АПОКАЛИПТИЧЕСКОЕ РОЖДЕСТВО
«Это не дело не брать в расчет живого дракона, когда живешь с ним по соседству» (Бильбо Бэггинс)
Спросите у детей: какие животные присутствовали при рождении Иисуса? Они, скорее всего, назовут ослика или теленка; возможно, – овечек. Взрослый, знакомый с текстом Евангелия, подумав, скажет: Библия не упоминает ни одного. И если говорить об описании этого события у Луки, так оно и есть. Но Откровение на то и откровение, чтобы раскрывать сокровенную суть происходящего. Тишина и покой рождественской ночи обманчивы: рядом – большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (12:3)*!
Среди видений Апокалипсиса множество образов. Однако, лишь три из них названы «знамение», два из которых – здесь: жена, облеченная в солнце (12:1) и дракон (12:3). Чем отличается знамение от прочих явлений или видений? По-видимому – конкретной однозначностью того, на что оно указывает. Так, в разговоре с Иисусом «фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба» (От Матфея 16:1). То есть ни чудеса, творимые Галилеянином, ни исполнившиеся в Нем ветхозаветные пророчества не представлялись им достаточно убедительными. Им было нужно нечто поконкретнее.
Как минимум, не вызывает сомнений, Кого представляет знамение рождаемого женою младенца, «которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (12:5). Это – царственный Сын Божий, о Котором сказано: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника'. Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Псалтирь 2:6-12).
Но кто же тогда «жена, облаченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (12:1), которая кричала «от болей и мук рождения», и, наконец, родила этого Младенца? Не слишком ли такое описание величественно для скромной девушки из провинциального Назарета? Ответ очевиден. Если Отец Мессии – Бог, то Его духовная мать – Израиль, о котором пророки говорят, как о супруге Божьего завета: «Я … поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, – и ты стала Моею» (Иезекииль 16:8). Христос не возник «откуда ни возьмись», как Deus ex machina в античном театре. Народ Божий столетиями вынашивал Мессию. Столетия истории ветхозаветного Израиля были муками рождения, кульминацией которых и стало явление Младенца, рожденного через Марию – смиренную дочь своего народа.
После же «восхищено было дитя ее к Богу, и к Престолу Его, а жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (12:5,6); «чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (12:14).
Мы, народ Божий, оказались здесь, в пустыне мира, не случайно! После вознесения Христова нам это место отведено на «три с половиной года» (они же – 1260 дней, они же – 42 месяца) для свидетельства (11:3), пока зверь еще имеет власть (13:5), а язычники попирают святой город (11:2). Это все тот же период половины от семи лет, «половины совершенства», когда Царство наступило «уже, но еще не»; когда уже «взошла зелень и показался плод», но Хозяин еще не уничтожает плевел, терпя до жатвы (От Матфея 13:24-30), до поры не рубит бесплодную смоковницу (От Луки 13:8). Христос ободряет гонимую и страдающую Церковь: вы здесь не по воле случая! Вы – на своем месте (12:14)!
В любых стесненных и даже тягостных обстоятельствах, в которых мы можем оказаться, следует помнить: быть здесь – наше предназначение. В жизни христианина случайностей не бывает. Мы оказываемся в этих обстоятельствах лишь по той причине, что Бог хочет Сам присутствовать в этих обстоятельствах, и Он хочет присутствовать в них именно через нас! Мы, Церковь, – Его непосредственное присутствие здесь, в пустыне Вавилона.
Наша миссия еще раз подчеркивается указанием, что «дракон этот, старый змей по прозванию дьявол и сатана, который обманывает весь мир» (12:8,9), быв сброшен на землю, «увлек с неба третью часть звезд» (13:4). Речь идет не о пропорциональной доле, а о трех категориях сотворенных существ. И если одна из них – ангелы, последовавшие за сатаной, то вторая, естественно, те ангелы, что остались верны Богу. Но кто же – третья категория? Это – люди. Это те, кому дан выбор, и ради покаяния которых Господь откладывает окончательное уничтожение Вавилона. Это – те, кому нам предназначено свидетельствовать о Христе, и кого заповедано призывать к примирению с Богом.
Не удивительно, что «рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (12:17). Ведь мы, «прочие от семени ее», – живое свидетельство его поражения. Кто такое потерпит!? Потому-то нам порой приходится туго. Но куда опасней открытой конфронтации притупляющее бдительность состояние покоя. И Писание снова и снова напоминает: не спите! Бодрствуйте! Трезвитесь! Живой дракон постоянно рядом, и забывать об этом не стоит! Равно как и о том, что победа уже одержана. «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их» (Псалтирь 149:5,6), «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Коринфянам 2:11).
Умыслы Сатаны – подчинить «тех, кто от семени ее», и он постоянно пытается преуспеть в этом. Подражая Богу, он является в трех лицах – зверь, лжепророк и блудница, – и прибегает к трем основным стратегиям.
Первая стратегия – запугать, навязать нам политическое подчинение безбожным властям.
Вторая – это запутать, навязать ритуальное подчинение ложной религии.
