По образу Божьему

Что означают термины и идиомы Священного Писания?
Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 980
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

По образу Божьему

Сообщение Holy Scripture » 11 ноя 2013, 14:46

FontCity писал(а):Единственный из всех живых существ, «человек создан по образу Божию» (Бытие 9:6), «по подобию Божию» (Бытие 5:1; Иаков 3:9). Неконкретность этих формулировок породила массу разных толкований. Одно из них - представление о телесном сходстве и изображение Бога в виде гуманоида, как правило, преклонного возраста. Но библейские определения Бога: «Бог есть дух» (Евангелие от Иоанна 4:24), «Бог есть свет» (1-е Иоанна 1:5), «Бог есть истина» (Иеремия 10:10), «Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4:8; 4:16), «Бог ... есть Творец» (Иеремия 10:16; 51:19) и другие ведут к иному пониманию принципов богоподобия. Вряд ли следует говорить об анатомическом сходстве и вообще о чём-то материальном. Скорее всего, речь идёт о душé или сознании человека - его чувствах и интеллектуальных способностях.
История победы эволюционизма над здравым смыслом

О сотворении человека «по образу Нашему по подобию Нашему»

В самом начале сотворения этого мира, Бог говорит о Своём намерении сотворить человека «по образу Нашему, по подобию Нашему»: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему....» (Быт.1:26) (... וי֣אמר אלה֔ים נעשׂ֥ה אד֛ם בצלמ֖נו כדמות֑נו).

То, что в Синодальном переводе переведено, как «по образу Нашему по подобию Нашему» на иврите звучит как: «בְּצַלְמֵ֖נוּ כִּדְמוּתֵ֑נו» - «бецалмену кидмутену», что при смысловом переводе означает: «в образе Нашем, как подобие Наше».

Слово «бецалмену», переведенное как «по образу Нашему» подразумевает внешнее сходство человека с Богом, слово «бэцилмо» - означает – «фотография». И говоря о сотворении человека по «образу Бога», в данном случае имеется ввиду: способность человека действовать, руководствуясь разумом; способность человека выражать свои мысли через дар речи; иметь понятия нравственности и морали; быть наделённым свободой выбора; знать Своего Творца и вести с Ним диалог.

Слово «кидмутену», переведённое как «по подобию Нашему», подразумевает приближение человеческой души к сущностному сходству со Всевышним через познание Его. При этом, важно отметить, что в духовном мире сближение духовных сущностей друг с другом происходит через «уподобление», т.е. принятие одинаковых сущностных качеств, а удаление друг от друга происходит через принятие этими духовными сущностями противоположных качеств. Бог есть Дух и Он СВЯТОЙ, и поэтому суть Пути души человека к подобию Бога заключается именно в уподоблении содержания души человека Божьему естеству, т.е. освящении души человека через принятие этой душой сущностных качеств Творца.

Итак, в начале сотворения этого мира мы видим желание Бога сотворить человека «по образу Нашему по подобию Нашему». И в стихе Быт.1:26 речь идёт о Замысле Бога, который пока существует только в высших духовных мирах. В этом Замысле мы видим, и изначальное намерение Бога сотворить человека «по образу Нашему по подобию Нашему», и конечный результат этого Замысла, а именно то, что сотворённый человек будет «образом Нашим и подобием Нашим»!

Мудрецы Торы говорят, что главная цель сотворения этого мира – это желание Бога иметь жилище в «мире нижних». В итоге, когда будет сотворён человек «по образу Нашему по подобию Нашему», тогда и будет достигнута главная цель Всевышнего по сотворению этого мира – «Бог будет иметь Себе жилище в мире нижних». Апостол Иоан называет это «жилище Бога» - «обитель»: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим… и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» (Иоан.14:21-23)

Продолжая разговор о намерении Бога «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему», следует отметить множественное число глагола «сотворим», которое указывает на то, что по замыслу Бога, в процессе сотворения человека «по образу Нашему по подобию Нашему» будут участвовать не только Бог, но и сам человек. При этом, после того, как мы разберём следующий 27-й стих, мы увидим, что множественное число глагола «сотворим» указывает ещё на одного Участника этого процесса сотворения человека «по образу Нашему по подобию Нашему», Которым является ОБРАЗ Бога невидимого, суть Машиах, Сын Бога живого.

