СЕМЬ ТРУБ 'Откровение Иоанна Богослова'
Добавлено: 12 дек 2011, 11:26
http://aleksbiznes.ucoz.com/sem_trub-apokalipsis..doc
СЕМЬ ТРУБ 'Откровение Иоанна Богослова'
http://aleksbiznes.ucoz.com/publ/sem_tr ... 39/1-1-0-3
В книге 'Откровение Иоанна Богослова' описывается последовательность семи печатей, которые означают последовательные ступени восхождения, которыми Бог ведет нас к разумению Его Откровения. Агнец Божий Сам снимает печати с книги определений Бога последовательно одну за другой, и тогда пророкам Божьим становится понятным значение видений, которые предоставляет каждому из них Бог. Мы кратко познакомились со значением видений, последовавших после снятия шести печатей. После снятия седьмой печати открывается иная последовательность Божьих откровений в образе семи ангелов, имеющих семь труб.
"И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь ангелов, которые стояли перед Богом; и дано им семь труб." Откр. 8, 1-2. Нам предстоит говорить о трубах. Что это такое? Прежде всего, труба - это духовой инструмент. Но он имеет особое назначение. Трубою подают воинский сигнал тревоги. Когда трубят трубы, особенно в Ветхом Завете, это значит, что народ Божий должен ополчаться, собираться и выступать в поход. Вообще, если трубит труба, значит надо бодрствовать, обратить внимание, стать на стражу, распознать надвигающуюся опасность. Иногда еще трубы объясняют и таким путем: труба трубит, это значит, распространяется в окружающем мире какая-то мощная, всех касающаяся весть. Но чаще всего звучание трубы употребляется как сигнал предупреждения об опасности.
Итак, мы читаем, что было семь ангелов, и они имели семь труб. Семь опасностей были предусмотрены Богом, о которых уже надо предупреждать народ Божий, народ Христов. Уйти от них невозможно, без войны быть не может. Господь сказал, что Он созиждет Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее. В день Пятидесятницы было положено начало созидания Церкви Господней; и, следовательно, нужно думать, что врата ада, не долго мешкая, придут на сражение с Церковью Христа. Так что избежать борьбы с вражескими силами Церковь не имеет возможности, и она предназначена идти на борьбу.
Так вот, семь труб - это семь различных сигналов к ополчению против врага. Пока мы не знаем еще, к какому времени относится это видение, и вдумываемся в каждое слово, чтобы найти ответ.
Тут записано с третьего стиха: "И вот пришел иной Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога." Молитвы святых принесены как фимиам, как ароматное курение на жертвенник перед Богом. В этом месте Ангел - это образ служения Самого Христа. Он, совершивши победу на кресте, получил возможность все молитвы, направленные от людей, страдающих под гнетом греха, начиная от Адама, вознести к Богу. И в Ветхом Завете было тоже много праведников, и они воздавали молитвы к Богу. Но на эти молитвы не было дано ответа в то время. Все духи праведников были в преисподней под властью сатаны до времени их искупления. И только Христос пришел и вознес их молитвы с фимиамом к престолу; теперь они вознесены - значит и услышаны Господом. Вот - Ангел, который имеет это дерзновение, то есть, Агнец Божий, который жертву принес на кресте. Теперь все молитвы о помиловании, об освобождении от власти сатаны, от власти смерти, направленные к Богу, приносятся Им на жертвенник перед Богом. Это произошло в духовном мире. "И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога." Совершилось жертвоприношение, которое сделало возможным, чтобы молитвы святых дошли до престола Божьего. "И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение." Что произошло? Ангел взял эту самую благовонную жертву с жертвенника в духовном мире пред Богом и бросил на землю. Это то, что описано в другом месте совершенно иными словами.
В День Пятидесятницы Господь, услышав молитву Своих учеников, находящихся в горнице, произвел действие. Был шум с неба и огонь. Тот самый огонь, который взят с жертвенника, в духовном понимании, был брошен на землю, в то помещение, где собрались ученики Христовы. И огонь разделился на отдельные языки и почил каждый над каждым из молящихся. Вот это огонь с жертвенника в знак исполнения прошений святых, принесенных к престолу. Священный огонь сошел, и собрание учеников стало храмом Нового Завета. Только Господь Иисус Христос мог совершить такое. На земле появился огонь искупительной жертвы, "и произошли голоса." Какие голоса произошли? Разве вы не помните чудо Пятидесятницы, когда все ученики заговорили разными языками, чтобы их услышали и поняли многие из разных народов? Об этих языках идет речь в этом месте Откровения. "И громы, и молнии, и землетрясения." Землетрясение во многих пророчествах означает сильное потрясение сложившихся устоев жизни, изменение общественного порядка. Происходят смятения, перевороты, возмущения людей - это землетрясение, как пророческий образ. Все волнения среди мира людского произошли оттого, что в день Пятидесятницы Церковь заговорила на всех языках Духом Святым к народам. "И семь ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить." Из прочитанного ясно, что семь труб начинаются от того времени, когда Господь совершил Свою искупительную жертву, и Церковь Христова начала жить со дня Пятидесятницы. А дальше начинается духовная борьба. Явилась Церковь, ее начало засвидетельствовано этим чудесным явлением Пятидесятницы. А что происходит дальше?
Первая труба
Тут мне придется говорить о том, что вам, возможно, незнакомо. Не обижайтесь, если будет что-либо непонятно, хотя бы то знайте, что есть такое толкование; такое понимание существует. Если бы вы не читали Откровение брата Брангама или Откровение брата Эвальда Франка, вы бы не знали, что существуют такие толкования, и не услышали бы, как мыслят эти проповедники. Я тоже хочу сказать: понимание о том, что день Пятидесятницы это и есть тот огонь с жертвенника на небе, - дано мне уразуметь как откровение. Старшие братья, какие бы они ни были, мне этого не писали и не говорили. Я по совести говорю то, что мне было открыто. Так и принимайте, что это одно из откровений.
Так вот, первая труба. "И сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела." Произошли град и огонь. Бедствия от Бога. Но здесь они смешаны с кровью. Здесь это - особенность. О граде и огне говорят и другие места, можно проследить по параллельным местам. Здесь они смешаны с кровью. Что это значит? Мы знаем, что кровь начали проливать еще в первой христианской церкви. Так пролилась кровь Стефана, побитого камнями. Об этом ли говорится здесь? Здесь говорится о бедствии, которое приходит на Церковь, где говорится о гневе Господнем, о бедствии от Господа: град и огонь смешанные с кровью. Огонь святой, который сошел в день Пятидесятницы, почил на каждом из присутствовавших. Это было благословение Божье, это был огонь освящения Духом. Но здесь он смешан с кровью...
Я хочу провести такую мысль; вы простите, если это будет казаться вам неуместным, но что значит смешивать кровь? Кроме часто употребляемого слова о пролитии крови то ли врагов, или невинной крови, в Священном Писании это слово употребляется и в другом значении. Прочитаем Ин. 1, 12-13: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились." Такое же значение имеет слово 'кровь' в Деян. 17, 26.
В рассматриваемом месте Откровения говорится о смешении крови. В Писании есть много описаний о смешивании крови с землею во время военных сражений. Но есть еще и другое смешение, когда одна женщина в одно и то же время сожительствует с двумя мужчинами. В Послании к Коринфянам гл.1 упоминается такой грех. В Коринфянской церкви произошел один очень тяжелый грех, который угнетал всю церковь. В церкви появилось блудодеяние, да еще и такое блудодеяние, которое редко встречается и у язычников. Именно, близкие родственные связи были осквернены смешением крови. Если сын вступил в сожительство с женой своего отца, - это тяжкое преступление. Кровосмешение - это означает плотскую связь между близкими родственниками, что является преступлением по гражданским законам и по законам Священного Писания.
Об этом мы говорим для того, чтобы понять то первое искушение, первое горе, которое постигло раннюю Христову церковь. Еще при апостолах церковь собиралась в притворе Соломоновом Иерусалимского храма, и ученики Христовы спокойно слушали наставления апостолов, имели вдохновение, исполнялись Духом Господним, молились и радовались. Многие уверовавшие приносили все имение и жертвовали сразу все, что имели. Тогда в Иерусалимской церкви сложилось общее житие всех учеников, коммуна, где ничего не было своего, все было общее, и все жили в общей радости.
Но через некоторое время эта радость была омрачена жалобами, потому что те, которые были иудеями и уверовали во Христа, стали учениками Христовыми, но не жили в Иерусалиме, а приехали из других городов и провинций, из иудейских поселений в рассеянии - эти приезжавшие жаловались, что их вдовы не пользовались в равной мере попечением и материальным обеспечением, как и местные жители, вдовы иерусалимские. И среди учеников Христовых возник ропот: почему в церкви делают различие, о местных иерусалимских вдовах заботятся лучше, а о приезжих иногда забывают или дают меньше. Жалобы дошли до апостолов.