Третья – заманить, навязать социальное подчинение развращенной культуре, в которую он постоянно пытается нас вовлечь.
–––
Зверь весьма схож с самим драконом: у него семь голов и девять рогов. Подобие же виду разных животных указывает, что он олицетворяет все мировые империи, а не какую-то одну. Это – собирательный образ мирского правительства. И в этом – разрешение загадки: как может голова его исцелиться, если рана – смертельная (13:3)? Делая намек на пророчество (Иеремия 15:2): «кто мечом убивает, тому и самому надлежит быть убитым мечом» (13:10), текст уточняет, что рана эта была именно от меча (13:14). Так что пусть различия между государствами не вводят нас в заблуждение: все они суть один и тот же зверь. С падением одних империй, всегда будут возникать другие. Смертельное ранение одной головы не вредит зверю – на ее месте всегда вырастает новая, как у мифической гидры. И сколь крепкими и привлекательными ни казались бы нам всевозможные альянсы, союзы или ассоциации, принцип «непотопляемости» мировой империи всегда остается тем же. Как сформулировал его полторы сотни лет назад министр иностранных дел Великобритании Генри Джон Темпл Пальмерапон, «у нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы».
На головах зверя – имена богохульные (13:1). Все правительства желают одного – безоговорочного контроля и подчинения собственных граждан. Они сами хотят быть нашими богами. Они хотят, чтобы мы поклонялись и служили им. Чтобы мы не только без тени сомнения отдавали им свои мысли и свои сердца, но и, не колеблясь, умирали за их интересы сами и посылали за них на смерть своих детей.
Это вовсе не значит, что верующие должны быть социопатами, уклоняющимися от гражданского долга – участия в выборах или уплаты налогов, что они не могут быть патриотами или пользоваться своими гражданскими правами. Учение Христа и Его апостолов свидетельствуют об обратном, а Апостол Павел сам не раз показывал пример, как знание своих гражданских прав и умение распоряжаться ими может способствовать эффективности благовестия. Мы должны молиться за всех начальствующих (1 Тимофею 2:1-2), чтить законы и быть покорными высшим властям (Римлянам 13:1-3). Но никакие власти не выше Бога. И если власти, избранные нами, нам на добро и содержащиеся на наши же налоги (Римлянам 13:4-6), требуют от нас беззакония, мы со всем почтением к ним должны не подчиниться и быть готовыми нести за это ответ (Деяния 4:19).
Патриотизм не должен превращаться в слепое раболепство. Мы всегда должны правильно расставлять приоритеты. Любящий родину более, чем свою семью – хуже предателя (1 Тимофею 5:8), а любящий семью более, чем Христа, не достоин Христа (От Матфея 10:37). В конце концов, как заметил современник (практически – ровесник) Иисуса римский философ Сенека, «родину любят не за то, что она великая, а за то, что своя».
Наша верность Богу должна быть превыше верности родине, тем более – правительству, тем более – какой-либо политической партии. Мы уже – граждане Небесного Иерусалима, а его законы абсолютны и непреложны. Господь не терпит беззакония. Наша роль в этом мире – пророческая: «возвещать тайну Христову» (Колоссянам 4:3). Тоталитарные государства будут при этом стремиться подавлять верующих силой, демократические – авторитетом большинства. Но даже во втором случае наивно, заигрывая с государственными структурами, считать, что этим мы укрепляем авторитет Церкви.
Да, для любой страны является благословением, когда в ней есть верующие политики, верующие бизнесмены, верующие судьи и законодатели. Однако к авторитету Церкви это не имеет никакого отношения. Авторитет Церкви – Сам Христос! И авторитет этот абсолютен и непререкаем. Он не зависит ни от гонений, ни от голосований. Власть Церкви – не от мира сего! Агнец – уже на троне! Печати с книги Божьего замысла уже сняты, храм Божий на небе уже отверзся, и ковчег завета Его в храме Его уже явился (11:19). Не забывайте об этом. Не теряйте бдительности, бодрствуйте! Постоянно помните: рядом – дракон!
–––-
Но запугивание – не единственная стратегия лукавого, и вот перед нами предстает другой зверь – ложная религия. Второй зверь впоследствии оказывается лжепророком (19:20). «Он обольщает живущих на земле» (13:14), стремится запутать нас. «Он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (13:16).
Наверняка вам доводилось слышать мнение, что «начертание» это – не что иное, как индивидуальные коды налогоплательщиков, или же тайно вживляемые под кожу цифровые микрочипы, или что-либо еще в подобном духе. Как вы думаете – насколько такое толкование было бы полезно или хотя бы понятно современникам Иоанна? Да они обо всем этом и представления не имели! Но мы настолько увлекаемся новомодными идеями, что теряем из виду непосредственный смысл, лежащий прямо на поверхности.
Что в первую очередь приходило на память верующим первого века (и, к сожалению, упускается из виду верующими века двадцать первого) при упоминании начертания на руку и на чело? Это была та самая Главная заповедь Закона, на которую указывал Сам Иисус (От Матфея 22:37 – номеров глав и стихов в Писании тогда еще не было, и на текст ссылались, цитируя его фрагмент). Вот эта заповедь полностью:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие 6:4-9).
