Закон и Завет

Что значит «Закон Божий»? Чем отличаются Закон Моисея и Закон Христов?

Закон и Завет

Сообщение FontCity » 17 май 2011, 22:01

Увы, не все называющие себя христианами понимают Библию, семантику библейских терминов и идиом. Наверное, дискуссию о Законе надо начать с дефиниций. Итак:


Закон - это:

• «система правил, регулирующих все стороны жизни», «вся сумма заповедей Божьих»
(© А. Мень: «Библиологический словарь», ст. «Закон»)

• «всеобщий, незыблемый Божий закон, который есть Истина Божия (Пс 18.8), и, хотя человек этого и не сознает или не хочет признавать, он записан в сердце (совести) человека (Рим 2.14-15). Закон Божий всеобщ и един, он есть Его любовь и был явлен во Христе Иисусе, когда пришла полнота времени»
(© В.П. Вихлянцев: «Библейский словарь», ст. «закон-сущность»)

• «Совокупность заповедей Божиих как духовно-нравственных правил жизни и деятельности»
«Азбука веры», протоиерей Владимир Сорокин)


Завет - это:

• «формула заключения свящ. союза ... между Богом и людьми»
(© А. Мень: «Библиологический словарь», ст. «Жанры литературные в Библии»)

• «договор ... союз ... В древности часто заключались заветы ... между Господом и народом»
(© В.П. Вихлянцев: «Библейский словарь», ст. «завет-договор»)

• «союз (соглашение, договор) двух сторон, в котором определены их взаимные цели и обязанности. В Библии под Заветом понимается союз Бога и человека с целью спасения человека Богом в вечности и познание человеком Бога при условии соблюдения Божественных заповедей»
«Азбука веры», автор не указан)


Как видно из опубликованных определений, Закон - это вечный, неизменный единый свод правил, данный человечеству Самим Богом. Закон вечен. Он был, есть и будет. И ни одна йота из него никогда не прейдёт. Нарушение Закона - грех. Даже если Закон не опубликован. Незнание Закона не освобождает от ответственности. Следствие греха - болезни и смерть.

В то время как завет - это договор, согласно которому люди принимают на себя обязательство соблюдать Закон, а Бог даёт им ещё один шанс сподобится достигнуть «того века» - Царствия Небесного. Самый первый завет Бог заключил ещё с Адамом в Едемском саду. Потом он заключал завет с Ноем, с Авраамом, с Исааком, с Иаковом, с Моисеем и народом израильским, с Давидом, Соломоном и т.д. Суть всех этих соглашений - исполнение заповедей Божьих в обмен на Его защиту и покровительство. Увы, ни один «партнёр» Бога не смог выполнить принятые на себя обязательства. Но, т.к. Бог «... благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив ...» (Иоиль 2:13 и мн. др.), Он заключал и заключал заветы снова и снова, каждый раз всё более и более раскрывая Свой Закон.

Казалось бы, на Синае воля Бога была изложена Моисеем полно и внятно, и в принципах, и в деталях. Ан нет! У людей складывалось впечатление, что Закон сводится к исполнению предписанных ритуалов. Ко времени Христа Закон оброс предписаниями, противоречащими его духу. Израильтяне, те, кто должен был стать образцом отношений с Богом для всех народов, в массе своей исполняли предписания Закона для галочки, для фарисеев, вперемежку с их же наставлениями. «Учителя израилевы» стали лицемерны, корыстны, забыли Бога и учили людей преданиям старцев и прочим учениям, которые насочиняли сами, фактически упразднив Закон Божий.

Это не могло больше продолжаться. Бог отправил на Землю Своего Сына, чтобы Он раскрыл суть Закона, возродил в людях дух, совесть, очистил представления людей о Боге и Его заповедях от налипшего мусора, упразднил установленные фарисеями традиции (Матфей 3:11-12, Лука 3:16-17).