Конечно, это несправедливо, и апостолы по данной им мудрости рассудили о том, что в этом деле надо навести порядок. Они, руководствуясь Духом Святым, предложили, чтобы в церкви были избраны специальные материальные служители, которые в равной мере обращали бы внимание на всех членов церкви, и в равной мере пеклись о нуждах каждого. И решено было избрать диаконов, мужей, исполненных Духа Святого и мудрости, деятельных и способных вести хозяйство. И были избраны семь человек. В книге Деяний апостолов все они перечисляются по именам. Среди них был диакон Стефан, исполненный Духа, который проявил свое служение не только в делах материальных, но и в очень острых диспутах и состязаниях с врагами учения Христова, за что и поплатился жизнью. Говорят: Стефан Первомученик. Но были и другие диаконы. В том списке последним назван Николай Антиохиец, призванный из язычников. Значит, хотя он был и не иудей, но из язычников, но тоже нашли его исполненным Духа Святого и призвали к этому служению. Будто бы вопрос материального служения решен.
Теперь в руках у диаконов были все приношения, которые поступали в церковь. Всякие обращающиеся ко Христу приносили в Церковь свои вклады, и жизнь на некоторое время наладилась. Но вот среди этих диаконов возникла такая мысль. Они имеют в руках большую власть. Люди продавали все, что имели, и все деньги приносили и вверяли целиком диаконам. Это делалось потому, что люди верили, что еще не закончится их жизнь, как уже придет Господь во славе. Так что большего, чем они уже собрали, им вряд ли потребуется. Они считали, что больше не нужно заботиться о приобретении, о работе на полях, в торговле или ремеслах. Им хватит прожить во славу Господа, ожидая Пришествие Христа.
Диаконы увидели, что в их руках собрались большие богатства; и власть, которую они получили, в какой-то мере большая, чем духовная власть апостолов. Апостолы преподавали учение, люди имели трепет и страх перед Богом, но ежедневную пищу для пропитания они получали из рук диакона. И только конкретное служение диакона делало возможным их материальное существование. Без проповеди апостола можно существовать неделю и другую, это вопрос совести, а без заботы диакона прожить невозможно.
Диаконы почувствовали свое преимущественное положение, и некоторые из них стали обольщаться этим. Они стали подавать голос несогласия с теми истинами, которые проповедуют апостолы, они стали возражать им. Что, например, главнее: проповедь апостольская или служение диаконское? Что важнее: от всего сердца отвлечься от своей собственности и все до последней монетки отдать в церковь и этим засвидетельствовать свою отстраненность от забот и веру в Господа, или вникать в учение и знать все то, что в Ветхом Завете говорили пророки об Иисусе Христе, но при этом заниматься ремеслом и торговлей? И говоря о святости и о чистоте, диаконы показывали, что верующим не нужно заботиться ни о чем. Не нужно никаких, даже самых малых материальных забот и попечения. Надо оставить все, быть совершенно свободными как ангелы. И в общине оставили все. Единственное, что было не оставлено: жили еще в браке, в супружеских связях мужья и жены у себя дома. Так вот, диакону Николаю Антиохийцу его противники приписывают проповедь такого предложения. "Давайте для большей святости перестанем различать в жизни по плоти, что принадлежит мне, и что мне не принадлежит. Давайте сделаем так, что будем жить действительно- одной семьей и будем общаться друг с другом, не разбирая, кто чья жена; давайте будем жить, имея общих жен." И, якобы, говорят, что это предложение было принято.
Принято почему? Потому что некоторые люди почувствовали: если не поддержать диакона, то можно навлечь на себя его немилость. Вероятно, уже были случаи, что некоторые попадали в немилость. И в церкви получилось, что, когда диакон возражает против' какого-нибудь учения апостолов, то люди поневоле быстрее соглашаются с учением диакона, а учением апостола пренебрегают, не принимают его всерьез. И тогда был поднят вопрос о том, как прекратить это зло.
Апостолы пошли на очень трудное решение. Ведь они молились, и призывали Бога, и говорили, что Духу Господню угодно было избрать диаконов. И избрали с благословением и возложением рук, и вверили им все служение. Теперь апостолы должны найти в себе мужество, чтобы, спасая церковь от такого извращения, отменить прежнее решение и лишить власти диаконов, оставить им только заботу о нуждающихся, а совместную жизнь церкви прекратить. Но апостолы пошли на это переустройство. Они сделали такое распоряжение: члены церкви пусть больше не приносят все свои сбережения на хранение в церковь, но пусть хранят у себя по домам и свое пропитание пусть обеспечивают сами. Только свои свободные пожертвования для нужд церкви пусть приносят в первый день недели в церковь, чтобы там собрался достаточный запас для содержания апостолов и для оказания помощи вдовицам, одиноким, лишенным присмотра, больным. А все остальные пусть помнят, что они должны жить самостоятельно. И никакого развращения семейных уз в церкви допускаться не должно.
Когда так выступили апостолы, некоторые диаконы яростно возразили. Особенно последователи Николая Антиохийца. Они уже имели своих сторонников среди членов церкви. Часть из них со свободной совестью были сторонниками такого порядка, а другие - по необходимости, потому что материальное существование было в руках у диакона. И получилось разделение церкви. Почитайте Послание от Иуды.
Так мы видим, что возникла большая опасность для церкви. Вот на эту опасность, на смешение крови с огнем Духа Святого указывает первая труба. Град и огонь, смешанный с кровью, пали на землю. Земля это народ, который называется именем Божьим. Не просто люди, но простые верующие в церкви. Служители, призванные быть верными последователями Бога, - это небо. А те, которые просто обыденно живут нормальным образом, но называются христианами, - это земля. Так вот на этих людей, которые просто называются учениками Христа, пало это искушение. И многие из них оказались пожженным этим огнем. Многие сестры и братья пошли вослед этого развращения, и стали уже неспособными хранить какую-либо святость.
Есть еще и другие особенности; допустим, последователи Николая, николаиты, выступали принципиально только за то, что все должно быть только общее у народа Божьего. Не может быть иначе; только тогда христиане есть христиане, если они будут иметь общую бедность, не будут владеть ничем лично, но пользоваться всем сообща.
Таким образом, николаиты заявили свои претензии, отделились от апостольской церкви и ушли. Первоначально они ушли в поселение Пергам, и там долгое время оставалась обособленная община николаитов.
Вы узнали о том, что означает первая труба. Это была большая опасность. Церковь с большим уроном и большим переживанием прошла через это горе.
Вторая труба
Откр. 8, 8. "Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море; и третья часть судов погибла. Вот такое бедствие, вот такое горе надвигается на народ Божий, на церковь, которое возвещает второй ангел. Вы видите здесь образы такие впечатлительные и яркие, что мы готовы подумать, что здесь как бы фантастические видения. Но все это в пророчестве имеет конкретный смысл. Почему так говорится, а не сразу понятно и просто? Но то, что понятно и просто нам на нашем обыденном языке, тысяча лет тому назад было непонятно. Прежние люди не могли мыслить так, как мыслим мы. Жизнь изменилась, так что в пророчестве являются такие образы, которые подчеркивают особенность их значения.
Попробуем вникнуть, о чем идет речь. Что напоминает вам образ "большая гора, пылающая огнем". Где вы такую гору видели, читали, слышали о ней? Гора Синай. Это та самая гора, на которой Бог давал Своему избранному народу Израилю Свой закон, Свои заповеди. Значит, здесь подразумевается большая гора, которая дает как бы закон, открывает как бы учение. Но эта гора, пылающая огнем, то есть и силою духа пылающая, низверглась в море. Море это множество людей, живущих на земле и не знающих живого Бога. Это просто люди, наполняющие землю. Так вот оказывается какая-то духовная гора, имеющая власть давать законы, ввергается в море, просто в массу людей. Если раньше мы читали о первой трубе, то там град и огонь, смешанные с кровью, упали на землю. Земля - люди называющиеся именем Бога. Это явление было в церкви.
А вторая труба - великая гора падает в море. Это явление вне церкви, вообще окружающие люди, язычники. "И третья часть моря сделалась кровью... судов погибла". Приходится говорить о том, что когда-то в начале жизни церкви, примерно во втором столетии, среди бывавших гонений и преследований случались и времена затишья. В это время в мире распространилось учение, которое называется "гносис". Греческое слово 'гносео' - знать. Это учение возникло еще до Христа и распространилось особенно среди иудеев, которые были настроены таким образом, чтобы все описанное в Священном Писании Ветхого Завета толковать иносказательно, не буквально, "по-духовному". В египетском городе Александрии существовала целая философская школа примерно в годы 120-е нашего летоисчисления. Философы этой школы считали, что нужно понимать духовно и образ Авраама, и образ путешествия Израиля; и все бывшие при них явления - суть духовные образы.
Это учение стало проникать в церковь. При первой трубе первое горе в церкви - это было увлечение плотью. А когда побороли первое бедствие, появляется новый соблазн от лукавого: все начинают учить по-духовному. Это учение распространяется главным образом в церкви среди язычников, не среди иудеев иерусалимской церкви, но в окружающих провинциях, в Антиохии, Эфесе и других городах. В церкви стали интересоваться учением гностиков, которое родственно греческой философии.
