Пост

Что означают термины и идиомы Священного Писания?
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Пост

Сообщение Holy Scripture » 22 май 2012, 21:01

«"Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнёт голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днём, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. ... Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме ...
Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе ... уста Господни изрекли это»

© Исаия, «Книга пророка Исаии» 58:3-14, VIII век до н.э.


«... когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне ...»
© Иисус Христос, «Евангелие от Матфея» 6:16-18, I век н.э.


«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем»
© Павел, «1-е послание коринфянам» 8:8, I век н.э.


«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу ... Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием, ... безрассудно надмеваясь плотским своим умом ... Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" [что всё истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти»
© Павел, «Послание колоссянам» 2:16-23, I век н.э.


«... ибо телесное упражнение мало полезно ..»
© Павел, «1-е послание Тимофею» 4:8, I век н.э.

ser-listop
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 15 май 2012, 13:51
Контактная информация:

Re: Пост

Сообщение ser-listop » 26 май 2012, 11:57

Наверное, в этом разделе "Библейский словарь" можно высказывать и практические соображения по поводу рассматриваемых Библейских терминов ?
Что касается поста, то выполнять его должен духовно подготовленный христианин. Иначе, через пост можно легко попасть в искушение.
Я пощусь тогда, когда мне обязательно нужно быть услышанным Господом, чтобы получить просимое мною в молитве ( конечно, по воле Божьей ). Особенно в тех случаях, когда мне срочно нужна помощь Бога в трудной ситуации. Или когда обычные ( неэкстренные ) христианские меры не помогают. Это, как "скорая помощь".
Вообще, пост, образно говоря, означает следующее: ты говоришь тем самым ( постом ) Господу: "Для меня лучше умереть от голода и жажды, если Ты не поможешь мне ( если на то есть Твоя благая воля для меня )".
Конечно, поститься ( как и всё остальное ) надо под вождением Духа Святого ( и по воле Бога ). Это почти тоже самое, как и молитва по неотступности. ( Пост усиливает такую молитву ).
Конечно, правильный пост приводит и к смирению нашей плоти.
Мир вам.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Пища не приближает нас к Богу

Сообщение FontCity » 26 май 2012, 20:17

Уважаемый ser-listop!

Конечно же, можно высказываться! Это же форум.

Но всё-таки, сам форум называется "Священное Писание", а данный раздел - "Библейский словарь". Т.е., мы обсуждаем Библию, что Бог говорит нам через пророков.

Из высказывания Исаии явно следует, что исполнение нашей, человеческой воли для Бога не имеет никакой ценности. Поэтому Он излагает нам Свою волю. Всё то, что Бог называет постом, по-моему, прекрасно укладывается в одну-единственную заповедь: возлюби ближнего своего. Можно сформулировать с практической стороны: соблюдай Закон. По-моему, эти формулировки абсолютно равнозначны (Марк 12:29-31, Матфей 7:12, 22:37-40, Иаков 2:8, Римлянам 13:8-10, Галатам 5:14 и др.).

Вы же говорите о посте как о голоде и жажде. Почему? Кроме явных указаний на то, что еда никак не отражается на отношениях с Богом, есть ещё масса косвенных:
«не хлебом одним будет жить человек» (Матфей 4:4, Лука 4:4);
«всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» (Иоанн 4:13);
«Твои ученики не постятся» (Матфей 9:14);
«иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё» (Екклесиаст 9:7);
и т.д.
Всё это нивелирует представления о пище, как неком элементе взаимоотношений с Богом.

Есть ещё требования беспокоиться о своём здоровье. Библия и обжорствовать запрещает, и истязать себя голодом не велит. Длительное воздержание от пищи опасно для здоровья. Не менее опасно и резкое возобновление полноценного питания после изнурительного голодания.

Скажите, пожалуйста, почему Вы игнорируете эти слова Писания и на что Вы опираетесь, увязывая пост с голоданием?
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

ser-listop
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 15 май 2012, 13:51
Контактная информация:

