«Как читаешь?» Закон глазами иудея и христианина
Добавлено: 31 май 2012, 20:41
ХРИСТИАНЕ
Типичное для христианства представление о Законе Моисея: он был дан исключительно израильскому обществу и, кроме того, безнадёжно устарел. Представители разных конфессий, люди разного пола, возраста, рода занятий, проживающие в разных регионах, расходящиеся друг с другом в вопросах веры в тысяче мелочей, едины в одном: Закон Божий, данный человечеству на горе Синай, - это сплошные жестокости, свод предписаний к насилию, предназначенный держать народ в страхе и повиновении. Опыт моего общения с христианами показывает, что такая точка зрения типична для христианства в целом. В этом христиане солидарны с антисемитами, атеистами и прочими богохульниками.
Слова Иисуса Христа о том, что любовь к ближнему - главнейшая заповедь Закона (Матфей 22:37-40 и др.) и что из-за беззакония охладевает любовь (Матфей 24:12), они почему-то не слышат. Слова Его любимого ученика Иоанна о том, что заповедь, предписанная от начала - любить друг друга (2-е Иоанна 1:5-6, 1-е Иоанна 2:7), они пропускают мимо ушей. Слова апостола Павла, автора большей части новозаветных текстов о том, что исполнение Закона заключается прежде всего в любви (Римлянам 13:8-10), они как-то не замечают.
«Нет,» - говорят христиане, - «нам это не надо. У нас свой закон.» Иисус многократно говорил: «Соблюди заповеди» и цитировал Закон и Пророков (Лука 10:26 и др.). Проповедуя благую весть, апостолы также апеллировали к Священному Писанию (Деяния 24:14 и мн. др.). Но христиане говорят: «Нет! Апостолы ссылаются не на Моисеев Закон, а на Христов.» Никто не может сказать, на какое же писание они могли при этом указывать. Как оно могло быть хорошо знакомо их собратьям, фарисеям, царю Агриппе? Никто не может сказать, где же он опубликован, этот новый закон. Никто не может сформулировать ни одного его положения. Но это их не смущает. Наоборот, это развязывает христианам руки: каждая конфессия придумывает себе собственный устав.
ИУДЕИ
Для иудаизма типично другое представление о Законе: иудеи полагают его в высшей степени справедливым, человеколюбивым, призывающим к любви и состраданию, к бережному отношению к природе. Закон побуждает творить добро, заботиться друг о друге, быть гостеприимным, уважать чужеземцев, помогать даже тем, кто относится к тебе враждебно. Закон - это правила жизни, относящиеся лично к каждому. Он нужен человеку для того, чтобы он знал, что Бог считает грехом, и не творил зла. И самое главное - иудеи считают Закон незыблемым и вечным.
Вот что пишет о Законе иудейский первосвященник, живший в I веке н.э., Иосиф бен Маттафий:
«... законы, по которым мы живём, наилучшим образом располагают к воспитанию в нас богопочтения, добрых отношений между собой, любви ко всем людям, а также к справедливости, стойкости в трудах и презрению к смерти.»
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» II.14
О любви к ближнему
«Почитанию родителей закон отводит следующее место после почитания Бога, и того, кто не воздаёт им за полученные от них благодеяния и хоть в чём-то от этого уклоняется, он повелевает предавать побиванию камнями. По закону более молодые люди должны почтительно относиться к старшим, поскольку старше всех Бог. Также он не позволяет ничего скрывать от друзей, ведь нет дружбы там, где нет доверия во всём. Даже если случается между друзьями ссора, он запрещает разглашать общие секреты. Если какой-нибудь судья примет подношение, наказанием ему будет смерть. Отвергающий мольбу о помощи, когда может помочь, несёт ответственность. То, что сам не отдавал, не получишь назад. Нельзя прикасаться к чужому и, если даёшь в долг, запрещается получать от этого прирост. Это и многое другое, подобное тому, весьма способствует добрым отношениям между нами.»
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» II.27
Об отношениях к чужеземцам
«Стоит упомянуть и о том, какого мнения придерживался наш законодатель о терпимости к иноплеменникам. Ему, как станет ясно, лучше всех удалось предупредить опасность того, что мы исказим свои законы или будем враждебно относиться к тем, кто избирает для себя жить по ним. Ведь сколько бы ни приходило к нам чужеземцев с желанием подчиняться тем же законам, что и мы, он всех принимает дружелюбно, полагая, что родство возможно не только по общности происхождения, но и вследствие избрания [единого] образа жизни. С теми же, кто без всякой цели приходит к нам, он не допустил никакого смешения в обычаях.»