Главным лозунгом гностиков была мысль: Познай сам себя. Они полагают главную цель в познании. Гностики всех людей, приходящих к Богу, подразделяют на две группы. Одни это гносис, а вторые - пистис. Пистис - это вера. Те люди, которые не способны глубоко философски мыслить, простые душою, они должны веровать, практикуя внешние обрядовые проявления своей веры. Это правила освящения, омовения, обряды, молитвы, посты, - все, что является вещественным подтверждением веры, это удел и обязанность человека, который старается спастись верою. А тот, кто постигает глубины познания, кому открывается София - Премудрость; кто владеет ею, тот свободен от этих обрядовых необходимостей. Он знает тайны происхождения вещей, он знает их предназначение, и поэтому он посвященный у Бога как гностик и свободен от того, что довлеет как гнет над людьми, живущими простой слепой практической верой.
Такое учение было довольно распространено, и оно было принесено также в церковь. Оно привилось в очень многих общинах. Следы влияния гностиков находятся даже и в Евангелиях. Гностики говорили, что Иисус Христос в сущности был олицетворением Премудрости. Она вовсе не имела человеческого тела. Премудрость могла образно явиться, как ангелы являлись Аврааму, Иакову, а позже являлись Марии. Так же мог явиться и Господь по внешней видимости. По мнению гностиков, целью Иисуса Христа было: научить мудрости, преподать сокровенное знание, принести божественное знание людям, которые обращаются среди мира и живут только земными делами.
Рассуждая об этом учении, можно заметить: если Господь не является Человеком во плоти, то многое, свойственное человеку, для Него будет излишним. Так думающие находят подтверждение, что в нашем Евангелии еще есть отголоски этих настроений. Например, в Евангелии от Иоанна гл. 5 говорится: Господь сидел у колодца Иаковлева, утомившись от пути, а ученики пошли купить пищу. В разговоре с самарянкой Он открывается ей как Мессия, Которого они ждут. Когда же пришли ученики, они говорят Господу: Равви, ешь. А Господь говорит: "у Меня есть пища, которой вы не знаете." Гностики эти слова истолковывают как подтверждение того, что Его телесная природа не такая, как у учеников; Он не имеет нужды есть пищу для плоти, потому что пища Его это -творить волю Отца Небесного. Это слово звучит как раз в духе гностиков, будто бы Господь не имел настоящего человеческого тела. Вот такие высказывания в Евангелиях гностики использовали и создали образ, будто Иисус Христос во время земной жизни не был человеком по сути. Он являлся людям, а когда Его хотели задержать, Он прошел мимо преследовавших и скрылся от них. А гностики говорят, что человек во плоти не может так легко уходить от преследования. Они в этом случае хотят видеть подтверждение своему учению, что Он не имел естественного плотского тела. Такое учение кажется очень соблазнительным, и ему трудно возразить, но по содежанию оно неверное. Соломон много писал о Премудрости, и мы знаем, что Господь - это и есть Премудрость, или по-гречески София. И такое учение гностиков, на первый взгляд, ничего плохого не несет; очень уж тонкая философия. Но апостол Павел видел в нем опасность и предупреждал: "Не увлекайтесь философией, потому что она ведет в заблуждение." В чем опасность этого учения? Давайте проследим. Господь Иисус Христос, по учению гностиков, не имел плотского тела. Он был только постоянной видимостью, подобно привидению. Он не имел потребности есть, но создавал только видимость, что ест и пьет. Он ходил, не зная усталости, Он мог ходить по воде, по морю, потому что Его тело - это не плоть. Он мог делать многое. Но проследим дальше. Тогда, когда Он идет на страдания и отдает Себя на мучения, то эти мучения оказываются такой же призрачной, кажущейся видимостью, и ничего настоящего в них нет, потому что, по мнению гностиков, нет тела у Иисуса. Получается: Господь вовсе не страдал! Ему не было больно. Ему незачем было страдать. Если же Он не страдал, то Он не умер за нас. И все учение об искуплении нас Его святою Кровью лишается всякого основания.
Гностики признают только одно: Он пришел как мудрый Учитель, принес какое-то философское учение, поучает всех людей как надо правильно жить, как поступать справедливо, и на этом Его роль кончилась. А теперь каждый, кто научился от Него, кто стал гностиком, пусть сам спасает свою жизнь, и своими праведными мыслями, благородными поступками, чистым хождением добивается вечного пребывания в благодати и свете Божьем.
Здесь нет самого понятия о спасении! Отменяется спасение. В этом заключается опасность. Тогда какая нужда преподносить какую-то Чашу Вечери Господней, когда Кровь не текла, жертва не приносилась, а это только ритуал, обряд. А обряд нужен для тех, которые должны жить слепой верою, которые не имеют гностического знания, которым не свойственна Премудрость. Это - пистис. Хорошо, пусть они знают причастие и Вечерю - это им. А для гностиков это все не имеет значения. Для них Кровь это не есть то, что содержится в Чаше, а это благодать, которую принес Учитель Праведности - Господь. Вот такое заблуждение поразило Церковь во втором веке. Расцвет влияния гностиков в церкви приходится, примерно, на 135 год нашей эры.
Учение гностиков распространялось в окружающем мире. Были известны иудейские секты гностиков, последователей ранее жившего иудейско-греческого философа Филона Александрийского. Он ввел иносказательное понимание Ветхого Завета.
Многие церкви Христовы приняли учение гностиков и стали иносказательно понимать учение Евангелия, называя такое понимание "духовным". И получилось, что все те, которые слышат проповеди апостолов и последователей их, учеников Христовых, - не могут правильно понять их. "Что вы мне говорите, что кто-то был, страдал, кровь проливал, чудеса творил, мертвых воскрешал, - когда все это только образы видимости. По настоящему мудрость Божия, знание Божие, откровение Божие дается тем, кто посвящен в гносис. Вот это - настоящее христианство, и больше ничего." Вот такое противодействие учению Христа оказало учение гностиков в церкви Христа. Это учение уже распространилось в церкви. Многие братья и сестры приняли это, а тем более окружающий мир. Люди не приходят в церковь принимать и исполнять учение Христа; понимать его иносказательно гораздо проще и легче им: приобретать божественные знания, постигать премудрость и почитать себя "посвященными".
Церкви пришлось бороться против гносиса. Я уже говорил, апостол Павел предупреждает: "Не увлекайтесь философией". Философия отводит от искренней веры. Далее, Иоанн пишет в 1 Послании 4, 1-6: "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире. Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения."
Так вот, дорогие, главное для нас следующее: тот, кто говорит, что Иисус Христос есть Сын Божий - это хорошо, Но если он говорит, что Иисус Христос не имел человеческой плоти, то это уже против Бога и против нашей жизни. Тот, кто говорит, что Иисус не человек, это - уже враг; пусть он себе знает и глубины тайн. Это показал Иоанн в Послании. Учение о гносисе было очень распространено. Оно охватило мир людей за пределами христианства, и христианским общинам почти не было возможности противостоять ему. Это было как раз во втором столетии, до 200 года, во времена гонений.
В Откровении мы читаем: "Большая гора этого философского учения, пылающая огнем, то есть, исполненная духовной силы, низверглась в море - охватила весь мыслящий, рассуждающий мир, и третья часть моря сделалась кровью - третья часть людей приняла, заразилась этим учением. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море". Море это множество людей. Вы уже слышали, что далеко не все среди них духовные. Многие из них призваны только к земной жизни, люди века сего, и живут только на земле. Но среди них живут и духовные. Это те существа, которые одушевленные. В море, среди народа, живут люди, предопределенные Богом к познанию истины Божьей. Так вот, третья часть всех призванных познать Бога оказались смертельно зараженными учением гностиков.
"И третья часть судов погибла." Что понимать под образом судна? Это корабль; оно в этом пророчестве обозначает христианскую общину. Традиционно архитектура христианских храмов сохраняет две формы: креста или корабля. Корабль напоминает ковчег Ноя, в котором возможно было спасение от потопа. Поэтому здесь упоминание судна связано со спасением в церкви Христа. В результате распространения гносиса третья часть христианских общин лишилась благодати, дающей надежду на вечное спасение. Это было большое поражение Церкви Христа. Не думайте, что история Церкви была такая легкая и приятная. Одно горе церковь пережила при николаитах, и вот вторая труба - второе горе, гностики.
Единственной возможностью спасения было решительно отмежеваться от гностиков, не общаться с ними, не принимать в дома, как об этом написал нам старейший из апостолов - Иоанн. И много людей ушло из церкви, даже некоторые общины отпали целиком. До нашего времени дошло предание, что Иоанн жил в Эфесе, когда там появился известный гностик Керинф. Было, что уже престарелый Иоанн пошел в городскую баню, и будучи там, встретился с этим гностиком Керинфом. Когда Иоанн узнал, что там Керинф, он моментально схватив свои вещи, не одеваясь, в ужасе выбежал из бани с криком: "Берегитесь! Это здание сейчас рушится, в нем гностик!" Это предание показывает, какая вражда была между христианами и гностиками. Учитель гностиков и апостол были так враждебно настроены друг против друга, что призывали Бога разрушить здание, чтобы истребить противника.
