Хасиды требуют от России своё

Интересные события религиозной жизни
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Хасиды требуют от России своё

Сообщение FontCity » 17 янв 2013, 08:49

Россия должна будет ежедневно выплачивать иудейскому хасидскому движению «Хабад Любавич» штраф в 50 тысяч долларов

Это будет происходить до тех пор, пока Москва не вернёт ему так называемую «коллекцию Шнеерсона». Соответствующее решение вынес судья Окружного суда Вашингтона Ройс Ламберт, передаёт ИТАР-ТАСС. Москва отказывается выполнять прежнее постановление Ламберта о передаче коллекции. Объектом спора является собрание исторических книг и документов шестого любавичского ребе Иосифа Ицхака Шнеерсона.

Два года назад на основании судебного решения была предпринята попытка арестовать коллекцию русских икон, которая выставлялась в США. Ситуацию удалось урегулировать, но правительство России было вынуждено приостановить организацию выставок в Соединённых Штатах.

© Эхо Москвы, 17 января 2013 | 00:07
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Культурная война или Что упало, то пропало

Сообщение FontCity » 18 янв 2013, 14:53

Как хасидов библиотеки лишили

Местечко Любавичи, которое стало центром ветви хасидизма, находится на территории современной Смоленской области. Из этого местечка и раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон, который начал собирать свою библиотеку в 1772 г., (сейчас она насчитывает 12 тыс. книг и 50 тыс. редких документов, в том числе 381 манускрипт).

В 1915 году, во время Первой Мировой войны, 5-й любавический ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсон эвакуировался из своей резиденции в Любавичах из-за надвигающейся немецкой армии. Царское правительство предложило ему выбрать новое место жительства, и он решил уехать в Ростов-на-Дону. Следуя с имуществом через Москву, из-за недостатка средств значительную часть своей библиотеки (примерно 12 тысяч томов) он вынужден был оставить на складе Персица и Полякова.

Изображение
Изображение

После революции, в 1918 году в Восточном собрании книг Румянцевского музея (впоследствии Государственной библиотеки им. В.И. Ленина) произошла серьезная кража. Ученый совет музея постановил для пополнения фондов забрать три библиотеки, в том числе и «библиотеку Шнеерсона». Книги были национализирована по декрету о научных фондах РСФСР и переданы в Румянцевскую библиотеку.

Изображение

В 1919 году любавичский ребе через молитвенные дома попытался вернуть библиотеку, власти выдали ему мандат на собрание книг, но отменили свое решение, и книги остались в РГБ, где и находятся по сей день.

В 1922 году 6-й любавичский ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон вновь попросил вернуть книги, но ему отказали. В 1925 году он снова обратился с просьбой о возвращении библиотеки, - опять безрезультатно. В ответ он получил смехотворное письмо, в котором сказано, что книги станут достоянием всего советского народа.

В 1927 году ребе Й.-И. Шнеерсон был арестован, а затем выслан из Советского Союза. В постановлении с разрешением на выезд сказано: со всей библиотекой. Но ему снова отказали, слово в слово повторив ответ 1925 года.

В 1933 году его американские сторонники обратились к Конгрессу с просьбой ходатайствовать перед советскими властями о передаче библиотеки. Но они получили неутешительный ответ: мол, конгрессмены могут ходатайствовать только в том случае, если имущество принадлежит американскому гражданину.

Другую часть библиотеки (около 25 тыс. стр. рукописей) Шнеерсон вывез с собой в Латвию, а потом в 1934 г. в Польшу. В 1939 году, при нападении фашистской Германии, раввин уехал в США, оставив книги в Польше. Библиотека была перевезена в Германию, откуда в 1945 г. попала в СССР вместе с другими трофейными документами и передана в Центральный государственный архив Красной армии (с 1992 г. - Российский государственный военный архив).