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» II.28
О гуманности еврейского закона к иностранцам, врагам и животным
«Также он сделал предписания и относительно всего остального, в чём нуждаются люди, - следует предоставлять всем, кому это необходимо, огонь, воду, пищу, указывать дорогу, никого не оставлять без погребения. И не быть слишком жестокими по отношению к врагам. Ибо он не разрешил опустошать их страну огнём или вырубать плодовые деревья и запретил грабить тех, кто пал в битве. И о пленниках он проявил заботу, чтобы оградить их от поругания, в особенности женщин. В своём желании воспитать нас в кротости и человеколюбии он не забыл даже о бессловесных животных. Он допустил использование их только сообразно закону, а любое другое запретил. Тех животных, которые приходят к человеческому жилью, как бы прося защиты, он не позволил убивать. И запретил забирать из гнезда родителей с их детёнышами. И даже в неприятельской стране он предписал щадить рабочий скот и не убивать. Так по отношению ко всему он велел проявлять милосердие, одни из вышеназванных законов учредив для поучения, а другие, наоборот, для наказания тех, кто их неоправданно преступил.»
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» II.29
Об общем духе Моисеева законодательства и о строгости наказаний
«Наказание для большинства преступников - смерть, будь то прелюбодей, насильник, мужеложец или тот, кто на это согласился. Столь же неумолим закон и по отношению к рабам. И если кто обманет мерою или весом, или поведёт незаконное дело хитростью, если присвоит чужое, или потребует назад то, чего не давал, за всё полагаются наказания, и не такие, как у других народов, а гораздо более строгие. За несправедливости к родителям или за непочтение к Богу, даже если кто только собирается это совершить, тотчас наказывается смертью. А поступающие во всём согласно закону в награду за это получают не серебро, не золото, не масличный или сельдереевый венок и тому подобные знаки всеобщего признания, но всякий, сознавая это, может в глубине души быть уверен (о том пророчествовал законодатель и непоколебимую веру в это вселил Бог), что тем, кто сохранил верность законам, пусть даже им пришлось с бесстрашием за них умереть, Бог даровал право родиться вновь и получить лучшее, в сравнении с прежним, существование. Я бы не решился здесь об этом писать, если бы сами события не говорили о том, что уже не раз многие наши соотечественники предпочитали с достоинством претерпевать всевозможные мучения, нежели хотя бы единое слово произнести вопреки закону.»
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» II.30
РЕЗЮМЕ
Я напомню, что речь идёт об одном и том же. В начале я привёл представление о Законе Божьем, сложившееся в современном христианстве. А позже - каким видит этот Закон иудей, первосвященник Бога Всевышнего. Разница колоссальна.
Всё зависит от того, как ответить на вопрос Христа: «Как читаешь?» (Лука 10:26). Кто имеет уши - тот слышит, кто умеет читать - тот видит. Законник Луки на этот вопрос ответил так: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лука 10:27). Он так читает Закон. Книжник Марка ответил так: «один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Марк 12:32-33). Ещё один библейский фарисей, ревнитель Бога, тщательно наставленный в отеческом Законе уважаемым всем народом законником Гамалиилом, говорил, что «закон духовен», «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам 7:12-14).
Игнорировать всё это, видеть в Законе лишь бич для преступников, средство устрашения и угнетения, тяжкое, непосильное бремя (ср. с 1-е Иоанна 5:3), ограничивать юрисдикцию Закона каким-то одним народом, чужой территорией, давно прошедшим временем могут лишь эгоисты, любящие только себя, чёрствые сердцем, озлобленные, не ценящие Бога люди. Почему только многие из таких называют себя христианами?
Я привёл множество цитат, красноречиво говорящих о том, что означает Закон для правоверного иудея. Большинство из них взяты из Евангелий и посланий апостолов. Лишь одна - из небиблейского источника. Но зато какого! Сомневаться в компетентности блестяще образованного, эрудированного священнослужителя высшего ранга, политика, военачальника, историка не приходится. Практически каждое слово его сочинений основано на Священном Писании. В редких случаях Флавий опирается на устоявшиеся традиции, но это только доказывает массовость отношения к Закону со стороны иудеев как к благостному дару от Господа, своду мудрых и справедливых норм общественной морали.
Воспринимать Закон иначе - значит не понимать апостольской проповеди. Открещиваться от Божьего Закона может только тот, кто, несмотря на все увещевания новозаветных пророков, так и не понял его сути.
Впрочем, кто верно понимает Закон, а кто его извращает - судить придётся каждому самостоятельно.