Борьба между церковью и гностиками была очень трагичной. Сложность положения усугублялась еще тем, что отдельные общины, жившие независимо друг от друга, в условиях гонения часто были не в состоянии различить правильное учение апостолов и ереси. Перед лицом опасности гностиков и других ересей епископы общин стали объединяться между собой и выработали общие правила, по которым определялось, какое учение является ересью. Борьба с гностиками в христианской церкви продолжалась примерно до 180 года.
Церковь Христова сохранила себе жизнь при второй трубе только беспощадно отсекая от себя отдельных членов и целые общины, зараженные еретическим учением. С этого времени начала формироваться объединенная вселенская "католическая" церковь.
В наше время нам приходится помнить, что среди некоторых высказываний проповедников можно услышать отголоски учения гностиков.
Иногда они говорят: мы совершенные, мы больше не грешим, потому что если по плоти иногда и совершаются какие-нибудь проступки и согрешения, то дух наш, познавший совершенное учение премудрости, не может оскверниться делами плоти. Удобное учение, не правда ли? Так что если я присвою чужое, обману кого-нибудь или воспользуюсь знакомством с чужой женою, то меня это не порочит, это только моя плоть, с нее ответа нет. А духовно я знаю истину и я не осквернен, я совершенный... Встречается иногда вот такое порочное учение, которое возникло под влиянием гностиков. Это не выдумка, это все было и есть.
Третья труба
Время идет дальше. Второй век подходит к концу. И среди гонений, периодически бывших, апостольскую церковь потрясают разные переживания. Едва справившись с крайним увлечением этими духовными понятиями гностиков, отделившись от них, - кое-где их просто выгнали из церкви - появилось другое переживание. Это - арианство.
Труба первого ангела возвестила о первой опасности для церкви - это учение и практика николаитов. Эта опасность возникла во времена апостолов, и им приходилось вести с ней борьбу. Труба второго ангела возвестила об опасности гностиков. С этой ересью успел вступить в борьбу только наиболее долго живший из апостолов - Иоанн. А опасность третьей трубы - арианство - встретило Церковь в последующие века, начиная с третьего-четвертого века. Наиболее острое столкновение с этой ересью было в 325 году на Никейском соборе, и продолжалась борьба до 380 года.
В чем заключалось это учение, что сказано о третьей трубе. "Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки."
Великая звезда здесь означает Ария. Он был священником самостоятельного прихода в Александрии и был строгим аскетом. Во время Никейского собора он был уже в довольно пожилом возрасте. Предания о его богословских мыслях различны, точных сведений нет. Он выразительно развивал учение о Логосе. Логос - это Премудрость Божия, существовавшая как личность. Спор с его взглядами возник по проблеме божественности Христа. Как понимать: до явления Христа во плоти человеческой был ли Христос Духом, равносущным Богу, или был только ангелом Божьим, или созданием Божьим. В этом был спор. Арий утверждал, что первое, что создал Единый Бог - это был именно Логос, Слово Божие, Дух Божий.
Мы широко пользуемся этим выражением - Слово Божие - в нашем Исповедании веры. В греческом языке в этом значении употреблялось слово 'Логос'. Оно означало божественную Мудрость; это - то самое, что в книгах ВЗ Соломон называл Премудростью. Таким образом, мы тоже пользуемся этим словом 'Слово Божие', но имеем в виду первоначальную субстанцию Бога. И вот об этом-то: было ли Слово Божие Самим Богом, было ли Сыном Божиим по происхождению, или только по сотворению было верховным Исполнителем воли Бога Отца, - об этом был ожесточенный спор. Арий утверждал, что Христос, тот Дух, который стал воплощенным в Иисусе Христе, - был верховный, первый сотворенный ангел, полубог. Так и выражались во время спора: был ли Он равен Богу, или был только полубогом.
Вспомним, что было перед этим. Николаиты очень много внимания уделили плоти и плотской жизни. Плотское воздержание, и плотскую распущенность сделали признаком христианской жизни. После этого появились в церкви гностики, которые совершенно отказывались признавать за Иисусом в Его земной жизни какую-либо телесную природу; они говорили - это видимость, это духовное видение, которое приняло образ человека, который, будучи ангелом, ходил среди людей. После гностиков Арий занимает новую позицию. Он говорит: Иисус Христос был человек, жил в теле и учил. Но в Нем-то пребыл не Сам Бог Отец; и Он Сам не был Сыном Божиим. Он был создан, Он - высшее творение, верховный ангел, самый светлый ангел. Таким представлял Иисуса Христа Арий. Он соглашался, что все было сотворено через Иисуса Христа, но одновременно утверждал, что Иисус Христос был Сам сотворен Богом прежде всего прочего. Поэтому Иисус - не Бог, и даже не Сын Божий. Он был сотворен и духовно, и по плоти. Бог повелел - и Мария, мать Его, родила Иисуса без человеческого супружества. Так объяснял учение Арий. Он, в сущности выступил в защиту Единого Бога, каким понимали Его и древние евреи, не усматривая в Нем никакого подразделения на личности. А Иисус, по мнению Ария, только чуть больше чем всякий пророк, больше чем Моисей, или Мелхиседек. Такое понимание вызвало, в качестве ответной реакции, противоположное учение. В этом учении сделана попытка доказать, что Иисус по сущности своей, по духовной природе есть то же, что и Отец; что Он, как кровь от крови, имеет одну природу, одну духовную сущность с Отцом; что Он не чуждый Богу, а унаследовал все качества Бога.
На этой почве развернулась борьба. Наибольшего накала эта борьба с Арием достигла на первом вселенском Никейском соборе в 325 году. Председателем на этом соборе был император Константин Великий, хотя в то время он еще не был крещен. Мы уже прежде читали о том, что было время, когда ранние христиане имели страх принимать крещение, чтобы из-за последующих грехов, возможных после крещения, не лишиться вечной жизни. Поэтому-то, будучи императором языческого государства, Константин вел христианскую линию как политик. А себя через крещение связывать христианскими обязанностями он не торопился; он это откладывал на более позднее время. Он хотел иметь не связанные руки для свободного общения с сторонниками всяких языческих верований, а также и с христианством. Константин поддерживал христианство и председательствовал на соборе. Спор на соборе после многих высказываний сошелся на одном выражении. По-гречески это 'гомоюзиой то патрой', что значит 'единосущный Отцу'. Если говорить о Христе: все что говорил Арий, собор принимает. Но при всем этом надо сказать, что Сын Божий единосущен Отцу. Это значит: Он по сущности то же, что и Отец. Как сын человеческий по плоти наследует качества организма отца, его привычки, манеру мышления, - почему и говорят, что сын похож на отца. Такое сходство не может быть случайностью. Нужно чтобы эти качества были унаследованы через рождение. Поэтому выражение 'единосущный Отцу' должно означать, что по сущности Дух, который пребывает в Иисусе Христе, Он есть Сын Божий, Божеская премудрость, та самая София или Логос, рожденный от Отца. В этом собору нужно было убедить Ария. Сторонники Ария противились понятию единосущия Сына Божьего Отцу. Они не признавали, что у единого Бога может быть еще Сын Божий.
И только одно слово, по настоянию императора внесенное в текст символа веры, выработанного на соборе, а именно 'единосущный Отцу' решило исход спора на соборе в пользу противников Ария. Арий был отвергнут. После собора его лишили возможности служить в церкви, преследовали, отправили в ссылку. Но учение Ария к тому времени было уже довольно распространенным. А на том же Никейском соборе в противовес Арию получило подкрепление другое учение. Если Сын единосущный Отцу, то Бог Отец есть Бог в совершенстве, то и Сын - тоже Бог.
Император Константин Великий обратился к иерархам церкви с просьбою помочь ему преодолеть трудную преграду. Он предложил христианам привлечь в свою среду тех, которые называются поклонниками языческого бога Митры. Для этого православные богословы и иерархи ввели еще одно. Дух Святой, который говорил через пророков, тоже признан единосущным Богу Отцу. Это записано в том же самом Никейском символе. Но эта теория о единосущии Святого Духа получила распространение немного позже. Но учение Ария распространилось широко. Это учение увлекло многие церкви. Поэтому это учение приобрело такой пророческий признак. "Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда..." Сам по себе Арий, служитель и богослов, имел большое духовное значение. Его учение было очень мудрое, это была большая звезда духовная, горящая подобно светильнику. Один из великих учителей церкви того времени, после трехсотого года. Он вышел со своим учением и стал широко известен, приобрел многих сторонников. И упал он на третью часть рек. Что такое река? Это вода текущая. А о текущей воде Господь одно время говорил: "Кто жаждет, прииди ко Мне и пей, Я даю воду живую даром, без серебра. И кто будет пить, у того из чрева потекут потоки воды живой в жизнь вечную." Господь говорил об учении. Так вода - это пророческий образ учения. Если говорится о реках, то это значит, что все источники учения в христианском мире были уподоблены рекам и источникам вод. Учение Ария сделало то, что оно упало именно на тех, кто проповедует, и они приняли это учение, и воды стали горькими. По этому учению Господь Иисус Христос был лишен признания Его божественного достоинства. Он только человек, только великий ангел, но не подлинный Сын Божий в полноте Божеского достоинства.