В США 6-й любавичский ребе основал «Всемирное движение Любавичских хасидов». В 1950 году Ицхак Шнеерсон покинул этот мир, не оставив никаких распоряжений насчет библиотеки. Вскоре его приемником, 7-м любавичским ребе стал его зять Менахем-Мендл Шнеерсон. Он энергично продолжилдеятельность хасидского лидера. М.-М. Шнеерсон родился в 1902 году в Николаеве и умер в 1994 году в Нью-Йорке. Во многом его усилиями «Хабад-Любавич» стало самым многочисленным и влиятельным течением в хасидизме.

По предложению Шнеерсона в американских школах была введена так называемая Минута молчания (в начале учебного дня). В 1995 году президент США Билл Клинтон, выступая на специальном совместном заседании обеих палат Конгресса, объявил о посмертном награждении лидера хасидов-Хабадников Золотой медалью Конгресса в знак признания его гуманистической деятельности; день рождения раввина отмечается в США как Национальный день воспитания, и, начиная с 1978 года, американские президенты ежегодно в день рождения Менахема Шнеерсона подписывают специальное обращение к народу.

Еще при его жизни в хасидизме популяризировалась идея, что М. Шнеерсон и есть мошиах («мессия»), которого ждут иудеи. В связи с этим, после его кончины раввины «Хабад-Любавич» приняли решение не избирать нового главу движения, считая, что «покойный лидер по-прежнему руководит им из Верхнего Мира». Ряд самых авторитетных лидеров движения выступили с заявлением, что «еврейский закон требует веры в то, что ребе - машиах». Хабадники России и стран СНГ также присоединились к этому почитанию. В решении, подписанном видными раввинами и опубликованном в израильской газете «А-Цофе» 17 января 2000 года, в частности, говорится: «в соответствии с Галахическим законом, законами нашей Святой Торы и законами, сформулированными Маймонидом, любавичский Ребе является Царем-Мессией и пророком, ... повелеваем внимать предсказаниям пророка и веровать в то, что Он Царь-Мессия и явится нам в скором времени».

По инициативе М. Шнеерсона более 1400 центров «Хабад-Любавич» были открыты в 35 странах мира. В 1989 г. он направил в Россию раввина Берла Лазара. Сегодня еврейские общины под его духовным попечением в настоящий момент действуют более чем в 350 городах России и стран СНГ.

Все эти годы библиотека оставалась в сфере внимания любавичских хасидов. Любавичские хасиды считают архив Шнеерсона религиозной святыней, особенно рукописные мистические трактаты XVIII в. Хасиды полагают, что благодаря библиотеке Шнеерсона они получат новые мистические свидетельства и пророчества и смогут расширить свое влияние в мире.

И вот в 1988 году Арманд Хаммер обещал Ребе помочь в поисках и возвращении библиотеки. Он договорился с российским руководством и получил разрешение на приезд в Москву трех специалистов, которые смогли бы осуществить поиск книг. Библиотекарь любавичского ребе Барух Левин и сопровождавшие его двое раввинов начали переговоры. Им сообщили, что еще в 1936-м году в Киеве было решено создать еврейский музей, и книги были отправлены в столицу советской Украины, где в годы войны сгорели. Когда эту информацию передали ребе, он отреагировал просто: ищите в Москве! Но где искать? По каталогу из «библиотеки ребе» посланники выбрали двадцать самых ценных книг и сделали запрос. Все двадцать неожиданно нашлись в Музее книги Библиотеки им. Ленина. Но странным образом выяснилось, что они не из «библиотеки Шнеерсона», а из собрания Л.С. Полякова. Конечно, это была дезинформация, поскольку на книгах, полученных в Библиотеке им. Ленина, посланники обнаружили пометки нескольких ребе из династии Шнеерсонов. Но, несмотря на это, вопрос был закрыт.

Изображение Изображение
Отдельный читальный зал для еврейской литературы, с отдельным хранилищем для библиотеки Шнеерсона

В начале 1990-х М. Шнеерсон потребовал вернуть ему всю библиотеку тестя. Одновременно возле РГБ стали проходили пикеты хасидов, которые даже пытались захватить документы силой.

