Серафимы

Ангелы, Апостолы, Дева Мария, пророки, праведники
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5716
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Серафимы

Сообщение FontCity » 29 июн 2017, 10:29

ДРАКОНЫ У ПРЕСТОЛА?

На всякий случай сразу хочу предупредить: данный текст носит гипотетический характер, выводы его сугубо вероятностны, и отношение к данному вопросу никоим образом не влияет на принципиальные теологические положения – о Боге, о человеке, о спасении во Христе.

В шестой главе книги Исаии, в видении Превознесенного Престола, пророк видит неких особенных существ, שְׂרָפִים («серафим»). «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал, и взывали они друг ко другу…» (Исаия 6:2-3). Далее говорится о наличии как минимум у одного из «серафим» руки и способности обращаться к человеку (6:6-7). Что же за существа виделись пророку?

Изображение

При переводе Ветхого Завета на греческий язык в III в. до н.э. еврейское слово «серафим» (множественное число от «сараф») было оставлено в этом тексте в оригинальном виде. Так оно вошло в греческий, затем – в латинский, и далее перекочевало во многие другие языки. Появилось даже множественное (от множественного!) число «серафимы», и сложилось благочестивое толкование, что они – некий особенный чин в ангельской иерархии. Хотя при этом следует принимать во внимание, что
1) ни разу в Писании «серафим» не названы ангелами;
2) ангелы, согласно значению самого слова, суть «посылаемые с вестью» («служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» – Евреям 1:14);
3) ангелы в Писании обычно идентифицируются как «мужи» и нигде в Библии не имеют крыльев;
4) «серафим» никуда никем не посылались – они «взывали они друг ко другу».

Но, к удивлению многих читателей Писания, шестая глава Исаии – не единственное место, где в оригинале упомянуты «серафим». Вот, что пишет авторитетный эксперт по древним библейским текстам М.П. Кулаков:

«Серафим – мн. ч. от евр. сараф – палящий, огненный. В других местах ВЗ это слово относится к ядовитым (огненным – серафим) змеям (Числ 21:6; Втор 8:15). Возможно, они названы там «жгущими» из-за их ядовитых укусов, которые вызывали у жертвы жар. Также может быть, что существа, которых видел Исайя, походили на змей своим стремительным передвижением. Дважды в этой книге серафимы описываются как летающие (14:29; 30:6)».

Не исключено, что понимание «сараф» как «огненный», «пламенный» – поздняя трактовка. Она может основываться на образном определении протуберанцев огня как «змей пламени» (подобно русскому «языки пламени»). И, хотя толкователи упорно придерживаются идеи, что «сараф» значит «огненный», в Писании везде, кроме Исаии 6, «серафим» переведено как особая категория змей. Причем, у того же Исаии – это летучие змеи (в некоторых переводах, включая Синодальный, в 14:29 это даже летучие драконы!). В Исаия 34:15 также упомянуты «летучие змеи» (евр. «киппозе»), которые гнездятся, кладут яйца, выводят потомство и заботятся о нем.

Впервые «сараф» и «серафим» упоминаются в Торе: «И послал Господь на народ ядовитых змеев («серафим нахашим»), которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев («нахаш»). И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея («сараф») и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея («нахаш») и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числа 21:6-9). Во Второзаконии 8:15 также говорится о «пустыне великой и страшной, где змеи («сараф»), василиски, скорпионы».

Изображение
Изображение

Античные историки Геродот (V в. до н.э.), Иосиф Флавий (I в. н.э.) и Гай Юлий Солин (III в. н.э.) рассказывают о небольших «крылатых змеях» обитающих в ладановых рощах от Аравии до Египта. «По форме эти гады подобны речной змее, но крылья их не пернаты, а как у летучих мышей» (Геродот). «Яд их настолько скор, что смерть приходит прежде, чем почувствуешь боль» (Солин). Описывается также, что когда работники намеревались собирать ладан, они сперва обкуривали деревья едким дымом, сгоняя с них ядовитых крылатых змеев. Естественными же врагами этих змей были ибисы (разновидность аиста).