Итак, в 27-м стихе Книги Берейшит (Бытие) 1-й главы начинается реализация Замысла Бога по сотворению человека «по образу Нашему по подобию Нашему» в мире материи. И первое, что обращает на себя внимание – так это то, что Бог творит человека «по образу Своему, по образу Божию», а о сотворении человека «по подобию Нашему» ничего не говорится. В Быт.1:27 написано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его ...» (ויבר֨א אלה֤ים ׀ את־ה͏אדם֙ בצלמ֔ו בצ֥לם אלה֖ים בר֣א את֑ו). Здесь написано, что Бог сотворил человека «בצלמ֔ו בצ֥לם אלה֖ים בר֣א את֑ו» - «бецалмо бецелем ЭЛОГИМ бара ото», что при смысловом переводе означает: «по образу Его, по образу Всесильного сотворил его». А о «кидмутену» («как подобие Наше») здесь ничего не сказано.

При этом, разница с Синодальным переводом, на первый взгляд, кажется не несущественной, где переведено: «по образу Своему». Но смысловой перевод слова «בצלמ֔ו» (БЕЦАЛМО) означает «по образу Его», а не «по образу Своему». Именно через смысловой перевод нам открывается Этот Посредник между Богом и человеком, Который также будет участвовать вместе с Богом и человеком в сотворении человека «по образу Нашему по подобию Нашему».

По этому поводу мудрецы Торы задаются вопросом: «По образу кого «Его»?» и сами отвечают: «Оказывается у Бога есть Тот, по Образу Которого сотворён человек. И Тот, по Образу Которого сотворён человек, является Образом Всесильного»! Другими словами, речь здесь идёт о том, что у Бога есть «ОБРАЗ», являющийся «Образом Всесильного» и по этому ОБРАЗУ Бог будет творить человека в этом мире.

Апостол Павел тоже говорит нам об этом ОБРАЗЕ Бога невидимого, Который есть у Бога и рожден «прежде всякой твари»: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;» (Кол.1:15).
И ещё здесь: «Он, будучи образом Божиим...» (Фил.2:6)
И здесь: «...о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.» (2Кор.4:4).

Отсюда становится понятным, сказанное об этом «ОБРАЗЕ Бога невидимого» Апостолом Иоанном: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.» (Иоан.1:18).

Другими словами, поскольку «Бога не видел никто никогда», «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16), становится понятной необходимость существования «ОБРАЗА Бога невидимого», по Которому и Которым Бог будет творить человека «по образу Нашему по подобию Нашему».

В итоге можно сказать, что ещё до того, как Бог начал творить этот мир, Он сотворил Свой Образ, в Котором и Которым начал творить этот мир, и венцом творения этого мира станет человек, сотворённый «по образу Нашему по подобию Нашему».

Итак, мы продолжаем рассматривать путь реализации Замысла Бога по созданию человека «по образу Нашему и подобию Нашему» и, как мы видим, реализация этого Замысла начинается с сотворения человека «по образу Его, по образу Всесильного», а о «подобии Нашем» здесь пока ничего не говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;» (Быт.1:27).

В таком случае возникает вопрос: «А когда же Бог начнёт творить человека «по подобию Нашему?» В Быт.5:1 написано: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,..» (ז֣ה ס֔פר תולד֖ת אד֑ם בי֗ום בר֤א אלהים֙ אד֔ם בדמ֥ות אלה֖ים עשׂ֥ה אתו׃). В этом стихе говорится о сотворении Адама по «подобию ВСЕСИЛЬНОГО» - «בדמ֥ות אלה֖ים» («БИДМУТ ЭЛОГИМ»). Смысловой перевод данного стиха с иврита мог бы звучать так: «Вот книга родословия Адама в дне сотворения ЭЛОГИМ Адама по подобию ВСЕСИЛЬНОГО делания его...» (Быт.5:1).

Другими словами, вся КНИГА Священных Писаний, от Книги Бытие первой главы до последней главы книги «Откровений» Апостола Иоанна – всё это есть «книга родословия Адама» в «дне сотворения Всесильным Адама по подобию Всесильного».

Если сейчас коротко обрисовать суть сложившейся ситуации, то получается, что в Замысле Бога по сотворению человека «по образу Нашему, по подобию Нашему», изначально предусмотрен Путь по возделыванию души человека от «образа Его» в «подобие Наше», который человек будет проходить вместе с Богом, при непосредственном участии ОБРАЗА Бога (Машиаха).

