Первый апостольский собор

Что значит «Закон Божий»? Чем отличаются Закон Моисея и Закон Христов?
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

С точки зрения иудаизма

Сообщение FontCity » 03 ноя 2017, 10:25

Деяния 15. Стенограмма урока.

Шалом, дорогие друзья!

Темой нашего сегодняшнего разговора станет тема довольно злободневная, потому что как никакая другая она касается практики жизни уверовавшего из язычников. Мы будем говорить о 15 главе книги Деяний. Точнее о споре, который произошёл, об принятом решении, о том, что это решение значит и что из этого решения может для нас следовать и следовать для уверовавших из язычников.

Итак, в Иерусалим прибыли апостолы из Малой Азии, которые, как говорит 4 стих 15 главы, возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как открыл дверь для веры язычникам. Возникла ситуация, которая в еврейской истории до этого момента не существовала: Бог дал возможность язычникам прийти к вере, познать Всевышнего и дал им Духа Святого. Сломалась перегородка, разделяющая Израиль и народы, устранилась нечистота, которая мешала язычникам приходить к Торе, приходить ко Всевышнему. И разумеется, у апостолов возник вопрос: каково должно быть поведение у новообращенного из язычников, каково должно быть его отношение к Торе, к тем заповедям, которые до той поры соблюдались только израильтянами? И первый раз мы видим в 5 стихе:

восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.

Фарисейской ереси - Слово «ересь» не означает лжеучения, как в современном языке, а означает направление веры, можно сказать фарисейской деноминации.

Итак, ребята из фарисейской деноминации встали и говорят, что ученики, которые приходят крестить язычников, должны обрезывать их и заповедывать им соблюдать Закон Моисеев. И прежде всего говорят об обязанности учеников наложить на язычников какие-то обязанности. Старейшины и апостолы Иерусалима собрались для этого дела, можно сказать первый Церковный Собор. Долго они обсуждали и, послушав это, Пётр встал и сказал, что он был первым, кто пошёл к язычникам (мы помним историю про Корнилия), и говорит:

вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

Сейчас Пётр говорит об очищении и отсылает нас к такому историческому факту: во время грехопадения Адама всё человечество стало нечистым. Затем, при стоянии у Синая, когда народ решил «наасэ венишма!» (сделаем и услышим!), когда народ Израиля уверовал во Всевышнего, принял его иго на себя - произошло очищение народа и в этом возникло различие между народом Израиля и другими народами, возникла чистая община. И, разумеется, эта чистая община для сохранения чистоты должна была строить многочисленные ограды, чтобы не общаться с язычниками вокруг. Это похоже, как если в детстве вы выходили в белом костюмчике, девочки в белом платьице куда-то играть, было много ограничений для того, чтобы белизну одежды сохранить: нельзя прикасаться к тому, нельзя трогать сё, нельзя в песочнице играть и по лесу бегать нехорошо, потому что белая одежда запачкается. Точно также и евреи, помещённые чистым народом среди нечистых, естественно, получили массу ограничений на общение с этими нечистыми народами. Мы помним и знаем, чего стоило Петру начать общение с язычниками, о чём он и свидетельствует. Вот Пётр на своём опыте говорит, что Господь верую очистил сердца их (язычников), как и очистил народ Израиля.

Дальше о чём говорит Пётр? Что действие, которое произошло среди язычников, - это действие Всевышнего. И действие, которое очистило народ Израиля, - это тоже действие Всевышнего. И дальше в 10 стихе задает вопрос:

Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

О чём идёт речь? О Законе ли здесь идёт речь? Разве Пётр говорил, что мы не можем понести иго Закона? Пётр, который отвечал Всевышнему: «Я не ел ничего нечистого»! Пётр говорит о том, что мы не могли заставить, заповедовать язычникам соблюдать Тору, мы не смогли их очистить от их нечистоты, это сделал Всевышний, не налагайте эту работу на выю учеников.

мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они.

После этого были ещё свидетельства Варравы и Павла, и Иаков склонился к решению, мы читаем с 13 стиха:

послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Своё. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю её, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь, творящий всё сие. Ведомы Богу от вечности все дела Его.