Чарльз Оуэн в «Эссе о естественной истории змей» (1742 г.) пишет: «Среди змей встречаются такие, которые снабжены крыльями. Геродот, который видел этих змей, говорит, что у них было большое сходство с теми, что греки и латины называли гидрой. Их крылья составлены не из перьев, как у птиц, а скорее похожи на крылья летучих мышей. Они любят сладкие запахи и нередки на деревьях, производящих благовония. Такими были те огненные змеи, которые произвели великое поражение в лагере Израиля ... Медный Змей, которого Моисей вознес на шесте, наверняка был изображением летучего змея, Сарафа, это более чем очевидно» (Owen, Charles, An Essay Towards a Natural History of Serpents, 1742, pp. 191-193.).

Похоже, что «сараф» – вымершая к нашему времени рептилия, летучая разновидность змеи («нахаш»). И потому там, где из контекста ясно, что речь идет именно о «серафим», эти слова могут быть использованы взаимозаменяемо, как в Числах 21:8-9. Нечто подобное (огненным?) змеям с шестью крыльями, руками, ногами, лицом и способностью говорить мог описывать пророк. Поскольку же говорящий змей в книге Бытия 3 впоследствии стал «ходить на чреве» своем (3:14), не исключена вероятность, что до этого он передвигался иным способом и, возможно, был подобен существам из видения Исаии.

Иллюстрации - Нехуштан (медный змей, изготовленный Моисеем): манускрипт XII в. (Bibliothèque Nationale de France BNF Latin 12054) и медная гравюра XIX в. (Serpents in the Wilderness -1864 J.P. Migne, Editeur)

© Sergei Golovin, Вчера в 10:22 · Город Киев, Ukraine
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5716
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Летающие змеи

Сообщение FontCity » 29 июн 2017, 10:31

Изображение
Сидят такие вот змеючки на деревьях, кусаются, ладан собирать мешают...

© Andrey Goryainov
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5716
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Библейские змеи

Сообщение FontCity » 29 июн 2017, 10:33

Что за змей обращался к Еве?

Что за змей обращался к Еве в Эдемском саду? Дело в том, что словом «змей» в Писании называются совершенно разные животные. Например, в книге пророка Исайи приводится описание трех или четырех видов животных, называемых словом «змей»:

«В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.»
(Исаия 27:1)

«Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому.»
(Исаия 34:15)

В этих строках Св. Писания сообщается о разных видах животных, названных словом «змей»:

1. Прямоходящий змей. В Писании – прямо бегущий.
2. Ползающий змей (изгибающийся).
3. Летающий змей.
4. Чудовище морское, если это отдельный тип животных, а не тот же левиафан, который изгибается (Ис 27:1).

Как известно, в нынешнее время известен лишь один выживший вид из этих групп животных – это ползающие змеи. Остальные виды «змеев», описанные в книге пророка Исайи, нам известны как вымершие динозавры. Их ископаемые останки в больших количествах находят археологи. И эти вымершие существа ученые подразделяют примерно так же, как это делал Исайя — на летающих, наземных (прямоходячих и ползающих) и морских .
Во времена Исайи не проводилось детальных археологических раскопок но, похоже, самому Исайе и его современникам были известны описываемые в его книге виды динозавров, которые в наше время являются вымершими. Но Исайя не упоминает о них, как о вымерших животных, а описывает наряду с другими известными животными.

Если это так, то логично допустить, что эти четыре вида змеев встречались не только во времена Исайи, но и гораздо раньше — во времена Адама и Евы. А раз так, то вполне резонно было бы рассудить о следующем – какой же из этих видов «змеев» искушал Еву в Эдемском саду?