СЕМЬ ТРУБ 'Откровение Иоанна Богослова'
http://aleksbiznes.ucoz.com/publ/sem_tr ... 39/1-1-0-3
В книге 'Откровение Иоанна Богослова' описывается последовательность семи печатей, которые означают последовательные ступени восхождения, которыми Бог ведет нас к разумению Его Откровения. Агнец Божий Сам снимает печати с книги определений Бога последовательно одну за другой, и тогда пророкам Божьим становится понятным значение видений, которые предоставляет каждому из них Бог. Мы кратко познакомились со значением видений, последовавших после снятия шести печатей. После снятия седьмой печати открывается иная последовательность Божьих откровений в образе семи ангелов, имеющих семь труб.
"И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь ангелов, которые стояли перед Богом; и дано им семь труб." Откр. 8, 1-2. Нам предстоит говорить о трубах. Что это такое? Прежде всего, труба - это духовой инструмент. Но он имеет особое назначение. Трубою подают воинский сигнал тревоги. Когда трубят трубы, особенно в Ветхом Завете, это значит, что народ Божий должен ополчаться, собираться и выступать в поход. Вообще, если трубит труба, значит надо бодрствовать, обратить внимание, стать на стражу, распознать надвигающуюся опасность. Иногда еще трубы объясняют и таким путем: труба трубит, это значит, распространяется в окружающем мире какая-то мощная, всех касающаяся весть. Но чаще всего звучание трубы употребляется как сигнал предупреждения об опасности.
Итак, мы читаем, что было семь ангелов, и они имели семь труб. Семь опасностей были предусмотрены Богом, о которых уже надо предупреждать народ Божий, народ Христов. Уйти от них невозможно, без войны быть не может. Господь сказал, что Он созиждет Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее. В день Пятидесятницы было положено начало созидания Церкви Господней; и, следовательно, нужно думать, что врата ада, не долго мешкая, придут на сражение с Церковью Христа. Так что избежать борьбы с вражескими силами Церковь не имеет возможности, и она предназначена идти на борьбу.
Так вот, семь труб - это семь различных сигналов к ополчению против врага. Пока мы не знаем еще, к какому времени относится это видение, и вдумываемся в каждое слово, чтобы найти ответ.
Тут записано с третьего стиха: "И вот пришел иной Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога." Молитвы святых принесены как фимиам, как ароматное курение на жертвенник перед Богом. В этом месте Ангел - это образ служения Самого Христа. Он, совершивши победу на кресте, получил возможность все молитвы, направленные от людей, страдающих под гнетом греха, начиная от Адама, вознести к Богу. И в Ветхом Завете было тоже много праведников, и они воздавали молитвы к Богу. Но на эти молитвы не было дано ответа в то время. Все духи праведников были в преисподней под властью сатаны до времени их искупления. И только Христос пришел и вознес их молитвы с фимиамом к престолу; теперь они вознесены - значит и услышаны Господом. Вот - Ангел, который имеет это дерзновение, то есть, Агнец Божий, который жертву принес на кресте. Теперь все молитвы о помиловании, об освобождении от власти сатаны, от власти смерти, направленные к Богу, приносятся Им на жертвенник перед Богом. Это произошло в духовном мире. "И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога." Совершилось жертвоприношение, которое сделало возможным, чтобы молитвы святых дошли до престола Божьего. "И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение." Что произошло? Ангел взял эту самую благовонную жертву с жертвенника в духовном мире пред Богом и бросил на землю. Это то, что описано в другом месте совершенно иными словами.
В День Пятидесятницы Господь, услышав молитву Своих учеников, находящихся в горнице, произвел действие. Был шум с неба и огонь. Тот самый огонь, который взят с жертвенника, в духовном понимании, был брошен на землю, в то помещение, где собрались ученики Христовы. И огонь разделился на отдельные языки и почил каждый над каждым из молящихся. Вот это огонь с жертвенника в знак исполнения прошений святых, принесенных к престолу. Священный огонь сошел, и собрание учеников стало храмом Нового Завета. Только Господь Иисус Христос мог совершить такое. На земле появился огонь искупительной жертвы, "и произошли голоса." Какие голоса произошли? Разве вы не помните чудо Пятидесятницы, когда все ученики заговорили разными языками, чтобы их услышали и поняли многие из разных народов? Об этих языках идет речь в этом месте Откровения. "И громы, и молнии, и землетрясения." Землетрясение во многих пророчествах означает сильное потрясение сложившихся устоев жизни, изменение общественного порядка. Происходят смятения, перевороты, возмущения людей - это землетрясение, как пророческий образ. Все волнения среди мира людского произошли оттого, что в день Пятидесятницы Церковь заговорила на всех языках Духом Святым к народам. "И семь ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить." Из прочитанного ясно, что семь труб начинаются от того времени, когда Господь совершил Свою искупительную жертву, и Церковь Христова начала жить со дня Пятидесятницы. А дальше начинается духовная борьба. Явилась Церковь, ее начало засвидетельствовано этим чудесным явлением Пятидесятницы. А что происходит дальше?
Первая труба
Тут мне придется говорить о том, что вам, возможно, незнакомо. Не обижайтесь, если будет что-либо непонятно, хотя бы то знайте, что есть такое толкование; такое понимание существует. Если бы вы не читали Откровение брата Брангама или Откровение брата Эвальда Франка, вы бы не знали, что существуют такие толкования, и не услышали бы, как мыслят эти проповедники. Я тоже хочу сказать: понимание о том, что день Пятидесятницы это и есть тот огонь с жертвенника на небе, - дано мне уразуметь как откровение. Старшие братья, какие бы они ни были, мне этого не писали и не говорили. Я по совести говорю то, что мне было открыто. Так и принимайте, что это одно из откровений.
Так вот, первая труба. "И сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела." Произошли град и огонь. Бедствия от Бога. Но здесь они смешаны с кровью. Здесь это - особенность. О граде и огне говорят и другие места, можно проследить по параллельным местам. Здесь они смешаны с кровью. Что это значит? Мы знаем, что кровь начали проливать еще в первой христианской церкви. Так пролилась кровь Стефана, побитого камнями. Об этом ли говорится здесь? Здесь говорится о бедствии, которое приходит на Церковь, где говорится о гневе Господнем, о бедствии от Господа: град и огонь смешанные с кровью. Огонь святой, который сошел в день Пятидесятницы, почил на каждом из присутствовавших. Это было благословение Божье, это был огонь освящения Духом. Но здесь он смешан с кровью...
Я хочу провести такую мысль; вы простите, если это будет казаться вам неуместным, но что значит смешивать кровь? Кроме часто употребляемого слова о пролитии крови то ли врагов, или невинной крови, в Священном Писании это слово употребляется и в другом значении. Прочитаем Ин. 1, 12-13: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились." Такое же значение имеет слово 'кровь' в Деян. 17, 26.
В рассматриваемом месте Откровения говорится о смешении крови. В Писании есть много описаний о смешивании крови с землею во время военных сражений. Но есть еще и другое смешение, когда одна женщина в одно и то же время сожительствует с двумя мужчинами. В Послании к Коринфянам гл.1 упоминается такой грех. В Коринфянской церкви произошел один очень тяжелый грех, который угнетал всю церковь. В церкви появилось блудодеяние, да еще и такое блудодеяние, которое редко встречается и у язычников. Именно, близкие родственные связи были осквернены смешением крови. Если сын вступил в сожительство с женой своего отца, - это тяжкое преступление. Кровосмешение - это означает плотскую связь между близкими родственниками, что является преступлением по гражданским законам и по законам Священного Писания.
Об этом мы говорим для того, чтобы понять то первое искушение, первое горе, которое постигло раннюю Христову церковь. Еще при апостолах церковь собиралась в притворе Соломоновом Иерусалимского храма, и ученики Христовы спокойно слушали наставления апостолов, имели вдохновение, исполнялись Духом Господним, молились и радовались. Многие уверовавшие приносили все имение и жертвовали сразу все, что имели. Тогда в Иерусалимской церкви сложилось общее житие всех учеников, коммуна, где ничего не было своего, все было общее, и все жили в общей радости.
Но через некоторое время эта радость была омрачена жалобами, потому что те, которые были иудеями и уверовали во Христа, стали учениками Христовыми, но не жили в Иерусалиме, а приехали из других городов и провинций, из иудейских поселений в рассеянии - эти приезжавшие жаловались, что их вдовы не пользовались в равной мере попечением и материальным обеспечением, как и местные жители, вдовы иерусалимские. И среди учеников Христовых возник ропот: почему в церкви делают различие, о местных иерусалимских вдовах заботятся лучше, а о приезжих иногда забывают или дают меньше. Жалобы дошли до апостолов.