© Игорь Шиповский, ноябрь 2011
Типичное для христианства представление о Законе Моисея: он был дан исключительно израильскому обществу и, кроме того, безнадёжно устарел. Представители разных конфессий, люди разного пола, возраста, рода занятий, проживающие в разных регионах, расходящиеся друг с другом в вопросах веры в тысяче мелочей, едины в одном: Закон Божий, данный человечеству на горе Синай, - это сплошные жестокости, свод предписаний к насилию, предназначенный держать народ в страхе и повиновении. Опыт моего общения с христианами показывает, что такая точка зрения типична для христианства в целом. В этом христиане солидарны с антисемитами, атеистами и прочими богохульниками.
Слова Иисуса Христа о том, что любовь к ближнему - главнейшая заповедь Закона (Матфей 22:37-40 и др.) и что из-за беззакония охладевает любовь (Матфей 24:12), они почему-то не слышат. Слова Его любимого ученика Иоанна о том, что заповедь, предписанная от начала - любить друг друга (2-е Иоанна 1:5-6, 1-е Иоанна 2:7), они пропускают мимо ушей. Слова апостола Павла, автора большей части новозаветных текстов о том, что исполнение Закона заключается прежде всего в любви (Римлянам 13:8-10), они как-то не замечают.
«Нет,» - говорят христиане, - «нам это не надо. У нас свой закон.» Иисус многократно говорил: «Соблюди заповеди» и цитировал Закон и Пророков (Лука 10:26 и др.). Проповедуя благую весть, апостолы также апеллировали к Священному Писанию (Деяния 24:14 и мн. др.). Но христиане говорят: «Нет! Апостолы ссылаются не на Моисеев Закон, а на Христов.» Никто не может сказать, на какое же писание они могли при этом указывать. Как оно могло быть хорошо знакомо их собратьям, фарисеям, царю Агриппе? Никто не может сказать, где же он опубликован, этот новый закон. Никто не может сформулировать ни одного его положения. Но это их не смущает. Наоборот, это развязывает христианам руки: каждая конфессия придумывает себе собственный устав.
ИУДЕИ
Для иудаизма типично другое представление о Законе: иудеи полагают его в высшей степени справедливым, человеколюбивым, призывающим к любви и состраданию, к бережному отношению к природе. Закон побуждает творить добро, заботиться друг о друге, быть гостеприимным, уважать чужеземцев, помогать даже тем, кто относится к тебе враждебно. Закон - это правила жизни, относящиеся лично к каждому. Он нужен человеку для того, чтобы он знал, что Бог считает грехом, и не творил зла. И самое главное - иудеи считают Закон незыблемым и вечным.
Вот что пишет о Законе иудейский первосвященник, живший в I веке н.э., Иосиф бен Маттафий:
«... законы, по которым мы живём, наилучшим образом располагают к воспитанию в нас богопочтения, добрых отношений между собой, любви ко всем людям, а также к справедливости, стойкости в трудах и презрению к смерти.»
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» II.14
О любви к ближнему
«Почитанию родителей закон отводит следующее место после почитания Бога, и того, кто не воздаёт им за полученные от них благодеяния и хоть в чём-то от этого уклоняется, он повелевает предавать побиванию камнями. По закону более молодые люди должны почтительно относиться к старшим, поскольку старше всех Бог. Также он не позволяет ничего скрывать от друзей, ведь нет дружбы там, где нет доверия во всём. Даже если случается между друзьями ссора, он запрещает разглашать общие секреты. Если какой-нибудь судья примет подношение, наказанием ему будет смерть. Отвергающий мольбу о помощи, когда может помочь, несёт ответственность. То, что сам не отдавал, не получишь назад. Нельзя прикасаться к чужому и, если даёшь в долг, запрещается получать от этого прирост. Это и многое другое, подобное тому, весьма способствует добрым отношениям между нами.»
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» II.27
Об отношениях к чужеземцам
«Стоит упомянуть и о том, какого мнения придерживался наш законодатель о терпимости к иноплеменникам. Ему, как станет ясно, лучше всех удалось предупредить опасность того, что мы исказим свои законы или будем враждебно относиться к тем, кто избирает для себя жить по ним. Ведь сколько бы ни приходило к нам чужеземцев с желанием подчиняться тем же законам, что и мы, он всех принимает дружелюбно, полагая, что родство возможно не только по общности происхождения, но и вследствие избрания [единого] образа жизни. С теми же, кто без всякой цели приходит к нам, он не допустил никакого смешения в обычаях.»
