Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (27)

Что такое Библия (глав: 4)

Об ущербности скептиков (глав: 7)

Чудо природы (глав: 4)

Бог, родина, король (глав: 3)

Эволюционизм (глав: 4)

«Cogito ergo sum» (Decartes) (глав: 3)

Гранитный памятник Творцу (глав: 3)

Пошто евреи Христа распяли? (глав: 13)

Эти слабые женские руки (глав: 2)

Жестокость Ветхого Завета (глав: 3)

Крест Господень (глав: 1)

Время распятия Христа (глав: 1)

Имена Бога (глав: 4)

Что такое Логос? (глав: 3)

Мойте руки перед едой! (глав: 6)

Святость (глав: 2)

Библия о пьянстве (глав: 1)

Твердь Небесная (глав: 1)

Добрый самарянин (глав: 4)

Суббота (глав: 5)

Люцифер (глав: 4)

Рожки (глав: 1)

Хранилища и воскрилия одежд (глав: 5)

Идолопоклонство vs иконопоклонение (глав: 14)

Благодатный огонь (глав: 5)

Дело законничества (глав: 1)

Первый апостольский собор (глав: 7)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Игорь Шиповский, Россия, Тверь
(род. 1965, Волгоград)

Можно ли доверять Библии

май 2008 - октябрь 2009

◄◄ | | Глава | | ►►

Библия - слово Бога живого

Большинство книг библии имеют копирайт (обозначение авторства) либо в названии книги, либо в самом тексте (как правило - в преамбуле), а некоторые - и то, и другое одновременно. Значит ли это, что библейские книги - обычные литературные произведения, которые человечество создавало на протяжении всей своей истории?

В то время, когда создавались библейские книги, в огромном множестве были созданы и другие произведения. В состав Библии вошли далеко не все. Слово «канонические» означает «признаваемые верными». Т.е. когда-то некоторые люди выделили для себя «правильные» книги. Значит ли это, что авторство сборника тоже принадлежит людям?

Почему же тогда Библию называют откровением самого Бога? Давайте рассмотрим некоторые тезисы.


Библию создала христианская Церковь

start:

Насколько мне известно, история Библии начинается задолго до основания первых христианских общин, ещё с Моисея.

К тому времени, когда а) переполнилась чаша грехов ханаанских народов (Бытие 15:16) и б) страдание евреев в Египте стало невыносимым (Исход 2:23-24, 3:7-9, Деяния 7:34) Бог явился к Моисею и повелел обратиться к народу от Его имени. «И сказал ещё Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам» (Исход 3:15).

Бог дал тогда множество знамений.

Моисей поверил в то, что именно Бог обращается к нему, практически с самого начала, подойдя к горящему, но не сгорающему терновому кусту (Бытие 3:6).

Моисей с детства воспитывался во дворце фараона (Исход 2:2-10). Мать Моисея смогла стать его кормилицей, но, когда «вырос младенец, … она привела его к дочери фараоновой, и он был у неё вместо сына» (Исход 2:10). За 40 лет до призвания Моисей убил египтянина, он был вынужден сбежать из Египта и долго скрывался в земле Мадиамской (Исход 2:11-22). Возвращение в Египет грозило ему тюрьмой и, возможно, даже казнью (Исход 2:15). Соответственно, Моисей не был известен израильскому народу. У Моисея не было никаких шансов найти в Египте каких-либо родственников. Скорее всего, он и не предполагал об их существовании (Исход 2:1-2). Дочери приютившего его мадиамского священника сочли Моисея за египтянина (Исход 2:15); вполне вероятно, что он и сам ничего не знал о своём происхождении (Исход 2:1-2). О том, что у него есть брат, Моисею сообщил Бог (Исход 4:14). Более того, Бог повелел Аарону выйти навстречу, братья встретились в пустыне, у горы Хорив (Исход 4:27). На момент возложения Богом на Моисея миссии пророка - выразителя Божьей воли - он был пастухом на службе у своего тестя (Исход 3:3). Такое социальное положение ну никак не предполагает возможностей влиять ни на решения египетского фараона, ни на судьбу народа (Исход 3:11). Моисей страдал каким-то нарушением речевой функции (Исход 4:10). Иудейская литература содержит предание о том, что Моисей с детства заикался: как-то фараон решил испытать Моисея - не израильтянин ли он; Бог допустил тогда увечье Моисея, но спас ему жизнь. Возможно, под библейским «я тяжело говорю и косноязычен» (Исход 4:10) кроется элементарное отсутствие ораторских навыков. Но не это сейчас важно.

