Благодать

Что означают термины и идиомы Священного Писания?
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Благодать

Сообщение FontCity » 07 июн 2023, 16:49

Еврейское слово, обозначающее благодать, и библейское определение благоволения

Благодать на иврите

Самое распространённое слово на иврите для обозначения «благодати» - это חן/хэн. Однако иногда его переводят словами, которые обозначают «дорогой» или «ценный». В то же время, если мы поищем в английской Библии слово «grace» (благодать), мы обнаружим, что соответствующее слово в оригинале - это не всегда хэн.

Как же это понять?

Еврейский смысл благодати

Давайте начнём с самого начала. Первое использование слова «благодать» в Библии встречается в Бытие 6:8: «Ной же обрёл благодать пред очами Господа [Бога]».

Использованное здесь для благодати слово на иврите - действительно хэн. Производное от него חנן/ханан часто переводится как «быть милостивым» или «миловать». В Псалме 6:3 псалмопевец говорит: «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены».

Однако, например, в Притчах 17:8 то же самое слово хэн переводится как драгоценность, нечто прекрасное и ценное: «Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет».

Возможно, вы слышали, что «благодать» определяется как незаслуженное благоволение. И в Библии она часто сочетается с другим великим словом - «милость», которое, конечно, имеет другой эквивалент на иврите. Так в чём же разница? И чем уникально каждое из этих слов? Давайте обратимся за ответами к Библии.

Благодать в истории Ханны

От вышеупомянутого слова ханан произошло популярное еврейское имя Ханна (Анна). Ханна была матерью пророка Самуила. История Анны (1 Царств 1) похожа на её тёзку - она полна благодати и милости.

Каждый день подвергаясь давлению и угнетению, Ханна взывала в отчаянии к Богу. Она молилась о чуде, и Господь ответил. Воплощением чуда стало рождение её сына Самуила и следующих детей. Мы видим её утешение и радость, описанные в 1 Царств 2. Обратите внимание на её оправдание, Господь услышал её молитву после того, как заметил её страдание и явил ей благодать и благорасположение в трудную минуту: «Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную» (1 Царств 2:8).

Значение хэн в иврите

В случае с Ханной благодать означала не только благосклонность, но и избавление от страданий. Это было её реабилитацией в глазах её обидчиков.

Таким образом история Ханны показывает, что хэн, еврейское слово, обозначающее благодать, это не только милость и благосклонность. Но оно приносит исцеление, оправдание и силу. В то время как милость устраняет наказание или страдание, благодать идёт дальше. Это дар, который мы не заслуживаем и не можем заслужить. Это то, что может дать нам только Бог, поскольку только Он является источником, из которого этот дар проистекает.

Стыд Ханны за её бесплодие в обществе, где в женщине, прежде всего, ценилось детородие, привёл её в отчаяние. Вдобавок ко всему, говоря современным языком, она испытывала буллинг со стороны второй жены своего мужа. Ханна чувствовала себя обесчещенной и униженной.

Но Бог не только избавил Ханну от страданий, что означало бы, что Он проявил к ней милость. Он поднял её из пепла и дал ей почётное и достойное место среди родственников и сверстниц. Он явил ей благодать.

Милость и благодать Божьи

Исход 34:6-7 даёт нам ещё одно представление о благодати и милости в действии. Эти стихи прекрасно сочетаются с тем, что сказано в Псалме 144:8-9.

«И прошёл Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исход 34:6-7).

Здесь слово «человеколюбивый» - это רַחוּם/рахум, которое включает в себя сострадание, милость и прощение. А слово «милосердный» — это חַנּוּן/ханун, которое происходит от того же корня, что и ханан. В иврите эти два слова вместе читаются как стих: «Адонай, Адонай, рахум вэ-ханун... долготерпеливый и многомилостивый и истинный».

Милость и сострадание

Обычный рефрен в еврейской литургии подчёркивает не только великую Божью власть и силу, но и Его благодать и сострадание. В более старых английских переводах Библии в этом контексте используется слово «lovingkindness» (любящая доброта). На иврите эти стихи содержат слова хесед (которое также переводится как «любовь») и рахамим.

Псалом 144:8-9 прекрасно выражает эти ласковые добродетели Господа: «Щедр [ханун - милосерден] и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его».

Что вы чувствуете, читая эти стихи? Они звучат так приятно и одухотворённо, практически как не от мира сего. Но как часто мы вспоминаем эти стихи, когда злимся на себя или других? Когда наши близкие не понимают нас или когда наша работа утомляет нас... Или когда день просто идёт не так - вы останавливаетесь на каждом светофоре, пачкаете свою рубашку, теряете ключи.

Когда у вас не хватает терпения, и гнев разгорается... Как часто вы вспоминаете, что Бог щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив? Принять разумом эту библейскую истину о Божьей природе легко. Но как часто мы переживаем это и испытываем на себе?

В чём смысл понятий хесед (любовь), рахамим (милость) и хэн (благодать)?

Ответ очень прост: Бог желает восстановить нас, вернуть отношения с Ним как нам, так и тем, кого Он поместил в нашу жизнь. В Римлянам 2:4 апостол Павел говорит, что Божья благость ведёт нас к покаянию. Но Его воля есть благодать и благоволение. Исход 34:6 заключает: «Адонай, человеколюбивый (рахум) и милосердый (ханун), долготерпеливый и многомилостивый (хесед) и истинный (эмет)».

В результате получается, что Божья любовь (хесед) связана с Его истинностью (эмет). Из-за Его истинности (эмет) Его гнев действительно воспламеняется против греха и несправедливости, что является актом милосердия. Потому что ни одно злодеяние не останется безнаказанным, а добро и праведность не останутся без награды.

Но Бог также медлен на гнев, потому что Он милостив. Истина не в том, чтобы пристыдить нас, но чтобы приблизить нас к Нему. Прелесть всего этого в том, что мы спасены, и я добавил бы, что и возрастаем духовно, «благодатью... через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефесянам 2:8-9).

Приближённые кровью

Спасение в Мессии Иисусе - Божья милость, благость, доброта и благодать во плоти - доступны каждому, везде и в любое время.

Павел продолжает говорить нам во 2-й главе Послания к Ефесянам: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Ефесянам 2:13).

Как бы далеко мы ни зашли, мы можем быть твёрдо уверены, что Божьи хесед, рахамим и хен никогда не предадут нас. Его любовь, милость и благодать. С искренним сердцем мы всегда можем вернуться к Нему. Он уберёт наш пепел и наш стыд, поднимет наши головы. Еврейское слово, обозначающее благодать, хэн, указывает на то, что Бог даёт нам достоинство и мир.

И Он восстановит нас. Апостол Павел уверяет нас в этом в Римлянам 5: «...Потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам... Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (Римлянам 5:8,10-11).

Библейское определение благоволения

Бог решил излить на нас Свою благодать, освободить нас от смерти и греха. Он даёт нам вечную жизнь, как в настоящем, так и в будущем веке, не по нашим делам, но только по Своей благодати. В этом послание еврейского слова, обозначающего «благодать».

Как говорит апостол Павел в Ефесянам 2:8-10: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

© Источник — firmisrael.org
© Перевод — Анна Иващенко для Ieshua.org, 13.03.2023
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Библейский словарь»