Христианство как основа науки

Совместимы ли наука и религия? Может ли учёный быть христианином?

Христианство как основа науки

Сообщение FontCity » 15 фев 2014, 20:41

Христианская колыбель современной науки

Современная наука возникла в позднее Средневековье в христианской Европе. Почему она не появилась в Китае или исламских халифатах, хотя там было немало блестящих умов?



© Дидаскалия
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 3921
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Христианские корни науки

Сообщение FontCity » 22 апр 2014, 12:15

«Наука создавалась верующими людьми»

Подборка высказываний верующих учёных о науке и религии

Принято считать, что учёный-естественник - это, как правило, атеист. Но это справедливо не в полной мере: многие учёные были и есть верующими людьми. Отдел науки «Газеты.Ru» составил подборку высказываний учёных, в которых они объясняют свой взгляд на Бога и религию.

Блез Паскаль (1623-1662), французский математик, механик, физик, литератор и философ

В своей книге «Мысли о религии» описывал следующее пари («пари Паскаля»): для поиска ответа на вопрос, на что делать жизненную ставку - на религию или атеизм, Паскаль предположил, что вероятность существования Бога больше нуля, и рассмотрел два варианта.

Вариант первый: жить без веры крайне опасно, так как возможный «проигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик - вечные муки. Если же Бог не существует, то цена «выигрыша» невелика - безверие нам ничего не даёт и от нас ничего не требует. Реальным выигрышем атеистического выбора будет некоторая экономия средств и времени, так как не будет религиозных обрядов.

Вариант второй: жить по канонам веры неопасно, хотя и чуть более затруднительно из-за постов, всяческих ограничений, обрядов и связанных с этим затрат средств и времени. Цена «проигрыша» в случае отсутствия Бога невелика - затраты на обряды и усилия на праведную жизнь. Зато возможный «выигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик - спасение души, вечная жизнь.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик

«Нездраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии» (из книги «Явление Венеры на Солнце, наблюдённое в Санкт-Петербургской императорской Академии наук мая 26 дня 1761 года»).

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907), русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель

«По моему разумению, грань наук, доныне едва достигнутая и, по всей видимости, ещё и надолго долженствующая служить гранью научного познания, грань, за которою начинается уже не научная область, всегда долженствующая соприкасаться с реальностью, из неё исходить и в неё возвращаться, эта грань сводится (повторю опять для избежания недоразумений - по моему мнению) к принятию исходной троицы несливаемых, друг с другом сочетающихся, вечных (насколько это нам доступно узнавать в реальностях) и всё определяющих: вещества (или материи), силы (или энергии) и духа (или психоза). Признание их слияния, происхождения и разделения уже лежит вне научной области, ограничиваемой действительностью или реальностью. Утверждается лишь то, что во всём реальном надо признать или вещество, или силу, или дух, или, как это всегда и бывает, их сочетание, потому что одинаково немыслимы в реальных проявлениях ни вещество без силы, ни сила (или движение) без вещества, ни дух без плоти и крови, без сил и материи» (из книги «Заветные мысли»).

Игорь Сикорский (1889-1972), русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ

«Всего несколько веков назад считали, что всё, что происходит в природе, сопряжено с непосредственным Божьим участием. Планеты передвигали ангелы, стихийные бедствия виделись проявлением Божьего гнева и т.д. И открытие законов природы сначала вызвало резкое противодействие, чуть не обвинения в богохульстве. Теперь, однако, мы признаём, что закономерности Божьего мира делают его ещё удивительней и прекрасней, что величие и чудесная точность функционирования Вселенной есть результат действия естественных законов, которыми Бог пользуется как инструментом. Среди них один из главнейших - закон гравитации» (цитата из лекции «Эволюция души», прочитанной Сикорским в Фонде Вильяма Айреса в 1949 году).

Изображение

Точку зрения современных учёных в интервью «Газете.Ru» представил Сергей Кривовичев, учёный-кристаллограф с мировым именем, профессор СПбГУ, диакон православной церкви, отец шестерых детей, лауреат премии президента России для молодых учёных, член Совета по науке при Минобрнауки:

«Если посмотреть на историю науки и цивилизации, то мы увидим, что наука как раз создавалась верующими людьми - если говорить точнее, верующими западными христианами. Для них изучение Вселенной было способом проникнуть в тайны Божественного промысла о мире и человеке, с благоговением приникнуть к премудрости Творца. Общая тенденция западной антропоцентрической цивилизации в конце концов привела к атеистическому мировоззрению, и стало общим местом, что учёный-естественник - обязательно атеист и что наука доказала, что Бога нет.

