Псалтирь [Псалт`ирь] -19-я книга Ветхого Завета, вторая в разделе учительных книг (см. Библия). Состоит из 150 псалмов, которые называются следующим образом:
• никак не названы (32, 35, 42, 70, 71, 90, 92-96, 98, 103, 104, 106, 113-118, 135, 136, 145-150).
Книга Псалтирь в оригинале (на еврейском языке) разделена на следующие части (книги):
1. Пс 1-40,
2. Пс 41-71,
3. Пс 72-88,
4. Пс 89-105,
5. Пс 106-150.
Это деление существовало до перевода Библии на греческий, но назначение его не известно. Не известно также, кто собрал эти 150 псалмов, которые мы теперь имеем в книге Псалтирь, и расположил их именно в этом порядке, но по еврейской традиции считается, что это сделал Ездра. Его считают также автором Пс 118. Составителями остальных псалмов являются:
• Давид (1-31,33-40,50-64,67-69,85,100,102,107-109,121,123,130,132,137-144) (следует отметить, что слава Давида как певца и составителя псалмов была так велика, что ему, по-видимому, были приписаны многие псалмы, написанные не им - см. например, Пс 5.8; 26.4; 137.2, где говорится о храме, который Давид не мог видеть). Слова «псалом Давида» в оригинале нелегко точно понять, ибо они могут быть переведены и как «псалом по Давиду». То же справедливо и в отношении следующей группы псалмов;
• сыны Кореевы (41.43-48,83,84,86,87) (см. также Еман, а),
• Асаф (49,72-82) (см. также Асаф, б),
• Соломон (126),
• Ефам (88),
• Моисей (89),
• не известные авторы (32,42,65,66,70,71,90-99,101,103-106,110-120,122,124,127-129,131,133-136,145-150).
Следующие псалмы составлены, по всей видимости, во время или после вавилонского плена: 101,106,110-118,120,122,125,128,136,145-150.
Некоторые псалмы по своей структуре являются алфавитными (см. алфавитные произведения).
Псалтирь во многих отношениях особенная книга во всём Священном Писании. М. Лютер о ней отзывался так: «Это Библия в Библии». Она вся устремлена к Богу. Она является удивительным и замечательным пособием каждому верующему в его молитвах, хвале и общении с Богом!
В Псалтири особенно выделяются хвалебные псалмы (112-117), которые пелись на Пасху и на праздник кущей, и один из них, очевидно, пел и Сам Господь со Своими учениками (Мф 26.30), а также псалмы (песни) восхождения (119-133), которые пелись на ступенях храма или пилигримами на подходах к Иерусалиму.
Среди псалмов Псалтири можно найти псалмы на следующие темы:
• благодарение и хвала (29, 30, 74, 104, 106, 110-117, 135, 137),
• радость и поклонение (88, 102, 113, 134, 144-150),
• покаяние (6, 31, 37, 50, 101, 129, 142),
• мольба о помощи (3, 4, 7, 11, 12, 16, 24, 30, 34, 53, 87, 131),
• призыв (66, 99, 116),
• жизнь и бессмертие (15, 48, 72),
• слава Божия в мире (8, 18, 28, 92, 103),
• мудрость (36, 48, 110),
• защита Божия (14, 22, 23, 26, 60, 83, 90, 120),
• история израильского народа (77, 104, 105, 113).
Некоторые псалмы целиком являются пророческими и говорят о грядущем Мессии (2,21,44,71,109), а в некоторых только отдельные стихи (23.7-10; 39.8-11; 67.19; 68.22; 117.22-23; 131.11 и др.). Особенно удивительно пророчество в Пс 21.2,17-19, которое как будто было записано у креста, хотя высказано оно было за 1000 лет до него!
В Священном Писании есть хвалебные песни и в других книгах (Исх 15.21; Чис 21.17-18; Суд 5; 1Ц 2.1-10; 2Ц 1.19-27; 22; Ис 12; 23.2-7; 26; Иез 19; Лк 1.46-55; От 15.3-4), но они нигде не названы псалмами.
Некоторые псалмы очень похожи между собой:
• Пс 13 и Пс 52,
• Пс 14 и Пс 23.1-6,
• Пс 39.14-18 и Пс 69,
• Пс 56.8-12 и Пс 107.2-6,
• Пс 59.7-14 и Пс 107.7-14.
Нумерация псалмов в русской Библии несколько отличается от принятой в других странах (см. Библия).