Несмотря на перечисленные (но, возможно, не все!) проблемы, Моисей таки пошёл с Аароном в Египет (Исход 4:29). Это может означать только одно - он поверил в то, что Бог избрал его для исполнения Своего замысла. Очевидно, что Аарон тоже поверил в Моисея как в пророка Божия.

Продемонстрированные знамения убедили старейшин и народ израильский в том, что Моисей излагает слово Божие (Исход 4:29-31).

Фараон сначала не поверил, что «Бог Евреев призвал» (Исход 5:3) Моисея, что «говорил Господь Моисею и Аарону, и давал им повеления к сынам Израилевым и к фараону, царю Египетскому» (Исход 6:13). Доказать, что именно «Господь говорил Моисею в земле Египетской» (Исход 6:28) было не просто. Чтобы каждый человек осознал это всем своим разумением, до корней волос, Бог позволил фараону быть жестоким и упёртым: «Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих … тогда узнают Египтяне, что Я Господь» (Исход 7:3-5). Десять страшных казней счёл Господь необходимым, чтобы убедить фараона (Исход 9:14), египтян (Исход 7:5), самих евреев (Исход 6:7) и все соседние народы (Исход 9:16).

Вот после этого все поверили. «И сказали волхвы фараону: это перст Божий» (Исход (8:9). «… рабы фараоновы сказали ему: … отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему» (Исход 10:7). Повеление совершить службу Богу фараон дал спешно, ночью, согласившись со всеми условиями, выдвинутыми Моисеем и Аароном, и даже попросил помолиться за него (Исход 12:31-32). Египтяне так прочувствовали на себе силу Бога, что готовы были отдать евреям всё имущество, лишь бы те побыстрее удалились из Египта (Исход 12:38). А многие решили присоединиться к народу Израиля (Исход 12:38). О египетских казнях стало известно и соседним народам. Слухи ходили такие, что жители других государств, хоть и не могли лично наблюдать все знамения, всё равно трепетали при мысли о Боге евреев (Исход 15:14-16).

Позже, в Синайской пустыне, Господь Бог обещал Моисею дать собственноручно написанные постановления: «дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения…» (Исход 24:12). На вершине горы Синай Бог изложил Моисею повеления о богослужении, а затем дал обещанные «две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18, а также Второзаконие 9:10). Иудейская традиция предполагает, что скрижали были сделаны из драгоценного камня, похожего на сапфир, не встречающегося на Земле (Вавилонский талмуд, трактат Мегила): «скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» (Исход 32:16).

Собственно, это не важно - Моисей разбил эти скрижали. Господь обещал написать Свои заповеди заново: «Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях» (Исход 34:1). Моисей запротоколировал в деталях, как это происходило: «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии … И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исход 34:27-28).

«По слову Господню, которое провозгласил человек Божий» (4-я Царств 23:16, а также 1:17, 10:17, Иисус Навин 8:27, 1-я Царств 21:19, 3-я Царств 14:18, 16:34 и др.) - вот классическая ветхозаветная формула. Именно слово Бога произносил Иисус Навин народу Израиля (3:9, 24:27), «слово Господне» оглашали Самуил (1-я Царств 3:21, 8:10, 15:10, 15:26 и т.д.), Нафан (2-я Царств 7:4, 7:8), Гад (2-я Царств 24:11), Давид (3-я Царств 8:15, 2-я Паралипоменон 1:9), Соломон (3-я Царств 6:11), Ахия (3-я Царств 12:15, 14:15), Илия (3-я Царств 17:2, 17:8, 21:17, 21:28 и т.д.), Елисей (4-я Царств 3-11:12), Самей (2-я Паралипоменон 11:2, 12:7), Михей (2-я Паралипоменон 18:18), et cetera вплоть до Иоанна (Откровение 1:1-2). «Так говорит Господь» - утверждали Моисей (Исход 4:22 и др.), Иисус Навин (24:2), Исаия (10:24 и др.), Иеремия (2:2 и др.), Иезекииль (2:4 и др.), Амос (1:3 и др.), Авдий (1:1 и др.), Михей (2:3 и др.), Наум (11:12), Аггей (1:5 и др.), Захария (1:3 и др.) и другие пророки, записавшие Слово Божие.