Опять же, Иаков продолжает говорить о том, что Всевышний совершает определённое действие в язычниках, как Он совершил его в своё время среди Израиля.

Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

О чём тут речь и почему тут возникли эти заповеди? В современном мессианском движении очень многие комментаторы, и это очень похвально, пытаются, читая Новый Завет, находить параллели в раввинистической литературе. Поэтому в этом месте многие учителя из мессиан попытались найти так называемые «7 заповедей Ноя». Дескать, существует в устной традиции такое учение о семи заповедях, которые каждый человек, нееврей, обязан соблюдать для того, чтобы наследовать жизнь вечную. И здесь, дескать, содержится намёк на эти заповеди.

Но я могу сказать, что история с семью заповедями была неизвестна во времена апостолов. У нас нет никаких документальных свидетельств о том, что эти заповеди в то время хоть как-то упоминаются. Кроме того, когда эти заповеди существовали, преобладало мнение, что эти заповеди и не заповеди вовсе, но мудрецы видели в разных народах семь положительных качеств, которые, как они считали, являются соблюдением воли Творца. Мы сегодня можем сказать, что какое-то государство является свободным и демократическим, если в нём раз в три или четыре года проходят выборы, если в нём есть свобода слова, если в нём соблюдаются права человека. Точно так же мудрецы считали прогрессивным и продвинутым народ, если в этом народе было соблюдение этих семи заповедей. Таким образом, это заповедь народам, обществу, а не заповедь людям. И разумеется, это всего лишь устная традиция, не имеющая отношение к практическим заповедям.

Сегодня эти заповеди снова вытащены наружу, и восстанавливается в пику христианству среди язычников так называемое движение «Бней Ноах». Законы для этого движения еврейские раввины придумывают и выводят из этих вот семи заповедей, сегодня их уже более 150. Есть общины, которые пытаются жить по этим законам движения «Бней Ноах». Но я могу сказать, что для меня, в моих глазах движение «Бней Ноах» - это опасный и тяжёлый эксперимент над людьми в духовной сфере, за который в последствии многие дадут ответ. Это попытка эксперимента над человеком в его духовном поиске, попытка взять власть, которая получена этими учителями обманным путём. И ведут они своих учеников по пути обмана. Это современный подход. Благодаря этому новому движению получила толкование 15 глава Деяний, как некая ссылка на семь заповедей Бней Ноах. Могу сказать, что в то время не существовало семи заповедей Бней Ноах, не существовало практического применения этих семи заповедей. Это всё - схоластическое законотворчество раввинов 3-4 веков, которое в течении полутора тысяч лет было забыто и опять-таки в конце 19 века снова начало выплывать. В конце 20 века стало выплывать шире, и сегодня мы имеем даже такое движение. Но ещё раз хочу повторить, что нигде в 15 главе Деяний, нигде в Новом завете нет ссылки на семь заповедей сынов Ноевых. Это мифология.

А что же всё-таки есть в 15 главе? Что значат эти заповеди, которые Иаков предлагает язычникам? И что вообще значит наложение бремени? О чём идёт речь? Итак: осквернение идолами (иврит авода зара) - идолопоклонство, блуд (иврит - диврей райот), удавленина (иврит - невила) и кровь (не в смысле употребление крови в пищу, а шлехут дамим - пролитие крови). Это четыре заповеди, которые в иудаизме входили в отдельную группу заповедей, которые запрещено преступать даже под страхом смерти. То есть человек, если у него заболел ребёнок или даже он сильно порезал палец, он может в субботу сделать какую-то работу, чтобы спасти себя или сына. Такой может нарушить субботу. Если человеку говорят: «Скушай котлетки из сома (некошерной рыбы) или мы тебя убьём!» - спокойно можно скушать котлетки из сома, потому что Тора нам дана для того, чтобы жить, а не для того, чтобы умирать. Кроме описанных случаев: поклонение другому богу, невозможность войти к чужой жене даже под страхом смерти, невозможно убить другого и удавленина. Удавленина сегодня не в иудаизме не находится в этом списке. В те времена из-за войны Маккавеев, когда народ жил в подполье и чистая еда была предметом, которую можно было получить при очень тяжёлых условиях, действительно, для того чтобы оставаться евреем, было принято постановление, что и ради удавленины нужно было пожертвовать своей жизнью и не есть её. То есть Иаков призывает написать народам эти четыре заповеди, заповеди, ради исполнения которых можно пожертвовать жизнью.