Тот завет, который обещают Израилю пророки Иеремия и Иезекииль (Иеремия 31:31-33, Иезекииль 11:19-20, 36:26-28, Евреям 8:8-12, 10:16-17), который они называют новым, который Своей кровью освятил Иисус, - это ещё один шанс вернуться в лоно Закона. И, судя по всему, последний.


Всего наилучшего! Игорь Шиповский.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4130
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Что такое Закон?

Сообщение Holy Scripture » 17 май 2011, 22:03

I. ЗАКОН

... З. - это ... "жизненный строй", определяемый Богом и теснейшим образом связывающий Его с избранными людьми (напр., с Адамом, Быт 2:16,17; Быт 3:15-19; с Ноем, Быт 9:1-7), каждый из к-рых представляет в своем лице все человечество, или с избранным народом Израиля, представляющим все народы:

... в Синайском законодат-ве (Исх 20-31) была явлена и четко выражена Божья воля ... Т.о., мы имеем дело ... с Божьим откровением, расширяющим или отменяющим отдельные законодат. нормы. Пример расширения и подтверждения З. - законы о святости (Лев 17-26 и Второзаконие (Втор 12-26), пример же отмены З. - [color="#8B0000"]отмена Иисусом "преданий старцев" {sic!}[/color] (Мф 15:2; Мк 7:5). Учителя З. (книжники) трактовали его как единственное, всеобъемлющее и непреложное установление: "Бог явился исключительно в Торе [в законе]". Их вера основывалась исключит. на З., а не на деяниях, совершенных Богом для Своего народа. В исполнении З. они видели залог праведности человека пред Богом и гарантию жизни в грядущем веке ...

II. ЗАКОНОДАТЕЛЬ

Законодателем при заключении завета на Синае был единый Бог.
До этого Он являл Себя в откровении отдельным людям и в суде над порочным человечеством во времена Ноя; на Синае же Он провозгласил Себя владыкой мира (Исх 19:16). Он открыл этому миру Свою волю, а избранной общине - Свой план спасения (ср. Ис 45:19). Он - Тот же Бог, Который избрал Израиль народом завета, спас его от егип. рабства (Исх 20:2; ср. Исх 12:1) и стал его Царем и Господом (ср. "Бог твой" - Исх 20:2). На этом основании Бог завета дает Своему народу З. (Исх 20:1; Лев 19:1; Втор 5:1; Втор 6:1; Пс 147:8; Иер 2:8), определяет его жизненный уклад и указывает пути к спасению. Особенность этого З. заключается в том, что он был дарован Яхве - "единым" Богом, избранному Им народу. В центре этого законодат-ва - не люди, а Господь, "Бог твой" (Исх 20:2). Его обязательный для исполнения З. охватывает все стороны жизни богоизбр. народа - правовую, нравств. и религ. Господь не позволяет нравственности Израиля замыкаться исключит. на этике и морали, его богослужению - нисходить до магии и самодовлеющей обрядности, а его праву - исходить из секуляризации и релятивизма ...

...

IV. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА

З. состоит из двух частей: Десятословия (Исх 20:2-17) и Книги Завета (Исх 20:22 - Исх 23:19). Более детально З. излагается в заповедях о святости (Лев 17-26) и в книге Второзаконие (Втор 12-26).

... ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ - это обращение к народу Израиля, в к-ром содержатся краткие, выразительные и четко сформулированные "основные положения", являющиеся уникальным свидет-вом Божьего откровения. Поскольку законодателем выступает Сам Бог, то З. приобретает новое, универсальное значение. Они затрагивают области, не охваченные законодателями Древнего Востока, они столь совершенны, что перед ними отступает любое мирское право. Они объединяют гражд. право и мораль, связывая их воедино - сколь бы ни были они различны, - ибо этого требует Божья воля.

...