Re: Пост

Сообщение ser-listop » 27 май 2012, 04:59

Игорь, здравствуйте.
Спасибо, что Вы ответили в этой важной теме.
Попробую отвечать по ходу Вашего сообщения.
Ну. во-первых, мы, как дети Божьи, служим не букве Закона ( которая убивает ), а Духу Его. Мы стараемся быть водимыми Духом Божьим.
Поэтому все места ( цитаты ) Библии истолковываются и преломляются в практической плоскости ( поэтому и Иисус - воплощённое на практике Слово ). Ещё Джон Буньян в "Путешествии Пилигримма" писал о необходимости Великого Истолкователя ( которым является Дух Святой ).
Вы, наверное, слышали такое выражение от христиан: "Мне лучше умереть физически, ( Спасённым ), чем согрешить сознательным грехом ( под давлением сложившихся обстоятельств ) и погибнуть духовно ( остаться без вечной жизни )". Так вот, пост - это примерно тоже самое выражение и похожая ситуация. Обстоятельства ( под контролем Бога ) начинают на нас экстремально давить ( как Божье испытание для нас ). Бог смотрит, что мы предпримем. Опасаясь, что мы не выдержим и согрешим ( под сильным давление Дьявола ), мы начинаем отчаянно вопиять к Богу через молитву, усиленную постом. ( Пища и питие физическое есть прообраз пищи и пития духовного: Слова и Духа Святого, без которых мы тоже можем умереть, но духовно ).
Мы говорим ( вопием ) Богу постом: "Давление обстоятельств ( испытание ) такое, что нам лучше умереть физически, чем согрешить сознательно и потерять Спасение ( если Ты нам не поможешь в данной ситуации )".
В предыдущем сообщении я обрисовал, во что практически для меня превратились все места Писания, посвещённые вопросу поста.
По вероучению пятидесятников, которого я придерживаюсь, это не единственная ситуация, для которой применяется пост. Но я обрисовал одно из применений, которым чаще пользуюсь ( обстановка заставляет ).
Хвалюсь Богом во Христе Иисусе.
Мир вам в вышних.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Я не понял.

Сообщение FontCity » 27 май 2012, 23:09

ser-listop писал(а):мы, как дети Божьи, служим не букве Закона ( которая убивает ), а Духу Его
Я почему-то думал, что это - одно и то же. Служить Богу - значит соблюдать Его заповеди. Как можно служить Духу Его, не соблюдая при этом букву Закона, - не понимаю.

В применении к правилам дорожного движения эта мысль звучала бы примерно так: "мы служим безопасности дорожного движения, а не правила соблюдаем". Бред сивой кобылы, не правда ли?
ser-listop писал(а):Поэтому все места ( цитаты ) Библии истолковываются и преломляются в практической плоскости ...
Вы меня чрезвычайно порадовали такой искренностью. О том, что христиане извращают Писание, подгоняя его под свои воззрения, я в курсе. Но обычно они называют это "правильным пониманием", а не "преломлением в практической плоскости".
ser-listop писал(а):Ещё Джон Буньян в "Путешествии Пилигримма" писал о ...
Как Вы считаете, справедливо ли пред Богом слушать Буньяна более, нежели Бога?
ser-listop писал(а):... пост - это примерно тоже самое ...
В стартовом сообщении темы есть определение поста, которое дал сам Бог. Причём, кроме того, какого поста Он ждёт от людей, Он ещё сказал, что то, что люди придумывают себе сами, Он ни слышать, ни видеть не собирается.
ser-listop писал(а):Обстоятельства ( под контролем Бога ) начинают на нас экстремально давить ( как Божье испытание для нас ). Бог смотрит, что мы предпримем. Опасаясь, что мы не выдержим и согрешим ( под сильным давление Дьявола )..
Эта мысль нуждается в пояснении. Лично мне Бог помогает. За это я Ему весьма благодарен. Предположим, что на Вас Он действительно периодически давит, создавая некие экстремальные обстоятельства. Но почему Вы это называете давлением дьявола?

Кстати, почему слово "дьявол" Вы пишете с большой буквы? Из уважения? Из страха? Просто считаете это слово личным именем падшего ангела?
ser-listop писал(а):Пища и питие физическое есть прообраз пищи и пития духовного ...
Я уже понял, что с постом Вы увязываете не любовь к ближнему, а самоистязание голоданием. Мой вопрос был: почему? На основании чего Вы "преломили" и так истолковываете вполне понятные слова Исаии? Так Вам подсказал Буньян? Дух Святой?

Павел написал, что пища не имеет отношения к взаимоотношениям с Богом. Он же написал, что, если кто-то, пусть даже ангел с неба, будет говорить Вам обратное, то его надо предать анафеме. Почему Вы игнорируете простые и ясные слова Павла?
ser-listop писал(а):... это не единственная ситуация, для которой применяется пост. Но я обрисовал одно из применений, которым чаще пользуюсь ( обстановка заставляет )
Секундочку! Тот пост, который избрал Господь, - это проявления любви к ближнему. Уж если и применять в отношении поста слово "применение", то применение у него есть только одно - делать так, чтобы людям было хорошо. Почему творить добро Вас нужно заставлять? Вы же христианин? Разве добро и любовь не являются Вашей внутренней потребностью?

