Страница 1 из 1

Культ «Cargo»

Добавлено: 19 июн 2011, 20:57
FontCity
Культ «Cargo»

Деятельность белого человека в наивном восприятии папуасов приняла самую неожиданную, фантастическую форму - культ «Cargo».

В традиционных верованиях аборигенов Новой Гвинеи никогда не было загробной жизни. Когда человек умирал, он возрождался в детях, и новорожденному давали имя умершего. Если детей рождалось меньше, чем умерло людей, значит, предок вновь родился в соседней деревне, и наоборот. С точки зрения папуаса жизнь - это только здесь и сейчас.

Знакомя племена с христианством, миссионеры пропагандировали возможность прекрасной жизни в загробном мире - абсолютную беззаботность в раю после смерти. (Объединённая церковь Эла была построена в Британской Новой Гвинее в 1890.) Так в мировоззрении папуасов возник лучший неведомый мир, свободный от тяжёлого физического труда, полуголодного существования и болезней.

Но они не восприняли, что надо иметь определённый образ реальной жизни, чтобы попасть в рай. Ад их не пугал - христианский ад был очень похож на окружавшую реальность. Многочисленные поселения оставили всякую полезную деятельность (представлявшую собой идеальную сельскохозяйственную модель с механизмом саморегуляции, где каждый работал сколько мог, а взамен получал необходимый минимум; даже плата за невесту, которую деревня получала с жениха, делилась на всех поровну) и оказались на грани вымирания: раз после смерти можно жить в раю, то сейчас можно вообще ничего не делать.

Папуасы видели, что белые люди тоже ничего не делают - не охотятся, не пашут, не сеют, но при этом всегда сыты, одеты, живут в прекрасных домах, им принадлежат самолёты, корабли, автомобили. И каждый день они получают тысячи ящиков и контейнеров с загадочным именем Cargo, внутри которых - множество полезных и интересных вещей.

Кто посылает белым бездельникам всё, что им нужно для жизни? В головах людей, считавших свою деревню центром мироздания, и не представлявших, что в мире существует ещё что-либо, родился, с нашей точки зрения - безумный, а с их - единственно верный ответ. Раз умершие попадают в лучший из миров, где у них полное изобилие, то они и заботятся о живых, присылая подарки. А белые люди, которым принадлежит всё вокруг, обманывают простаков, забирают чужое, переклеивая бирки на Cargo.

В ожидании, когда белые отдадут их подарки, целые деревни умирали от голода. А когда ООН и другие международные организации, обеспокоенные бедственным положением, посылали в Папуа - Новую Гвинею гуманитарную помощь, то папуасы, получив её, ещё более утверждались в правильности своих действий. Желанное Cargo, наконец-то, дошло и до них.

Так культ «Cargo» - жизнь в ожидании Cargо - приобретал и приобретает сотни новых верующих.

Культ «Cargo»

Добавлено: 27 окт 2014, 21:28
FontCity


Крохотные островные религии, создавшиеся вокруг бывших военных аэродромов и баз, в науке принято называть «карго-культы». От английского «cargo», что означает «груз». Карго-культы были обнаружены на большинстве удалённых островов Тихого океана и не только там.

santa simplicia

Добавлено: 20 окт 2017, 14:24
FontCity
КУЛЬТ ЦЕРКВИ?

Как-то раз к острову подплыла гигантская железная лодка. Островитяне, проводившие дни в сборе кокосов, рыбной ловле и возделывании крохотных участков каменистой земли подле своих жилищ, никогда не видели чего-либо подобного. От огромной лодки отделились диковинные лодки поменьше, и на берег высадилось множество странных людей. Во-первых, кожа у них была не такой, как у местных жителей, а либо слишком светлой, либо – слишком темной. К тому же они скрывали свои тела под странными единообразными облачениями. Только лицо и кисти рук оставались открытыми.

Первым делом пришельцы возвели большие хижины поодаль от местных поселений, в которых и спали все вместе как одна большая семья. Расчистив от деревьев и кустарника широкую площадку, они целыми днями совершали там странные ритуальные действия, основными элементами которых были долгое выстраивание линиями по утрам и долгое ритмичное вышагивание весь день прямоугольными группами по несколько человек.

Чужаки оказались весьма дружелюбны. Хотя речь их была непонятна, при встречах с туземцами они всегда широко улыбались, и неизменно веселись, реагируя на собственные шутки бурным смехом. Островитяне вежливо улыбались и подсмеивались в ответ.