Что это вообще за список и почему он был нужен? Давайте, сделаем ещё одно небольшое историческое отступление по вопросу гийура, который, как ни крути, напоминал процесс крещения. Когда гера, прозелита погружали в воду, мудрецы подходили и зачитывали ему заповеди. Обычно говорили о второй десятине, о крае поля, который нужно оставлять для нищих. Т.е. говорили о том, что на их взгляд было особенно тяжело для язычника - размыть границу между его частной собственностью и общественной. Таким образом подготовливали его к вступлению в общину, которая состоит из людей, каждый из которых - человек-община, где частных границ очень мало, а общественная сила очень велика. Т.е. человеку говорили, что ему предстоит делиться имуществом и делиться с бедными, незнакомыми и по части во многом придётся слить своё имущество с имуществом других людей. Это говорили прозелиту, потому что мудрецы считали важным именно это сказать ему. То, что во время «крещения» ему читались эти заповеди, не означает, что этот прозелит принимает на себя только эти заповеди. Нет! Постепенно, по мере учения и продвижения, он принимал на себя всю Тору.

То же самое происходит и здесь. Для начала язычникам говорят, скажем, самые простые заповеди. Не то, чтобы эти заповеди требуют человеческой ломки, преодоления себя. Большинство современных людей так и живёт. Оставим в стороне, скажем, удавленину. Ожидалось от прозелита, что язычники пойдут дальше, потому что:

закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

Т.е. Закон читается каждую субботу. Ученики, которые пришли крестить, учат и напоминают эти четыре грани, которые нельзя преступать под страхом смерти. Дальше человек начинает учиться. Так апостолы рассудили всей церковью, и мы видим, что они составили такое письмо в расчёте на то, что, находясь в еврейской среде, ученики начнут изучать Тору и через изучение Торы для них будут открываться заповеди. Эти четыре - это не ограничение.

Вот сегодня человек из язычников, который приходит к вере, может попасть в церковь, где эти четыре заповеди совсем не актуальные: «Хотите кушать гематоген? Кушайте! Хотите кушать кровянку? Кушайте! Свинину?» Мы говорим, запрещает ли нам Новый Завет свинину? Возьмите, и попробуйте забить свинину так, чтобы она не была удавлениной. Само по себе расположение её артерий не позволяет это сделать. Даже если вы отвергаете всё, что я сейчас говорю, и говорите, что мы идём по «соло скриптура», видим, что Иисус отменил закон, всё равно получается, что эти четыре заповеди вы не соблюдаете. Большинство из мяса, которое продаётся на ваших рынках, - это удавленина. Даже если речь идёт о чистом мясе, таком, как говядина и курятина. Курицу начинают разделывать ещё когда она жива. Вы всё это кушаете. Поэтому даже те люди, которые отрицают соблюдение заповедей по их вере всё равно постоянно совершают грех, когда едят.

Но вот эта отмена заповедей, она сама по себе - ложная концепция. Точно также ложная концепция та, которая говорит, что здесь есть упоминание о семи заповедях Бней Ноах. Здесь есть упоминание о том, что нужно учиться. Наверное, у тех, кто хоть немного изучал еврейскую традицию, знает историю о прозелите, который пришёл к Шаммаю и сказал: «Научи меня всей Торе, пока я буду стоять на одной ноге». Шаммай достал большую строительную линейку и прогнал этого прозелита в шею. Но неунывающий прозелит пришёл к Гилелю, второму великому учителю своего времени, Гилель сказал ему: «Вся суть Торы - не делай другому того, что не хочешь, чтобы делали тебе». На этом любят заканчивать цитату, а цитата заканчивается словами: «…остальное комментарий. Иди, учи!». И апостолы говорят здесь тоже самое: эти четыре заповеди - ради не преступления которых можно умереть, а остальное комментарий, каждую субботу в синагоге, иди и учи.