Всё-таки любопытно было бы узнать, какие места Писания привели Вас к такому "преломлению", казалось бы, вполне однозначных слов библейских пророков о сути поста. Если это не Священное Писание, то что или кто?

Всего Вам наилучшего! Игорь.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

ser-listop
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 15 май 2012, 13:51
Контактная информация:

Re: Пост

Сообщение ser-listop » 28 май 2012, 04:13

Игорь, извините, наши с Вами точки зрения на Писание и христианство далеки друг от друга ( и, похоже, в обозримое время не сблизятся ), поэтому я не буду вступать с Вами в дискуссию.

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

О тактике поведения на форуме

Сообщение Holy Scripture » 28 май 2012, 08:08

Уважаемый ser-listop! В теме «Cемь труб 1» Вы сетовали:
«У Вас и у Вашего сайта почти материальный ( если не сказать материалистический ) подход к Библии ( и пророчествам ).»
У Вас есть все возможности изменить ситуацию. Но если Вы не будете публиковать здесь свои представления о Библии и христианстве, то ничего не поменяется. Более того, отказ от дискуссии подавляющим большинством читателей трактуется, как отсутствие аргументов. Раз Вы не можете обосновать свои убеждения - значит, Вы не правы.
Я понимаю, что такое представление не совсем правильно. Человек может просто не хотеть спорить. Вы можете просто изложить свою позицию, не вступая в полемику. Я сам так часто поступаю на разных форумах: публикую только информационно-справочные материалы по теме. Так часто поступает Северянка.

Аватара пользователя
Северянка
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 29 мар 2011, 16:47
Откуда: Север России
Контактная информация:

Re: Я не понял.

Сообщение Северянка » 28 май 2012, 09:59

FontCity писал(а):
ser-listop писал(а):мы, как дети Божьи, служим не букве Закона ( которая убивает ), а Духу Его
Я почему-то думал, что это - одно и то же. Служить Богу - значит соблюдать Его заповеди. Как можно служить Духу Его, не соблюдая при этом букву Закона, - не понимаю.

В применении к правилам дорожного движения эта мысль звучала бы примерно так: "мы служим безопасности дорожного движения, а не правила соблюдаем". Бред сивой кобылы, не правда ли?
Попытаюсь объяснить на примере, что значит исполнять дух закона, а не букву. Если мы возьмем правила дорожного движения, то пример исполнения духа этих правил при нарушении буквы может быть такой. Если Вы ведете тяжелую машину с большим тормозным путем, и какой-то человек перебегает вам дорогу, Вы видите, что если будете просто тормозить, то машина все-таки собьет человека раньше, чем остановится, и для того, чтобы сохранить жизнь человеку, Вы сворачиваете на пустую встречную полосу. Вы нарушили букву закона, но соблюли дух его, который заключается в том, чтобы беречь жизнь и здоровье людей. В Библии тоже есть примеры соблюдения духа закона при нарушении буквы. Вот они.

3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
(Матф.12:3-5)


Обсуждать тему я не буду. Просто поделилась тем, что знаю насчет духа закона и его буквы.
Извините, в дискуссии больше не вступаю (с 15-00 26.07.12).
МОЕ МОЛЧАНИЕ ПРОШУ ЗА ЗНАК СОГЛАСИЯ НЕ ПРИНИМАТЬ.
Пишите в личку, если что.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

ПДД, как известно, написаны кровью...

Сообщение FontCity » 28 май 2012, 15:40

Лет десять назад один мой однокурсник погиб в ДТП. Выехал на встречную полосу, столкнулся со встречником. Там было четверо: семья с двумя детьми. У него в крови нашли алкоголь. У встречной машины на спидометре стрелка показывала 160. Это после длительной полосы торможения! Гаишники записали обоюдку, да и всё равно что-то возмещать некому и не с кого. Следствие не проводили. Что заставило моего однокурсника выехать на встречку - никто не знает. Между собой мы решили, что парень уснул за рулём. Удар встречника пришёлся именно на левый, водительский угол машины. Это не вписывается в версию "уснул": тогда бы удар пришёлся в правый угол или бок автомобиля. Возможно, парень проснулся от рёва сирены встречника, скрежета тормозов или ещё почему-то и попытался резко вырулить на свою полосу. В этот момент и произошло столкновение.