Но ничто не радовало гостей так сильно, как те круглые блестящие шарики, которые приходится тщательно извлекать из тела моллюска, чтобы не поломать зубов. Раньше их брезгливо бросали под ноги. Теперь же за жменьку этого бесполезного сора можно было получить чудотворную воду, веселящую сердце, или диковинную еду, ни в какое сравнение с которой не шло даже самое изысканное мУму (деликатес из множества ингредиентов, запеченных в земляной яме с среди раскаленных камней). А уж если удавалось заполучить железный нож или, еще лучше, топор, тогда даже приготовление саго или заготовка бамбука переставали быть обременительными.

Самое же интересное началось позже. Пришельцы расчистили еще одну площадку, очень длинную, и разожгли вдоль нее ритуальные костры (ритуальное назначение костров было очевидным, ведь ни для какой практической пользы их не употребляли). Поднявшись в очень-очень высоко вознесенную на длинных сваях хижину, верховный жрец надел особый головной убор - подобие огромных раковин или половинок молодого кокоса, одетых поверх ушей, - и стал выкрикивать в толстую палку какие-то заклинания. И, – о, чудо! – духи небесные отозвались и прислали на остров огромную железную птицу, в чреве которой было несметное количество груза, включавшего и веселящую воду, и чудесные яства, и всякую прочую вкусную, интересную и полезную всячину. И все это можно было выменять за пригоршню сора!

Островитяне помнили рассказы стариков о неимоверном блаженстве в мире духов, куда попадают лучшие представители племени после смерти. Но о том, что самим им посчастливится сподобиться чего-либо подобного еще при жизни, они даже не могли мечтать. Бессмысленные отныне рыбалка и возделывание земли перешли из необходимости в разновидность увлечений. Небесные духи посылали к своим служителям железную птицу почти ежедневно. Жизнь превратилась в нескончаемый праздник.

Увы, туземцы не были знакомы с литературным творчеством Ярослава Гашека, и потому не ведали простой истины: всему прекрасному приходит конец ©. Возможно, пришельцы на что-то обиделись, а, может, просто духи небесные позвали их к себе. Но однажды они все залезли во чрево железной птицы, та унесла их на небо, и больше они не возвращалась. Селение чужаков наполнилось тишиной запустения, а в дома аборигенов вошел дух уныния. Как было им догадаться, что там, за океаном, есть огромный-огромный мир, и что в нем шла огромная-огромная война, для нужд которой на их островке и разместили эту военную базу? Но теперь война кончилось, и нужды в базе больше не было. Им же оставалось возвращаться к старому образу жизни, не приносящему более ни радости, ни надежды.

И вот на одном из собраний вожди решили: мы же видели все, что делали чужаки, служа небесным духам! Давайте выберем из собственного народа достойных быть жрецами, и пусть они совершают священнодействие по примеру пришельцев. Кто знает, может, духи небесные снова смилуются над нами и ниспошлют нам железную птицу с чревом, полным желанного груза? Островитяне расчистили начавшую было зарастать полосу, укрепили покосившуюся вышку, одели жрецов в оставшиеся от гостей облачения, и те стали целыми днями маршировать на плацу, временами разжигая вдоль полосы ритуальные костры. Первосвященник же, взобравшись на башню и водрузив на голову гарнитуру из половинок кокоса, выкрикивал в бамбуковую трубку нечленораздельные звукосочетания.

Так возникла новая религия, получившая среди антропологов название «культ груза» (Cargo Cult). Туземцы свято верят, что правильное исполнение нужных действий рано или поздно должно дать ожидаемый результат.

Изображение
Изображение

Часто приходится быть свидетелями всевозможных церковных и околоцерковных программ, проектов, служений и мероприятий, возникших лишь потому, что кто-то увидел такое в других церквах или странах и захотел создать нечто подобное. Но остается открытым вопрос: было ли это копирование водительством Святого Духа во славу Господа, или же - просто желание чем-либо заняться для самоутверждения? И вопрос этот отнюдь не праздный. Самочинное копирование внешних проявлений - действий, форм, традиций, ритуалов и т.п. превращает служение Богу в эдакую продвинутую форму культа груза - культ церкви.

© Sergei Golovin, 20 октября 2017 г. в 6:40