Покаяние

Что означают термины и идиомы Священного Писания?
Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Покаяние

Сообщение Holy Scripture » 26 авг 2012, 21:06

Покаяние - одно из христианских таинств, состоит в том, что исповедующий свои грехи священнику и получающий от него прощение, в то же время невидимо разрешается от них самим И. Христом. К П. подготовляются постом и молитвой; оно предшествует причащению. Признается православной и католической церковью. См. Алмазов, “Тайна исповеди” (1894).

© Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / В современной орфографии. Издательское общество "Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон", Петербург, 1907-1909

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Словарные определения

Сообщение Holy Scripture » 29 авг 2012, 21:06

покаяние - осознание своей греховности, переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о проступках, о всем неистинном в своей жизни, в самом себе, но нечто большее - осуждение всего этого и отход от него (2Кор 7.10). Покаяние не может быть без обращения (Деян 26.20), упования на Бога и стремления приносить добрый плод (Мф 3.8). Праведники не имеют нужды в покаянии (Лк 15.7) (но есть ли праведные на земле?). Покаяние есть дар Божий (Деян 5.31; 11.18; 2Тим 2.25).

раскаяние - перемена отношения к своему поведению, отречение от соответствующего убеждения (Иов 42.6). Человеческое раскаяние-это скорее сожаление, перемена мнения о чем-то, чем новое убеждение и состояние-раскаялся и Иуда (Мф 27.3), но он не изменился. Бог иногда раскаивается (Быт 6.6; 1Ц 15.35), ибо Он может изменить Свои планы и действия (Исх 32.14; Иер 18.8; 26.13,19; Ион 3.9-10), но Бог раскаивается не как человек (1Ц 15.29).

© Вихлянцев В.П.: «Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг.»


ПОКАЯНИЕ (Мк 1:4,5, 2Кор 7:10) - есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа. Покаяние было отчасти и в ветхозаветной Церкви. Приносившие жертву о своих грехах по закону Моисееву раскаивались в них пред Богом и получали очищение их. Равным образом и приходившие к Иоанну Крестителю для крещения предварительно исповедывали ему грехи свои. Но, как таинство новозаветной Церкви, покаяние установлено самим Иисусом Христом. Сначала Он обещал апостолам даровать власть разрешать грехи: "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе: и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф 18:18). По воскресении же Своем Он на самом деле даровал им эту власть, когда сказал: "приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин 20:22-23).
От кающегося требуется: искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и уверенность в Его милосердии. Кроме того, как приготовительное средство к покаянию, необходимы пост и молитва, которые могут расположить кающегося к сокрушению о грехах и к уверенности в милосердии Божием. Истинно кающиеся могут получить разрешение всех грехов своих, потому что нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Если же грехи против Духа Святого (упорное отрицание явных обнаружений Божественной силы, крайнее ожесточение сердца и отчаяние) признаются непростительными, то не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к Богу с раскаянием в них.

© Архимандрит Никифор: «Библейская энциклопедия»


МЕТАНОЙЯ - (греч. "изменение ума", "покаяние") - обращение к Богу и начало формирования собственно христианского разума - мышления человека, чье сердце духовно пробуждено, пронизано любовью к Богу и ближнему, ответственно за истину и добро и укоренено в Слове Божием. В персоналистической католической мысли ХХ в. термин "метанойя" нередко означает лишь первый шаг на пути обращения, когда мотивы самого обращения еще не во всем чисты; нужны следующие шаги, итогом которых становится "фундаментальный выбор" - полное принятие Бога в любви без всяких условий, с готовностью следовать до конца по жертвенному пути по призыву свыше.

© Л.И. Василенко: «Краткий религиозно-философский словарь»


Покаяние, каяться

I. ПЕРЕВОД
Слово "каяться", к-рым в Синод. пер. передается ряд евр. и греч. слов [евр. шув, "обратиться", "возвратиться", нахам, "сожалеть о чем-либо", "раскаиваться в чем-либо" и греч. метаноэйн, "изменять образ мыслей"] часто трактуется только в значении греч. метаноэйн - "изменять образ мыслей". Однако подобное толкование слишком односторонне. Греч. слово метанойа ("покаяние") в своем значении восходит к ВЗ, передавая смысловое содержание евр. слова шув (хотя в Септуагинте шув передается как эпистрэфэйн - "оборачиваться", "возвращаться"). Слово шув имеет более широкое значение, чем просто "духовный процесс изменения взглядов". Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве. Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии к Господу, в отказе от помощи других богов и людей (в частн., от вступления в воен. коалиции с язычниками), в недопущении злых и богопротивных поступков. Все это присутствует и в новозаветном понятии "П.", к-рое существенно обедняется, когда его сводят к значению слова метанойа.

II. КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮ
В Библии ясно говорится, что к П. приводит Сам Бог, Его благость (Рим 2:4). Бог обращает Свой народ, и народ кается (Иер 31:19). Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное (Мф 3:2). В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться (Мф 4:17; Мф 9:13), даруя П. не только Своему народу Израилю, но и язычникам (Деян 11:18). Бог не хочет смерти "беззаконника", Он желает, чтобы грешник "обратился от путей своих и был жив" (Иез 18:23). П., к к-рому призывают апостолы (Деян 2:38), - это не насилие человека над собой и не свидет-во его внутр. смятения, а обращение к Иисусу Христу, Который "пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф 18:11). Из притчи о блудном сыне (Лк 15) становится ясно, что П. человека заключается в исповедании им своей вины (Лк 15:21; ср. Иов 42:6; Притч 28:13; 1 Ин 1:9) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком (Иак 5:16). Обращение невозможно без веры и надежды, основанных на жертв. смерти Иисуса Христа (Лк 24:47).

III. ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ
П. и обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возм., даже с отказа человека от своей предыдущей жизни. Это может сопровождаться внешними проявлениями: постом (Иоил 2:12; Ион 3:5), плачем (Мф 26:75; Лк 7:37), разрыванием одежд (3 Цар 21:27; Езд 9:3), облачением в траур (Ион 3:5) и биением себя в грудь (Лк 18:13). Пророки во все времена выступали против внешнего П., не сопровождавшегося искренним обращением. Иoиль призывает вместо разрывания одежд "раздирать" сердца (Иоил 2:12), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении "достойный плод покаяния" (Мф 3:7). Истинное П., начинающееся с признания собств. вины (Иов 42:6), ведет к совершению праведных поступков (Деян 26:20), включая отказ от прежнего образа жизни (Рим 6:1).

IV. ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
П. тесно связано с верой, возрождением и крещением (Мк 1:15; Лк 24:47; Деян 2:38). Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды (Евр 6:4-6; ср. Евр 12:17). Т.о., несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П. имеет свои пределы. Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос (Евр 7:27; Евр 9:12; Евр 10:10). Сознат. совершение тяжкого греха может сделать П. невозможным, т.к. истинное П. включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср. Рим 9:18).
После Второго пришествия Иисуса П. станет невозможным. Именно поэтому в Сир 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П. до смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви). Наряду с П. как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П., каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды: "умерли со Христом" (Рим 6:8), "умер однажды" (Рим 6:10), но, несмотря на это, необходимо "почитать себя мертвыми" (Рим 6:11). Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но постоянно подтверждается и укрепляется.

V. ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИ
В Библии содержится множество проповедей о П. Главными проповедниками П. в ВЗ были Иеремия (Иер 2:1; Иер 3:1), (Ам 5), Иoна (Ион 5), а в НЗ - Иоанн Креститель (Мф 3:1). Эту традицию продолжил Иисус, а ап. Петр ввел ее в древней Церкви (см. Деян 2:14,37). В проповеди о П. человеку указываются пути Господни (Ис 55:7; Иер 25:5) и обличаются его собственные "злые пути", ведущие к несправедливости (Ам 3:10) и в конечном итоге - к смерти (Иер 21:8). Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения (Ам 9:11; Лк 3:18). В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди П. является обращение грешника, принятие им Евангелия (Мк 1:15) и прощение грехов (Лк 24:47; Деян 5:31 и др.). Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П. всему человечеству (Лк 24:47; Деян 17:30).
Покой, почить, успокоиться - этими словами в Библии передается как состояние Бога, так и состояние человека по окончании дел. Выражение "почить от дел" встречается и в начале Библии (Быт 2:2), и в ее конце (Откр 14:13). Истинный П. означает общение с Богом и предполагает соблюдение Его установлений. П., установившийся по сотворении мира, был разрушен грехопадением человека. С тех пор в мире царствует беспокойство (Екк 2:23), проявляющееся в разнообразных формах. Грех привел человека к тому, что он вынужден был теперь добывать свой хлеб тяжелым трудом (Быт 3:17-19; Быт 4:12). Вместо того чтобы жить в П., наслаждаясь Божьими дарами (Екк 4:6; Мф 6:26), человек стремится обезопасить свое существование накоплением богатства (Пс 38:7; Лк 12:19). К этому добавляется беспокойство, вызываемое человеч. злобой (Пс 54:17-23; Иак 3:8). Особенно трудно найти П. людям, одержимым злыми духами (Мф 12:43-45; Мк 5:4). Мир, в к-ром живут люди, тоже не знает П., он наполнен войнами или ожиданием их (Мк 13:7).
В этом мире суеты Бог создал народ, к-рый призван к П. Поэтому Бог заботится о достаточном материальном обеспечении Израиля (Исх 3:8), так чтобы каждый седьмой день мог быть у них днем П. (Исх 20:8-10, Суббота). Пашня также должна отдыхать каждый седьмой год (Лев 25:2-7). Бог дает Своему народу установления, закрепляющие за каждым человеком его права. Там, где эти установления не соблюдаются, Бог предлагает обездоленным Свою помощь и защиту (Пс 54:19; Пс 90:1). Народ Израиля пребывает в состоянии П., пока остается на путях Божьих (Ис Нав 21:44; 3 Цар 5:18; 3 Цар 8:56).
Спасение станет полным, когда Бог будет находиться в П. среди Своего народа (2 Пар 6:14; Пс 131:8,14). Предпосылкой такого П. было послушание народа завета, но Израиль, "ходивший иными путями", редко пребывал в этом состоянии. Следствием этого стало то обстоят-во, что израильтяне не достигли в Ханаане окончат. осуществления Божьих обетований (Евр 4:3,6). Народ Израиля не достиг П., к-рый продолжает оставаться обетованием (Евр 4:8).
Поэтому пророки говорят о грядущем ненарушаемом П. (Ис 32:18), к к-рому Дух Божий приведет Своих (ср. Ис 63:14). Эти обетования осуществились в Иисусе Христе, на Котором почил Дух Господень (Ис 11:2) и Который дарует душевный П. несущим Его иго, т.е. разделяющим с Ним Его дело (Мф 11:29). Принадлежащие к Его народу более не обременяют себя заботами о физич. существовании, поскольку всё получают из рук Бога (ср. Мф 6:25). Они участвуют в труде (2 Фес 3:10) и, довольствуясь тем, что имеют (1 Тим 6:6-10), пребывают в любви и мире с Богом.
Несмотря на это, П. все еще остается целью, поскольку верующих постоянно подстерегают искушения, исходящие как извне (Еф 6:11), так и из самой Церкви (Деян 20:28-31); на них обрушивается вся ненависть мира (Мф 10:22). Но это преходящие страдания, к-рые не могут обеспокоить душу, поскольку жизнь верующих сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3), в них живет Христос (Гал 2:20). Он победил мир (Ин 16:33); принадлежащие Ему являются соучастниками Его победы (1 Ин 5:4; Откр 17:14), если они не потеряли безопасный и крепкий якорь надежды (Евр 6:19). Тот, кто наперекор всем трудностям неотступно продвигается к цели (Евр 4:11), найдет совершенный П. от всех своих дел (Откр 14:13) под защитой вечного общения с Богом (Откр 7:14-17).

© Фритц Ринекер, Герхард Майер: «Библейская энциклопедия Брокгауза»


Раскаяние, раскаиваться

I:
1) о человеч. Р. в ВЗ говорится редко (Исх 13:17; Суд 21:15; Иер 8:6; Иер 31:19; Иов 42:6). Это слово употребляется здесь почти исключит. по отношению к Богу (см. ниже, II);
2) в НЗ понятие "раскаиваться" передается греч. глаголом метамеломай (Мф 21:29; Мф 27:3; 2 Кор 7:10), значение к-рого тесно связано с глаголом метаноэо (Покаяние, каяться). Боль от греха (раскаяние) и отвращение от него (покаяние) неразрывно связаны между собой. Но человеч. (мирская) печаль, когда человек сожалеет о совершенных ошибках только потому, что они нанесли ему ущерб или навлекли на него позор, ведет к вечной погибели.

