Культ «Cargo»
Добавлено: 19 июн 2011, 20:57
Культ «Cargo»
Деятельность белого человека в наивном восприятии папуасов приняла самую неожиданную, фантастическую форму - культ «Cargo».
В традиционных верованиях аборигенов Новой Гвинеи никогда не было загробной жизни. Когда человек умирал, он возрождался в детях, и новорожденному давали имя умершего. Если детей рождалось меньше, чем умерло людей, значит, предок вновь родился в соседней деревне, и наоборот. С точки зрения папуаса жизнь - это только здесь и сейчас.
Знакомя племена с христианством, миссионеры пропагандировали возможность прекрасной жизни в загробном мире - абсолютную беззаботность в раю после смерти. (Объединённая церковь Эла была построена в Британской Новой Гвинее в 1890.) Так в мировоззрении папуасов возник лучший неведомый мир, свободный от тяжёлого физического труда, полуголодного существования и болезней.
Но они не восприняли, что надо иметь определённый образ реальной жизни, чтобы попасть в рай. Ад их не пугал - христианский ад был очень похож на окружавшую реальность. Многочисленные поселения оставили всякую полезную деятельность (представлявшую собой идеальную сельскохозяйственную модель с механизмом саморегуляции, где каждый работал сколько мог, а взамен получал необходимый минимум; даже плата за невесту, которую деревня получала с жениха, делилась на всех поровну) и оказались на грани вымирания: раз после смерти можно жить в раю, то сейчас можно вообще ничего не делать.
Папуасы видели, что белые люди тоже ничего не делают - не охотятся, не пашут, не сеют, но при этом всегда сыты, одеты, живут в прекрасных домах, им принадлежат самолёты, корабли, автомобили. И каждый день они получают тысячи ящиков и контейнеров с загадочным именем Cargo, внутри которых - множество полезных и интересных вещей.
Кто посылает белым бездельникам всё, что им нужно для жизни? В головах людей, считавших свою деревню центром мироздания, и не представлявших, что в мире существует ещё что-либо, родился, с нашей точки зрения - безумный, а с их - единственно верный ответ. Раз умершие попадают в лучший из миров, где у них полное изобилие, то они и заботятся о живых, присылая подарки. А белые люди, которым принадлежит всё вокруг, обманывают простаков, забирают чужое, переклеивая бирки на Cargo.
В ожидании, когда белые отдадут их подарки, целые деревни умирали от голода. А когда ООН и другие международные организации, обеспокоенные бедственным положением, посылали в Папуа - Новую Гвинею гуманитарную помощь, то папуасы, получив её, ещё более утверждались в правильности своих действий. Желанное Cargo, наконец-то, дошло и до них.
Так культ «Cargo» - жизнь в ожидании Cargо - приобретал и приобретает сотни новых верующих.
Деятельность белого человека в наивном восприятии папуасов приняла самую неожиданную, фантастическую форму - культ «Cargo».
В традиционных верованиях аборигенов Новой Гвинеи никогда не было загробной жизни. Когда человек умирал, он возрождался в детях, и новорожденному давали имя умершего. Если детей рождалось меньше, чем умерло людей, значит, предок вновь родился в соседней деревне, и наоборот. С точки зрения папуаса жизнь - это только здесь и сейчас.
Знакомя племена с христианством, миссионеры пропагандировали возможность прекрасной жизни в загробном мире - абсолютную беззаботность в раю после смерти. (Объединённая церковь Эла была построена в Британской Новой Гвинее в 1890.) Так в мировоззрении папуасов возник лучший неведомый мир, свободный от тяжёлого физического труда, полуголодного существования и болезней.
Но они не восприняли, что надо иметь определённый образ реальной жизни, чтобы попасть в рай. Ад их не пугал - христианский ад был очень похож на окружавшую реальность. Многочисленные поселения оставили всякую полезную деятельность (представлявшую собой идеальную сельскохозяйственную модель с механизмом саморегуляции, где каждый работал сколько мог, а взамен получал необходимый минимум; даже плата за невесту, которую деревня получала с жениха, делилась на всех поровну) и оказались на грани вымирания: раз после смерти можно жить в раю, то сейчас можно вообще ничего не делать.
Папуасы видели, что белые люди тоже ничего не делают - не охотятся, не пашут, не сеют, но при этом всегда сыты, одеты, живут в прекрасных домах, им принадлежат самолёты, корабли, автомобили. И каждый день они получают тысячи ящиков и контейнеров с загадочным именем Cargo, внутри которых - множество полезных и интересных вещей.
Кто посылает белым бездельникам всё, что им нужно для жизни? В головах людей, считавших свою деревню центром мироздания, и не представлявших, что в мире существует ещё что-либо, родился, с нашей точки зрения - безумный, а с их - единственно верный ответ. Раз умершие попадают в лучший из миров, где у них полное изобилие, то они и заботятся о живых, присылая подарки. А белые люди, которым принадлежит всё вокруг, обманывают простаков, забирают чужое, переклеивая бирки на Cargo.
В ожидании, когда белые отдадут их подарки, целые деревни умирали от голода. А когда ООН и другие международные организации, обеспокоенные бедственным положением, посылали в Папуа - Новую Гвинею гуманитарную помощь, то папуасы, получив её, ещё более утверждались в правильности своих действий. Желанное Cargo, наконец-то, дошло и до них.
Так культ «Cargo» - жизнь в ожидании Cargо - приобретал и приобретает сотни новых верующих.