Страница 1 из 9

Молитва

Добавлено: 20 сен 2011, 21:59
Holy Scripture
МОЛИТВА, молитвы, жен.
1. Действие по гл. молиться. Итти на молитву.
2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.
© Д.Н. Ушаков: «Толковый словарь русского языка». Издательство ОГИЗ, Москва, 1935-1940

МОЛИТВА, -ы, жен.
1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. Читать молитву. Молитвы «Верую», «Отче наш».
2. Моление, обращённое к Богу, к святым. Благодарственная м. М.-покаяние. ...
© © С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка». Издательство «Азбуковник», Москва, 1999 год

МОЛИТВА
1) Обращение верующего к божеству.
2) Канонизированный текст обращения.
© Большой Энциклопедический словарь. 2000 год

Александр Мень о молитве

Добавлено: 20 сен 2011, 22:02
Holy Scripture
МОЛИТВА И БИБЛИЯ

М., как живое общение человеческого духа с Богом, пронизывает все Свящ. Писание, мн. разделы к-рого (напр., Псалтирь) запечатлели молитвословия народа Божьего. НЗ содержит величайший пример М., дарованный Церкви Самим Господом Иисусом (Молитва Господня). Кроме того, его нарративные части перемежаются молитв. текстами (напр., Лк 1:46-55, 68-79; 2:14, 29-32). Нек-рые места посланий ап. Павла звучат как молитв. гимны (напр., Рим 11:33-36; Флп 2:6-11), и мн. экзегеты считают, что апостол цитировал существовавшие церк. песнопения. В молитвах Церкви сохранились семит. слова, дошедшие от первохрист. общин (Авва, осанна, аллилуйя, аминь). Писание является неисчерпаемым источником вдохновения как для М. общины, так и для М. личной.

По своему характеру библейская М. может быть:
1) благодарением,
2) размышлением о дивных деяниях Божьих,
3) покаянием,
4) вручением Господу своих скорбей,
5) славословием любви к Богу.

Свящ. Писание учит и тому, как молиться. Чаще всего это раскрывается на примерах молящихся патриархов, вождей, царей, пророков, мудрецов и, наконец, Самого Иисуса Христа. М. библейских праведников свидетельствует о святом дерзновении, абсолютном доверии, искренности, смирении и вере.

Библейской М. чужд заклинательный дух, к-рый свойствен культовым формам язычества. Она не есть механич. способ завоевания Божьих даров, а глубинная беседа души со своим Творцом. Именно поэтому Господь Иисус, указывая, что Отец небесный знает о наших нуждах, все же призывает к неустанной молитве (Мф 7:7-11). Он также предостерегает от показной М., заботящейся больше о внешних признаках "религиозной добропорядочности". Отец ждет духовной встречи один на один (Мф 6:5-6). Но это не исключает общинной М. (ср.Мф 18:18-20).

М., согласно Писанию, возможна во всякое время и на всяком месте. М. проходит через земное служение Христа. Он молится в уединении, в пустынных местах, на вершинах гор (Мк 1:35; 6:46), в присутствии апостолов и народа (Мф 11:25; Ин 12:28), в Гефсимании и на Голгофе. Ученики Его по Воскресении пребывали в общинной М. (Деян 2:47). М. была источником духовной силы ап. Павла, к-рый призывал верных: "Непрестанно молитесь" (1 Фес 5:17).

© о. Александр Мень: «Библиологический словарь». Издательство «Фонд им. Александра Меня», Москва, 2002 год

Архимандрит Никифор о молитве

Добавлено: 20 сен 2011, 22:04
Holy Scripture
МОЛИТВА вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею Христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т.д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие.

© Архимандрит Никифор: «Библейская энциклопедия». Репринтное издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 1990 год

Молитва - энциклопедическое определение

Добавлено: 20 сен 2011, 22:05
Holy Scripture
МОЛИТВА (греч. ευχή, лат. oratio) - обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам. Молитва является элементом религиозного культа и индивидуальной религиозности, как таковая она характерна для всех религий. Молитва имеет место там, где налицо сознание или чувство зависимости человека от высшей по отношению к нему бытийной инстанции, обладающей личностными или квазиличностными чертами, т. е. способной внимать человеку и реагировать на его молитвенное обращение. В отличие от магических заклинаний, в теистических религиях, исповедующих личного Бога-Творца, любящего свое творение, молитва является способом установить контакт с Богом, вступить с ним в общение. Основные типы или аспекты молитвы: поклонение Богу как Высшему Существу, от которого в конечном счете зависит духовная судьба человека; благодарение - за дар жизни, ее блага, а также за водительство Божие; покаяние в грехах и отступлении от указанного Богом пути; прошения, касающиеся каких-либо сторон человеческой жизни, а также божественной милости и благоволения в целом.

