а) (Быт 9.18,22,25-27; 10.6,15; 1Пар 1.8,13) - один из сыновей Хама, на которого пало проклятие рабства, и который сделался праотцом многих народов, населявших древнюю Палестину и называвшихся Хананеями (см. след.) (Быт 10.15-19) (см. народы древней Палестины);
б) (Исх 15.15; Ис 23.11) - земля вдоль берега Средиземного моря от Газы до Сидона (даже от Египта до Месопотамии) и в глубину - до бассейна Иордана, прекрасная и весьма плодородная, заселённая потомками Ханаана, обещанная Богом верному Аврааму и его потомкам (Быт 12.1; 13.15; 15.18-21; Евр 11.9), известная позже как Палестина (в Ам 2.9-10 названа Аморрей). Как видим, в неё входили также и Филистимская земля и Финикия. Позже, однако, Ханаанской (Хананейской) землёй стала называться лишь часть этих земель при море и у Иордана (Чис 13.30; Нав 5.1; 11.3) или в районе Финикии (Нав 13.4; Авд 1.20).
Народ Божий не должен был заключать союза ни с этими народами, ни с их богами (Исх 23.32; 34.16), но истребить их всех и истуканы их уничтожить (Вт 7.1-6). И. Навин так и начал действовать (Нав 10.25-11.23), но позже израильтяне ослабили свои усилия, стали вступать в союз с Ханаанскими народами, перенимать их обычаи, поклоняться их богам и это в конце концов стало гибелью для них. Иногда Ханааном («небесным Ханааном») в переносном смысле называют состояние после смерти, которую сравнивают с переходом Иордана, но это совершенно неправильно, ибо Ханаан нужно завоёвывать. Он есть символ духовного удела каждого верующего здесь, на земле (см. обетованная земля, Филистимляне, Хананей).