В Евангелии от Иоанна ещё раз подтверждена ветхозаветная формула. «… Пришёл Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил» (Иоанн 3:22) - записал Апостол (а также 3:26 и 4:1). И сам же дал расшифровку, что он (равно как и ученики Иисуса, и Иоанн Креститель и его ученики, и Иудеи, и фарисеи) имел в виду: «хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Иоанн 4:2).

Эта библейская формула живёт до сих пор. Понятно, что над указами Президента работают десятки людей. Но, объявляя его народу, Президент скажет: «Я издал указ». Продюсер может сказать публике: «Я записал новый альбом рок-группы», даже если сам ни разу не зашёл в звукозаписывающую студию. Если быть педантично точным, то слова «я разместил рекламу» следует понимать как «я заплатил за то, чтобы редакторы издания разместили в нём мою рекламу».

Как известно, Николай Островский роман «Как закалялась сталь» диктовал машинистке, будучи парализованным. Серьёзные проблемы со здоровьем были у Михаила Булгакова, когда он работал над романом «Мастер и Маргарита», печатала текст его жена. Разве кому-нибудь приходит в голову усомниться в авторстве этих писателей? Абсурдность этой идеи наглядно может продемонстрировать утверждение: «автором любого литературного произведения является пишущая машинка, автором фильма - кинокамера, автором фотографии - фотоаппарат».

На мой взгляд, автором произведения следует считать «лицо, творческим трудом которого создано произведение», независимо от того, привлекались ли при этом исполнители, какие и сколько. Это, кстати, - положение 4-й статьи Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» №5351-1 от 9 июля 1993 года.

Утверждать, что именно группа людей является автором Библии, можно только, если быть формалистом. Так, например, утверждают атеисты, отрицая Библию как откровение Божие.


Тезис о божественности Библии нужен лишь «молодым» протестантским организациям, чтобы иметь опору, основание своей деятельности. Истинная апостольская церковь, учреждённая самим Христом, не нуждается в такой опоре. Наоборот, это церковь осеняет Библию своим авторитетом.

Как видно из приведённой выше цитаты из Евангелия от Иоанна, Иисус Сам никого не крестил. Известно, что Он не оставил ни одного письменного документа. Может ли хоть одна из существующих сейчас церквей предъявить какие-либо документы, оформленные Апостолами, которые de jure могут подтвердить её легитимность? Причём юридически грамотно оформленные - со всеми необходимыми реквизитами (наименование, дата и место составления, подписи, печати и т.д.)?

Таких документов нет. Есть предания, книги церковных историков, некоторые археологические свидетельства. И Библия. Причём Библия остаётся самым достоверным источником информации об истории зарождения христианства, а также является его идеологической основой. Таким образом, именно Библия «создаёт» церковь, а не иначе.


Библия имеет массу неточностей и ошибок, что недопустимо для Слова Божия.

“… будучи словом Божьим, она поразительно точна во всех деталях и истории, и естествознания, которых касается. …

Крупицы знаний о физической картине мира, которые мы можем найти в Библии, поражают своей точностью. «Он простёр север над пустотою, повесил землю ни на чём» (Иов 26,7) - читаем мы в книге, современникам автора которой было доподлинно известно, что земля покоится на трёх слонах.

«Умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22,17) - написано четыре тысячи лет назад. Но ещё не так давно - до изобретения телескопа - количество звёзд на небе считалось известным и не превышающим полутора тысяч (в счёт шли лишь светила, наблюдаемые невооруженным глазом). …

Лишь точные астрономические наблюдения последних веков позволили понять смысл замечания Иову: «Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?» (Иов 38,31). Именами Хима и Кесиль древние называли созвездия Плеяды и Орион соответственно и считали формы созвездий неизменными с течением времени. Однако оказалось, что все созвездия, в том числе и Орион, постепенно меняют свои наблюдаемые с Земли очертания по причине движения составляющих их звезд друг относительно друга. И лишь Плеяды всегда виделись и будут видеться неизменными.

«Когда Он ветру полагал вес» (Иов 28, 25) - сказано задолго до экспериментов Торричелли по определению веса воздуха.

Многие древние астрономы считали Луну и Солнце примерно одинаковыми по величине, хотя находились и «прогрессивные» мыслители, утверждавшие, что Луна гораздо больше Солнца, только находится дальше, и поэтому её тепло до нас не доходит. Но в Книге Бытия однозначно сказано, что «создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью» (Быт. 1, 16).

Разумеется, как бы ни развивалась наука, она постоянно накапливает новые знания, и в любой момент мы «отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13, 9). Но даже с позиций нашего нынешнего неполного знания сколь ёмкими и прекрасными представляются слова: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Помимо сообщения о создании горнего и дольнего миров эта фраза содержит и глубокий естественнонаучный смысл. Ведь применённые для обозначения неба и земли древнееврейские слова одновременно являются синонимами пространства и материи соответственно. Использование же слова «в начале» одновременно вводит третью фундаментальную категорию - время. И возможно ли дать более точное, простое и вместе с тем поэтичное описание этой изначальной, ещё не организованной материи, чем: «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1, 2). Но для организации этой аморфной массы в систему необходимо было ввести энергию. Так оно и происходит. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1, 3). …

… в то время как любые научные книги, почитавшиеся в своё время вершиной миропонимания, старея, кажутся всё более и более наивными, Библия находит все новые и новые подтверждения как естественнонаучные так и исторические. И подобных примеров можно найти множество.

Археологи чем дальше, тем больше открывают свидетельства о существовавших в прошлом городах, странах, народах и событиях, уже давно известных нам из Библии. Открытие же в 1947 году в районе Мертвого моря древних Кумранских манускриптов окончательно опровергло утверждения, что все библейские пророчества и откровения являются более поздними приписками. Рукописи, написанные задолго до Рождества Христова, оказались полностью соответствующими современным библейским текстам. …

Иначе и быть не может. Если Библия - откровение Всеведущего Бога, она не может не быть точна в деталях, даже если они и не относятся к основному назначению Писания.”

© С. Головин: «Всемирный потоп. Миф, легенда или реальность?». Статья в книге «Библия и Наука», серия «Азы православия», одобрена Издательским Советом Русской Православной Церкви, издана при участии этого же Совета издательством «ДАРЪ», Москва, 2006.

В эпиграф своей статьи автор взял, на мой взгляд, замечательные слова Свт. Василия Великого из «Бесед на Шестоднев»: «…обратись с изумлением к Божией премудрости, которая так сие устроила. Ибо изумление перед великими предметами не уменьшается, когда открыт способ, каким произошло что-нибудь необычайное. А если и не открыт, то простота веры да будет крепче доказательств от ума.»

Эта мысль - об идеальной точности всех библейских положений и мнимости противоречий в силу недостаточности наших знаний - очень часто утверждается в религиозной литературе всех христианских направлений. К этой мысли приходили многие естествоиспытатели прошлого, открывая законы мироздания и поражаясь величию Творца вселенной. Открытия современных учёных, археологические находки, редкие природные и астрономические явления и сегодня помогают понимать библейские тексты, наполняют смыслом положения, ещё вчера казавшиеся абсурдными, объясняют самые невероятные истории, случившиеся с библейскими персонажами. Исторические события происходят в точном соответствии с библейскими пророчествами.

Сегодня мы смело можем утверждать, что Библия - самая достоверная, самая точная книга из всех, которыми когда-либо обладало человечество. Наше непонимание некоторых эпизодов нисколько не умаляет её достоинства.


