стало теперь учение Савла, или Павла, утверждавшего, что благовестие Ягве и его Мессии должно прежде всего служить светом и просвещением язычников. В то время как иудеи под давлением закона об обрезании всё больше отказывались от пропаганды, минеи, несмотря на преследования, продолжали благовествовать о своём Мессии.
И
всё резче отделяли себя христиане от тех, из чьей среды они выросли. Они начали отрицать устав ритуалов, который был прежде для них обязателен. И
в своём провозвестии о Спасителе заняли по отношению к староверческому еврейству резко враждебную позицию. Навеки откололось от старого, ставшего теперь националистическим, новое, космополитическое учение, чтобы в этой новой форме завоевать мир.»
© Лион Фейхвангер: «Сыновья» (Lion Feuchtwanger: «Die sohne»), 1935
© Пер. с нем. - В. Станевич. В кн.: «Лион Фейхтвангер. Собрание сочинений. Том восьмой». М., «Художественная литература», 1966.
• православный богослов, профессор МДА А.И. Осипов считает иначе. Насколько можно понять из его выступлений, христианство возникло на пустом месте, само по себе, и никаких иудейских корней не имеет:
«Итак, первое о чем я хочу сказать – это о том, что христианское учение о Боге носит такой характер, возникновение которого, в чисто естественно- религиозно- философском и философском плане, и которому мы никоим образом не можем найти объяснение.
Вот мы с вами прошлый раз рассуждали о Боге. Понимание Бога - кто Он есть, ну так прогулялись по методам: апофатическому, катофатическому. Повторили о том, как возникает идея Бога, точнее, как она оформляется в сознании человека. Что есть путь естественного ее оформления, что есть сверхъестественный путь. А вопрос-то это только преамбула, а сам центр, само зернышко-то лежит дальше. Мне очень хочется показать, я надеюсь, мы с вами все-таки сумеем убедиться и показать другим.
О том, что
христианское учение о Боге не обусловлено было никакими предпосылками той эпохи, в которой она возникла.
Не было ни одной религиозной системы до христианства, которая предлагала подобное учение о Боге. Ни одной философской доктрины, которая хотя бы как-то приближалась к христианскому учению о Боге. Это с одной стороны. Подумайте только, ничего не было подобного.
Не только ничего не приближалось, а и не было почвой для подобного рода учения, о котором говорит христианство.
С другой стороны обращаю ваше внимание тоже на чрезвычайно интересный факт. Кто возвестил это учение? От Иисуса Христа, как известно, ничего не осталось, Он ничего не писал. Единственный случай был, когда Он на земле писал перстом. Помните? Других известий у нас о том, чтобы Он что-то писал нет, и есть все основания говорить о том, что Он ничего не писал. Записали уже Его ученики, записали как они помнили и как их охранял Дух Божий, о котором Он, Христос, говорил им. Записали Его учение, Его слова. Кто ученики? Кто такие ученики? Рыбаки. Нужно, что-нибудь еще пояснять или нет? Что это книжники? Нет, ну что вы. Не книжные люди. Помните, когда вызвали Иоанна и Петра, привели в сенадрион. Приметили, что они люди не книжные, т.е. самые простые люди. А писать умели, грамоту знали. Вот и все.
И вдруг, такие беспрецедентные в истории человечества - Вы слышите: человечества?! - всей человеческой религиозной, философской религиозной мысли учения.»
© профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов: аудиоучебник «Основы православия», лекция «Истинность православия»