Сегодня, спустя две тысячи лет, мы видим ещё одну опасность - соблюдать еврейскую традицию. Если вы спросите меня, соблюдать ли еврейскую традицию? Я отвечу: «Нет!». Категорически нет! Национальную традицию соблюдать не нужно. Не нужно бегать с еврейским флагом. Не нужно повторять еврейскую кухню. И даже петь на идише и иврите совсем не обязательно. Хотя это здорово и красиво. Тора - это заповеди Господни, и то, что требуется соблюдать новообращённому язычнику, - это соблюдение тех заповедей Господних, которые имеют к нему отношение. Он никогда не будет первосвященником и не войдёт в Святая Святых, даже если Храм будет восстановлен. Но ту часть Закона, которая относится к нему, он должен будет соблюдать. Опять повторю, и это очень важно, чтобы это соблюдение пришло от изучения Торы, от внутреннего понимания и через внутреннее откровение, не через подражание.

Уважаемые ребята из ХаБаДа делают то, что у них называется «боевые операции». В Суккот они берут четыре вида растений, которыми нужно потрясать и ездят по Бронксу, еврейским кварталам и ловят человека, который похож на еврея, хватают его и говорят: «Вот, на, потряси этим!», затем показывают книжку: «Прочитай это!» и уезжают. И часто человек оказывается совсем не понимающим, что это такое произошло. Это очень похоже на язычника, который начинает подражать евреям и соблюдать не Господний Закон, а еврейский закон. И, подражая евреям, выглядит совершенно непонятно, как клоун, который заполняет промежуток между номерами, то силачам, которые рвут цепи, то акробатам, которые прыгают по канатам. Вот так у него по-клоунски всё получается.

Изучайте Тору, познавайте Закон через Тору. И пусть еврейские источники, которые благи и бесконечно полезные, будут для вас ориентиром и поддержкой. Обращайтесь за помощью и с вопросами к раввинам, в том числе и к ортодоксальным, принимайте их ответы. Но живите по Божьим заповедям, не повторяйте еврейскую традицию. Если вы собираетесь проводить Пасхальный Седер, помните, что Пасхальная Агада - это только методичка, написанная для евреев. Если вы попытаетесь скрупулёзно соблюдать это, когда открыть мацу, когда закрыть мацу, когда то, когда сё, вы потеряете подлинный смысл праздника за всеми этими мелочами. Живите Господним! Пусть ваша жизнь наполняется Божьим, а не еврейским. И в том значении, разумеется, когда еврейское несёт в себе Божье, оно полезно и его надо принимать с благословением.

Таким образом для язычника, который обратился ко Всевышнему и принял следование за Всевышним на себя, первым делом, первой заповедью становится изучение Торы. Надо начинать с учёбы. Надо, чтобы в нём открывались эти самые заповеди. В этом различие между Израилем и язычниками. Если Израиль по рождению обязан соблюдать, и эта обязанность его двигает, то язычник, новообращённый верующий, попадает в ситуацию, когда Тора пишется на его сердце, и из него внутренне живущий в нём Машиах должен побуждать его к соблюдению заповедей, к расширенному и углубленному пониманию соблюдения той части Торы, которая относится к язычнику. И, двигаясь так, не попадёт в засаду того, что окажется евреем в Эстонии, Латвии, во Франции или Италии. Вне общины и по сути вне еврейства, потому что натурального еврейства не получается.

Именно с последовательного, качественного, вдумчивого изучения Торы должен начинаться путь язычника. А это изучение (как говорит Павел «не слушатели Закона, но соблюдающие Закон») - это изучение для того, чтобы самому свидетельствовать о Законе соблюдением Закона во всех тех вопросах, которые его касаются. Так, чтобы у него из утробы полилась вода живая. И без этого свидетельства, когда из тебя исходит Тора, когда ты живёшь, соблюдая Закон в той части которая к тебе относится, без этого нет плодов веры, вера без этого мертва. А всё остальное, можно сколько угодно приводить примеров, заниматься эквилибристикой, приводя цитаты из Нового Завета, всё остальное - всё равно обман. Четыре заповеди, которые получили от апостолов, плюс «не делай то, чего не хочешь, чтобы делали тебе» и дальше комментарии… иди и учи комментарии, наполняй свою жизнь, живи по Торе. Чем больше в твоей жизни будет Торы, тем больше в твоём сердце будет Божественного, тем ближе ты будешь ко Всевышнему на этом пути. Потому что Тора - это вечный завет, она никуда не ушла, она - не надейтесь - никуда не уйдёт, и только соблюдение заповедей может дать истинные плоды веры.