VI. ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА

... противостояние Иисуса и сторонников праведности, основанной на ветхозаветном З., на первый взгляд служит подтверждением предположения, к-рое неоднократно высказывалось в Церкви со времен Маркиона. Согл. этой гипотезе, новый завет отменил древний, и вместо сурового ветхозаветного Бога явился Бог благой. С заменой формулы "ты должен" на "ты можешь" страх пред Богом заметно уменьшился, но вместе с ним исчез и благоговейный трепет пред Божьим величием;

... из этого следует, что изложенные в З. Божьи установления нельзя предавать забвению. Необходимо продолжать проповедь верховной власти святого и вечного Бога над человеческой жизнью (ср. Деян 17:27,30; Рим 2:1 и др.). З. не может быть заменен Евангелием, они должны сосуществовать. Сам Иисус, вера в Которого составляет суть Евангелия, "подчинился закону" (Гал 4:4). О необходимости соблюдения З. Он говорил в Нагорной проповеди (Мф 5:17-20). Божьи заповеди поддерживали Его в великом искушении (Мф 4).

...

Библия называет З. "детоводителем ко Христу" (Гал 3:24), и она же утверждает, что З. "производит" искушение (Рим 7:7); тем не менее, отношение З. к Евангелию нельзя определять в негативном аспекте (ср. Мф 5:17; Рим 3:31). Библия свидет-вует, что откровение на Синае явилось исключит. событием в истории спасения (Гал 3:17). С дарованием З. мир и история обрели некий единый центр, к-рый определяет обществ. и личную, мирскую и духовную жизнь;

... о даровании НЗ (напр., Ин 13:34) в Библии говорится как о поворотном моменте в истории человечества (Ис 42:6,9; Ис 49:6; Ис 54:9,10; Иер 31:31; Иез 34:11; Иез 36:26,27). О своеобразии НЗ говорит не только ап. Павел, к-рый боролся против З. (Рим 10:4; Гал 3:10), но и автор Послания к евреям, отстаивающий идею исключительности Иисуса Христа по сравнению со всеми мужами, к-рых Бог использовал в ВЗ в качестве посредников между Собой и людьми (Евр 1:2; Евр 3:3; Евр 7:11; Евр 12:18). Существенное различие между ветхим и новым заветами заключается в том, что Бог, исключив всякое посредничество, ныне Сам ведет Своих приверженцев (ср. Иез 34:11; Зах 10:3). Благословения, дарованные Израилю, стали теперь, через Иисуса Христа, Сына Божьего, всеобщим достоянием. В Нем Бог являет Свое любящее сердце. Иисус сошел с судейского трона и взошел на место казни, предназначенное преступникам, принеся на крест наши грехи перед З. Затем Бог вложил в нас Свой З. (Иер 31:33), и ныне Сам живет в спасенных: "Христос в нас" (Кол 1:27). Отношение христиан к З. изменилось коренным образом. З. исполнился "в Иисусе Христе", и движущей силой к его исполнению становится уже не страх, а любовь. Церковь Христа должна жить исключит. по Его З. (1 Кор 9:21), в смирении, послушании и служении. Она не приказывает и не угрожает, а молит, свидет-вует, просит (Ин 12:26; Ин 13:15,16; 1 Кор 4:12,13; 2 Кор 5:20). Служители НЗ больше не проповедуют человеч. мораль; они приходят в ожидающий суда мир с предложением примириться с Богом и вместо З. возлагают на плечи людей "легкое бремя" Иисуса Христа (Мф 11:30). С терпением и смирением они проповедуют свободу (Ин 8:36), к к-рой призвал их Господь, а также свободу, даруемую новым З. Духа (Рим 3:27; Рим 8:2; Иак 1:25; Иак 2:12);

... об особенностях ветхозаветного З. и о его силе следует судить в сравнении с новозаветным З. Христианин должен истолковывать З. таким образом, чтобы видеть в нем путь, ведущий из оков греха к общению с милосердным Богом.

