Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (27)

Что такое Библия (глав: 4)

Об ущербности скептиков (глав: 7)

Чудо природы (глав: 4)

Бог, родина, король (глав: 3)

Эволюционизм (глав: 4)

«Cogito ergo sum» (Decartes) (глав: 3)

Гранитный памятник Творцу (глав: 3)

Пошто евреи Христа распяли? (глав: 13)

Эти слабые женские руки (глав: 2)

Жестокость Ветхого Завета (глав: 3)

Крест Господень (глав: 1)

Время распятия Христа (глав: 1)

Имена Бога (глав: 4)

Что такое Логос? (глав: 3)

Мойте руки перед едой! (глав: 6)

Святость (глав: 2)

Библия о пьянстве (глав: 1)

Твердь Небесная (глав: 1)

Добрый самарянин (глав: 4)

Суббота (глав: 5)

Люцифер (глав: 4)

Рожки (глав: 1)

Хранилища и воскрилия одежд (глав: 5)

Идолопоклонство vs иконопоклонение (глав: 14)

Благодатный огонь (глав: 5)

Дело законничества (глав: 1)

Первый апостольский собор (глав: 7)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Игорь Шиповский, Россия, Тверь
(род. 1965, Волгоград)

Притча о добром самарянине

декабрь 2009 - июль 2010

◄◄ | | Глава | | ►►

Священный долг

Евангелие от Луки содержит притчу о милосердном самарянине (Лука 10:25-37). В ней присутствуют два второстепенных персонажа: священник (10:31) и левит (10:32). Оба они прошли мимо израненного человека, обречённого в условиях притчи на верную гибель. Большинство людей, в том числе и множество христианских авторов, считают эти персонажи отрицательными. А уж противники Библии изъязвили себе языки, доказывая ханжество и бесчеловечность иудейских священнослужителей.

А теперь давайте посмотрим на них глазами собеседников Христа, которым в первую очередь предназначалась эта притча.

Каждый из них с детства знал, какие требования предъявляет Моисеев Закон к служителям Бога:

«И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя [прикосновением] к умершему из народа своего …» (Левит 21:1);

«А священники … К мёртвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери, брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя нечистыми. По очищении же такого, ещё семь дней надлежит отсчитать ему …» (Иезекииль 44:15-26);

«Великий же священник … на голову которого возлит елей помазания, и который освящён, чтобы облачаться в [священные] одежды, … ни к какому умершему не должен он приступать: даже [прикосновением к умершему] отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя» (Левит 21:10-11);

«Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мёртвому телу: [прикосновением] к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут …» (Числа 6:6);

«Кто прикоснётся к мёртвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист; всякий, прикоснувшийся к мёртвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа …» (Числа 19:11-13).

Если священник и левит шли в Иерусалим на службу, то они не могли себе позволить соприкосновения с умершим. Вероятность же смерти раненого человека у них на руках была высока. Служба Богу в этом случае была бы сорвана. Не имея возможности очиститься по предписанным правилам, священник и левит осквернили бы Храм. Если героем притчи был первосвященник, то тяжким грехом был бы сам контакт с умершим, даже если это не повлияло бы на храмовую службу. А ещё и Иисус, и все его собеседники знали, что грех священника делает виновным весь народ (Левит 4:3).

Что мы можем сказать теперь? Были ли герои Иисусовой притчи отрицательными? Да они оба, может быть, слезами горючими обливались! Может, их сердца разрывались от боли! Но у них был долг перед Богом и народом, и не исполнить его они не могли.

О таких мелочах, как отсутствие у левитов и священников собственной земли, имущества и возможности заработка, о том, что питались и одевались они за счёт десятины, что место жительства им должен был предоставлять народ (Числа 18:1-32), уже можно было бы и не говорить. Всё же отметим: собеседники Иисуса прекрасно понимали, что у героев его притчи, в отличие от самарянина, скорее всего, не было при себе ни денег, ни каких-либо средств, чтобы помочь раненому. И шли они пешком, тогда как самарянин «проезжал», имея с собой как минимум одного осла, а также масло, вино, деньги… И, надо полагать, охрану. Левит, как менее ответственный, подошёл к умирающему и «посмотрел» (Лука 10:32). Если бы у него был хоть один шанс из тысячи помочь несчастному, думаю, притча звучала бы по-другому.

Никто из героев этого эпизода Евангелия от Луки, даже законник, не возразил Иисусу, не затребовал более уважительного тона в отношении служителей Бога, как это часто бывало в других эпизодах новозаветных книг. Думаю, это неспроста. Притча, рассказанная Иисусом, абсолютно правдива. Никто из слушателей даже представить себе не мог, что что-либо могло быть иначе. И левит, и священник в этой притче - люди высокой ответственности и чувства долга.

Главным героем притчи, несомненно, является самарянин. И это тоже неспроста. Ознакомившись с ветхозаветными книгами, зная историю самарян и их отношения с иудеями, мы сможем понять, почему самаряне так часто становятся героями книг Нового Завета. Копаясь глубже, можно выяснить и почему местом действия притчи Иисус избрал трассу Иерусалим-Иерихон, и другие детали.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011