II:
1) в ВЗ неоднокр. говорится о Р. Бога, напр.: "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт 6:6). Когда народ творит зло, Бог раскаивается в тех обетованиях, к-рые даровал ему (Иер 18:10). Так, напр., Бог говорит: "Жалею, что поставил Я Саула царем" (1 Цар 15:11). С др. стороны, Господь раскаивается в том зле (Иер 18:8) и в тех бедствиях (Ион 3:10; Иоил 2:13), к-рые произошли по Его собств. воле. Но Он же говорит: "Я определил, и не раскаюсь в том и не отступлю от того" (Иер 4:28), а также: "не отменю и не пощажу, и не помилую" (Иез 24:14);
2) к сказанному Богом не следует применять человеч. мерки: "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?" (Числ 23:19). В 1 Цар 15:1, где дважды говорится, что Господь раскаялся, воцарив Саула (1 Цар 15:11,35), в 1 Цар 15:29 сказано: "И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему" (ср. Мал 3:6);
3) слова о Р. Бога отражают тот факт, что Господь изменяет Свое отношение к человеку, если тот изменяет свое отношение к Нему. При этом Господь свидет-вует о Себе как о живом Боге, Который, будучи неизменным в Своей сути, действует совершенно свободно. Бог может взять назад угрозу, как только она достигнет своей цели, или на время отменить обетование, если знает, что оно не исполнит своего предназначения. Это, однако, не означает, что Господь совершает ошибки, а затем признает их; Бог праведен во всем, что Он совершает (Иер 12:1). "Раскаяние Божие" позволяет нам заглянуть в Его сердце, милующее каждого, кто обратился к Нему: "И приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин 6:37).

© Фритц Ринекер, Герхард Майер: «Библейская энциклопедия Брокгауза»


Раскаяние - евр. тшува. Раскаяние. В некоторых местах Библии говорится, что Бог «раскаялся», как, например, в Быт. 6:6,7 «раскаялся Господь, что создал человека на земле», и в 1 Цар. 15:11: «Жалею, что поставил Я Саула царем». (Срав. Исх. 32:12,14; Иоил. 2:13,14; Иер. 18:8; 26:13,19; Иоан. 3:9,10). С другой стороны, Св. Писание подчеркивает, что Бог не может раскаяться, как человек (Рим. 11:29). Так же понял это Валаам (Чис. 23:19), почему выражения о раскаянии Бога должны быть поняты, как иносказания, или как самое сильное выражение, обозначающее изменившееся положение человека к благоволению Божию, но в самом Боге не совершается изменения, ибо негодование к злу принадлежит Его сущности. Так, в одной и той же главе, 1 Цар. 15, сказано, что Господь раскаялся (ст. 11 и 35) и, что Господь не раскается (ст. 29).

© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь»


ПОКАЯНИЕ
1. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке (книжн.). Принести п.
2. То же, что исповедь (в 1 знач.). Церковное п. П. в грехах. Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) - оставить кого-н. в покое, перестать донимать чем-н.

РАСКАЯНИЕ
Чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка. Чувство раскаяния. Испытать р. Позднее р.

ИСПОВЕДЬ
1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. Быть на исповеди.
2. перен. Откровенное признание в чём-н., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах (книжн.). Авторская и.

© С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка»


ПОКАЯНИЕ церковное - то же, что исповедь

© Большой Энциклопедический Словарь


Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Врата покаяния

Сообщение Holy Scripture » 16 май 2013, 10:28

"Покаяние, - говорили иудеи, - как море - человек может купаться в нём в любое время". Иногда человеку могут быть закрыты даже врата молитвы, но врата покаяния ни когда не бывают закрыты. Пока длится жизнь можно, покаяться. "Рука Божья протянута из под крыльев небесной колесницы, чтобы выхватить кающегося их тисков правосудия".

© Зинаида Хугашвили, личный блог на Facebook, 16 мая 2013 г. в 12:58

Ответить
 

Вернуться в «Библейский словарь»