Традиционно слово «змей» в истории с грехопадением Евы воспринимается в знакомом нам виде — ползающего змея. Но это связано, в первую очередь, с нашим восприятием. Ведь многие современные христиане видели живых ползающих змей и не видели вымерших динозавров. Поэтому воспринимают данный термин именно в таком виде. И так же его воспринимают многие живописцы, рисующие картины грехопадения. В результате у современного человека, читающего Библию, формируется стереотип в отношении того, как выглядел змей, искушавший Еву.
Но верный ли этот стереотип? Ведь в Писании описываются и другие животные под словом «змей». Некоторые из них известны нам как вымершие динозавры — наземные, летающие и морские?

Итак, каким же был змей, искушавший Еву, если абстрагироваться от, увы, не всегда правдивых данных науки, живописи и кинематографа, и сосредоточиться на более достоверном источнике информации — Священном Писании? Исследуя данный вопрос в Писании, можно сделать такие выводы:

1. Змей, искушавший Еву, должен был иметь возможность разговаривать с ней достаточно громко для того, чтобы она его слышала и достаточно тихо, чтобы этого не слышал Адам. Этот очевидный вывод из текста Писания (Быт 3 гл) снижает вероятность такого обращения со стороны морских и летающих змеев. Традиционно живописцы изображают ползающего змея, обращающегося к Еве с ветвей дерева, что давало теоретическую возможность говорить достаточно тихо для слуха Адама. Но это вполне было удобно и для прямоходящего змея-динозавра, обладающего достаточно длинной и гибкой шеей.

2. Образ змея-дракона в 12 главе книги Отковение:

«И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.»
(Откровение Иоанна Богослова 12:3,9)

«Древний змий, называемый диаволом и сатаною» — это словосочетание напоминает змея, искушавшего Еву в Эдемском саду. Хотя в книге Откровение это только образ (так как нет животных с семью головами и десятью рогами), но стоит отметить, что этот образ все же наиболее напоминает прямоходячего змея-динозавра, так как ползающие змеи ходить не умеют:

«И рассвирепел дракон на жену, и пошел…»
(Откровение Иоанна Богослова 12:17)

3. Венец творения и верх путей Божьих. В Иов 40 гл описывается животное, по своему виду очень напоминающее, как считают некоторые ученые, большого динозавра, в частности, брахиозавра. Этот вид динозавра достигал 23 м в длину и до 50 тонн веса (см. картинкку).

Синодальный перевод названия данного животного «бегемот» не совсем уместен из-за хвоста животного, похожего на кедр и ног, похожих на медные трубы. Это животное было настолько величественным, что названо верхом путей Божьих:

«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол;
вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его;
поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены;
ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья;
это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой…»
(Иов 40:10-14)

Интересно, что довольно схожим термином (венец красоты) Господь называет и Люцифера, который после своего грехопадения превратился в дьявола, змея:

«сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
Ты находился в Едеме, в саду Божием…»
(Иезекииль 28:12,13)

Можно допустить, что падший Люцифер, для удовлетворения своего тщеславия обратился к Еве не через жалкую змею, а через величественного огромного динозавра, который был в своем роде также венцом творения, как и сам Люцифер. В таком случае слова огромного животного, венца творения, звучали бы гораздо более внушительно, чем слова ползающей змеи. Такому огромному и величественному животному Ева наверняка быстрее бы поверила.

4. Пророчество в книге Бытие:

«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей…»
(Книга Бытие 3:14)

Вряд ли такое пророчество могло быть произнесено по отношению к ползающей змее — непонятно в чем бы тогда заключалось наказание и проклятие — ползать на животе. Ведь если в Быт 3:14 имеется ввиду обычная змея, то она анатомически не могла бы никак по другому передвигаться. Но если змей из Быт 3:14 был огромным и величественным динозавром, то тогда понятна уничижительная роль данного проклятия.
Как известно, на сегодняшний день Господь истребил летающие, морские и прямоходящие виды змеев-динозавров, оставив ползающих змеев во исполнение пророчества в Быт 3:14. Становится понятным и логичным масштаб и причины малообъяснимого и малопонятного с точки зрения науки вымирания огромных популяций динозавров — летающих, морских и наземных.

© Пушкар Сергей
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Ангелы и святые»