... МНОГОЗНАЧНОСТЬ ЗАКОНА. Исходя из вышесказанного, можно прийти к следующим выводам:

1) З. - высшая правовая норма для всех народов, удерживающая этот мир от деградации. Важнейшим критерием оценки любого гражд. кодекса являются Десять Заповедей;

2) З. - это подготовительный этап к принятию Евангелия, З. - судья грешников (1 Тим 1:8-10) и "детоводитель ко Христу" (Гал 3:24);

3) З. и для учеников Иисуса остается помощником, "путеводителем" и предостережением от ложного истолкования свободы (ср. Рим 6:1; 1 Петр 2:15-17);

4) Церковь Христова должна строго следить за тем, чтобы З. не проповедовался как путь спасения, ибо ветхозаветный З. убивает, и только Закон Духа дарует жизнь (2 Кор 3:7,8).

© Фритц Ринекер, Герхард Майер: «Библейская энциклопедия Брокгауза». Издательство «Християтска Зоря», г. Кременчуг (Украина), 1999 год. Статья «Закон, законодатель, законодательство» (стр. 335-340)
Holy Scripture
Администратор
 
Сообщения: 930
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51


Что такое Завет?

Сообщение Holy Scripture » 17 май 2011, 22:05

Союз, завет

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА


Евр слово берит - "соглашение", "союз" - встречается в тексте ВЗ 285 раз. Его этимология окончат. не выяснена. ... Слово "завет" встречается в Библии в целом ряде характерных словосочетаний: "вступить в завет", "преступить (нарушить) завет", "поставить завет", "положить завет", "хранить (соблюдать) завет". Чаще всего (86 раз) встречается словосочетание "рассекать завет" (в Синод. пер. оно обычно передается как "поставить завет" или "заключить завет"). ... Слова "завет" и "союз" не являются букв. переводом соответств. евр. слова, они, скорее, передают его общий смысл. Берит можно перевести также как "договор", "условие" и т.д.

...

IV. СОЮЗ КАК БОЖИЙ ЗАВЕТ

Часто в истории Израиля одним из участников С. выступал Сам Бог, или, вернее, Бог вступал с людьми в отношения, определяемые как правовой С. Пророки понимали С. Бога с Израилем прежде всего как завет милости, к-рый по непонятным соображениям вновь и вновь возобновлялся Богом, несмотря на то, что Израиль не всегда выполнял принятые на себя обязат-ва. ... В Писании говорится о целом ряде Божьих заветов:

1) ЗАВЕТ С НОЕМ
...
2) ЗАВЕТ С АВРААМОМ
...
3) ЗАВЕТ НА ГОРЕ СИНАЙ
... Этот завет обновлялся трижды:
а) при ИИСУСЕ НАВИНЕ, на народном собрании в Сихеме (Ис Нав 24): инициатором обновления завета был Иисус Навин, к-рый в изменившихся обстоят-вах призывает народ остаться верным Богу. ...
б) при ИОСИИ, в ходе проводившихся реформ (4 Цар 22, 4 Цар 23): после прочтения найденного в доме Господнем Закона Моисеева царь, народ и священники возобновили свои обязат-ва перед Богом, к-рые заключались в восстановлении культа, очищении его от элементов идолопоклонства, возрождении праздника Пасхи. ...
в) при ЕЗДРЕ (Неем 8:1 - Неем 10:1; Езд 10:3): народ исповедал свои грехи и обязался вновь исполнять заповеди Закона Моисеева, прежде всего в отношении празднования субботы, уплаты десятины и отказа от смешанных браков. ...
5) кр. того, особые заветы были заключены с Давидом (2 Цар 7:1; ср. Ис 55:3; Иер 33:21,26), Финеесом (Числ 25:11) и левитами (Мал 2:4,8). ...