Конечно, это несправедливо, и апостолы по данной им мудрости рассудили о том, что в этом деле надо навести порядок. Они, руководствуясь Духом Святым, предложили, чтобы в церкви были избраны специальные материальные служители, которые в равной мере обращали бы внимание на всех членов церкви, и в равной мере пеклись о нуждах каждого. И решено было избрать диаконов, мужей, исполненных Духа Святого и мудрости, деятельных и способных вести хозяйство. И были избраны семь человек. В книге Деяний апостолов все они перечисляются по именам. Среди них был диакон Стефан, исполненный Духа, который проявил свое служение не только в делах материальных, но и в очень острых диспутах и состязаниях с врагами учения Христова, за что и поплатился жизнью. Говорят: Стефан Первомученик. Но были и другие диаконы. В том списке последним назван Николай Антиохиец, призванный из язычников. Значит, хотя он был и не иудей, но из язычников, но тоже нашли его исполненным Духа Святого и призвали к этому служению. Будто бы вопрос материального служения решен.
Теперь в руках у диаконов были все приношения, которые поступали в церковь. Всякие обращающиеся ко Христу приносили в Церковь свои вклады, и жизнь на некоторое время наладилась. Но вот среди этих диаконов возникла такая мысль. Они имеют в руках большую власть. Люди продавали все, что имели, и все деньги приносили и вверяли целиком диаконам. Это делалось потому, что люди верили, что еще не закончится их жизнь, как уже придет Господь во славе. Так что большего, чем они уже собрали, им вряд ли потребуется. Они считали, что больше не нужно заботиться о приобретении, о работе на полях, в торговле или ремеслах. Им хватит прожить во славу Господа, ожидая Пришествие Христа.
Диаконы увидели, что в их руках собрались большие богатства; и власть, которую они получили, в какой-то мере большая, чем духовная власть апостолов. Апостолы преподавали учение, люди имели трепет и страх перед Богом, но ежедневную пищу для пропитания они получали из рук диакона. И только конкретное служение диакона делало возможным их материальное существование. Без проповеди апостола можно существовать неделю и другую, это вопрос совести, а без заботы диакона прожить невозможно.
Диаконы почувствовали свое преимущественное положение, и некоторые из них стали обольщаться этим. Они стали подавать голос несогласия с теми истинами, которые проповедуют апостолы, они стали возражать им. Что, например, главнее: проповедь апостольская или служение диаконское? Что важнее: от всего сердца отвлечься от своей собственности и все до последней монетки отдать в церковь и этим засвидетельствовать свою отстраненность от забот и веру в Господа, или вникать в учение и знать все то, что в Ветхом Завете говорили пророки об Иисусе Христе, но при этом заниматься ремеслом и торговлей? И говоря о святости и о чистоте, диаконы показывали, что верующим не нужно заботиться ни о чем. Не нужно никаких, даже самых малых материальных забот и попечения. Надо оставить все, быть совершенно свободными как ангелы. И в общине оставили все. Единственное, что было не оставлено: жили еще в браке, в супружеских связях мужья и жены у себя дома. Так вот, диакону Николаю Антиохийцу его противники приписывают проповедь такого предложения. "Давайте для большей святости перестанем различать в жизни по плоти, что принадлежит мне, и что мне не принадлежит. Давайте сделаем так, что будем жить действительно- одной семьей и будем общаться друг с другом, не разбирая, кто чья жена; давайте будем жить, имея общих жен." И, якобы, говорят, что это предложение было принято.
Принято почему? Потому что некоторые люди почувствовали: если не поддержать диакона, то можно навлечь на себя его немилость. Вероятно, уже были случаи, что некоторые попадали в немилость. И в церкви получилось, что, когда диакон возражает против' какого-нибудь учения апостолов, то люди поневоле быстрее соглашаются с учением диакона, а учением апостола пренебрегают, не принимают его всерьез. И тогда был поднят вопрос о том, как прекратить это зло.
Апостолы пошли на очень трудное решение. Ведь они молились, и призывали Бога, и говорили, что Духу Господню угодно было избрать диаконов. И избрали с благословением и возложением рук, и вверили им все служение. Теперь апостолы должны найти в себе мужество, чтобы, спасая церковь от такого извращения, отменить прежнее решение и лишить власти диаконов, оставить им только заботу о нуждающихся, а совместную жизнь церкви прекратить. Но апостолы пошли на это переустройство. Они сделали такое распоряжение: члены церкви пусть больше не приносят все свои сбережения на хранение в церковь, но пусть хранят у себя по домам и свое пропитание пусть обеспечивают сами. Только свои свободные пожертвования для нужд церкви пусть приносят в первый день недели в церковь, чтобы там собрался достаточный запас для содержания апостолов и для оказания помощи вдовицам, одиноким, лишенным присмотра, больным. А все остальные пусть помнят, что они должны жить самостоятельно. И никакого развращения семейных уз в церкви допускаться не должно.
Когда так выступили апостолы, некоторые диаконы яростно возразили. Особенно последователи Николая Антиохийца. Они уже имели своих сторонников среди членов церкви. Часть из них со свободной совестью были сторонниками такого порядка, а другие - по необходимости, потому что материальное существование было в руках у диакона. И получилось разделение церкви. Почитайте Послание от Иуды.
Так мы видим, что возникла большая опасность для церкви. Вот на эту опасность, на смешение крови с огнем Духа Святого указывает первая труба. Град и огонь, смешанный с кровью, пали на землю. Земля это народ, который называется именем Божьим. Не просто люди, но простые верующие в церкви. Служители, призванные быть верными последователями Бога, - это небо. А те, которые просто обыденно живут нормальным образом, но называются христианами, - это земля. Так вот на этих людей, которые просто называются учениками Христа, пало это искушение. И многие из них оказались пожженным этим огнем. Многие сестры и братья пошли вослед этого развращения, и стали уже неспособными хранить какую-либо святость.
Есть еще и другие особенности; допустим, последователи Николая, николаиты, выступали принципиально только за то, что все должно быть только общее у народа Божьего. Не может быть иначе; только тогда христиане есть христиане, если они будут иметь общую бедность, не будут владеть ничем лично, но пользоваться всем сообща.
Таким образом, николаиты заявили свои претензии, отделились от апостольской церкви и ушли. Первоначально они ушли в поселение Пергам, и там долгое время оставалась обособленная община николаитов.
Вы узнали о том, что означает первая труба. Это была большая опасность. Церковь с большим уроном и большим переживанием прошла через это горе.
Вторая труба
Откр. 8, 8. "Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море; и третья часть судов погибла. Вот такое бедствие, вот такое горе надвигается на народ Божий, на церковь, которое возвещает второй ангел. Вы видите здесь образы такие впечатлительные и яркие, что мы готовы подумать, что здесь как бы фантастические видения. Но все это в пророчестве имеет конкретный смысл. Почему так говорится, а не сразу понятно и просто? Но то, что понятно и просто нам на нашем обыденном языке, тысяча лет тому назад было непонятно. Прежние люди не могли мыслить так, как мыслим мы. Жизнь изменилась, так что в пророчестве являются такие образы, которые подчеркивают особенность их значения.
Попробуем вникнуть, о чем идет речь. Что напоминает вам образ "большая гора, пылающая огнем". Где вы такую гору видели, читали, слышали о ней? Гора Синай. Это та самая гора, на которой Бог давал Своему избранному народу Израилю Свой закон, Свои заповеди. Значит, здесь подразумевается большая гора, которая дает как бы закон, открывает как бы учение. Но эта гора, пылающая огнем, то есть и силою духа пылающая, низверглась в море. Море это множество людей, живущих на земле и не знающих живого Бога. Это просто люди, наполняющие землю. Так вот оказывается какая-то духовная гора, имеющая власть давать законы, ввергается в море, просто в массу людей. Если раньше мы читали о первой трубе, то там град и огонь, смешанные с кровью, упали на землю. Земля - люди называющиеся именем Бога. Это явление было в церкви.
А вторая труба - великая гора падает в море. Это явление вне церкви, вообще окружающие люди, язычники. "И третья часть моря сделалась кровью... судов погибла". Приходится говорить о том, что когда-то в начале жизни церкви, примерно во втором столетии, среди бывавших гонений и преследований случались и времена затишья. В это время в мире распространилось учение, которое называется "гносис". Греческое слово 'гносео' - знать. Это учение возникло еще до Христа и распространилось особенно среди иудеев, которые были настроены таким образом, чтобы все описанное в Священном Писании Ветхого Завета толковать иносказательно, не буквально, "по-духовному". В египетском городе Александрии существовала целая философская школа примерно в годы 120-е нашего летоисчисления. Философы этой школы считали, что нужно понимать духовно и образ Авраама, и образ путешествия Израиля; и все бывшие при них явления - суть духовные образы.
Это учение стало проникать в церковь. При первой трубе первое горе в церкви - это было увлечение плотью. А когда побороли первое бедствие, появляется новый соблазн от лукавого: все начинают учить по-духовному. Это учение распространяется главным образом в церкви среди язычников, не среди иудеев иерусалимской церкви, но в окружающих провинциях, в Антиохии, Эфесе и других городах. В церкви стали интересоваться учением гностиков, которое родственно греческой философии.