Между тем наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть бытие Божие. Это вопрос личного выбора, который стоит перед каждым до последних дней его жизни.

Недавно один знаменитый американский биолог и нобелевский лауреат выступал в МГУ и сказал, что он не понимает верующих учёных (их меньшинство, заметил он), потому что никогда не видел доказательств существования Бога. Но ведь в том-то всё и дело, что таких доказательств не может быть - как не может быть и безусловных опровержений, это один из главных принципов отношений Бога и человека. Человек свободен в своём выборе, и это великий дар и великая ответственность. Вопрос веры всегда остаётся личным, и нет надобности его афишировать, особенно если тебя об этом не спрашивают. Тем более, что в научной работе свои критерии, как и в работе художника, столяра, каменщика, редактора. В смысле деятельности наука и религия - разные сферы, их смешение, как правило, приводит к неудачам.

Нельзя вносить в ход научного дискурса религиозные аргументы, например: это так, потому что так сотворил Бог. Смысл науки состоит в поисках естественных причин природных явлений. С другой стороны, нет никакого смысла утверждать, что наука и атеизм едины - это просто не так.

В научном сообществе и в обществе вообще есть люди, которые воспринимают религию как враждебную идеологию, а верующих - как недалёких людей, которых можно не принимать во внимание. Это глубоко неверная позиция и является пережитком атеистического воспитания. Для всякого культурного человека очевидно, что религиозная дискриминация недопустима, как и любая другая дискриминация. Религиозные и нерелигиозные люди вполне могут находить точки соприкосновения и вместе трудиться на благо общества. Одной из таких точек может быть укрепление нравственных устоев общества, борьба с коррупцией, устранение социального неравенства и так далее».

© Газета.ру, 20.04.2014, 13:01
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 3921
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Влияние христианства на науку

Сообщение FontCity » 28 июн 2016, 17:10

Изображение

Мы могли бы уже исследовать галактику!

© Valentin Gadenoff


Уж не знаю, откуда такие сведения. Да и в чём измеряется уровень развития науки, кто проводил замеры. Тем не менее, есть и такое мнение.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 3921
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Программирование по-монашески

Сообщение Holy Scripture » 12 дек 2017, 08:02

МОНАХИНЯ-КИБЕРНЕТИК

В русском интернете известна Мэри Пейдж Келлер (р. 1961), американская актриса. В нормальном интернете намного большим почётом пользуется Мэй Лэнсфилд Келлер, «железный декан Вестгемптонского колледжа» (1877-1964), германистка и, как было сказано, «железный декан». Однако, «главная» Келлер – Мэри Кеннет Келлер. Если Ада Георгиевна Байрон-Кинг, графиня Лавлейс, коллега Бэббиджа, вполне знаменита - создала первую компьютерную программу и, соответственно, язык «Ада», то Мэри Келлер участвовала в создании языка Бейсик. Она родилась в Кливленде в 1913 году, в 1932 году стала послушницей в конгрегации Сестёр Милосердия Благословенной Девы Марии (bvmcong.org), в 1940 принесла монашеские обеты, умерла в 1985 году. С 1958 года она работала в Дартмутском коллледже – была первой и единственной женщиной (для неё сделали исключение) и участвовала в разработке языка Бейсик. В 1965 года стала первой женщиной – доктором компьютерных наук (работа по Фортрану), да и вообще вторым доктором компьютерным наук в США. Написала 4 книги по программированию, преподавала в университете в том же городе, где её конгреграция – Дебьюк, хотя и штат Айова, но город рабочих, интеллигенции, католиков.

Изображение

Вот уж диапазон – от графини до монахини! Конечно, подчёркивать, что умный человек, талантливый учёный - и монахиня, не совсем достойно мыслящего тростника. Во Христе нет мужчин и женщин, монахинь и антимонахинь. Ну, монахиня... И всё-таки пустячок, а приятно, а то в России очень уж одичали и часто считают, что знание какой бы то ни было науки, тем более, математики, несовместимо с верой. Конечно, программистка-монахиня не доказательство существования Бога, как программистка-графиня не доказывает, что существует честь. Но задуматься можно.

© Священник Яков Кротов, 8 декабря в 22:56
Holy Scripture
Администратор
 
Сообщения: 890
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51


Вернуться в Религия и наука

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Яндекс.Метрика