То, что есть лишь Один Бог, и что Его нужно любить всем своим существом, хранить Его заповеди в сердце и душе, и при всякой возможности наставлять в них своих детей, должно стать отличительным знаком, начертанном на нашей руке. То есть всё, что бы мы ни делали, мы должны делать исходя исключительно из этого принципа. Аналогично этот же принцип должен быть начертан у нас на челе – все наши мысли должны быть подчинены только ему. Начертание его на косяках дома означает полное соответствие ему нашего домашнего уклада, а на воротах – свидетельство об этом для внешних.
У каждого верующего – Божье начертание на руке и на челе. Лжепророк же подменяет его иным, собственным начертанием. Все мысли и действия тех, кого ему удается запутать, подчинены иному принципу. Это может быть принцип «Бога нет». А может – «главное, чтобы я был счастлив» (был богат, был здоров, был известен, и т.п.). Или – «все религии ведут к богу». Или – «Бог меня не любит, никогда не простит, я – изгой в Его плане».
Опаснее же всего формирование самой Церкви по образу Вавилона. Зверь мимикрирует – он притворяется Агнцем. Но не нужно обольщаться: хоть он и «имел два рога, подобные агнчим», но «говорил как дракон» (13:11). Когда Церковь начинает копировать государственные структуры, становится без разницы, какое государственное устройство взято за пример для подражания – тоталитарное или же демократическое. Ведь, по меткому замечанию Бернарда Шоу, разница между ними лишь в том, кто будет править – коррумпированные единицы или невежественные толпы. Мы – дети Царства. А Царя не выбирают, и с Царем не спорят. Все поголовно в ответе перед ним. И те, «кому много вверено, с того больше взыщут» (От Луки 12:48), как с обязанных дать отчет (Евреям 13:17). Так что, бодрствуйте и не забывайте: рядом – дракон.
–––––-
Тех же, кого дракон не в состоянии ни запугать, ни запутать, он пытается заманить. Эту роль берет на себя «великая блудница» (17:1). Она – «Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (14:8). Шаг за шагом, постепенно, мир завлекает нас кажущейся дешевизной и доступностью своих соблазнов. В его распоряжении – огромный арсенал из сфер образования, искусства, экономики, индустрии развлечений, социальных связей, компьютерных технологий. Нам лишь кажется, что блудницей можно любоваться из чисто эстетических соображений. Очень скоро мы вдруг обнаруживаем, что смеемся над тем, над чем смеяться не следует; покупаем то, чего покупать не стоит; соглашаемся с тем, с чем невозможно согласиться; делаем то, чего не должно; говорим то, чего не следует; молчим, когда нельзя молчать; думаем о том, о чем думать не нужно вовсе. «Вавилон играет в футбол твоей головой» (Борис Гребенщиков, «Огонь Вавилона»).
Нам кажется, что это – безобидная игра, что мы не теряем контроля. Но на самом деле, мы не контролируем ничего. Всякую ситуацию контролирует либо Агнец, либо дракон – через зверя ли, через лжепророка ли, через блудницу ли. И если мы, увлекшись блудницей, утрачиваем защиту Агнца, будьте уверены и не удивляйтесь: она заведет куда дальше, чем вы намеревались идти, будет удерживать куда дольше, чем вы планировали задержаться и заставит заплатить куда больше, чем вы рассчитывали. «Поистине, самая верная дорога в ад – та, по которой спускаются постепенно, дорога пологая, мягкая, без внезапных поворотов, без указательных столбов» (Клайв Льюис, «Письма Баламута»).
То, что может предложить мир – плотские утехи (17:2), беззаботную жизнь (18:6), славу и роскошь (18:7), успех в бизнесе и положение в обществе (18:23), – всё это сводится к «здесь и сейчас». Потому что «здесь и сейчас» – это все, что есть у дракона. У него нет «потом». Так, искушая Христа, «дьявол показал Ему в один миг все царства мира. И сказал Ему: – Я передам Тебе всю их власть и славу, потому что они отданы мне, и я даю их кому захочу» (От Луки 4:5,6). Он лишь забыл уточнить: «они отданы мне временно и я пока еще даю их, кому захочу».
Правильно говорил Блез Паскаль: глупо разменивать то, чего мы не сможем потерять на то, чего невозможно удержать. Живя посреди Вавилона, не растворяйтесь в нем! Ведь Вавилон уже пал, победа уже одержана. Уже «настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (12:10, 11).
Всегда помните – рядом дракон!
Никогда не забывайте – рядом Лев Из Колена Иудина, победоносный Агнец!
Будьте верны и непоколебимы.
____
*Ссылки на Апокалипсис приводятся без указания названия книги
По книге «Радость Апокалипсиса»
Рус. -
https://knigionline.com/catalog/knygy/b ... okalypsysa
Укр. -
https://knigionline.com/catalog/knygy/b ... okalypsysu
©
Sergei Golovin · 5 ноября 2015 г.