Это, разумеется, должно сопровождаться тем, что мы должны беречь себя от превозношения, от того, чтобы переставать любить тех, кто не живёт так как мы, неверующих людей, грешников и т.д. Это большая опасность на пути - сказать себе: «Я соблюдающий, поэтому я самый лучший и самый крутой и т.д.». Соблюдение Торы часто приводит к увлечению какими-то мелочами, когда мы оцеживаем комарика, но верблюда проглатываем. Это большая опасность не только та, о которой предупреждали фарисеев, но и опасность, о которой надо предупредить всякого верующего. Нужно помнить, что вместе с тем, что мы пытаемся соблюдать кашрут и шаббат, первой заповедью всё-таки является «вэаhавта рээха камоха» (возлюби ближнего как самого себя). Хранить это нужно в семье, хранить любовь, единство, вместе с тем, что мы стремимся к соблюдению заповедей, хранить в обществе, будучи свидетельством того, что мы имеем любовь. Никакое соблюдение заповедей не освобождает нас от необходимости любить ближних.

Это самая сложная часть, наверно, во всём Писании.

Да не будут для нас заповеди «любить ближнего», «уважай родителей» и т.д. - да не будут они для нас теоретическими из-за того, что мы увлеклись субботой, кашрутом или другими какими-то заповедями, требующими сложной детализации. Об этом нужно помнить. «Соблюдая сие, будем здравы!» - как говорят апостолы.

© Сентябрь 18, 2017 Alex Blend. Ученики Йешуа
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Версия Александра Болотникова

Сообщение FontCity » 19 сен 2018, 10:22

ОТМЕНИЛИ ЛИ АПОСТОЛЫ ЗАКОН? ДЕЯНИЯ 15



Следует ли христианам соблюдать заповеди Торы? Отличаются ли моральные стандарты для евреев и для христиан?

© Александр Болотников, 29 авг. 2018 г.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Суть вопроса

Сообщение FontCity » 24 май 2020, 20:38

Давайте ещё раз посмотрим на то, что написано в Деяниях Апостолов 15 глава.

Итак, в Антиохийскую общину пришли некоторые иудеи из Иудеи и сказали: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Павел и Bарнава не согласны с этими иудеями и решили отправиться для разъяснения к апостолам в Иерусалим. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами.
И вот в пятом стихе мы видим суть спора: некоторые фарисеи (раввины) предлагали сначала обрезать и только потом "приказывать соблюдать закон Моисея" (греч). То есть, у раввинов были две точки зрения по поводу обрезания новичков-учеников. Первая точка зрения: сразу обрезать и только после этого учить Тору и с этой точкой зрения не согласен раввин Павел. Какова вторая точка зрения мы увидим чуть дальше.
Итак, Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. То есть, первый апостольский собор (так это называется в христианстве) собирается для решения вопроса об обрезании. Здесь я хочу подчеркнуть, что идет речь об иудейском соборе, а не о Никейском соборе. На этом соборе нет христиан язычников. И это очень важно для дальнейшего понимания того решения, которое было принято на этом (повторяю) иудейском соборе.
Дальше говорит Пётр. Вот суть его слов: что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Обратите внимание, "на выи учеников", на иврите это "геры" поскольку они не обрезаны. О каком "иге" идет речь? Какие "отцы наши"? Естественно, Пётр говорит об исходе из Египта, где объязыченные Египтом обрезанные израильтяне, получив Тору, сразу же сделали себе литого тельца. Что означает эта речь Петра? Что Пётр не согласен с теми иудеями, которые говорят, что сначала надо обрезать, а потом учить.
Потом выступили Варнава и Павел и после этого слово берет Иаков. Но прежде, чем увидим точку зрения Иакова, давайте посмотрим на письмо, написанное от всех апостолов и обратим внимание на один важный текст из этого письма.
Деян. 15:24 "Так как мы услышали что некоторые из нас вышедшие, взбудоражили вас словами разлаживающие души ваши, которым не дали распоряжений мы"(греч).
Если сравнить с синодальным текстом, то чего здесь не хватает? Что должно обрезываться и соблюдать закон. Вот этой фразы в греческом тексте нет. Это очень важно для понимания второй точки зрения, которой придерживался Павел. Только эта вторая точка зрения никак не соответствует с тем как понимают христиане.
Напоминаю: это иудейский собор, а не Никейский. Здесь собрались раввины, а не христиане. Теперь возвращаемся к речи Иакова. Он соглашается с Петром и дальше предлагает свое знаменитое предложение, которые знают все христиане, написанное в 20 и 21 стихах. Что это такое? Предложение Иакова можно понять только с точки зрения иудаизма, а не христианства и в контексте обрезания.
Так что же написано в этих двух стихах (20 и 21)? Это процедура гиюра. Да, вы не ослышались. Иаков, как и Пётр, предлагает не разрушить традиционную процедуру гиюра, а сохранить её в том виде, в котором она есть из древних родов. То есть, сначала учить новичков-учеников Торе и начать надо по-тихоничку, не торопясь, в каждую субботу, чтобы все было осмысленно, и только в конце обучения провести обрезание.
Следовательно, Павел, Иаков и Пётр понимали, что если обрезать сразу, то у них получится то, что спустя несколько столетий произошло на Никейском соборе. А что там произошло? Формальное, принудительное,языческое христианство.
Итак, на первом и последнем иудейском соборе на повестке дня был один вопрос: обрезать новичка-ученика сначала, а потом учить, или сначала учить и только в конце обрезать. Принято решение в пользу традиционного раввинистического решения из древних родов, которое говорит, что сначала надо учить, правильно учить и только в конце обрезать.