V. ОСОБЕННОСТИ БОЖЬЕГО ЗАВЕТА

1) инициатива заключения завета исходит от Самого Бога. Только в упомянутых выше случаях обновления завета (причиной к-рого было покаяние) она отчасти принадлежит людям (см. Исх 34:1; Иисус Навин, Иосия и Ездра);
2) суть Божьего завета выражена в формуле, согл. к-рой Бог желает стать Богом Израиля, а Израиль должен стать Божьим народом (ср. Исх 19:5; Втор 26:17; Иер 7:23; Иез 11:20; Ос 2:23 и др.). Обязанности народа, вытекающие из завета, определены в Десяти Заповедях, в Книге Завета (Исх 20:1; Исх 24:7) и в других договорных записях (Ис Нав 24:25; Неем 8:1). К числу наиб. важных заветов относятся соблюдение субботы и совершение обрезания. Бог в ответ обязуется множить народ Израиля и отдать ему во владение землю Ханаанскую. Обращает внимание то обстоят-во, что обязат-ва Бога менее конкретны, чем обязат-ва народа, во всяком случае, во времена пророков. Это связано с тем, что завет был актом Божьей милости, ответом на к-рую со стороны народа стало непослушание и отпадение.
3) завет Бога с Его народом имеет свою предысторию, ему предшествует Божье милостивое деяние. Народ вступает в завет с Богом не для того, чтобы ч.-л. получить, а потому, что он уже получил Божье благословение. ...

VI. НОВЫЙ ЗАВЕТ БОГА С ИЗРАИЛЕМ

... Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается народом, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует (Ис 24:5; Иер 31:32; Иез 16:8,15; Ос 6:7 и т.д.). Они, однако, указывают на то, что Бог возобновляет завет с Израилем. Господь избирает Израиль (Ис 42:6), проявляет к нему милость (Ис 49:8), хранит его (Иер 33:20). Бог прощает Израилю грехи (Иер 31:34) - "ради имени Своего" (Иер 14:21) и при посредстве Своего Духа (Ис 59:21) - и отказывается от Своего права вершить правосудие. ... новый завет, о к-ром говорят Иеремия (Иер 31:31-34; Иер 32:40) и Иезекииль (Иез 11:19; Иез 34:23; Иез 36:25; Иез 37:26), не является правовым С. Это основанный только на милосердии акт избрания, по собств. воле совершаемый Богом по отношению к Его вероломному народу. Этот завет милости осуществится с пришествием Божественного Мессии, Чей прообраз заложен уже в личности Давида. Следствие завета - мир Божий, вечный, как Его сущность и Его могущество (ср. Ис 55:3; Иер 32:40; Иез 16:60 и др.).

...

VIII. ИИСУС ХРИСТОС В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Греч. слово диатеке ("завет") встречается в тексте НЗ 33 раза, в основном в цитатах из ВЗ и в других ссылках на него. Т.о., в основе новозаветного понятия "завет" лежит его ветхозаветная трактовка. Только в двух местах слово диатеке используется в значении "завещание" (Гал 3:15-17; Евр 9:15-20). Как и завещание, вступающее в силу только после смерти наследодателя, Божий завет стал действительным после смерти Иисуса Христа. Т.о., в НЗ различаются два завета, заключаемые по воле одного Бога, и поэтому оба действительные: новый завет представляет собой продолжение древнего (ветхого) (Гал 3:1; 2 Кор 3). Христос является Основателем и Ходатаем нового завета и вместе с тем - Целью и Исполнением обетования и всего ветхого завета (Лк 22:20; 1 Кор 11:25; Евр 9:15).

© Фритц Ринекер, Герхард Майер: «Библейская энциклопедия Брокгауза». Издательство «Християтска Зоря», г. Кременчуг (Украина), 1999 год. Статья «Союз, завет» (стр. 934-937)
Holy Scripture
Администратор
 
Сообщения: 930
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51


Искреннее заблуждение или сознательный подлог?