Поначалу всё складывалось в пользу хасидов. С их притязаниями согласился Б. Ельцин. Председатель Верховного Совета РСФСР Р. Хасбулатов высказался, что передача книг американским хасидам имела бы «не только благоприятный для нас международный резонанс, но и крупное практическое значение, имея в виду заинтересованность в этом деле международных деловых кругов еврейского бизнеса», и 8 октября 1991 года Высший арбитражный суд РСФСР признал требования хасидов обоснованными, обязав Библиотеку вернуть им собрание Шнеерсона. Библиотека это решение не выполнила, заявив, что ее архивы - национальное достояние всего народа.

http://angelinos.narod.ru/element-74378 ... age040.jpg
РГБ: Конференц-зал. Здесь проходят выставки, семинары, встречи. У конференц-зала есть свой выставочный зальчик - там сейчас выставка "230 лет хасидской книги". Сами хасиды приходят редко, в основном книгами интересуются ученые.

18 ноября того же года Высший арбитражный суд РСФСР вторично постановил немедленно начать передачу коллекции Шнеерсона в фонды специально для этого создаваемой Еврейской национальной библиотеки. На следующий день, как вспоминал заведующий отделом рукописей главной библиотеки страны Виктор Дерягин, «хасиды, а с ними было восемь американских граждан (среди них - профессора) и один израильский, пришли в ГБЛ с огромными ящиками для упаковки книг. Приехало американское телевидение. Хасиды исполняли ритуальные танцы, вели себя "раскованно", курили, плевались, а когда старый человек, дежурный по библиотеке, сделал им замечание, ударили его по лицу, сбили с ног, стали избивать. С милиционера, бросившегося на помощь, сорвали погон, топтали фуражку... Но "сверху" милиции был дан приказ: никакого насилия» («Литературная Россия», 29.11.1991). Библиотеку тогда так и не передали, благодаря тому, что В. Дерягин грозился сжечь себя вместе с коллекцией, а затем спрятал ее в стенах библиотеки. Кроме того, передаче воспротивилась вся российская культурная общественность во главе с тогдашним министром культуры СССР Николаем Губенко.

Американский Сенат в 1992 году обратился к руководству РФ с просьбой посодействовать в возвращении библиотеки Шнеерсона. Решением Правительства РФ № 157-р от 29 января 1992 года распоряжение Ельцина о возвращении ценностей хасидской общине было подтверждено, однако 14 февраля Пленум Высшего арбитражного суда отменил все предыдущие решения и библиотека Шнеерсона осталась в РГБ. 17 февраля 1992 г. хасиды совершили погром в главной библиотеке России: «В 10:30 ко входу в "Ленинку" подкатил автобус, из которого выскочили 30 хасидов и бейтаровцев во главе с Левинсоном. Преградившего им путь постового милиционера С. Сорокина хасиды сбили на пол и стали избивать ногами, бить головой о пол и душить шарфом. Один из читателей библиотеки, пытавшийся заступиться за милиционера, был также сбит с ног. Хасиды опрокидывали и ломали в библиотеке шкафы, столы, стулья, пока не прибыли омоновцы и не оттеснили их. Скрывшись в своём автобусе, хасиды прокричали: "Считайте это предупреждением!". Сержант Сорокин был доставлен в больницу с черепно-мозговой травмой и переломом костей носа. Весь пол главного подъезда библиотеки БЫЛ ЗАЛИТ КРОВЬЮ избитых хасидами людей. Но никто из погромщиков не был привлечен к уголовной ответственности» («Советская Россия», 18.02.1992).

В 1995 г. при проверке вдруг выяснилось, что после трагической смерти В. Дерягина некоторые рукописи из библиотеки Шнеерсона пропали. В конце 1996 г., по данным СМИ часть рукописей была обнаружена на черном антикварном рынке в Израиле. Израильское правительство тогда вмешалось и остановило продажу, однако по закону не имело права вернуть книги «Хабаду». Об этом происшествии в начале 2009 г. «вспомнил» председатель американской Хельсинкской комиссии сенатор Бенджамин Кардин: «в письмах российскому правительству мои коллеги по Хельсинкской комиссии и коллеги в конгрессе просили о возвращении этих книг. То, что часть коллекции была найдена на черном рынке, очень прискорбно, особенно если учесть важность этих духовных текстов для еврейского народа». Работники РГБ, тщательно исследовав состав библиотеки Шнеерсона, обнаружили там ряд дублетных экземпляров (около 70 книг), которые передали в законном порядке еврейской общине в Москве. В настоящее время часть дубликатов книг, переданных хасидам, находится библиотеке Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще.