© Vasile Croitoru · 24.05.2020
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Закон Божий vs заповеди человеческие

Сообщение FontCity » 11 янв 2022, 11:35

FontCity писал(а):
04 апр 2013, 21:37
Значительный вклад в создание и претворение в жизнь свода человеческих заповедей принадлежит фарисеям. Именно с этой группой, завоевавшей огромный авторитет и уважение в народе, Иисус вёл самые ожесточённые споры. Главный пункт обвинений - «вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Матфей 15:6 и мн. др.). Одним из проявлений фарисейского подхода стало обособление иудаизма. Вместо того, чтобы вести библейскую проповедь среди окружающих народов, евреи отгородились от них. Фарисеи не допускали представителей других народов к участию в иудейских культах, запрещали евреям есть за одним столом с язычниками, вести совместные дела и даже оказывать им помощь (Деяния 10:28 и др.).
САВЛ НЕПОРОЧНЫЙ

В психологическом аспекте апостол Павел всегда стремился к предельной искренности мнений, на почве чего даже устроил выяснения с ап. Петром из-за совместного принятия пищи с верующими из неевреев в Антиохии (Гал. 2:11). По этой причине есть смысл вдумчиво отнестись к следующим его словам:
...Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный. (Фил. 3:4-6)
В этом описании он ставит рядом несовместимые атрибуты: непорочность по закону и "гонитель Церкви Божией". Может сложиться впечатление, что жизнь по Торе обязательно должна привести к неприятию Бога и Его собрания (Церкви Божией), то есть христианства, по крайней мере в том виде, как он понимал его тогда (впрочем, других христианств еще не было). Но, изучив терминологию, которой пользовался Павел, можно уверенно сказать, что в данном случае силлогизм решается просто. Речь не идет о Торе, ибо в Торе нигде нет запрета на совместный прием пищи евреев и неевреев. Более того, именно через регулярные попытки проповедовать иудаизм неевреям фарисеи заслужили своеобразную похвалу от Иисуса Христа:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. (Матф.23:15)
Проповеднические успехи иудаизма до Христа были достаточно весомыми. Обходя море и сушу, иудеи находили неевреев, которые по тем или иным мотивам привлекались к иудаизму. Ведь в каждой синагоге Малой Азии, куда приходил Павел, всегда находились какие-то неевреи, которые становились частью новоиспеченных христианских общин, или точнее экклесий. Как пример широкого влияния иудаизма на нееврейский мир, можно вспомнить свидетельства историков о распространении наиболее иудейской заповеди - соблюдать Шаббат.
На субботние проповеди в синагогах в странах изгнания приходили и многие иноверцы; поэтому, например, в Греции проповедник в синагоге начинал свою проповедь словами: "Богобоязненные евреи и греки..!"
По словам Филона Александрийского, "Суббота - праздничный день не только для одного города или одной области, но и для всего мира". Иосиф Флавий отмечает: "Нет греческого или варварского города, куда бы не проникли обычаи и ритуалы седьмого дня, дня нашего отдыха" ("Против Апиона").
Со временем не только греки, но и римляне стали посещать по Субботам синагоги, чтобы слушать проповеди евреев. Обычай этот распространился настолько, что в народе появилась популярная шутка: "Куда путь держишь? В какой синагоге тебя можно найти?.." (Ювенал. "Сатиры").
Иудаизм в Иудее не мог не заметить этих тенденций. Были приняты меры в духе призыва первого трактата Талмуда "Пиркей Авот":
Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы". (Авот 1:1)
