Имена Бога
Добавлено: 06 июн 2011, 22:18
Имя Бога
Следует сказать несколько слов и о самом распространенном титуле Яхве в Танахе - Элоhим. Многие исследователи утверждают, что эта форма - множественного числа (окончание -им в еврейском языке обычно указывает на множественное число мужского или смешанных родов), а, стало быть, слово Элоhим следует переводить не как Бог, а как боги.
В связи с этим интересно проследить за ходом рассуждения доктора философских наук Иосифа Ароновича Крывелева. В своей книге “Библия: историко-критический анализ” он пишет: «В древнееврейском подлиннике Библии говорится не об эле или элоха (или элоах) (единственное число), а об элохим (множественное число). Придуманы всевозможные объяснения этого факта, но все они неубедительны. Чаще всего здесь прибегают к такому объяснению: множественное число “элохим” является формой pluralis majestatis (величального множественного)». И здесь И.А. Крывелев дает опровержение цитатой из Словаря библейского богословия (Словарь библейского богословия. - Брюссель, 1974, стр. 78), то есть из клерикального источника: “Элохим - множественное число. Оно не является формой величания - такой формы еврейский язык не знает”.
Далее, ссылаясь на работу академика H.М. Hикольского (Hикольский H.М. Избранные произведения по истории религии. - М., 1974), Крывелев утверждает: «Мы имеем здесь дело с особой разновидностью политеизма, получившей в литературе название генотеизма, или, в более точном написании и произношении, энотеизма. Суть его заключается в том, что хотя признается реальное существование многих богов, но данная этническая группа, объединение племен или государство поклоняется одному из них. С этой точки зрения у каждого племени или народа существует свой бог, с которым его связывают отношения договора, союза, “завета”. Именно в этом смысле в Ветхом завете говорится о боге Авраама и боге Hахора, боге отца их (Быт.31:53). В отношении избранного им бога данное племя или народ брали на себя определенные обязательства: поклоняться и служить только ему, отказывая в этом всем другим богам, хотя они и существуют (“Да не будет у тебя других богов пред лицом моим... не поклоняйся им и не служи им” (Исход, 20:3,5).
Энотеизм представляет собой, таким образом, не монотеизм, а монолатрию, то есть единопоклонение [...]. Энотеизм имел не только этнический, но и территориальный характер: считалось, что на определенной территории хозяином является такой-то бог, а на других - другие боги, так что известны случаи, когда та или иная этническая группа, поселившись на новом для нее месте, порывала договорную связь со своим старым богом и принимала соответствующее обязательство перед богом, владеющим новой для нее землей. Так было, например, с жителями Ассирии, переселенными на землю покоренного ею Израиля: они вскоре приняли религию Яхве, а потом и ее основной документ - Пятикнижие (здесь Крывелев, по всей вероятности, имеет в виду самаритян - Р.Х.).
Элоха, которого выбрали для себя из многих известных тогда богов израильтяне, носил имя Яхве. Одно лишь то обстоятельство, что бог носит собственное имя, показывает, что он не считается единственным, - он не просто бог, не безымянный элоха, он один из богов, определенный индивидуум, которому дается имя специально для того, чтобы отличать его от других элохим» (Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. - М.: Политиздат, 1982, стр. 64 - 66).
Я не буду в данной работе останавливаться на том, какое значение имел энотеизм на образование формы Элоhим, но отмечу мнение еще одного ученого - И.Ш. Шифмана. Он считает, что окончание -м в слове Элоhим - это так называемая мимация. Оно пережиточно сохранилось со II тысячелетия до н.э., когда играло роль определенного артикля, ставившегося в конце слова. Так было, в частности, в угаритском языке, где засвидетельствована и форма Илум, соответствующая еврейской Элоhим. В I тысячелетии до н.э. мимация исчезла, однако обозначение Бога с -м сохранилось (Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. - М., 1987, стр. 30). Таким образом, Шифман считает, что форма Элоhим не множественного, а единственного числа.
Однако нельзя отрицать того факта, что в некоторых случаях в связи со словом Элоhим употребляются слова, указывающие на множественное число. Hапример, в первой фразе Библии: “В начале сотворил Бог (Элоhим) небо и землю” (Быт.1:1), - глагол бара - сотворил - единственного числа, однако во фразе: “Когда Бог (Элоhим) повел меня странствовать из дома отца моего” (Быт.20:13), - глагол hит-у - повели странствовать - множественного числа. Иногда Элоhим, говоря о себе, использует местоимение множественного числа (Быт.1:26; 3:22). Имеются и другие примеры использования множественного числа при описании Бога, которые не всегда очевидны в Синодальном издании (см., напр., Ис.54:5; Пс.57:12 = Т'hиллим.58:12; Екк.12:1; и др.).
Таким образом, нельзя объяснить все одной лишь мимацией, хотя она, по всей вероятности, имела место. Образование формы Элоhим - один из сложнейших процессов оформления библейских текстов, и в данной работе мы не будем более на нем останавливаться.