Всё равно писали эти книги люди, а не Бог.

Предположим, что это так. Но тогда возникают несколько вопросов.

Откуда Моисей почерпнул знания о создании, развитии, строении Земли, а также массу других данных, только сейчас постигаемых естествоиспытателями? Как, не имея фотоснимков из космоса, автор книги Иова мог утверждать, что Земля висит «ни на чём» (Иов 26:7)? Откуда Исаия узнал имя полководца, который через полтораста лет дал евреям повеление восстановить Иерусалим и храм, разрушенные халдеями (Исаия 44:27-45:3)? Как Даниил догадался, что спустя более чем два столетия «один из греков сокрушит власть персов» (Иосиф Флавий. «Иудейские древности», кн. 11, гл. 1., §5)? Откуда черпали поразительно точные сведения другие авторы Библии?

Амос, отец Исаии был одним «из пастухов Фекойских» (Амос 1:1). «… я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы» (Амос 7:4) - так он сам записал в своей пророческой книге. Давид пас овец Иессея, своего отца, даже когда Самуил пришёл помазать Давида в цари Израиля (1-я Царств 16:11). Ученики Иисуса тоже не были книжниками, не принадлежали знатным родам. Матфей был сборщиком податей (Матфей 9:9), Иоанн и Иаков (сыновья рыбака Зеведея), Андрей и Пётр - рыболовами (Матфей 4:18, 21). Существует предположение, что Послание Иакова написано не Апостолом Христа, а Его братом, т.е. сыном плотника Иосифа. Откуда у этих «простых» людей такое знание Священного Писания, богатая эрудиция, творческие способности? Откуда взялся литературный талант? Кстати вспомнить и о косноязычии Моисея (Исход 4:10), и о признании Иеремии: «я не умею говорить» (Иеремия 1:6).

Этот вопрос умножается, даже возводится в степень следующим вопросом: как эти люди могли написать то, чего не понимали? «… они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» - написал об учениках Иисуса евангелист Лука (18:34, а также 9:45 и др.). Матфей, Марк и Иоанн десятки раз констатировали, что «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Марк 4:12-13) не понимали слов Иисуса, стыдились этого и боялись переспросить (Матфей 15:16, 16:11, Марк 7:18, 8:17-21, Иоанн 8:27, 10:6, 12:16, 13:28 и др.).

«От Иисуса Христа, как известно, ничего не осталось. Он ничего не писал. … Записали уже его ученики. … Кто такой ученики? Рыбаки. Нужно ли что-нибудь ещё пояснять или нет? Что, это - книжники? Нет, ну что вы… Не книжные люди. Помните, когда вызвали Иоанна и Петра, привели в Синедрион, приметили, что они - люди не книжные. То есть, самые простые люди. Да, писать умели. Грамоту знали. Вот всё. И вдруг… Такое беспрецедентное в истории человечества - вы слышите: человечества! - всей человеческой религиозно-философской мысли учение,» - это слова профессора Московской Духовной Академии Осипова А.И., аудиоучебник «Основы православия», лекция «Истинность православия».

Впрочем, «… гром могущества Его кто может уразуметь?» (Иов.26:14). Давид, достигший царского достоинства, записал: «… я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою» (Псалтирь 72:22). Даниил, происходящий из знатного рода, весьма способный, получивший приличное образование (Даниил 1:4-6), признавался: «Я слышал это, но не понял» (Даниил 12:8). Как можно верно изложить какое-либо учение, не понимая его?

Апостол Павел очень удачно резюмировал все эти вопросы: «Разве от вас вышло слово Божие?» (1-е Коринфянам 14:36). И ответ на них есть только один: «… есть на небесах Бог, открывающий тайны» (Даниил 2:27-28), «Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: иди, пророчествуй …» (Амос 7:14-15), «Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть … Я передал им слово Твоё» (Иоанн 17:7-14).


if (

Какие ещё нужны доказательства, что Библия - есть Слово Бога Живого? Хотите казней египетских? Впрочем, «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. … если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лука 16:30-31).

)

then go to start;


© май 2008


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011