Но Ваш вариант, уважаемая Северянка, тоже имеет право быть. Возможно, кто-то выбежал на дорогу, и мой однокурсник попытался резко сманеврировать налево-направо, чтобы объехать этого кого-то. Встречная полоса могла показаться ему пустой...

К сожалению, таких случаев, когда спасая одну жизнь (или ещё хуже - свой автомобиль), водитель лишает жизни несколько человек, не редки. Лёгкий уклон дороги, незначительный поворот, туман, неравномерность освещения, панорамное зеркало заднего вида, болтающиеся ароматизаторы, антирадары, навигаторы и т.д. и т.п. - тысячи факторов каждый в отдельности и особенно в совокупности запросто могут обмануть водителя, создав у него впечатление, что на дороге никого нет. Опасность в разы повышается, если в это время другой участник движения из каких-то (пусть самых благородных!) соображений тоже нарушает правила. А когда их нарушают все, когда это становится нормой жизни и даже предметом некой бравады, мы имеем то, что имеем: ежегодно на дорогах России гибнут от 30 до 50 тысяч человек. Сколько становятся инвалидами, сколько получают лёгкие травмы - не знаю, но думаю, что тоже не мало.

Люди! Соблюдайте правила дорожного движения! Не нарушайте их ни при каких обстоятельствах!
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Ломоносов о посте

Сообщение Holy Scripture » 31 май 2012, 09:46

«Бедственному младенческому началу жизни следуют приключения, нападающие на здравие человеческое в прочем оныя течении. И, во-первых, невоздержание и неосторожность с уставленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времён пожирают у нас масленица и Св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи.

Легко рассудить можно, что, готовясь к воздержанию Великого поста, во всей России много людей так загавливаются, что и говеть времени не остаётся. Мёртвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно. Разговенье тому ж подобно. Да и дивиться не для чего. Кроме невоздержания в заговенные дни питиём и пищею, стараются многие на весь В[еликий] пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею мерою починить не могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны.

Сверх того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленные от человеков и от других животных, бывшие во всю зиму заключёнными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в лёгкое, в кровь, в нервы и во всё строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы ещё могли пожить долее.

После того приближается светлое Христово воскресение, всеобщая христианская радость; тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно повторяются страсти Господни, однако мысли наши уже на Св. неделе. Иной представляет себе приятные и скоромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к празднику платье, иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни, иной готовит живописные яйца и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее свидаться.

Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскресе! только в ушах и на языке, а в сердце какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворённой плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягчённые объядением и пьянством, там валяются обнажённые и блудом утомлённые недавние строгие постники.

О истинное христианское пощение и празднество! Не на таких ли Бог негодует у пророка: «Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость есть предо мною!» Между тем бедный желудок, привыкнув чрез долгое время к пищам малопитательным, вдруг принуждён принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемого довольства жизненных соков, несваренные ядения по жилам посылает, они спираются, пресекается течение крови, и душа в отворённые тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает.

Для уверения о сём можно справиться по церковным запискам: около которого времени в целом году у попов больше мёду на кутью исходит? Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни и крутопеременное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеписанных строгих постников, притом усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно.

Правда, что ежели кто на масленице приуготовляется к посту житием умеренным, в пост не изнуряет себя излишно и говеет больше духом, нежели брюхом, на Св. неделе радуется о препровождении В[еликого] поста в истинных добродетелях, в трудах обществу полезных и Богу любезных, а не о том, что дожил до разрешения на вся, тот, конечно, меньше почувствует припадков от нездорового времени, а особливо когда трудами кровь приводит в движение и, словом, содержит себя хотя то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными, без крутых скачков и пригорков.

Но здесь, в севере сие по концам тучное, а в серёдке сухое время есть самая праздная часть года, когда крестьяне не имеют никакой большой работы и только посеянные, пожатые, измолоченные и смолотые плоды полевые доедают; купцам, за испорченными дорогами и распутицами, почти нет проезду из города в город с товарами; нет кораблям плавания и морским людям довольного движения; военные люди стоят в походах по зимним квартирам, а дома то для морозов, то для слякоти не могут быть удобно экзерциции. Итак, большая часть народа должна остаться в праздности, которая в заговенье и разговенье даёт причину к необузданной роскоши, а в пост, с худыми прошлогодними пищами и с нездоровым воздухом соединённая, портит здоровье и жизнь коротит.