О том, что у Бога в процессе сотворения человека «по образу Нашему, по подобию Нашему» изначально предусмотрен Путь по возделыванию человека «души живой» в «дух животворящий», говорит нам и Апостол Павел: «Так и написано: " первый человек Адам стал душою живущею"; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1Кор.15:45-47).

Долгое время мне не было понятно, что подразумевает Апостол Павел, когда говорит: «"первый человек Адам стал душою живущею"; а последний Адам есть дух животворящий» (1Кор.15:45), поскольку был научен тому, что Бог уже сотворил на этой земле человека «по образу и подобию Своему» (Быт.1:26-27). А это, в свою очередь, подразумевало, что Первый Адам, которого Бог вводит в Эдемский сад, уже является полнотой совершенства. И в таком случае, я думал, как это может быть, что Апостол Павел называет «Первого Адама» «душою живущею», которой ещё предстоит стать «духом животворящим»?

Итак, Бог имеет замысел сотворить человека «по образу Нашему по подобию Нашему» и для реализации этого замысла, прежде всякого творения, Бог творит Свой ОБРАЗ, по «Образу Которого и Которым» Он будет творить человека «по образу и подобию Бога»: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство…» (Кол.1:15-18).

Далее Бог сотворяет Адама (человека) «по образу Его, по образу Божию» (Быт.1:26) и на стадии реализации этого процесса в этом мире Бог сотворяет человека «из праха земного» и вдыхает в него «дыхание жизни», и человек становится «душою живой»: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7).

И теперь человек, «душа живая», сотворённый по «образу Его, по образу Всесильного», должен стать на Путь возделывания «души живой» в «дух животворящий» («по подобию Нашему») и для этого Бог вводит Адама в Эдемский Сад с «деревом жизни посреди Рая», которое он должен «возделывать и хранить»: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла … И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:8-17).

На этой стадии сотворения человека «по подобию Нашему», человек и Бог станут вместе осуществлять этот Замысел, Господь со Своей стороны, человек – со своей, «идя перед Ним». И всё это будет происходит через посредническое служение «ОБРАЗА Его», Который и есть Йешуа haМашиах, «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень» (Пл.Иер.4:20).

Здесь важно отметить одну существенную деталь, указывающую на то, что уже при самом сотворении человека «из праха земного», в отличие от сотворения животных, в человека изначально вложена двойственная природа души, способная объединить в себе земное и Небесное. На эту двойственную природу души человека, созданного «из праха земного», указывает двойная буква «ЙОД» в глаголе будущего времени «ВАЙЙЦЕР» ( וַיִּיצֶר֩ - «И ОБРАЗОВАЛ») (в Синодальном переводе «И создал»): וייצר֩ יהו֨ה אלה֜ים את־האד֗ם עפר֙ מן־ה֣אדמ֔ה ויפ֥ח באפ֖יו נשׁמ֣ת חי֑ים ויה֥י האד֖ם לנ֥פשׁ חיה׃

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7).

Вот какой комментарий на слово «ВАЙЙЦЕР» даёт «СОНЧИНО»:
«Слово «ВАЙЙЦЕР» имеет тот же корень, что и глагол «ЯЦАР» («сформировал сосуд из гончарной глины»)»… Комментаторы ТОРЫ указывают на ещё одну особенность этого слова: в данном отрывке этот глагол, имеющий форму будущего времени, содержит две буквы «ЙОД», в то время, как при описании сотворения животных в стихе 19 этой же главы (Быт.2:19) глагол «ВАЙЦЕР» появляется в тексте только с одним «ЙОД». Два «ЙОДа» в глаголе, описывающем формирование человека, содержат намёк на то, что в человеке при его сотворении заложены ДВА НАЧАЛА…» (ПЯТИКНИЖИЕ И ГАФТАРОТ с русским переводом и классическим комментарием «СОНЧИНО» на Быт.2:7).

Я бы сказал, что в человека изначально, уже при его сотворении, заложена потенциальная способность - объединить в себе земное и Небесное, чего нельзя сказать о сотворённых животных. И будущее время глагола «ВАЙЙЦЕР» указывает на то, что для человека, сотворённого «из праха земного» главным смыслом его жизни в этом мире должно стать движение в направлении осуществления этой способности его души, чтобы объединить в себе земное и Небесное. И именно для осуществления этой цели Бог вдувает в человека «Дыхание Жизни». Если человек не будет двигаться в направлении развития в нём второй буквы «ЙОД» (Божественного начала), то в таком случае он опустится до уровня души животного, при описании сотворения которых использован глагол «ВАЙЦЕР» с одним «ЙОД»: «Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.» (Ек.3:18-20, сравни с Пс.72:22).