В христианстве, как и в ряде других религий, молитва является сердцевиной религиозной практики: через молитву человек выражает свою веру, которая т. о., будучи мировоззренческой установкой, становится выражением отношения кличному Богу. В этом смысле.она есть актуализация доверия и верности, без которых невозможны межличностные отношения, стремящиеся не к противостоянию, а к взаимопониманию, согласию и любви. Как правило, молитва имеет словесное выражение (канонические молитвословия или свободная молитва “своими словами”), однако она не тождественна произнесению некоторой формулы или текста: молитва предполагает прежде всего интенцию, т. е. душевное и умственное движение, цель которого - достижение открытости Богу и готовности воспринять его ответное воздействие. Будучи не только обращенной к Богу “внутренней речью”, но и выражением глубокого религиозного переживания, молитва может принимать различные формы: речитатива, песни, плача, танца или молитвенного молчания. Общая, или общественная, молитва совершается во время богослужения, в присутствии религиозной общины и от лица всех ее членов. В христианской литургии наиболее важное место занимают исповедание веры (произнесение Символа веры) и евхаристическая (“благодарственная”) молитва, во время которой происходит “претворение хлеба и вина в Плоть и Кровь Христа”; молитва сопровождает совершение всех церковных таинств, священнодействий и обрядов. Индивидуальная молитва состоит в произнесении специальных молитвенных текстов, предназначенных для разного времени дня (напр., молитвы правоверного мусульманина), или частом повторении кратких молитвенных формул (напр., “Иисусова молитва” в христианстве: “Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного”). Молитва может сопровождаться особыми жестами (поклоны, коленопреклонения, воздевание рук и т.д.); иногда она требует определенной позы (стоя, сидя, на коленях, распростершись ниц). Молитва может произноситься громко или шепотом, а также безмолвно, в уме (“умная молитва”, распространенная в христианской монашеской практике). Требования к положению тела во время молитвы призваны способствовать созданию особого душевного настроения и выражать духовноматериальное единство человеческого существа. В мистикоаскетической традиции христианства молитва понимается как главное “духовное делание”, а описанию ее правил и внутренних законов посвящена огромная литература. Молитва подвижника в пределе должна стать непрестанной и достичь своей высшей, “созерцательной”, степени. Согласно восточноправославной традиции, во время безмолвной молитвы внутренним усилием “ум сводится в сердце”, чем достигается состояние максимальной сосредоточенности. В западнохристианской (католической) традиции существует молитвенная практика, в которой активно используется воображение (напр., переживание страданий Христа). Христианская молитва отлична от медитации - сосредоточенного духовного размышления на религиозные темы. Вместе с тем, несмотря на то что медитация остается в рамках рефлексивного опыта, тогда как молитва направлена к Богу как собеседнику - Другому, трудно провести четкую границу между этими формами религиозной практики.

© А.И. Кырлежев: «Новая философская энциклопедия». Издательство «Мысль», Москва, 2001 год. Под редакцией В.С. Стёпина.

Молитва - энциклопедия Кольера

Добавлено: 20 сен 2011, 22:08
Holy Scripture
МОЛИТВА - религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле - обращение к Богу с просьбой.

История молитвы связана с историей религии. Если у первобытных народов и в древних культурах молитва сочеталась с суевериями и магией, то у евреев она отличалась возвышенным пониманием единого Бога и высоким нравственным уровнем. Ранние христиане, следуя Иисусу, который выступает в евангелиях как учитель и образец молитвенной жизни, сохранили Псалтирь и "Молитву Господню", развили и закрепили формы евхаристической молитвы и постепенно создали обширные собрания литургических молитв. На церковные молитвы оказали влияние культ Девы Марии и святых мучеников. Молитвенная практика развивалась под воздействием примера таких церковных деятелей, как Бернар Клервоский и Франциск Ассизский, а также под влиянием возрастающего почитания евхаристии, средневекового мистицизма, протестантского движения, укрепления народного благочестия, и вклада, сделанного Игнатием Лойолой, Франциском Сальским, Петром Берульским и другими. В настоящее время заметны тенденции к упрощению молитвы и приспособлению литургической молитвы к условиям современной жизни.

В иудаизме практикуются личная молитва и общественное богослужение, состоящее из чтения Писания и молитв. В мусульманской практике личную молитву предписывают произносить пять раз в течение дня, а общественная совершается по пятницам. Практически отсутствует молитвенная практика, в том смысле, как она понимается в данной статье, в великих религиях Дальнего Востока. Согласно католическому учению о молитве, главная ее цель состоит в прославлении Бога.

Молитва включает в себя поклонение (признание власти Бога и подчиненности человека), благодарение, покаяние, прошение и ходатайство (моление о себе и других). Она требует сосредоточенности, благоговения, почтительности, смирения, искренности, покорности, настойчивости; христианская молитва должна совершаться "именем Иисуса".