(© Руслан Хазарзар: «Сын человеческий», глава «Культ Яхве». Издательство «ПринТерра-Дизайн», Волгоград, 2004 год. Стр. 68-70)
Следует сказать несколько слов и о самом распространенном титуле Яхве в Танахе - Элоhим. Многие исследователи утверждают, что эта форма - множественного числа (окончание -им в еврейском языке обычно указывает на множественное число мужского или смешанных родов), а, стало быть, слово Элоhим следует переводить не как Бог, а как боги.
В связи с этим интересно проследить за ходом рассуждения доктора философских наук Иосифа Ароновича Крывелева. В своей книге “Библия: историко-критический анализ” он пишет: «В древнееврейском подлиннике Библии говорится не об эле или элоха (или элоах) (единственное число), а об элохим (множественное число). Придуманы всевозможные объяснения этого факта, но все они неубедительны. Чаще всего здесь прибегают к такому объяснению: множественное число “элохим” является формой pluralis majestatis (величального множественного)». И здесь И.А. Крывелев дает опровержение цитатой из Словаря библейского богословия (Словарь библейского богословия. - Брюссель, 1974, стр. 78), то есть из клерикального источника: “Элохим - множественное число. Оно не является формой величания - такой формы еврейский язык не знает”.
Далее, ссылаясь на работу академика H.М. Hикольского (Hикольский H.М. Избранные произведения по истории религии. - М., 1974), Крывелев утверждает: «Мы имеем здесь дело с особой разновидностью политеизма, получившей в литературе название генотеизма, или, в более точном написании и произношении, энотеизма. Суть его заключается в том, что хотя признается реальное существование многих богов, но данная этническая группа, объединение племен или государство поклоняется одному из них. С этой точки зрения у каждого племени или народа существует свой бог, с которым его связывают отношения договора, союза, “завета”. Именно в этом смысле в Ветхом завете говорится о боге Авраама и боге Hахора, боге отца их (Быт.31:53). В отношении избранного им бога данное племя или народ брали на себя определенные обязательства: поклоняться и служить только ему, отказывая в этом всем другим богам, хотя они и существуют (“Да не будет у тебя других богов пред лицом моим... не поклоняйся им и не служи им” (Исход, 20:3,5).
Энотеизм представляет собой, таким образом, не монотеизм, а монолатрию, то есть единопоклонение [...]. Энотеизм имел не только этнический, но и территориальный характер: считалось, что на определенной территории хозяином является такой-то бог, а на других - другие боги, так что известны случаи, когда та или иная этническая группа, поселившись на новом для нее месте, порывала договорную связь со своим старым богом и принимала соответствующее обязательство перед богом, владеющим новой для нее землей. Так было, например, с жителями Ассирии, переселенными на землю покоренного ею Израиля: они вскоре приняли религию Яхве, а потом и ее основной документ - Пятикнижие (здесь Крывелев, по всей вероятности, имеет в виду самаритян - Р.Х.).
Элоха, которого выбрали для себя из многих известных тогда богов израильтяне, носил имя Яхве. Одно лишь то обстоятельство, что бог носит собственное имя, показывает, что он не считается единственным, - он не просто бог, не безымянный элоха, он один из богов, определенный индивидуум, которому дается имя специально для того, чтобы отличать его от других элохим» (Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. - М.: Политиздат, 1982, стр. 64 - 66).
Я не буду в данной работе останавливаться на том, какое значение имел энотеизм на образование формы Элоhим, но отмечу мнение еще одного ученого - И.Ш. Шифмана. Он считает, что окончание -м в слове Элоhим - это так называемая мимация. Оно пережиточно сохранилось со II тысячелетия до н.э., когда играло роль определенного артикля, ставившегося в конце слова. Так было, в частности, в угаритском языке, где засвидетельствована и форма Илум, соответствующая еврейской Элоhим. В I тысячелетии до н.э. мимация исчезла, однако обозначение Бога с -м сохранилось (Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. - М., 1987, стр. 30). Таким образом, Шифман считает, что форма Элоhим не множественного, а единственного числа.
Однако нельзя отрицать того факта, что в некоторых случаях в связи со словом Элоhим употребляются слова, указывающие на множественное число. Hапример, в первой фразе Библии: “В начале сотворил Бог (Элоhим) небо и землю” (Быт.1:1), - глагол бара - сотворил - единственного числа, однако во фразе: “Когда Бог (Элоhим) повел меня странствовать из дома отца моего” (Быт.20:13), - глагол hит-у - повели странствовать - множественного числа. Иногда Элоhим, говоря о себе, использует местоимение множественного числа (Быт.1:26; 3:22). Имеются и другие примеры использования множественного числа при описании Бога, которые не всегда очевидны в Синодальном издании (см., напр., Ис.54:5; Пс.57:12 = Т'hиллим.58:12; Екк.12:1; и др.).
Таким образом, нельзя объяснить все одной лишь мимацией, хотя она, по всей вероятности, имела место. Образование формы Элоhим - один из сложнейших процессов оформления библейских текстов, и в данной работе мы не будем более на нем останавливаться.
(© Руслан Хазарзар: «Сын человеческий», глава «Культ Яхве». Издательство «ПринТерра-Дизайн», Волгоград, 2004 год. Стр. 68-70)