Главным лозунгом гностиков была мысль: Познай сам себя. Они полагают главную цель в познании. Гностики всех людей, приходящих к Богу, подразделяют на две группы. Одни это гносис, а вторые - пистис. Пистис - это вера. Те люди, которые не способны глубоко философски мыслить, простые душою, они должны веровать, практикуя внешние обрядовые проявления своей веры. Это правила освящения, омовения, обряды, молитвы, посты, - все, что является вещественным подтверждением веры, это удел и обязанность человека, который старается спастись верою. А тот, кто постигает глубины познания, кому открывается София - Премудрость; кто владеет ею, тот свободен от этих обрядовых необходимостей. Он знает тайны происхождения вещей, он знает их предназначение, и поэтому он посвященный у Бога как гностик и свободен от того, что довлеет как гнет над людьми, живущими простой слепой практической верой.
Такое учение было довольно распространено, и оно было принесено также в церковь. Оно привилось в очень многих общинах. Следы влияния гностиков находятся даже и в Евангелиях. Гностики говорили, что Иисус Христос в сущности был олицетворением Премудрости. Она вовсе не имела человеческого тела. Премудрость могла образно явиться, как ангелы являлись Аврааму, Иакову, а позже являлись Марии. Так же мог явиться и Господь по внешней видимости. По мнению гностиков, целью Иисуса Христа было: научить мудрости, преподать сокровенное знание, принести божественное знание людям, которые обращаются среди мира и живут только земными делами.
Рассуждая об этом учении, можно заметить: если Господь не является Человеком во плоти, то многое, свойственное человеку, для Него будет излишним. Так думающие находят подтверждение, что в нашем Евангелии еще есть отголоски этих настроений. Например, в Евангелии от Иоанна гл. 5 говорится: Господь сидел у колодца Иаковлева, утомившись от пути, а ученики пошли купить пищу. В разговоре с самарянкой Он открывается ей как Мессия, Которого они ждут. Когда же пришли ученики, они говорят Господу: Равви, ешь. А Господь говорит: "у Меня есть пища, которой вы не знаете." Гностики эти слова истолковывают как подтверждение того, что Его телесная природа не такая, как у учеников; Он не имеет нужды есть пищу для плоти, потому что пища Его это -творить волю Отца Небесного. Это слово звучит как раз в духе гностиков, будто бы Господь не имел настоящего человеческого тела. Вот такие высказывания в Евангелиях гностики использовали и создали образ, будто Иисус Христос во время земной жизни не был человеком по сути. Он являлся людям, а когда Его хотели задержать, Он прошел мимо преследовавших и скрылся от них. А гностики говорят, что человек во плоти не может так легко уходить от преследования. Они в этом случае хотят видеть подтверждение своему учению, что Он не имел естественного плотского тела. Такое учение кажется очень соблазнительным, и ему трудно возразить, но по содежанию оно неверное. Соломон много писал о Премудрости, и мы знаем, что Господь - это и есть Премудрость, или по-гречески София. И такое учение гностиков, на первый взгляд, ничего плохого не несет; очень уж тонкая философия. Но апостол Павел видел в нем опасность и предупреждал: "Не увлекайтесь философией, потому что она ведет в заблуждение." В чем опасность этого учения? Давайте проследим. Господь Иисус Христос, по учению гностиков, не имел плотского тела. Он был только постоянной видимостью, подобно привидению. Он не имел потребности есть, но создавал только видимость, что ест и пьет. Он ходил, не зная усталости, Он мог ходить по воде, по морю, потому что Его тело - это не плоть. Он мог делать многое. Но проследим дальше. Тогда, когда Он идет на страдания и отдает Себя на мучения, то эти мучения оказываются такой же призрачной, кажущейся видимостью, и ничего настоящего в них нет, потому что, по мнению гностиков, нет тела у Иисуса. Получается: Господь вовсе не страдал! Ему не было больно. Ему незачем было страдать. Если же Он не страдал, то Он не умер за нас. И все учение об искуплении нас Его святою Кровью лишается всякого основания.
Гностики признают только одно: Он пришел как мудрый Учитель, принес какое-то философское учение, поучает всех людей как надо правильно жить, как поступать справедливо, и на этом Его роль кончилась. А теперь каждый, кто научился от Него, кто стал гностиком, пусть сам спасает свою жизнь, и своими праведными мыслями, благородными поступками, чистым хождением добивается вечного пребывания в благодати и свете Божьем.
Здесь нет самого понятия о спасении! Отменяется спасение. В этом заключается опасность. Тогда какая нужда преподносить какую-то Чашу Вечери Господней, когда Кровь не текла, жертва не приносилась, а это только ритуал, обряд. А обряд нужен для тех, которые должны жить слепой верою, которые не имеют гностического знания, которым не свойственна Премудрость. Это - пистис. Хорошо, пусть они знают причастие и Вечерю - это им. А для гностиков это все не имеет значения. Для них Кровь это не есть то, что содержится в Чаше, а это благодать, которую принес Учитель Праведности - Господь. Вот такое заблуждение поразило Церковь во втором веке. Расцвет влияния гностиков в церкви приходится, примерно, на 135 год нашей эры.
Учение гностиков распространялось в окружающем мире. Были известны иудейские секты гностиков, последователей ранее жившего иудейско-греческого философа Филона Александрийского. Он ввел иносказательное понимание Ветхого Завета.
Многие церкви Христовы приняли учение гностиков и стали иносказательно понимать учение Евангелия, называя такое понимание "духовным". И получилось, что все те, которые слышат проповеди апостолов и последователей их, учеников Христовых, - не могут правильно понять их. "Что вы мне говорите, что кто-то был, страдал, кровь проливал, чудеса творил, мертвых воскрешал, - когда все это только образы видимости. По настоящему мудрость Божия, знание Божие, откровение Божие дается тем, кто посвящен в гносис. Вот это - настоящее христианство, и больше ничего." Вот такое противодействие учению Христа оказало учение гностиков в церкви Христа. Это учение уже распространилось в церкви. Многие братья и сестры приняли это, а тем более окружающий мир. Люди не приходят в церковь принимать и исполнять учение Христа; понимать его иносказательно гораздо проще и легче им: приобретать божественные знания, постигать премудрость и почитать себя "посвященными".
Церкви пришлось бороться против гносиса. Я уже говорил, апостол Павел предупреждает: "Не увлекайтесь философией". Философия отводит от искренней веры. Далее, Иоанн пишет в 1 Послании 4, 1-6: "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире. Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения."
Так вот, дорогие, главное для нас следующее: тот, кто говорит, что Иисус Христос есть Сын Божий - это хорошо, Но если он говорит, что Иисус Христос не имел человеческой плоти, то это уже против Бога и против нашей жизни. Тот, кто говорит, что Иисус не человек, это - уже враг; пусть он себе знает и глубины тайн. Это показал Иоанн в Послании. Учение о гносисе было очень распространено. Оно охватило мир людей за пределами христианства, и христианским общинам почти не было возможности противостоять ему. Это было как раз во втором столетии, до 200 года, во времена гонений.
В Откровении мы читаем: "Большая гора этого философского учения, пылающая огнем, то есть, исполненная духовной силы, низверглась в море - охватила весь мыслящий, рассуждающий мир, и третья часть моря сделалась кровью - третья часть людей приняла, заразилась этим учением. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море". Море это множество людей. Вы уже слышали, что далеко не все среди них духовные. Многие из них призваны только к земной жизни, люди века сего, и живут только на земле. Но среди них живут и духовные. Это те существа, которые одушевленные. В море, среди народа, живут люди, предопределенные Богом к познанию истины Божьей. Так вот, третья часть всех призванных познать Бога оказались смертельно зараженными учением гностиков.
"И третья часть судов погибла." Что понимать под образом судна? Это корабль; оно в этом пророчестве обозначает христианскую общину. Традиционно архитектура христианских храмов сохраняет две формы: креста или корабля. Корабль напоминает ковчег Ноя, в котором возможно было спасение от потопа. Поэтому здесь упоминание судна связано со спасением в церкви Христа. В результате распространения гносиса третья часть христианских общин лишилась благодати, дающей надежду на вечное спасение. Это было большое поражение Церкви Христа. Не думайте, что история Церкви была такая легкая и приятная. Одно горе церковь пережила при николаитах, и вот вторая труба - второе горе, гностики.
Единственной возможностью спасения было решительно отмежеваться от гностиков, не общаться с ними, не принимать в дома, как об этом написал нам старейший из апостолов - Иоанн. И много людей ушло из церкви, даже некоторые общины отпали целиком. До нашего времени дошло предание, что Иоанн жил в Эфесе, когда там появился известный гностик Керинф. Было, что уже престарелый Иоанн пошел в городскую баню, и будучи там, встретился с этим гностиком Керинфом. Когда Иоанн узнал, что там Керинф, он моментально схватив свои вещи, не одеваясь, в ужасе выбежал из бани с криком: "Берегитесь! Это здание сейчас рушится, в нем гностик!" Это предание показывает, какая вражда была между христианами и гностиками. Учитель гностиков и апостол были так враждебно настроены друг против друга, что призывали Бога разрушить здание, чтобы истребить противника.
