Рабство

Что означают термины и идиомы Священного Писания?
Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Рабство

Сообщение Holy Scripture » 08 фев 2019, 13:57

Есть в Библии принцип: причинённый ущерб виновник должен возместить. Причём в точности. Стоимость возмещения должна быть не больше и не меньше ущерба. Скотину за скотину, око за око, зуб за зуб. Но как быть, если у виновника нет ни скотины, ни денег, ни имущества? В случае нанесения увечья всё ещё сложнее: оценить ущерб невозможно. Если человек потерял трудоспособность, а у него много детей, то сумма могла быть очень приличной. Если у человека не хватало финансов и имущества на покрытие ущерба, на него вешали обязанность отдавать пострадавшему часть дохода. Иногда нарушителя обязывали работать на пострадавшего. Это и называется в Библии рабством.

Были и другие пути стать рабом. Например, Иаков влюбился в Рахиль и захотел взять её в жёны. Но денег у него не было. Он впрягся к Лавану в рабство на 7 лет. Ему никто не ограничивал свободу, он не был лишён своих прав, его никто не изнурял непосильным трудом. В итоге Иаков вышел из рабства с большим состоянием и двумя жёнами.

Рабы имели право обладать имуществом и могли выкупить себя. В субботний год все рабы подлежали освобождению. Вместе со своим имуществом. Если кто-то сам не стал рабом, но отдал в погашение долгов дом или земельный участок, то недвижимость также возвращалась ему в субботний год. Рабы могли сочетаться браком со свободным (свободной).

Для понимания библейского рабства можно вспомнить притчу о талантах. Рабы пользовались экономической свободой, правом и в некоторых случаях обязанностью распоряжаться имуществом господина, несли ответственность за свои действия.

Это совершенно не то, что творилось у соседних народов. Библейское рабство - это по сути отношения между должником и кредитором.

Христиане вплоть до конца XIX века применяли институт рабства, но, к сожалению, использовали совсем другой механизм.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Правила рабства

Сообщение FontCity » 31 авг 2022, 09:49

... если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -
то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

© Исход 21:2-6
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Правила рабства

Сообщение FontCity » 31 авг 2022, 09:51

Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы;
если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее;
если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;
если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;
а если он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.

© Исход 21:7-11
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Правила рабства

Сообщение FontCity » 31 авг 2022, 09:53

А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.

Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;
и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.

© Исход 21:20-21, 26-27
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Рабство - христианская модель

Сообщение FontCity » 08 янв 2023, 18:33

СВОБОДА ОТ РАБСТВА

Рабовладение представляет яркий пример отклонения человеческой культуры от Божьего замысла, которое исправляется постепенным преображением культуры под влиянием Благой Вести. В европейской культуре это произошло даже дважды!

Уже в ветхозаветном Израиле насаждалось понимание, что свобода является естественным состоянием всякого человека, а рабство – явление противоестественное и временное. Рабу предоставлялся еженедельный отдых наравне с хозяином (Исход 20:10). Хозяин был в ответе за нанесенные рабу увечья (Исход 21:27), а беглого раба было запрещено выдавать его господину (Второзаконие 23:15). Единоплеменник не мог пребывать в рабстве более шести лет (Второзаконие 15:12). А каждый пятидесятый год провозглашался юбилейным, когда все жители страны обретали свободу, независимо от национального происхождения и социального статуса (Левит 25:10).

С распространением Благой Вести, для которой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам 3:11), представление о свободе, как о неотъемлемом праве всякого человека, начинает проникать в мировоззрение европейских народов. Постепенно хозяева либо сами дают волю своим рабам, либо предоставляют им возможность выкупить себя из рабства. Церковь активно поддерживает эту тенденцию и всячески поощряет ее.

Вот цитата из пламенной речи выдающегося проповедника IV века Иоанна Златоуста (347-407): «Я владею, говорите вы, рабами и рабынями; они рождены в моем доме. Какая гордость и дерзость! Эти слова - крик возмущения против Бога... Я владею рабами и рабынями! За сколько вы их купили? Что вы нашли в мире, что могло бы стоить человека? В какую цену вы оцениваете разум? Сколько оболов вы заплатили за образ Божий?»

По мере распространения Благой вести, уже в IV-V вв. рабство исчезает в Римской империи, а в VIII-IX вв. - и среди прочих народов Европы. (Какое отношение к этому имело восстание Спартака в 74 г. до н.э. - вопрос к Карлу Марксу и его последователям.)

Вторично рабство бурно расцветает в североатлантической культуре уже в новое время, в XVII веке, в связи с колонизацией Африки. Материально заинтересованные политические круги ведут активную деятельность по обоснованию и легализации порабощения жителей колонизируемых земель и торговли ими. Писание же осуждает подобную деятельность как человекохищничество (1 Тимофею 1:10). Поэтому, несмотря на огромные доходы, которые приносил этот грязный бизнес как самим работорговцам, так и государственной казне в виде налогов, христиане не переставали провозглашать, что неотъемлемые права на свободу, семью, имущество и стремление к счастью даны человеку Богом при его сотворении, и любое посягательство на них неприемлемо.

Примечательна в этом плане деятельность Уильяма Уилберфорса (1759-1833), благодаря усилиям которого работорговля была объявлена в Великобритании вне закона в 1807 г., а рабство - в 1833 г. (еще при жизни законодателя). Для достижения своей цели Уилберфорс использовал адаптационные механизмы, свойственные политической культуре британского парламентаризма, хоть это и заняло почти всю его жизнь. С другой стороны, принудительный характер преобразований и нетерпение со стороны нерабовладельческих кругов в североамериканских штатах привели к Гражданской войне в США 1861–1865 гг. В итоге рабовладение было отменено, но еще сотня лет понадобилась там для устранения расовой сегрегации, а рудиментарные проявления дискриминации на расовой почве имеют место до настоящего времени.

(с) Сергей Головин
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Коммент из Фейсбука

Сообщение FontCity » 21 сен 2023, 08:47

Holy Scripture писал(а):
08 фев 2019, 13:57
Скотину за скотину, око за око, зуб за зуб. Но как быть, если у виновника нет ни скотины, ни денег, ни имущества?
Вопросу судейства и возмещения не один трактат в иудаизме посвящен.
Очень интересно читать мудрецов о справедливости.
К примеру, упомянутое око за око.
Допустим один человек лишил по случайности глаза другого. И вроде как нужно и у него один забрать.
А если у виновника всего один глаз... Лишившись, он станет незрячим, а потерпевший таки сохранил способность видеть.
Несправедливо, однако.
Holy Scripture писал(а):
08 фев 2019, 13:57
Рабы пользовались экономической свободой, правом и в некоторых случаях обязанностью распоряжаться имуществом господина, несли ответственность за свои действия.
Что касается рабства, не смотря на название, у рабов много прав было. Уверен, что сейчас немало желающих нашлось бы в том рабстве оказаться.
А в целом рабство в классическом понимании сейчас процветает. Но люди считают себя свободными)

© Александр Басин
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Библейский словарь»