Многие скажут: «Да проживают же люди! отцы наши и прадеды жили долгие веки!».

Правда, живут и лопари, питаясь почти одною только рыбою, да посмотрите ж, коль они телом велики и коль многолюдны, и сравните их с живущими в том же климате самоядами, питающимися по большей части мясом. Первые ростом мелки, малолюдны, так что на 700 верстах в длину, а в ширину на 300 лопарей толь мало, что и в большие солдатские поборы со всей земли по два солдата с числа душ наймают из нашего народа, затем что из них весьма редко, чтобы кто и по малой мере в солдаты годился. Самояды, напротив того, ростом немалы, широкоплечи и сильны и в таком множестве, что если бы междоусобные частые кровавые сражения между многими их князьками не случались, то бы знатная восточно-северного берега часть ими населилась многолюдно.

Посмотрите, что те российские области многолюднее, где скотом изобильнее, затем что во многих местах, где скотом скудно, и в мясоед по большей части питаются рыбою или пустыми щами с хлебом. Если б наша масленица положена была в мае месяце, то Великий пост был бы в полной весне и в начале лета, а Св. неделя около Петрова дня, то бы, кроме новых плодов земных и свежих рыб и благорастворенного воздуха,
1-е) поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве дальнею ездою по земле и по морю, военным - экзерцициею и походами;
2-е) ради исправления таких нужных работ меньше бы было праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства, неравного жития и прерывного питания, надрывающего человеческое здравие, а сверх того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замёрз бы на дороге, как о масленице бывает, и не провалился бы под лёд, как случается на Св. неделе.

Я к вам обращаюсь, великие учители и расположители постов и праздников, и со всяким благоговением вопрошаю вашу святость: что вы в то время о нас думали, когда св. Великий пост поставили в сие время? Мне кажется, что вы, по своей святости, кротости, терпению и праводушию, милостивый ответ дадите и не так, как андреевский протопоп Яков делал, в церкви матерно не избраните или ещё, как он с морским капитаном Яньковым в Светлое Воскресение у креста за непоцелование руки поступил, в грудь кулаком не ударите.

Вы скажете: «Располагая посты и праздники, жили мы в Греции и в земле обетованной. Святую Четыредесятницу тогда содержать установили, когда у нас полным сиянием вешнего солнца земное богатое недро отверзается, произращает здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздух возобновляет ароматными духами; поспевают ранние плоды, в пищу, в прохлаждение и в лекарство купно служащие; пению нашему для славословия божия соответствовали журчащие ручьи, шумящие листы и воспевающие сладкогласные птицы. А про ваши полуночные стороны мы рассуждали, что не токмо там нет и не будет христианского закона, но нижé единого словесного обитателя ради великой стужи. Не жалуйтесь на нас! Как бы мы вам предписали есть финики и смоквы и пить доброго виноградного вина по красоуле, чего у вас не родится? Расположите, как разумные люди, по вашему климату, употребите на пост другое способнейшее время или в дурное время пользуйтесь умеренно здоровыми пищами. Есть у вас духовенство, равную нам власть от Христа имеющее вязати и решити. Для толь важного дела можно в России вселенский собор составить: сохранение жизни толь великого множества народа того стоит.

А сверх того, ученьем вкорените всем в мысли, что Богу приятнее, когда имеем в сердце чистую совесть, нежели в желудке цынготную рыбу, что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержания от излишества, что обманщик, грабитель, неправосудный, мздоимец, вор и другими образы ближнего повредитель прощения не сыщет, хотя бы он вместо обыкновенной постной пищи в семь недель ел щепы, кирпич, мочало, глину и уголье и большую бы часть того времени простоял на голове вместо земных поклонов. Чистое покаяние есть доброе житие, Бога к милосердию, к щедроте и к люблению нашему преклоняющее. Сохрани[те] данные Христом заповеди, на коих весь закон и пророки висят: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем (сиречь не кишками) и ближнего как сам себя (т.е. совестию, а не языком.

Исправлению сего недостатка ужасные обстоят препятствия, однако не больше опасны, как заставить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, заставить матрозов в летние посты есть мясо, уничтожить боярство, патриаршество и стрельцов и вместо их учредить Правительствующий Сенат, Святейший Синод, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый год в другой месяц! Российский народ гибок!»

(© М.В. Ломоносов: «О сохранении руского народа» (письмо к И.И. Шувалову), ­§8. 1 ноября 1761 г.)

Ответить
 

Вернуться в «Библейский словарь»