Весной 1998 г. во время официального визита за библиотеку Шнеерсона перед премьером Виктором Черномырдиным лично просил вице-президент США Альберт Гор. Хасидизм в России набирал силу, оттесняя на задний план традиционный иудаизм, представленный КЕРООР, Конгрессом еврейских религиозных общин и организаций России, во главе с раввином Адольфом Шаевичем. Хасиды отказались сотрудничать с КЕРООР и быстро расширили свое влияние, в т.ч. и во власти. Результатом этого стал переход к хасидической ФЕОР, альтернативной Федерации еврейских общин России, нескольких синагог в Москве, С.-Петербурге и других городах и объявление Берла Лазара вторым главным раввином.

В 1999 году между теми и другими возник конфликт по вопросу передачи в российские синагоги из Росархива свитков Торы. Переговоры об этом КЕРООР успешно вел несколько лет. Передача 61 свитка должна была состояться на IV съезде Конгресса 15 декабря 1999 года. Но буквально за месяц до этого было объявлено о создании ФЕОР, которая тут же предъявила собственные претензии на свитки Торы. В результате передача не состоялась, и раввин Адольф Шаевич по данному поводу даже писал в российское Правительство: «ФЕОР не выражает интересов российского еврейства и занимается изъятием из русских архивов религиозной литературы с целью передачи ее за рубеж (в США)».

20 февраля 2005 г. 100 членов Сената и большинство членов Конгресса США подписали официальное обращение к тогдашнему Президенту России Владимиру Путину с просьбой содействовать возвращению книг Шнеерсона «Хабаду». По сообщениям источников в сенате США, отмена поправки Джексона-Вэника напрямую зависит от возвращения Россией библиотеки Шнеерсона, поскольку хасиды заручились неформальной поддержкой многих сенаторов и конгрессменов, обещавших не давать добро на отмену поправки до тех пор, пока вопрос с библиотекой не будет решен.

В начале августа 2010 года стало известно, что судья Федерального окружного суда Вашингтона Ройс Ламберт постановил, что «библиотека Шнеерсона» должна быть выдана движению любавических хасидов «Хабад», базирующемуся в Бруклине. «Библиотека Шнеерсона никогда американской организации "Хабад" не принадлежала. Она вообще ни разу не покидала территорию России и была национализирована, поскольку в семье Шнеерсонов не осталось законных наследников, - заявили в МИД. - Ни о каком "возврате" в США этих книг речь идти в принципе не может». Кроме того, МИД потребовал от хасидов вернуть семь книг из "библиотеки Шнеерсона", которые они в 1994 году получили из РГБ через Библиотеку Конгресса США по международному межбиблиотечному абонементу на два месяца и удерживают по сей день. После этого власти РФ временно приостановили организацию выставок в США в связи с опасностью ареста экспонатов.

И вот 16 января Федеральный окружной суд в Вашингтоне 16 января обязал власти России выплачивать хасидской организации «Хабад Любавич» штраф в размере 50 тысяч долларов каждый день до тех пор, пока она не передаст им коллекцию Шнеерсона. На следующий день МИД России выразил своё возмущение и назвал решение суда юридически ничтожным. «Вызывает возмущение, что вашингтонский суд пошел на такой беспрецедентный и чреватый самыми серьезными последствиями шаг, как введение штрафных санкций против суверенного государства», - говорится в сообщении, опубликованном на сайте МИД РФ.

Поразительно, но решение вашингтонского суда не было одобрено и представителями министерства юстиции США. Они считают, что введение штрафных санкций против России только усложнит решение вопроса о библиотеке Шнеерсона. Против высказался и представитель госдепартамента США Ариэл Вааген: «При всем уважении, мы не согласны с решением суда».