Другими словами, если не происходит процесса уподобления души человека естеству Божьему, то человек остаётся «сам по себе» на уровне животного и, в конечном итоге, возвратится в прах. И для того, чтобы этот процесс уподобления человеческой души Божьему естеству начался, необходимо «оживотворение души» через вдыхание в неё «Дыхания Жизни», Который и есть Машиах, Сын Бога Живого, Образ Бога невидимого.

Эта информация нам нужна для того, чтобы, во-первых, понять разницу между человеком имеющим «рождение свыше» и человеком, душа которого «мертва по причине преступлений»: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом…» (Еф.2:1-5).

А, во-вторых, эта информация нам нужна для того, чтобы тем, кто «рождён свыше» понять, что «рождение свыше» само по себе - это не конец Пути в Царство Небесное, а только его начало. «Рождение свыше» («оживотворение» через вдыхание «Дыхания Жизни») дано человеческой душе именно для того, чтобы человек начал идти Путём уподобления содержания своей души Божьему естеству, т.е. Путём освящения души человека, через принятие этой душой сущностных качеств Творца по мере познания «Образа Бога невидимого».

С тех пор, как Адам и Ева согрешили, всякий человек, рождённый в этот мир через своих родителей, будучи живым по плоти, также нуждается в «оживотворении» своей души. Об этом говорит нам Йешуа: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Иоан.3:3-6).

Другими словами, оживотворение мёртвой души человека, живущего по обычаям сего мира, происходит через веру в Йешуа haМашиаха, Который и есть суть «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень» (Пл.Иер.4:20), Которого Бог вдыхает в души наши, чтобы нам, познавая этот «Образ Бога невидимого» стать на Путь освящения своей души и принятие ею сущностных качеств Творца. И потому Ему нужно было прийти в этот мир, чтобы искупить наши грехи Своей смертью и через это снова возродить нас и сделать «душою живою». И с этого момента «оживотворения» души человека, через «возрождения в ней Дыхания Жизни», Путь души человека в подобие Образа Сына не заканчивается, как думают сегодня утверждающие, что человеку достаточно поверить в то, что Иисус умер за его грехи, и он уже спасён. Это ложное учение, и оно не соответствует Истине Священных Писаний. Как мы видим, Священные Писания, «от начала», многократно говорят о том, что человеку с момента «рождения свыше» («оживотворения души») нужно пройти Путь по возделыванию своей души в подобие Образа Сына (Рим.8:29), и именно этот Путь в подобие Образа Сына является исполнением Замысла Всевышнего по сотворению человека «по Образу Его по подобию Нашему».

Этот Путь мы видели уже «от начала» при сотворении человека по образу Бога, как «души живой», которой нужно возрастать в «подобие Бога» через общение с Ним и познание «дерева жизни», как написано: «чтобы возделывать его и хранить его...» (Быт.2:15). И, как мы видим, этот же Путь надлежит проходить душе «рождённой свыше» через веру в Йешуа `haМашиаха, которая до своего «возрождения» была мертва по причине греха и преступлений.

Другими словами, «душа живая», при прохождении через этот мир, должна пройти «Путь» духовного роста через «возделывание и хранение Дерева Жизни», чтобы, придя в «полноту возраста haМашиаха», стать «духом животворящим». И, поскольку на этом Пути духовного роста мы иногда «падаем» (вкушаем от дерева познания добра и зла), то, чтобы душа наша оставалась «душою живою», Он взял на Себя все наши грехи (Рим.3:25-26), давая нам возможность, через покаяние и обращение, «вставать» и продолжать наш Путь духовного роста в подобие Образа Сына Бога через познание Его. И когда придёт время душе давать отчёт о пройденном Пути, то «оправданием» этой души будет её содержание – «дух животворящий». На языке Священных Писаний это и есть суть того, что значит – «призвать Имя Господне» (Быт.4:26, Иоиль 2:32; Рим.10:13).

© Александр Огиенко

Ответить
 

Вернуться в «Библейский словарь»