Ради ограды вокруг Торы были приняты постановления, запрещавшие иудеям входить в дом неевреев и участвовать в совместном приеме пищи. Эти запреты мы видим и в тексте Евангелия. В случае исцеления слуги римского сотника (Лк. 7:6) представители синагоги специально упрашивали Иисуса пойти к нему, но сотник проявил необычайное смирение и просил не входить в его дом по еврейскому обычаю. Иисус назвал это смирение верой, которую он не нашел в Израиле.
Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой (Лук.7:6).
Везде в евангелиях, где появляется хоть намек на тесный контакт с неевреями в стране Иудеи, мы видим действие запрета на вхождение в дом и совместное вкушение пищи с неевреями, как и в Претории на суде Иисуса никто из евреев не собирался заходить под крышу Пилата...
Этот запрет так сильно запечатлелся в традиции, что уже был не отделим от заповедей Торы, хотя его не было среди них. И для того, чтобы послать ап. Петра все же пообщаться в доме Корнилия с ним и его домашними, Господь дал видение, в котором на образе некошерных животных объяснил Петру, что речь идет о кающихся и принимающих иудейскую веру неевреях.
И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. (Деян. 10:13-15)
Видно, что причиной такого благорасположения Божьего, был в больше степени не "христианский" мотив, а именно отношение Корнилия к иудаизму и его ценностям.
Корнилий!.. Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. ...Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским... (Деян.10:4, 22)
Важно и то, что в контексте этого откровения видно, что Петр не только не ел некошерной еды, но и соблюдал запрет на общение с неевреями. И только особое откровение должно было помочь Петру и Корнилию встретиться. И начал он с того, что сам пригласил посланных от него к общей трапезе:
Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. (Деян.10:23)
Таким образом, когда ап. Павел говорит о своей непорочности "по правде законной", речь не идет о Торе, о Законе Божьем, а о древнем постановлении Синедриона, которое в силу авторитетности процедуры, принималось народом на уровне заповеди Божьей.
Как не странно говорить такое об апостоле Павле, но еще многие другие человеческие постановления, бытовавшие в иудаизме тех лет, он называет тем же термином "закон" (νόμος), который также использует по отношению к пророческим заповедям. Был ли он несведущ в этом? Едва ли. Скорее, его мышление отражает обычное для любой ортодоксии положение дел. В ортодоксальных течениях происходит сращивание пророческого слова со словами комментаторов, уполномоченных в разных ситуациях принимать галахические решения, то есть связывать и развязывать "бремена" или т.н. "бремена от Господа".
...Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их... (Матф.23:4)
Если пророк, или священник, или народ скажет: "бремя от Господа", Я накажу того человека и дом его. (Иер. 23:34)
Причем на страницах посланий Павла и в Книге Деяний можно хорошо отследить эволюцию Павлового настроения по этому поводу, но во многих случаях не стоит удивляться, что он называет ортодоксальные человеческие постановления тем же греческим словом, что и Тору Божью.
Как же нам в этом разобраться? Изучать Тору Божью, чтобы знать, чем она отличается от применительных ситуативных нормативов. И по совету всё того же апостола Павла, воспитывать в себе уважение к Слову Божьему.
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр.4:12)
Не зря же на картинах его рисуют с обоюдоострым мечом в руках.

© Андрей Долбин
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Закон»