То, чего можно законно желать, о том и можно молиться.

В конечном счете молитва всегда адресована Богу; у христиан - Богу в трех Лицах; у католиков - также Марии, ангелам, святым и душам, пребывающим в чистилище.

Молитва может быть мысленной ("умной") и устной. Устная молитва может быть частной или общественной.

ЛИТЕРАТУРА:
- Джемс В. Многоообразие религиозного опыта. М., 1993
- Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
- Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998

© Энциклопедия Кольера: «Открытое общество». 2000 год

Компоненты молитвы

Добавлено: 20 сен 2011, 22:12
FontCity
Бесспорно то, что вариант молитвы («Отче наш»), предложенный Иисусом, не имеет греческих риторических корней, ибо происходит сугубо из корней иудейских. В своей книге «Мессия в Новом Завете» Р. Сантала акцентирует внимание на том, что во времена Иисуса «каждая молитва ... должна была содержать семь просьб. С другой стороны она должна была состоять из трёх частей. Молитва всегда начиналась с прославления Бога (shevah), к которому добавлялись личные просьбы (tephillah), и завершались молитвы благодарением (hodayah).

Shevah.
1. Отче наш, сущий на небесах. Да святится Имя Твоё.
2. Да приидет Царствие Твоё.
3. Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе.
Tephillah.
4. Хлеб наш насущный дай нам на сей день.
5. И прости нам наши долги, как и мы прощаем должникам нашим.
6. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Hodayah.
7. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь».

(© Олег Элькин: «Нагорная Проповедь Иисуса Христа на фоне древней еврейской и греческой риторики»)

Правила молитвы

Добавлено: 20 сен 2011, 22:37
Holy Scripture
Зачем молиться

Для укрепления духом плоти:
26:41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. (Матфея 26:41; Марка 14:38)
22:32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; ... (Луки 22:32)
22:40 ... молитесь, чтобы не впасть в искушение. (Луки 22:40; 22:46)

Ради прощения врагов:
5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, ... (Матфея 5:44)
11:25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. (Марка 11:25)
6:28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. (Луки 6:28)

Для изгнания бесов:
17:21 сей же род изгоняется только молитвою и постом. (Матфея 17:21)
9:29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. (Марка 9:29)


Когда молиться

13:32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
13:33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. (Марка 13:4-37)
18:1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, (Луки 18:1-7)
21:36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого. (Луки 21:8-36)
5:17 Непрестанно молитесь. (1-е Фессалоникийцам 5:17)


Как молиться

Показуха:
6:5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. ...
6:6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; ... (Матфея 6:5-6)
2:37 постом и молитвою служа Богу день и ночь. (Луки 2:37)

Словоблудие:
6:7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
6:8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. (Матфея 6:7-8)

Длительность молитвы:
23:14 Горе вам, ... что ... лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. (Матфея 23:14)

Вера:
(Матфея 17:14-21), (Марка 9:14-29)
21:22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. (Матфея 21:22)
11:24 ... все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. (Марка 11:24)

Покаяние:
18:10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
18:11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
18:12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
18:13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
18:14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Луки 18:10-14)


Место молитвы

14:23 ... Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. (Матфея 14:23)
26:39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился ...
26:42 Еще, отойдя в другой раз, молился, ...
26:44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, ... (Матф.26:36-45)
1:35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. (Марка 1:35)
6:46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться. (Марка 6:46)
14:35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, ...
14:39 И, опять отойдя, молился, ... (Марка 14:32-41)
5:16 Но Он уходил в пустынные места и молился. (Луки 5:16)
6:12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. (Луки 6:12)


Святость Храма как места молитвы

56:7 ... дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. (Исаия 56:7)
21:13 и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. (Матфея 21:13)
11:17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. (Марка11:17)
19:46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. (Луки 19:46)


Что происходит во время молитвы

Схождение Святого Духа:
3:21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
3:22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Луки 3:21-22)
4:31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. (Деян.4:24-31)

Преображение:
9:29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. (Луки 9:29)

Явление Ангела:
22:41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, ...
22:43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. (Луки 22:40-46)

Молитва Господня

Добавлено: 20 сен 2011, 22:43
Holy Scripture
Молитва Господня

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Матфея 6:9-13)

• «Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Луки 11:2-4)

Молитва Господня

Добавлено: 20 сен 2011, 22:49
FontCity
Молитва Господня («Отче наш»)



© Автор музыки - Николай Кедров, 1922 год
© Исполняет хор Турецкого

Молитва Господня

Добавлено: 20 сен 2011, 22:55
FontCity
Молитва Господня



© Автор музыки - П.И. Чайковский
© Исполняет мужской хор под управлением Юрия Васильева