Борьба между церковью и гностиками была очень трагичной. Сложность положения усугублялась еще тем, что отдельные общины, жившие независимо друг от друга, в условиях гонения часто были не в состоянии различить правильное учение апостолов и ереси. Перед лицом опасности гностиков и других ересей епископы общин стали объединяться между собой и выработали общие правила, по которым определялось, какое учение является ересью. Борьба с гностиками в христианской церкви продолжалась примерно до 180 года.
Церковь Христова сохранила себе жизнь при второй трубе только беспощадно отсекая от себя отдельных членов и целые общины, зараженные еретическим учением. С этого времени начала формироваться объединенная вселенская "католическая" церковь.
В наше время нам приходится помнить, что среди некоторых высказываний проповедников можно услышать отголоски учения гностиков.
Иногда они говорят: мы совершенные, мы больше не грешим, потому что если по плоти иногда и совершаются какие-нибудь проступки и согрешения, то дух наш, познавший совершенное учение премудрости, не может оскверниться делами плоти. Удобное учение, не правда ли? Так что если я присвою чужое, обману кого-нибудь или воспользуюсь знакомством с чужой женою, то меня это не порочит, это только моя плоть, с нее ответа нет. А духовно я знаю истину и я не осквернен, я совершенный... Встречается иногда вот такое порочное учение, которое возникло под влиянием гностиков. Это не выдумка, это все было и есть.
Третья труба
Время идет дальше. Второй век подходит к концу. И среди гонений, периодически бывших, апостольскую церковь потрясают разные переживания. Едва справившись с крайним увлечением этими духовными понятиями гностиков, отделившись от них, - кое-где их просто выгнали из церкви - появилось другое переживание. Это - арианство.
Труба первого ангела возвестила о первой опасности для церкви - это учение и практика николаитов. Эта опасность возникла во времена апостолов, и им приходилось вести с ней борьбу. Труба второго ангела возвестила об опасности гностиков. С этой ересью успел вступить в борьбу только наиболее долго живший из апостолов - Иоанн. А опасность третьей трубы - арианство - встретило Церковь в последующие века, начиная с третьего-четвертого века. Наиболее острое столкновение с этой ересью было в 325 году на Никейском соборе, и продолжалась борьба до 380 года.
В чем заключалось это учение, что сказано о третьей трубе. "Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки."
Великая звезда здесь означает Ария. Он был священником самостоятельного прихода в Александрии и был строгим аскетом. Во время Никейского собора он был уже в довольно пожилом возрасте. Предания о его богословских мыслях различны, точных сведений нет. Он выразительно развивал учение о Логосе. Логос - это Премудрость Божия, существовавшая как личность. Спор с его взглядами возник по проблеме божественности Христа. Как понимать: до явления Христа во плоти человеческой был ли Христос Духом, равносущным Богу, или был только ангелом Божьим, или созданием Божьим. В этом был спор. Арий утверждал, что первое, что создал Единый Бог - это был именно Логос, Слово Божие, Дух Божий.
Мы широко пользуемся этим выражением - Слово Божие - в нашем Исповедании веры. В греческом языке в этом значении употреблялось слово 'Логос'. Оно означало божественную Мудрость; это - то самое, что в книгах ВЗ Соломон называл Премудростью. Таким образом, мы тоже пользуемся этим словом 'Слово Божие', но имеем в виду первоначальную субстанцию Бога. И вот об этом-то: было ли Слово Божие Самим Богом, было ли Сыном Божиим по происхождению, или только по сотворению было верховным Исполнителем воли Бога Отца, - об этом был ожесточенный спор. Арий утверждал, что Христос, тот Дух, который стал воплощенным в Иисусе Христе, - был верховный, первый сотворенный ангел, полубог. Так и выражались во время спора: был ли Он равен Богу, или был только полубогом.
Вспомним, что было перед этим. Николаиты очень много внимания уделили плоти и плотской жизни. Плотское воздержание, и плотскую распущенность сделали признаком христианской жизни. После этого появились в церкви гностики, которые совершенно отказывались признавать за Иисусом в Его земной жизни какую-либо телесную природу; они говорили - это видимость, это духовное видение, которое приняло образ человека, который, будучи ангелом, ходил среди людей. После гностиков Арий занимает новую позицию. Он говорит: Иисус Христос был человек, жил в теле и учил. Но в Нем-то пребыл не Сам Бог Отец; и Он Сам не был Сыном Божиим. Он был создан, Он - высшее творение, верховный ангел, самый светлый ангел. Таким представлял Иисуса Христа Арий. Он соглашался, что все было сотворено через Иисуса Христа, но одновременно утверждал, что Иисус Христос был Сам сотворен Богом прежде всего прочего. Поэтому Иисус - не Бог, и даже не Сын Божий. Он был сотворен и духовно, и по плоти. Бог повелел - и Мария, мать Его, родила Иисуса без человеческого супружества. Так объяснял учение Арий. Он, в сущности выступил в защиту Единого Бога, каким понимали Его и древние евреи, не усматривая в Нем никакого подразделения на личности. А Иисус, по мнению Ария, только чуть больше чем всякий пророк, больше чем Моисей, или Мелхиседек. Такое понимание вызвало, в качестве ответной реакции, противоположное учение. В этом учении сделана попытка доказать, что Иисус по сущности своей, по духовной природе есть то же, что и Отец; что Он, как кровь от крови, имеет одну природу, одну духовную сущность с Отцом; что Он не чуждый Богу, а унаследовал все качества Бога.
На этой почве развернулась борьба. Наибольшего накала эта борьба с Арием достигла на первом вселенском Никейском соборе в 325 году. Председателем на этом соборе был император Константин Великий, хотя в то время он еще не был крещен. Мы уже прежде читали о том, что было время, когда ранние христиане имели страх принимать крещение, чтобы из-за последующих грехов, возможных после крещения, не лишиться вечной жизни. Поэтому-то, будучи императором языческого государства, Константин вел христианскую линию как политик. А себя через крещение связывать христианскими обязанностями он не торопился; он это откладывал на более позднее время. Он хотел иметь не связанные руки для свободного общения с сторонниками всяких языческих верований, а также и с христианством. Константин поддерживал христианство и председательствовал на соборе. Спор на соборе после многих высказываний сошелся на одном выражении. По-гречески это 'гомоюзиой то патрой', что значит 'единосущный Отцу'. Если говорить о Христе: все что говорил Арий, собор принимает. Но при всем этом надо сказать, что Сын Божий единосущен Отцу. Это значит: Он по сущности то же, что и Отец. Как сын человеческий по плоти наследует качества организма отца, его привычки, манеру мышления, - почему и говорят, что сын похож на отца. Такое сходство не может быть случайностью. Нужно чтобы эти качества были унаследованы через рождение. Поэтому выражение 'единосущный Отцу' должно означать, что по сущности Дух, который пребывает в Иисусе Христе, Он есть Сын Божий, Божеская премудрость, та самая София или Логос, рожденный от Отца. В этом собору нужно было убедить Ария. Сторонники Ария противились понятию единосущия Сына Божьего Отцу. Они не признавали, что у единого Бога может быть еще Сын Божий.
И только одно слово, по настоянию императора внесенное в текст символа веры, выработанного на соборе, а именно 'единосущный Отцу' решило исход спора на соборе в пользу противников Ария. Арий был отвергнут. После собора его лишили возможности служить в церкви, преследовали, отправили в ссылку. Но учение Ария к тому времени было уже довольно распространенным. А на том же Никейском соборе в противовес Арию получило подкрепление другое учение. Если Сын единосущный Отцу, то Бог Отец есть Бог в совершенстве, то и Сын - тоже Бог.
Император Константин Великий обратился к иерархам церкви с просьбою помочь ему преодолеть трудную преграду. Он предложил христианам привлечь в свою среду тех, которые называются поклонниками языческого бога Митры. Для этого православные богословы и иерархи ввели еще одно. Дух Святой, который говорил через пророков, тоже признан единосущным Богу Отцу. Это записано в том же самом Никейском символе. Но эта теория о единосущии Святого Духа получила распространение немного позже. Но учение Ария распространилось широко. Это учение увлекло многие церкви. Поэтому это учение приобрело такой пророческий признак. "Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда..." Сам по себе Арий, служитель и богослов, имел большое духовное значение. Его учение было очень мудрое, это была большая звезда духовная, горящая подобно светильнику. Один из великих учителей церкви того времени, после трехсотого года. Он вышел со своим учением и стал широко известен, приобрел многих сторонников. И упал он на третью часть рек. Что такое река? Это вода текущая. А о текущей воде Господь одно время говорил: "Кто жаждет, прииди ко Мне и пей, Я даю воду живую даром, без серебра. И кто будет пить, у того из чрева потекут потоки воды живой в жизнь вечную." Господь говорил об учении. Так вода - это пророческий образ учения. Если говорится о реках, то это значит, что все источники учения в христианском мире были уподоблены рекам и источникам вод. Учение Ария сделало то, что оно упало именно на тех, кто проповедует, и они приняли это учение, и воды стали горькими. По этому учению Господь Иисус Христос был лишен признания Его божественного достоинства. Он только человек, только великий ангел, но не подлинный Сын Божий в полноте Божеского достоинства.