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» II.28
О гуманности еврейского закона к иностранцам, врагам и животным
«Также он сделал предписания и относительно всего остального, в чём нуждаются люди, - следует предоставлять всем, кому это необходимо, огонь, воду, пищу, указывать дорогу, никого не оставлять без погребения. И не быть слишком жестокими по отношению к врагам. Ибо он не разрешил опустошать их страну огнём или вырубать плодовые деревья и запретил грабить тех, кто пал в битве. И о пленниках он проявил заботу, чтобы оградить их от поругания, в особенности женщин. В своём желании воспитать нас в кротости и человеколюбии он не забыл даже о бессловесных животных. Он допустил использование их только сообразно закону, а любое другое запретил. Тех животных, которые приходят к человеческому жилью, как бы прося защиты, он не позволил убивать. И запретил забирать из гнезда родителей с их детёнышами. И даже в неприятельской стране он предписал щадить рабочий скот и не убивать. Так по отношению ко всему он велел проявлять милосердие, одни из вышеназванных законов учредив для поучения, а другие, наоборот, для наказания тех, кто их неоправданно преступил.»
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» II.29
Об общем духе Моисеева законодательства и о строгости наказаний
«Наказание для большинства преступников - смерть, будь то прелюбодей, насильник, мужеложец или тот, кто на это согласился. Столь же неумолим закон и по отношению к рабам. И если кто обманет мерою или весом, или поведёт незаконное дело хитростью, если присвоит чужое, или потребует назад то, чего не давал, за всё полагаются наказания, и не такие, как у других народов, а гораздо более строгие. За несправедливости к родителям или за непочтение к Богу, даже если кто только собирается это совершить, тотчас наказывается смертью. А поступающие во всём согласно закону в награду за это получают не серебро, не золото, не масличный или сельдереевый венок и тому подобные знаки всеобщего признания, но всякий, сознавая это, может в глубине души быть уверен (о том пророчествовал законодатель и непоколебимую веру в это вселил Бог), что тем, кто сохранил верность законам, пусть даже им пришлось с бесстрашием за них умереть, Бог даровал право родиться вновь и получить лучшее, в сравнении с прежним, существование. Я бы не решился здесь об этом писать, если бы сами события не говорили о том, что уже не раз многие наши соотечественники предпочитали с достоинством претерпевать всевозможные мучения, нежели хотя бы единое слово произнести вопреки закону.»
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» II.30
РЕЗЮМЕ
Я напомню, что речь идёт об одном и том же. В начале я привёл представление о Законе Божьем, сложившееся в современном христианстве. А позже - каким видит этот Закон иудей, первосвященник Бога Всевышнего. Разница колоссальна.
Всё зависит от того, как ответить на вопрос Христа: «Как читаешь?» (Лука 10:26). Кто имеет уши - тот слышит, кто умеет читать - тот видит. Законник Луки на этот вопрос ответил так: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лука 10:27). Он так читает Закон. Книжник Марка ответил так: «один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Марк 12:32-33). Ещё один библейский фарисей, ревнитель Бога, тщательно наставленный в отеческом Законе уважаемым всем народом законником Гамалиилом, говорил, что «закон духовен», «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам 7:12-14).
Игнорировать всё это, видеть в Законе лишь бич для преступников, средство устрашения и угнетения, тяжкое, непосильное бремя (ср. с 1-е Иоанна 5:3), ограничивать юрисдикцию Закона каким-то одним народом, чужой территорией, давно прошедшим временем могут лишь эгоисты, любящие только себя, чёрствые сердцем, озлобленные, не ценящие Бога люди. Почему только многие из таких называют себя христианами?
Я привёл множество цитат, красноречиво говорящих о том, что означает Закон для правоверного иудея. Большинство из них взяты из Евангелий и посланий апостолов. Лишь одна - из небиблейского источника. Но зато какого! Сомневаться в компетентности блестяще образованного, эрудированного священнослужителя высшего ранга, политика, военачальника, историка не приходится. Практически каждое слово его сочинений основано на Священном Писании. В редких случаях Флавий опирается на устоявшиеся традиции, но это только доказывает массовость отношения к Закону со стороны иудеев как к благостному дару от Господа, своду мудрых и справедливых норм общественной морали.
Воспринимать Закон иначе - значит не понимать апостольской проповеди. Открещиваться от Божьего Закона может только тот, кто, несмотря на все увещевания новозаветных пророков, так и не понял его сути.
Впрочем, кто верно понимает Закон, а кто его извращает - судить придётся каждому самостоятельно.
© Игорь Шиповский, ноябрь 2011