Чем чревата сложившаяся ситуация? Нельзя ожидать, чтобы Президент США отменил решение суда. МИД России, судя по обозначенной позиции, не намерен его исполнять. Таким образом, еврейские книги, скорее всего так и останутся в России, а Россия и США воздержатся от культурного обмена. Хасиды, надо полагать, продолжат свои притязания. Одним словом, нас ждут новые, захватывающие серии этого увлекательного сериала.

По материалам:
© «Как хасидов библиотеки лишили»
© Lenta.ru, 11.08.2010, 21:36:09
© «Круглый стол», посвященный «библиотеке Шнеерсона», 27.07.2011
© Александр Авдеев: «Американский суд пошел против российского государства», «Русская линия», 21.01.2011
© Lenta.ru, 17.01.2013, 03:48:10
© Интерфакс, 17 января 2013 года 11:13
© ИТАР-ТАСС, 11:22 18/01/2013
Фото:
© Илья Варламов: «Центр восточной литературы РГБ», Эхо Москвы, 22 января 2011, 11:47
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
Северянка
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 29 мар 2011, 16:47
Откуда: Север России
Контактная информация:

Re: Хасиды требуют от России своё

Сообщение Северянка » 18 янв 2013, 17:53

Новое по теме. Администрация Барака Обамы не согласна с решением американского суда ввести финансовые санкции против России по иску иудейского движения «Хабад Любавич». В Вашингтоне считают, что такие меры не способны привести к разрешению сложившейся ситуации. Об этом заявил в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС представитель госдепартамента США Ариэл Вааген. Накануне окружной суд Вашингтона постановил, что правительство России должно выплачивать штраф в размере 50 тысяч долларов в день иудейскому хасидскому движению «Хабад Любавич» до тех пор, пока не вернет ему так называемую «коллекцию Шнеерсона» – собрание исторических книг и документов, принадлежавших любавичскому раввину Иосифу Шнеерсону. МИД России в ответ заявил, что такое решение противоречит международному праву и юридически несостоятельно. http://www.itar-tass.com/c11/624579.html
Извините, в дискуссии больше не вступаю (с 15-00 26.07.12).
МОЕ МОЛЧАНИЕ ПРОШУ ЗА ЗНАК СОГЛАСИЯ НЕ ПРИНИМАТЬ.
Пишите в личку, если что.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Дело ясно, что дело тёмное

Сообщение FontCity » 22 янв 2013, 21:40

Запутанный случай

Изображение
Американские хасиды требуют, чтобы Россия вернула движению "Хабад" коллекцию Менахема-Мендла Шнеерсона

Как сообщает Русская служба BBC, Россия уже более двух лет лишает американцев возможности лицезреть предметы искусства. Из опасения, что выставки могут быть арестованы по требованию хасидов. Американцы примерно столь же по времени платят России тем же. Культурный обмен заморожен.

В штатах есть федеральный закон, ограждающий выставляемые в американских музеях иностранные произведения искусства от конфискации.

Но есть оговорки. Выставки должны быть некоммерческими. В 2007 году благодаря этой лазейке, например, был дан ход иску наследников русского художника Казимира Малевича в США против государственного амстердамского музея Stedelijk, выставившего 14 работ Малевича в Нью-Йорке и Хьюстоне. Год назад в сенат был внесён законопроект, провозглашающий иностранные художественные выставки в США некоммерческой формой деятельности.

Закон завис в сенате, но в случае с библиотекой Шнеерсона он всё равно вряд ли поможет. Ибо есть ещё одна оговорка: закон не касается произведений искусства, похищенных во время Второй мировой войны нацистами. А часть коллекции любавичского ребе попала в Россию как трофей из Германии, в которую была привезена как раз нацистами из Польши.

В общем, случай более чем запутанный...

Подробности здесь:
Владимир Козловский: «Мораторий на искусство: распри России и США продолжаются», Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк, 22 января 2013 г., 03:05 GMT 07:05 MCK
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Новости религии»