Сообщение FontCity » 24 июн 2012, 11:09

На одном из форумов один из участников диспута высказал гениальнейшую мысль. Она настолько потрясна, что я хочу процитировать его сообщение целиком:

«Десятисловие в Писании неоднократно называется ЗАВЕТОМ в словосочетаниях СКРИЖАЛИ ЗАВЕТА, КОВЧЕГ ЗАВЕТА, СКИНИЯ ЗАВЕТА.

Если обратить внимание, что форма глаголов в Декалоге не ИМПЕРАТИВ то есть не в повелительном наклонении, кроме глагола "ЧТИ отца и мать", то можно сделать вывод о некорректности ПЕРЕВОДА, где все глаголы стоят в повелительном наклонении.

И как следствие, надо принять что Декалог есть обязательство Бога по отношению к Своему народу, что он (народ) не будет лгать, убивать и так далее. Этот завет не взваливает на плечи народа то, что ему трудно соблюдать, когда есть преступники, которых закон требует убивать (побивать камнями).

ПЕРЕВОД вынуждает: или закон, или завет. Ибо как можно НЕ УБИТЬ преступников закона? И причиной всему тезис, что ДЕКАЛОГ ЕСТЬ ЗАКОН БОЖИЙ, который прижился с подачи христиан.»


В этом сообщении внимание обращено на два момента:

• Те десять изречений, которые Бог произнёс с горы Хорив перед лицом всего израильского народа и которые были записаны на специально подготовленных для этого камнях, Библия называет ЗАВЕТОМ: «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исход 34:27-28). Словосочетания «скрижали завета», «слова завета», «ковчег завета» и подобные встречаются в Библии многократно.

В то же время законом декалог нигде в Писании не называется. Тем не менее, большинство христианских конфессий считают декалог именно ЗАКОНОМ, для чего нет никаких оснований.

Интерпретируя слова Павла об обветшании завета и о его близости к уничтожению, в большинстве своём христиане относят их к т.н. Моисееву Закону. Называют Закон упразднённым, отменённым, необязательным к исполнению. Несмотря на высказывания Павла и других пророков, в том числе самого Христа, о том, что Закон свят, истинен, неизменен и вечен. Декалог же при этом называют идеалом морально-этических норм, имеющим непреходящую ценность, в том числе не теряющим своего значения для современных христиан. Налицо подмена понятий.

• Глаголы в рассматриваемых десяти изречениях стоят не в повелительном наклонении (императив), а в изъявительном (индикатив). Этот фрагмент Писания не приказывает что-либо делать, в нём Бог описывает условия договора в повествовательном ключе: у тебя не будет других богов, ты не сделаешь кумиров и изображений, не будешь им служить и поклоняться, ведь это Я - Бог, наказывающий нарушителей и творящий милость тем, кто соблюдает заповеди. Ты не будешь произносить имени Господа напрасно. И т.д. В повелительном наклонении стоят лишь глаголы: помни (день субботний) и почитай (отца и мать).

В таком стиле изложены многие фрагменты Писания: Левит 26:3-45, Второзаконие 28:1-68 и другие. Они содержат в себе не постановления Закона, а возможные варианты исполнения Закона и их последствия: будете соблюдать Закон - будет Вам хорошо, не будете - будет плохо.

Самостоятельно изучить грамматику декалога можно на сайте http://www.biblezoom.ru/. Увы, там анализируется текст Септуагинты, а не оригинал. Где можно выяснить грамматику текста Танаха, я не знаю. Буду благодарен за подсказки.

Прорезюмируем. Библия называет декалог заветом. Павел называет этот завет ветхим, исчерпавшим себя. Кровью Христа был заключён новый завет, усиливающий требования по соблюдению Закона. Христиане считают декалог законом, актуальным поныне. Вместо этого исчерпавшим себя, устаревшим и упразднённым Христом христиане считают Закон, который Библия называет вечным. Эта более чем странная ситуация заставляет задуматься: понимают ли христиане Священное Писание или же они используют его лишь в качестве прикрытия для пропаганды своих собственных идей?
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4130
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Вернуться в Закон

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Яндекс.Метрика