праздники [пр`аздники] - их было у израильского народа много. Каждый седьмой день (суббота) у евреев считался праздничным днём. Также и новомесячие, в какой бы день недели оно ни случилось. Каждый седьмой год по закону назывался субботним и считался священным. В этот год следовало простить все долги братьям своим (Вт 15.1-3), оставить все полевые работы и всё самородное считать общим достоянием (Лев 25.1-7). Её более торжественным был юбилейный год - следующий за седьмым субботним годом (то есть каждый 50й год). В этот год объявлялась свобода всем, каждому возвращалось его владение и как в субботний год не производилось никаких полевых работ (Лев 25.8-13).
Основными ежегодными праздниками были: Пасха, Пятидесятница и праздник кущей. На эти три праздника все взрослые мужчины должны были явиться к скинии (храму) и не с пустыми руками (Вт 16.16). В приведённой таблице показано распределение этих трёх основных, а также и других праздников, относительно еврейского священного календаря.
Таблица праздников
месяц
день
праздник
нефиксированные праздники
1
Авив
14
Пасха
15-21
праздник опресноков
первый сноп жатвы
2
Зиф
3
Сиван
Пятидесятница
4
Таммус
5
(Ав)
6
Елул
7
Афаним
1
праздник труб
9
день очищения
15-22
праздник кущей
8
Бул
9
Кислев
25-3
праздник обновления
10
Тебеф
11
Шеват
12
Адар
14-15
Пурим
13
Ве-Адар
МЕСЯЦЫ
священного еврейского календаря
гражданского года
примерное соответствие
1
Авив (Нисан)
7
апрель
2
3иф
8
май
3
Сиван
9
июнь
4
(Таммус) (Фаммуз)
10
июль
5
(Ав)
11
август
6
Елул
12
сентябрь
7
Афаним (Тишри)
1
октябрь
8
Бул (Маркесван)
2
ноябрь
9
Кислев (Хаслев)
3
декабрь
10
Тебеф
4
январь
11
Шеват
5
февраль
12
Адар
6
март
(12а)
(Ве-Адар)
Кроме трёх главных праздников в году, начало седьмого месяца (седьмое новомесячие) отмечалось особенно торжественно, со звуком труб, и потому называлось праздником труб.
В десятый день того же месяца отмечался день очищения, а с 15 до 22 дня - праздник кущей. После вавилонского плена были введены (из упоминаемых в Священном Писании) ещё праздники: обновления и Пурим. Кроме этих фиксированных (то есть назначенных на определённые дни определённого месяца) праздников у евреев были два нефиксированных праздника: первый сноп жатвы и Пятидесятница, отмечаемая ровно на пятидесятый день после первого. Праздник «первый сноп жатвы» отмечался в тот день, когда фактически снимался первый сноп нового урожая (Вт 16.9) - ячменя или ранней пшеницы, а это случалось либо в месяце Авив, либо в месяце Ве-Адар, когда он добавлялся к двенадцати месяцам. Фактически, из-за этой особенности еврейского лунного календаря фиксированными по отношению к сезонным изменениям в природе оказывались только праздники «первый сноп жатвы» и Пятидесятница, а Пасха и другие праздники - нефиксированными (в результате прочного соединения с подвижным лунным годом). Так, например, Пасха по отношению к празднику «первый сноп жатвы» (и вообще по отношению к наступлению весны, цветению деревьев и т.п.) каждый год приходилась на 10 дней раньше, чем в предыдущий. Так продолжалось три года. Но когда добавлялся високосный месяц Ве-Адар, она снова передвигалась на 30 дней назад, и затем этот цикл повторялся (см. время, месяцы).
В еврейских праздниках число семь было главным в их установлении и организации. Суббота была седьмым днём. Субботний год - также седьмым, а юбилейный - следующий за семью седьмым (как и праздник седмиц - Пятидесятница). Праздник опресноков и праздник кущей праздновались по семи дней. В праздники трубного звука, очищения, Пятидесятницы и в каждое новомесячие приносилось в жертву по семи агнцев а в праздник кущей - дважды по семи (см. жертвоприношение). В течение года было семь священных собраний: по два на Пасху и праздник кущей, на день очищения, Пятидесятницу и праздник труб. Седьмой месяц отмечался особенно торжественно, на него приходилось три больших праздника, в этот месяц начинались субботний и юбилейный годы и он считался первым месяцем нового года (гражданского).
Итак, как было сказано вначале, праздничных дней у израильского народа по закону в году было много. Для примера возьмем произвольный год (в нашем случае он начинается со «среды») и посмотрим, сколько дней в нём оказывалось праздничными. В нижеследующей таблице выписаны по месяцам все праздничные дни такого года (из них дни покоя - выделены).